Реферат: Основные позиции к сдаче предмета экономической теории

Название: Основные позиции к сдаче предмета экономической теории
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

нежная_кайф

ЭС01-61

Москва

2001

Предмет экономической теории

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Существует реальная и теневая экономика (уход от налогов).

Существует три наиболее важных экономических вопроса: что производить, как производить, для кого производить.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ является в первую очередь экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Система экономических отношений.

Организационно-экономические и социально-экономические отношения.

Экономические отношения подразделяются на 2 блока:

1.организационно-экономические

2. отношения собственности и соответствующие им социально-экономические отношения.

1)Формы О/Э отношений:

· Разделение труда, специализация производителя;

· Кооперация труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в одном или разных процессах, связанных м. собой. Кооперация труда порождает новую производственную силу.

· Концентрация производства и его централизация. К - это увеличение масштаба предприятия за счет собственных ресурсов. Ц - объединение предприятий.

· Организация общественного хозяйства - это натуральное и товарное хозяйство.

· Управление. Формы управления экономикой: стихийно-рыночная плановая.

2) С/Э отношения - отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Определяется формами собственности на СП.

ЭТ изучает закономерности развития экономики, Э законы и их использование.

СЭО - это отношения междулюдьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и потребления между классами и социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.

Система экономических отношений должна соответствовать состоянию производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирование.

Материальное производство является материальной основой экономических отношений.

Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его

Средства производства - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда.

Экономические законы, их система и использование.

ЭЗ выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве, постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.

ЭЗ возникают и действуют в результате производственной деятельности людей. Действуют объективно(независимо от воли и сознания людей).

Необходимо различать: экономические законы, законы природы, юридические законы.

В обществе действует система ЭЗ. Они взаимосвязаны м собой. Различают след. ЭЗ:

1. Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях: а) З. Возвышающихся потребностей; б)З общественного разделения труда; в)З повышения производительности труда и др.

2. Общие ЭЗ - действуют при наличии общих социально-экономических условий(товарно-денежные отношения): а)З стоимости; б)З спроса и предложения; в)З денежного обращения и тд.

3. Особые (специфические) ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого общественного способа производства. Определяются собственностью на СП и свойственные ей социально-экономические отношения.

ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать в практике хозяйствования.

Методика экономической теории.

Научные способы, приемы познания экономической теории, истинного понимания и освещения экономического развития.

Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

движение от абстрактного к конкретному;

метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;

метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;

экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.

Существуют несколько функций экономической теории:

познавательная функция;

практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;

прогностическая;

методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

идеологическая.

Общественное производство и его факторы

Общественное производство представляет собой целесообразную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей. Процесс производства является результатом двух видов взаимодействий и связей:

1.Человек и природа;

2.Отношения между людьми в процессе их хозяйственной деятельности.

Материальное производство является основой существования и развития человеческого общества.

Общественное производство включает: материальное производство и нематериальное производство.

В материальном производстве: пр-во продуктов и пр-во услуг. Нематериальное пр-во: пр-во нематериальных услуг, создание нематериальных благ.

Инфраструктура - совокупность отраслей, видов хозяйств, в результате функционирования которых создаются общие условия производства и жизнедеятельности людей.

ФП в обобщенном виде можно подразделить: личный фактор (раб. сила, труд), вещественный фактор (средства производства), предпринимательский фактор - личный фактор, обеспечивает соединение факторов производства.

Средства производства - предметы труда и средства труда.

Предмет труда - то, из чего производим, на что воздействуем.

Сырье - предмет труда на который затрачен человеческий труд.

Средства труда - с помощью чего мы производим.

Орудия труда - с помощью которых человек непосредственно воздействует на предмет труда.

Социально-экономические системы

- это способ организации общественного производства.

Современные системы:

1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);

2.Командно-административная система (СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляемая экономика):

а) государственный тип (собственность на средства производства);

б) всеобщая (роль государства);

3.Рыночная экономика:

а) частная собственность на средства производства;

б) роль государства минимальная.

В рыночной экономике решаются 3 основные проблемы: что производить, как производить, для кого производить. Регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.

4.Смешанная экономика:

а) собственность - государственная и частная;

б) рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.

5.Социальная экономика. Защита человека, сближение жизненного уровня, снижение дифференциации в доходах.

Социально-экономическая сущность собственности

Стержневым в системе экономических отношений является собственность на средства производства. Она определяет социально-экономический строй общества.

Собственность- это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность. Власть находится у того, кто является собственником.

