Реферат: Ответы на госы

Название: Ответы на госы
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

13 Совр.вал.ранок: участники, стр-ра, мир и нац центры.

Вал. рынки - это операц. центры, где совершаются операции по купле-продаже валют на основе спроса и предл-я. Самый большой фин.рынок мира.

Участниками вал. рынка явл: 1) комм. банки (крупн., ср, и мелк.банки), 2) небанк.фин. учрежд.: фонды хеджирования (в осн. спекулят. фонды) и пенс.фонды; 3) пр-тия и част. лица. Круп. компании работают практически как банки и осущ-ют сделки, к-рые не всегда связаны с удовл-ем их комм. потреб.4) брокеры, раб-щие на круп. биржах. Их роль постоянно меняется с учетом технологич.изм-ний. Они всегда должны быть в сост-ии предоставить банкам те услуги, к-рые банкиры не могут найти ни в прямых сделках с др. учрежд, ни при исп-нии нов технологии (электронная котировка);5) ЦБанки, играющие роль регулятора и для устранения беспоряд-х колебаний курса.

Осн.товаром явл любое фин. требование, обознач в ин.валюте(ценн.бум, переводн.векселя, акции)

Преоблад.видом операций на вал.рын явл операции с вал.депозитами до востр-я (это ср-ва, исп-ся в торговле м\ду банками, раб.на вал.рынке). Происходит 3 формы вал.сделок: кассовые сделки(спот- с немедл. доставкой), срочн. сделки (форвард – с доставкой через опр.вр), своп (одновр.осущ-ие операций покупки \продажи с разн.сроками исполн-я).

Ход бирж. дня на междунар. рынках: открытие: анализ получ. и ожид.инф-ции, рассм-е эволюций вал. курсов после закрытия предыдущ. дня, контакты с уже действующ. биржами для того, чтобы понять обстановку дня; образование первых курсов; твердая или неустойчивая котировка; арбитражи; отношения с клиентами; ведение валютной позиции.

Ведущие фин.центры: Нью Йорк, Лондон, Токио.

14 Вал.операции: осн.понятия и виды.

Вал.операции – это соглашение участников вал.рынка по купле\продаже ин.валюты на конкр.усл.

Вал.операции подрадд-ся: 1) депозитн. операция- краткоср(от1дня-1года) операция по размещению или привлеч. ср-в в ин.вал. на счетах в банках; 2) конверсионная оп-ция- сделки по купле\ продаже оговоренных сумм вал.одной страны на вал.др.по согласов-му курсу на опр.дату. а) клиентские – осущ-ся банком по поруч.и за счет клиентов; б) арбитраж. (проводятся банком за свой счет с целью получ.прибыли из-за разности вал.курсов).

А также: операции связ. с переходом права собств-ти и иных прав на вал. ценности, в т.ч. операции, связ. в качестве ср-ва платежа с инвалютой и платежных документах в инвалюте; ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ вал. ценностей; осущ-ние междун. ден. расчетов.

12 Дивид.политика, факторы, влияющ. на див.политику, порядок и виды див.выплат.

Гл. задачей див. политики пр-тия явл. поиск наиб. приемлемого див. выхода – т.е. оптимального соотношения прибыли на 1 акцию и выплаты дивиденда. К числу др. задач относ-ся обеспеч-е стабильности див-дов, выплата див-дов акциями и другими цен.бум. Сущ-ет 2 подхода к оценке влияния див-в на доходы акционеров:1) Предполагает активн. роль див-в и форм-ие оптим. див-го выхода. 2) Основан на теории Модильяни-Миллера. Див. выход не влияет на ст-ть капитала фирмы. Действует процесс арбитража. Если акционеры получили маленькие див-ы, они продают акции, а если большие – покупают. В рез-те ст-ть кап фирмы не меняется.

Схемы див. политики, исп-мые в практич.деят-ти: 1) Политика стабильного див-да. Низкий риск компании, в глазах кредиторов ↑ привлек-ть. 2) Политика стабильного див. Выхода. Колебания див-ов, неустойчивая компания. Такой подход неприемлем с т.зр. максим рын ст-ти пр-тия. 3). Политика компромисса. Див-д сост. из 2-х частей: стабильный минимум +премия в удачные годы. 4) Политика остаточн.див-да. Исп-ся быстрорастущ. пр-ми, не имеющ. Достаточных и стабильных источников фин-ния инв-ций. Див-ды выплач-ся после покрытия инв-ых потребностей пр-тия. Выбор див. политики опр-ся след.факторами: темпы роста пр-тия; ст-сть альтерн. источников капитала; гибкость структуры капитала; ставка налога на прибыль; структура акционеров по уровню дохода; ограничения на выплату див-в, установленные законом; ликв-ть пр-тия.

Выплата дох произв-ся в след.порядке: % по облигац, фиксир.див-д по привелег. акциям, див-д по обычн.акциям.

1 Оценка фин.сост-я орг-ции

Анализ фин.сост.явл эл-том фин.мен-та на пр-тии и его эк.отнош-й с партнерами фин-кред.сис-мы. Целями фин.ан.явл: выявление изменений показ-лей фин.сост; опр-е факторов, влияющ.на фин.сост.пр-тия; оценка колич и кач изм-ий фин сост; оценка фин.полож. пр-тия на опр.дату; опр-е тенденций изм-ия фин.сост.пр-тия. Инф.базой для провед.фин.ан явл бух отчетн-ть (баланс, отчет о приб и убыт, отчет о движ ден ср-в-Ф4, прилож к балансу-Ф5). Ан.фин.сост включ след этапы: 1) предварит.общ.оценка фин.сост. пр-тия и изм-й его фин.показ-й за отч. период; 2) ан.п\способ-ти и фин.устойч-ти пр-тия; 3) ан.кредитосп-ти пр-тия и ликв-ти его баланса; 4) ан.оборач-ти об.ср-в; 5) ан.фин.рез-тов пр-тия; 6) ан. потенц. банкротства пр-тия. Для провед-я ан.фин. сост исп-ся опр.методы и инстр-ты: 1) метод сравн-ия, когда фин показ-ли отч. периода сравнив-ся с показ-ми за предыд. период; 2) метод групп-ки(показ-ли групп-ся и сводятся в таблицу для провед. аналитич.расчетов, выявления факторов, влияющ.на изм-е показ-й); 3) метод цепных постановок (замена отдельн.отч. показ-ля к базисному, а все остальн. показ-ли ост-ся без изм-й. Метод дает возм-ть опр-ть влияние отд.факторов на совокуп.фин.показ-ль).

В кач-ве инструм-в фин.ан исп-ся фин. коэфф-ты(текущ.лик-ти, обеспеч-ти собств.об.ср-ми, восстан-я п\способ-ти).



15 Сущ-ть, принципы и методы дох.подхода к оценке бизнеса. Обл-ть прим-ия и огранич-ия.

Дох.подход – совокупность методов оценки, осн-х на опр-ии ожидаемых доходов от объекта оценки. Д.подход базируется на след. принципе: потенц.инвестор не заплатит за данный бизнес сумму большую, чем текущую ст-ть будущих доходов от бизнеса, а собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущ.ст-ти буд.доходов. В Д.подходе есть 2 метода опр-ия ст-ти пр-тия: 1) метод диск-ых ден. потоков(основан на прогнозир-ии потоков от бизн, к-рые дисконтир-ся по ставке дисконта в тек.ст-ть); 2) метод кап-ции прибыли(ст-ть бизн рассч-ся путем деления чист.прибыли, к-рую приносит бизн за 1год, на коэфф-т капит-ции; метод кап-ции исходит из предпосылки, что ожид доходы или ден. потоки пр-тия будут стабильными или темпы их роста будут умерен. и предсказуемыми, этот метод мало пригоден для быстрорастущих компаний).

