Реферат: Налоговая система Нидерландов

Название: Налоговая система Нидерландов
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Министерство общего образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Реферат

Налоговая система Нидерландов

Выполнила: студентка экон. ф-та,

4 курса, гр 404, ОДО

Дудник А.В.

Краснодар 2002

Нидерланды - унитарное государство, состоящее из 12 провинций. Роль властей различного уровня в налоговом регулировании вполне отвечает классическому принципу. На центральном уровне (Парламент и правительство страны) принимаются общие и отраслевые налоговые законы, осуществляется общее регулирование налоговой системы. Здесь вырабатываются принципы и ориентиры налоговой политики на ближайшую и достаточно отдаленную перспективу, общие для всех правила игры.

Провинциальные власти - промежуточное звено государственной системы, их задача регулирование социально-экономического развития отдельных регионов, а, следовательно, формирование и реализация налоговой политики на уровне провинций. Для провинциального уровня характерна такая интересная форма общественного самоуправления, как временные региональные целевые советы. Эти органы создаются на определенный срок для решения какой-либо важной местной проблемы. В состав таких советов, как правило, входят представители местных властей, государственных служб, предприниматели и общественные активисты. Решения советов носят прежде всего рекомендательный характер, но так как они являются выражением консенсуса всех заинтересованных сторон, власти относятся к ним с пристальным вниманием и, как правило, принимают за основу своих собственных решений.

И, наконец, местные власти непосредственным образом "доводят" фискальную политику до конкретных индивидуумов. Для них характерна работа в рамках уже созданной властями более высокого уровня системы налогового регулирования, но они также могут корректировать ее, пользуясь, например, своим правом устанавливать ставки местных налогов. Хочется особо отметить, что принцип разделения компетенции властей и государственных служб закреплен законодательно и соблюдается неукоснительно.

Четкость и простота структуры законодательной налоговой базы Нидерландов не означает, однако, простоты расчетов по конкретным налогам. Некоторые налоговые законы Голландии в этом аспекте чрезвычайно усложнены, запутаны, а порой предполагают возможность различного толкования. Даже специалисты испытывают трудности в определении значения налоговых норм, "букв закона" для конкретных налоговых ситуаций. Существование в законодательстве положений, имеющих множественное толкование, приводит к необходимости заключения "налоговых сделок", которым предшествует длительный переговорный процесс между налогоплательщиками и налоговыми служащими.

Структура налоговой службы Нидерландов имеет функционально-иерархический принцип построения. Служба входит в состав министерства финансов страны и представлена в нем двумя департаментами: собственно департаментом налогов и департаментом налогового развития.

Департамент налогового развития является аналитическим подразделением. В его задачи входит сбор , анализ текущей информации в области налогообложения; прогнозирование, включая оценки по налоговым поступлениям на перспективу; и самое главное - разработка концепции налогообложения.

Департамент налогов непосредственно реализует фискальную функцию. В его компетенцию входит сбор налогов и контроль за соблюдением налогового законодательства. Департамент включает в себя четыре основных подразделения, курирующие: а) налогообложение физических лиц; б) налогообложение средних и малых компаний; в) налогообложение больших компаний; г) таможни. Каждое подразделение осуществляет возложенные на него функции через местные налоговые офисы. Так, налогообложением средних и малых компаний занимаются 40 местных налоговых офисов: 20 в южной и 20 в северной части страны; налогообложением крупных компаний - 11 местных налоговых офисов; таможенный контроль осуществляется 15-тью офисами.

В налоговой службе Нидерландов занято порядка 30 тысяч сотрудников (отметим, что население страны в целом составляет 14,5 миллионов человек).

