Реферат: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Название: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России Раздел: Рефераты по инвестициям Тип: реферат |
ПЛАН. 1) Введение 2) Исторический аспект развития законодательства об иностранных инвестициях. 3) Общая характеристика Закона "Об иностранных инвести- циях в РФ". 4) Предмет регулирования Закона "об иностранных инвести- циях. 5) Международные двусторонние соглашения о защите иност- ранных инвестиций. 6) Формы иностранных инвестиций, система допуска иност- ранного капитала. 7) Филиалы и представительства предприятий с иностранны- ми инвестициями. 8) Проблемы страхования некоммерческих рисков иностран- ных инвесторов. 9) Необходимость регламентации деятельности органа госу- дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в правоот- ношениях, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций. 10) Споры предприятий с иностранными инвестициями в ар- битражной практике. 11) Заключение. - 3 - ВВЕДЕНИЕ. Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно се- туют на то, что в России сохраняется опасность негативных пе- ремен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вло- женного капитала подпитывается экстримистскими лозунгами от- дельных политических группировок и партий, требованиями наци- онализации приватизированной собственности. Имидж России так- же ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спо- койных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иност- ранных инвестиций. Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации экономики, низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговая полити- ка, к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изме- нениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых препятс- твий в виде слабости и несовершенства действующих норм рос- сийского законодательства об иностранных инвестициях. Улучшение же инвестиционного климата по прогнозам Прави- тельства способно привести к тому, что объём зарубежных капи- таловложений в экономику России уже в 1997 году составит бо- лее 8 миллиардов долларов США. Чтобы добиться таких показате- лей важно осуществить пересмотр налоговой политики, рассмот- реть возможность установления таможенных льгот, повысить уро- вень управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи комплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работе по модернизации правового регулирова- ния. Необходимо подготовить и принять серию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностям времени. Опыт ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике и известной нестабильности путем правового регулирования и соз- дания для иностранного инвестора благоприятного правового ре- жима им удается привлекать значительный иностранный капитал. - 4 - Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций не вызывает восторга и в России. Российские предп- риниматели убеждены в том, что иностранные инвестиции в прин- ципе не только не препятствуют развитию отечественного биз- неса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые ин- тересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными парт- нёрами наши предприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив для этого нужные средства, новые техно- логии; перестроить систему обработки информации и управления. Иностранные инвестиции в различных формах могут успешно соче- таться с капиталовложениями российских предпринимателей, ра- зумеется, когда дело с обоих сторон ведётся грамотно, на про- фессиональной основе и с соблюдением интересов России. Становление законодательства об иностранных инвестициях - составная часть процесса формирования правового государства в России. Предстоит сделать ещё очень многое для того,чтобы наше государство стало действительно правовым. Пока что такое его определение, закреплённое в Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая реальность. Таким обра- зом, наступила пора нового поколения законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Для того, чтобы уровень правового регулирования не отставал от развития экономики и всего российского общества в целом необходимо обновление действующего законодательства. Здесь можно говорить практи- чески о формировании второго поколения законодательства об иностранных инвестициях. Возможности дополнений и изменений существующих законов, в сущности, оказались исчерпанными, не случайно разработка проекта Закона о поправках к Закону "Об иностранных инвестициях в РФ" так затянулась. Последние про- екты Закона о поправках больше говорят в пользу принятия но- вого самостоятельного закона. Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций уже разрешены более общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Правила, установленные ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом. Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательное закреп- ление в нём принципов частного права. Это, в первую очередь, равенство правового режима субъектов гражданских правоотноше- - 5 - ний, неприкосновенность собственности, в том числе и частной, недопустимость произвольного вмешательства государства в эко- номическую жизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права собственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать благоприятные условия для его развития в России. Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций отводится и другим общим законам. В новом Земельном Кодексе должен быть полностью решён вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно для становления рыночной экономики. Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и с принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятель- ности иностранных банков в РФ уже сняты новым Законом "О бан- ках и банковской деятельности". Этот перечень можно продол- жить, поскольку он охватывает большую часть законов, в насто- ящее время находящихся на стадии разработки. Ц е л ь ю этой работы является раскрытие понятия "иност- ранные инвестиции" в правовом смысле (т.е. с точки зрения за- конодательства и положений соответствующих международных до- говоров); харакеристика Закона "Об иностранных инвестициях", перспективы развития законодательства об иностранных инвести- циях; определение системы допуска иностранного капитала; проблемы страхования некоммерческих рисков и регламентации государственного управления в процессе привлечения иностран- ных инвестиций. В соответствии с этим определяется структура данной рабо- ты, которая состоит из нижеследующих параграфов. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИИ. Для понимания особенностей современного подхода российского законодателя к регламентации иностранных инвести- ций,следует иметь в виду, что он является результатом эволю- ции регулиров 6а 0ния порядка создания и деятельности на террито- - 6 - рии бывшего СССР так называемых совместных предприятий.Глав- ным источником регулирования статуса совместного предприятия являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87. "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ" и "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием со- ветских организаций и фирм из капиталистических и развиваю- щихся стран".* Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП, под последними следует понимать правосубъектные организации, учреждённые на основании договора, заключённого между со- ветскими государственными предприятиями и иностранными парт- нерами, и действующие в соответствии с уставом. Причем доля иностранного партнера вначале была ограничена 49% от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято). Содержа- щееся в упомянутом постановлении Правительства определение совместного предприятия в значительной степени предопределило характер законодательства об иностранных инвестициях как в бывшем СССР, так и в современной России. Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства об иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26.10.90 г. "Об иностранных инвестициях в СССР".** Этот акт в силу своего характера не содержал детального регулирования, но давал определенные направления для развития такого регули- рования. В основном Указ предусматривал: создание как сов- местных предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного капитала; возможность портфельных ин- вестиций; долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами; предоставления иностранным инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских юриди- --------------------- * Собрание Постановлений правительства СССР. 1987г. N8.ст.35., N9. ст.40. ** Ведомости Съезда Народных депутатов СССР и Внрховного Совета СССР 1990г. N44. . - 7 - ческих и физических лиц. После принятия Указа Президента СССР последовала разра- ботка и принятие Основ законодательства об иностранных ин- вестициях в СССР, которые в значительной степени восприняли уже сложившийся подход в регулировании иностранных инвести- ций, получивший отражение в Указе Президента СССР от 26.10.90 г. Основами было установлено, что правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и иму- щественных прав, а также инвестиционной деятельности со- ветских предприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях. Российский "Закон об иностранных инвестициях", принятый 4 июля 1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и со- держит значительное число заимствований из союзного законода- тельства, что отражает сложившуюся в СССР систему законода- тельного регулирования. После распада СССР Закон РФ "Об иностранных инвестициях" продолжает сохранять своё действие,неизменной остаётся и концепция правового регулиро- вания иностранных инвестиций в России. В частности, основной формой инвестирования капитала в российскую экономику на се- годняшний день продолжает оставаться учреждение предприятий с иностранными инвестициями, наделённых статусом юридического лица по российскому законодательству. Большая часть норм За- кона об иностранных инвестициях (из 42 статей - 23, т.