Тек.ст-ть ден.потоков=буд.ст-ть* 1/(1+i)^n

Если для оц-ки биз.был взят потокдля собст.кап, то:

Ден.поток=ЧП+Аморт+Увелич.долгоср.зад-ти -Снижение долгоср.зад-ти – Прирост собс.об.кап – Кап. влож-я.

1)Ставка диск-та=Rf+B(Rm-Rf)+C1+S1+S2…, где Rf-безриск.ставка дох, С1-страновой риск, В-мера систематич.отрасл.риска(расс-ся на основе анализа колебания цен на акции в отрасли, к к-рой относится компания), Rm-сррын.ставка дох., S1,2…- премии за риск.

2)Либо ставка диск-та=Rf+S1+S2+… -метод кумулятивного построения.

Если для оценки биз.был взят ден.поток для инвестир-го капитала, то:

Ден.поток= ЧП + Аморт - Прирост соб. об. капитал - Кап.влож-ия.

ставка диск-та = WeDe+WmDm, где We-доля собств.кап в общ.кап.пр-тия, De- ставка дох на собств.кап, Wm-доля заемн.кап в общ.кап пр-тия, Dm- ст-ть заемн.кап.

16 Сущ-ть, принципы и методы сравнит.подхода к оценке бизнеса. Оценочн.мультипл-ры и ограничения по применению.

Сравн.подход – совокупность методов оценки, осн на сравнении объекта оценки и аналог.объектами, в отношении к-ых есть инф-ция о ценах сделок с ними.

В основе подхода лежит принцип замещения. Ст-ть бизнеса опр-ся на основе анализа цен продаж аналогичн.пр-тий. Наиболее вероят.величиной ст-ти оцениваемого пр-тия может быть реальн.цена продажи аналог.пр-тия, зафикс-ая рынком. Ценность активов опр-ся тем, за ск-ко они могут быть проданы при наличии сформированного фин.рынка. Сравн. подход баз-ся на принципе альтерн.инвестиций. инвестор вкладывая ден в покупку акций, покупает прежде всего буд.дох, к-рый получит пр-тие. Методы расчета ст-ти: 1) метод компаний-аналогов (метод рынка капиталов) основан на исп-ии цен, сформ-ых открытым фондовым рынком. Базой для сравн-я служит цена за единичную акцию АО открытого типа. Данный метод исп-ся для оценки неконтр. пакета акций; 2) метод сделок- используются данные о ценах приобретения пр-тий в целом, либо контр. пакета акций; 3) метод отраслевых коэф-тов – основан на исп-ии рекомендуемых соотношений м\ду ценой пр-тия и опр.фин.параметром, метод основан на длит.стат.наблюд-ях. Эти соотношения м\ду ценой и фин.показателем назыв. мультип-ми. Мультип-ры делятся на 2 вида: интервальные (цена\прибыль, цена\ден.поток, цена\дивид.выплаты, цена\выручка от реал-ции); моментные (цена\баланс.ст-ть, цена\ст-ть чист.активов). Цена\прибыль: в качестве суммы прибыли исп-ся прибыль, получ.за посл.отч.год, за посл.неск.лет, может исп-ся прибыль до и после н\обл-я, исп-ся для оценки крупных пр-тий. Цена\ден.поток: исп-ся при оценке пр-тий, у к-рых высокий уд.вес в активах осн.фондов, а также для убыточн.пр-тий. Цена\дивид.выплаты: исп-ся для оценки пр-тий, по акциям к-рых выплач.див-ды, может опр-ся на базе факт.выплач.див-дов(если оц-ся неконтр. пакет акций) или на основе потенц.див.выплат(если оц-ся контр. пакет акций). Цена\выручка от реал-ции: исп-ся при оц-ке пр-тий сферы услуг (прост.и универсальн.м-р). Цена\баланс.ст-ть: берется ст-ть на дату провед.оц-ки, либо на посл.отч.дату. Цена\ст-ть чист.активов: исп-ся для оц-ки пр-тий, к-рые имеют значит.влож-ия в недвиж-ть, ценн.бум, оборуд-е, исп-ся для оценки крупн.пр-тий(нефт,порт).

17 Затратн.подход к оц-ке бизн.и недв-ти.

Затр.подход- совок-ть методов оц-ки, осн.на опр-ии затрат, необх.для восст-ия или замещ-ия объекта оц-ки с учетом его износа. Затр.подх.рассм-ет ст-ть пр-тия с точки зр.понесенных издержек на созд-ие пр-тия. Ст-ть пр-тия=ст-ти собст.капитала. Собств.кап=рын.ст-ть активов – обяз-ва. В затр.подх.для оц-ки недвиж-ти предполаг-ся, что затраты, необх.для создания оцен-го объекта недвиж-ти в его сущ-ем сост-ии соответствует рын.ст-ти этого объекта. В затр.подх.для оц-ки пр-тия выдел-ют 2 метода: метод чист.активов и метод ликвидац.ст-ти. Метод чист.активов примен-ся для оц-ки пр-тий, к-рые имеют больш.долю осн.ср-в в активе, пр-тий, к-рые приносят прибыль и доход владельцу.Этапы: 1) провод-ся оц-ка недв-го имущ-ва пр-тия(рын.ст-ть), 2) опр-ся рын.ст-ть машин и об-ия и трансп.ср-в; 3) оц-ка ст-ти немат.активов(права на объектв промыш-й собст-ти:изобр-ия, тов.знаки, фирм.наим-ия; права на секреты пр-ва:ноу-хау; права на объекты автор. права; на научн и програмн.продукты; делов.репутация:гудвил).Метод ликвидац.ст-ти прим-ся при оц-ке пр-тий банкротов, пр-тий, к-рые ликвидируются. Затр.подх.в обл-ти недв-ти примен-ся при: оц-ке объектов недв-ти на малоактивн.рынках, оц-ке уник.и специализир-х объектов, оц-ке объектов незаверш.стр-ва, оц-ке объектов для целей страх.и для целей н\облож. (не прим-ся для оц-ки частич.прав). Ст-ть недв-ти=ст-ть зем.участка+ст-ть строит-ва недв-ти – накопл.износ.

18 Объекты недв-ти : пон-ие, класс-ия. Операции с недвиж.имущ-ом. Оц-ка недв-ти:подходы и методы.

Недв-ть – зем.участки, уч.недр, обособл. водн.объекты и все то, что прочно связано с зем, т.е. объекты, перемещение к-рых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетн. насажд., здания и сооруж-ия, подлежащие гос.регистрации морск.и возд.суда внутр. плавания и космич.объекты., а также пр-тия как имущ-ые комплексы(зем.уч, здание, сооруж-ия, машины, обор-ие, транспорт, сырье, матер, инвентарь, тов. знаки, права требования, долги пр-тия).

Осн.виды зем уч: зем нас.пунктов, с\х, земли пр-тий, трансп-та и связи, зем оборонного назнач, природоохр и ист-культ.назнач, лесн и водн фонда, зем запасов. Здания: жилье(частн.жилые дома, многокварт.дома, гостиницы, общежит-я), коммерч.объекты(торг.центры, магазины, офисы, гаражи, склады), соц.истор-культ назнач-я(школы, больницы, библиотеки, музеи, памятники).

Для оц-ки недв-ти исп-ся 3 подхода:1) затр.подход, к-рый предполагает, что затраты , необх.для создания оц.объекта недв-ти в его сущ-ем сост-ии соотв-ет рын.ст-ти этого объекта. Ст-ть недв-ти= ст-ть зем уч + ст-ть стр-ва – накопл износ. 2) Сравн. подход баз-ся на 3-х осн. принципах: спроса, предл-ия, вклада. Ст-ть оц.объекта недв-ти опр-ся путем сопост цен недавних продаж подобных объектов. Метод сравнения продаж: ст-ть объекта = цена продажи i-го аналога величина корр-ки цены продажи i-го аналога. 3) Дох.подход баз-ся на принципе ожидания. Ст-ть недв-ти опр-ся величиной буд.выгод, к-рые эта недв-ть принесет. Ст-ть опр-ся путем пересчета буд.потоков денег, к-рые принесет недв-ть в наст.ст-ть. 2 метода: метод диск-ия ден.потока и метод капит-ции. Источники дох: арендн. плата, часть дох от комм.экспл-ции недв-ти.