Налоговый офис г. Винтерсвяйк - один из 20 офисов на Севере страны. Общее количество служащих здесь 250 человек. Штат включает в себя администрацию и 8 налоговых подразделений (бригад), ориентированных на различные сферы деловой активности; вспомогательный персонал. Каждая бригада состоит из 20 человек, 15 из которых - сотрудники широкой специализации (бухгалтеры, аудиторы, юристы); 5- высококвалифицированные профессионалы. Отметим, что основным связующим звеном всех подразделений налоговой службы Голландии является контракт. Контракты устанавливают цели, права и обязанности сторон, в них закреплены все детали взаимоотношений между звеньями налоговой службы.

Налоговый офис г. Винтеревяйк работает с 30 тысячами налогоплательщиков, именуемых там клиентами. За последние годы здесь произошли изменения, если хотите, самого значения службы. Стержень перемен состоит в том, что налогоплательщик превратился в клиента а, налоговая служба в налоговый сервис. Что же это означает на деле?

Прежде всего, изменился принцип построения службы. Несколько лет назад налоговые офисы были ориентированы не на группу (категорию) налогоплательщиков, а на группу (категорию) налогов, то есть занимались сбором какого-либо налога или группы налогов. Таким образом, предприниматели (менеджеры) компаний должны были иметь дело по поводу своих налогов с несколькими налоговыми офисами, расположенными, как сказано в разных местах. При нынешней системе каждая компания в соответствии со своими размерами закреплена за одним налоговым офисом и обслуживается в течение ряда лет, как правило, постоянными налоговыми служащими.

Налоговый офис (сервис) стал более открытым для сотрудничества, значительно улучшился уровень обслуживания налогоплательщиков (клиентов), включая широкий спектр консультаций по вопросам налогообложения. Так, например, в налоговом офисе можно получить исчерпывающую информацию по налоговому законодательству и все необходимые разъяснения о порядке уплаты налогов и существующих льготах. Единственный вопрос, на который вам не дадут ответ: как платить меньше? В этом случае всегда открыты двери частных консультационных фирм и бухгалтеров. Для налоговых офисов нормой в последнее время организовывать и проводить открытые семинары по проблемам налогообложения с участием бизнесменов, частных бухгалтеров, аудиторов, юристов. Подобные мероприятия своей целью прежде всего информационное и логическое обеспечение налогоплательщиков. Словом, делается достаточно много для того, чтобы формировать отношения между налоговыми чиновниками и налогоплательщиками из плоскости конфронтации в плоскость корректного бизнеса партнерства. Кроме того акцент делается на ускорение налогов настолько, насколько это возможно Суть этой концепции сводится к тому, чтобы собирать налоги не за "последнее десятилетие", а за результаты. Несмотря на попытки создания климата доверительности и сотрудничества между основным участниками налогового процесса, трудности в этой области имеются и весьма значительные. По оценке специалистов налоговой службы Голландии, примерно у 70% налогоплательщиков так или иначе проблемы с налоговой службой. Главным образом, это связано с "желанием" платить меньше, что на практике часто выливается в попытки любой ценой (не всегда законной) ускользнуть из-под наг пресса.

В связи с этим все клиенты налоговой службы разделены на группы, что соответственно предполагает различные процедуры контроля: - мягкий контроль (выборочные нерегулярные проверки); - гибкий контроль (частые достаточно глубокие проверки); - постоянный контроль.

Другой достаточно серьезной проблемой я уже упомянутая нами многовариантность толкования законодательства. Попытки упрощения дательной базы, более ясного и четкого форму отдельных налоговых положений наталкивались на сопротивление достаточно сильных лоббистских фракций в парламенте, отстаивающих интересы в личных социальных групп, и не были до сего момента успешными. В мутной водице, как известно ловится "рыбка", особенно когда в работу задействован значительный потенциал частного консалтингового бизнеса. Подобные "серые пятна" в на законодательстве являются предпосылкой дл говорного процесса и заключения, так называемых, налоговых сделок. Следует отметить, что г сделка в этом контексте не носит какого-либо криминального оттенка. Это вполне легальная процедура, имеющая четкие правовые границы, в основе

