Реферат: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание

Название: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
Раздел: Рефераты по уголовному праву и процессу
Тип: реферат
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра криминологии и профилактики преступлений

РЕФЕРАТ

Тема : Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание.

МОСКВА –2002

ПЛАН

Введение................................................. ……………………………………3

1. Понятие правового положения лиц, отбывающих наказания…………4

2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания............. 11

3. Права, законные интересы и обязанности осужденных к лишению свободы ........................…………………………………………………………… 15

4 Правовое положение лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества ..................... …………………………………………….20

5.Правовое положение осужденных в свете международных договоров и международных стандартов ..……………………………………………….. 23

Заключение .............................................…………………………… ………...29

Список использованной литературы………………………………………….30

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях обеспечение правопорядка в Россий­ской Федерации остается не на должном уровне. Меры по проти­водействию преступности, особенно ее организованным формам, не приносят желаемого результата, поскольку не всегда реализуют­ся последовательно и целеустремленно. Вследствие этого крими­нальная обстановка в стране остается достаточно сложной, что создает в обществе атмосферу страха и неуверенности в завтраш­нем дне.

Однако, несмотря на крайнюю остроту сложившейся крими­нальной ситуации в России, деятельность силовых структур, пра­воохранительных и иных государственных органов, судов по борь­бе с уголовной преступностью должна строиться на неукоснитель­ном соблюдении законности, охраны прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших. К числу последних относятся лица, отбывающие наказание (осуж­денные), усиление юридических гарантий прав и законных интере­сов которых представляется необходимым во избежание произвола государственной власти в борьбе с уголовной преступностью.

Уголовное наказание представляет собой меру государствен­ного принуждения, существенно изменяющего правовое положение (статус) гражданина. Но каким бы суровым оно не было, за осуж­денными всегда сохраняется определенная сфера дозволенного по­ведения, состоящая из субъективных прав и законных интересов, которыми он пользовался до осуждения. Из указанных субъек­тивных прав и законных интересов, а также юридических обязан­ностей (нередко и запретов) складывается правовое положение лиц, отбывающих наказания.

Правовое положение осужденных неодинаково, как различны виды наказаний, которые назначаются осужденному за совершен­ное преступление. Есть наказания без изоляции осужденного от общества (например, штраф, увольнение от должности, конфиска­ция имущества), которые затрагивают лишь отдельные сферы жизнедеятельности человека, - его имущественные или трудовые от­ношения. Имеется наказание в виде лишения свободы, которое су­щественно изменяет правовой статус гражданина вследствие при­менения к нему наиболее суровых карательных правоограничений.

Независимо от вида уголовного наказания правовой статус осужденных испытывает влияние и иных факторов. В числе таких факторов важное место занимают международные акты, гарантирующие соблюдение прав человека, и цивилизованные нормы об­ращения с лицами, отбывающими наказание или подвергнутыми заключению в той или иной форме. Действующее уголовно-исполнительное законодательство в основном отвечает принятым на себя Россией как правопреемницей СССР международным нор­мам и стандартам.

Однако сложность современного этапа социально-экономи­ческого развития России не позволяет реализовать некоторые по­ложения международных актов в законодательстве и практике ор­ганов, исполняющих наказания.


1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовно-исполнительного права, соци­ально-правовая значимость которого проявляется в следующем.

Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Фе­дерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, вы­ражается в каре, а последняя представляет собой комплекс устано­вленных законом ограничений прав и свобод человека и гражда­нина. Поскольку права и свободы человека и гражданина являются согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей соци­ально-политической ценностью, то возникающие вопросы о преде­лах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.

Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих нака­зание, обусловливается также необходимостью повышения эффек­тивности процесса исполнения наказания, а в отдельных случаях и применения мер исправительного воздействия. Исполнение осуж­денными возложенных на них обязанностей и реализация принад­лежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для до­стижения поставленных перед наказанием целей.

.Необходимо отметить, что социально-правовое значение ин­ститута правового положения лиц, отбывающих наказание, в по­следнее время не исчерпывается решением задач в сфере правоох­ранительной деятельности. Российская Федерация как правопре­емник СССР является участником многочисленных международ­ных договоров, она признает ряд резолюций и решений междуна­родных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблю­дения прав осужденных, в числе таких решений следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию пра­вопорядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было сфере (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправле­ния правосудия в отношении несовершеннолетних: Пекинские пра­вила (1985) и другие.[1] Развитие правового статуса осужденных, осо­бенно в свете указанных выше международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства, влияет на ее международный ав­торитет. Более того, соблюдение основных прав человека во время отбывания наказания, в основном лишения свободы, нередко ста­новится условием уступок международных партнеров в иных важ­ных для России областях государственного сотрудничества - эко­номических, оборонных, гуманитарных и т.п.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом ста­тусе граждан России положение осужденного во время отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается в толковании, позволяющем раскрыть специфику правового статуса осужденных.

В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности. Речь идет об общем правовом статусе граждан, специальном правовом статусе какой-либо категории граждан и индивидуальном правовом положении гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновид­ность специального правового статуса, в свою очередь подразде­ляемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Специальный правовой статус осужденных имеет свои осо­бенности. В чем они выражаются? Прежде всего в том, что он ба­зируется на общем статусе граждан России. Осуждение лица к уго­ловному наказанию не влечет лишения его гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. Неотчуждаемость права на гражданство определяется междуна­родно-правовыми актами и законодательством Российской Феде­рации. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Неотъемлемость права на гражданство граждан России провозглашена в Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Это же положение устанавливается в Конституции Российской Фе­дерации, где в ст.6 прямо указывается на то, что гражданин Рос­сийской Федерации не может быть лишен своего гражданства.[2] Ис­ходя из этого, в Законе Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, со­гласно ст. 23 названного акта отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по жела­нию осужденного.

Сохранение за осужденным правового статуса гражданина является принципиальным положением политико-правовой док­трины Российского государства по отношению к лицам, совер­шившим преступления, находится в соответствии с международ­ными актами, закрепляющими принципы обращения с осужденны­ми, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме то­го, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способству­ет обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нару­шения последней в любых формах их проявления неизбежно связа­ны с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства. Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в требовании ис­черпывающего закрепления законом ограничений общеграждан­ских прав и свобод осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование правами и свободами граждан, не под­вергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограни­чения) - теми правами и законными интересами, которые сохрани­лись у осужденных в остаточном объеме.