е. больше половины) касается порядка создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях", в котором пре- дусматривается обеспечение необходимых условий для привлече- ния иностранных инвестиций в экономику России. Законопроект учитывает рекомендации международной организации - Организа- ции по экономическому сотрудничеству и развитию по составле- нию законодательных актов об иностранных инвестициях, обоб- щившей опыт многих стран в этой области, и включает положения о национальном режиме и принципе недискриминации. Имеется ввиду, что сам национальный режим (т. е. те равные экономи- - 8 - ческие и правовые условия, в которых действуют российские и иностранные инвесторы) должен быть радикально улучшен: карди- нально должно быть изменено налогообложение, когда собирае- мость налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной должна быть и поли- тика государственной поддержки, стимулирования и финансирова- ния инвесторов. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ". Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" является основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого ак- та не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки са- мой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также не- достатки в формулировке отдельных его положений. Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях" необходимо отметить следующие: Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его по- ложений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов" является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов. Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревши- ми практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в "ином, уполномоченном на то государственном органе". Ст 16. Сама идея правовой нормы, предписывающей регистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность её использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свиде- тельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законо- датель не представлял, или имел неправильное представление о - 9 - возможных способах регулирования данной области отношений. Эта формулировка привела в последствии к некоторой неопреде- лённости в процессе практической регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему бы- ло призвано постановление Правительства РФ "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г., предписывающее осуществление регистрации предприятий с иност- ранными инвестициями сначала в местных органах власти, а за- тем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если бы на мо- мент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, ка- ким должно быть регулирование деятельности совместных предп- риятий, и как это регулирование должно соотноситься с регла- ментацией предпринимательской деятельности на территории России, то, возможно указанного недостатка можно было бы из- бежать. В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, свя- занных с учреждением и деятельностью филиалов и представи- тельств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бу- маг, заключением концессионных договоров и т.д. В то же вре- мя, каждая из перечисленных форм организации предпринима- тельской деятельности требует подробной регламентации, или хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативными актами. За пределами регулирования Закона "Об иностранных ин- вестициях" остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор це- левого долгосрочного займа, вопросы, связанные с функциониро- ванием так называемых договорных форм совместных предприятий (contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции (production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы не рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их действию рассматриваемого закона. Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвести- циях может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватиза- ции, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвести- ционную политику. При работе над совершенствованием правового регулирова- - 10 - ния иностранных инвестиций представляется целесообразным учи- тывать весь опыт развития законодательства об иностранных ин- вестициях, начиная с периода, когда законы об иностранных ин- вестициях впервые появились в развивающихся странах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы. Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран в современных условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства об иностранных ин- вестициях является вопрос о предмете регулирования инвестици- онного права. ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИИ". Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется круг правоотношений, попадающих под регулирова- ние данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льго- ты и гарантии, провозглашенные в законе. Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понима- ет "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринима- тельской и других видов деятельности в целях получения прибы- ли (дохода)." Обобщая это определение можно сказать, что иностранные инвестиции являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело) на территории другого государства. Даваемый в законодательных актах и международных догово- рах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно явля- ется примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие ин- вестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны. - 11 - В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные цен- ности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осу- ществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов; права на резуль- таты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную ( в том числе промышленную ) собственность. Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслужива- ния, а также "good will" (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же группу включаются права на технологию, информацию и "ноу-хау". Международные соглашения распространяются как на капита- ловложения, так и на доходы, получаемые в результате капита- ловложений, в частности, в качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, а также других вознаграждений. Точное определение понятия "иностранные инвестиции" име- ет важное значение не только в целях внутригосударственного регулирования, но также и для участия России в различных меж- дународных конвенциях по иностранным инвестициям. Это будет способствовать не только совершенствованию национального за- конодательства, но и положительно повлияет на процесс интег- рации России в действующие механизмы международно-правового регулирования иностранных инвестиций. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. - 12 - Совершенно очевидно, что в настоящий момент ситуация в сфере правового регулирования иностранных инвестиций такова, что невозможно игнорировать усиление внимания к международ- но-правовому аспекту этой проблемы. Конституция РФ закрепила положение о том, что принципы и нормы международного права и международные договоры России являются неотъемлемой частью её правовой системы, имеют прямое действие и подлежат применению государственными органами. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" закрепляет приоритет международного права в РФ. В статье 5 говориться, что "если международным договором, действующим на территории РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РСФСР, применяются правила международного договора". Многие недостатки российского Закона об иностранных ин- вестициях могут быть компенсированы за счёт положений двусто- ронних международных договоров, направленных на поощрение и защиту иностранных инвестиций. Россия участвует в более чем десяти таких соглашениях как правопреемник СССР . Специально в отношении двусторонних соглашений о защите иностранных ин- вестиций МИД РФ в декабре 1991 года подписал ноту, в соот- ветствии с которой Россия принимает на себя права и обязан- ности по международным договорам, заключённым СССР (см. При- ложение ). В отношении инвесторов из стран, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режиме инвестиций установленные этими соглашениями. Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоп- риятного режима, государство обязуется обеспечивать в отноше- нии их капиталовложений и связанной с ними деятельности спра- ведливый и равноправный режим. В соответствующей норме согла- шений выражается стремление государства поощрять иностранные инвестиции, а также благожелательно и недискриминационно от- носиться к иностранным инвесторам в части их прав на владе- ние, управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений. Данное обязательство содержится в тех положениях соглашений, где речь идет о предоставлении иностранным инвесторам режима наибольщего благоприятствования или национального режима. - 13 - О режиме наибольшего благоприятствования говориться в большинстве соглашений (с Великобританией, ФРГ, Швейцарией, Испанией, Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Австрией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией). В то же время Советский Союз в ряде заключенных соглаше- ний (с Францией, Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и др.) обязался в дополнение к режиму наибольшего благопри- ятствования предоставлять иностранным инвесторам "по мере возможности" и в соответствии с действующим законодательст- вом" также национальный режим. О национальном режиме прямо говорится в соглашениях с США, Великобританией. В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно пре- доставляют инвестору возможность выбора указанных выше двух режимов, оставляют в то же время "за собой право устанавли- вать или сохранять в соответствии со своим действующим зако- нодательством ограниченные изъятия из национального режима" (ст.3 Соглашения от 14 декабря 1990 г.) Сложнее формулировки по этому вопросу в Договоре с США. В нем под национальным понимается режим, который по крайней мере является таким же благоприятным, как лучший из наиболее благоприятного режима, предоставляемого стороной госу- дарственным предприятиям, другим компаниям или гражданам этой стороны в аналогичных обстоятельствах (ст.1). Анализируя До- говор,можно прийти к выводу, что национальный режим пре- доставляется взаимно с определенными изъятиями. Кроме то- го,предусмотрено, что российским инвестициям будет предостав- ляться в любом штате США такой режим, который предоставляется капиталовложениям граждан США, проживающим в других штатах. Возможность предоставления национального режима не иск- лючает введения ограничений для иностранного инвестора зани- маться определенными видами деятельности. Кроме того для не- которых видов деятельности может быть установлен разрешитель- ный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения на- циональной безопасности, общественного порядка. В соот- ветствии с международной практикой осуществление некоторых видов деятельности может объявляться государственной монопо- лией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими зани- маться. В этой связи можно привести пример из законодательной - 14 - практики России. Во исполнение Указа Президента РФ от 11 июня 1993 г. "О восстановлении государственной монополии на произ- водство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г. соот- ветствующее постановление. В нем было предусмотрено, что государственная монополия будет осуществляться посредством системы мер, которые распространяются на предприятия, осу- ществляющие соответствующие виды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и ведомственной принадлеж- ности, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями. В то же время национальный режим не исключает создание в определенных случаях льготного режима, установление отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения иностран- ного капитала. В этих областях иностранные инвесторы могут получать дополнительные льготы. Особенностью соглашений о защите иностранных инвестиций является то, что они обеспечивают регулирование не только от- ношений между государствами - участниками соглашения, но так- же и отношений с иностранным частным инвестором одного из государств - стороны в соглашении в рамках национальной системы права. Наличие такого неоднородного субъектного состава может послужить основанием для того, чтобы при разре- шении спора между государством и частным инвестором применя- лись общие принципы и нормы международного права. Эта позиция находит подтверждение в том, что отсылка к нормам и принципам международного права, как правило, содер- жится в той части двусторонних соглашений, которая касается порядка разрешения инвестиционных споров. Здесь предусматри- вается рассмотрение дел в международном арбитраже, который принимает решения исходя как из положений двустороннего сог- лашения, так и руководствуясь нормами международного права. В настоящий момент проблема применения норм международного пра- ва в рамках национальной системы права является предметом дискуссий, и поэтому её изучение требует тщательного анализа при участии специалистов международного права. Не менее значимым при рассмотрении вопроса об участии России в международных двусторонних соглашениях по иностран- ным инвестициям является определение понятий "национализация" - 15 - и "экспроприация", которые в двусторонних соглашениях носят собирательное значение, так как под этими мерами подразумева- ется не только сам акт национализации, но также и любые иные акты, результатом которых являются принудительное изъятие, отчуждение инвестиций, а также действия государства, которые могут рассматриваться как фактически осуществлённая национа- лизация или экспроприация.(Например, замораживание счетов, запрет перевода инвестиций в иностранной валюте за рубеж и т.д.). Двусторонние соглашения запрещают совершение подобных действий. В соответствии с двусторонними соглашениями нацио- нализация инвестиций признаётся сторонами законной, то есть не рассматривается как нарушение норм и принципов международ- ного права, если она осуществляется в общественных интересах, в соответствии с установленным законодательством порядком и на недискриминационной основе. Последнее означает, что в ка- честве основания для принятия меры к иностранному инвестору не рассматривается его национальность или государственная принадлежность, если речь идёт о юридическом лице. При этом признание актов национализации законными может касаться как актов индивидуального действия национализация имущества конк- ретного инвестора, так и актов, принятых в порядке реструкту- ризации экономики, - национализация целых отраслей экономики или категорий предприятий, например, банков. Двусторонние соглашения в случае проведения такого рода национализации обязавают договаривающееся государство выпла- тить сумму компенсации. В соглашениях также предусматривается порядок выплаты и порядок рассчёта суммы компенсации. ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СИСТЕМА ДОПУСКА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА. Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальной необходимость принятия системы до- пуска иностранного капитала, которая подтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений в странах с раз- витой рыночной экономикой. Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" предусматривает - 16 - осуществление иностранных инвестиций "путём долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ ...; создания предприятий, полностью принадле- жащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприяти- ях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на тер- ритории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами; приобретения других имущественных прав; иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой действующим на территории РФ законодательством, включая пре- доставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав".(ст.3). Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, все регулирование иностранных инвестиций было практически сведено к установлению порядка регистрации СП. Это существенно сузило сферу применения закона и, в ко- нечном итоге, оттолкнуло значительное число потенциальных ин- весторов. Последующее появление отдельных правовых актов (Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от 7.10.93., предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения с Дойче Банком иностранных инвестиций для развития Тюменской области, Указ Президента РФ от 22.12.93. "О воп- росах соглашений о разделе продукции при пользовании недрами" , практика государственных органов, осуществляющих регистра- цию предприятий с иностранными инвестициями, в частности Российского Агенства международного сотрудничества и разви- тия, ранее осуществлявшего не только регистрацию вновь учреж- даемых предприятий с иностранными инвестициями, но и случаи приобретения ими акций российских акционерных обществ.) сви- детельствует о том, что в России существует объективная пот- ребность в законодательном регулировании не только деятель- ности совместных предприятий, но также и других правовых форм осуществления иностранных инвестиций. Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100-процентным - 17 - иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоя- щее время интересует не столько партнерство с российскими ор- ганизациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. Для российской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному ка- питалу, в отраслях , не имеющих стратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хо- зяйства, создание таких организаций, тем более крупных предп- риятий, способных взять в свои руки большую часть российского рынка, следует лицензировать (Постановлением Правительства РФ N 1418 от 24.12.94 г. в ряде отраслей введена лицензионная система регулирования хозяйственной деятельности, которая распространяется и на иностранных инвесторов). В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфе- ре, прежде всего за характером слияний и поглощений. