Реферат: Формирование профессиональной компетентности в курсе «Элементарная физика»
Название: Формирование профессиональной компетентности в курсе «Элементарная физика» Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иродова И.А., Мазаева Л.Н. В настоящее время, наряду с проблемами отбора содержания профессиональной подготовки, существенную значимость приобрели проблемы определения педагогических средств, способствующих профессиональному и личностному становлению будущих учителей. Недостатки традиционной системы профессиональной подготовки особенно остро сказываются на процессе преподавания дисциплин предметного и профессионального блоков. Практика показывает, что совершенствование учебных планов и программ не всегда способствует повышению эффективности учебного процесса. Отрыв обучения от требований реальной практической деятельности, формальный подход к самому процессу обучения препятствуют развитию профессиональной компетентности будущих учителей. В качестве варианта решения названных проблем мы предлагаем усиление профессиональной направленности обучения будущих учителей, которое заключается: - в создании условий для осознания студентами особенностей будущей профессиональной деятельности, в акцентировании внимания на развитии личностных качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией, в определении уровня развития профессионально важных качеств, имеющихся у каждого студента и построении индивидуальных образовательных траекторий. Реализация задач формирования профессиональной компетентности на основе усиления профессиональной направленности предметной подготовки возможна путем введения в учебное занятие элементов профессиональной деятельности, профессиональных проб, изменения форм и методов обучения. Разработанный нами курс «Элементарная физика» направлен на обобщение и систематизацию физических знаний и создание у студентов целостных представлений не только о физической картине мира, но и о своей будущей профессии и тех знаниях, умениях, навыках и способностях, которые необходимы для успешного овладения будущей профессией и для выполнения профессиональных обязанностей. Основными целями курса «Элементарная физика» являются: -систематизация усвоенных в школьном курсе физики знаний, -формирование физического образа окружающего мира, физической картины мира, -усвоение основ физики как прикладной науки, -формирование мотивов учебной и профессиональной деятельности, способствующих успешному овладению профессией, -формирование сознательного творческого отношения к профессиональной деятельности, -обогащение личностного опыта будущего учителя, -формирование интегративных профессионально личностных качеств. В программе курса «Элементарная физика» нашли отражение основные дидактические принципы (Табл.1): Таблица 1
Учебная информация, подлежащая усвоению, в соответствии с целями и принципами обучения, представляет собой набор физических знаний, структурированных определенным образом. Содержание курса «Элементарная физика» предполагает усвоение учебной информации на трех уровнях: базовом, углубленном, профессионально ориентированном. Каждый уровень предусматривает виды деятельности, соответствующие глубине проникновения в учебный материал (Табл.2 и табл.3). Таблица 2 Основные структурные компоненты курса «Элементарная физика»
Содержание курса «Элементарная физика» предусматривает не только предметную направленность обучения, но и ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности студента, которая предполагает: - обращение к мотивам, целям учения и труда, личностному опыту студента; - придание личностного смысла его учебной и профессиональной деятельности; - ориентацию обучения не на развитие "правильных", а на разработку у него собственных взглядов на свою будущую профессию. Таблица 3 Блочно-модульная структура деятельности студента
При решении задач обучения в курсе «Элементарная физика» предлагается использовать воспитывающие возможности средств, которыми можно воспользоваться в конкретных условиях. К ним относятся: - содержание учебного материала, - организация учебной деятельности, - взаимоотношения, которые складываются в учебном процессе между участниками образовательного процесса. Наше исследование, проводимое в рамках проекта «Содержание и технологии профессиональной подготовки учителя физики в педагогическом вузе», показало, что в содержании курса «Элементарная физика» заключены объективные возможности возбуждения познавательных, профессиональных и других потребностей и мотивов, а также развития способностей и профессиональных умений. В основу программы курса «Элементарная физика» положены профессионально ориентированнные мотивационно-стимулирующие ситуации. Программа предусматривает: - диагностику уровня обученности, сформированности личностных профессиональных интересов и мотивов профессиональной деятельности, - выделение на ее основе уровневых групп, - определение индивидуальных образовательных траекторий, на основе которых осуществляется обеспечение оптимального сочетания предметных и профессиональных требований к каждому студенту. Структура мотивационно-стимулирующих ситуаций определяется путем анализа содержания изучаемого материала, исходя из педагогических целей воспитания мотивов профессиональной деятельности. Системообразующим компонентом стимулирующей ситуации является ценностно-целевая ориентация будущих учителей, которая обеспечивает единство мотива и цели учебно-познавательной деятельности и профессиональной деятельности, принятие студентами целей обучения. Компонентами мотивационно-стимулирующих ситуаций являются также методы, средства и формы обучения, имеющие профессиональную направленность и систему дидактических практически направленных задач. К ним относятся такие как взаимопомощь, оценка и взаимооценка результатов труда, вскрытие причин их несоответствия поставленным целям. Ценностно-целевая ориентация студентов осуществляется посредством лекционной