Реферат: Лекции по Истории мировых цивилизаций
Название: Лекции по Истории мировых цивилизаций Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Лекции по Истории мировых цивилизаций ХГУ им. H.Ф. Катанова (Абакан) СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЯ От прошлых покалений мы получили духовное наследство, которое пополняем с учетом собственного опыта, это знание законов, развитие природы и общества (наука), эмоциональное восприятие происходящего (культура), свод правил обще- ния (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология и религия), спо- собы и формы передачи духовного наследия от покаления к покалению (образова- ние). ТРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДА К ЗАГАДКЕ ИСТОРИИ 1.Деятельность множества людей, приследующих свои эститические цели. 2.Ход истории, судьба каждого народа, каждого народа заранее предопредили- на в большенстве провидением или неумалимым роком. Существует 5-ть формаций: первобытнообщинный, рабовладельческий, фео- дальный, капиталистический, каммунистический. Существуют более крупные. Выделяются 3-и большие формации: 1)первичная (ар- хаическая, доклассовая), 2)вторичная (антогонистический класс), 3)коммунисти- ческая (неклассовая). До появления письменности первобытно-общинный строй. Археология, этнография - культура, историческая антропология - о биологи- ческих особенностях человека, архиозоология - ископаемых животных, архиобота- ника - о растениях. Либерализм выдвинул новые центральные понятия исторической науки "цивилиза- ции" (представление о развитии человеческой личности и разума, смягчение нра- вов, возможность разрешения конфликтов путем диалога и компрамисса, это граж- данское общество, как форма общественного контроля за государственной властью, это прогресс науки, промышленности, благосостояния людей). МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - система связей между странами мира, основана на либе- ральных ценностях, на общем рынке сырья, продуктов и знаний, создающих у людей в разных странах сходное представление о целях и задачах человечес- тва и опредиляющем наличие у этих стран общих интересов, побуждающих к диалогу. ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - большие регионы земли национального или преднацио- нального уровня, существенно отличные от других по направлению социально- культурного развития идеала и мировоззрения, и взаимодействуют друг с другом как особые блоки региональной структуры мировой истории (Индия, Китай, Арабский мир, Россия). Поээт в большенстве теорий цивилизаций 20 века у Вебера Н.М., Карла Ясперса, А.Тоньби, Л.Февра, Ф.Броделя, О.Шпен- глера, Т.Сорокина. Понятие "локальная цивилизация" схоже с понятием "национальная культура". История цивилизации занята изучением основопалагающих идеалов, которые пре- дают культуре целостность проявления этих идеалов. История цивилизаций изу- чает формы и степень универсализации национальной культуры - это способность стать организующей силой нового наднационального (цивилизационного) единства в государственной жизни, экономики, жуховной жизни. История цивилизаций изучает борьбу локальных цивилизаций за доминирование в мире, формы их взаимодействия, культурное заимствование друг у друга. ОСЕВАЯ ЭПОХА "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ" КАРЛА ЯСПЕРСА Ось мировой истории идет от рождения Христа. Это не так, так как в мире су- ществует множество религий. Ясперс в своей оаботеотносит ось мировой истории около 500 лет до Н.Э., и он считает, что духовный процесс человечества шел между 800-и и 200-и годами до Н.