Реферат: Бартоломе Эставан Мурильо.

Название: Бартоломе Эставан Мурильо.
Раздел: Рефераты по архитектуре
Тип: реферат

Онуфриева Надежда, 2 курс,

специальность: искусствоведение

Бартоломе Эставан Мурильо. Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте . Масло 1680 г.

Особенно много картин Мурильо хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ряд подлинных картин хранится в Государственном Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Все произведения испанского художника, хранящиеся в музеях России и ближнего Зарубежья, опубликованы в каталогах и повсеместно широко известны.

Однако остается одна картина Мурильо, которая, благодаря особенностям “музейной” жизни, остается до сих под малоизвестной как у нас, так и за Рубежом. Речь идет о полотне “Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте” (холст, масло 2,11х1,50), находящемся в ГМИИ в Москве. По высоте своего художественного качества оно может быть отнесено к лучшим работам Мурильо.

Картина имеет сложную историю. Впервые а литературе она упомянута в книге Антонио Понса “Путешествие по Испании”.[1]

Несколько позднее эту картину упоминает Хуан Августин Сеан Бермудес в своей известной работе “Исторический словарь выдающихся профессоров изящных искусств в Испании”, перечисляя произведения, написанные Мурильо.[2]

В время нашествия наполеоновских войск в Испанию (1808-1812) картина увозится интервентами во Францию, где попадает во владения пасынка Наполеона, Евгения Богарнэ, получившего титул герцога Лейхтенбергского после своей женитьбы на баварской принцессе, и хранится в его собрании в Мюнхене. В каталоге этого собрания имеется воспроизведение этой картины линейной гравюрой под названием “Ангел-хранитель”.[3] Таким образом, теряется подлинное название картины. После 1839 года Лейхтенбергская галерея, в том числе картина Мурильо, перевозится в С.-Петербург в Мариинский дворец среди имущества, наследованного сыном Евгения Богарнэ Максимилианом Лейхтенбергским, женатым на дочери Николая I Марии Николаевне.

В 1884 году картина Мурильо в состав Лейхтенбергской галереи передается наследниками герцога Максимилиана Лейхтенбергского Академии художеств, где организуется постоянная выставка этого собрания. В каталоге этой выставке она идет под названием “Ангел, явившийся к аббату уговорить его принять епископский сан”.[4]

За год до этого картина вошла в каталог книги Ч.- Б. Курциуса “Веласкес и Мурильо” с кратким наименованием “Св.Рафаил”.

В 1904 году в “Художественных сокровищах России” картина упоминается в статье А.Неустроева, где она значится под названием “Архангел Рафаил и епископ”.[5]

В начале 1917 года картина Мурильо вместе с некоторыми другими картинами Лейхтенбергской галереи была передана в Москву в Румянцевский музей. В 1923 году она с собранием картинной галереи Румянцевского музея перешла во вновь реорганизованный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Во время перемещения из одного хранилища в другое картина теряет не только свое название, но и имя художника и приходит в музей как работа итальянского мастера XIX века. Последняя атрибуция неверна, так как по стилистическим данным было ясно, что эта работа не итальянского мастера, а испанского. Изучение изложений истории этого произведения позволило установить его точное название и имя написавшего его художника.[6]

Эта картина Мурильо выделяется жизненностью образов, стройностью композиционного построения и красотой колорита. Большая часть полотна заполнена фигурой архангела Рафаила с распростертыми крыльями; она доминирует над пейзажем с уходящими за горизонт холмами, скудно покрытыми кустарником. Архангел изображен идущим, держа в левой руке свойственный Рафаилу атрибут – посох странника. Его одежда ниспадает легко развевающимися декоративными складками. Лицо ангела миловидно – моделью для него, видимо служила красивая девушка-севильянка, не раз воспроизведенная Мурильо в его картинах и в образе ангела. Особенно близок этот образ к ангелу из картины “Ангел-хранитель, ведущий за руку ребенка” в соборе Севильи.[7] Слегка склонив голову, Рафаил устремил взор на стоящего перед ним Епископа Домонте, одетого в белые одежды ордена мерседариев с нагрудным крестом на золотой цепочке. Изображение епископа Домонте портретно. На его немолодом, мертвенно-бледном лице с заострившимися чертами выделяются темные горящие глаза, отражающие силу переживаемых им чувств. Его исхудалые руки сложены в молитвенный жест.

