Сочинение: “Подруга дней моих суровых”
Название: “Подруга дней моих суровых” Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
“Подруга дней моих суровых” Лицей №1, 9 класс Мой реферат я назвала пушкинскими строками : “Подруга дней моих суровых “, так как речь в нем пойдет о замечательных русских женщинах (нянях, бабушках) , которые стали верными подругами, мудрыми наставницами, ангелами - хранителями своих воспитанников . Пожалуй такого явления нет ни в одной зарубежной литературе: когда рядом с великим писателем, поэтом часто оказывалась умудренная годами женщина, передающая ему весь свой жизненный опыт, сердечную доброту. Бабушкам А.М. Горького из повести “Детство” - это единственный бескорыстно любивший в его жизни человек Наталья Савина из трилогии Толстого - не просто верная слуга, это член семьи. Безгранично любил сою няню Пушкин. Эта чудесная русская женина, чье имя Арина Радионовна - известна любому школьнику, не была обучена грамоте. Ее руки были привычны к веретену, а не к перу. Это была “старушка бедная “ с богатой душой, первая муза поэта”, наперсница волшебной старины”. О ней Пушкин писал, вспоминая свои детские годы: “... В вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой И надомной сидела в тишине, В больших очках и с резвою гремушкой Ты детскую качала колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила “ У Арины Радионовны была своя молодость. Она родилась 10 апреля 1758 года и была крепостной сначала графа Ф.А. Апраксина , а затем потомков Абрама Петровича Ганибала, прадеда великого поэта. В 1781 году 23 - летняя Арина Радионовна вышла замуж за крепостного Федора Матвеева. Они венчались в той же церкви, села Суйди Петербургской губернии, где через 15 лет венчалась 20 - летняя Надежда Осиповна Ганибал с отцом поэта Сергеем Львовичем Пушкиным. В 1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года - Александр, будущий поэт. Арину Радионовну взяли к ним няней, и всю свою жизнь она посвятила Пушкиным. В 1811 году вторая бабушка Пушкина , по линии матери , Мария Александровна Ганибал , решила дать семье Арины Радионовны “вольную” , но она отказалась : -” на что мне матушка вольная...” Арина Радионовна надолго расставалась с маленьким Пушкиным , когда его увезли в 1811 году в Петербург и определили в Царско - сельский лицей . Шесть лет она находилась в дали от него. Время от времени они встречались , в короткий петербургский период жизни Пушкина, но потом его сослали на юг , и няня не виделась с Александром в течении четырех лет. Сблизили же их годы михайловской ссылки поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике: “Наша ветхая лачужка , И печальна и темна,” - писал он. Еще до этого, работая над “Русланом и Людмилой” , поэт вспоминал: “Времен минувших небылица, В часы досугов золотых , Под шепот старины болтливой , Рукою верной я писал...” “Шепот старины болтливой “,- так Пушкин, шутя называл нянины сказки и рассказы о былом... Пушкин записал со слов няни семь сказок. Одна из ни х послужила поэту материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая - для “Сказки о попе и его работнике Балде”, третья для ”Сказки о мертвой царевне”, четвертая для вступления к поэме “Руслан и Людмила”. Кроме сказок Пушкин записал со слов няни четыре песни . Две из них “ О сыне Сеньке Разине”. “Родионовна принадлежала к ... благороднейшим типам русского мира,- писал первый биограф А.С. Пушкина П.В.Аненков. - Соединение добродушия и ворчливости , нежного расположения к молодости с притворной строгостью , оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. Он любил ее родственной , неизменной любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам”. С Ариной Радионовной мы встречаемся и на страницах произведений поэта: она прообраз Филиповны, няни Татьяны в “Евгении Онегине”, она же прообраз мамки царевны Ксении в “Борисе Годунове”, мамки княгине в “Руслане”... Арина Радионовна была для поэта не только неиссякаемым источником рассказов о старине , народных преданий и поверий , сказок и песен . Его интересовали и ее суждения о написанном им . В “Евгении Онегине “ он говорил: “Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей.” Все радости и печали своего питомца Арина Радионвна переживала вместе с ним. Когда по приказу Николая I за ним приехал из Москвы фельдъегерь, няня провожая его плакала навзрыд. Пушкин волнуясь о ее здоровье писал: “Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы. В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный, отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь...” В последний раз Пушкин видел свою няню приехав в Михайловское в сентябре 1827 года. Она прожила после этого еще около года и 31 июля 1828 года скончалась. Со смертью няни перевернулась еще одна страница в жизни Пушкина. Пушкин и друзья его с большой грустью восприняли смерть няни. Приехав в 1835 году в Михайловское, Пушкин писал жене:” В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей,..” И тогда же. в стихотворении “...