Доклад: Развитие памяти. Как правильно использовать свой тип мышления

Название: Развитие памяти. Как правильно использовать свой тип мышления
Раздел: психология, педагогика
Тип: доклад

.

Е.Иванова, Е.Заика

Одному легче запомнить номера телефонов, другому -теорему из учебника геометрии, третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером его восприятия мира, с типом мышления.

Условно людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие эмпирически («эмпириа» в переводе с древнегреческого – опыт, практика). Четче всего характер мышления человека проявляется в том, как сохраняет материал логическая память, то есть не простое пассивное запоминание, а освоение, отбор по степени важности и переработка материала.

В проведенных недавно психологических экспериментах была разработана методика, по которой определяли тип мышления. Испытуемым, школьникам и студентам, были предложены тексты, составленные по схеме показанной на рисунке (это могла быть несколько переработанная глава из школьного учебника).

Сразу после чтения текста просили повторить то, что запомнилось. Уже при таком непосредственном воспроизведении материал, удерживающийся в памяти «теоретиков», был переработан: факты «разложены по палочкам», весь материал мысленно разделен на существенное и несущественное, установлены содержательные связи между отдельными частями текста. «Теоретики» лучше всего воспроизводили блоки 1,2,4,8,9,10.

У «практиков», как правило, выделено формально общее, они лучше всего воспроизводят факты, причем принимают их в данном готовом виде, без попыток выяснить причинную связь между ними. Весь текст «практики» запоминают по частям, лучше всего остаются в их памяти блоки 1,3,5,6,7,9.

В ходе эксперимента исследовали, что сохраняется в памяти «теоретиков» и «практиков» после перерыва в несколько дней, несколько недель и, наконец, через 20 месяцев. «Теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. Интересно, что когда испытуемым задавались наводящие вопросы, теоретики даже после столь большого перерыва связно воспроизводили почти полный объем текста. У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и их описание. Сам текст, если и воспроизводился, то только отрывочно. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам».

Очевидно, такого рода эксперименты демонстрируют заметные преимущества теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников и студентов.