Реферат: Учет и реализация готовой продукции

Название: Учет и реализация готовой продукции
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Финансово-хозяйственная деятельность складывается из:

- формирования источников, необходимых для деятельности. Источники могут быть финансовыми и материальными;

-размещения привлеченных и сформированных средств: создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Метод бухгалтерского учета - ведение учета финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.

Задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными лицами;

-обеспечение контроля за наличием движения имущества и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.

Основные правила ведения бухгалтерского учета.

Основными правилами ведения бухгалтерского учета в РФ (изложены в "Положении о бухгалтерском учете в РФ") являются:

1. Применение системы двойной записи. Это означает, что у каждого счета существует два раздела - дебет и кредит. Каждая финансово-хозяйственная операция отражается в учете по дебету одного счета и кредиту другого.

2. В бухгалтерском учете принят единый план счетов. Последний введен в действие с 1.01.95 г.

3. В учете существуют и применяются активные и пассивные счета. Сущность разделения счетов на активные и пассивные заключается в объективном отражении специфики тех или иных финансово-хозяйственных операций.

Активными называются счета, которые имеют либо нулевое, либо дебетовое сальдо (например, 01, 51, 50 счета). Счета с дебетовым сальдо находятся в активе баланса. Нарастание по этим счетам идет по дебету, расходование по кредиту счета.

Пассивными называются счета, которые имеют либо нулевое, либо кредитовое сальдо (например, 85, 80 счета). Они являются зеркальным отражением активных счетов. Сальдо (остаток) по пассивным счетам находится в пассиве баланса.

Кроме активных и пассивных счетов существуют и применяются активно-пассивные счета. Эти счета могут иметь дебетовое, кредитовое, нулевое или оба сальдо одновременно. Примером такого счета может служить 71 счет (расчеты с подотчетными лицами).

4. Ведение аналитического и синтетического учета.

Синтетический учет - это учет в разрезе укрупненных групп однородных операций. Примером регистра синтетического учета является Главная книга.

Аналитический учет - это учет по каждой конкретной операции. Регистрами аналитического учета являются оборотные и разработочные ведомости и таблицы.

5. Документирование хозяйственных операций. Документирование хозяйственных операций производится на основе первичных бухгалтерских документов, фиксирующих факт совершения сделки.

6. Исправление ошибок в бухгалтерском учете допускается одним из трех способов:

- метод зачеркивания - зачеркивается неправильная надпись, рядом пишется правильная и ставится подпись ответственного лица;

- метод красного сторно- рядом с неправильной дописывается правильная надпись красным цветом

- справка и исправительная проводка.

Иные исправления не допускаются.

7. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется в денежном выражении путем суммирования проведенных расходов. Баланс составляется в валюте РФ.

8. Бухгалтерские документы хранятся в установленном законодательством порядке и сроках. Расчеты по заработной плате хранятся 75 лет.

9. Инвентаризация. Существует обязательная инвентаризация и инвентаризация по распоряжению руководства. Обязательная инвентаризация проводится при смене материально ответственных лиц и при проверке кассового остатка. Регулирование расхождения между фактическим наличием и учетными данными производится двумя способами:

- излишки приходуются;

недостача сверх норм относится на виновных лиц.

К бухгалтерскому учёту предъявляются следующие основные требования :

-сопоставимость планируемых (прогнозных) и учётных показателей;

-достоверность учётных данных;

-оперативность учёта;

-полнота и простота учёта;

-экономичность учёта.

Сопоставимость планируемых (прогнозных) и учётных показателей необходима, прежде всего, для контроля за выполнением планов, прогнозов и заказов, например, по показателям производительности труда, материалоёмкости, себестоимости продукции. Следует, однако, иметь в виду, что по ряду показателей полной сопоставимости может и не быть, так как в состав фактических затрат на производство продукции могут входить не планируемые, непроизводительные расходы и потери от брака.

Достоверность учётных данных обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, правильным осуществлением инвентаризации, денежной оценки, учёта текущих затрат, калькулирования.

Оперативность учета состоит в своевременном представлении учётных данных для управления производством и составления отчётности.

Полнота и простота учета состоит в предоставлении всей учётной информации, необходимой для управления производством и бизнесом, а также для внешних пользователей, при недопущении излишней информации, исключении дублирования и ненужных показателей. Учётная информация должна быть максимально доступной для руководителей и специалистов организации и её подразделений, учредителей, участников и собственников имущества организации.