Собственность характеризуется с точки зрения социально-экономического содержания:

1.Присвоение факторов производства.

2.Способ соединения работников со средствами производства (продажа/наём рабочей силы).

3.Хозяйственное использование материальных средств: собственник сдает в аренду, лизинг (передает).

4.Экономический механизм реализации собственности - получение дохода и его использование.

Юридическое содержание собственности (относится ко всем видам собственности):

1.Владение.

2.Пользование.

3.Распоряжение.

Формы собственности:

С развитием общества формы собственности меняются, они становятся более разнообразными. С развитием орудий труда, технологий изменяются и формы их использования, связанные с теми или иными видами собственности. Ручные орудия труда - частная собственность, индивидуальное использование. Машинное производство - крупная частная собственность.

1.Государственная собственность - имеет место практически во всех странах.

2.Коллективная собственность.

Приватизация означает превращение гос. собственности в иные формы собственности. В 1995 г. приватизация проводилась в 150 странах. Приватизация - древнее понятие. Опыт показывает, что эффективность приватизации зависит от методов и сроков, этапов её проведения. Этапы:

· Подготовительный - довольно продолжительный;

· Непосредственно процесс приватизации - самый короткий период;

· Налаживание эффективной работы приватизированных предприятий - наиболее продолжительный.

Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства. Натуральное хозяйство. Товарное производство.

Натуральное производство - производство для внутреннего потребления производителя, его семьи (не для продажи). Характеризуется универсальностью и изолированностью хозяйства.

Формы:

1.Патриархальное хозяйство.

2.Общинное хозяйство.

Автаркия - государство, изолированное от других государств, без внешних связей.

Товарное хозяйство - производство продукции/услуг для рынка, для продажи.

Общей основой возникновения и развития товарного производства является общественное разделение труда, специализация производителей, затем обособление производителей и появление частной собственности.

Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое базируется на частной собственности и личном труде товаропроизводителя. Капиталистическое - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы.

Товарное хозяйство имеет множество преимуществ перед натуральным. Движущие силы его развития:

1. разделение и специализация труда;

2. кооперация труда и производства;

3. заинтересованность в повышении производительности труда;

4. состязательность, конкуренция;

5. использование достижений НТП.

Товар и его свойства. Величина стоимости товара.

Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке.

Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.

Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющими его способность удовлетворять потребности человека. ПС относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.)

ПС составляет вещественное содержание богатства.

Потребительская стоимость товара:

1. должна быть создана трудом;

2. должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;

3. должна обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.

Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой. Один товар имеет множество меновых стоимостей.

Деньги. Их сущность и функции в системе товарного хозяйства.

Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег.

Монета - определенной формы, веса и достоинства металл.

Бумажные деньги: банкнота - выпускается центральным банком страны; казначейский билет - государственным казначейством.

Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки, дорожные чеки, электронные деньги.

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Функции денег:

мера стоимости; средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Масштаб цен - денежная единица с её делениями, в основу которой положено определенное количество денежного металла.

Мировые деньги могут выполнять функции:

международного платежного средства; международного покупательного средства; всеобщего воплощения общественного богатства.

К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи + возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы.

Сущность рынка и его функции.

Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг

Функции рынка:

· Ценообразующая;

· Посредническая;

· Информационная;

· Регулирующая;

· Санитарная (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).

Рынок - совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

что производить; как производить; для кого производить.

В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

закон стоимости; спроса и предложения; закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

Предприятие и его функции.

Самостоятельно хозяйствующий субъект называется предприятием, если он создан в порядке, установленном действующим законодательством и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие образует юридическое лицо, имеет название и печать, р/счет в банке. Юридическим лицом принято считать организацию, представляющую в едином лице входящих в нее отдельных субъектов, имеющую в распоряжении к-л. имущество, несущую самостоятельную за него ответственность, выступающую в кач-ве самостоятельного субъекта в роли истца/ответчика.

Предприятие осуществляет производственную, коммерческую, научно-исследовательскую, инвестиционную и др. виды деятельности в соответствии с уставом предприятия, а также решает вопросы ,связанные с развитием социальной сферы (строительство жилья для служащих, содержание д/отдыха, д/лагерей, мед. учреждений и т.д.), проводит природоохранные мероприятия, модернизацию производства.

Функции предприятия: организует производственный процесс, ведет бух. учет, проводит поисковые научно-исследовательские и маркетинговые исследования, платит налоги, заключает договора с другими предприятиями и т.д.