В этой картине особенно ярко сказался талант Мурильо как колориста. Картина, выполненная свободными широкими мазками, привлекает гармоничностью красок. Фигура Рафаэля выдержана в золотисто-розовато-лиловатой гамме, спокойная теплота которой подчеркнута насыщенным тоном бархатного пояса. В пейзаже господствуют серебристо-сероватые тона, оттененные вверху заревом заката. Тонкость переходов светотени и воздушность валеров пейзажа создает впечатление атмосферной дымки, которая, окутывая предметы, смягчает линии их очертаний. Белый цвет одежды епископа с теплыми полутонами гармонирует с общим цветовым строем картины.

Легко определима дата выполнения Мурильо этой картины благодаря изображенному в ней Франсиско Домонте, который получил сан второго епископа Севильи в 1680 году и умер летом в конце следующего года.[8] Из этого можно заключить, что картина была заказана Домонте в 1680 году в связи с возведением его в епископский сан и была предназначена им для украшения одного из алтарей того монастыря, братом которого он долго состоял.

В каталоге выставки испанского искусства в Лондоне в 1938 году опубликован эскиз с изображением архангела Рафаила, принадлежащий кисти Мурильо (собрание Бёлер в Люцерне, ранее в коллекции Эдуарда Дэвиса).[9]

Этот свеже и свободно выполненный эскиз, безусловно, был использован живописцем для изображения архангела Рафаила в картине Музея изобразительных искусств. На рисунке тот же тип ангела, что и на рассматриваемой картине, только этот эскиз ближе к натуре – он жизненнее, проще. На рисунке в правой руке ангела, свободной на рассм. картине, помещена рыба – обычный атрибут архангела Рафаила, когда он изображался в сопровождении Товия. Не исключена возможность, что этот эскиз был сделан художником для ранее задуманной, а возможно и выполненной им картины на сюжет “Архангел и Товий”, часто встречающейся у живописцев XVII века. Такому предположению дает основание то, что в монастыре августинцев в Кадиксе имеется картина “Архангел Рафаил, ведущий Товия” работы ученика Мурильо Менесиса Осорио, которая считается сделанной в подражание картине Мурильо.[10] Получив заказ от епископа Домонте, видимо воспользовавшись эскизом, написанным для ранее задуманной картины, изменив его в деталях при исполнении данной картины: изображение рыбы становится излишним, в левом нижнем углу картины, где предполагалось изображение Товия, он помещает Франциско Домонте. Соответственно этому изменяется и композиция противоположного угла: на место группы деревьев, помещенных в левом углу рисунка, Мурильо помещает здесь митру и жезл епископа.

Данная картина, выполненная Мурильо в конце его деятельности, является ярким образцом созданного живописцем стиля, в котором лирическая нежность образов сочетается с их большой жизненностью.


[1] A. Ponz.Viaje en Espana, IX, Madrid, 1774, стр. 107

[2] Cean Bermudes.J.A. Diccionardo historico de los mailustres professors de las Bells Artes en Espana. Madrid, 1800, Tomo 2, стр.59

[3] J. Passavant. Gemдlde Sammlung seiner Kaiserl. Hoheit des Heryogs von Leuchtenberg in Mьnchen. Frankfurt a. M., 1851, Zweite Ausgabe, Tafel 25.

[4] Каталог картиннойгалереи герцога Николая Мих. Лейхтенбергского, выставленной в залах имп.Академии художеств, Спб, 1884, №88

[5] Ch.-B. Curyius. Velasgues and Murillo. N.-Jork, 1883, стрю 265-266.

[6] В 1923 году в Севилье выходит монография о Мурильо, написанная членом-корреспондентом Академии Сан-Фернандо в Мадриде Сантьяго Монтото, который, упоминая о картине Мурильо “Архангел Рафаил с епископом Домонте”, считает ее местопребывание неизвестным. (S. Montoto. Bartolome Esteban Murillo. Estudio biografico-critico, Sevilla, 1923, стр. 120)

[7] См.Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B.-L., 1923, стр. 145.

[8] Matute.Hijos ilustres de Sevilla. 1886 (S. Montoto, ук. соч., стр. 120)

[9] From Greco to Goja Ilustrated Sovenier of an Exhibition organised bz Tomas Harris. London, 1938, p.19

[10] См. .Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B.-L., 1923, стр. 246