Э. В этот периуд произошол резкий поворот в истории. Это время называется осевым. К человечеству приходит одухотворение. Формируются империи. История в ее целостности мыслится как смена различных об- ществ. Создаются теории, которые опредиляют современную жизнь человечества. Завершение этого процесса носит политический характер. Насильственно создают- ся могущественные теории (Китайская империя, Индийская династия Маурья, Рим- ская империя). Предполагалось, что сложившиеся империи будут вечно, но ста- бильность империй была иллюзорной - отсюда империи гибнут. И даже там, где они восстанавливаются это связано с новыми культурными преобразованиями. Империи существуют, пока существует сильный лидер. ПОСЛЕДСТВИЯ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ Осевое время служит ферментом, который связывает человечество в рамках еди- ной мировой истории. Осевое время служит масштабом, позволяющим нам отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Раз- деление народов опредиляется тем, как они относятся к прорыву осевого времени. ОСЕВЫЕ НАРОДЫ - те народы, которые продолжают историю, совершая скачек, как бы вторично рождаются в нем, тем самым закладывают в основу духовную сущ- ность человека и его подлинную историю (Китайцы, индийцы, иудей, греки). Есть народы не знающие прорыва (духовного скачка), прорыв был не повсемес- тным событием. Были народы, культура которых существовала до прорыва. К осево- му времени относится расцвет египетской, вавилонской культуры. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЦИВИЛЬ - гражданственный, государственный. ЦИВИЛИЗАЦИЯ - культурная целостность и общность. Представляет собой самую ши- рокую группировку людей по культурным признакам и культурной эдентичнос- ти шире которой лишь само человечесво с его отличиями от других живых су- ществ. Будущее человечества станет опредиляться 7-8 основными цивилизациями: за- падная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латино-американская и возможно африканская. Основное противоречие между этими цивилизациями - различие культур. Разли- чия основополагающие. Названные цивилизации не сходны по истории, языку, культуре, традициям, рилигии. Люди, которые пренадлежат к разным цивилизациям имеют разные представления о взаимоотношении Бога и человека, индивида и груп- пы, гражданина и государства и др. Длительные конфликты возникали в истории между цивилизациями. Мир становится все более тесным, ширятся контакты. Во Франции лучше отно- сятся к поселенцам из Польши. Процессы экономической модернизации и со- циальных изменений размывают во всем мире привычные локальные взаимодействия. Олабевает роль национального государства, функции на себя берет религия. Среди людей разных цивилизаций идет разделение роли запада. С той стороны Запад находится в зените своей мощи, с другой стороны незападные цивилизации возвращаются к своим истокам. Цивилизационные признаки, относящиеся к сфере культуры, не так легко соче- таются и перенимаются, как социальные и политические (русские не могут превра- титься в европейцев). В классовых и идеологических конфликтах ключевым вопро- сом был: "На чьей ты стороне?". Необходимо учитывать нарастание экономики. Культурно-религиозная схожесть лежит в основе организации экономического сотрудничества, объединяет 10 мусульманских стран: Иран, Пакистан, Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргыстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Организация экономического сотрудничества была создана в 60-х годах первы- ми 3-я странами. Люди, которые пренадлежали к разным сообществам обращались друг к другу. Различия в культуре и религии сказываются на разрешении многих проблем, прав человека, торговли, отношению к окружающей среде. Столкновения происходят на 2-х уровнях: микроуровни (соседние религиозные уровни борятся за территорию и макроуровень), когда государства соперничают между собой и в военной и в социально-экономической сфере. Границы между цивилизациями приходят на смену политическим и экономическим границам времен холодной войны. Наиболее существенная разделительная линия в Европе совпадает с восточными границами западного христианства, которые сложились к 1500 году. Эту границу проводят между Финляндией и Россией, между государствами Бал- тии и России, между западными (каталическими) и прочими (провославными регио- нами, Белоруссией и Украиной), между Трансильванией и остальной частью Румы- нии, между Хорватией и Боснией, а так же Сербией. Фундаментализм выступает против импорта ненужных ценностей. Попытки импортировать западную демократию в арабский мир заканчиваются осложнением отношений между Западом и мусульман- ским миром. Обе стороны рассматривают эти отношения как конфликт цивилизаций. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - вершина 10-ой волны в истории человечества. В истории античных цивилизаций выделяют несколько локальныхцивилизаций: 1)ГРЕЧЕСКАЯ - периуд расцвета древних Афин (5-4 века до Н.Э.), 2)РИМСКАЯ - 2 век до Н.Э. - 1 век до Н.Э., 3)ЭЛЛИНИЧЕСКАЯ или АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ - периуды иногда выделяются между римскими и греческими (330-220 годами), когда центр культуры перемещается в Александрию. ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1.Расцвет человеческой личности. Приоритет духовной сферы, подъем науки,ис- кусства, свобода (возникла в Афинах в V веке), по гречески ЭЛЕФТИЯ - состоя- ние отсутствия господства кого-то над кем-либо. Великое отделение труда, отде- ление умственного от физического (скачек в производительности труда), увеличе- ние прибавочного продукта (дешевеют эффективные орудия труда). Часть свобод- ных граждан занималась искусством, политикой, философией, путешествиями и т.д. Рождение первосистемы ( крупные открытия), абстрактных наук(философия, астро- номия, математика, история, право, медецина, механика). Появляются ученые и школы. Школы: философская академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский муссеон, сложилась система образования, началось специализированное обучение. От школ философии до школ гладиаторов. Взлет свободной мысли оторвался от практики. Развитие духовной сферы, религии. В 6-5 веках до Н.Э. возникает буд- дизм, который разделяется на 17 сект, к началу 12 века Н.Э. частично раство- ряется в индуизме. В I веке Н.Э. в восточной провинции римской империи возни- кает Христианство. Периуд гонения. В IV веке Н.Э. Христианство было признаной религией. В 1154 году Христианство раскалывается на 2-е веры: западно-катали- тическую и восточно-православную. 2.Сложился строй общественно-политических отношений - демократия, которая отвечает требованиям самоуправления сообщества свободных людей (период Перик- ла 6 век до Н.Э.). 3.Своеобразием политическо-экономической жизни античной цивилизации состоя- ло в формировании и господства полисов. ПОЛИС - независимый, самоуправляемый город, государство с многими признаками общины. Государственная власть могла принимать разнообразные формы: де- мократия, тирания, аристократия, алигархия, монархия. Но строго соблюда- лись равноправие и свобода граждан полиса. Они считались свободными и по природе, в основе свободы и равенства лежала частная собственность. Античная эпоха вышла за локальные рамки. Стали возникать мировые империи. КОЛОНИЗАЦИЯ - в несколько волн. Великие географические открытия. Великая греческая цивилизация. Народы полисов основывали колонии по побе- режьям морей. Город - государство платил налоги Афинам. Римские колонии. Колонизационный способ - развитие мореплавания. Создава- лись насильственным путем мировые державы. ЭЛЛИНЫ - греки. 353-323 - Алек- сандр Македонский покорил Индию, персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, был учеником Аристотеля. От Дуная до Инда, от Кавказа до Египта создал империю. Смерть помешала ему захватить Аравию и Африку. Римская империя в периуд своего расцвета (начало II века при Трояне) охва- тывала почти всю западную и южную Европу, переднюю Азию, Черноморское побе- режье, северную Африку. В 395 году разпадается на Западную римскую империю и Восточную римскую империю (Византийская империя). Политическое и экономичес- кое верховенство метрополии подчинялись колонии (провинции), торговые связи, транспортные сети, смешение культур. 4.Вклад в развитие экономики, порядок сельского хозяйства, торговля, обмен, финансово-кредитные и денежные отношения - все это ЭКОНОМИКА. Многоотраслевое хозяйство, ориентирование на рынок. Периуд расцвета. Появление банков (5 век до Н.