Спрос и предложение в рыночной экономике

Рыночный механизм - это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства, структуры.

Рыночное равновесие - спрос и предложение совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Предложение - это масса товаров и услуг, которые предлагаются для реализации.

Свойства: способность к обмену, способность удовлетворить те или иные конкурентные потребности

Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения; с понижением цен сокращается также и предложение.

Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода цен.

Причины изменения спроса: изменение потребительского вкуса; изменение числа покупателей; изменение дохода покупателей; изменение цены на сопряженные товары.

Эластичность спроса и предложения

Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема превышает процентное отношение снижения цен.

КЭл. больше в случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен.

Кэл. меньше если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен.

Факторы, влияющие на эластичность:

· наличие хороших заменителей товаров

· удельный вес в бюджете потребителя

· размер дохода

· качество товаров

· размеры запаса

Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена

Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах товаров, при которых покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать. Цена равновесия - цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.

Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации рыночного равновесия не ведет к его нарушению, т.к. избыток предложения и дефицит равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке.

Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, т. е. она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

Конкуренция.

Конкуренция - столкнов ение, состязание (лат.). В переводе на экономический язык конкуренция - это борьба между участниками рыночных отношений за получение максим ального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями т ерритория ми , заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции – товар/услуга, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

В зави симости от социально-экономиче ских отношений, сложи вшейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собстве нности, развиваются не скольк о осно вны х ви дов конку ре нции:

· пр остых то варопроизводителей;

· единоличных капиталов:

· мон ополий:

· национальных капиталов;

· интернациональных капиталов.

Монополии. Разновидность монополий.

Моно - один; монополия - господство на рынке к-л. предприятия/производителя.

Разновидность монополий: абсолютная и чистая.

Формы: естественная, техническая, экономическая, административная.

Виды монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, и др.

Прибыль и факторы, влияющие на ее размер

Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. В экономической практике принято выделять:

1) балансовую прибыль, полученную от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь. Балансовая прибыль - это общая выручка за вычетом внешних издержек. Внешние или явные издержки - платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

2) экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и экономическими издержками (внешними и внутренними).

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между стоимостью произведенной продукции в оптовых ценах предприятия и ее полной себестоимостью. Расчетная прибыль - часть прибыли, которая остается после выплаты платежей в бюджет, банки и вышестоящие органы.

Снижение издержек производства и обращения повышает прибыль предприятия. Издержки обращения - затраты, связанные с доведением продукции до потребителя. Производительные - транспорт, хранение, подработка, чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости - оплата продавцов, кассиров и др. Издержки производства - материальные затраты, затраты на оплату труда, и др.

Основными факторами, определяющими величину прибыли и уровень рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости.

Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.

Цена - денежное выражение стоимости товара. Стратегия ценообразования следующая - найти такую цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Механизм ценообразования 2-х видов: рыночный и производственный затратный.

Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов.

Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар; 2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета. 4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования ; 5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

Виды цен:

1) в зависимости от сфер торговли. Оптовы е - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги .

2) виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос. органами ценообразования. Регулируемые цены - регулируются гос. органами - утверждение гос. органами предельного уровня рентабельности. Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные рыночные цены.

Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.

Микроэкономический анализ рассматривается как часть экономики, исследующая:

1) обособленные экономические единицы, такие, как отрасли, фирмы и домашние хозяйства;

2) отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

1. Микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами - фирмами, потребителями и др.

2. Задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.

Раздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политики называется макроэкономикой. Макроэкономика охватывает все национальное хозяйство, позволяет выявить внутренние экономические связи, свойственные ему, как единому целому.

Национальное хозяйство - совокупность всех отраслей и сфер экономики различных регионов страны, объединенных разнообразными экономическими связями.

Показатели функционирования национальной экономики:

1. Экономический рост экономики.

2. Производство ВНП, ВВП.

3. Производство, распределение и использование национального дохода (использование и перераспределение).

4. Производительность общественного труда.

5. Занятость населения.

6. Уровень безработицы.

7. Жизненный уровень населения.

8. Доходы, зарплата.

9. Номинальная и реальная зарплата.

10. Денежное обращение.

11. Инфляция.

12. Торговый и платежный баланс.

13. Внешнеэкономическая деятельность.

Валовой национальный продукт (ВНП), (ВВП)

ВНП и ВВП отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года).

Различия между ВНП и ВВП:

- ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

- ВНП - это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов (доходы наемных рабочих, рентный доход, ссудный %, прибыль предприятий) от использования ресурсов данной страны за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцами.

Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с другой стороны.

ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования:

- добавленной стоимости по всем отраслям, национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);

- всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам);

- всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам).

Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.

Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

НД - это чистый «Заработный доход» общества (з/плата, доходы населения, прибыль).

Различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных потерь, ущерба и т.д.) и внешнеторгового сальдо.

Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т.д.).

Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

Сущность и роль макроэкономического регулирования

В центре внимания макроэкономики - разработка таких проблем, как организация экономического регулирования.

С помощью экономических методов можно:

1. притормозить и стабилизировать инфляцию;

2. ускорить продвижение к новому качеству экономического роста;

3. найти удовлетворительные решения других крупных народнохозяйственных проблем;

4. сохранить природные ресурсы;

5. поддержать оптимальные темпы производства товаров и услуг.

Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи:

- стимулирование экономического роста;

- регулирование занятости;

- поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах;

- поддержка экспорта и т.д.

Важна роль ГРЭ в бывших соц. странах, при переходе от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия соц. экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в будущем.

Основные объекты ГРЭ:

- экономический цикл;

- секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи.

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Средства государственного регулирования экономики:

1. Административные. Не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

2. Экономические средства ГРЭ, подразделяют на:

1) Средства денежно-кредитной политики:

- регулирование учетной ставки;

- установление и изменение размеров минимальных резервов;

- операции государственных учреждений на рынке ЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

2) Средства бюджетной политики: это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов является налоги. Изменение налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.

Совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос - это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

Совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Кредит и его основные формы

Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Кредит - это движение стоимости на условиях возвратности.

Важные источники ссудного капитала:

1. Денежные средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товары в виде амортизации;

2. Часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением во времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;

3. Капитал, временно свободный в промежутках между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплаты з/платы;

4. Предназначенная для капитализации стоимость, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня;

5 .Денежные доходы и сбережения частных лиц включая все общественные слои населения. Важным источником ссудного капитала являются денежные накопления государства.

Кредитные деньги - это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита. Виды кредитных денег: вексель, банкноты и чек. Депозитные деньги -система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса суммы с одного счета на другой.

Формы кредита:

1. Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит вексель. Простой вексель - вексельное обязательство, выдаваемое заемщиком на имя кредитора, с указанием места и времени выдачи долгового обязательства, суммы последнего, места и времени платежа. Переводной вексель (тратта) - письменный приказ одного лица другому об оплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Объект переводного векселя - товарный капитал. Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли.

2. Банковский кредит - предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект - денежный капитал. Цель - получение прибыли по ссудам (займам, кредитам).

3. Потребительский кредит - предоставляется частным лицам. Его объектами являются товары длительного пользования (мебель, автомобили, телевизор), разнообразные услуги.

4. Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиками или кредиторами выступают государство и местные органы власти.

5. Международный кредит - движение и функционирование ссудного капитала между странами

6. Ростовщически кредит - нет лицензии.

Функции кредита:

1. Перераспределительная, при его помощи свободные денежные капиталы и доходы аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

2. Эмиссионная (частично замещая наличные деньги кредитными деньгами и ускорение обращения денег). Экономия издержек производства.

3. Контрольная функция - банк жестко контролирует этот кредит.

4. Ускорение НТП.

5. Обслуживание товарооборота.

Принципы кредита:

1. Срочность.

2. Принцип возвратности.

3. Платность - цена кредита зависит от спроса на кредит. Ссудный процент.

4. Целевой характер - предполагает будущую прибыль.

5. Материальная обеспеченность (т.е. залог имущества).

Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.

Финансовая система - совокупность различных форм организации финансовых отношений.

Финансовая система включает в себя следующие основные финансовые институты: государственные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок.

Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики.

Финансы государства обеспечивают формирование и использование государственных доходов и функционируют на основе создания различных централизованных фондов.

Состав государственных финансов: государственный бюджет; государственное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через государственные организации; государственный кредит; фонды целевого назначения.

Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны.

Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

финансовое обеспечение (государственный бюджет); финансовое регулирование (система налогов).

Иифлящия.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода а пользу определенных социальных групп. Формы проявления:

1. неравномер ный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности.

2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным.

3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Природа возникновения - несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами. В некоторых случаях применяется специальный термин инфляционная экономика, чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.

Внешние причины: рост цен на мировом рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъю нктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.

Внутренние причины: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит бюджета, эмиссия и увеличение скорос ти обращения денег.