19 Ин.инв-ции: класс-ция, специфика способов их учета. Перспективы привлеч. их в эк-ку РФ на совр.этапе

Класс-ция: 1) с точки зр.макроэк-ки: Инв-ции- это часть совокупных расходов, сост.из расх на нов.ср-ва пр-ва, недв-ть, прирост тов.запасов; 2) с т.зр.микроэк-ки: Инв-ции –процесс создания нов кап; 3) с т.зр.фин-ов: Инв-ции-приобретение реал. или фин.активов; 4) с т.зр.объекта влож-я: а. Реальн.инв.- это затраты на созд-е или восст-е сущ-го кап; б. Фин.инв – влож-е ср-в в оформленные тем или иным образом обяз-ва(акции, облиг-ии, векс); 5) по степени влияния на пр-тие: а. Прям инв – приобрет-е более 10% уст.кап пр-тия. б. Портф.инв – приобр-е менее 10% уст кап, а также все влож-ия в гос и корп. обл-ции. 6) по типу инвесторов: отеч, зарубеж, институцион.инвесторы(фонды, банки, компании объедин типа), част.инв-ры

20 Затраты: сущ-ть, класс-ция, упр-ие

Затраты – расх производителя для осущ-ия целей своей деят-ти, для получ рез-та. С целью упр-ия затратами исп-тся сис-ма класс-ции затрат. Первым шагом в ней явл.деление затрат на единоврем-е (затраты на созд-е осн.фондов, немат акт, ст-ть земли или прав на нее) и текущ.(назыв таковыми по причине непрерывн-ти произв.процесса, процесса потребления матер, раб.силы, переноса об-ния на общ.ст-ть). Упр-ние затрат осущ-ся в след.целях: чтобы знать где, когда и в каких объемах расходуются рес-сы орг-ции, для построения долгоср и краткоср.прогнозов потребностей в рес-сах, для обеспечения максимально выс. отдачи от исп-ия рес-сов.

Виды затрат по целям: 1) произв-технол. цели: затраты на осн.мат, вспом – технол. цели, п\фабрикаты, запчасти, топливо, энергия, з\п раб вып-щих техн.операции; 2) обслуж-е пр-ва: вспом мат(смазочн, обтирочн), мат для мелк и кап ремонта, топливо и эн для эксп-ции и рем об-ния, з\п обслуж об-ние, амортиз; 3) на упр-ние пр-вом; 4) на реал-цию пр-ции: маркет деят-ть, доставка пр-ции потребителю; 5) деят-ть не связ с пр-вом и реал пр-ции.

Для упр-ния затратами необх выделить след.виды деят-ти: снабженческо-заготовит, производственную, фин-сбыт, организац, инвестиц, маркет.


21 План-ние и учет затрат на пр-во. Расчет потребности в рес-сах.

Затраты – расх производителя для осущ-ия целей своей деят-ти, для получ рез-та.

В процессе упр-ия затратами в план-ии и учете первичн.группировкой считается групп-ка по эк.эл-там: материалы, расх на оплату труда, сумма начисл.аморт-ции, проч.расх. Сост-ся смета затрат на пр-во: сырье и осн мат, вспом мат, топливо, энергия, з\п персонала, отчисл на соц нужды, аморт-ция осн.ср-в, пр.ден.расх. Все эл-ты дают вместе произв.себест-ть или издержки пр-ва.

Расчет эл-тов затрат: 1) сырье и мат: Норма расх * Объем в натур ед * Цена; 2) а) вспом технол.мат: (Дк-Дпр-Дв) * Тсмены * Кол-во смен * Кпростоя * Кзагр * Кол-во ед оборуд.; б) вспом мат для экспл-ции об-ния: Фонд экс-ции об * кол-во об-ния * затраты на 1м\час. в) вспом мат для созд-ия нормальн.усл труда(для текущ рем-та зданий и сооруж): ремонтируемая площадь * норма * цена. 3) топливо рассч-ся по нормам потр-ния топлива; 4) энергия: суммапн мощность приемников эл.тока*кол-во ед об* полезн фонд работы об* Кзагр*Кспроса*Тариф.


22 Содерж-ие и специфика банк.мен-та

Мент - наука о наиболее рац.сис-ме орг-ции и упр-ния. Банк.мен-т имеет опр. специфику, обусл-ую хар-м деят-ти данного подразд-я общ. разделения труда. Банк выступает своеобр пр-тием занимающимся биз-ом.

Сущ-тью банк.мен-та явл.: обеспеч-е рент-ой работы банка как хоз. субъекта в усл ден. рынка; обеспеч-е ликв-ти баланса банка как гарантия надежности банка, соблюд-е интересов кредитора и вкладчика; максим-ое удовл-е потреб. клиентов в объеме структуре и качестве услуг, оказ-мых банком, обуславл-щих длит-ть и устойч-ть деловых связей; сочетание успешного решения произв-ых, комм. и соц.проблем данного коллектива; создание эфф-ой сис-мы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее полно реализовать их потенц.возм-ти.

В соотв-ии с указ целями банк. мен-т ориентируется на выполнение ряда колич, кач и соц показателей.

Колич.показатели имеют отношение ко всем сферам упр-я банк. деят-тью. Кол-во клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредит. вложений, инв-ций; объем операций и услуг, совеш.банком.

Кач. показатели можно подразд-ть на неск видов:1)показатели дох и расх банка. С их помощью происходит упр-ие рент-тью банка. 2) показатели скорости оборота ср-в, трудоемкости затрат на совершение операций, скорости обработки док-тов. 3) показатели степени удовл-ния запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг.

Соц показатели хар-ют развитие проф подготовки членов колл-ва, их отношение к труду, степень решения соц проблем.

Также к функциям банк. мен-та можно отнести соблюд-е требований гос-ва предъявл-х к банкам в целях защиты интересов владельцев ден. вкладов и депозитов. Кроме подобных законов сущ-ет и ряд обязат нормативов и предписаний направ-х на обеспеч-е ликв-ти кредит. Учреждений, что означает наличие опред. границ в самостоят-ти принятия реш, обусл.соблюдением обязат. нормативов и предписаний, и необх-сть мен-ров в усл. постоянно измен-ся конъюнктуры ден. рын искать пути обеспеч-я ликв-ти банка.

23 Содерж. и специфика банк.маркет-га

В зарубеж банк. практике прочно закрепилось понятие банк. марк-га как инструмента проведения в жизнь глоб. стратегии ориентации на потребителя. Сущ-ю банк. марк-га явл реш след.задач:

1.Установление сущ. и потенц. рынков банк. услуг; 2. Выбор конкретных рынков и уст-ние нужд заказчика;3. Уст-ие долго- и краткоср.целей для развития сущ. и нов. видов услуг;4. Внедрение нов видов услуг в практику и контроль банка за реализ-ей программ внедрения.

Для изуч рынков банк. услуг и потенц. потребителей банки исп-т традиц. приемы промыш.марк-га, такие как типологизация и сегментация (рыночная сегментация, географич. сегментация, демографич. сегментация, психографич. сегментация, геодемографич. сегментация), а также деят-ть противоположную сегментации - агрегирование рынка.