Э.). КРИТО-МИННСКАЯ КУЛЬТУРА Город Мекены - несколько позже (конец III и середина II тысячелетия дос- тров Крит). Кносс - резиденция Крита. Цивилизация эпохи бронзы (1900 год). 1952 год - удалось прочитать нес- колько найденых документов. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, 6-15 ВЕКА МОДИСВИСТИКА - наука о средних веках. Термин появился в 1554 году. Огромное влияние оказало учение Дарвина. Грановский, Карсавин, Туревич - внесли большой вклад . Теория германистическая - аббат Дюбо. ИМПЕРИО - устраиваю, привожу в порядок. Внутри себя и волостей. На смену при- ходит ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО. Римская империя дошла до придела и не вела никаких экспансий. Начало процесса варваризации, охрана границ импе- рии. Пала Римская империя. Вначале первого века началось великое пересе- ление народа Дейлитны, Гунны, Татары двинулись с востока на запад. Проис- ходили изменения в селениях, они меняли формы. Варварское начало. Феода- лизм - АГРАРНОЕ общество характерно для Европы. ФЕОДАЛИЗМ Первая стадия производственного хозяйства - Вторая стадия - Третья стадия - С оседлостью приходит цивилизация. Между цивилизациями и варварами идет борьба. Огромное влияние оказывает христианизация. Начинают существовать нау- ки юриспруденции, адвокатство. Римская империя приняла христианство в 313 го- ду. ПРИЗНАКИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 1)религия связана с опредилением территории. 2)связь с опредиленным этносом. "Бог и народ" - заповедь. 3)связь опредиляется культурой. 4)культовые места поклонения. 5)общий порядок религии. Характерная истина - вечное постижение. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ Охватывает тысячелетний период с 4 века до 15 века. Объеденить все регионы Европы и их принадлежность к феодалистическому способу производства. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (к XV до XVII века) зарождение капиталистического производства, общества, накопление капитала, набирает силу зарождающаяся бур- жуазия, взлет науки, искуства, феодолизм (реформы церкви). Промышленные рево- люции. Стали появляться мануфактуры. Переход от античной цивилизации к раннефео- дальному. В 395 году империя Феодосия: делит римскую империю на 2-е части (крушение запада 476, восточная византия просуществовала 1000 лет, распалась в 453 году). Византия обеспечивает восточный вариант трансформации цивилизаций. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1)Подавление новизны (церковный догмат). 2)Эксплуатация христианства большей половиной общества. Возникает землевла- дение. Землевладелец обладает судебно-исполнительной властью. 3)Позитивные науки. Скачек живописи. Искуство было сковано рамками. Прог- ресса не произошло. В Европе средневековое время считается с III-IV века. В Китае 1 век Н.Э. В Японии - 9 век. Генезис шел несколькими путями до феодализма: 1)Византийским путем шла Византия, Римская империя. 2)Итальянская - разрушения, болезни, короткая. 3)Французская - под Римским владычеством. 4)Мусульманский - возникновение ислама 6 век. 5)Восточная Ближневосточные страны. Африка. В Китае, Индии, Персии, Сред- няя Азия. Небыло классической формы рабовладения. 6)Скандинавско-русская - при переходе к феодализму от первобытно-общинному. Создается агрессивное государство Скандинавия, Германия, Шотландские племена. В Европе (14 век) цеховой строй, купечесво, предпосылки мирового рынка, дик- тат. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАННЕЙ ФЕОДАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1)Господство М.Р. 2)В политической области идет борьба средневековых монархий, формируется политика, соперничество городов. 3)Личная свобода крестьянских и городских ремесленников посравнению с раба- ми. 4)Скачка в производстве небыло.