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын- ках"" от 25.05.95 г. распространяет свое действие на все хо- зяйствующие субьекты, следовательно и на операции иностранных фирм. Инвестиционное законодательство прямо предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в приватизации (ст.37 Закона). Приобретая пакеты акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству, на инвестиционных конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договоры купли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые включаются определенные гарантии инвесторов, в том числе по сохранению персонала этих предприятий, но в большинстве не оговариваются санкции российской стороны при невыполнениями инвесторами данных обязательств. "Предоставление иностранным инвесторам прав на разработ- ку и освоение природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находя- щихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйствен- ное ведение или оперативное управление, осуществляется на основе концессионных договоров" (ст.40 Закона). Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу природного - 18 - ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему терри- тории. Он владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. В соответствии с российским законода- тельством о недрах концессии должны предоставляться на кон- курсной основе (путем проведения тендеров). Соглашения о разделе продукции во многом напоминают кон- цесионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку оп- ределенного природного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется "раздел продукции"). В связи с этим используется особый налоговый ре- жим, предусматривающий замену налогов, пошлин и других обяза- тельных платежей распределением произведенной продукции между инвестором и РФ, субъектами РФ. Рассмотренные отношения регу- лируются принятым в декабре 1995 г. Закона РФ "О соглашениях о разделе продукции", который ,однако, несоответствует Закону "О недрах" по весьма существенным вопросам: 1) о природе воз- никающих прав (контракт или разрешение); 2) платы за пользо- вание недрами; 3) прекращения действия соглашений и лицензий и многом другом. Международная практика сотрудничества с иностранными инвесторами знает и такую форму, как создание контрактных совместных предприятий, при этом российский и иностранный партнер не создают нового юридического лица. Как инвестирование капитала может рассматриваться и заключение договора о совместной деятельности (contractual joint ventures), и предоставление целевых долгосрочных займов (international loan), и заключение таких внешнеторговых сде- лок как соглашения о передаче технологии, ноу-хау, лицензион- ные, лизинговые соглашения и т.д. В частности, законода- тельство Европейского общего рынка применяет особые критерии оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии, сог- лашений, связанных со специализацией и кооперированием произ- водства, соглашений типа joint ventures. Применение к внешне- торговым операциям оценок, связанных с определением того, яв- ляется ли целью заключения соглашения переход права контроля за деятельностью лица - участника сделки , его контрагенту, означает использование критерия контроля с целью принятия ре- - 19 - шения о допуске иностраннного капитала. (Такая процедура пре- дусмотрена, к примеру законом об иностранных инвестициях в Канаде). Механизм регулирования законодательства об иностранных инвестициях должен быть нацелен на оценку вклада, вносимого иностранным инвестором, и возможного влияния инвестиции на состояние рыночных отношений. Как показывает опыт принятия законов об иностранных инвестициях в промышленно развитых странах, достижение этих целей и обеспечивается с помощью системы допуска иностранного капитала. При реализации системы допуска иностранного капитала целесообразным представляется установление порядка регистра- ции инвестиций, не юридического лица - иностранного инвесто- ра, с его субъективными правами, а непосредственно самих ин- вестиций. Это может включать в себя регистрацию факта внесе- ния вклада в имущество вновь создаваемого или уже существую- щего предприятия, регистрацию покупки акций, регистрацию внешнеторговой сделки по импорту оборудования, предназначен- ного быть вкладом в предприятие с иностранными инвестициями, лицензионного соглашения и т.д.. Регистрация юридических фак- тов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа материаль- ных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. при- носить прибыль, является государственным регулированием ин- вестиций, а критерии, согласно которым соответствующий компе- тентный орган государства будет принимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чётко закреплены в законо- дательстве об иностранных инвестициях. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ. Одним из способов осуществления иностранных инвестиций согласно ст.3 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" явля- ется "создание предприятий, полностью принадлежащих иностран- ным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытия филиалов процедуре, установленной для случаев создания предприятий с иностранными - 20 - инвестициями. Определяющими, с точки зрения вопросов статуса филиалов иностранных предприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24 Закона. Ст. 12 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ", име- ющая заголовок "Организационно-правовые формы и виды предпри- ятий с иностранными инвестициями", содержит 2 абзаца, первый из которых определяет организационно-правовые формы предприя- тий с иностранными инвестициями, (в настоящий момент этот пункт следует трактовать исходя из положений Гражданского Ко- декса РФ. Части первой.) а во втором абзаце перечисляются ви- ды предприятий с иностранными инвестициям. При этом, не назы- вая напрямую перечень правовых категорий в главе "Виды предп- риятий с иностранными инвестициями", законодатель в один ряд ставит как "предприятия с долевым участием иностранных ин- вестиций (СП), "Предприятия, полностью принадлежащие иност- ранным инвесторам", так и их филиалы, включая филиалы иност- ранных юридических лиц. Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предп- риятий и филиалов иностранных юридических лиц, ст.16 Закона устанавливает, что " Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется ... для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностран- ных юридических лиц при наличии следующих документов ...(пе- речень)." Согласно ст.17 Закона предприятие с иностранными инвестициями "приобретает право юридического лица с момента регистрации". Здесь положения Закона вступают в противоречие с действующим гражданским законодательством, наделяя филиалы правомочиями и статусом юридического лица с обязательной ре- гистрацией как основанием возникновения правосубъектности этих образований. Указанный подход остался в правотворческой практике со времён регулирования деятельности СП в бывшем СССР, когда филиалы СП наделялись статусом юридического лица. Таким образом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", про- возглашая национальный режим для предприятий с иностранными инвестициями, всё же сохраняет этот недостаток. И если пред- положить, что филиалы предприятий с иностранными инвестициями наделяются правами юридического лица и учреждаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то сам собой - 21 - напрашивается вопрос о том, какая разница существует в право- вом положении этих предприятий и их филиалов. Заставляет обратить на себя внимание и практический аспект открытия филиалов и представительств предприятий с иностранными инвестициями. В РФ продолжает действовать Поло- жение о порядке открытия и деятельности в СССР представи- тельств иностранных Постановлением Совета Министров СССР N1074 (Собрание Постановлений СовМина СССР N1.1991 год.), ко- торое предусматривает, что инофирмы могут открывать свои представительства с особого разрешения уполномоченного орга- на. При этом указывается, что разрешения могут выдаваться инофирмам, в сотрудничестве с которыми заинтересованы со- ветские организации, в частности, "с известными у себя в стране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших себя в качестве партнёров советских организаций", с "заклю- чившими с соответствующими советскими организациями крупно- масштабные сделки", с "имеющими большой товарооборот с со- ветскими организациями". Приведённый перечень инофирм, кото- рым,согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на отк- рытие представительства, является примером перечня критериев, которыми обычно руководствуется регулирующий орган госу- дарства при принятии решения о допуске иностранного капитала в страну, т.е. оцениваются возможности иностранной фирмы и потребности в иностранном капитале в данной сфере его прило- жения. Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы касался процедуры открытия филиалов предприятий с иностранны- ми инвестициями, то в отношении представительств такой норма- тивный акт отсутствует, и на практике местные органы власти сами стали осуществлять аккредитацию и регистрацию представи- тельств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческих организаций. Требование регистрации открытия филиала или представи- тельства вступает в противоречие с действующим гражданским законодательством, согласно которому филиалы и представи- тельства, в том числе и иностранных фирм, могут осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями, предостав- ленными им юридическими лицами, структурными подразделениями которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается - 22 - действующими ведомственными нормативными актами в области на- логообложения и валютного регулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложе- ния. (Например договор между Россией и США "Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения о налого- обложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.93. ст5.) К числу ведомственных нормативных актов, при- нятых в развитие Закона "Об основах налоговой системы РФ" от- носится инструкция ГНС N20 от 3 июня 1993 года "О налогообло- жении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (Российские Вести 1993 год. N5.), которая признаёт в качестве плательщиков налогов на прибыль любые иностранные юридические лица, действующие на территории РФ через постоянное предста- вительство, при этом под представительством юридического лица понимается бюро, контора, агенство, любое другое постоянное место осуществления деятельности. Инструкция разграничивает понятия представительства и предприятия с иностранными ин- вестициями. "Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником предприятия с иностранными инвестициями ... осу- ществляет также другую деятельность в РФ от своего имени ... через постоянное место деятельности, оно также подлежит нало- гам на прибыль" п10. Следует подчеркнуть, что в соответствии с этой инструкцией для целей налогообложения факт регистрации представительства инофирмы значения не имеет. Из вышеприведёных положений налоговой инструкции следу- ет, что представительства иностранных фирм могут выполнять свои функции не обременяя себя заботами о регистрации, что соответствует требованиям современного делового оборота, ин- тересам Бюджета России и соображениям здравого смысла. Открытие филиала или представительства иностранного юри- дического лица в принципе не может само по себе рассматри- ваться как инвестирование капитала и не должно, таким обра- зом, попадать под действие Закона об иностранных инвестициях. Дело в том, что когда речь идёт об инвестировании, предпола- гается, что лицо - инвестор - предоставляет некоторое иму- щество, которым он владеет на законном основании, с целью последующего извлечения прибыли. Учреждение же филиала или представительства иностранной фирмы является одной из форм осуществления внешнеэкономической деятельности иностранных - 23 - юридических лиц на территории Российской Федерации и может быть не связано с капиталовложениями, а иметь целью облегче- ние заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёра- ми. Более современной с точки зрения делового оборота и соз- дания благоприятного инвестиционного климата при сохранении государственного контроля является процедура аккредитации представительств иностранных фирм. Аккредитация не влечёт за собой создания нового юриди- ческого лица, и для осуществления внешнеэкономической дея- тельности фирме достаточно назначить своего представителя, который может быть избран из числа российских граждан или юридических лиц. Для заключения сделок и осуществления других полномочий представителю выдаётся доверенность. На сегодняшний день аккредитацию представительств осу- ществляет Торгово-промышленная Палата РФ или Регистрационная Палата при Министерстве Экономики России. Для аккредитации представительства иностранной фирмы необходимо предоставить следующие документы: устав компании, документ, подтверждающий факт регистрации компании, решение об открытии представи- тельства, доверенность, выданная компанией своему представи- телю (физическому или юридическому лицу), справка из банка, подтверждающая платёжеспособность компании и рекомендации фирм-российских партнёров компании. Срок рассмотрения доку- ментов для принятия решения - не более двух месяцев. В случае открытия филиала или представительства иност- ранного юридического лица задача государства заключается в том, чтобы обеспечить стабильность торгового оборота путём защиты интересов добросовестных его участников. С этой целью и должны быть приняты новые нормативные акты регламентирующие порядок открытия филиалов и представительств. Существование процедуры аккредитации представительств наибольшим образом соответствует понятию допуска иностранных инвестиций в страну, она служит цели не допустить открытие филиала или представительства уже обанкротившейся или несу- ществующей фирмы. Государство с помощью процедуры аккредита- ции как бы фиксирует положение вещей на определённый момент времени, таким образом удостоверяя, что иностранное юриди- ческое лицо в действительности существует, и его финансовое - 24 - положение заслуживает доверия. Органы государства и после процедуры аккредитации, как правило продолжают осуществлять контроль за деятельностью иностранного юридического лица, ведь для российских участников торгового оборота могут пройти незамеченными изменения финансового состояния иностранного контрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем или иным основаниям. Суммируя вышесказанное, ещё раз необходимо отме- тить, что процедуру аккредитации следует рассматривать как факт признания иностранной фирмы, заслуживающей доверия и ре- комендуемой государством в лице уполномоченных органов российским организациям в качестве надёжного делового партнё- ра. ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ. Следствием недостатков российского национального законо- дательства об иностранных инвестициях стало то, что иностран- ные инвесторы, а также российские предприниматели, заинте- ресованные в привлечении иностранного капитала, пытаются соз- дать систему дополнительных гарантий, защищающих инвесторов от так называемых некоммерческих рисков. Под этим понимаются, главным образом, риски политического характера, вытекающие из нестабильности политической обстановки, а также связанные с репрессивными мерами органов государства по отношению к ли- цам, осуществляющим иностранные инвестиции. В качестве одного из элементов дополнительных гарантий прав иностранных инвесторов предлагается создать систему страхования некоммерческих рисков. Выступая с предложениями об учреждении этого института в России, отечественные предп- риниматели вполне справедливо мотивируют введение системы страхования инвестиций следующими соображениями: высокой сте- пенью такого рода рисков, удерживающих иностранных инвесторов от помещения капитала в экономику РФ; потребностями России в дополнительных источниках привлечения капитала. Во многих зарубежных странах страхование некоммерческих рисков иностранных инвесторов осуществляют различные органи- - 25 - зации. Организации, выступающие в роли страховщиков можно подразделить на следующие группы: а) негосударственные организации (например, английская страховая компания "Lloyd's"); б) государственные организации, осуществляющие страхова- ние инвестиционных рисков национальных предпринимателей, выступающих в роли иностранных инвесторов за рубежом (напри- мер,Overseas Private Investment Corporation - OPIC (ОПИК) в США); в) Межгосударственная организация, осуществляющая стра- хование инвестиционных рисков. (Multinational Investment Gua- rantee Agensy - MIGA (МИГА)). Участие в договоре страхования в качестве страховщика организаций, относящихся к различным из перечисленных выше групп, имеет различные правовые последствия. Поэтому следует различать страхование, осуществляемое: негосударственными (частными) организациями, национальными государственными ор- ганизациями и международной организацией, т.е. страхование в системе MIGA. При этом следует учитывать, что все три разно- видности страхования, имея различия в правовых последствиях, могут осуществляться параллельно, взаимодействовать друг с другом и тем самым обеспечивать более высокую степень защиты интересов инвесторов. Применительно к России три вида страхования инвестицион- ных рисков может подразумевать как создание негосударственной организации с обособленным имуществом, принадлежащем ей на праве собственности (или группы таких организаций), так и уч- реждение российской государственной организации по страхова- нию инвестиционных рисков. Наконец, при cоздании системы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов одну из главных ролей будет играть возможное вступление России в MIGA и решение этой проблемы на международном уровне. Чтобы яснее представлять себе перспективы создания такой системы в России, необходимо более подробно рассмотреть раз- личные варианты организации страхования рисков инвесторов. 