Во-вторых, сохранение за осужденными гражданства госу­дарства преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как позволяет не формально, а по существу обра­щаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает воспи­тательный потенциал наказания. Примеры обращения к граждан­ским чувствам осужденных имелись в периоды, наиболее тяжелые для нашей страны, скажем, в Великую Отечественную войну. Есть такие примеры и сейчас. Свидетельство этому многочисленные случаи добровольного перечисления осужденными пожертвований в благотворительные фонды, помощь во время ликвидации послед­ствий стихийных бедствий (например, взрыва газопровода в Баш­кирии) и других чрезвычайных обстоятельств.

Кроме этого, рассмотрение осужденного в качестве гражда­нина России означает, что осужденный не освобождается от вы­полнения возложенных на него общегражданских обязанностей. Более того, в процессе исполнения наказания привлекаются допол­нительные средства обеспечения исполнения осужденными обще­гражданских обязанностей, например, обязанности оказания мате­риальной и иной помощи нетрудоспособным членам семьи лица­ми, отбывающими лишение свободы.

Вторая особенность специального правового статуса осуж­денных обусловливается социальной ролью (позицией), выполняе­мой его обладателями - осужденными. В отличие от социальных ролей иных специальных правовых статусов рассматриваемая на­ми является следствием неодобряемого и порицаемого обществом поведения: совершения опасных для общества деяний, ущемления прав и законных интересов других граждан.

Соответственно, ответная реакция государства выражается в осуждении лица, виновного в совершении преступления, и назна­чении ему уголовного наказания - своеобразного средства самоза­щиты общества против нарушения условий его существования. Яв­ляясь по своей сущности разновидностью государственного при­нуждения, наказание выражается в причинении виновному опреде­ленных лишений и ограничений (кары) в целях его исправления, а также предупреждения совершения новых преступлений как осуж­денными, так и иными лицами. Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а также применения в некоторых из них мер исправительно-трудового воздействия. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод чело­века и гражданина. Например, для осужденных к лишению сво­боды устанавливаются ограничения в свободе передвижения, вы­бора места жительства и места пребывания, для осужденных к ис­правительным работам - в свободе выбора труда и т.п.

Следует иметь в виду особенность применяемого к осужден­ным государственного принуждения, заключающуюся в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а также применения мер исправительно-трудового воздействия. В нормах "позитивного" права, например, граждан­ского, трудового, брачно-семейного, имеются положения, ограни­чивающие права и свободы осужденных граждан России.

Необходимо отметить, что в рамках специального правового статуса осужденных происходит не только ограничение общих прав и свобод граждан, но и их конкретизация и дополнение. Кон­кретизация предполагает собой и детализацию прав, свобод (нередко и обязанностей) граждан в условиях отбывания наказа­ния. При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их со­держания.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в обще­ственной жизни и присущих только условиям наказания того или иного вида.

Следует отметить, что ранее в учебной литературе освещалось правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием. Дело в том, что применение в отдельных видах наказания мер исправительно-трудового воз­действия (режимных правил, труда, воспитательной работы, обу­чения осужденных) порождает для осужденных дополнительные права, законные интересы и обязанности (обязанность трудиться, право на оплату труда осужденных и т.д.). Соответственно осуж­денный рассматривался как субъект только исправительно-трудовых отношений. В настоящее время больше предпосылок для рассмотрения правового положения осужденных в более широком контексте, а именно как межотраслевого правового института. Во-первых, при сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порож­дающих права, законные интересы и обязанности осужденных, ре­гулируются нормами государственного, административного, тру­дового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, к примеру, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона Рос­сийской Федерации "Об оружии"), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы. Во-вторых, при исполне­нии любого наказания осужденный наделяется специальным пра­вовым статусом, что позволяет рассмотреть правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с мерами исправительно-трудового воздействия (например, лишение свободы) и не связан­ным с таковыми (например, штраф), в качестве единого правового института. Из понимания правового статуса осужденных как еди­ного правового института исходит разрабатываемое в настоящее время уголовно-исполнительное законодательство, закрепляющее общие основы правового статуса осужденных к наказаниям, как связанным с мерами исправительного воздействия, так и не свя­занным с таковыми[3] .

По своему содержанию правовой статус осужденных пред­ставляет собой совокупность юридических средств, с помощью ко­торых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, он складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих на­казание, можно определить как «закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбы­вания уголовного наказания того или иного вида».[4]

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В исправительно-трудовом законодательстве правовое поло­жение лиц, отбывающих наказания, закрепляется двумя путями. Первый - это установление нормативного определения правового положения осужденных. Второй - регламентация конкретных юри­дических прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

Основы правового положения осужденных закреплены в ст. 10 УИК РФ. Законодатель исходит из необходимости сохранения за осужденными гражданства государства и правового статуса граж­данина Российской Федерации. Это имеет большое социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных определяют также и общие законы Российской Федерации, кото­рые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граж­дан государства.

Поскольку речь идет о правовом положении не просто граж­дан, а тех из них, которые совершили преступления и в связи с этим отбывают уголовное наказание, то в ст. 10 УИК РФ устанавли­ваются источники ограничений прав и свобод гражданина.

В их числе - законодательство, устанавливающее позитивный статус граждан Российской Федерации, а именно нормы государ­ственного, административного, гражданского, жилищного, семейного и иных отраслей законодательства. В качестве примера следу­ет привести установление в ст.60 Жилищного кодекса РСФСР ограничения в праве сохранения жилой площади за осужденным к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев, ограничения в избира­тельных правах лишенных свободы, предусмотренного в ст. Кон­ституции Российской Федерации и законах о выборах в соответ­ствующие органы государственной власти; ограничение в праве осужденных пользоваться оружием, установленное в ст. 13 Закона Российской Федерации "Об оружии" и др.

Ограничения гражданских прав и свобод осужденных могут устанавливаться приговором суда, в частности фиксированный процент удержаний из заработной платы при осуждении к испра­вительным работам. Кроме того, назначенное приговором суда дополнительное наказание, например, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, может порождать правоограничения для осужденных во время отбывания основного наказания.