Экономичность учёта характеризуется показателями: количества работников предприятия (организации) на одного счётного работника, уровня технической вооруженности работников учёта, определяемого отношением стоимости технических средств по учёту к числу работников, и другими показателями.

Учет выпуска готовой продукции

Изделия, которые прошли все стадии технической обработ­ки и соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и сданы на склад, называются готовой продукцией.

Сдачу продукции из производства на склад оформляют накладными, которые выписывают в цехах в двух экземплярах. Один экземпляр передается кладовщику, а другой с распиской в приемке продукции остается в цехе.

В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут на­копительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц.

В конце месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по видам изделий и оценивают ее по плановой себестоимости. В этой оценке ведется аналитический учет готовой продукции.

Производственную себестоимость готовой продукции по ви­дам изделий или заказам определяют по данным аналитическо­го учета основного производства. Выявленные суммы себестои­мости каждого вида изделий (заказ) проставляют в ведомости выпуска готовой продукции, а потом складывают все эти сум­мы и получают фактическую себестоимость всего выпуска. После этого устанавливают суммы отклонений фактической себестоимости от плановой (экономию или пере­расход) как по видам продукции, так и по всему выпуску в це­лом.

Для сверки данных аналитического учета по счету 20 «Ос­новное производство» с синтетическими счетами рассчитывают себестоимость товарной продукции в таблице № 3 журнала-ор­дера № 10.

Основой расчета себестоимости товарной продукции явля­ются итоговые данные по дебету счетов 20 «Основное производ­ство» и «Транспортно-заготовительные расходы». Их пере­носят на первую строку расчета. Затем записывают суммы кор­рективов по статье «Издержки производства, связанные с неисправимым браком продукции и стоимостью ценных отходов».

После записи сумм коррективов записывают стоимость незавершенного производства на начало и конец месяца и под­считывают фактическую себестоимость товарного выпуска про­дукции основного производства.

По данным ведомости выпуска, сверенной с расчетом себе­стоимости товарной продукции, производят записи в журнале-ордере № 10/1 по кредиту счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с дебетом счета 40 «Готовая продукция».

При необходимости, для обобщения информации о выпущен­ной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных ус­лугах за отчетный период, а также выявления отклонении фак­тической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости исполь­зуется счет 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Счет 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)» — активно-пас­сивный, сальдо не имеет, так как ежемесячно закрывается, ис­пользуется для выявления отклонений фактических затрат от нормативной (плановой) себестоимости выпущенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ. По дебету счета отра­жается фактическая производственная себестоимость при кор­респонденции со счетами: 20 «Основное производство», 23 «Вспо­могательные производства» и др.; по кредиту — нормативная (плановая) себестоимость. Если фактическая себестоимость оп­ределяется по окончании месяца, то по нормативной—в течение месяца, но мере выпуска продукции, оказания услуг, выполне­ния работ, их объем списывается в корреспонденции со сче­тами 40 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 46 «Реализация». Отклонения как разница между оборотами:

а) сторнируются, если нормативные затраты выше фактических (Д-т сч. 40, 45, 46, К-т сч. 37);

6) дополняются записью (Д-т сч. 40, 45, 46, К-т сч. 37).

Предприятие самостоятельно принимает решение об исполь­зовании счета 37, так как фактически эту же роль выполняет счет 40 «Готовая продукция».

Итак, независимо от видов собственности (государственная, частная, смешанная), организационно-правовых форм (акционерное, арендное, общество с ограниченной ответственностью и др.) или рода деятельности (производство товаров народного потребле­ния, машиностроение, металлургия и пр.) каждое предприятие ориентируется, прежде всего на выбор процесса производства. В процессе производства создаются условия для дальнейшего роста рентабельности или через него предприятие приходит к банкротству (несостоятельности). Поэтому тщательный учет затрат, контроль за соблюдением норм расхода, своевременно произведенные ремонтные работы, маркетинговые услуги, гра­мотное техническое и экономическое управление предприяти­ем — пути достижения необходимых результатов деятельности, чему и способствует бухгалтерская (учетная) информация.