1) Страхование, осуществляемое негосударственной (част- ной) компанией. На сегодняшний день возникла острая потребность в учреж- дении частной коммерческой страховой организации, осуществля- - 26 - ющей страхование инвестиционных рисков при хорошей поддержке со стороны государства. Безусловным преимуществом этой формы организации страхования инвестиционных рисков является её гибкость и широкая возможность для манёвра, присущая чисто коммерческому страхованию. К недостаткам, сдерживающим широ- кое применение услуг частных страховых компаний при страхова- нии иностранных инвестиций, следует отнести тот факт, что в ряде случаев объём капиталовложений, осуществляемых иностран- ными инвесторами, может быть весьма значительным, а сумма страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, оказыва- ется слишком большой даже для крупных страховых компаний, что мешает иностранному инвестору сохранить уверенность в способ- ности страховщика покрыть его убытки при наступлении страхо- вого случая. Решением этой проблемы может стать объединение капиталов нескольких страховых компаний и создание на этой основе стра- хового пула. Страховой пул располагает более широкими возмож- ностями по страхованию рисков и сокращает сроки выполнения обязательств страховщиком. Так как государство принимает участие в частичном финансировании эффективных инвестиционных проектов, победивших на инвестиционных конкурсах, оно могло бы также участвовать в страховом пуле и взять на себя обяза- тельство по частичному возмещению ущерба. Помимо возможного участия государства в страховом пуле также нельзя исключать вариант с привлечением капитала крупнейших зарубежных страхо- вых компаний (таких, например, как "Lloyd's","GERMES" и т.д.). В настоящее время право страхователя и гаранта иност- ранных инвестиций в РФ предоставлено Указом Президента РФ N184 от 2 февраля 1993 года Государственной инвестиционной корпорации (Госинкор). Однако имущество, переданное Госинко- ру для выполнения им функций страховой организации и формиро- вания уставного фонда, передано ему на праве полного хо- зяйственного ведения, и, согласно уставу, это имущество нахо- дится в федеральной собственности Российской федерации. Сле- довательно, Госинкор не является собственником и не может ре- ализовать права владения, пользования и распоряжения без раз- решения федеральных органов исполнительной власти РФ. Поэтому российские страховые компании могут принимать на себя обяза- - 27 - тельства по страхованию иностранного капитала только в том случае, когда они наделены правомочиями самостоятельного юри- дического лица и обладают имуществом на праве собственности. Только тогда имущество может быть свободно отчуждено в случае уплаты страховой суммы. Исходя из значительных объёмов страховых обязательств по страхованию инвестиционных проектов, реализуемых с участием государства, возникает необходимость перестрахования части обязательств страхового пула. Речь идёт об организации нацио- нальной перестраховочной компании, актуальность создания ко- торой предопределяется неразвитостью форм и видов страхования и страховой деятельности, отсутствием доверия у иностранных инвесторов к российским страховым компаниям. В связи с этим, поддержка частной российской страховой компании со стороны государства должна быть направлена не только на преодоление финансовых трудностей, но и на создание безупречной репутации компании в коммерческих кругах как внутри страны, так и за рубежом. 2) Участие иностранного государства в страховании неком- мерческих рисков иностранных инвесторов. Стремясь защитить интересы национальных предпринимате- лей, инвестирующих капитал за рубеж, иностранные государства осуществляют страхование экспорта капитала, т.е. участвуют непосредственно в страховании зарубежных капиталовложений на- циональных компаний. Примером этому может служить система страхования иностранных инвестиций в США при участии ОПИК. Анализ перспектив и форм участия подобного рода зарубеж- ных государственных организаций в сфере страхования иностран- ных инвестиций в России должен осуществляться с учётом осо- бенностей законодательного регулирования страхования в раз- личных правовых системах и необходим не только для целей изу- чения возможности их взаимодействия, но и создания своей российской модели страхования иностранных капиталовложений производимых отечественными компаниями. 3) Страхование некоммерческих инвестиционных рисков при участии международной организации - MIGA. Подписание многосторонней международной конвенции о соз- дании MIGA (Межнациональное агенство по страхованию инвести- ций) явилось решением проблемы участия государства в страхо- - 28 - вании политических рисков иностранных инвесторов. Дело в том, что государство, принимая иностранные инвестиции, не может осуществлять страхование их от политических рисков, так как это, по существу, является страхованием от собственных действий. Когда речь идёт о политических рисках, государство может только гарантировать иностранным инвесторам, что по от- ношению к ним не будут приниматься такие меры регулирования, которые войдут в противоречие с имущественными правами последних. (Такого рода гарантии и были провозглашены в российском Законе "Об иностранных инвестициях в РФ"). И, как было указано выше, эта ситуация, довольно долго не имевшая своего правового разрешения, привела к тому, что государства - экспортёры капитала и государства, привлекающие иностранный капитал, испытывая одинаковую заинтересованность в усилении защиты инвестиций, нашли наиболее приемлемый выход в учрежде- нии международной независимой страховой организации. Принимая во внимание стремление России соответствовать современным требованиям международных экономических отношений и выступать в роли равноправного партнёра с другими государствами, её вступление в MIGA должно стать одним из ключевых моментов создания отечественной системы страхования иностранных ин- вестиций. Таким образом, становится очевидно, что для создания в России системы организаций, способных осуществлять страхова- ние инвестиционных рисков как зарубежных, так и отечественных предпринимателей, скорее всего, следует пойти на создание: а) Частной коммерческой страховой компании - страховщика иностранных инвесторов. б) Российской государственной структуры для защиты инте- ресов российских предпринимателей за рубежом. в) Условий для участия России в системе MIGA, а также сотрудничества с государственными организациями других стран, осуществляющими страхование инвестиционных рисков в том числе и путём заключения международных двусторонних соглашений о взаимной защите капиталовложений. Остаётся заметить, что эта огромная работа должна прохо- дить лишь при условии внесения существенных изменений (если не полного пересмотра) в отечественное законодательство об иностранных инвестициях. - 29 - НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ РФ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИН- ВЕСТИЦИЙ. Особенностью правоотношений, возникающих в связи с ин- вестированием капитала, является то, что их субъектом явля- ется иностранный инвестор, как правило, субъект частного пра- ва, т.е. физическое или юридическое лицо, с одной стороны, и принимающее государство - с другой. Учитывая специфику такого рода правоотношений, представляется вполне очевидной заинте- ресованность иностранного инвестора в том, чтобы абстрактное принимающее государство было персонифицировано в лице опреде- лённого законом уполномоченного органа с зафиксированным ста- тусом, полномочиями и компетенцией. В Законе "Об иностранных инвестициях в РФ" содержится лишь указание на то, что регистрацию совместных предприятий осуществляет Министерство Финансов России или иной уполномо- ченный орган. Потребность в такого рода учреждении привела к появлению Указа Президента РФ "О Российском агенстве междуна- родного сотрудничества и развития" от 14.08.92 (Собрание ак- тов Президента и Правительства. 1992 год). Позже, в соот- ветствие с Указом Президента "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (Российская газета. 11.04.94.) РАМСИР было передано в ведение Министерства Внешнеэкономических свя- зей РФ с преобразованием в государственное учреждение при этом министерстве. Примечательно, что в течение последних четырёх лет в России предпринимаются попытки компенсировать недостатки за- конодательства об иностранных инвестициях учреждением разно- образных организаций, целью которых является содействие прив- лечению иностранного капитала. К числу такого рода структур можно было бы отнести Комиссию Правительства РФ по междуна- родному инвестиционному сотрудничеству, учреждённую Постанов- лением Правительства от 20.08.92., Государственную инвестици- онную корпорацию, Российскую финансовую корпорацию, учреждён- - 30 - ные Указами Президента РФ от 02.02.93. и 15.03.93. соот- ветственно и Международное агенство страхования инвестиций от некоммерческих рисков, учреждённое Указом Президента РФ от 26.02.93. Сам факт учреждения такого числа государственных органов свидетельствует об искреннем намерении Правительства способствовать привлечению иностранного капитала в Россию, но ,к сожалению, статус и функции создаваемых структур не опре- делён достаточно чётко, что само по себе способно ввести в заблуждение не только иностранных инвесторов. Всё-же, следует отметить, что на сегодняшний день регу- лирование процесса привлечения иностранных инвестиций приоб- ретает всё более упорядоченные формы, и с целью усовер- шенствования этого механизма при Министерстве экономики России создан ряд органов: - Государственная регистрационная палата, которая зани- мается регистрацией предприятий с иностранным капиталом и ак- кредитацией представительств иностранных компаний; - Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия, который выполняет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложе- ний в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе и по использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства Российской Федерации; выполняет пре- дынвестиционные