Реферат: Метрология, стандартизация, сертификация

Название: Метрология, стандартизация, сертификация
Раздел: Рефераты по технологии
Тип: реферат

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра "общественное питание"

Контрольная работа

по метрология, стандартизации и сертификации

Выполнил:

Студент группы Тх-0,11

Асадов Андрей

Борисович

Шифр: 5687

Проверила:

старший преподаватель

Мартьянова Татьяна Ивановна

г. Набережные Челны.

2002г

План

-Содержание соглашения о проведении согласованной поли­тики в области стандартизации, метрологии и сертифика­ции.

-Аккредитация лаборатории на техническую компетенцию и независимость, их оснащенность.

-Рыночные отношения и проблема качества. Качество как сред­ство конкурентной борьбы и фактор успешной коммерче­ской деятельности.

-Использованная литература.

Содержание соглашения о проведении согласованной политики в облас­ти стандартизации, метрологии и сертификации

В 1991г. национальные организации по метрологии стран, входящих ранее в СЭВ, подписали Меморандум о сотрудничестве в области метроло­гии, в результате чего была создана организация, объединяющая страны Цен­тральной и Восточной Европы – КООМЕТ. В ее работе используется опыт и важнейшие документы по метрологии СЭВ.

Между государствами – членами СНГ подписано Межправительствен­ное соглашение о проведении согласованной политики в области стандарти­зации, метрологии и сертификации. В соответствии с этим документом со­храняется единство измерений на основе положений, принятых до развала Союза, на основе использования единых эталонов (большинство их нахо­диться в России), стандартных справочных данных, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Соглашение содержит положение о взаимном признании результатов испытаний средств измерений и их повер­ки.

Большое значение вопросам стандартизации, сертификации и каче­ству продукции придается и в рамках СНГ.

13 марта 1992 г. в Москве состоялось заседание Совета глав прави­тельств СНГ. В повестке дня стоял вопрос о согласовании политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, политики, при­званной сохранить техническое единство в производстве и торговле на территории стран-членов СНГ.

Впоследствии был организован Межгосударственный Совет по метрологии и сертификации (МГС), который был в дальнейшем пере­именован в Евроазиатский межгосударственный совет по стандартиза­ции, метрологии и сертификации (EASC).

Страны, обладая полной самостоятельностью в вопросах формиро­вания и реализации систем стандартизации, метрологии, сертификации и организации работ в этой области

• используют основные положения действующих систем стандартиза­ции и метрологии, и развивают их применительно к рыночной эко­номике, гармонизируя с международными нормами и правилами;

• признают действующие стандарты «ГОСТ» в качестве межгосу­дарственных;

• сохраняют аббревиатуру «ГОСТ» за вновь вводимыми межгосу­дарственными стандартами, предусматривая гармонизацию их тре­бований с международными, региональными и передовыми нацио­нальными стандартами;

• осуществляют работы по сертификации на основе общих органи­зационно-методических положений через создаваемые правитель­ствами национальные органы по сертификации;

• согласованно решают правовые, экономические и организацион­ные вопросы стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе на основе двусторонних или многосторонних договоров, программ и технических проектов.

Стороны будут проводить согласованную политику по следующим направлениям в области стандартизации, метрологии и сертификации:

• принятие общих правил проведения работ по стандартизации, мет­рологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

• установление единых обязательных требований к продукции и ус­лугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья че­ловека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаме­няемость, а также единые методы испытаний;

• стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

• организация ведения и развития классификаторов технико-экономической информации и систем кодирования;

• введение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

• формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стан­дартов других стран и обеспечение участников Соглашения этими стандартами;

• ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важ­нейшие группы продукции, представляющие межгосударственный интерес;

• взаимное признание результатов государственных испытаний, мет­рологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;

• взаимное признание аккредитованных испытательных, повероч­ных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), ор­ганов сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспе­чения качества;

• издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосу­дарственных стандартов, международных и региональных стандар­тов, других нормативных документов по стандартизации, метроло­гии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

• координация программы подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации;

• международное сотрудничество в области стандартизации, метро­логии, сертификации и качества.

