Реферат: Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности, ограничения
Название: Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности, ограничения Раздел: психология, педагогика Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||
. Психология сознания и ее метод исследования: Логика психологии сознания: предмет психологии - факты сознания; последние непосредственно открыты мне – и никому больше; следовательно, изучать их можно методом интроспекции – и никак иначе. Фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться субъекту и “закрытость” тех же процессов для внешнего наблюдения стало причиной того, что этот метод считается основным методом классической психологии сознания. Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. “Отец” интроспекции – Дж. Локк (1632 – 1704). Рефлексия – “наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность”. Преимущества метода интроспекции: 1/ в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений. 2/ психологические факты поступают в чистом виде, без искажений. Лопатин: “в сфере непосредственных данных сознания нет различия между объективным и субъективным: ведь когда что-нибудь нам кажется, это и есть вполне реальный факт нашей внутренней душевной жизни”. Требования к испытуемым Титченера: 1/ выделение простейших элементов сознания. 2/ избегание “ошибки стимула” (нельзя называть предметы). Методы интроспекции подразумевают разные процедуры, группы методов. Методы аналитической интроспекции (Вундт, Титченер) Методы наивного самонаблюдения (Джеймс, гештальттерапия) Методы субъективного отчета
Проблемы и трудности метода: 1/ им владеют не все, ему нужно специально обучать (психика животных, ребенка - недоступны) 2/ бессмысленность такой “экспериментальной психологии”, функциональная бесполезность. 3/ противоречия в результатах (чтобы избежать - стандартные условия, определенный язык, тренировка испытуемых). 4/ выявление содержаний сознания, неразложимых на элементы. 5/ выделение безобразных элементов сознания. 6/ выделение неосознаваемых причин некоторых явлений сознания. 7/ субъективность, можно изучать только себя. Причины кризиса: 1/ невозможность раздвоения сознания (интроспекцию настоящего полнокровного акта сознания можно осуществить, только прервав его. Приходится наблюдать не сам процесс, а его затухающий след (появление дробной интроспекции) 2/ Невозможность выявить причинно-следственные связи в сфере сознания (особенно если это бессознательные причины, воспоминания, озарения). 3/ Искажение данных сознания (при рефлексии наши чувства бледнеют, искажаются или исчезают. Специальные исследования показали, что осуществление двух деятельностей возможно при быстром переходе от одной к другой, либо при высоком автоматизме одной из них). В настоящее время метод интроспекции как субъективный отчет испытуемых используется вместе с экспериментальным методом для сбора первичных данных и проверки гипотез. Это метод получения данных а не их интерпретации. Ограничения: не вся психика поддается экспериментальному исследованию. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов – ощущений, представлений, времени реакции, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование ВПФ и психического развития требует других методов. В субъективном отчете нет цели, техники, продуктом является выборочный отчет по интересам испытуемого или экспериментатора. Факты субъективного отчета рассматриваются как материал для дальнейшего анализа. Экспериментатор должен в каждом отдельном случае применить специальный методический прием, который позволит вскрыть интересующие его связи. Испытуемый в данном случае – наивный наблюдатель, от которого требуется отчет в обычных терминах повседневной жизни. Основная нагрузка ложится на экспериментатора, который должен проявить изобретательность. Критика метода интроспекции и предмета “психологии сознания” породила 2 направления в психологии: внутри - изменение представлений о сознании; вне - сознание отрицается как предмет изучения. |