Типы инфляции:

1)."инфляция покупателей" (инфляция спрос а) Избыточный спрос приводит к взлету цен.

2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.).

В реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляции весьма сложно. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы, а инфляция издержек сама себя ограничивает: из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек.

Виды инфляции:

1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до десяти или несколько более процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3.5%.

2. Голопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темп ее роста выражается, как правило, двузначными цифрами (до 100% в год).

3. Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 100%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.

Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.

Воспроизводство производительных сил это есть постоянное возобновление рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Воспроизводство производственных отношений это есть воспроизводство социально-экономических форм производства и воспроизводство отношений между людьми.

Воспроизводство бывает простое и расширенное.

Простым воспроизводством является такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество остается низким из года в год.

Расширенное воспроизводство - это такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество из года в год возрастает и совершенствуется.

Расширенное воспроизводство воплощено в экономическом росте. Экономический рост - это динамика общественного продукта и факторов его производства. Бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе экономический рост достигается количественным увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии производства.

При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства.

НТП и НТР обуславливают необходимость и возможность перехода к новому типу экономического роста.

Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации производства на основе НТР.

Показатели современного типа экономического роста:

повышение качества продукции; повышение производительности труда; ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта; динамика фондоотдачи; снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции; интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства.

Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

Воспроизводство общественного капитала носит циклический характер. Воспроизводственный цикл включает: кризис; депрессия; оживление; подъем.

Кризис характеризуется следующими чертами:

· падает производство;

· перепроизводство промышленного капитала во всех его функциональных формах: товарная; денежная; производительная;

· банкротство промышленных и торговых предприятий, прежде всего средних и мелких;

· рост безработицы;

· снижение жизненного уровня.

Депрессия характеризуется следующими чертами:

· повышается степень эксплуатации;

· самовозрастает капитал медленно и постепенно;

· производство расширяется, но очень незначительно;

· постепенно рассасываются товарные запасы;

· инвестиционный капитал приспосабливается к новым ценовым пропорциям и новой структурной перестройке.

Оживление характеризуется следующими чертами:

более или менее устойчивым расширением производства;

· повышается загрузка производственного аппарата;

· быстро увеличиваются прибыли.

Подъем характеризуется тем, что исходным пунктом циклического подъема считается восстановление докризисного уровня производственной активности:

· расширяется спрос на рабочую силу;

· рассасывается безработица;

· растет заработная плата;

· повышается платежеспособный спрос на предметы потребления;

· расширяется рынок для отраслей первого подразделения.

Материальной основой циклического воспроизводства является обновление основного капитала.

К структурным кризисам относятся: энергетический кризис; сырьевой кризис.

Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.

Потребительский бюджет (ПБ) - таблица, в которой сопоставляются денежные доходы и расходы человека или семьи. Реальные бюджеты строятся на основе опроса, изучения анализа, статистики доходов и потребления отдельных, наиболее представительных групп населения.

Рациональный ПБ - теоретический Б, построен исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ, услуг в определенном целесообразном наборе.

Бюджет потребительского минимума составляется на основе набора минимально необходимых потребительских товаров, услуг, расходов.

Доходы: З/П, пенсии, стипендии, пособия, дополнительные выплаты, доходы от личного хозяйства, благотворительная помощь.

Расходы: продукты питания, одежда и обувь, мебель, предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, квартплата и бытовые услуги, культурные нужды, табачные и вино-водочные изделия, транспорт, уплата налогов, а также образование сбережений. Наряду с балансом доходов и расходов на образ и уровень жизни влияют зависимость между доходами и потреблением и дифференциация доходов. Согласно закону Энгеля при росте доходов потребление смещается в область более дорогих и ценных товаров.

Взаимосвязь между уровнем потребления и величиной дохода называется функцией потребления .

Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в Российской Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы приступить к ней.

Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста, женщины, молодежь.

Различают три вида безработицы:фрикционную, структурную, циклическую .

Фрикционная безработица существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно.

Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат,

несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее.

Циклическая безработица возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок.

Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную, региональную, молодежную и т.д.

Причины безработицы в России:

структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития;

закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий;

высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;

внедрение в производство новой техники и технологии;

структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности;

ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения.

Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты.

Мерыпо сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции);

3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Сущность и основные черты всемирного хозяйства.

Единого понимания среди исследователей нет. Существует 3 основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.

1) Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-венгерской школе 19 в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.

2) Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами.

3) Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.