Вновь я посетил” писал: “ Вот спальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет - уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее надзора!” В этом стихотворении слышится глубокая печаль Пушкина по поводу утраты няни, Вот черновой набросок: “Бывало Ее простые речи и советы, И полные любви, укоризны Усталое мне сердце ободряли Отрадой тихой...” Не сохранилось ,к сожалению, ни одного портрета Арины Радионовны, но в поэтических произведениях Пушкина отражен живой образ его няни. В стихотворении “ Сват Иван, как пить мы станем Арина Радионовна предстает перед нами , как живая: “Мастерица ведь была И откуда что брала? А куда разумны шутки Приговорки, прибаутки, Небылицы ми былины Православной старины... Слушать, так душе отрадно. И не пил бы и не ел, Все бы слушал и сидел. Кто придумал их так ладно?” В убогом сельском уединении няня была первым и самым верным другом поэта - изгнанника и близким другом его друзей. Таким же другом стала для Алеши, из произведения А.М. Горького ” Детство” ,его бабушка. Мы видим , что глаза у нее вспыхивают “ невыразимо приятным светом”, что “ вся она - темная, но светится изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом”, что “ слова ее напоминают “ласковые цветы, а походка - движение ласкового зверя”. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки : Как хорошо все! Нет, вы гляньте, как хорошо - то все!” — Горький вспоминает как “ крик ее сердца, лозунг всей ее жизни”. Первое впечатление на мальчика усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает автор - рассказчик бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру:” Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру, обогатила меня, насытив силой для трудной жизни”. Поражает контраст между внешними данными бабушки ( она сутула, почти горбата, очень полная ) и ее действиями (она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами ). Танец бабушки, который она танцует в третьей главе, особый, Это скорее рассказ в движениях, жестах. мимике о той сложной, многотрудной жизни, которую прожила бабушка, о тех горестях и радостях, которые выпали на ее долю, а главное рассказ о ней самой, о ее душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру , о душевной стойкости и светлом оптимизме, вере в лучшие стороны человеческой личности. Вдохновение бабушки. ее молодой задор, чистая, прекрасная душа, которая светится в каждой черточке,- все вызывает восторженное отношение мальчика. он откровенно любуется ею. Она кажется ему стройной , высокой , и уже нельзя было отвести глаз от нее- “ так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности “. От эпизода к эпизоду мы узнаем об удивительной человечности Акулины Ивановны, ее бескорыстной любви к людям, самоотверженной помощи нуждающимся, тонко развитом чувстве красоты. Бабушка очень самоотверженная и смелая ( вспомним эпизод во время пожара). Бабушка ведет себя как настоящая героиня, и к ней вполне подойдут слова Некрасова о русских женщинах:” Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”. На пожаре Акулина Ивановна, единственная в семье не теряет самообладания. С первых же минут бабушка словно преображается: исчезает привычная мягкость и уступчивость, на смешу им приходят собранность и решительность . Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения, бросается в огонь чтобы предотвратить взрыв и уберечь от гибели растерянных домочадцев. Бабушка просит людей о помощи сердечно и рассудительно, безгранично верит в силу доброго слова, поэтому смело бросается под ноги взвившемуся коню, встает перед ним “крестом”, своим спокойствием и лаской воздействует на животное. Она заботится о детях, о их безопасности. И после пожара, вся обожженная, бабушка прежде всего чувствует не свою, а чужую боль. От нее не слышат ни одной жалобы, наоборот, она находит силы, чтобы утешить и поддержать других. Бабушка не отчаивается разорению, а остается все такой же человеколюбивой, щедрой и сострадательной. Алеша видел, как, обычно веселая и жизнерадостная, бабушка плакала втихомолку, глядя на заработанные внуком пятаки. Всегда покорно сносившая побои и издевательства деда, соответствовало представлениям того времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье. бабушка не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, внушает Алеше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями. Корни оптимизма Акулины Ивановны лежат в ее бескорыстной любви к миру, человеку, в ее способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, в постоянном ощущении счастья быть человеком. Каждый из нас нуждается в любви. И в жизни каждого из нас есть человек, самый близкий, самый дорогой. Но его любовь и ласку мы часто воспринимает как должное, а не как хрупкую награду. Эту тему затронули Лев Николаевич Толстой в своем описании Натальи Савишны. Это ключница, бывшая Наташка, с воспоминанием о несложившейся любви и с огромной нежностью в сердце. Всю эту нежность она отдала детям, не своим, детям своих хозяев. Всю жизнь она провела рядом с ними, жила в их доме. И вот когда ей дают вольную, кажется остается только радоваться, но Наталья Савишна воспринимает это как оскорбление:”... должно быть я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните... что ж .