Ограничения общегражданских прав и свобод могут вытекать из режима отбывания наказания, установленного уголовно-исполнитёльным законодательством. Для осужденных к наказа­ниям, не связанным с изоляцией от общества, такие ограничения вытекают из порядка и условий отбывания данных наказаний. Фактически указанные источники ограничений гражданских прав и свобод осужденного основываются на действии норм уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих режим отбыва­ния наказания (например, установление цензуры корреспонденции и обыска осужденных в местах лишения свободы).

В ст. 10 УИК РФ определяется правовое положение ино­странных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане - это лица, имеющие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. К числу иностранных граждан по смыслу действующего законода­тельства о гражданстве относятся также граждане других (кроме России) стран СНГ. Лицами без гражданства являются физические лица, утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. В данных нормах установлено, что правовое положение указанных лиц определяется законодательством, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории госу­дарства с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и уста­новленного законом режима или порядка исполнения наказания данного вида. При этом следует иметь в виду то, что на правовое положение иностранных граждан во время пребывания в Россий­ской Федерации влияют международные договоры России и ино­странных государств.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не являются бесправными по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция Российской Федерации и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, имущественных, семей­ных, трудовых прав и иных ценностей.

Закрепление правового положение осужденных в законе не­обходимо оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая существенно изменила требования к источни­кам ограничений прав и свобод человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации закреплено, что пра­ва и свободы человека и гражданина могут быть ограничены феде­ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в це­лях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо­ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо­ны страны и безопасности государства. Прежде всего следует обра­тить внимание на конституционное требование установления ограничений прав и свобод гражданина только федеральным зако­ном. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что огра­ничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе законодательным актом. Что же следует из дан­ного положения для правового статуса осужденных к уголовному наказанию?

«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав граж­данина подзаконными, в том числе ведомственными нормативны­ми актами. Поэтому в настоящее время идет пересмотр ведом­ственных актов с точки зрения исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина. Необходимые из них следует предусмотреть в законе.

Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами .субъектов Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Кон­ституции РФ уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания на­казания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов дру­гих, лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде международных ак­тов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»[5] .

В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение за­конов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо правосудие.

Фактически речь идет о приоритете конституционных прав и свобод человека и гражданина перед положениями действующего законодательства и правоприменительной практикой. Обеспечить этот приоритет должны судебные органы. Например, Конституци­онный Суд Российской Федерации, исходя из принципа непосред­ственного действия конституционных норм своим постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными положения „ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части приостановления выплаты трудовых пенсий во время лише­ния пенсионера свободы по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового положения гражданина, отбы­вающего наказание, с помощью судебного прецедента. Такая прак­тика будет расширяться, тем более, что концепция судебной ре­формы Российской Федерации допускает создание пенитенциар­ных судов. Решения пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и надзорной проверки, могут существенно попра­вить практику исполнения наказания, особенно осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных актов.

Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осу­ществляется действующим уголовно-исполнительным законода­тельством в основном в виде установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения наказания, а также в от­дельных наказаниях - применение мер исправительно-трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно по­священные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ, гарантирующая обеспечение свободы совести осуж­денных, ст. 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на лич­ную безопасность. С развитием действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких норм будет возрас­тать

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовно-исполнительных правоотношений. Но не ограничиваются ими. Как мы указывали ранее, права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых норма­ми государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.

«Социально-политическое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередь означает ме­ру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов, исполняющих наказа­ния. Права осужденных, гарантированные материально, политиче­ски, идеологически и организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных, провозглашаемые лишь "на бумаге", углубля­ют существующий антагонизм между обществом и осужденным, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказани­ем целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяются содержани­ем субъективного права, включающим в себя: во-первых, возмож­ность свободного в рамках предоставленного правом поведения осужденного, пользования социальными благами (питанием, веще­вым довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6] . В ст. 45 Конституции Российской Фе­дерации гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осуж­денных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, судеб­ного, ведомственного, общественного и иных видов контроля.

Исходя из изложенного, «субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую го­сударством реальную возможность определенного поведения осуж­денного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц органов, исполняю­щих наказания, других субъектов возникающих правонарушений.

В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбы­вающих наказание, впервые в учебной литературе рассматривают­ся законные интересы осужденных.

Социально-правовое значение законных интересов заключа­ется в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны последним. Если субъективное право осужденных образует такую возможность по­ведения, которая характеризуется высокой степенью его реализа­ции по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей харак­тер стремления к автономному, самостоятельному поведению, сво­боде личного усмотрения в пользовании каким-либо иным соци­альным благом.

Несколько иное и содержание законных интересов, которое состоит из трех элементов.

Первый - это стремление к получению предусмотренного за­коном социального блага как материального (например, получение дополнительных посылок и передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов первой не­обходимости, премирование за лучшие показатели работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление дополнительного свида­ния, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом за­конных интересов осужденных, может иметь как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т.п.).

Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к примеру, перевод на улучшенные усло­вия содержания осужденных к лишению свободы, перевод из ис­правительной колонии закрытого типа в колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помо­щи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению режим­ных правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка осуществляется персоналом учреждений и органов, испол­няющих наказание, прокуратурой, судом, комиссией по делам не­совершеннолетних и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных следует назвать возможность ходатайство­вать (а не требовать) перед указанными управомоченными субъек­тами и участниками о реализации законных интересов осужден­ных.

Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает автоматического удовлетворения обращения осужден­ного, оно означает, что законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированы государством.

Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно определить как закрепленные в правовых нормах конкрет­ного действия стремления осужденных к обладанию теми или ины­ми благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией исправительного учреждения, должностными лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда пове­дения осужденных во время отбывания наказания»[7] .

Виды законных интересов осужденных довольно разнообраз­ны. Так, по социально-политическому назначению блага, являю­щегося объектом законных интересов, последние разделены натригруппы.

Первая группа - это законные интересы, направленные на по­лучение поощрения, закрепленного в поощрительных нормах уго­ловного (условно-досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного (предоставление облегченных условий содержа­ния осужденных к лишению свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа - это законные интересы, направленные на по­лучение льгот осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большин­ство льгот устанавливается вне зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значе­ние. Такие льготы предусмотрены для осужденных и уголовно-исполнительным законодательством (к примеру, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без кон­воя и сопровождения).