Основа существования мирового хозяйства - целостность и устойчивость. Только так возможна циркуляция продуктов в планетарном масштабе.

Сложность и иерархичность мирового хозяйства. Неравномерность в развитии. 1/3 покупательной способности у США, Японии и Германии при 9% населения. Цель мирового хозяйства - удовлетворение спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права.

Мировое хозяйство - историческая и политико-экономическая категория. Глобальное мировое хозяйство сложилось к началу ХХ в. Мировой рынок образовался с периода Великих Географических Открытий. Начало мировому хозяйству положило мировое производство. Что повлекло переплетение мирового предпринимательского и ссудного капитала. Мир поделен на сферы влияния, процесс формирования международных монополий. В начале ХХ в. мировое хозяйство состояло из: колоний и метрополий.

Концепции глобальной экономической системы:

Империализма и неоимпериализма . Объясняет мировое хозяйство как борьбу между ведущими странами за рынки. Империализм - стадия в развитии при господстве финансового капитала и монополий, большое значение приобретает вывоз капитала, процесс раздела мира трестами и монополиями в экономическом плане и территориально между государствами.

Ленин, Бухарин, Люксембург. Социально-либеральное направление Гоббса.

Модернизации и неоэволюции.

1) Переход к современному экономическому обществу, в котором господствуют духовные ценности. Традиционные общества управляются по-старому, не принимая нововведений. Вебер видел в основе связанно-развивающиеся рыночные хозяйства, протекционизм. Теория получила небольшое распространение.

2) Преобразование из традиционных обществ через процесс социальной дифференциации. Доминировала в первой половине ХХ в.

Зависимости.

Основал аргентинский экономист Фрейшнер. Существует 3 направления: концепция зависимости и неразвитости, зависимого развития, воспроизводства зависимости. Капиталистический рынок хозяйств одновременно порождает экономическое развитие и неразвитость.

Мировой системы.

Основал Валерштейн. Делит мир на три центра: мировые ядра, периферийные страны, полупериферийные страны. Существует зависимость в их развитии друг от друга и от центра.

Формы и тенденции международных экономических отношений.

Международные экономические отношения (МЭО) - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. МЭО находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие МРТ, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т.п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:

· международная торговля;

· международная специализация производства и научно-технических работ;

· обмен научно-техническими результатами;

· информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

· движение капиталов и рабочей силы;

· деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

МЭО, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. В этой сфере рыночные отношения предполагают:

· множественность их объектов и субъектов;

· определяющее воздействие спроса и предложения;

· их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;

· конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства.

Внешнеэкономическая политика.

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. Основной целью вмешательства государства является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственного участия.

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей.

Государственное регулирование - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Известны два основных направления политики правительства - протекционизм (направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции) и фритредерство (политика свободной торговли).

В международной торговле используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы (систематизированный перечень пошлин, которыми облагают некоторые товары), налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. Нетарифные ограничения представляют устанавливаемые прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к вывозу или ввозу.

Существует несколько видов количественных ограничений: контингентирование (ограничение экспорта и импорта определенным количеством или суммой на определенный период времени), квотирование (ограничение количества экспорта или импорта определенного наименования), лицензирование (запрет на свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии).

Комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров (кредитные и финансовые инструменты).

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства.

Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.

Валюта - денежная единица данной страны, также это денежные знаки иностранных государств и иные платежные средства, используемые в международных расчетах. Свободно конвертируемая валюта - национальная валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. Частично конвертируемая валюта – национальная валюта, которая обменивается не на все, а на некоторые иностранные валюты, используется как платежное средство не по всем операциям. Неконвертируемая (замкнутая) в. - нац. в., которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на иностранную . Качество валюты определ яется не только ее конвертируемостью, но и хорошо ли данная в. выполняет сво ю ф ункцию средства международных расчетов , т.е. какова ее роль в валю тной системе, какое она занимает в данной системе место. Функцию р езер вной в. , т.е. валю ты используемой для обслуживания международных расчетов по вне шне торговым операциям, иностранным инвестициям и при определении мировых цен, выполняю т в настоящее время: доллар С ША, фунт стерлингов Великобр., марка Германии, швейцарский ф ранк и японская иена - именно эти валю ты являю тся наиболее конвертируемыми валю тами мира. Валют ные отношения - эк ономические отнош ения, связанные с ф ункционированием национальных валют на мировом рынке, денежным обслуживанием товарообмена и д ругих хозяйственных связей между странами, использованием в алюты как платежного средства и к редита. Валютные отн ошения так или иначе сопровождаю т торговлю, вывоз капитала, научно-техн ический обмен, миграцию рабочей силы, туризм, культурные связи, предоставление экономической пом ощи, кредитование. Валю тные отношения можно характеризовать как денежную сторону внешэкономической связи. Характер валютных отношений зависит от конвер тируемости валюты страны.

