Реферат: Рим первых царей: власть и социальное управление

Название: Рим первых царей: власть и социальное управление
Раздел: Рефераты по теории государства и права
Тип: реферат

ТЕМА: Рим первых царей: власть и социальное управление

I. Введение

Задачи: показать

1) социальные отношения в древнем зарождающимся Риме в период первых царей;

2) социальную структуру общества и влияние социальных отношений на формирование власти и управления;

3) причины расслоения общества на бедных и богатых (патрициев и плебеев);

4) формирование рабовладельческого строя;

II. Время и история возникновения Рима

1) Источники истории царского периода;

2) Методы укрепления царской власти;

III. Общественный строй, социально-экономическая структура, взаимоотношения.

1) Социальное управление;

2) Патриции и плебеи: происхождение и взаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя.

3) Сервианская реформа: государственно-правовые причины, содержание, следствия.

IV. Заключение.

Список используемой литературы:

1) Игнатенко А.В. "Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре", Свердловск, 1988 г.

2) В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, О.П. Севостьянов "История древнего Рима", Учебник.

3) Кузищин В.И. Издание второе, переработанное и дополненное, 1981 г.

4) Ливий Т. "История от основания Рима", Книга I, стр.98.

"Историки античности", Том второй, "Древний Рим", Москва,

Издательство "Правда", 1989 г.

5) Маяк И.Л. "Рим первых царей", Москва, 1983 г.

6) Маяк И.Л., Кузищин В.И. "История древнего Рима" Учебник для

вузов по специальности "История"

7) Омельченко О.А. "История государства и права зарубежных стран"

2 тома. 1998 г. Москва.

8) Плутарх "Сравнительные жизнеописания", Издательство Дальневосточного университета. Владивосток, 1987 г.

I . Вв едение

Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы.

Однако, в древности в слово "Рим" вкладывалось другое содержание. В древности Рим – это не только название одного города, это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее в VI в. до н.э. на территории Аппенинского полуострова, а позднее включившее в свои границы все средиземноморье.

Во всемирно-историческом развитии роль истории древнего Рима очень велика. Именно Рим дает образец рабовладельческого способа производства, и на древнеримском материале историки, экономисты и философы анализируют сущность рабовладельческой общественно-экономической формации, сравнивают ее с феодальной и капиталистической формациями.

В пределах громадной Средиземноморской державы с большим числом племен и народностей, стоявших на разных ступенях исторического развития, была создана высокая так называемая античная культура, которая легла затем в основу развития европейской цивилизации. Греко-римская античная цивилизация на определенном этапе своего развития вобрала в себя достижения всех народов Средиземноморья, синтезировала их и дала толчок к дальнейшему развитию европейской культуры. Древнейший Рим оставил богатое культурное наследие. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и вилл поражают даже современного человека. Они удивляют его не только своим великолепием, хорошей техникой, прочностью постройки, рациональной архитектурой, но и замечательными украшениями (рельефами, фресками, мозаикой). Все это реальная связь римской древности с современностью, доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нее оказала влияние и на современную цивилизацию. Уже в древнем Риме в эпоху царского времени были созданы предпосылки для расслоения общества (разная степень обеспеченности), связанные с размером земельных наделов, что привело к усилению царской власти более богатого сословия. В зависимости от социальной структуры и отношений формируется власть и управление обществом.

II . Время и история возникновения Рима

1) Источники истории царского периода;

Источники весьма разнообразны: это памятники материальной

культуры, письменные памятники и языковые данные. Письменные источники сохранились в виде рукописей на папирусе, коже, пергаменте, надписей на камне, керамике, металле. По содержанию все письменные источники делятся на повествовательные (произведения исторического характера, художественной литературы, философские трактаты и др.) и документальные (государственные акты, завещания, долговые расписки и др.) Все исторические памятники, как материальные, так и письменные, могут быть классифицированы по тематике - характеризующие экономику, социальную жизнь, религию и так далее.

По истории древнего Рима существовало много версий и написано много трудов разными авторами.[1]

Выяснилось, что человек обосновался на месте Рима задолго до традиционной даты его возникновения (754-753 г.г. до н.э .). Римляне считают своими предками поселенцев Лация, т.е. латины, в эпоху бронзового века (вторая половина II тысячелетия до н.э .) встретились с разными переселенцами.

Рим находился в Лации в нижнем течении Тибра. Он вырос на холмах Палатине, Эсквилине, Цылии, Капитолии и др. возвышавшихся над сыроватыми низинами. Само место способствовало его росту благодаря здоровому климату, реке, в устье которой добывалась соль, удобству положения вдалеке от моря, что облегчило связи с итальянскими и заморскими народами.