Третья группа - это законные интересы, направленные на по­лучение благ, по своей социально-правовой сущности не являю­щихся для осужденного ни поощрениями, но льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осуж­денных. Для этого законодатель нередко прибегает к формулиров­кам "как правило", "в порядке исключения", "по возможности". К примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Рос­сии администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их трудоспо­собности и, по возможности, специальности.

В других случаях законные интересы осужденных нередко за­крепляются в законе в виде субъективных прав осужденных, одна­ко в силу слабости гарантий реализации (в основном материаль­ных) не реализуются в полном объеме. В их числе право лиц, ли­шенных свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально-экономического кризиса в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представля­ет собой законный интерес осужденных.

Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания на­казания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражает­ся в требовании необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это поведение осужденных обязательно, не­пререкаемо и обеспечивается мерами государственного принужде­ния.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражает­ся через их содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к лишению свободы и исправи­тельным работам трудиться, обязанность лица, осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному желанию и т.п.).

Необходимо отметить, что юридические обязанности осуж­денных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения опре­деленных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действий - с помощью запрещающих (нега­тивно обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается в практике, где нередко запреты противопо­ставляются обязанностям осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве разновидности обязанностей осужден­ных, а именно, в качестве обязанностей воздержания от определен­ных законом действий.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных мож­но определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголов­ного наказания, поддержание правопорядка во время его отбыва­ния, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанно­го лица, так и иных лиц.

3. ПРАВА, ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

«Степень регламентации положения осужденного, объем рас­пространяющихся на него карательных правоограничений суще­ственно различаются в зависимости от вида уголовного наказания. Наиболее суровым среди всех наказаний является лишение сво­боды, существенным признаком которого выступает изоляция осужденного от общества. В содержание изоляции входят ограни­чения права гражданина на личную свободу, свободу передвиже­ния, выбора места пребывания и жительства, гарантированные гражданам ст.22 и 27 Конституции Российской Федерации.

Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок нака­зания находиться в исправительных учреждениях (исправительных колониях, воспитательных колониях и тюрьмах). Им запрещается нарушать линию охраны объектов исправительных учреждений. Побег из места лишения свободы согласно действующего законо­дательства является уголовным преступлением. Передвижение осужденных внутри исправительных учреждений ограничивается в пределах изолированных друг от друга участков.

Кроме этого, в исправительных учреждениях обеспечивается определенная степень изоляции осужденных от внешнего мира, для достижения которой на осужденных, персонал учреждений и дру­гих лиц возлагаются соответствующие обязанности. На осужден­ных к лишению свободы возлагается обязанность соблюдать уста­новленные нормы и порядок поддержания социальных связей с внешним миром, в частности, воздерживаться от приобретения ал­когольных напитков, других предметов и изделий, не предусмот­ренных специальным перечнем, отправления корреспонденции вне установленного законом порядка.

Однако изоляция в местах лишения свободы не может быть абсолютной, поэтому закон устанавливает определенные ее грани­цы, закрепляя их в виде субъективных прав или законных интере­сов осужденных. В их числе следует указать на закрепление в зако­не права осужденных на получение посылок, бандеролей, денеж­ных переводов, права на свидания и на почтово-телеграфную пере­писку. В этом же ряду находятся законное интересы осужденных на телефонные переговоры, проведение свиданий за пределами мест лишения свободы, на краткосрочный выезд из мест лишения сво­боды по различным основаниям.

В качестве своеобразных показателей, характеризующих сте­пень изоляции осужденных в местах лишения свободы, необходимо указать на предоставление законом возможности осужденным приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары, не запрещенные к использованию в местах лишения свободы; оплачивать и получать дополнительные лечебно-профилактические услуги, переводить имеющиеся в исправительном учреждении на лицевых счетах осужденных средства на открываемые для этой цели лицевые счета в местном отделении Сбербанка. Кроме того, через администрацию исправительных учреждений осужденные вправе приобретать сер­тификаты, облигации внутренних займов и другие ценные бумаги, имеющие хождение на территории России. Поскольку осужденным запрещено иметь при себе и пользоваться деньгами и ценными бу­магами (кроме колоний-поселений), то деньги зачисляются на ли­цевые счета, а ценные бумаги хранятся в личном деле и выдаются осужденным при освобождении.

Карательные правоограничения, помимо степени изоляции, определяют также и условия труда осужденных к лишению сво­боды.

В Конституции Российской Федерации устанавливается, что труд свободен. Каждый гражданин имеет право свободно распо­ряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятель­ности и профессию (ст.37).

В отличие от конституционного положения труд осужденных в местах лишения свободы обязателен. В ст. 103 УИК РФ закрепле­но, что каждый осужденный обязан трудиться. Администрация ис­правительных учреждений привлекает осужденных к труду на го­сударственных предприятиях либо на контрактной основе на пред­приятиях других форм собственности с учетом их пола, возраста, трудоспособности и, по возможности, специальности. Осужденным может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятель­ностью. Осужденные мужчины старше шестидесяти лет, женщины старше пятидесяти лет, инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.

В то же время осужденные ограничены в выборе места работы и характере труда, в установленном законом порядке могут при­влекаться к работам по благоустройству без оплаты труда. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (для граждан, работающих на аналогич­ных производствах, минимальный отпуск - 24 рабочих дня).

Осужденным, являющимся безработными в местах лишения свободы, пособие по безработице не выплачивается, а действие добровольного медицинского страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в исправительных учреждениях.

Правовой статус осужденных видоизменен не только под воз­действием ограничений, определяющих содержание лишения сво­боды, но и ограничений, составляющих своеобразный принуди­тельный правопорядок исполнения наказания. К их числу следует отнести ограничения прав осужденных, установленные законом в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений в местах лишения свободы. Это прежде всего запрет хранения осуж­денными при себе денег и ценных вещей, а также предметов, за­прещенных к использованию в исправительных учреждениях. Осужденные в этих же целях подвергаются личному обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а посылки, передачи и банде­роли - досмотру. Осужденные носят одежду установленного образ­ца. Имеются и другие нормы, устанавливающие ограничения об­щегражданских прав осужденных в целях предупреждения пре­ступлений.