Дл я решения пробл емы конвертируемости необходима стабилизация денежного обращ ения внутри страны, прив едение внутренних цен в соответствие с мировыми, преодоление дефицита внешнего платежного баланса, отсутствие дефицита товаров на внутреннем рынке, ограничение инфляции.

Глобальные проблемы мирового хозяйства.

Критерии, которые позволяют выделить глобальные проблемы и множество других, стоящих перед человечеством: общемировой характер проблемы (затрагивает интересы всех стран или большинства); в случае нерешенности такой проблемы возникает угроза всему человечеству, регресс в развитии производительных сил; нужда в безотлагательных и решительных действиях на основе коллективных и скоординированных усилий всего мирового сообщества. Глобальность означает, что проблема подобного рода затрагивает интересы всех классов и слоев общества, всех стран и народов планеты; эта проблема влияет на все сферы общественной жизни и сказывается на положении дел во всех районах планеты, хотя и с разной степенью остроты. Глобальные проблемы можно сгруппировать по трем сферам действия: проблемы, возникающие в сфере взаимодействия природы и общества: надежное обеспечение человечества сырьем, энергией продовольствием. Продовольственная проблема сохранение окружающей среды; энергетический кризис; миграция населения; конверсия; проблемы войн, разрушений; социальные проблемы; проблемы выравнивания экономического уровня развития стран; освоение ресурсов мирового океана; овладение космическим пространством; проблемы общественных взаимоотношений: отношения между государствами; преодоление отсталости развивающихся стран; локальные и международные кризисы и потрясения; проблемы развития человека и обеспечения его будущего: проблемы приспособления современного человека к меняющимся условиям природной и социальной среды под влиянием происходящей в мире НТР; вопросы современной урбанизации; борьба с эпидемиями и наиболее тяжелыми заболеваниями; духовные ценности человека.

Рыночная экономика и ее основные черты.

РЭ - система организации хозяйства в масш табе, т.е. это такая ф орма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействую т посредством рынка , отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощ ью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Рынок- это механизм реализации рыночной экономики, обладаю щий в обобщенном виде следую щими признаками:

· отбор наиболее эф фективных технологий и организационных систем;

· многообразие форм собственности (частной, коллективной, государств.);

· полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя - товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;

· свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции;

· прогрессивная налоговая политика.

Особое место в РЭ занимает антимонопольное законодательство, основой его является - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а такж е определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и нарушение правил честной конкуренции.

Конкуренция порождает мощные мотивационные стимулы:

· обеспечение конвертируемости валюты (обратимость национальной денежной единицы);

· создание системы биржевых учреждений, банков, налоговой инспекции).

В настоящее время рынок в различных странах мира находится в определенных границах и регулируется государством. Оно стремится:

· обеспечить стабильность рынка;

· обеспечение справедливости;

· следит за эффективностью рыночного механизма(не допуская или ограничивая монополии).

Приватизация государственной собственности.

Те рмин "Приватиз ация" в начале 90-х превратился в ключевую экономическую категорию при решении проблем вывода из кризиса экономики посттоталитарных стран. В России были выбраны 3 мод ели прив атизаци и (номе нклатурная, демократическая, малая), при этом 2 из них более популярны в 1992 г., предполагали переход к акционерной форме собственности, при которой в руках гос-ва кон центрировалась большая часть акций, а за конкретными гос. структурами (как правило фондами гос. имущества) закреплялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предп риятий (а она зачасту ю получала су щественные привилегии в приобретении акций) с государственной и ф инансовой номенклатурой ("номенклатурная приватизация"). В большинстве случаев приватизация оказалась всего лишь формой для создания акционерных об ществ, скрывающ их корпоративну ю систему отно шений собственности, когда госбюджет, банки и администрация предприятий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей государственной собственности. Трудовой коллектив если и получал в свои руки определенну ю д олю акций, то они либо являлись "безголосыми" либо прикрывал и бесправие трудового коллектива, ибо за формой коллективного владения акциями не скрывалось реального экономического содержания - коллективного присвоения и распоряжения средствами производства. М алая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищ ества с ограниченной ответственностью или А О зак рытого типа. З десь капитал госпредприятий не продается, а распределяется иску сственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи предприятий. Д емократическая прив атизация (народная). На практике она была осуществлена в незначительных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли гос. собственности при помощи ваучера, который создавал равные стартовые возможности в разгосударствлении приобретении гос. собственности для всех членов общества. Эта модель также п редполагала более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших гос. средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерч. структуры. бывшие гос. структуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению мелкого пр-ва в руках частного капитала, в значительной степени представленного не нез ависимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

Предпринимательств о и его роль в развитии рыночной экономики.