Древнейшая история Лация дошла до нас в виде легенд, переданных античными авторами. Близнецы Ромул и Рэм – "от слова ruma (сосок) ибо впервые их увидели сосавшими волчицу"[2] , явились основателями Рима. Ромул считается первым царем, его правление открывает так называемую царскую эпоху в римской истории.

Цари правили с VIII по VI век до н.э. За это время произошло много событий. Постепенно из разрозненных поселков на холмах вырос город. Общество из родоплеменного стало классовым, царская власть из власти первобытных вождей развилось до единоличной, тиранической, римляне из членов гентильных, т.е. родовых подразделений превратились в граждан государства, первоначальная культура Рима поднялась до уровня цивилизации.

Именно в царскую эпоху были заложены фундаменты важнейших общественных и управленческих структур, а так же идейной, в том числе религиозной сферы, на некоторых строился республиканский Рим.

Ромулу приписывается не только основание великого Города, не только объединение латинской общины, но и создание всех общественных единиц первобытного Рима. Из этого можно сделать вывод: латинские поселенцы Палатина, как и родственные им сабины жили родовым строем , подразделялись на племена – трибы, фратрии – курии и роды (gentes ). Управление этой общиной было классически первобытным, трехчленным. Во главе стоял сенат, совет старейшин, куриатные комиции , т.е. народное собрание по куриям, и выборный царь (rex).

Уже при первых царях римляне не отличались первобытным равенством. Куриатное собрание не допускало участие женщин, а было лишь сходкой взрослых мужчин, реальных или бывших (по возрасту) воинов, баланс сил склонялся в сторону царя. Наряду с гентельными общинами появились территориальные, соседские. Таким образом все это свидетельствует о процессе разложения первобытнообщинного строя.

Латинские писатели рисуют римлян воинственным народом. Ромулу пришлось вести настоящую войну, начатую против римлян Акроном, царем Ценины. Война открылась поединком вождей – Акрона и Ромула. Ценинец пал в битве. После Акрона против Рима выступили другие города Лация, но тоже были побеждены. При этом ценнисты, и жители ближайших латинских городов вынуждены были переселиться в Рим, а их земли получали римляне. Все это время римляне не переставали воевать. Римляне всех одолели, земли захватили и часть уцелевших неприятелей переселили в Рим, а на покоренные земли стали переселять безземельных римлян.

Ранее приобретенными землями распоряжался сенат, теперь же Ромул сам стал наделять ими не только курий, где они делились между родами, но и отдельных воинов по своему усмотрению, за что и был убит сенаторами, припомнили ему и самостоятельное ведение суда, что делало его независимым от родовой знати.

В Риме установилось междуцарствие, т.е. правление отцов - сенаторов, которым полагалось предложить нового царя.

Следующий царь Нума Помпилий, "был родом из Кур, знаменитого в Сабинской земле города, по имени которого римляне прозвали себя и соединившихся с ними сабинян "квиритами". Божественным изволением он родился в день, когда Ромул основал Рим, за одиннадцать дней до майских календ. Нрав его, от природы

склонный ко всяческой добродетели, еще более усовершенствовался благодаря воспитанию, жизненным бедствиям и философии: Нума не только очистил душу от порицаемых всеми страстей, но отрешился и от насилия, и от корыстолюбия (которые у варваров отнюдь не считаются пороками), отрешился, истинное мужество видя в том, чтобы смирять в себе желания уздою разума"[3] . Он не воевал и новых земель не приобретал, но действовал, как и Ромул, укрепляя царскую власть, стараясь не ссориться с родовой знатью.

Нума распустил отряд целеров, зато создал ремесленные и новые, не связанные с родоплеменным строем, жреческие коллегии, чем централизовал свою власть. В дальнейшем цари ведут поиски расширения социальной опоры за счет молодежи и укрепления царской власти путем создания неподконтрольных родовладыкам войсковых единиц.

Сервий царствовал в Риме (578-535 г.г. до н.э. ) и был выдающимся правителем. При нем завершились те общественные и политические процессы, которые привели Рим от разлагающегося первобытного строя к государству и цивилизации.

Сервий стремился ограничить влияние родовой знати в обществе и добился этого.

Всю римскую империю он поделил на 4 городских и 16 сельских округов, которые назвал трибами. По территориальным округам Сервий установил ежегодную перепись населения. Каждый человек-мужчина, женщина, ребенок вносил в казну соответствующую плату по месту проживания, делался взнос за родившегося и умершего. Таким образом, учитывалась динамика населения по полу и возрасту.