Использование бумаги и пороха, развитие час- тного производства, очки, линзы. СТЕПНЫЕ ИМПЕРИИ ЕВРАЗИИ История Европы и Ближнего Востока была изложена в 19 веке; Китая, Индии - 20 веке. В истории Евразии имелись белые пятна. Гунны оставили после себя слабый след. Территориальные рамки Евразии непре- рывной полосой простирались от Хингана и Байкала до долины Дуная, захватывая пустыни и полупустыни. Центр Азии казахские, Киргизские, Юг России и Украину. В I тысяче Н.Э. начались постепенные изменения этнической среды в Европейских стенах, преобладали восточно-иранские племена - потомки СКИФОВ, саков. Другие очаги этноса связаны с Восточной Евразией от Алтая на западе до Хингана на востоке, шли миграционные процессы вплоть до 1 века. Ускорение процессов тер- риториального и социального развития привело к середине 1 тысячи Н.Э. к КОНСОЛИДАЦИИ. Образуется КОГОНАТ (государство) в Средней Азии, Южной Сибири. КОГОНАТЫ 1)Восточно-тюркский. 2)Западно-тюркский. 3)Хазарский. 4)Великой Болгарии 5)Уйгурский. 6)Господство енисейских киргизов. Это время принято называть ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ЭПОХОЙ. Образуется особый тип ци- вилизаций. В течении первой тысячи лет до Н.Э. и Н.Э. оседлое население и ко- чевые племена. Союз Гуннов сложился в центральной Азии в конце III века до Н.Э. Правитель Шань-Юй обладал большим войском. Гунны захватили центральную Азию, Забайкалье, Восточную Сибирь,государство динлинов. Южная Сибирь являлась Северо-Западной провинцией северного гуннского государства. Появление мастера.Возник динли- но-ганьгунский союз, который поставил задачу свергнуть власть гуннов, которая была слабой. Население характерное минусинской котловины назывались ДИНЛИНЫ. Основанное в 40 годах до Н.Э. Гуннское государство распалось в 55 годах. Тюрки. Во 2-ой половине 6 века Н.Э. "Тюрк", китайцы, затем византийцы, ара- бы. самой могущественной империей тюрков. чинили, пошли на Волгу. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОНФЛИКТЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ Феномен России сложился: 1)Из европейского капитала в стадии первоначального накопления. 2)Азиатское самодержавие. ЗАПАД ВОСТОК 1.Неустойчивость цивилизации, 1.Постоянное движение, новые влияния скачкообразное развитие, соправаж- не разрушали устойчивых цивилизаций, а дающееся крушением старых идеоло- дополняли ее. гических образований. 2.Обновление духовного каркаса. 2.Приемственность, гибкость духовного Рядом существует несколько направ- каркаса. Рядом живущие племена ассимили- лений. руют. 3.Религиозная нетерпимость, ко- 3.Восточные племена мирно уживались нфронтация христианства. друг с другом. 4.Идеал свободы, демократически 4.Отсутствие свободы, очерчен религи- образованное правительство, госу- ей и государственной властью. дарственная власть не ограничивает свободу личности. 5.Человек стремится к техничес- 5.Совершенствование души и тела в га- ким достижениям, защита от приро- рмонии с природой. ды. 6.Капиталистический способ про- 6.Азиатский способ производства. изводства. Семейная община объединяла родственников. Своеобразие древнерусской цивили- зации отличает ее от Западно-европейских и от Восточных заключается в очеред- ном порядке движения. Она оказывается подвижной, центробежной, житейско, кото- рая умела использовать природное пространство. Хритианизация - объединение русских народов на христианской основе. Рели- гиозно-развитая совесть - вот основа Восточной цивилизации. Христианизация тесно связала Русь с Византией. 1)Особая форма христианства. 2)Очередный порядок княжения. Повели Русь по иному пути превращения Москвы в своеобразного цивилизацион- ного государства. 1)Разрушение в 1453 году Византии тюрками. 2)480 год - прекращение данничной зависимости Москвы от Золотой Орды (паде- ние). Сложение сословий в 16 веке, распад к 17 веку. 1)Прекращается расселение поселян. 2)Все сословия государства прикрепились либо к земле, либо к "тяглу" (ре- месленники и торговцы), либо к приказной государственной службе (дьяки). 