Готовая продукция, ее реализация и задачи учета

Готовая продукция—конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и продукты, полностью за­конченные обработкой на данном предприятии, отвечающие тре­бованиям стандартов и техническим условиям, принятые отде­лом технического контроля и сданные на склад готовой продукции. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с разработанными плановыми заданиями по ассорти­менту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое вни­мание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества.

В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам — важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесооб­разность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выпол­нять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед поку­пателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое поло­жение предприятия.

Наряду с объемом реализации предприятие планирует сум­му (объем) прибыли. Это возможно потому, что при установ­лении продажных (договорных) цен на продукцию в состав ее включается определенная сумма или процент прибыли (дохо­да). Если количество продукции, подлежащей к реализации по плану, умножить на договорную цену, то получим ее продаж­ную стоимость по плану, а исходя из процента прибыли, рас­считывают плановую сумму прибыли.

Фактическая сумма прибыли определяется в бухгалтерии ежемесячно как разница между продажной стоимостью реали­зованной продукции и ее полной фактической себестоимостью (производственная себестоимость и расходы на сбыт продукции) за минусом суммы НДС.

Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входят:

систематический контроль за выпуском готовой продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом вы­полненных работ и услуг;

своевременное и правильное документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;

контроль за выполнением плана договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции;

своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию, фактических затрат на ее производство и сбыт, расчет сумм прибыли.

Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности ра­боты предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хо­зяйственных операций.

Оценка готовой продукции, ее номенклатура

Готовая продукция входит в состав оборотных средств пред­приятия и поэтому, согласно Положению о бухгалтерском уче­те и отчетности, должна отражаться в балансе по фактической производственной себестоимости.

Фактическую себестоимость готовой продукции можно рас­считать только по окончании отчетного периода (месяца). Дви­жение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движе­ния готовой продукции ведется или по плановой производственной себестоимости, или по договорным ценам предприятия, или в розничных ценах.

Плановая цена единицы продукции разрабатывается пред­приятием и обязательно показывается в плане, составляемом на год с разбивкой по кварталам. В конце месяца плановая себе­стоимость должна быть доведена до фактической путем расче­та сумм и процентов отклонений по группам готовой продук­ции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за ме­сяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допу­щенные предприятием, и поэтому характеризуют результаты его работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно—экономия или обычной записью—перерасход. Процент от­клонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.

При использовании в учете других оценок готовой продук­ции (договорной, оптовой или розничной цен) суммы и процен­ты отклонений рассчитываются в таком же порядке.

Большое значение для правильной организации учета дви­жения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры — перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его составления берется классифика­ция готовых изделий по определенным признакам, позволяю­щим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный номер может иметь разное количество цифр.

Номенклатурой пользуются следующие службы предприя­тия:

диспетчерская — для контроля за выполнением графика вы­пуска изделий;

цехи — для контроля за ассортиментом выпуска и для выпи­ски накладных при сдаче готовых изделий на склад;

отдел сбыта — для контроля за возможностью выполнения договорных поставок;

бухгалтерия — для аналитического учета и составления сво­док и отчетов.

Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и реализации

Предприятие разрабатывает годовой план выпуска готовой продукции и календарные квартальные, месячные, дневные и почасовые графики выпуска готовых изделий. Диспетчерские службы цехов ведут оперативный учет выполнения графиков, что необходимо для определения ритмичности работы цехов, срывов в работе и их причин. Графики взаимосвязаны со сро­ками отгрузки готовой продукции и позволяют контролировать выполнение договорных обязательств перед покупателями. Вы­пущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных до­кументах — приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др.

Отпуск готовой продукции и ее отгрузка оформляются при­казом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск Приказ складу выписывает со­ответствующая служба на основании условий договора с по­купателями с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции (графа/занаряжено), сро­ка отгрузки.

Материально ответственное лицо (кладовщик) комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для отправки, записывая количество в графе «отпущено».

Документ подписывается начальником службы, кладов­щиком и экспедитором. Приказ-накладная оформ­ляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза согласно товарно-транспортной накладной и суммы оплаченного желез­нодорожного тарифа за перевозку продукции до станции поку­пателя; второй экземпляр остается у кладовщика как основа­ние для отпуска. По нему в карточках складского учета в гра­фе «расход» проставляется количество отпущенной продукции, и документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации, получает квитанцию о приеме гру­за. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организа­ции передать в бухгалтерию предприятия для выписки платеж­ного требования на имя покупателя.