Которой заложено соглашение между сторонами налогового процесса. Налоговая служба вынуждена идти на подобные компромиссы в случаях, когда нет достаточной уверенности, что дело может быть выиграно в суде или же судебные издержки могут перекрыть саму сумму причитающегося налога. Процедура переговоров и заключения налоговой сделки четко установлена законодательством и внутренними правилами налоговой службы. Право заключения подобных сделок предоставлено лишь отдельным сотрудникам - руководителям налоговых бригад, а в особых случаях, когда речь идет о больших суммах налога, данное право относится исключительно к компетенции начальников налоговых офисов.

Основными определяющими критериями для налоговых чиновников при заключении налоговой сделки являются: - сумма налога, вызывающая разногласия; - категория правового случая (прецедента), к которому можно отнести данную проблему; - квалификация сотрудников, занимающихся данной проблемой; - категория клиента (его репутация как налогоплателыцика) . Следует отметить, что в налоговой службе Нидерландов разработаны и действуют достаточно эффективные механизмы внутреннего контроля, предупреждающие и выявляющие факты возможных злоупотреблений. За последние 3 года во всей службе было выявлено всего три случая серьезных нарушений. Заметим, что общее число служащих составляет около тридцати тысяч человек. Система внутреннего контроля включает в себя следующие основные мероприятия: - четко сформулированные внутренние процедуры; - эффектная обработка и надежное хранение информации; - превентивные меры контроля; - последующий контроль; - выборочный контроль; - ротация служащих, работающих с определенными сегментами бизнеса (средний срок работы налогового служащего с определенной группой налогоплателыциков составляет 3-5 лег); - мероприятия по повышению образовательного и профессионального уровня служащих. Очень важным в данном контексте являются и этические нормы. Необходимо также отметить, что налоговая служба Нидерландов абсолютно некоммерческая структура. Более того, ее сотрудникам как государственным служащим нельзя параллельно работать в частных организациях консалтингового, аудиторского профи- ля, а на все остальные виды дополнительной деятельности (например, преподавание) необходимо специальное разрешение. Определенная часть этих ограничений относится и к близким родственникам coтрудников. Одним из главных принципов работы служб является доверие. Человек, потерявший доверие, в . может работать в качестве налогового служащего. Остановимся на таком важном аспекте, как формирование кадрового состава налоговой службы Голландии. Здесь прежде всего следует остановиться на преимуществах и недостатках работы на государственной службе, как таковой. К недостаткам (с допустимой условностью) относится величина заработной платы. В среднем государственные служащие в Голландии получают на 20% меньше своих коллег в частном секторе. Эта разница, как правило, больше руководителей и менеджеров среднего и высшее уровней и меньше у персонала среднего и начальной уровней. Так, например, средняя заработная плат; министра в Голландии составляет порядка 17009 гульденов в год, в то время как менеджер стабильной компании может получать 400000 - 500000 гульденов. Но этот недостаток может оборачиваться и преимуществом, ибо заработная плата государственные служащих стабильна и не зависит от таких внешних обстоятельств, как рыночная конъюнктура. Кроме того, государство постоянно контролирует уровень заработной платы служащих, корректирует его, чтобы избежать оттока квалифицированных специалистов в частный сектор. Среди преимуществ государственной службы можно отметить и несколько большую реальную социальную защищенность работников. Государственного служащего, как правило, сложнее уволить, чем работника частной компании. Им в меньшей степени угрожает опасность потери работы вследствие сокращения, кроме того, такие ситуации более предсказуемы. Для государственных служащих существуют такие же, а порой и более привлекательные возможности образовательного и профессионального роста, продвижения по службе. Условия труда государственных служащих нисколько не уступают условиям на частных предприятиях и часто даже превосходят их. Рабочий день для них, как правило, нормируемый.