формы организации учебного процесса, информационно-сообщающих методов со стороны преподавателя и исполнительских методов работы слушателей. Предполагается, что студенты осмысливают услышанное и увиденное, останавливают свое внимание на ценных моментах. Далее осуществляется усложнение всех компонентов стимулирующей ситуации. В структуру мотивационно-стимулирующих ситуаций вводятся задачи с жизненно-практическим содержанием, групповые формы работы, дающие возможность моделировать ситуации сотрудничества, объяснять, контролировать, выявлять причины ошибок. На следующем этапе ценностно-целевая ориентация направляется на формирование творческих умений личности в процессе применения знаний в незнакомой ситуации, расширяются рамки сотрудничества, актуализируется понимание необходимости личной ответственности за результаты своего труда. На этом этапе применяются стимулирующие, частично-поисковые, контролирующие, самоконтролирующие методы обучения. Мотивационно-стимулирующие ситуации предполагают широкое использование взаимоконтроля, включение будущих учителей в самоанализ своего труда, постановку целей дальнейшей работы. Экспериментальная работа, носившая в значительной мере поисковый характер, показала, что педагогический процесс, построенный на основе профессионально ориентированнных мотивационно-стимулирующих ситуаций, способствует формирование профессиональной компетентности, выражаемой в профессиональной позиции будущего учителя, стиле педагогического мышления, и проявляется как "смещение установок" с содержательно-процессуальных аспектов учебного общения на целостно-смысловые. Разработанные нами профессионально ориентированнные мотивационно-стимулирующие ситуации предусматривают определенные шаги и последовательность реализации, а именно: 1) проведение совместной ориентировки в личностно значимой для студентов предметной области; 2) выявление проблем, интересующих студентов как будущих учителей; 3) рассмотрение проблем в контексте значимых для студентов профессиональных и личностных ценностей. Установлено, что значительное влияние на формирование профессиональной компетентности и готовности к профессиональной педагогической деятельности оказывают методы обучения, особенно интерактивные методы проблемного обучения. Они побуждают обучаемых к таким способам усвоения материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в знаниях, в овладении способами действий, активизируют потребность достижения. Практика подтвердила, что для реализации возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создания проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применения знаний на профессиональной основе, использование занимательных и игровых форм занятий. Опыт преподавания курса «Элементарная физика» показал, что большое значение для формирования профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности имеют разнообразные приемы, основанные на общении, взаимодействии преподавателя и студентов. С помощью этих приемов создается своеобразный эмоциональный настрой занятий, определенная моральная атмосфера, вырабатывается особый стиль взаимоотношений преподавателя и студентов. На приемы побуждения к овладению профессиональной деятельностью влияют внутриколлективные отношения: - организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности, - проведение коллективного обсуждения итогов работы, - задания по взаимоконтролю и взаимопомощи, - применение сочетания различных форм совместной работы. Формированию профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности препятствуют: - эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала, - невысокая компетентность преподавателя, его неумение разобраться в профессиональных вопросах, его не заинтересованность в работе, - излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка, - однообразные задания, - отсутствие оценки, - недоброжелательное отношение преподавателя к студентам. И наоборот, включение в деятельность студента элементов творчества, мотивационно-стимулирующих ситуаций, формирует у студента самостоятельность оценок, гибкость мышления, инициативу, позволяет накопить личностный опыт и в целом способствует формированию профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности. С целью наиболее эффективного формирования готовности к будущей профессиональной деятельности курс «Элементарная физика» должен включать задания, побуждающие студентов к прогнозированию предстоящей деятельности, проектированию жизненных планов и предполагающие: - создание условий, благоприятствующих проявлению (ситуация поиска, стимулирование и поощрение самостоятельных подходов) самостоятельности, - обучение умению использовать реальные источники педагогического творчества, - приобретение личного опыта, критическое осмысление сделанного, анализ и исправление ошибок, - введение в учебный процесс специальных элементов, мотивационно-ориентирующих учебную деятельность студентов, направленных на изучение и практическое овладение знаниям, умениями и навыками, - использование целостной системы методов организации учебной деятельности студентов. Опыт обучения студентов младших курсов показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении: - формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, - воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире, - давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах. Анализ результатов экспериментальной работы позволяет сделать следующие выводы: - произошли существенные изменения в мотивационной сфере студентов в сторону развития мотивов профессиональной деятельности, - удалось в значительной степени устранить «пробелы» в знания студентов, имевшихся на начальном этапе обучения, - использование рефлексия на всех этапах подготовки учителей физики позволили студентам осознать особенности будущей профессиональной деятельности, характер профессионально важных качеств и уровень их развития у каждого. |