Платежное требование приказ банку поставщика списать с расчетного счета плательщика стоимость отгруженной про­дукции согласно счету-фактуре. Поэтому платежное требование содержит справочные данные о местах нахождения поставщика и покупателя, их расчетных счетах, отделениях банков, их об­служивающих, номерах договора, квитанции (накладной), виде отправки, сумме платежа. Возможны два варианта платежного требования: ассортимент, количество, продажную цену и стои­мость отгруженной продукции разрешается записывать непо­средственно в платежном требовании или в платежном требо­вании отражается только общая сумма к оплате, а в счете-фактуре — ассортимент, количество, продажная цена и стоимость отгруженной продукции (в этом случае счет-фактура должен быть обязательным приложением к платежному требованию). В отдельной строке счета-фактуры или платежного требования указываются стоимость тары и упаковки и железнодорожный тариф, оплачиваемые покупателем. Иногда сумма оплачиваемо­го поставщиком железнодорожного тарифа может включаться в сумму платежа. Отдельной строкой записывается сумма НДС от суммы платежа. При заключении договора между поставщиком и покупателем дается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик. Разли­чают следующие их виды:

франко-склад поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное тре­бование (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодо­рожный тариф);

франко-станция отправления — поставщик включает в пла­тежное требование железнодорожный тариф и стоимость по­грузки продукции в вагоны;

франко-вагон станция назначения — поставщик включает в платежное требование только сумму железнодорожного тарифа;

франко-станция назначения — все расходы по отгрузке, вклю­чая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик;

франко склад покупателя — кроме указанных расходов по­ставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на стан­ции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и др.

Самым распространенным видом оплаты в нашей стране яв­ляется франко-вагон станция отправления. Платежные докумен­ты на отгруженную продукцию должны быть сданы в банк, на востребование платежа от покупателя, в течение трех дней с момента отгрузки. В этом случае они будут приняты в обеспе­чение ссуд под расчетные документы в пути, т.е. поставщик, не дожидаясь платежа от покупателя, может начать новый цикл хозяйственной деятельности (приобретать материальные ценности, рассчитываться с рабочими и служащими, занимать­ся ремонтом оборудования, создавать продукцию и т. д.) за счет ссуд банка (ссуды под расчетные документы в пути). Срок ссуды равен двойному времени документооборота от банка по­ставщика до банка покупателя плюс время на обработку до­кументов и акцепт. Сумма ссуды равна сумме предъявленных к оплате платежных документов минус не кредитуемые элементы (НДС и прибыль), которые перечисляются в бюджет и рас­ходуются (прибыль) по мере поступления платежа за продук- цию на расчетный счет предприятия. По мере наступления сро­ка погашения ссуд под расчетные документы в пути банк спи­сывает их суммы с расчетного счета предприятия Платежные требования представляются в банк при реестре.

Синтетический учет выпуска готовой продукции и ее учет на складах

Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет количест­венный, натуральный учет выпуска по видам изделий. По окон­чании месяца общее количество выпущенной продукции оцени­вается по плановым, продажным ценам и по фактической себе­стоимости (по данным аналитического учета производства). По показателям выпуска готовой продукции определяется резуль­тат работы предприятия в процессе производства — экономия или перерасход как разница между фактической и плановой себестоимостью выпущенной продукции. Здесь же выпуск рас­ценивается и по отпускным (продажным, договорным) ценам, что дает возможность определить предполагаемую выручку и прибыль после реализации выпущенной продукции.

Сумма фактической себестоимости выпущенной продукции указывается в журнале-ордере № 10/1, в дебете счета 40 «Гото­вая продукция» и кредите счета 20 «Основное производство». Счет 40 «Готовая продукция» — активный, инвентарный. Саль­до счета показывает фактическую себестоимость остатка гото­вой продукции на складах предприятия; оборот по дебету — фактическую себестоимость выпущенной продукции основного производства и прочих изделий, возвращенной покупателя­ми продукции и полуфабрикатов собственного производства, от­груженных на сторону; оборот по кредиту — фактическую себе­стоимость отгруженной в отчетном месяце продукции.