Осн функцией явл стратегия марк-га - выбор наилуч путей достижения целей банка ср-ми марк-га. Как и все другие комм.пр-тия, банки должны опр-ть свое развитие исходя из конкр. конечных целей, к-рые они перед собой поставили. Для достиж. Поставл. целей каждый банк разрабатывает свою стратегию. Банки имеющие сложную организац. структуру и разветвленную филиальную сеть, не могут огранич-ся единой стратегией, удовл-щей все уровни их орг-ции, а создают пирамиду взаимоувязанных стратегий: сводная стратегия банка – регион. стратегия банка - стратегия филиала - конкретная стратегия продаж. Правильно разраб и четко сформул стратегия является основой проведения согласов. действий всех подразделений банка, обмена информацией и т.д. Разраб. и принятая к реал-ции банком стратегия должна постоянно анализ-ся банком на предмет соотв-я целям и конкр.практич. задачам банка.

Стратегия банка должна давать ответы на след. вопросы: как банк собирается достичь цели? На какие рынки он нацеливается? Как он собирается попасть на эти рынки? Какие услуги он собирается предложить рынку?


24 Кредит-ние комм.орг-ций с исп-ем лизинга, факторинга и др.банк.оп-ций

Комм. банки предоставляют разл. услуги, за к-рые взимаются комисс. вознагр-я, начисл-я и сборы, приносящ. отдельн. доход. Объем и разнообразие указ.банк. услуг значит. вырос за посл. вр, и это становится важн.источником банк. прибыли. Лизинг - сдача в аренду банками машин, об-ния, трансп.ср-в, сооруж-й произв. назнач промыш. пр-тиям и заключ-е с ними лиз. (арендного) соглашения. Т.о, вместо предоставления пр-тию ссуды на приобр-ние указ.ср-в, банк сам покупает их и сдает в аренду, сохраняя за собой право собств-ти, при этом получая арендную плату (лиз. платежи), а не ссудн.%. Для пр-тии лизинг явл специфич. формой фин-ния инв-ций. В операции лизинга уч-ют 3 стороны: арендодатель ( специализ-ая фин компания, контролируемая банком или явл-ся его доч.пр-тием), арендатором (произв. или торг. объединение, арендующее об-ние) и поставщиком (произв. или торг.пр-тие поставляющее объект лиз. сделки). На период лиз. контракта обязат.усл явл страх-е объекта лизинга. Фактически фин. лизинг предст. собой форму долгоср.кредит-ия покупки, отличаясь от обычн. сделки купли-продажи моментом перехода права собст-ти на объект сделки к потребителю.

Фактор.операции - разновидность торг.-комисс. оп-ций, сочет-хся с кредит-ем об. кап клиента, к-рые проводятся спец. факторинг. фирмами, тесно связ. с банками или явл-ся их специализ филиалами и компаниями. Факторинг. оп-ции заключ. в том, что банк покупает у своих клиентов их требования к дебиторам, оплачивая им от 70-90% требований в виде аванса и уплаты остающ-ся части в строго обусловл. сроки (за вычетом % за кредит), независимо от поступления платежа от дебиторов.

Трастов. (доверит.) оп-ции - услуги банков связ. с отнош-ми по доверенности. Траст-отделы комм. банков действуют по поруч. клиентов на правах доверенного лица и осущ-ют оп-ции, связ в осн. с упр-ем собств-тью. Траст. Оп-ции подразд-ся на 3 осн. вида: упр-ние наследством; выполнение операций по доверенности и в связи с опекой; агентские услуги.


2 Фин.план-е и прогн-ие на пр-тии. Принципы и преимущ-ва бюдж.пл-ния.

Фин. план-ие опр-ет направления движ. ден. потоков на ближ.буд. и на перспективу на основе прогноз-я, предполагает получ-е и направ-е исп-ия ден. ср-в. Важнейш. объекты фин. план-ния:1)выручка от реал-ции пр-ции, работ и услуг;2)прибыль и ее распред-е по соотв-щим напр-ям; 3)фонды спец. назнач.и их исп-е; 4)объем платежей в бюджет и в соц. фонды5) объем заемн.ср-в, привлек-х с кред. рынка;6) плановая потребность в об.ср-вах;7) объем кап влож-й и источники их фин-ния и др.

Прогноз-е - это разработка на длит перспективу измен-ий фин сост-я объекта в целом и его различн. частей. Особ-ю прогноз-я явл.также альтернативность построения фин пок-лей и парам-ров, опред-ая вариантность развития фин сост-я объекта упр-ия на основе наметившихся тенденций. Прогноз-е может осущ-ся как на основе экспертной оценки тенденций изм-ий, так и на основе прям предвидения изм-ий.

Бюдж-ние – сис-ма сквозного комплекс. план-ния учета, ан.и контроля, охват-щая все стороны деят пр-тия и реал-щая поср-вом сост-я фин.смет и управленч.отчет-ти. Принципы бюдж-ия: 1) соот-ие осн.целям и задачам деят пр-тия;2) целостность (рассм-е деят пр-тия как единого целого во всех аспектах и сферах);3) системность (рассм-е фин-хоз деят как сис-мы взаимодействия вн и внеш факторов); 4) доступность(инф-ции прошл, наст и буд периодов);5)сопост-ть; 6) корректность; 7) согласов-ть(на всех уровнях упр-ия); 8) оперативность(своевр.получ, ан и корр-ка данных);9)фнкц-ть; 10) декомпазиц-ть (кажд.бюджет низкого уровня явл детализацией бюдж.более высок.уровня).

Преимущ-ва: бюдж-е проводит взаимн. увязку м\ду собой различн. функц-ых областей деят (сбыт, снабжение, пр-во, инв-ции, фин-сы) для достиж. удовл-ных фин. показ-ей, а также выявление причин возник-х отклонений, прогноз-е их последствий и принятие на основе этого управленч. реш. с целью достиж-я кр-, ср- и долгоср.целей с исп-ем совр. разработок в обл-ти авт-зации упр-ния.

3 Бюдж-е на –пр-тии. Сущ-ть, принципы, состав функц-х бюдж.

Бюдж-ние – сис-ма сквозного комплекс. план-ния учета, ан.и контроля, охват-щая все стороны деят пр-тия и реал-щая поср-вом сост-я фин.смет и управленч.отчет-ти.

Суть сис-мы бюдж-я – это взаимн. увязка м\ду собой различн. функц-ых об-тей деят для достиж. удовл-ных фин. показ-ей, а также выявл-е причин возник-х отклонений, прогноз-е их последствий и принятие на основе этого управленч. реш. с целью достиж-я кр, ср и долгоср.целей с исп-ем совр. разработок в обл-ти авт-зации упр-ния.

Принципы бюдж-ия: 1) соот-ие осн.целям и задачам деят пр-тия;2) целостность (рассм-е деят пр-тия как единого целого во всех аспектах и сферах);3) системность (рассм-е фин-хоз деят как сис-мы взаимод-я вн и внеш факторов); 4) доступность(инф-ции прошл, наст и буд периодов);5)сопост-ть; 6) корректность; 7) согласов-ть(на всех уровнях упр-ия); 8) операт-ть (своевр. получ, ан и корр-ка данных);9)фнкц-ть; 10) декомпазиц-ть (кажд.бюджет низкого уровня явл детализацией бюдж.более высок.).

Состав функц-х бюдж-в: 1) бюдж продаж (устан-ет ожид.кол-во продаж); 2) бюдж.пр-ва; 3) бюдж.произв.запасов; 4) бюдж.мат.затрат и потреб-я энергии; 5) бюдж.аморт-ции;6) бюдж.прочих расх; 7) бюдж.погаш-я кредитов и займов; 8) налог.бюдж.9) бюдж.цехов, общепроизв. затрат и упр-х расх;10) бюдж.движ.ден.ср; 11) бюдж.прибыли\убытка; 12) планов. агрегир.баланс. На базе сис-мы сформ-х бюдж.можно получить набор пок-лей, по к-рым рук-во может судить о качестве разраб-х планов и степени достиж-я целевых пок-лей пр-тия, отследить их выполнение и принять управленч.реш.