я пойду!” Но все обошлось и Наталья Савишна еще долгие годы служила честно и исправно. Лев Толстой по- прошествию многих лет с необычайной благодарностью и со стыдом. С благодарностью, потому что она всю себя отдавала счастью другой семьи, со стыдом, потому что никто, никогда не спросил счастлива ли она, о такой ли жизни она мечтала, потому что в счастливые годы юности он не понимал, какую любовь она вкладывает в его сердце. В те далекие времена тяжелее всего приходилось женщине, которая обязательны была” до гроба рабу покоряться”. Такое несправедливое , уродливое устройство жизни выглядит в поэме Некрасова “ Мороз, красный нос” тем чудовищнее ,что Дарья - одна из тех русских женщин, в которых соединились лучшие качества народа. В поэме описан “тип величавой славянки”, то есть прекрасный образ, в котором соединились лучшие черты характера многих женщин. Она скромна и горда, ей свойственно чувство человеческого достоинства. Но она не смотрит на людей свысока:” ... всегда терпелива, ровна”. Дарья сильна в труде. Отношением к труду меряет она и человека:” не жалок ей нищий убогий”, если в его убожестве повинно безделье:” ...вольно ж без заботы гулять!” Но если нужно помочь человеку, некрасовская героиня, не задумываясь, рискуя собой: “В беде- не сробеет - спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!” Душевная прелесть русской женщины раскрывается и в том, как она умеет веселиться в редкие минуты отдыха. Заметим, что смех ее назван” сердечным”, то есть идущим от сердца, искренним и добрым. Но важные, светлые краски главы не должны заслонить важную деталь : ведь самое большое, чего может добиться великая труженица,-” семейство не бьется в нужде”. То что Дарья отправилась за иконой - свидетельствует о ее любви к мужу и ее отваге. Вьюжной ночью отправиться пешком в “ монастырь отдаленный” - для этого нужна большая душевная сила. Некрасов не рисует переживания Дарьи, вернувшейся из монастыря. но он так рассказал об этом, что мы ярко представляет себе происходящее: Дарья чуть не бежала всю обратную дорогу, переполненная надеждой, вот она отворила дверь в избу: “Больной уж безгласен лежал, Одетый, как в гроб ,причащенный, Увидел жену простонал И умер...” Трагическая история, о которой рассказывает поэт, требовала простоты и сдержанности , да и самим крестьянам свойственны были душевное мужество, выдержка, немногословие в проявлении чувств. Сама Дарья “неугомонно и тихонько рыдала”: “ Горда ты - ты плакать не хочешь, Крепишься, но холст гробовой Слезами невольно ты мочишь, Сшивая проворной иглой.” Поэт показывает страшную, непоправимую беду, которая обрушилась на крестьянскую семью. Он убедил нас в том, что это не случайность, а типичное явление в жизни русского крестьянства. но поэт вместе с тем раскрыл внутренний мир таких замечательных , таких прекрасных, мужественных и сильных людей . Дарья - из этого крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости. Сон, который видит Дарья . замерзая, - сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось, лучшее, что было в ее жизни, - радость труда, любовь и согласие в семье, мечты о будущем. Последнее, что видит Дарья ,умирая, - родные лица мужа, сына, дочери, воз с золотыми снопами - обещание сытости и достатка: последнее, что она слышит,- счастливая, “ утоляющая сердце” песня, которую можно услышать только в самом светлом сне: “ В ней кроткая ласка участья, Обеты любви без конца... Улыбка довольства и счастья У Дарьи не сходит с лица.” Героиня Некрасова как бы “ уходит в сказку”. Некрасов воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее прекрасной, но жизненная правда, не позволила ему изобразить благополучие там, где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев. Песня, которую слышит Дарья в своем сне - это печаль не угрюмая, не безнадежная, но светлая, согретая мечтой о народном счастье. Жизненному оптимизму, стойкости перед испытаниями и невзгодами, необыкновенному милосердию и искренности сумели научить эти женщины своих воспитанников. Мы благодарны им за бесценный дар, что преподнесли они русскому читателю. К ним всем можно отнести строки из стихотворения Языкова: “ Ты не умрешь в воспоминаньях О светлой юности моей И в поучительных преданьях Про жизнь поэтов наших дней. . . . . . . . . . И вот тебе поминовенье - На гроб твой свежие цветы! Я отыщу тот крест смиренный, Под коим, меж чужих гробов, Твой прах улегся, изнуренный Трудом и бременем годов. Пред ним печальной головою Склонюся: много вспомню я - И умиленною мечтою Душа разнежится моя!” |