Реферат: Микроэкономика

Название: Микроэкономика
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Задача №1

Предположите, что Вы потратили весь свой бюджет на приобретение двух товаров.

Используйте анализ кривых безразличия для доказательства невозможности низкого качества обоих товаров.

Пусть имеющийся в наличии бюджет составляет 200 у.е. "Истратим" его на приобретение двух товаров – Икс ( X) и Игрек ( Y) , по ценамP ( X ) = 15 у.е. , и P ( Y ) = 25 у.е. .

Для построения кривых безразличия на базе имеющихся данных составим несколько т.н. наборов безразличия - набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых приносит один и тот же уровень удовлетворения. Наборы безразличия составляются на основании того, что сумма затрат на покупку некоторого количества обоих товаров было равно имеющемуся в наличии бюджету. Исходя из этого условия, составим варианты выбора покупателя в виде таблиц, каждая из которых представляет свой набор безразличия:

№ 1
X Y
A 3 7
B 4 6
C 5 5
D 7 4
E 10 3
№ 2
X Y
F 2 7
G 3 5
H 4 4
I 9 2
№ 3
X Y
J 2 5
K 3 3
L 10 1
№ 4
X Y
M 4 8
N 6 6
O 9 5

По составленным наборам отмечает соответствующие точки и проводим кривые безразличия. Эти кривые имеют отрицательный наклон, причем этот наклон уменьшается по мере продвижения вниз и вправо. Следовательно, что отношение предельной полезности Икса к предельной полезности Игрека убывает по мере того, как происходит продвижение.

Возможные варианты выбора покупателя, обладающим фиксированным бюджетом при существующих ценах, определяются бюджетной линией или линией потребительских альтернатив. Эта линия показывает возможности потребления - т.е., имея в наличии 200 у.е., можно приобрести максимум 13 единиц Иксов по 15 у.е. или 8 Игреков по 25 у.е.

Равновесие потребителя.

Точка потребительского равновесия при имеющимся бюджетной линии и кривым безразличия - это точка С , которая отражает оптимальное и полное использование. Все точки, находящиеся на графике выше точки равновесия С - находятся за пределами финансовых возможностей покупателя. Остальные точки соответствуют наборам товаров в пределах финансовых возможностей покупателя, но расположены ниже точки равновесия, Т.е. являются менее желательными – имеет место неполное использование бюджета.

Изменение цены.

Если имеется фиксированный бюджет, но цены на товары изменяются – соответственно изменятся и точки равновесия, по которым будет возможно определить кривые спроса.

Построим бюджетные линии, соответствующие изменению цен на товары:

Икс - 10, 15, 20, 25, 30, 35 у.е. и Игрек - 15, 20, 25, 30, 40 у.е.

На каждой бюджетной линии есть точка, соответствующая точке потребительского равновесия при текущей цене. Это точки 1, 2, 3, 4, 5 для Икса и 1, 2, 3, 4 для Игрека .

Если эти точки соединить кривой – получаются кривые спроса.

Кривые спроса обоих товаров имеют отрицательный наклон, характер которого свидетельствует, что эти кривые отражает достаточно эластичный спрос, причем при незначительном падении цен количество потребленного на рынке товара возрастает. Следовательно присутствует положительная эластичность спроса на эти товары, а значит эти товары не могут быть низкого качества.

Кривые Энгеля.

Этот метод рассматривает зависимость величины потребления от дохода. Если построить бюджетные линии для размеров бюджета покупателя 120, 160 и 240 у.е. и соединить полученные точки потребительского равновесия кривой - то получим, т.н. кривую Энгеля , описывающую соотношение "доход-потребление".

Так как эта кривая имеет положительный наклон относительно обоих товаров, следовательно, с увеличением дохода величина потребления товаров также увеличится, а это определяет их как качественные товары .

Задача №2

Как отличить качественный товар от некачественного? Начертите кривую Энгеля для товара, который потребитель будет рассматривать, как некачественный после того, как его доходы в неделю достигнут определённого уровня.

При решении предыдущей задачи был рассмотрен вариант,когда кривая Энгеля имеет положительный наклон, т.е. при увеличении дохода увеличивается и потребление – оба товара качественные.

Предположим, что товар Икс ( X ) – некачественный и доход покупателя увеличивается (C0 - C1 - C2). Это значит, что по отношению к товару Икс кривая "доход-потребление" имеет отрицательный наклон, потому что потребление этого товара будет уменьшаться при повышении дохода (C0 - C1 - C2) - X1<X0 и X2<X1.