В Соглашении предусматривается также, что стороны будут осуще­ствлять: финансирование общих программ и технических проектов в области стандартизации, метрологии и сертификации целевым направ­лением средств; финансирование собственной части работ по реализации основных направлений согласованной политики в указанных областях.

Каждая сторона Соглашения имеет право свободного выхода из состава его участников при условии письменного уведомления не ме­нее чем за 12 месяцев. В то же время Соглашение открыто для присое­динения Правительств других стран, признающих его положения.

Это Соглашение имеет чрезвычайно важное значение для каждого государства СНГ, тем более, если учесть, что 19 западноевропейских стран образовали Европейский Союз (ЕС) и создают единые норматив­ные документы на продукцию и услуги - Евронормы (EN).

Межгосударственный Совет осуществляет координацию и выраба­тывает решения по проведению согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Совет состоит из полно­мочных представителей государств - участников Соглашения. Предста­вителями в Совете являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации различных государств.

Совет выполняет следующие основные функции:

• выработка и согласование приоритетных направлений и форм со­вместной деятельности межгосударственного сотрудничества в об­ласти стандартизации, метрологии и сертификации;

• рассмотрение и принятие основных направлений научных исследо­ваний, научно-технических программ, планов и проектов, пред­ставление на утверждение правительствам государств-участников, а при наличии полномочий - утверждение документов, предусмот­ренных Соглашением;

• принятие решений о межгосударственных стандартах, выработка и принятие правил и процедур проведения совместных работ в дан­ной области;

• рассмотрение и согласование смет затрат для выполнения целевых программ и технических проектов по стандартизации, метрологии и сертификации с выработкой предложений по источникам их фи­нансирования;

• принятие решений о формировании технического секретариата Со­вета и временных научно-технических комиссий, утверждение. планов их работ, сметы расходов и другие функции. Принятые Советом решения являются обязательными для нацио­нальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, ко­торые издают постановления об их введении на территории государств.

Аккредитация лаборатории на техническую компетенцию и неза­висимость, их оснащенность

Госстандарт России в пределах его компетенции выполняет функции орга­на по аккредитации, а также разрабатывает об­щие процедуры по аккредита­ции, общие требования к объек­там аккредитации и экспертам, а также к не­обходимым доку­ментам; взаимодействует с международными организациями по аккредитации.

Совет по аккредитации рассматривает и решает вопросы по следующим ос­новным направлениям:

• установлению принципов единой технической политики в области аккреди­тации;

• исследованию новых технологий в этой области;

• координации деятельности органов по аккредитации;

• экономическим проблемам;

• международному сотрудничеству;

• периодическому подведению итогов работ по аккредитации;

• ведению реестра аккредитованных объектов и экспертов по аккредитации.

Аккредитация, как и сертификация, проводится в законода­тельно регулируе­мой и нерегулируемой областях.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных ла­бораторий, рабо­тающих в системах обязательной сертификации, относится к регулируемой зако­ном области. Это связано с обеспе­чением требований законодательства по безо­пасности товаров и услуг и их влиянию на окружающую среду. Аккредитация в не­регулируемой области координирует деятельность органов по сер­тификации и испытательных лабораторий в системах доброволь­ной сертификации.

Орган по аккредитации управляет системой аккредитации и проводит соот­ветствующую процедуру. Основные требования к нему устанавливает в РФ ГОСТ Р 51000.2-95, разработанный с учетом общеевропейского стандарта ЕК 45003.

Организация, претендующая на право стать органом по акк­редитации, должна иметь: определенный юридический статус; финансовую стабильность; организационную структуру, соответ­ствующую обеспечению компетентности, беспристрастность и не­зависимость при аккредитациях; площади и оборудова­ние; ква­лифицированный персонал; необходимые нормативные докумен­ты на критерии и процессы аккредитации; систему обеспечения качества аккредита­ции.