Собранные взносы составляли часть общеримской казны, главная ее часть состояла из налогов. Сервий Туллий сделал сборы налогов регулярными и дифференцированными. Для учетов доходов провел ценовую реформу. Главы всех римских семей, будь то коренные жители или потомки латинов, насильственно переселенных или добровольные пришельцы, должны были явиться к царю и под присягой сообщить о состоянии своих семей, о том, сколько земли, рабов, скота и прочего добра они имеют, какие доходы получают. Прошли столетия со времен царского периода в Риме, но в настоящее время можно видеть сходство в социальных отношениях современного общества с организацией управления им. В зависимости от имущества римские мужи зачислялись в центровые разряды (в последствии их стало шесть).

В соответствии с уровнем достатка люди, независимо от принадлежности к родам и куриям, призывались в армию. Самые богатые формировали тяжеловооруженную пехоту и кавалерию, менее состоятельные - легковооруженные отряды; бедные освобождались от несения военной службы, поскольку не имели средств для экипировки. Эти люди назывались "пролетариями", так как все их достояние заключалось в потомстве (по латыни – proles ).

Войско делилось на центурии, т.е. на отряды из 100 человек. Но фактически в центурии богатых воинов было гораздо меньше ста, а в пролетарской центурии – намного больше. Это имело огромное значение для внутренней жизни Рима, так как центурия была не только воинской, но и голосующей единицей.

Оставив за собраниями по куриям решение лишь некоторых, связанных с религиозными установлениями, вопросов, Сервий Туллий

Перенес важнейшие дела в Собрания по центуриям. Таким образом, он ввел новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Поскольку центурий состоятельных разрядов было много больше, чем центурий, включавших людей победнее, голосование всегда оказывалось в пользу богатых, хотя и необязательно родовитых.

Создав новое войско вместо прежних родовых ополчений, Сервий укрепил свою власть и принизил родовую знать, которая этим ополчением командовала. А чтобы еще больше подавить ее царь провел земельные конфискации и наделил землей бедняков.

Сервий стал царем с согласия отцов – сенаторов, но его убивает молодой и сильный Луций Тарквиний, начав царствовать не избранный народом и неутвержденный сенатом. Он обрушил на головы патрициев страшные репрессии, сам творя суд, окружал себя телохранителями. Одних он уничтожал как явных недоброжелателей, других из подозрения в нелояльности, третьих польстившись на их богатство. В результате число сенаторов ополовинилось. Ни сенат, ни народное собрание не созывались. Все вершилось волей царя, который советовался только со своими близкими. Вокруг него сгруппировались содалы, то есть сподвижники, преимущественно из числа его родственников, объединенных клятвой верности.

Возмущенные бесчинствами царя римляне стали вооружаться и стекаться под знамена начальника царских телохранителей. Организаторами и главной силой в борьбе с тираном оказались патриции, отождествляющие себя "народом" (populous ) и поведшие за

собой плебейское простонародье. Царю было объявлено об изгнании, были центуриатные комиции и проведены выборы должностных лиц.

Так в 509 г. до н.э. была установлена в Риме республика во главе которой оказались патриции.[4]

III . Общественный строй, социально-экономическая структура, взаимоотношения.

Итак, из приведенных выше исторических сведений следует, что в Риме начала царского времени были разрозненные поселения, затем они начали объединяться между собой. Первыми объединились деревни Палантинского холма и возвышенности Велии. Затем в единую с ними общину слились поселки на холмах Эсквилине и Цэлии, потом – Виминала и Квиринала. Таким образом, начало царской эпохи знаменует собой начало истории объединенной римской общины.

В начале царской эпохи народ Рима (populous ) состоял из трех родовых триб, или племен.

Вторым элементом общества было 30 курий. Курия – это союз мужчин-воинов. Курия выставляла 100 пеших и 10 конных воинов.

Основой социальной структуры были роды (gentes ). Сначала их было 100, а затем стало 300.

Римский род царского времени был отцовским, экзогамным. Он характеризовался правом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и смещать старейшин, а так же обязанностью сородичей оказывать друг другу помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от предка.

Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Однако, члены рода пользовались сообща лишь частью земли, основной же земельный фонд распределялся между входившими в род семьями.

Это были большие патриархальные семьи (familia ), включающие 3-4 поколения потомков главы семьи (pater familias ). Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой общую хозяйственную единицу. Постепенно в ней возрастало значение главы семьи, который превращался в единственного собственника, распоряжался всем достоянием и членами семьи.