Анализируя правовое положение осужденных к лишению сво­боды, следует отметить, что некоторые правоограничения устана­вливаются в нормах государственного, гражданского, трудового, жилищного и иных отраслей законодательства.

Так, политическая свобода осужденных реализуется ими не в полном объеме вследствие действия ст.32 ч.З Конституции Россий­ской Федерации, устанавливающей ограничения избирательных прав лишенных свободы. В указанной части статьи устанавливает­ся, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в мес­тах лишения свободы по приговору суда.

В ст. 14 УИК РФ установлены особенности реализации осуж­денными свободы совести. Осужденным гарантируется свобода со­вести и вероисповеданий. Они вправе исповедовать любую рели­гию, но при этом не должны нарушаться правила внутреннего рас­порядка, а также ущемляться права других лиц.

К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе приглашаются служители культа при отсутствии угрозы безопасности последних. В исправительных учреждениях осужден­ным разрешается отправление религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях адми­нистрация учреждений выделяет соответствующие помещения.

Иные политические права и свободы осужденного к лишению свободы реализуются ими в обычном порядке, поскольку в законо­дательстве не установлены для осужденных какие-либо ограниче­ния. Не является основанием ограничения правового статуса осуж­денных к лишению свободы действия изоляции от общества, ибо изоляция не может существовать в иной форме, чем совокупность установленных в законе ограничений общегражданских прав и свобод осужденного. Вместе с тем в федеральных законах Россий­ской Федерации следует предусмотреть ограничения или особен­ности реализации осужденными к лишению свободы права на про­ведение митингов, демонстраций и уличных шествий, права на объединение в общественные организации, включая создание про­фессиональных союзов для защиты своих интересов.

В нормах гражданского права установлен упрощенный поря­док расторжения брака осужденными. Это правоограничение уста­новлено в целях защиты интересов той стороны в брачном кон­тракте, которая не осуждена к уголовному наказанию. Имеется ограничение в основаниях сохранения за осужденными к лишению свободы права на жилую площадь. В ст.60 Жилищного кодекса РСФСР установлено, что договор найма жилого помещения осуж­денного к лишению свободы на срок свыше шести месяцев растор­гается с момента вступления приговора в законную силу. Для дру­гих граждан, не проживающих на жилой площади по неуважитель­ной причине, такой срок установлен в шесть месяцев.

Однако большая часть общегражданских прав и свобод осуж­денного реализуется в установленном для граждан России порядке. Так, осужденные к лишению свободы могут приобретать через книготорговую сеть литературу, письменные принадлежности, имеют право подписки на газеты и журналы. Закон не ограничи­вает получение осужденными свиданий с адвокатами и получение ими иной юридической помощи. Осужденные к лишению свободы вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, общественные организации и к долж­ностным лицам. Обращения осужденных, адресованные в прокура­туру, суд и государственные органы, обладающие правом контроля за деятельностью исправительных учреждений, просмотру не под­лежат и не позднее чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности (ст. 15 УИК РФ).

Имеется много общего и в условиях труда осужденных и граждан Российской Федерации. Несмотря на то, что осужденные к лишению свободы ограничены в свободе выбора труда и ряде тру­довых прав, администрация исправительных учреждений привле­кает их к труду с безусловным соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, установленных законодательством о труде. Это свидетельствует о проявлении заботы государства о сохране­нии здоровья осужденных к лишению свободы, что облегчит их со­циальную приспособляемость к условиям жизни общества.

Следует учитывать и то, что осужденным начисляется зара­ботная плата в соответствии с количеством и качеством труда по нормам и расценкам, действующим на аналогичных произ­водствах. К заработной плате начисляются районный и иные виды коэффициентов, выплачиваются премии из фонда заработной пла­ты и фонда премиального вознаграждения. Кроме того. осужден­ным может быть оказана материальная помощь, в том числе из внебюджетных фондов.

Осужденным к лишению свободы может быть разрешено за­нятие индивидуальной трудовой деятельностью (ст. 103 УИК РФ).

Следует учитывать также и то, что осужденные к лишению свободы пользуются гражданскими правами и свободами. Напри­мер, право наследования и распоряжения имуществом, находя­щимся за пределами исправительного учреждения, осуществляется в рамках его гражданской правоспособности. Через своих закон­ных представителей осужденный может участвовать в имуществен­ных правоотношениях (в договорах купли-продажи, дарения, ме­ны, залога и т.д.), иметь на правах частной собственности вещи, ценности, недвижимое имущество, если оно не конфисковано по приговору суда.

Большой блок правового статуса осужденных к лишению свободы занимают их специальные права, законные интересы и обязанности. Причем объем специфических прав, законных инте­ресов и обязанностей осужденных зависит от вида исправительно­го учреждения, поведения осужденных и ряда других факторов. Так, законодательством устанавливаются специфические права, законные интересы и обязанности осужденных в области матери­ально-бытового обеспечения, проведения с ними воспитательной работы. К указанным элементам следует отнести и правовые ста­тусы осужденных, отбывающих меру дисциплинарного наказания в штрафном изоляторе и помещении камерного типа, переведенных в локально-профилактический участок и т.д. К числу специфических элементов правового статуса осужденных следует отнести их обязанности, обусловленные необходимостью соблюдения правил внутреннего распорядка: например, бережное отношение к госу­дарственному имуществу, содержание в чистоте жилых помещений, запрещение курения в неотведенных для этого местах. Осужденные также обязаны иметь опрятный внешний вид, быть вежливыми в обращении с администрацией и другими осужденными.

Подводя итог рассмотрению правового положения осужден­ных к лишению свободы, можно констатировать, что осужденные как граждане Российской Федерации обладают общегражданскими правами и свободами, установленными Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами»[8] .

4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

Правовой статус отдельных категорий осужденных имеет су­щественные отличия, обусловленные особенностями отбываемого ими наказания. Уголовный кодекс Российской Федерации, помимо ареста, лишения свободы и смертной казни как исключительной меры, предусматривает еще 9 видов наказаний, которые можно от­нести к числу не связанных с изоляцией осужденного от общества. В зависимости от основной направленности правоограничений, входящих в содержание каждого их этих наказаний, последние можно разделить на три группы.