исследования; разрабатывает схемы финансиро- вания и осуществляет экспертно-консультационное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является представителем (аген- том) Правительства РФ по координации деятельности, направлен- ной на реализацию оказываемого России консультационно-техни- ческого содействия; - Бюро по использованию консультационно-технического со- действия Европейского союза; - Российский центр содействия иностранным инвестициям. Центр содержит банк данных по законодательной и нормативной базе, инвестиционным проектам, рынкам капиталов как в России в целом, так и в регионах. Координация работы этих организационных структур возло- жена на Министерство экономики РФ и в его составе на Департа- мент международного инвестиционного сотрудничества. - 31 - Несомненно, передача вышеуказанных полномочий Ми- нистерству экономики РФ явилась шагом вперёд в ходе становле- ния структуры государственных органов, представляющих Россию в отношениях с иностранными инвесторами, но тем не менее, в целях дальнейшей стабилизации этих отношений в будущем законе об иностранных инвестициях статус этих организаций должен быть закреплён окончательно. СПОРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В АРБИТ- РАЖНОЙ ПРАКТИКЕ. На современном этапе развития и становления как правовой системы новой России в целом, так и отраслевого законода- тельства, а в нашем случае это законодательство об иностран- ных инвестициях, огромное значение имеет изучение практики арбитражных судов, рассматривающих споры предприятий связан- ных с иностранными инвестициями. Лидирующую роль в России при разрешении подобного рода споров играет Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной плате РФ, который по коли- честву дел, поступающих на его рассмотрение, прочно входит в ряд ведущих арбитражных центров в мире. Правовой основой деятельности МКАС служит Закон РФ о Международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года, а 8 декабря 1994 года был утверждён новый Регламент МКАС, который вступил в силу с 1 мая 1995 года. Особенностями нового Регламента явились гибкость арбит- ражной процедуры и предоставление сторонам широких возмож- ностей по самостоятельному выбору арбитров для разрешения спора. Стороны вправе избирать арбитрами любых лиц, обладаю- щих необходимой квалификацией, в том числе и иностранных граждан. Все усилия арбитражного суда должны сводиться к по- вышению эффективности арбитражного разбирательства, недопуще- нию необоснованного затягивания дела и чёткости при защите прав сторон, участвующих в споре. Круг проблем, возникающих в ходе рассмотрения арбитраж- ным судом того или иного дела, чрезвычайно многообразен, но - 32 - попытаться рассмотреть самые распространённые из них необхо- димо в целях дальнейшего совершенствования правовой базы в сфере регулировния иностранных капиталовложений. Очень часто на рассмотрение арбитража попадают споры, касающиеся объёма арбитражной оговорки. Показательным здесь можно считать дело N248/1991 г. Уч- редитель, вышедший из совместного предприятия, предъявил к последнему требования об уп 6л 0ате денежной компенсации за внесённый вклад, а также причитающейся доли прибыли. В обоснование компетенции Арбитражного суда истец ссылался на положение учредительного договора о праве каждого из учреди- телей обратиться в данный орган по любым спорным вопросам, связанным с этим договором. Ответчик оспаривал компетенцию арбитража по мотиву отсутствия в учредительных или иных документах совместного предприятия предписаний, оговаривающих передачу на рассмотре- ние в Арбитражный суд споров между каким-либо из учредителей и совместным предприятием. Истец, в свою очередь, полагал, что, поскольку его тре- бование возникло в связи с передачей его доли участия в сов- местном предприятии третьему лицу, оно непосредственно от- носится к вопросам, связанным с учредительным договором, и попадает под компетенцию Арбитражного суда. В решении арбитраж, сославшись на свой Регламент, ука- зал, что наличие письменного соглашения о передаче споров на разрешение Арбитражного суда может рассматриваться как осно- вание компетенции суда при том условии, что спор возник между сторонами, заключившими такое соглашение. Прийдя к выводу, что сторонами в данном споре являются один из учредителей и само совместное предприятие, арбитры отметили, что приведён- ная выше арбитражная оговорка охватывает лишь споры учредите- лей совместного предприятия между собой и не касается вопроса о разрешении споров между учредителями и совместным предприя- тием. Таким образом, арбитраж пришёл к выводу, что данный спор не попадает под его компетенцию. Решения арбитров по сходного рода делам показывают, что на практике крайне важным является чёткое определение в ар- битражном соглашении круга лиц, на которых оно распространя- ется, а также наличие согласия этих лиц на передачу споров в - 33 - коммерческий арбитраж, в частности согласия самого СП как са- мостоятельного субъекта права на рассмотрение в арбитражном порядке соответствующих споров между ним и его участниками. Вопрос о компетенции Арбитражного суда, хотя и в несколько ином ракурсе, возникал в деле N177/1993 г. Иност- ранная фирма, считая себя участником совместного предприятия, предъявила к последнему иск о возврате денежной суммы, пере- ведённой в качестве взноса в его уставной фонд. В ходе разбирательства было выяснено, что истец намере- вался войти в совместное предприятие вместо другой иностран- ной фирмы. Однако, предусмотренные законом действия, необхо- димые для оформления замены участника совместного предприя- тия, в том числе внесение изменений в учредительные документы и их последующая регистрация в установленном законом порядке, не осуществлялись. Поскольку было установлено, что истец не является сторо- ной учредительного договора, по мнению арбитров, содержащаяся в этом договоре арбитражная оговорка, предусматривающая юрисдикцию Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР, на истца не распространяется. В итоге арбитраж признал себя некомпетентным рассматривать данный спор. В деле N364/1993 г. возник вопрос о действительности сделки, заключённой совместным предприятием до его регистра- ции. Арбитраж установил, что на момент заключения договора аренды, из-за которого возник спор, совместное предприятие (арендатор) зарегистрировано не было и правомочиями юриди- ческого лица не обладало. Арбитражный суд счёл, что сделка была совершена с нарушением требований закона и является не- действительной. Действующее законодательство не допускает де- ятельности предприятия до его регистрации, и данное дело слу- жит наглядной иллюстрацией возможных неблагоприятных последствий при несоблюдении запрета на деятельность незаре- гистрированных предприятий. В практике МКАС при ТПП РФ возникал вопрос о том, вправе ли выбывший из предприятия с иностранными инвестициями участ- ник претендовать на возврат имущества, внесённого им в ка- честве вклада в уставный фонд, либо ему полагается только соответствующая денежная компенсация за него. В деле #351/1993 г. истец, вышедший из совместного - 34 - предприятия, требовал от последнего как ответчика возврата здания, являвшегося взносом истца в уставный фонд. В возраже- ниях ответчика указывалось, что он стал собственником пере- данного имущества, как это установлено российским законода- тельством и уставом совместного предприятия. Устав не содер- жал положений о возврате участнику имущества, внесённого в качестве его доли в уставный фонд, а оговаривалась обязан- ность выплатить выбывающему участнику балансовую стоимость имущества на момент выбытия. В решении единоличного арбитра отмечалось, что согласно действующему российскому законода- тельству юридические лица в соответствии с их уставами явля- ются собственниками внесённого их участниками имущества. И так как возврат имущества в натуре не предусмотрен, истцу бы- ло отказано в иске. Также на рассмотрение арбитража довольно часто поступают дела, связанные с деятельностью филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Так, в делах NN 185/1992, 243/1992 г.г. вставал вопрос об ответственности совместных предприятий (ответчиков) по сделкам, заключенным их филиалами и представительствами . В обоих случаях арбитраж признал та- кую ответственность, поскольку речь шла о действиях, совер- шённых структурными подразделениями ответчиков. Последним не удалось доказать, что руководитеи этих подразделений вышли за пределы предоставленных им полномочий, что самим предприятиям не было известно о факте подписания таких договоров и ходе их выполнения или что ими не совершались действия, свидетельст- вцющие об одобрении указанных сделок. Разумеется в этом кратком обзоре арбитражной практики можно лишь приблизительно очертить круг возникающих при рассмотрении того или иного дела правовых проблем, но зна- комство с деятельнлстью арбитража в области, затрагивающей деятельность предприятий, связанных с иностранными инвестици- ями, является одной из важнейших составляющих при изучении данной темы. (В тексте использованы материалы дел, опублико- ванных в статьях Кабатова В.