И наконец, сам статус государственного служащего в обществе, обеспечивающий ему стабильность и уважение. В Голландии быть министерским чиновником, налоговым инспектором, полицейским или же водителем муниципального автобуса, иными словами, состоять на государственной службе - значит чувствовать себя уверенно в жизни. Кроме того, профессионал, имеющий неплохой послужной список, всегда имеет неплохие шансы найти достойную работу и в частном секторе.

Национальными символами Нидерландов наряду с ветряными мельницами и превосходным сыром являются также, по мнению местных жителей, и чрезвычайно высокие налоги.

Данные свидетельствуют о преобладающей роли прямых налогов, в первую очередь - подоходных налогов и физических лиц, в общей сумме налоговых поступлений страны. Действительно, если сравнить ставки корпорационных налогов и подоходных налогов с граждан, действующих в странах-членах Европейского Союза, то Голландия оказывается абсолютным лидером по номинальному размеру последних.

Как видим, ставки и в этом случае достаточно высоки, но следует учитывать, его они отражают только подоходный налог как таковой, но обязательные выплаты, которые "облегчают' доходы до нетто-доходов, т.е. включают в себя платежи на социальное, медицинское и пенсионное страхование. Действительно, если мы посмотрим новые поступления в разрезе «чистых налогов» сов на соцстрах, то Голландия оказывается среди лидеров по доли налоговых поступлений в других экономически развитых стран именно благодаря исключительно высокому уровню по (48,2%) при достаточно низком уровне (27,7%).

Экономическую систему Нидерландов справедливо будет охарактеризовать как социально ориентированную рыночную экономику. Это означает, что государство берет на себя ряд таких функций, в иных моделях реализуются частным секторам прежде всего функции социальных гарантий, охранение, образование, пенсионное обслуживание, пособия по безработице, а также поддержание и развитие инфраструктурных отраслей, таких как, порт и связь. Иными словами, государство как главный финансист этих программ обеспечивая равные для всех возможностей потребление социально значимых благ. Высокий уровень налогов в стране означает тяжелые условия для экономической эффективности. Напротив, приведенные выше данные на прибыль корпораций, показывают, что эти условия достаточно благоприятны. Существование целого ряда льгот для иностранных инвесторов делают Нидерланды одной из "налоговых гаваней", привлекательной для международного капитала.

Для представления более полной картины налоговой системы Нидерландов остановимся вкратце на системе местного налогообложения на примере г. Алтэна. Алтэн - небольшой, типичный для Голландии город с населением 18100 человек. Городское управление осуществляется: - бургомистром (городской голова), который формально назначается королевой, а фактически правительством. Бургомистр имеет решающий голос по основным вопросам городской жизни; - местным советом, избираемым прямым голосованием на 4 года. Местный совет собирается один раз в месяц, выполняет роль местной законодательной власти (например, им устанавливаются ставки местных налогов и утверждается городской бюджет); - исполнительным советом, формируемым из числа депутатов, работающих на постоянной основе. Основными задачами этого органа является работа с населением и контроль за деятельностью местной администрации: - городской администрацией, состоящей из служащих, работающих на постоянной основе. Администрация подобна местному правительству, она занимается реализацией решений местного совета и ведет всю текущую управленческую работу. В системе местных налогов основное место вынимает налог на имущество физических лиц, его доля в доходах городского бюджета составляет 10%. Объектом обложения является стоимость принадлежащего горожанам имущества (здания, сооружения, земля, за исключением земельных наделов фермеров). Оценка стоимости имущества осуществляется независимыми экспертными организациями. Субъектом

(плательщиком) налога является как собственник, так и пользователь (арендатор) имущества. В настоящее время ставки налога определяются местным советом самостоятельно, тогда как два года назад они регулировались центральным правительством. В 1993 г. в Алтэне ставки налога на имущество составили: для собственников - 4,83 гульд., для пользователей - 3,87 гульд. с каждых 3000 гульд. стоимости имущества. Если собственник одновременно являлся и пользователем имущества, то он платит налог по обеим ставкам.