6 Осн.фонды пр-тия: сущ-ть, класс-ция, виды оц-ки и пок-ли эфф-ти исп-я

ОФ – это ср-ва пр-ва (труда), к-рые уч-ют в процессе пр-ва. При этом невидоизм-ся и переносят свою ст-ть на себест-ть гот.пр-ции по частям. Все ОФ дел-ся: 1) произв-ые (прямо или косв.уч-ют в произв.процессе – станки, об-ние); 2) непроизв. (не прин-ют уч-я в процессе пр-ва, а только способст-т развит.соц.сферы раб-ков пр-тия – санатории, дома отдыха, столовые). Произв.фонды дел-ся на 2 осн. части: активная часть фондов (маш, станки, об-ние); пассивн.часть фондов (создает усл.провед-ия технолог.процесса. Класс-ция ОФ: 1) здания 2)сооруж-я 3) передат.устр-ва 4) маш и об-ние 5) трансп. ср-ва 6) инстр-ты и приспособ-я 7) произв инвентарь 8) хоз инв-рь 9) проч.ОФ.

ОФ могут оц-ся в натур и стоим.выраж. В стоим.выраж.исп-ся 3 метода: 1) оц-ка ОФ по перврнач.ст-ти, т.е. цена ОФ + доставка, монтаж если таковые имеются; 2) по остаточн.ст-ти = первонач.ст-ть – износ за период экспл-ции; 3) по восстан-й ст-ти, т.е.ст-ть аналог.станка в со вр.усл.

Пок-ли эфф-ти исп-ия ОФ: 1) эфф-ти исп-я ОФ в целом (фондоотдача = объем реал-ции / ст-ть ОФ; фондоемк-ть = 1/ фондоотдача; фондовооруж-ть = ст-ть ОФ / числ-ть рабочих); 2) эфф-ти исп-ия актив.части ОФ (пок-ль экстенс.загрузки = факт.вр.работы об-ния / план.вр.раб.об; коэфф-т интенс.загрузки = факт.мощ-ть раб.об-ния / план.мощ.раб.об; коэф-т интегральн. = Кэкст * К интенс.); 3) эфф-ти исп-ия парка об-ния (коэф-т исп-я наличн.об-ния = действующ.об-ние / наличн.об-ние; )

7 Прибыль и рент-ть: сущ-ть, виды и методы расчета

Прибыль – конечн.фин.рез-т работы пр-тия (разница м\ду ценой и себест-тью). Схема форм-ния прибыли: Выручка от реал-ции – Себест-ть = Прибыль от реал-ции пр-ции + Рез-т от проч.реал-ции = Прибыль от реал.пр-ции и проч.мат. ценностей Сальдо расх и дох от внереал. оп-ций = Баланс.прибыль – Деб.зад-ть = Валов.прибыль Корр-ка вал.прибыли для цели н\облож = Н\облаг-мая прибыль – Налог на прибыль = Чист.прибыль (остается в распоряж-ии пр-тия). ЧП распред-ся в фонд потреб-ия, фонд накопл-я, фонд соц-культ.сферы, резервн.фонд. Баланс.прибыль распред-ся в бюджет, пр-тие, див-ды собств-ков.

Рент-ть – это относит.пок-ль прибыльн-ти пр-тия. Осн.пок-ли рент-ти: 1) рент-ть пр-ции = Прибыль от реал.пр-ции / себест-ть пр-ции * 100%; 2) рент-ть продаж= Прибыль от реал.пр-ции / Выручка от реал.пр-ции *100%; 3) рент-ть активов = Пбаланс или ЧП / ср.ст-ть активов за рассм.период; 4) рент-ть акц.кап = ЧП / собств.кап (показ-ет величину прибыли, получ. на кажд.рубль влож-ый акц-ром).

8 Бизн.-план-ние: цели, задачи, объекты, инф.основа.

Бизн.план-е может рассм-ся как процесс упр-ия бизнесом в целом и на отдельн. стадиях, а также как хоз.деят пр-тия и как наука. Сущ-ть план-ия сост.в конкрет-ции выбранных целей орг-ции в кажд.структуре подразделения в отдельности. Бизн.план-е сост.из 2-х компонентов: стратегич.план-е и тактич. план-е. Тактич.пл-ние – это процесс прин-я реш. о том, как долж. быть распред-ны рес-сы в бизнес ед-це для достиж.статег.целей. Операт.пл-ние явл сост.частью тактич.пл-ния и заключ-ся в план-ии конкр.хоз.оп-ций пр-тия в коротк. периоде. Стратег.пл-ние заключ-ся в опр-ии стратег.целей пр-тия и постановке страт.задач в долгоср.периоде (10-25 лет).

В основе разработки плана ложится: ан. перспектив развит-я пр-тия, ан.позиций в конкурентн.борьбе, выбор стратегии и приоритетов по конкр.видам деят, ан. направлений диверсиф-ции. Осн.док-т – бизнес план, к-рый опис-ет цели и задачи, к-рые необх.реш-ть в ближ.буд. В нем содерж-ся оц-ка текущ. момента сильн. и слаб.сторон в орг-ции, детализ-ный ан. рынка, ан.потребителей.

Инф-ция необх.для бизнес-плана: инф.о спросе на пр-цию (маркет. иссл-я, стат. и аналит.отчеты); производств. инф. (произв. потребности и потенциал); фин. инф.(прогноз дох и расх по периодам, поток наличности, прогнозн.баланс); проектн.фин-ние (для получ-я рес-сов под реал-цию конкр.проекта).

13 Роль и ф-ции фин.мен-ра в сис-ме упр-ия орг-цией.

Фин. мен-р – управляющий фин. рес-ми пр-тия. В обяз-сти фин. мен-ра входят: опр-е фин. струк-ры пр-тия и его потреб-ти в ден. ср-вах; выявл-е альтерн.фин. источн. и их оц-ка; практич. получ-е фин. рес-в из выбранных источн; контроль за исп-ем получ. ден. ср-в; опр-е бюдж. компании; упр-е фин. потоками; учетная политика; форм-ие инвест. политики; проект. фин-ние; орг-ция сис-мы управленч. учета; орг-ция работы бухгалтерии в соотв-ии с требованиями.



1.Финансы: сущность, ф-ции, роль.

Сущность: Финансы- категория историческая. Появились с возникновением гос-ва(в рабовладельч. или феод.строе). Финансы-это экономические отношения, связанные с формир-ем, распред-ем и исп-ем централизованных и децентр-ых фондов ден.средств в целях выполнения ф-ций и задач гос-ва.

Функции: 1) распределительная (перераспеделение нац.дохода м\ду матер. и нематер.сферой произв-ва); 2)регул-щая (с помощью фин.инстр-тов стимул-тся или регул-тся развитие той или иной отрасли нар.хоз-ва, та или иная часть фин.рынка); 3) контрольная(контроль за правильностью исп-ия налог.льгот и контролир-ие всей налог.сис-мы).

Субъектами фин.отношений явл.: пр-тия, пр-тели, гос-во, работающее население.

Роль: Финансы- неотъемлемая часть ден.отношений. Главное назначение ф-сов сост.в том, чтобы путем образования ден.доходов и фондов обеспечить не только потребности гос-ва и пр-тий в ден.ср-вах, но и контроль за расходованием фин.рес-сов.


2. Фин.политика гос-ва. Фин.сис-мы, их типология. Фин.сис-ма РФ.

Упр-ие фин-ми в РФ осущ-тся: на законодат.уровне-Фед.собрание, на исполнит.уровне – МинФин РФ, Мин по налогам и сборам, Гос.тамож.комитет, ЦБРФ, Росстрах.надзор.