А"Из практики Международного ком- мерческого арбитражного суда при ТПП РФ в городе Москве". Журнал "Внешняя торговля" 1992 г. N9 и журнал "Хозяйство и право" 1994 г. N3) - 35 - ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, рассмотрев в данной работе определённый круг проб- лем, связанных с ситуацией в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в России, можно попытаться сделать не- которые выводы. Налицо очевидная потребность в ускорении и завершении работы законодательных органов по подготовке новой законода- тельной базы, регулирующей процесс инвестирования в экономику России. Хочется отметить некоторые важные положения в проекте закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РФ", которые направлены на улучше- ние инвестиционного климата для зарубежных инвесторов. Помимо закрепления национального режима для осуществления капиталов- ложений за изъятиями, которые могут быть введены только феде- ральными законами; вводится пятилетняя отсрочка для примене- ния положений новых законодательных и правовых нормативных актов, ухудшающих условия деятельности предприятий с иност- ранными инвестициями, которые действуют в отраслях материаль- ного производства (со вкладом зарубежного партнера не менее 100 тыс. долл. США и не менее 30% уставного капитала). Опре- деляется конкретный федеральный орган исполнительной власти по координации государственной деятельности по привлечению , защите и эффективному использованию иностранных инвестиций, являющийся, по сути, единым органом в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Вводится применение поощри- тельной таможенной пошлины (50% от действующей ставки ввозной пошлины и на срок до 5 лет) при ввозе товаров предприятиями с иностранными инвестициями в случае осуществления ими инвести- ционного проекта с капитальными затратами, эквивалентными 100 млн. долл. США и выше. Проект Закона содержит и другие перспективные положения, но это всего лишь проект, тем более, что в процессе принятия закона возникает необходимость комп- ромиссов, поиск которых неизбежно отражается на формулировках закона. Как объект инвестиций российская экономика потенциально - 36 - обладает рядом привлекательных особенностей для иностранных компаний и предпринимателей. Среди них - ёмкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешёвая рабочая сила, огромный багаж научно-технических зна- ний и наличие неиспользуемых производственных мощностей (нап- ример, бывший ВПК). Однако, в то же время, нестабильная экономическая ситуа- ция, своеобразная нервозность на политической арене; несмотря на все усилия правительства, всё же прогрессирующая инфляция, неотлаженный внутренний механизм управления экономикой, от- носительная неразвитось инфраструктуры связи, бытовых услуг и т.д. негативно отражаются на инвестиционном имидже России. По оценкам западных специалистов инвестиционный климат в России рассматривается сегодня как неблагоприятный и предсто- ит сделать очень многое, чтобы эти оценки поменялись на про- тивоположные. Ведь для нашей страны, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и стремиться создать открытую экономическую систему, участие в процессах движения капитала и как импортёра, и как экспортёра является вопросом стратеги- чески важным. Сегодня же участие России в этих процессах с трудом можно назвать активным, а с точки зрения привлечения зарубежных капиталовложений ей предстоит конкурировать со странами, рынки которых оказываются сейчас более привлека- тельными для инвесторов, особенно со странами Латинской Аме- рики и азиатского региона. В соответствии с основными целями национальной стратегии экономического развития России, определившимися в последнее время, органами государственной власти на различных уровнях разрабатывается коммплексная программа привлечения иностран- ных инвестиций. Оздоровление экономики нашей страны прежде всего связывается со значительными вливаниями материальных и финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален и не- обходим грамотный подход к регламентации, правовому регулиро- ванию процесса привлечения иностранных инвестиций. Обобщая практические предложения решений проблем в этой области, наряду с необходимостью совершенствования законода- тельства об иностранных инвестициях, отметим следующее: Те экономические и правовые условия в которых действуют иностранные инвесторы (национальный режим) должны быть ради- - 37 - кально улучшены, в первую очередь путем кардинального измене- ния налогообложения, когда собираемость налогов должна дости- гаться не за счет непосильного для товаропроизводителя нало- гового бремени, а за счет ускорения экономического оборота. Необходимо создание в России системы организаций, способных осуществлять страхование инвестиционных рисков ( а) частной коммерческой страховой компании - страховщика иност- ранных инвесторов; б) российской государственной структуры для защиты интересов российских предпринимателей за рубежом; в) Международной компании по страхованию иностранных инвести- ций в России.) Помимо таких маштабных проблем хочется отметить и более узкие, функциональные. При подготовке данной работы опреде- ленные сложности возникли с подбором законодательных актов , регламентирующих рассматриваемые правоотнощения. Представля- ется целесообразной систематизация законодательства и более широкое освещение этого вопроса в печати. Инвестиции, в том числе иностранные, представляют собой значительную часть в предпринимательском праве. Однако, изу- чение этой области предпринимательства конкретно в нашем институте весьма ограничено. Считаю необходимым устранение этого пробела в программе обучения. Ведь, в сущности, залогом решения многих проблем является профессиональный подход к ним. - 38 - ПРИЛОЖЕНИЕ Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций -------------------------------------------------- В число международных двусторонних соглашений, участни- цей которых является Россия, входят: 1)Соглашение о содействии, осуществлении и взаимной за- щите капиталовложений с Австрией от 17 мая 1990 года. Ратифи- цировано 27 мая 1991 года. 2) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло- жений с Правительством Канады от 20 ноября 1989 года. Вступи- ло в силу 27 июня 1991 года. 3) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло- жений с Правительством Французской республики от 4 июля 1989 года. Вступило в силу 17 июля 1991 года. 4) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло- жений с Китайской Народной Республикой от 21 июля 1991 года. Вступило в силу 26 июля 1991 года. 5) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло- жений с Королевством Нидерландов от 5 октября 1989 года. Вступило в силу 20 июля 1991 года. 6) Соглашение о содействии осуществлению и взаимной за- щите капиталовожений с правительством Финляндской Республики от 8 февраля 1989 года. Вступило в силу 15 августа 1991 года. . 7) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло- жений со Швейцарским Федеральным Советом от 1 декабря 1990 года. Вступило в силу 26 августа 1991 года. 8) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло- жений с Правительством Соединённого королевства Великобрита- нии и Северной Ирландии от 6 апреля 1989 года. Вступило в си- лу 3 июля 1991 года. 9) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло- жений с Правительством Итальянской Республики от 30 ноября 1989 года. Вступило в силу 8 июля 1991 года. 10) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталов- ложений с Правительством Республики Корея от 14 декабря 1990 года. Вступило в силу 10 июля 1991 года. . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1) отв.ред. Астапович. "Иностранные инвестиции в России: тенденеции и перспективы. Второй аналитический док- лад независимых экспертов" Агенство "ИНФОМАРТ" 1995 год. 2) Богатырёв А.Д. "Инвестиционное право" Москва. Российское право 1992 год. 3) Богуславский М.М. "Правовое положение иностранных инвестиций в РФ" Москва. 1993 год. "Международное частное право" Москва. " Международные отношения" 1994 год. 4) Голубович А.Д. "Иностранные инвестиции в России. За- конодательное регулирование" Москва. "АРГО" 1993 год. 5) Доронина Н.Г. Семилютина Н.Г. "Правовое регулирова- ние иностранных инвестиций в России и за рубежом" Москва. 1993 год. "Многосторонние международные конвенции в области защиты иностранных инвестиций и российское законодательство" Государство и право" 1992 год #10. 6) Доронина Н.Г. "Иностранные инвестиции и современное международное право. Проблемы регулирования инвести- ций в СССР" Москва. "Де-юре". 1991 год. 7) Мартынов А.С. "Россия: стратегия инвестирования в кризисный период." Москва. 1994 год. 8) Моргунова А.И. Шакалов М.И. "Инвестиционное и валют- ное законодательство. Теоретический курс" Москва. МЭГУ 1995 год. 9) Рубанов А.А. "Основные проблемы законодательства об иностранных инвестициях в России и других государствах быв- шего СССР" Москва. 1992 год. 10) отв.ред. Светланов. "Правовое регулирование иност- ранных инвестиций в России" Институт государства и права. Москва. 1995 год. 11) отв.ред. Фоминский Н.П. "Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы". Москва. 1995 год. 12) Чжун Ми Кен "Инвестиционная ситуация в России и правительственные мероприятия по её улучшению" Университет СпБ. 1996 год. 13) "Регулирование иностранных инвестиций. Сборник нор- мативных документов". Журнал "Рынок ценных бумаг" Москва. 1995 год. 14) "Иностранные инвестиции. Совместные предприятия и представительства". Тематический выпуск. Москва. "ТРИАДА" 1994 год. 15) Журнал "Иностранные инвестиции для профессионалов" #11-12.1995 год. |