В настоящее время аккредитацию испытательных лабора­торий и органов по сертификации в РФ осуществляют под­разделения Госстандарта в обяза­тельной области и центральные органы систем сертификации в доброволь­ной области. В связи с тенденцией разделения сертификации и аккредита­ции и созданием Российской системы аккредитации функции органов по ак­кредитации постепенно переходят к другим структурам.

Управляющий совет состоит из представителей заинтере­сованных в работе органа министерств, ведомств, профсоюзных объединений, предприятий и дру­гих структур. Он координирует деятельность органа в обозначенной области.

Наблюдательный совет состоит из учредителей органа по аккредитации; его задачей является общий контроль за работой органа. Он не должен ставить перед исполнительным руководством органа задачи, способные подорвать до­верие к нему, на­пример увеличение прибыли за счет проведения большего числа аккредитаций.

Исполнительная дирекция органа, в состав которой вхо­дят руководитель, штат экспертов-аудиторов по аккредитации, секретариат и бухгалтерия, осу­ществляет всю текущую работу по организации и проведению процессов ак­кредитации.

Ответственным за систему обеспечения качества в органе по аккредита­ции может быть работник органа или человек, при­влеченный со стороны, обла­дающий соответствующей квалифи­кацией и опытом.

Апелляционная комиссия рассматривает жалобы по вопро­сам аккредитации со стороны заявителей.

Комиссия по аккредитации утверждает отчеты эксперте
по проведению аккредитации и принимает решение о выдаче аттестата аккреди­тации или отказе в этом.

Секторные комитеты по направлениям аккредитации со­стоят из специали­стов различных организаций по отдельным про­блемам и специалистов, привле­каемых органом по аккредитации для помощи в разработке правил и процедур аккредитации.


Согласно требованиям, орган по аккредитации должен:

• иметь руководителя по аккредитации лабораторий, несу­щего всю полноту ответственности за свою работу перед организацией, органом или правлением, которым он подотчетен; располагать штатным персоналом, соответствующим тому виду, области и объему работ, которая выполняется под руко­водством глав­ного администратора;

• иметь организационную структуру, которая обеспечивает независимость его штатного персонала от воздействия со сто­роны кругов, имеющих финансо­вую заинтересованность в ре­зультатах аккредитации, и гарантирует, что ука­занный пер­сонал не будет подвергаться незаконному давлению или дру­гому воздействию, оказывающему влияние на его суждения или результаты вы­полненной работы;

• располагать соответствующими соглашениями, обеспечива­ющими привле­чение независимых экспертов в качестве тех­нических консультантов.

Как правило, в штате органа по аккредитации кроме руководите­ля работают 1 — 2 эксперта (один из них отвечает за систему обеспе­чения качества органа), бухгалтер и секретарь. На период аккреди­тации, если необходимо, привлекаются внешние экс­перты.

Орган по аккредитации должен располагать документацией, которая ус­ловно делится на три группы:

1) общая документация по правилам аккредитации;

2) внутренняя документация органа по процедурам аккреди­тации;

3) информационные сведения об органе и его деятельности.

Орган по аккредитации должен иметь систему обеспечения качества при­менительно к виду, области и объему выполняе­мой им работы. Документы включаются в Руководство по ка­честву, которое должно быть доступно для использования пер­соналом органа по аккредитации. Орган по аккредитации дол­жен назначить сотрудника, ответственного за руководство по качеству и его актуализацию и непосредственно подчиняюще­гося высшему исполнитель­ному руководству органа. Руководство по обеспечению качества должно со­держать следующие разделы:

• направление политики в области обеспечения качества;

• организационную структуру органа по аккредитации;

• задачи и функциональные обязанности, связанные с обес­печением качества (доведенные до каждого сотрудника с уче­том пределов его служебных полно­мочий);

• общие процедуры обеспечения качества;

• процедуры обеспечения качества, относящиеся к каждому этапу аккредита­ции;

• организацию обратной связи и проведение корректирую­щих мероприятий при возникновении расхождений;

• процедуру рассмотрения апелляций, претензий и спорных

вопросов.