Управление Римом

Управление Римом состояло из сената, комиций и царя. Сенат был советом из 100, а позднее из 300 родовых старейшин. Его название (senatus ) происходит от латинского слова senex – старец. Комиции в

переводе с латинского означает – сходку. Это народное собрание, точнее – собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям, отсюда его название – куриатные комиции. На комициях выбирался царь (rex ), обладавший функциями военного вождя, верховного жреца и судьи. Родичи были равны между собой. Каждый старший в роду входит в сенат, в совет отцов (patres ), так что римский народ или все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев , т.е. людей имеющих свой совет отцов (patres ).

Таким образом, в Риме были элементы военной диктатуры. Однако римское общество с началом царской эпохи уже стало выходить за пределы союза племен и родоплеменного строя.

Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост народонаселения способствовали подвижности населения и разрыву родственных связей. Наряду с общинами родового характера складывались соседские общины с присущими им коллективными формами землевладения, что

вело к появлению патриархально рабства и частного владения землей внутри родовых коллективов.

Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов. В них выделялись более знатные и богатые семьи. Свойственные первобытности принципы авторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности, родовитости.

Патриции и плебеи: происхождение и взаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя.

Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места, близостью судоходной реки, моря, солеварен. Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее стал прекращен, и новые поселенцы оказались

На положении неполноправных, так как были лишены права участия в куриатных комициях и в сенате. Число их быстро увеличивалось, их стали называть плебсом (plebe – наполнять).

Плебеи как и патриции, жили большими патриархальными семьями, составлявшими часть рода. Но в силу того, что эти семьи не входили в три римские трибы, они и не подлежали наделению землей, кроме небольшого участка при доме; не могли они пользоваться и общей землей. Потому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, земледелием, а главным образом ремеслом и торговлей. В этой среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и

имущественной дифференциации. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны и искали для себя покровителей, становились клиентами, плебеи включались в состав рода и получали землю и имя покровителя.

Таким образом, в рамках царской эпохи развилось социальное неравенство. Сначала выявились сословные различия между патрициями и клиентами, а затем началось формирование классов-сословий патрициев и плебеев. Этот процесс усилился при трех последних царях.

Сервианская реформа: государственно-правовые причины, содержание, следствия.

Важной заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, создал отряд из 300 телохранителей – целеров, сражавшихся в пешем и конном строю. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, Сервий Туллий совершенно изменил сам принцип комплектования войска, он поделил все мужские населения Рима, т.е. патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния служил земельный надел . Все бедняки входили в 6-й разряд – пролетариев. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинских единиц – центурий (сотен).

"Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и младших возрастов; все они получили "первый разряд", старшим надлежало быть в готовности для обороны города, "младшим" – вести внешние войны. Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий".[5]

Значение этой реформы Сервия Туллия выходит далеко за пределы только военной, так как на основе центурийского порядка создавался новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Каждая центурия была не только войсковой, но и голосующей единицей. Фактическое количество людей в центуриях было неодинаковым: пролетарская насчитывала несколько сотен человек, а перворазрядная – несколько десятков. Поскольку перворазрядных

центурий было гораздо больше, дела в центуриатных народных собраниях практически решались голосами самых богатых римлян, в том числе, которых были не только патриции, но и плебеи.

Этим было положено начало включению плебеев в состав основной массы народа (populous ). Все это усиливало царя и ослабляло патрициев[6] .

IV. Заключение .

Итак, история Рима царского времени являет собой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от

начавшейся социальной дифференциации в пределах родовой организации с появлением патриархального рабства до формирования классов -–сословий патрициев и плебеев и образованием государства. На протяжении царской эпохи в VIII – VI в.в. до н.э. вырабатывались элементы государства в специфически античной форме полиса (civitas), т.е. гражданской общины, социально-экономической основой, которой была античная форма собственности.


[1] Кузищин В.И. "История древнего Рима", Москва 1981 г.

[2] Плутарх "Сравнительные жизнеописания", "Ромул" гл. IV-VI, стр. 40-41, Изд. Дальневосточного университета Владивосток, 1987 г.

[3] Плутарх "Сравнительные жизнеописания", "Нума" гл. III, стр. 108 , Изд. Дальневосточного университета Владивосток, 1987 г.

[4] Маяк И.М. "Римляне ранней республики" изд. МГУ 1993 г.

[5] Тит Ливий "История от основания Рима", Книга I, стр.98. "Историки античности", Том второй, "Древний Рим", Москва, Издательство "Правда", 1989 г.

[6] Игнатенко А.В. "Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре", Свердловск, 1988г.