Фин.политика г-ва- совокупность гос. мероприятий по исп-ию фин.отношений для выполнения г-вом своих ф-ций. Содержание фин.политики: 1) разработка общ.концепции фин.политики, опр-ие её осн.целей, направлений и задач. 2) создание адекватного фин.механизма(сис-ма установленных г-вом форм, видов, методов орг-ции фин.отнош-ий).3) упр-ие фин.деят-ью г-ва и др.субъектов эк-ки.

3 осн.типа фин.политики: 1) классич (18-нач19в.)Смит, Рикардо-невмешат-во г-ва в эк-ку, сохран-ие свободн.конкур-ии, исп-ие рын.механизма как гл.регулятора эк-ки.2)регул-щая(к19-нач20в) – необх-мость вмешат-ва и регул-ия г-вом развития эк-ки.3) планово-директивная – хар-на для стран с админ-командной сис-мой эк-ки. Фин.сис-ма- сис-ма форм и методов образования, распред-ия и исп-ия фондов ден.ср-в г-ва и пр-тий. 5 звеньев фин.сис-мы РФ: 1) гос.бюдж.сис-ма(фед., терр.и местн.бюджеты);2)внебюдж.спец. фонды(пенс., мед-страх., соц.страх);3) гос. кредит; 4)фонды страх-ия; 5) фин-сы пр-тий различн.форм собств-ти. Фин.система – совокупность фин. институтов (группировка однородных эк.отношений): гос.фин-сы, ф-сы орг-ций, кредит-ие, н\обложение, страх-ие.

3. Деньги: сущ-ть, ф-ции. Ден.оборот и ден. обращ-ие. Ден.сис-ма.

Деньги - эк. категория, в к-рой проявляются и при участии к-рой строятся обществ.отнош-ия. Они выступают в кач. самост. формы меновой ст-ти, ср-ва обращ-ия, платежа и накопления. Предпосылки появления денег: 1) переход от натур.х\ва к произв-ву и обмену товаров;2) имуществ. обособление производителей товаров. Сущность денег хар-ется их участием: 1)в осущ-нии различн.обществ. отношений;2) в распред-ии ВНП;3) в опр-нии цен, выражающих ст-ть товара;4) деньги служат ср-вом всеобщей обмениваемости на товары;5) деньги улучшают усл.сохр-ния ст-ти. Функции: 1) мера ст-ти- оценка ст-ти товара путем установл-ия цен; 2) ср-во обращ-ия –исп-ются для оплаты приобрет-х товаров; 3) ср-во платежа при прндоставлении ден.ссуд, при платежах за приобрет-е товары, при расчетах с бюджетом; 4) ср-во накопления – остатки наличн.денег у граждан и на счетах в банках; 5) ф-ция мировых денег проявляется во взаимоотн-ях м\ду странами или ю.и физ.лицами, наход-ся в различн.странах.

Ден.оборот- процесс непрерывного движения денег в наличн.и безнал.форме. Ден.оборот складавается из след.каналов движения денег м\ду: 1) ЦБ и комм.банк; 2) комм.банками;3) пр-тиями и орг-ми; 4) банками и пр-тиями; 5) банк и население; 6) пр-тия и нас-ние; 7) физ.лица;8)банки фин.инст-ты. Виды ден.об-та: безналичн, налично-ден, ден-расчетн, ден-кредитн, ден-фин,межбанковский, банковский, м\ду юр и физ л.

Ден.сис-ма – организуемые и регул-мые гос.органами ден.обращения. Биметаллизм(2 Ме -золото и серебро), монометаллизм(1 Ме+ ден.знаки)

4. Кредит: сущ-ть, ф-ции и виды. Роль в развитии нац.и междун.эк.отношений.

Основу кредита сост: платность кредита пораждает его движение как капитал, возвратность кредита. Сущность кредита можно хар-ть как передачу кредитором ссуженой ст-ти заемщику для исп-ия на началах возвратности и в интересах обществ.потребностей. Функции: 1) перераспр-ная – перераспр-ние не только ВВП и нац.дохода, но и всё нац.богатство общества., охватывает перераспр-ие только временно высвободившейся ст-ти во временное пользование без участия посредников; 2) замещение действит. денег кредитными операциями. Виды кредита- более детальная его хар-ка по организац-эк.признакам: 1) в завис-ти от стадии воспр-ва обслуживаемых кредитом (кредиты в сфере обмена, в сфере пр-ва, для удовлетворения нужд населения); 2) в завис-ти от отраслевой направленности кредита(промышленный кредит, с\х, торговый); 3) в зав-ти от объектов кредит-ния(кредиты на приобретение товарно-матер.ценностей, для осущ-ия произв. затрат, на пополнение осн.капитала, под разрыв в платежн.обороте); 4) в зав-ти от обеспеченности(ссуды имеющие полное обеспечение, с неполн.обесп-ием, без обесп-ния, кредиты имеющие прямое об-ние, косвенное обесп-ние); 5) в зав-ти от срочности кредит-ния(краткосрочн от3-6 мес, ср.срочн. от 6-12 мес, долгосрочн. свыше 1 года); 6) в зав-ти от платности за использование кредита(платный кредит, бесплатный для акционеров банка, дорогой-связанный с повышенной % ставкой, дешевый).

Роль кредита хар-ется рез-тами его применения для эк-ки г-ва и нас-ния. Кредит влияет на процессы пр-ва, реал-ции и потреб-ния пр-ции и на сферу ден.оборота. Необходим для привлечения ср-в для выполнения кред.операций, для расширения пр-ва, для регул-ния сферы ден.оборота., для приобретения товаров, покрытия расходов.

5. Кредитно-банковская сис-ма. Орг-ция деят-ти ЦБ, небанковск.фин-кред.инст-тов.

Согласно фед.закона «о ЦБРФ» банк.сис-ма включ.в себя ЦБ и кредитн.орг-ции. Функции банк.сис-мы: 1)привлечение и сохранность ср-в;2) фин. посредничество;3) платежи;4) сбор и упр-ние инф-цией. Банк – кредитн.орг-ция, к-рая имеет исключит.право осущ-ть в совокупн-ти банк.операции. Кредитн.орг-ция – юр.лицо, к-рое длч извлечения прибыли как осн.цели своей деят-ти на основании спец.разрешения ЦБ имеет право осущ-ть банк.операции. Кред.орг-ция образуется на основе любой формы собст-ти как хоз.общество.

ЦБРФ – гл.банк страны, не зависим от др.гос.органов РФ, явл.юр.лицом. ЦБРФ осущ-ет полномочия по владению, пользованию и распоряж-ию имуществом банков РФ, включая золото-вал.запасы. Цели деят-ти ЦБ: 1) защита и обеспечение устойчивости рубля; 2) развитие и укрепление банк.сис-мы РФ;3) обеспечение эфф-ти и перспективного функц-ния платежн.сис-мы. Функции ЦБ: 1) разрабатывает и проводит кред-ден.политику; 2) монопольно осущ-яет эмиссию денег и орг-зует налично-ден.обращение; 3) явл. кредитором последн.станции для кред.орг-ций и орг-зует сис-му рефин-ния; 4) устан-ет правила осущ-ния расчетов в РФ; 5) уст-ет правила проведения банк.операций.

Небанк.кредитн.орг-ция - кред.орг-ция, имеющая право осущ-ть отдельн.банк.операции, предусмотренные законом (обслуж-ие юр.лиц, расчеты по пластик.картам, кассовое обслуж-ие юр.лиц, операции по купле\продаже ин.валюте)-лизинговые компании, расчетные центры, депозитно-кред.орг-ции.