«Первую из них составляют наказания, направленные на огра­ничение предусмотренных Конституцией РФ (ст.ст.34-37) прав по свободному распоряжению личным имуществом, землей, заработ­ной платой, а также социальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для определенных категорий граждан: штраф; лишение специального, воинского или почетного звания; конфискация имущества.

Объем ограничений прав и интересов осужденных при испол­нении указанных наказаний сравнительно невелик и в основном сводится к неблагоприятным последствиям материального харак­тера, с вытекающими из них юридическими обязанностями. Закон­ные правами интересы осужденных обеспечиваются правом требо­вать исполнения приговора в точном соответствии с нормами пра­ва. Например, при исполнении наказания в виде штрафа осужденный обязан выплатить соответствующую сумму и имеет право тре­бовать, чтобы взыскание штрафа производилось в установленном порядке.

Вторую группу составляют наказания, направленные на огра­ничение вытекающих из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К числу таких наказаний относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе.

Объем ограничения материальных и духовных благ, выра­женных через совокупность прав, законных интересов и обязанно­стей осужденных, здесь является более существенным, чем при ис­полнении ранее названных наказаний, входящих в первую группу. Это обусловлено, во-первых, тем, что возможность свободно тру­диться относится к числу наиболее значимых для человека граж­данских прав и свобод. Во-вторых, ограничение права на труд обычно связано с ущемлением и других конституционных' прав (право на получение соответствующего вознаграждения за свой труд, право на отдых и т.д.). В-третьих, исполнение рассматри­ваемых наказаний, а значит и ограничение прав и свобод осужден­ных, осуществляется в течение довольно продолжительного време­ни, указанного в приговоре суда (иногда на протяжении несколь­ких лет). В связи с этим специальный правовой статус осужденных приобретает существенные отличия от гражданского.

Например, в соответствии со ст.50 ч.1 УК РФ исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. При этом со­гласно ст.39 ч.1 УИК РФ исправработы отбываются по основному месту работы осужденного. Как указано в ст.40 УИК РФ, он не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы и переквалификации, не имеет права уволиться с работы по собственному желанию, без разрешения органов, ведающих испол­нением этого вида наказания.

Продолжительность ежегодного отпуска у осужденных к ис­правительным работам ограничена восемнадцатью рабочими дня­ми.

Из заработка осужденных к исправительным работам произ­водятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах от 5 до 20%, независимо от нали­чия к нему претензий по исполнительным документам. Кроме того, из текста ст.40 УИК РФ вытекают обязанности осужденных, обеспечивающие возможность осуществления в от­ношении их контроля и воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных инспекций органов внутренних дел, адми­нистрации по месту работы. Осужденные обязаны соблюдать уста­новленный порядок отбывания наказания, являться по вызову в органы, исполняющие наказание в виде исправительных работ. Помимо вышеназванных правоограничений, уголовно-исполнительное законодательство содержит ряд норм, направленных на обеспечение законных прав и интересов осужденных, отбывающих исправительные работы. Эти лица при наличии предусмотренных законом условий имеют право на условно-досрочное освобождение от наказания или замену неотбытой части наказания более мягким, право на обжалование наложенного на них взыскания и др.

Третью группу составляют уголовные наказания, направлен­ные на ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ пра­ва граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. К их числу относятся ограничение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской части.

Согласно ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего совершеннолетия, в специ­альном учреждении без изоляции от общества в условиях осущест­вления за ним надзора. Из расположения ограничения свободы в перечне наказаний, содержащемся в ст.44 УК РФ, видно, что оно является более строгим и, следовательно, влечет за собой более су­щественное ограничение прав и свобод осужденного, чем это имеет место, например, при отбывании исправительных работ. Фактиче­ски это обусловлено тем, что ограничение свободы отбывается в специальных учреждениях, то есть в режиме "полусвободы", со­ставной частью которого является надзор.[9]

Как следует из текста ст. 55 УК РФ, наказание в виде содержа­ния в дисциплинарной воинской части назначается военнослужа­щим, проходящим военную службу по призыву или контракту на должностях рядового или сержантского состава, и применяется главным образом взамен лишения свободы. При этом из содержа­ния главы 20 проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ вид­но, что режим содержания осужденных, отбывающих это наказа­ние, во многом сходен с режимом отбывания лишения свободы, например, в том, что касается регламентации труда, свиданий, переписки, краткосрочных выездов за пределы дисциплинарной во­инской части и др. В то же время предусмотрены и некоторые отличия в режиме указанных наказаний, которые преимущественно связаны с особенностями и условиями прохождения воинской службы. Подводя итог рассмотрению правового положения осуж­денных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, мож­но сделать вывод, что специальный правовой статус этих лиц в большинстве случаев не имеет существенных отличий от обще­гражданского. Ограничению здесь подлежат лишь отдельные кон­ституционные права и свободы и лишь некоторые категории осуж­денных существенно поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим наказание в местах лишения сво­боды.

5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные за­коном, то применяются правила международного договора". В свя­зи с этим ст.З УИК РФ содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные акты, относящиеся к исполнению нака­зания и обращению с осужденными.

Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида - международные договоры и международные стандар­ты.

Международные договоры - это соглашения (пакты, конвен­ции и т.п.) между государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Она состоит из 33 статей, вступила в силу в 1987 году, ратифицирована и имеет обязательную силу на территории России.[10]

Конвенция категорически запрещает применение пыток, ко­торые не могут быть оправданы ни исключительными обстоя­тельствами, какими бы они ни были, ни приказом начальника или государственной власти. Каждое государство-участник обеспечи­вает, чтобы пытки или попытки их применения рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством как преступле­ния. Ни одно государство не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там при­менение пыток.

Конвенция предусматривает создание Комитета против пы­ток, который вправе осуществлять контроль и проводить между­народные расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки.

Другим примером международных договоров являются со­глашения о правовой помощи по уголовным делам и взаимо­действии в борьбе с правонарушителями, заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде случаев такие соглашения со­держат в себе нормы об обращении с иностранцами, привлеченны­ми к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории нашей страны.

Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся назна­чения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и дея­тельности органов, исполняющих наказания. Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц, при­влекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим междуна­родные стандарты имеют своими задачами распространение про­грессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, макси­мально возможное сужение сферы применения наиболее репрес­сивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного заключения П9Д стражу и т.д.