В I разделе ведомости № 16 «Движение готовых изделий в ценностном выражении» получаем данные полной характери­стики счета 40 «Готовая продукция» в двух оценках — факти­ческой и учетной. Это необходимо для определения удельного веса фактических затрат в общем объеме готовой продукции, которой располагало предприятие в отчетном месяце (остаток на начало месяца плюс поступило из производства) к учетной (плановой) их стоимости. Если этот процент равен 100, значит, фактические затраты соответствовали плановым, если процент ниже 100, предприятие достигло снижения себестоимости про­дукции, и в результате реализации данной продукции оно по­лучит сверхплановую прибыль; если процент выше 100, пред­приятие допустило перерасход по статьям калькуляции и пре­высило плановую норму затрат.

Это же процентное отношение фактической себестоимости всей продукции к ее учетной (плановой) себестоимости исполь­зуется бухгалтерией и для расчета фактической себестоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной по­купателями, и остатка ее на конец месяца. Остаток на конец месяца по фактической себестоимости необходим для после­дующей сверки с Главной книгой, а с книгами учета остатков складов сверяется остаток по учетным ценам.

Учет готовых изделий на складе организуется по оператив­но-бухгалтерскому методу, т. е. на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка складского учета мате­риалов (ф. № М-17). По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в кар­точках количество ценностей (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи.

Бухгалтер обязан ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-накладные, товарно-транспортные накладные).

Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.

На основании карточек складского учета материально от­ветственное лицо ежемесячно заполняет ведомость учета остат­ков готовых изделий в разрезе номенклатуры готовых изделий, единиц измерения, количества и передаст ее в бухгалтерию. Здесь производятся таксировка остатков по учетным ценам и сверка с данными бухгалтерского учета (раздел I ведомости № 16).

Аналитический учет отгрузки и реализации готовой продукции

Под отгруженной или отпущенной продукцией, выполненны­ми работами и оказанными услугами понимают продукцию и услуги, платежные требования на которые сданы поставщиком в банк, но не оплачены покупателями. Продукция, отгруженная в конце месяца, на которую не сданы в банк платежные требо­вания, отражается в балансе вместе с готовой продукцией на складе в составе оборотных средств предприятия.

Учет отгруженной, отпущенной, но неоплаченной продукции ведется на счете 45 «Товары отгруженные».

Это активный счет, его сальдо показывает фактическую се­бестоимость продукции, материалов и тары отгруженных, но не оплаченных на начало месяца покупателями, а также транспорт­ные расходы, включенные в платежные документы, для оплаты покупателями. Оборот по дебету включает два понятия — фак­тическую себестоимость отгруженных в отчетном месяце цен­ностей и транспортные расходы, подлежащие к оплате покупа­телями; оборот по кредиту — фактическую себестоимость реа­лизованной продукции, ценностей и сумму транспортных расхо­дов, оплаченных покупателями.

Учет движения отгруженной продукции ведется в ведомости отгрузки, отпуска и реализации продукции и материальных ценностей (II раздел), в которой совмещается аналитический и синтетический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции, материальных ценностей и услуг и расчетов с покупателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках—по фак­тической себестоимости и продажной цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвра- щенной покупателями и реализованной. Основанием для за­полнения II раздела ведомости являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало месяца), платежные требования и приказы накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из рас­четного счета предприятия. Сумма оплаченного чеками железнодорожного тарифа за счет покупателя указывается в ведомости отдельно, так как она в объем реализации не включается. Таким образом, из II раздела возможно получить следую­щие данные: количество изделий, отпущенных со склада и от­груженных за месяц как по ассортименту, так и в стоимостном выражении; сумму транспортных расходов, суммы, причитаю­щиеся по счетам, платежным требованиям; состояние расчетов с покупателями, сведения о поступивших в отчетном месяце суммах за продукцию и в возмещение транспортных расходов и т. д. Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь сведение об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля за выполнением плана и договорных обязательств.

Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех частей:. А—оплата и списания; Б—списано в связи с возвратом продукции, В—не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 обо­ротов по кредиту счетов 45 и 46 и правильности расчета остат­ков по счету 45 на следующий месяц.