Система обеспечения качества должна регулярно проверяться непосредст­венно руководством органа по аккредитации или от его имени с целью обеспече­ния эффективности ее деятельности и при­нимаемых мер корректирующего харак­тера. Результаты такой про­верки необходимо регистрировать вместе с подробными описания­ми каждого корректирующего воздействия.

Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Реко­мендации по ак­кредитации Р 50.4.001-96 предусматривают пять этапов, содержание которых полностью совпадает с рассматрива­емым вариантом. Каждый этап состоит из стандартных процедур (рис.1.19).

Этап подачи заявки включает следующие процессы:

а) запрос испытательной лаборатории или органа по сертифи­кации о возмож­ности аккредитации в данном органе, о требова­ниях и правилах ее проведения. Орган по аккредитации направ­ляет заявителю необходимые информационные материалы;

б) предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и зая­вителем после ознакомления с информационными материалами;

в) заявку на аккредитацию по специальной форме, где заяви­тель указывает область аккредитации (виды продукции и услуг, сертификация которых плани­руется, или виды испытаний), обя­зательства по проведению процедуры аккре­дитации и ее оплаты независимо от результата.;

г) регистрацию заявки в органе по аккредитации;

д) анализ полноты данных заявки и приложений к ней, кото­рые содержат данные о юридическом статусе испытательной лаборатории или органа по серти­фикации, оснащенности производствен­ными площадями, оборудованием, кадрами и норматив­ной документацией, а также заполненную анкету-вопрос­ник о го­товности к аккредитации и руководство по обеспечению качества;

е) заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон.

Этап проведения эк­ спертизы состоит из следующих процессов:

а) назначения экс­пертов для аккредита­ции по согласованию с заявителем. В каче­стве руководителя эксперти­зы выступает обычно штатный эксперт орга­на (системный эксперт), а в качестве техничес­ких консуль­тантов — эксперты из числа при­влекаемых на основа­нии субподряда;

б) распределения обязанностей при акк­редитации между чле­нами экспертной комис­сии, которое проводит главный эксперт; заявоч­ных документов экспер­тами по специ­альным вопросам

в) анализа органе по ак­кредитации

г) проведения экспертизы непосредствен­но в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным
критериям;

д) составления отчета по экспертизе членами экспертной ко­миссии.

Этап решения по аккредитации включает следующие опе­рации:

а) проверку результатов экспертизы по отчету экспертной ко­миссии. Утвер­ждение или отклонение решения экспертной ко­миссии проводит комиссия по аккредитации, в состав которой входят руководитель органа и члены сектор­ных комитетов;

б) оформление аттестата аккредитации при положительном решении. Срок действия аттестата, в котором указывается об­ласть сертификации или испыта­ний, максимально составляет 5;

в) занесение в реестр аккредитованных органов по сертифика­ции или испыта­тельных лабораторий.

Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредита­ции следит за выполнением требований аккредита­ции в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании до­говора.

Таким образом, аккредитация способствует обеспечению ка­чества сертифика­ции и доверию к ее результатам и методам.

Рыночные отношения и проблема качества. Качество как средство конкурентной борьбы и фактор успешной коммерческой деятельности

Качество продукции – понятие довольно емкое и широкое. Общеизве­стно, что технический уровень и качество продукции формируются ("закла­дываются") при ее разработке, обеспечиваются в процессе производства и поддерживаются в ходе эксплуатации и ремонта. Однако на последнем этапе они снижаются по разным причинам, в том числе по мере морального старе­ния.