В отличие от международных договоров международные стандарты носят рекомендательный характер. Как указано в ст.З УИК РФ, их положения "реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и со­циальных условий". Следует подчеркнуть, что Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в той мере, в какой это способствует достижению це­лей наказания. Более того, многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и правоприменительной практике.

«Учитывая многообразие существующих международных стандартов, их можно рассмотреть в рамках определен­ных классификаций. -

Так, по источникам происхождения международные стандар­ты можно подразделить на следующие: а) принятые ООН и ее ра­бочими органами, например Конгрессом по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями; б) принятые регио­нальными международными правительственными организациями, например, Европейским Советом, Организацией Африканского Единства; в) принятые международными неправительственными организациями, например, такими, как "Международная амнис­тия", "Международная тюремная реформа".

В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты можно подразделить на следующие группы.

1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, свя­занные с обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.

Например, такими документами являются: Всеобщая декла­рация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ратифицирован СССР в 1973 году, вступил в си­лу в 1976 году); Конвенция о правах ребенка, принятая Генераль­ной Ассамблеей в 1989 году; Европейская конвенция по правам че­ловека 1950 года (вступила в силу в 1953 году); Конвенция № 29 "О принудительном или обязательном труде", принятая Международ­ной организацией труда (МОТ) в 1930 году; Конвенция № 105 МОТ 1957 года "Об упразднении принудительного труда".

2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфе­ре осуществления правосудия, в том числе - при назначении и ис­полнении уголовных наказаний.

К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году; Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Гене­ральной Ассамблеей ООН в 1985 году; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году и др.

3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфе­ре исполнения уголовных наказаний и мер предварительного за­ключения.

В качестве примера таких документов можно привести: Ми­нимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 году Первым Конгрессом ООН по предупрежде­нию преступности и обращению с преступниками; Европейские правила тюремного заключения, принятые Европейским Советом в 1987 году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, принятые Экономическим и Социальным Сове­том ООН в 1984 году; Типовое соглашение о передаче заключен­ных-иностранцев и рекомендации в отношении обращения с за­ключенными-иностранцами, принятое в 1989 году Седьмым Кон­грессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Принципы медицинской этики, относящейся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в за­щите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жесто­ких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году;Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 году; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, принятые в 1990 году Восьмым Конгрессом ООН по предупрежде­нию преступности и обращению с правонарушителями.»[11]

Следует однако учитывать, что многие междуна­родные документы в части определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают по своему содержанию.

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. СП в значительной степени аккумулирует положения ранее принятых международных стандартов об обращении с задержанными и заключенными. При этом для целей СП слова "задержанное лицо" означают любое ли­цо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за совер­шение правонарушения; слова "заключенное лицо" означают лю­бое лицо, лишенное личной свободы в результате осуждения за со­вершение какого-либо правонарушения.

В соответствии с нормами, содержащимися в СП, лицо, отбывающее наказание, имеет право:

а) на гуманное обращение и уважение достоинства, прису­щего человеческой личности;

б) требовать исполнения назначенного наказания в строгом соответствии с национальным законодательством;

в) обратиться в компетентный орган с просьбой уведомить членов его семьи или других соответствующих лиц (по его выбору) о заключении или же о переводе из одного места заключения в дру­гое и о месте, в котором оно содержится;

г) связаться с помощью надлежащих средств с консульством +1ЛИ дипломатическим представительством (если осужденный - ино­странец), гражданином которого является или которое иным спо­собом правомочно получить такое сообщение в соответствии с международным правом, или с представителем компетентной меж­дународной организации, если лицо является беженцем или каким-либо иным образом находится под защитой международной орга­низации;

д) на получение юридической помощи со стороны адвоката, причем свидания осужденного с адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть его, но не слышать;

е) на переписку и посещение членами семьи, а также соответ­ствующую возможность сноситься с внешним миром согласно ра­зумным условиям и ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с законом правилах;

ж) обращаться с просьбой об отбывании наказания, если это возможно, в месте, находящемся на разумном удалении от обычно­го места проживания;

з) на прохождение медицинского обследования и медицин­скую помощь в случае болезни;

и) получать в разумных количествах учебные, художественные и информационные материалы при соблюдении условий, обеспе­чивающих безопасность и порядок в местах отбывания наказания;

к) свободно и в условиях полной конфиденциальности об­щаться с лицами, ответственными за осуществление наблюдения и надзора в части соблюдения законности в местах отбывания нака­зания;

л) быть заслушанным до наложения дисциплинарных санкций и обжаловать такие меры перед вышестоящими властями;

м) на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц в нарушение прав, содержащихся в настоящих Принципах.

Наряду с этим СП категорически запрещает: а) применять к заключенным пытки или жестокие, бесчеловечные, унижающие до­стоинство виды обращения и наказания; б) злоупотреблять поло­жением находящегося в заключении лица с целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого себя или даче показаний против любого другого лица; в) подвергать заклю­ченных, даже с их согласия, каким-либо медицинским и научным опытам, могущим повредить здоровью.

"Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением", или, как их иначе назы­вают,"Токийские правила", содержат в себе принципы и рекомен­дации, направленные на более широкое использование уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы, а также мини­мальные гарантии защиты прав осужденных.

"Токийские правила" рекомендуют ряд конкретных мер, ко­торые могут использоваться вместо лишения свободы, например, условное осуждение (освобождение), отсрочка наказания, домаш­ний арест, штраф и др. При этом указанные меры следует соеди­нять с надзором за правонарушителями в целях их включения в жизнь общества и предупреждения рецидива преступлений. В про­цессе надзора должны осуществляться такие мероприятия, как ин­дивидуальная работа, групповая терапия, социальная помощь и программы по месту жительства правонарушителя.

На всех стадиях применения указанных мер должно обеспечи­ваться уважение человеческого достоинства осужденного, права которого не должны ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первона­чальное решение. Исключается проведение медицинских или пси­хологических экспериментов либо неоправданный риск причине­ния осужденному физической или душевной травмы.

В процессе применения мер, не связанных с лишением сво­боды, должно соблюдаться право осужденного на личную жизнь, а также личную жизнь членов его семьи. Личное дело (досье) осуж­денного должно вестись строго конфиденциально. Доступ к нему ограничивается только уполномоченными лицами. В отношении последних должны приниматься все возможные меры по повыше­нию их квалификации и профессионального мастерства, обеспече­ния надлежащих окладов, льгот, возможностей продвижения по службе. В то же время правонарушитель должен иметь возмож­ность обжалования незаконных действий должностных лиц.