Учет и распределение внепроизводственных (коммерческих) расходов

Расходы, связанные со сбытом продукции, называются ком­мерческими (внепроизводственными). В их состав входят: рас­ходы на тару и упаковку, производимые согласно прейскурантам или условиям договора за счет предприятия поставщика (упаковочная бумага, древесина, шпагат), транспортные расходы по сбыту продукции, производимые за счет поставщика, когда оптовые цены установлены франко-станция отправления (погрузка, доставка, разгрузка), прочие расходы по сбыту (ко­миссионные сборы, расходы по анализу продукции), предусмот­ренные финансовым планом предприятия.

Затраты на тару включаются во внепроизводственные рас­ходы в тех случаях, когда затаривание и упаковка готовой продукции производятся после ее сдачи на склад. Если затари­вание производится в цехах до сдачи готовой продукции на склад, стоимость тары включается в производственную себе­стоимость продукции.

Эти расходы учитываются на счете 43 «Коммерческие рас­ходы». Этот счет активный; сальдо равно сумме произведенных расходов, приходящихся на отгруженную, но не оплаченную на начало месяца продукцию, оборот по дебету—затраты отчетного месяца, связанные с отгрузкой продукции; оборот по кредиту—суммы, списанные в отчетном месяце на реализованную продукцию. Внепроизводственные расходы не имеют в балансе отдельной статьи, и поэтому при его заполнении остаток по счету 43 на конец месяца присоединяется к остатку по счету 45. Аналитический учет по счету 43 организуется в ведомости № 15 по статьям расходов оборотами по дебету и кредиту как за отчетный месяц, так и с начала года, что и обеспечивает ус­ловия для анализа внепроизводственных расходов и составления отчетности Суммы оборота по дебету счета 43 отражаются в журналах-ордерах № 1, 2, 7, 10/1, а оборота по кредиту—в журнале-ордере 11.

Внепроизводственные расходы ежемесячно в доле, относя­щейся к реализованной продукции, списываются на счет 46 «Реализация». С этой целью Внепроизводственные расходы предварительно распределяются пропорционально плановой и себестоимости отгруженной продукции.

При составлении отчетных калькуляций определяется пол­ная себестоимость выпущенной продукции, поэтому внепроизводственные расходы распределяются непосредственно по от­дельным видам продукции путем прямого учета. Если указан­ные расходы на единицу продукции нельзя определить прямым путем, их распределяют пропорционально весу, объему или плановой производственной себестоимости.

Если не вся выпущенная продукция отгружается в отчетном месяце, для определения полной себестоимости выпуска продук­ции составляют расчет сумм внепроизводственных расходов, от­носимых на себестоимость выпущенной продукции. Этот расчет выполняется на основе объема товарного выпуска продукции и фактического уровня указанных расходов за отчетный месяц.

Синтетический учет реализации продукции

Совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции, называется процессом реализации. Его планирование начинается с обеспечения предприятия зака­зами, на их основе составляется план по номенклатуре, поло­женный в основу организации производственного процесса. За­казы согласовываются как с заказчиками продукции, так и с поставщиками материалов. Заключаются договоры с покупа­телями, в которых указаны ассортимент, срок отгрузки, коли­чество и качество продукции, цена, форма расчетов.

Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя, или дата отгрузки, сда­чи продукции, работ, услуг и предъявления в банк платежных документов.

В обоих случаях реализованная продукция, работы, услуги учитываются на счете 46 «Реализация продукции (работ, ус­луг)». Особенностью его является отражение по дебету и кре­диту счета одинакового количества (объема) реализованной продукции в разных оценках: по дебету—в сумме фактических затрат и налога на добавленную стоимость, а по кредиту—в сумме выручки зачисленного платежа или суммы, предъявлен­ной к оплате, вместе с налогом на добавленную стоимость. Эта особенность и позволяет использовать счет 46 для расчета фи­нансового результата хозяйственной деятельности предприятия, как разницу между оборотами. Превышение оборота по дебету означает убыток как результат работы, а превышение обо­рота по кредиту—прибыль. Счет 46 сальдо не имеет, так как ежемесячно закрывается в корреспонденции со счетом 80 «При­были и убытки».

Если моментом реализации считается факт сдачи (отгрузки) продукции, работ, услуг, первым вступает в работу счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активный счет, сальдо которого определяет отпускную стоимость сданных за­казчику работ, услуг, продукции неоплаченных; оборот по де­бету - отпускная стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце; оборот по кредиту - суммы, оплаченные по­купателями в отчетном месяце.