1613 год, начало династии Романовых. Михаил Иванович Романов. ОСНОВЫ ТЕЧЕНИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ ПО ВОПРОСУ РОССИЙСКОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ 1.Западники и славянофилы (Чернышевский, Чичерин, Кавелин - западный тип цивилизаций Азии). Славянофилы - славянский тип (Чаодаев, Кирилевский, Акса- ков). 2.Евразийство (группа ученых, Трубецкой, западничество главный фактор, счи- тали основной силой идеократию- власть евразийских идей). ЭТАТИЗМ - слияние. 3.Точка зрения Гумилева - как система исторических объектов. а)географического. б)социально-политического. в)экономического. г)этнического. Евразия не только этнос, но и супер этнос. ПАССИОНАРНОСТЬ - признак, возникший в результате пас-ти толчок внутри самой популяции людей. Россия - единство характера этноса, развития государства в этническую инди- видуальность. 4.С точки зрения Бердяева, проблема русского пути - противоречивость, Рос- сия двоится. Самая безголосая, безполитическая тайна русского духа. СОВРЕМЕННЫЙ КОНЕЦ РУССКОГО ПУТИ В научных кругах 3-и точки зрения на специфику русского пути: 1.Запоздалость, введен Соловьевым. 2.Отсталость. 3.Особый путь развития: а)географические б)политические в)социально-политические, культурное разнообразие РИТМЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ РОССИИ Формирование ранней феодальной цивилизации (9век). Образование Киевской и Новгородской Руси. Разноплеменные отношения, в 6-9 веках возник союз племен (древляне, поляне и др.). С 9-го века можно вести отсчет ранней феодальной ци- вилизации России, строится на земледелии и скотоводстве. Возникают города Киев, Новгород, Ладога, Полоцк, Смаленск. Возникло искусство, язык, религия. Первая волна ранней феодальной цивилизации достигла в 11 веке при Ярославе Мудром. От Днепра до Вислы, от Дона до Волги, от Северной Двины до Тасманско- го полуострова. Возник Кремль, очень сильна роль государства. Границы государства расшири- лись от Ближнего Зауралья до Чукотки и Дальнего Востока. Земский собор 1613 года избрал Михаила Романова. 3-й Российский цикл охва- тывает почти весь 17 век. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ДОСТОИНСТВА ЭТОЙ ЭПОХИ В начале 18 века в Россия включается в русло индустриального производства. 3-4-е десятилетия., то есть в 30-40-х годах 18 века переход к индустриальной цивилизации. С 1800-1860 годы население увеличивается в 2-а раза, а хлеба собирают зна- чительно меньше. Россия уступала Великобритании в 16 раз, Германии в 9 раз, Франции более чем в 7 раз. В 60-е годы 19 века до начала XXI века - период индустриальной России. Есть полувековые циклы, несколько крупных этапов: 1861-1913 годы - периуд ускоренного распространения индустриальной цивили- зации, промышленный переворот, утверждение капитализма и вступление его в им- периолистическую стадию, подъем науки, культуры, образования, признаки общена- ционального кризиса (русско-японская война). 1914-1954 годы - период общенационального кризиса, попытка выйти из кризи- са и решить проблему в рамках социального развития. 1965-2010 годы - завершается фаза индустриального развития цивилизации Рос- сии, попытка трансформирования с помощью реформ. 1861-1871 годы - первый полувековой цикл, выход из общенационального кризи- са, проведением серии реформ. 1872-1882 годы - индустриальный подъем уровня жизни науки, образования. 1872-1982 годы - подъем уровня жизни людей, науки, образования. 1883-1903 годы - продолжение подъема промышленного производства, В конце 80-х начале 90-х годов последовала волна контр реформ Александра III. Начался раскол между обществом и государством. 1904-1913 годы - характеризуется с одной стороны промышленным подъемом, увеличилась сеть железных дорог, быстро растут акционерные общества и банки, создается сеть монополий, делались попытки расширить сельское хозяйство. Это позволило расширить площади посевов в 63 губерниях. Россия начала экспортиро- вать хлеб. Признаки подъема, которые сокращают отставание России от центров экономического прогресса США и Британии в 15 раз, Германии в 10, Франции - 64 раза. Обострение социально-политических противоречий ?