В XVIII в. э то понятие ассоциир овалось с понятием "собственник". А . Смит характеризовал предпринимателя, как собственника, идущ его на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует производство, распоряжается результатами производства. Позднее, когда в хоз . жизни происходит отделение капитала-ф ункции от капитала-собственности, понятие "предприятие" не совпадает с понятием "собственник" трактуется гораздо шире. Современная западная литература также рассматривает "П" как экономическое организационное творчество, свободное проявление инициативы, новаторства, готовности к риску ради получения прибыл и. В законе РСФ СР " 0 предприятиях и предпр. деятел ьности" "П" трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объ единений, направленная на получение прибыли и осущ ествляемая на их риск и под их имущественну ю ответственность. Развитие предпринимательства предполагает наличие ряда условий:

1. Предпринимательское хоз-во означает наличие субъекта определенной совокупности свобод и прав по выбору вида хоз . деятельности, по ф ормированию произв . программы, по выбору источника ф инансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукц ии, установлении на нее цен, распоряжению прибылью.

2. Предпринимательство означает наличие прав собственности на средства производства, произведенный продукт и доход.

3. Необходимы: определенная экономическая среда и социально-политический климат, которые бы реально обеспечивали, а не просто декларировали самоуправление, свободу хозяйственного выбора, возможность инвестирования дохода. Говоря ш ире -необходим рыночно конкурентный режим хозяйствования.

4. Свободное п редпринимательство предполагает многообразие форм, в идов и типов собственности, а сл едовательно и присвоения (К оллективная, государственная, индивидуально-частная, частно-корпоративная).

Экономическая среда предпринимательства состоит из: экономической обстановки, политической ситуац ии, правовой среды, физической географической среды, институциональной организационно-технической среды, вклю чая всю совокупность институтов от рекламных агентств до банков.

Этапы развития экономической теории.

Э.т . как наука (ситематизи рованное знание о су щности экономики) в озникл а в 17-18 в., в период становления капитализма.

1. В самом начал е появилась теоретическая школа-м ерк ант илизм. Пр едставители этой школы считали, что богатство лю дей составляю т день ги, за которые можно купить все. Это представление соответствовало тому в ремени , когда международная торговля приносила большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден, ибо в то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким ценам. Нарк-ты считали задачей э. т. - разрабатывать рекомендации д ля гос . поли тики, которая пр извана ра сширять торговлю и накапливать золото в стране. Представители: Томас Мен(англ. купец, правило - продавать иностранцам на больш ую сумму, чем покупать у них. Монкре тьен фр. экономист дал определение э.т. название "политическая э. "- как гос-во богатеет.

2. Тео рет ическое учение физиократн ов. Положили начало классич. попит, э. Рост богатства общества физ-ты связывали тол ько с ес тественным плод ородием земли и поэтому не считали промышленность отраслью , где создается прирост доходов. (Франсуа Кенэ). Наиболее основательные ответы на вопросы образования и рос та бога тства нац ии дали представители класи ч. Школы -анг. э кономисты: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Р икардо.- они установили, что богатство все й на ции возникает в сф ере ма те риальног о пр ои звод ства во всех отраслях. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости(в виде денег, товаров) в процессе труда наращиватся на дополнительную величину(прибавочную стоимость или прибыль). Это открытие позволило э.т. стать подлинной наукой. Осн овав т рудову ю теорию стоимости, кла ссики не смогли в достаточной мере изучить капиталистическу ю экономику в свете этой теории. Эта задача выпала на долю К. М аркса (1818-83 ), который создал теорию прибавочной стоимости. 3, В последние десятилетия нашего века значительно повысился научный уровень мировой эк. науки. Начиная с 1969 г Ш ведская академия ежегодно присуждает Нобелевские премии по эк. наукам. В настоящее время насчитывается 3 десятка лау реатов.

БИБЛИОГРАФИЯ

Зайдель Х, Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 1994.

Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1. – М.: Республика, 1992.

Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ, 1996.