На отдельных счетах определяются и учитываются резуль­таты от реализации основных средств (счет 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств») и прочих активов (счет 48 «Реализация прочих активов»).

Учет отгрузки и реализации организуется в разрезе субсче­тов и синтетических показателей в журнале-ордере № 11, пред­назначенном для отражения оборотов по кредиту счетов 40, 43, 45, 46, 47, 48, 62 и аналитических данных к счетам 45 и 46. Журнал-ордер № 11 заполняется на основании аналитических данных ведомостей № 15 и 16. Важно знать, что аналитические данные к счетам 45 и 46 приводятся в журнале-ордере № 11 по фактической себестоимости, по учетным ценам, в суммах по предъявленным счетам или заменяющим их документам и в оборотах не только за отчетный месяц, но и с начала года, с отражением сумм налога.

Обороты с начала года в объеме отгруженной продукции используются для расчета процентного отношения фактической себестоимости к сумме по предъявленным счетам. Оно всегда меньше 100%, так как показывает долю фактических затрат предприятия в суммах выручки, т. е. продажной стоимости гото­вой продукции. Оставшаяся часть отражает долю прибыли.

Указанный процент имеет большое значение не только для анализа выполнения плана прибыли, но и для расчета факти­ческой себестоимости остатка не оплаченной на конец месяца отгруженной и отпущенной продукции, выполненных работ и услуг. Для этого суммы продажной стоимости по всем не опла­ченным на конец месяца счетам умножаются на процентное отношение.

Аналитические показатели к счету 45 журнала-ордера № 11 используются для расчета реализации, т. е. аналитических по­казателей к счету 46 в части фактической себестоимости и вы­рученных сумм (поступившего платежа).

Сумма прибыли определяется исходя из реализованной про­дукции по продажным ценам (суммы вырученные) минус фак­тическая себестоимость реализованной продукции минус сумма НДС минус сумма внепроизводственных расходов. По аналитическим данным журнала-ордера №11 на сумму прибыли бухгалтерия составляет справку к журналу-ордеру № 15 с корреспонденцией счетов:

Д-т сч 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»

К-т сч 80 «Прибыли и убытки».

Несколько слов о необходимости создания резерва по сомнительным долгам (фонде риска). С изменением момента реализации предприятие вынуждено прибегать к самофинансированию объема реализации, не оплаченного поку­пателями и заказчиками, тля выполнения обязательств и платежей, связан­ных с реализацией (налоги в бюджет и др.). В международной практике в этих случаях принят порядок создания резерва, как источника для по­полнения оборотных средств за счет балансовой прибыли. Его размер определяется ежегодно или в процентном отношении к сумме дебиторской задолженности (при более стабильных ее суммах) или в сумме фактически сложившейся дебиторской задолженности по каждому сомнительному долгу Такая возможность обеспечивается проведением инвентаризации расчетов, перед составлением годового отчета. Списание средств осуществляется по мере истечения срока исковой давности или решений арбитража и судебных органов о признании покупателя неплатежеспособным (или в иске отказано). Для учета указанных операций, используется счет 82 «Резерв по сомнительным долгам» — пассивный, сальдо — кредитовое означает сумму неиспользованного резерва, а обороты

1. При образовании резерва—

Д-т сч 80 «Прибыли и убытки»

К-т сч 82 «Резерв по сомнительным долгам»;

2. При использовании резерва—

Д-т сч. 82 «Резерв по сомнительным долгам»

К-т сч 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

3. Неиспользованная сумма резерва на конец года (превышение резерва над фактической суммой сомнительной задолженности) —

Д т сч. 82 «Резерв по исполнительным долгам»

К-т сч 80 «Прибыли и убытки»

Учет операций ведется в журналах-ордерах № 11, 15 и в ведо­мости № 16.

Налоговые платежи при реализации готовой продукции.

В соответствии с действующим законодательством предприятия при реализации продукции потребителям являются плательщиками в бюджет налога на добавленную стоимость и специального налога. Эти налоги устанавливают в процентах к объему реализации:

НДС - 20 или 10 % (по отдельным видам товаров работ услуг);

СН - 3% к объему реализации.