В 1993 г. ставки налога на уборку улиц составляли 150 гульд. с одинокого горожанина и 223 гульд. с семьи. С ростом издержек на уборку улиц, естествен- но, растет и этот налог, так на 1994 г. ставка предполагается уже - 230 гульд. с семьи.

Тариф платы за воду в 1993 г. составлял 1,06 гульд. за м(3). Оценка на 1994 г. - 1,25 гульд. за м(3).

Владельцы собак должны уплачивать налог в размере 58 гульд. за одного животного и 116 гульд. за последующих.

Тариф налога на туристов может быть включен в стоимость билетов на посещение музеев, парков, и т.п., а также в стоимость проживания в гостиницах, кэмпингах. Плательщиками налога в данном случае выступают владельцы этих предприятий, которые, в свою очередь, взыскивают его с клиентов. Ставка налога в Алтане составляет 0,64 гульд. с человека в сутки.

На занятия определенным видом деятельности, некоторые виды строительства требуется разрешение(лицензия) городской администрации. Данные лицензии могут быть платными, и их стоимость исчисляется на основе затрат городской администрации проведение необходимых изысканий (исследований). Доход г. Алтана от проведения еженедельных рыночных торгов составляет 30000 - 40000 гульд. в год главным образом за счет выдачи лицензий на право торговли.

В структуре доходной части бюджета г. Алтэна основную долю составляют прямые целевые финансовые субсидии из центрального бюджета. Так, на выплату пособий по безработице Алтэн получат 90% необходимых средств; расходы на образование на 100% финансируются за счет государственного бюджета. Финансовыми субсидиями центрального правительства на 30% обеспечиваются и другие социальные программ

Доля местных налогов в доходах бюджета незначительна, наиболее существенный их них - налог на имущество - составляет лишь 10% всех доходов.

В расходной части бюджета наибольший объем приходится на финансирование городской систем образования и здравоохранения, социальные выплаты, поддержание и развитие объектов городской инфраструктуры и расходы на оплату труда городски служащим.

Согласно голландскому законодательству местные органы власти не имеют право инвестировать имеющиеся у них в распоряжении свободные средств в коммерческие проекты.

Налоговая система Нидерландов представляет собой лишь одну из возможных моделей налогового регулирования в рыночной экономике, отражая, естественно характерную именно для Голландии экономическую и социальную специфику. Помимо некоторых чисто технических аспектов этой модели значительный интерес для нас может представлять и сама концепция, на которой она построена. Суть этой концепции заключается в том, что платить налоги должно быть выгодно. Налогоплателыщики должны знать, на что расходуются их деньги.

Законы и механизмы уплаты налогов должны бьть ясными как для налогоплательщиков, так и для налоговых служащих; их надо постоянно совершенствовать для упрощения и удешевления налогового процесса.

Чтобы отбить у желающих охоту "играть не по правилам", необходимо сделать достаточно действенными санкции за нарушение законов и просрочку уплаты налогов. И, наконец, "дух сотрудничества" должен определять работу налоговой службы: налогоплательщики должны видеть в налоговых служащих не противников, а партнеров в налоговом процессе.

Список литературы.

1) Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения, СПб.: Изд-во С.-Петирбур. Университета, 2000 г.

2) Р. А. Гладких / «Налоговая система Нидерландов»/ Финансы, 1995, №5, с.33-37

3) Налоги и налоговое право:/ Практикум. Брызгин, Берник, - М.: Аналитика –ПРЕСС, 1998 г.

4) Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. Учебное пособие – М.: Изд-во ПРИОР, 2000 г.

5) Черник Д. Г. Налоги: Учебное пособие для студентов, - М,: Финансы и статистика, 1996 г

6) Юткина Т.Ф. Налоги и налоговое планирование. Учебник для вузов, обучающихся по экономич. спец. – М.: ИНФРА –М, 1999 г.