Для качественного товара Игрек ( Y ) : Y1>Y0 и Y2>Y1 потребление растет, следовательно, наклон кривой Энгеля остается положительным.

Если при достижении дохода потребителя определённого уровня спрос на менее качественный товар Икс падает, т.е. X1>X0, но X2<X1 - это значит что после пересечения бюджетной линии, соответствующей определенному уровню дохода кривая Энгеля меняет наклон с положительного на отрицательный.

В этом случае кривая Энгеля будет иметь такой вид:

Задача №3

Условия равновесия фирмы при совершенной конкуренции имеет такой вид:

МС = MR = АС = Р.

Как изменится это условие при несовершенной конкуренции ("чистой" монополии)?

Вышеуказанное равенство действует в условиях совершенной конкуренции, т.е должны выполняться некоторые условия: большое число независимо действующих продавцов; более или менее однородная продукция; конкурентная фирма не может устанавливать цену, но может приспосабливаться к ней; свободное вступление и выход из отрасли.

Для совершенной конкуренции действует равенство предельного дохода и предельных издержек – фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам (правило MR = MC ). Кривая спроса , или продаж, конкурентного продавца совершенно эластична при текущей рыночной цене. В результате цена продукта и предельный доход равны. При совершенной конкуренции цена и предельный доход взаимозаменяемы. Таким образом – чтобы максимизировать прибыль и минимизировать убытки, конкурентной фирме необходимо производить в точке, где цена равна предельным издержкам (P = MC ).

Абсолютная (чистая) монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которых нет близких заменителей , т.е. фирма и отрасль – синонимы. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой и существуют какие-либо барьеры для вступления в отрасль другой фирмы (экономические, юридические, и т.д.). Т.к. чистый монополист является отраслью, то его кривая спроса представляет собой кривую отраслевого спроса. Кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной и является нисходящей:

Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена(средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Т.е. P> MR .

Кривая предельного дохода всегда располагается ниже, чем кривая спроса. В случае простой монополии предельный доход, получаемый фирмой от продажи одной дополнительной единицы продукции, ниже, чем цена, по которой такая единица продаётся ( а не равна этой цене, как в случае совершенной конкуренции ). Разрыв между ценой и предельным доходом возникает потому, что фирма продаёт всю продукцию, произведённую в течение данного периода времени, по одинаковой цене. Это значит : если фирма хочет добиться увеличения объёма продаж, цена должна быть снижена на все единицы продукции, а не только на последнюю из них.

Монополист потеряет весь свой монопольный доход, если станет производить такое большое количество товара, что его цена предложения окажется равной цене спроса на этот товар. Количество товара, обеспечивающего максимум монопольного дохода, всегда значительно меньше. Равновесное количество товара, произведенного в условиях свободной конкуренции, оказывается всегда меньше, чем то, цена спроса которого равна монопольной цене предложения.

Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объёма, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Другими словами, максимизация прибыли требует равенства предельного дохода и предельных издержек. Таким образом, максимизирующая свою прибыль фирма никогда не будет расширять свои объёмы продаж до величин, когда спрос по цене становится неэластичным. Таким образом МС= MR . (это точка пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода на рисунке – Q 1 характеризует объём выпуска продукции).

Равновесие для фирмы - монополиста.

Будет достигнуто положение равновесия, когда экономическая прибыль фирмы будет равна нулю. Прекратится процесс внедрения нововведений, а расходы, направленные на поиск чистой экономической прибыли, перестанут расти. То есть равновесие это не что иное, как безубыточность . Цена, которую фирма устанавливает на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса (P 1 ), а не высотой кривой предельного дохода в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Допустим, что фирма - монополист имеет какую-то прибыль. В этом случае предельный доход равен предельным издержкам. А средние издержки ниже цены, и разница эта и есть прибыль. В этом случае имеет место такое неравенство: ( MC = MR ) < AC < P . Но если кривая спроса проходит ниже кривой средних издержек, то спрос считается недостаточным для получения прибыли и необходимо минимизировать убытки. Когда убытки минимизированы до уровня кривой спроса (нет убытков и нет прибыли), то это и есть равновесие фирмы в условиях чистой монополии. На рисунке изображена именно эта ситуация.

Условие равновесия фирмы в условиях чистой монополии:

P = AC > MC = MR

Список использованной литературы

1. Микроэкономика. Краткий курс лекций. – Киев, МАУП, 1998.

2. Э. Дж. Долан, Д.Линдсей Рынок: микроэкономическая модель. - 1992.

3. П. Самуэльсон Экономика. - 1992.

4. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – 1992.

5. Н. Грегори Мэнкью Принципы Экономикс. – 1999