12 Налоги и налог.сис-ма РФ

Налоги — обязат/ платежи ю/л и ф/л, поступающ. в заранее уст. з-ном размерах и в опр. сроки. Налоги выполн/ 2 осн. функции: фиск. к-рая сост. в мобил-ии ср-в в бюдж. сис-му; регул-щую, связ. с вмеш-вом гос-ва в темпы развития эк-ки;

Совок-ть взым. в гос-ве налогов,сборов пошлин и др плат-й, а также форм и методов их постр-я образуют налог.сист. Налоги имеют 2 св-ва: носят принуд. и обязат. хар-р. Различают: косв. налоги — залож. в цену тов-в и услуг (НДС, акцизы, тамож. пошлины), к-рые оплач-т потребители тов-в и услуг; прям. налоги — непосред. изъятие части дох н\плат-ка. Прям. налоги подразд. на налоги на дох. и налоги на имущ-во.

Сбор — целевой платеж за оказ. его плат-ку услуги (лиценз. сбор, регистрац. сбор).

Осн. эл-ты налога: субъект — лицо, к-рое по з-ну явл. плат-ом налога; объект — предмет, обладание к-рым дает основание обложить владельца налогом. Объекты н\о: доход; прибыль; оборот (выручка); доб. стоим.; имущ-во ф/л и ю/л; оп-ции с ц/б; передача имущ-ва (продажа, дарение, завещание); опр. виды деят-ти, уст. законом; эколог. платежи; соц. платежи.

Ед-ца облож-я — ед. измер. объекта налога. Налог. ставка — размер налога на ед. облож-я. Ставки м.б. регресс-ми, пропорц-ми и прогресс-ми. Н\облаг. база — дох, по отношению к к-му примен. налог. ставка. Налог. льготы — полн. или частич. освобождение н\плат-ка от налога (необлаг. минимум, изъятие из облож-я опр. эл-тов объекта, освоб-ие от уплаты налога опр. лиц или категорий, пониж-е налог. ставок, целевые налог. льготы).

В завис-ти от органа, к-рый взимает налоги, различ.фед. налоги, рег. налоги и местн. налоги. Фед. налоги: – на прибыль пр-тий; пр-тий с ин.инв-ми; –НДС – на внешэк.деят-ть;–акцизы. Рег. налоги: –подох. налог –трансп. налог; – лес. сбор. Мест. налоги: –сбор за парковку а\трансп-та; –сбор на содерж-е милиции и т.п. В н.в. в России действует около 200 налогов и сборов

Осн особ-ти налог.сист РФ: 1) режим налог. прессинга для пр-телей и инв-ров, выступ. как ю/л. 2) облож-е дох. от труд. и пред-кой деят-ти, а не ренты имущ-ва и видов деят-ти 3)налог. произвол властей нек. регионов 4)низкая платежн. дисциплина 5)низкая собираемость налогов и узкая база н\облож 6) произвол нал.органов, отсутствие сис-мы специал. налог.судов.

13 Гос.налогов.политика и рег-ние.


18 Сущ-ть и назнач-ие бюджета. Бюдж.сис-ма страны и модели ее постр-ия в фед.и унит.г-вах

Госбюджет — как эк.категория выражает сис-му эк-х отношений м/у г-вом, пр-ями и нас-ем по поводу распр-ния и перераспр-ния совок.обществ. продукта и нац.дохода и форм-ия централиз-го общегос.фонда ден.ср-в. Это осн.фин. план образования и расходования гос. фонда ден. ср-в.

Осн. назначение — создание условий для эфф. развития эк-ки и решения общегос. и соц. задач.

Основные функции бюджета:

-перерасп-ие НД и примерно 50% ВВП м\ду терр-ми, отраслями деят-ти, соц. группами населения;

-гос.регул-ие и стимул-ие эк-ки;

-фин. обеспечение фин. политики;

-контроль за образ-ем и исп-ем централиз-го фонда ден. ср-в.

Бюдж.сис-ма- основанная на эк.отнош-ях и юр.нормах совокупность фед.бюдж, бюдж.субъектов РФ, местн.бюдж. и целевых внебюдж.фондов(пенс.фонд, соц.страх,мед.фонд). 3 уровня в бюдж.с-ме. Консолид.бюдж.- совокупность вышестоящ.и нижестоящ.бюджетов.


19 Бюдж.устр-во и бюдж.процесс

Бюдж.устр-во включает орг-цию бюдж.сис-мы и принципы ее постр-ия. Бюдж.сис-ма- основанная на эк.отнош-ях и юр.нормах совокупность фед.бюдж, бюдж.субъектов РФ, местн.бюдж. и целевых внебюдж.фондов(пенс.фонд, соц.страх,мед.фонд). 3 уровня бюдж.с-мы.

Принципы постр-ия бюдж.: единства бюдж.с-мы РФ(единство правовой базы, ден.с-мы, форм бюдж. док-ции), разграничения доходов и расходов м\ду уровнями, самост-ти бюдж(право см. осущ-ть бюдж.процесс, наличие собств. источников дох ), полноты отраж-ия дох и расх бюдж, сбалансированности бюдж(объем предусм-ых бюдж.расх должен соотв-ть сумм.объему дох бюдж. и источников покрытия его дефицита), эфф-ти и экономн-ти исп-ия бюдж.ср-в, общ.покрытия расх, гласности, достоверности бюдж, адресности и целевого хар-ра бюдж.ср-в.

Бюдж.процесс-это регламентир-ая нормами права деят-ть органов власти и управ-ия по составлению, рассм, утвержд. и исп-ию бюдж. Бюдж.процесс включ.4 этапа бюдж.деят-ти: 1)разработка проекта бюдж.(правит-во РФ, совет мин-ров республик, органы исп.власти, разрабатывается не позднее 10 мес до нач очередного фин.года); 2) рассм-е и утвержд-е фед.бюдж.(Гос.дума осущ-ет 4 чтения, затем Счетн.палата, продолжит-ть 18 мес); 3) исполнение бюдж.(Фед. Казначейство, продолж-ть 12 мес); 4) сост-е отчета об исполнении бюдж.и его утвержд-е(до 6 мес, Минфин готовит отчет, Правит-во РФ передает в Госдуму и Счетн палату отчет)

20 Дох и расх бюдж., метод-гия их план-ия по звеньям бюдж.с-мы и видам налогов и ненал.дох

Бюдж.дох выраж. эк.отношения, возн. у г-ва с пр-тиями, орг-ми и гражд-ми в процессе форм-ия бюдж.фонда. Осн.видом дох явл.налоги, к-рые выполн.2 осн.ф-ции: фиск. –мобилизация ден.ср-в в бюдж.с-му, регул-щая – влияние на воспр-во, стимулируя его развитие

Налог. доходы в том числе:

НДС, Акцизы, Ввозимые тамож. пошлины, Вывоз. тамож. пошлины, лиценз. сбор за право произв-ва алког. пр-ции, налог на прибыль пр-тий и орг-ций, подох. налог с ф. лиц, платежи за пользование природн. рес-ми, отчисления на воспр-во мат.-технич. базы.

Фед. налоги: – на прибыль предпр-й; предпр-й с ин.инв-ми; –НДС – на внешэк. деят-ть;–акцизы Рег. налоги: –подох. налог –трансп. налог; – лес. сбор. Мест. налоги: –сбор за парковку а\трансп; –сбор на содерж. милиции и т.п.

Неналог дох в том числе:

Дох.целевых бюдж.фондов, дох от фед. имущ, от приватизации, от внешэк.деят-ти

Расх. Бюдж.: Гос. упр-ние, Междунар. деят-ть, Нац. оборона, Правоохран. деят. и обеспеч-е безоп-ти гос-ва, Фундамент. исслед-я и содействие НТП, Пром-ть, энерг-ка, стр-во, С/Х, Охрана окр. среды, Образ-е, Культура и искусство, СМИ, Здравоохр. и физ-ра, Соц. политика, Обслуж-е гос. долга, Фин. помощь субъектам РФ в т/ч Фед. фонд фин. поддержки рег-в, Пр.расх., Расх. целевых бюдж. фондов (Фед. дорожн. фонда, Фед. эколог. фонда)

Осущ-е расх-в бюдж. произв-ся путем бюдж. фин-ния, осн. принципами к-рого явл.: -целевой характер исп-ния бюдж. ср-в; -предоставление бюдж. ср-в в соотв. со сметным порядком осущ-ния расх-в; -безвозвратность бюдж. ассигнований.