Согласно действующему законодательству по некоторым видам товаров, работ услуг НДС и СН не уплачиваются.

Сумма налогов НДС и СН начисляется в бюджет Дт46 Кт68, в установленный срок должны быть перечислены Дт68 Кт51.

Если предприятие реализует готовую продукцию в валюте, то и налоговые платежи в бюджет они вносят в валюте.

НДС и СН уплачивают:

- предприятия со среднемесячными платежами более 3 млн. рублей - ежедекадно 15-го, 25-го и 5 числа следующего месяца, исходя из фактических оборотов реализации товаров по последнему месячному счету;

- предприятия со среднемесячными платежами от 1 млн. рублей до 3 млн. рублей ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца от фактических оборотов реализации товаров за истекший месяц;

- предприятия со среднемесячным платежом до 1 млн. рублей - ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по фактическим оборотам реализации товаров за истекший квартал;

- малые предприятия независимо от реализации продукции уплачивают эти налоги от фактического объема реализации ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Для контроля за выполнением обязательств перед бюджетом по указанным налогам, предприятия всех организационно-правовых форм представляют сведения в свою налоговую инспекцию. Если предприятия задержали уплату налогов, то с них взимается пеня в размере 0,7% за каждый день просрочки к неуплаченной сумме налога.

Предприятия, реализующие товары, как освобожденные от НДС, так и облагаемые налогом, имеют право на получение льготы в том случае, когда учет затрат на производство и реализацию таких товаров ведется раздельно, т.е. в развитие счета 46 следует открыть субсчета:

1. "Реализованные товары с НДС по ставке 20%";

2. "Реализованные товары с НДС по ставке 10%";

3. "Реализованные товары, освобожденные от НДС и СН".

Предприятия, реализующие подакцизные товары, кроме того, являются плательщиками в бюджет акциза Дт46 Кт68; Дт68 Кт51. Порядок и сроки уплаты в бюджет акцизного налога установлены Инструкцией № 2 ГНС.

Вариант №3.

Задание:

Составить начальный баланс на 1 октября отчетного года, открыть счета, внести в них изменения и подсчитать конечное сальдо. Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций за октябрь месяц. Составить оборотную ведомость за октябрь и баланс на 1 ноября отчетного года.

На 1ое октября баланс пр-я содержал следующие остатки (руб.):

  1. Основные средства – 550000
  2. Материалы – 80000
  3. Готовая продукция – 18000
  4. Расходы будущих периодов – (А) – 500
  5. Дебиторская задолженность покупателей – 3400
  6. Дебиторская задолженность у подотчётных лиц – 600
  7. Основное производство – 15100
  8. Касса – 200
  9. Расчётный счёт – 10700
  10. Уставный капитал – 400100
  11. Долгосрочные кредиты банка – 32900
  12. Износ основных средств – 110200
  13. Прибыль – (П) – 65700
  14. Задолженность поставщикам – 48900
  15. Задолженность по оплате труда – 9400
  16. Задолженность бюджету – 11300

Хозяйственные операции за октябрь (руб.):

  1. Перечисленные деньги поставщикам –2000
  2. Внесён наличными остаток суммы от подотчётного лица – 400
  3. Погашена задолженность банку по долгосрочной ссуде – 1200
  4. Поступили материалы от поставщиков – 20000
  5. Начислена з/п рабочим в основном производстве – 54200
  6. Поступили деньги с расчётного счёта на выплату з/п – 7000
  7. Выплачена з/п рабочим – 7000
  8. Отпущены в производство материалы – 10700
  9. На склад поступила готовая продукция из производства – 51400
  10. Перечислена задолженность в бюджет по налогу на прибыль – 3200
  11. Получены безналично деньги от покупателей – 3100
  12. Начислен износ основных средств занятых в основном производстве - 800

Список использованной литературы

  1. Луговой В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).- М.,1994.
  2. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет в промышленности.- М.: Финансы и статистика, 1996..С.Безру
  1. Бухгалтерский учёт: Учебник/ под ред. Безруких П.С.– М.: Бухгалтерский учёт, 1996.
  2. Макальская М.Л., Денисов А.Ю. Самоучитель по бухгалтерскому учёту. Учебное пособие. – М.: АО "ДИС", 1996.