Специалисты различают технический, экономический и философский аспекты качества. Рассматривая в нашем случае техническую сущность по­нятия "качество", следует представлять, что продукция имеет ряд свойств, описываемых (устанавливаемых в технической документации) с помощью значительного количества технических характеристик (показателей качест­ва). Выбор состава таких характеристик (параметров) обеспечивает полноту понятия "качество", которая в значительной мере зависит от объективности и квалификации разработчиков продукции.

Под воздействием интенсивного развития рыночных отношений в ми­ровой экономике на смену задаче строгого соответствия стандартам произво­дителя приходит новая: обеспечение соответствия реальным потребностям потребителя, который желает и должен получить возможность свободного выбора из множества аналогичных товаров тех, что наиболее пригодны с точки зрения их использования. К обеспечению соответствия стандартам до­бавляется необходимость обеспечения соответствия использования продук­ции. Решение этой задачи потребовало изменения технологии контроля каче­ства товаров. Технический контроль начинает превращаться в специализиро­ванный вид деятельности, направленный на регулирование качества, анализ причин дефектов, выработку мер по их устранению и проведение мер профи­лактического характера. На смену средствам технического контроля прихо­дят средства технического управления качеством продукции.

В 70-е гг. конкурентная борьба производителей за рынки сбыта выдви­гает как одну из основных целей производства продукции обеспечение соот­ветствия стоимости, т.е. сочетание высокого качества продукции и низкой стоимости. Достижение этой цели потребовало, в дополнение к используе­мым средствам технического управления качеством, развития и совершенст­вования элементов организационного управления качеством. На базе объе­динения технического и организационного управления родилась концепция комплексного управления качеством продукции.

Внедрение комплексного управления качеством продукции означало завершение перехода от важности "внутреннего контроля качества" к важно­сти "внутреннего строительства качества". Этот переход привел в 70-х гг. ве­дущие предприятия многих стран к новому уровню качества их продукции, основанному на обеспечении соответствия ее стандартам, использованию и стоимости.

В 80-х гг. в результате дальнейшего обострения конкурентной борьбы происходит очередная переориентация целей в области обеспечения качества продукции. Высокий уровень индустриального развития большинства стран позволял не только быстро копировать технологию производства и обеспече­ние этих соответствий, но и иметь в ряде случаев более низкие издержки (на рабочую силу, на землю и т.п.). В этой связи стратегической целью стано­виться соответствие скрытым требованиям потребителей, что побудило про­изводителей к созданию так называемых "новаторских товаров", т.е. тех, ко­торые удовлетворяли бы желания потребителей до того, как эти желания у них появятся.

Для достижения новых целей в области обеспечения качества и под мощным воздействием японского опыта с середины 80-х гг. в мировой прак­тике стал формироваться новый подход, характерный и для настоящего вре­мени, получивший название "всеобщее управление качеством".

Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлага­ется другими производителями.

Однако конкурентоспособной может оказаться также продукция равно­го качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу условий, интересующих потребителя относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте про­дукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкуренто­способность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конку­рентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.

Продукция может оказаться конкурентоспособной и случайно. Такая ситуация случается при определенных экономических и организационных условиях: наиболее часто при малом бизнесе и реже – при среднем. Крупные производственные компании уже давно не рассчитывают на случайную кон­курентоспособность своей продукции. Они тщательно изучают рынок, жела­ния и возможности потребителей, проводя маркетинговые исследования.

Если производителю повезло и его продукция волею случая оказалась конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, выяснить возможно точно причины, обусловившие этой случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выигрышного положения.

Использованная литература

1. "Стандартизация и управление качеством продукции", учебник для вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

2. "Метрология, стандартизация и технические средства измере­ний", Тартовский Д.Ф., Ястребов А.С., - М.: Высш. Шк., 2001.

3. "Товароведение продовольственных товаров", Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В., - Ростов н/Д: издательский центр "Март", 1999.

4. "Сертификация: учебное пособие для студентов вузов", М.: ЛОГОС, 2000