Порядок фин-ия расх в фед.казнач-ве: выделение ден.ср-в (на основании смет сост-тся расходн.расписание – график выделения ден.ср-в); для получ.налич. оформляется заявление на получ-е кап.ср-в; чтобы получить ден, нужно иметь все оплач.налоги; проверяется сумма налич.ср-в, целевое фин-ие в теч 10 дн.


15 Страх: сущ-ть, ф-ции, класс-ция.

Страх-е – отнош-ия о защите имущ-х интересов ф.и ю\л при наступлении опр. событий, страх.случ за счет ден.фондов, форм-ых из уплач.ими страх.фондов. Страх-к – страх.компания, ю\л любой орг. – правов.формы. Страх-ль – тот, кто платит ден.взносы. Сущ-ть страх сост в создании спец.страх ден.фондов. Ф-ции страх: возмещ-е ущерба и мат.обеспеч-е граждан(рисковая ф-ция), уменьш.возм. потерь или нанесения убытков (предупредит-я), сберегат-я и инв-ая, контрольная. Класс-ция страх подразум. деление его на: отрасли, виды, разновидн., формы, сис-мы страх.отнош-ий. Виды: 1) личн.страх-е(страх.жизни, от несчастн. случ, болезни, мед.страх); 2) имущ-ое (страх., ср-в наземн.трансп, водн.трансп, возд.тр-та, страх.грузов, др.видов имущ, страх.фин.рисков); 3) страз.ответств-ти (гражд.отв-ти владельцев а\трансп.ср-в, перевозчика, проф.отв-ти, за неисп-е обяз); 4) перестрах-е. По формам: 1) обязат (инициатор-гос-во, мед.страх, страх. пассажиров) 2) добровол. По сис-ме страх.отнош-й: 1)_ совместн или сострах-е (когда 2 или более страх-ка уч-ют в страх-ии одного и того же риска); 2) перестрах (страх одним страх-ком риска исполн-ия своих обяз-в у др. страх-ка); 3) самострах; 4) двойное страх (страх одного и того же риска в разн.компаниях).

16 Фин.основы деят-ти страх.компаний

Особенности страх.комп: работают с риском, замкнутая раскладка компенс-и ущерба, перерасп-ие ущерба в пространстве и во вр, в страх сущ-ет возвратность, соблюдение принципа эквив-ти (дох=расх). Страх.комп как субъект вып-ют неск.ф-ций: 1) защита (страх.комп.создают страх.фонд, распоряж-ся расходов-ем и создают сбалансир.страх.портфель, т.е. отслеж. качество и кол-во договоров); 2) как субъект бизнеса- обеспеч-е прибыли (для этого комп.собирает страх.взносы, инв-ет ср-ва, чтобы получить дох, орг-ет свою фин.деят-ть с необх-тью выжить и обеспечить себя.)

Класс-ция страх.комп: 1) по хар-ру страх.продукта (страх. ответств-ти, универс., мед); 2)по хар-ру вып.оп-ций (первичн, перестрах-е); 3) по терр.призн (регион, центральн); 4) по принадлеж-ти (гос, правит-ые, частные – представит-ва(реклама), агентства (заключ.дог-ры и произв.выплаты), филиал(все оп-ции).

23 Инв-ции: класс-ция, формы и источ фин-ния. Суб-ты и об-ты инв д-ти.

Инв-ции – это эк.рес-сы, вкладыв.в объекты предпр-кой и др. видов деят-ти с целью получ.чист.прибыли в буд, превыш-щей общ.нач.величину влож.кап.

Виды инвестиций: 1)рисков. (венчурн.) – капвлож-я осущ путем приобр-я части акций нов. пр-тия или пр-тий, осущ.свою деят.в нов.сферах бизн; 2)прям. (непосред.влож-е ср-в в пр-во, приобрет-е реальн. Активов, ОПФ) 3)портфельные (влож-я, направ-е на формир-е портфеля ценн.бум.) 4)аннуитет (инв-ции, принос-е вкладчику опр. доход через опр. промежутки вр.); 5) частн, гос, ин, совместные. Субъекты инв деят: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инв.деят, др.ю\л, банк.истрах.орг-ции, инв.фонды(г-во, межгос.орг-ции, ин.ю.и ф\л). Объекты инв.деят: вновь создаваемые и модернизируем.ОПФ, ценн\бум(акции, облиг, др), целевые ден.вклады, науч-техн продукты, имущ-ые права. Источники фин-ния: собств и заемн ср-ва (прибыль, амортизация, заемн ср-ва получ. под выпуск ценн\бум)

24 Инв.проект: этапы созд-я и реал-ции. Оц-ка эфф-ти ин.проекта.


25 Инв.портфель: типы, принципы форм-я, дох-ть и риск.

Инв.портфель представляет собой целенаправленно сформир-ую совокуп-ть объектов реальн.и фин инв-ния, предназнач.для осущ-ия дея-ти в соотв-ии с инв.стратегией пр-тия. Типы портфелей: 1) портфель реальн.инв.проектов; 2) портфель фин.инв-ций, т.е. ценн\бум; 3) портфель проч. фин. инв-ций (банк.депозиты); 4) инв-ции в об.ср-ва пр-тия. Общ.инв.портфель включ.4 выше перечисл.портфеля. Портфель ц.бум: инвестор форм-ет портфель ц\б, обеспеч-й устойчивость его дох при любых комбинациях див-дов и рын.цен. Инв-р стремится создать сбаланс-ый портфель, при к-ром достигается желаемое сочетание безопасности, дох-ти, роста кап и ликв-ти. Состав портфеля ц\б зависит от целей инв-ра и может быть консервативн (содерж.менее доходн, но более надежн.ц\б), агрессивн. (сост-т из активно покуп-х и продав-х ц\б, акции роста, риски высоки).

Доход портфеля ц\б рассч-ся исходя из оценки ст-ти акций как привилег, так и простых. 1) дох-ть от привил.акций = сумма див-в к выплате в предстоящ. период / реальн.ст-ть привил.акциям. 2) ст-ть прост.акции = сумма див-в к получ-ю в каждом n-периоде / (1+ож.норма вал.инв.прибыли)^n.


10 Сущ-ть, цели и зад.фин.мен-та. Инф. база фин.мен-та. Баз.конц. фин.м-та

Фин.мен-т – это сис-ма принципов и методов разр-ки и реал-ции управленч. реш-й, связ.с форм-ем, распред-м и исп-м фин.рес-сов пр-тия и орг-ции оборота его ден.ср-в. Гл.цель фин.мен-та – обеспеч-е максимизации благосост-я собственников пр-тия в текущ.и перспективн.периоде. Эта цель получ-т конкр.выраж-е в обеспеч-и максим-ции рын.ст-ти пр-тия, что реал-ет конкр.фин.интересы его владельцев. Задачи: 1)обеспеч-е формир-я достаточн.объема фин.рес-сов в соотв-ии с задачами развития пр-тия;2) обеспеч-е эфф-го исп-ия сформир-го объема фин.рес-сов в разрезе осн.направлений деят-ти пр-тия;3) оптим-ция ден.об; 4) обеспеч-е макс-ции прибыли пр-тия за счет эфф-го упр-ия активами пр-тия, вовлеч-ем в хоз.об.заемн.фин.ср-в, выбором наиболее эфф-х направлений инв.и фин.деят-ти.5) обеспеч-е миним-ции уровня фин.риска.