война с Японией и пер- вая революция). ГЛАВНЫЕ ИТОГИ 1-ГО ПОЛУВЕКОВОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЦИКЛА 1.Россия за сравнительно небольшой периуд времени быстро продвинулась по пути экономического прогресса. Сокращается отставание от лидирующих стран. Разрыв был сильно большим и реформы носят политический характер. Нехватает времени, решительности, чтобы провести родикальные изменения (перепись 1897 года, с/х - 75% населения, ж/д - 11.3, торгов - 4). Россия в группе стран среднего развития. 2.Острота в противоречиях и национальных традициях обусловили лидерство России в мировом интеллектуальном процессе, хотя по уровню грамотности Россия отставала от развитых стран. Сформировавшийся в России интеллект элиты охваты- вает почти все сферы духовной жизни. Менделеев, Сеченов, Мечников, Павлов, По- пов, Вернадский и др. Тургенев, Чехов и др. Чайковский, Рахманинов и др. Ре- пин, Суриков и др. 3.Не менее острыми были противоречия социально-политические. Реформы Алек- сандра III продвинули Россию по экономическому пути. Крупная буржуазия в сою- зе с иностранным капиталом захватили все отрасли экономики. В социально-поли- тической области Россия на столетия отставала от лидеров мирового прогресса. 4.В этом историческом цикле наблюдается открытость России внешнему миру. Расширяются связи со многими странами мира. В Россию активно устремляется иностранный капитал и его доля в общем вложении капитала 47%, в промышленнос- ти - 72%. ВТОРОЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ Начинается с глубочайшего кризиса и охватывает около полувека (1914-1954 годы). 1914-1922 годы - периуд острейшего кризиса. Участие в мировой войне, рево- люция, гражданская война и утверждение большевистского сценария. 1923-1934 годы - это время выбора различных вариантов социалистического пу- ти. От либирально-неповского до татолитарно-бюрократического. Завершается лик- видация рыночного варианта, уничтожение значительной части интеллигенции. 1935-1952 годы - Отечественная война уничтожает около 27 миллионов человек и огромное количество национальных богатств. После победы удалось восстано- вить довоенный уровень. Экономически страна была деформирована. Сформировался мировой социалистический лагерь. 1953-1964 годы - попытка осуществить реконструкцию и оздоравление избран- ной социальной модели. "Хрущевская оттепель". Хрущевский кризис совпал с кри- зисом мирового социализма. ОБЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И НЕУДАЧИ ЭТОГО ЦИКЛА 1.Разрушение экономики, гибель миллионов людей, распад Российской империи, в периуд гражданской войны Россия избирает крайний сценарий проведения дерзко- го эксперимента. Изменена экономика России. С 14 года экономика претерпела несколько провалов. К 1920 году продукция промышленности составила 22%. Вос- становление рыночных отношений. 29-33-е годы начало мирового экономического кризиса. Интеллигенция планомерно уничтожает капитальные вложения. Почти в 6-ть раз снизилась доля сельскохозяйственного производства. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - ээта модель считается уникальной. Приви- лигированная государственная партийная элита. Интеллегенция преследовалась. Национальные различия были официально признаны. Смещение народа. Идеалогия со- циализма провозглашала равенство, свободу личности, расцвет культуры. а)унич- тожение и изгнание интеллегенции в годы гражданской войны. Принудительная де- портация. б)37 годы и штаты. в)война и послевоенные исследования (48-49 годы). г)миграция недовольных в 60-е и последние годы. Попытки реформации и закалка социализма - содержание 3-его полувекового цикла индустриальной цивилизации. Она началась в 64 году и вероятно закончит- ся в 2010 году. 1964-1984 годы - первые неудачные попытки реформировать социализм, придав ему некоторые черты рыночной экономики, но сохранялась основа государствен- но-партийной монополии. Застой. ___ |