В целом "Токийские правила" имеют весьма перспективное значение в плане дальнейшей гуманизации уголовной политики. Их применение в России, как, впрочем, и других международных стандартов, сдерживается прежде всего отсутствием необходимых социально-экономических условий (например, отсутствием необ­ходимых средств на создание службы надзора за осужденными). Это однако не препятствует соблюдению содержащихся в них ре­комендаций, касающихся прав и свобод осужденных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время создана прочная законодательная база, регламентирующая основы правового положения осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей уголовной ответственности.

Рассмотренные в работе вопросы лишь час­тично освещают сложную проблему правового положения лиц, осуж­денных к уголовному наказанию. В работе не получил освещения вопрос о правовом положении лиц, освобожденных от отбывания наказания. Он является достаточно сложным и требует отдельного рассмотрения. Многие стороны этой пробле­мы требуют научного осмысления и законодательной регламентации.

Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных обусловле­но характером, степенью общественной опасности, тяжестью со­вершенногоим преступления и назначенным за это преступление наказанием.

Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на формирование правового статуса осужденного. В работах по уголовно- исправительному праву последних лет основное внимание уделялось исследованию вопросов исполнения наказания в виде ли­шения свободы, в том числе исследованию правового положения осужденных к этому виду наказания. Правовое положение лиц, осуж­денных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, как и содер­жание самих этих наказаний, такого широкого исследования не полу­чило.

Практичес­кий работник, исполняющий наказание, должен проявлять ува­жение к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь же необходимо добиваться выполнения всех обя­занностей со стороны осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в деятельности органов, исполняющих наказание.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.

5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам об­ращения с заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Ин­ститут права и экономики МВД России, 1996.

6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань, 1993, № 1.

8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных, отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью. - Томск, 1979.

9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. - М., 1984.

11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995.

12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992

13.И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашения о защите прав человека и доку­ментов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990,№11.

перечень вопросов к зачету по курсу "Уголовно-исполнительное право"

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и задачи.

2. Политика государства в сфере исполнения уголовного наказания.

3. Принцип индивидуализации исполнения наказания уголовно-исполнительного права.

4. Принцип дифференциации исполнения наказания и способы его обеспечения.

5. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.

6. Система и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

7. Международные акты об обращении с осужденными.

8. Понятие и структура уголовно-исполнительного правоотношения.

9. Классификация наказаний в уголовно-исполнительном праве.

10. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы.

11. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее задачи.

12. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

13. Права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

14. Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, связанные с лишением или ограничением свободы.

15. Понятие правового положения осужденных, их основные права и обязанности.

16. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

17. Правовые последствия отбывания наказания в виде лишения свободы.

18. Понятие исправительного воздействия. Правовое регулирование применения к осужденным средств исправления.

19. Судебный контроль за исполнением уголовного наказания.

20. Депутатский и общественный контроль за деятельностью ИУ и других органов, исполняющих наказания.

21. Прокурорский контроль за исполнением наказаний.

22. Предложения, заявления и жалобы осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы, и порядок их подачи.

23. Понятие и критерии классификации осужденных к лишению свободы и распределение их по видам ИУ.

24. Раздельное содержание осужденных в ИУ.

25. Порядок направления и приема осужденных в ИУ.

26. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

27. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей.

28. Оставление осужденных в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию. Условия их содержания.

29. Понятие режима в ИУ, его карательное и воспитательное значение.

30. Основные требования режима в местах лишения свободы.

31. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

32. Порядок приобретения осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости.

33. Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными лицами. Порядок их предоставления.

34. Телефонные переговоры осужденных в ИУ и порядок их предоставления.

35. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей.

36. Изменение условий содержания лиц, лишенных свободы, во время отбывания наказания.

37. Изменение условий отбывания наказания с переводом осужденного из одного ИУ в другое.

38. Краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы и их виды.

39. Передвижение лиц, лишенных свободы, без конвоя или без сопровождения администрации. -

40. Средства обеспечения режима отбывания наказания в ИУ.

41. Меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы.

42. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы.

43. Применение физической силы, специальных средств и оружия к лицам, лишенным свободы.

44. Правовое регулирование труда осужденных в ИУ (порядок привлечения к труду, условия и оплата труда).

45. Понятие, задачи и основные формы (направления)

воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

46. Самодеятельные организации осужденных в ИУ, их виды и основные задачи.

47. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в ИУ (задачи, формы и правовое регулирование).

48. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы.

49. Применение к осужденным мер медицинского характера.

50. ИК общего режима (назначение, состав осужденных и условия их содержания).

51. ИК-поселения (назначение, состав осужденных и условия их содержания).

52. ИК строгого режима (назначение, состав осужденных и условия их содержания).

53. ИК особого режима (назначение, состав осужденных и условия их содержания).

54. Режим в тюрьме и его виды (состав осужденных и условия их содержания).

55. Воспитательные колонии (назначение, состав осужденных и условия их содержания).

56. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

57. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

58. Порядок и условия исполнения наказания в виде конфискации имущества.

59. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.

60. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.

61. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.

62. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.

63. Порядок исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

64. Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.._

65. Порядок исполнения наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих.

66. Исполнение наказания в виде смертной казни.

67. Правовые основания освобождения от отбывания наказания.

68. Особенности досрочного освобождения от отбывания наказания отдельных категорий осужденных.

69. Порядок освобождения осужденных от отбывания наказания по амнистии и помилованию.

70. Основания и порядок представления осужденных к досрочному освобождению от отбывания наказания и замене наказания более мягким видом наказания.

71. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.

72. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания.



ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.

5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам об­ращения с заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Ин­ститут права и экономики МВД России, 1996.

6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань, 1993, № 1.

8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных, отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью. - Томск, 1979.

9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. - М., 1984.

11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995.

12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992

13. И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашения о защите прав человека и доку­ментов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990,№11.


[1] .Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

[2] Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

[3] . В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995.

[4] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова

[5] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

[6] А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.

[7] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

[8] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова

[9] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

[10] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990

[11] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990