Реферат: Формирование Британской парламентской системы в первой трети XIX в
Название: Формирование Британской парламентской системы в первой трети XIX в Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Оглавление Введение Историографический обзор Глава 1 Британская монархия в конце XVIII – первой трети XIX века 1.1 Особенности государственного строя 1.2 Радикализация общественного движения в начале XIX века 1.3 Разработка концепции правового государства в Англии Глава 2. Избирательная реформа 1832г. и ее политическое значение 2.1 Партия правительства лорда Ливерпуля по отношению к реформе (1812 - 1827) 2.2 Виги у власти. Подготовка проекта парламентской реформы министерством Грея. Принятие закона о реформе Заключение Библиография ВведениеВыбранная мною тема дипломного исследования, безусловно, носит актуальный характер, не смотря на временную удаленность ее конкретного предмета. Формирование политической демократии, становление демократических принципов государственной власти является перспективной задачей развития нашей российской государственности. Поэтому обращение к процессам становления британского конституционализма является полезным, поучительным и необходимым. На мой взгляд, актуальность дипломной работы - научная и политическая - заключается в необходимости исследования таких явлений, как правовое государство, гражданское общество, соотношение отдельных ветвей государственной власти и в конечном счете положение личности. Обращение к истокам становления британского парламентаризма связано с таким основополагающим вопросом, как степень и формы участия личности в управлении обществом и государством. Все выше сказанное означает злободневное рассматривание проблематики. Англия - родина европейской демократии, в ней впервые возник тот механизм функционирования государственной власти, который функционирует более 300 лет. Предметом дипломного исследования является внутриполитическая история Англии первой трети XIX века, политическая ситуация, в условиях которой вырабатывалась и принималась реформа 1832г. Цель исследования - изучить внутриполитическую историю Англии конца XVIIIв. начало XIXв., и показать историческую необходимость принятия парламентской реформы 1832г. Поставленной целью определяются задачи исследования : 1. Показать особенности внутриполитической обстановки в Англии в первой трети XIXв., характер взаимоотношений партий, королевской власти, парламента. 2. Дать характеристику политическим партиям, их идеологии, лидерам. 3. Выяснить значение парламентской реформы 1832г. в процессе создания правового демократического государства в Англии. 4. Хронологические рамки дипломной работы - конец XVIII - первая треть XIX в. Этот период имеет самостоятельное значение в политической истории Англии. С конца XVIII в. в стране усиливается движение за реформу избирательной системы. В нем принимали участие различные политические силы, но наиболее актуальной проблема приобретения политической власти и доступа в парламент была для промышленной буржуазии. Промышленная революция была на подъеме, она изменила социальный облик общества и остро поставила вопрос о преодолении политической монополии землевладельческой аристократии на политическую власть. Конечная дата исследования - 1832 год - год принятия первой парламентской реформы. Историографический обзорИсториография Англии первой трети XVIIIв. и периода подготовки реформы 1832г. насчитывает большое количество работ. "В русской дореволюционной историографии наиболее серьезно занимались изучением проблем британской истории Мижуев П.Г., Острогорский М.Я., Ковалевский М.М., Фортунатов С.Ф., Дерюжинский В.Ф."[1] Тема конституционного устройства Великобритании в XIX веке, в особенности английской модели конституции нашла в работах русских историков серьезное отражение. Мы полагаем, что идеи, высказанные ими (например, анализ воздействия Славной революции 1688-1689г.г. на ход последующего политического и социального развития Англии) во многом выдержали испытание временем. В советской историографии история реформы 1832г. специально не исследовалась, но отдельные аспекты данной темы получили освещение в опубликованных монографиях и статьях. Изучались основные события истории Англии первой трети XIX века, проблемы генезиса и развития партий тори, вигов. В работах В.Тарле, Н.А.Ерофеева, М.А.Барга, К.Н.Татариновой, Л.Е.Кертмана, Г.Р.Левина[2] исследованы процессы формирования английской политической системы в первой трети XIX века. Важное значение для раскрытия особенностей общественно - политического развития буржуазно - аристократической Англии имели для нас статьи К.Маркса и Ф. Энгельса. Они уделяли в своих статьях большое внимание борьбе классов и партий в Англии накануне парламентской реформы 1832 г., подчеркивали значение борьбы за парламентскую реформу в начале 30-х. гг. XIX века не только на уровне парламентских дебатов, но и на уровне массового сознания. О глубине исследования К. Маркса внутриполитических процессов говорит его обращение к парламентским документам и, особенно, к парламентским дебатам, как основному источнику по изучению борьбы буржуазных партий. Отчеты о заседаниях обеих палат, к которым обращался К.Маркс, как бы передают живой дух эпохи: они позволяют, в частности, наглядно представить тех государственных деятелей, которые выступали с речами, вопросами и пояснениями с правительственных скамей или из рядов оппозиции. К. Маркс уделил большое внимание характеристикам основных государственных деятелей Англии, принимавших участие в борьбе за билль о реформе. Маркс дает нелицеприятную объективную критическую оценку таким деятелям как Джон Рассел, Пальмерстон и др. Эти оценки дают возможность провести реконструкцию процесса выработки и проведения в жизнь политики вигов в период составления билля о реформе.[3] Работы К. Маркса, таким образом, имеют принципиальное значение, они представляют не только общетеоретическую ценность, но и являются источниками для раскрытия данной темы. К. Маркс и Ф. Энгельс дают толчок для правильного понимания исторического отрезка времени в развитии Англии, когда нарождались глубокие процессы эволюции всей политической жизни страны. В британской историографии также акативно разрабатывались проблемы истории Англии первой трети XIX в. Для изучения этого периода представляют интерес работы А. Мортона, Д. М. Тревельяна.[4] Для них характерно объективное и, в целом, положительное отношение как к тори, так и к вигам: каждая из них по-своему, своими методами отстаивала национальные интересы страны. В концептуальном плане Д. М. Тревельян следовал за историками либерального направления, А. Л. Мортон придерживался марксистских позиций. Видный английский историк Н. Гэш исследовал процесс формирования социальной, политической и экономической жизни Англии после окончания наполеоновских войн и до принятия второй парламентской реформы в 1867 г. Его работа "Аристократия и народ" вышла в издательстве Кембриджского университета в 1979г. Исследование Гэша показывает, что политика Англии того периода определялась спорами между двумя партиями, которые по разному оценивали экономические, социальные, политические проблемы. Значительный интерес для работы над темой дипломного сочинения представила работа Роберта Хоула, вышедшая также в издательстве Кембриджского университета в 1989 году под названием "Проповеднические кафедры, политики и общественный порядок в Англии 1760 - 1832. [5] Это глубокое и серьезное исследование состоит из 3-х разделов, охватывающих соответственно периоды 1760 - 1789 гг; 1789-1804гг; 1804-1832 гг. Первостепенный интерес для нас представила последняя часть труда Р. Хоула, содержащая материал, отражающий идейную жизнь английского общества в первой трети XIX в и подготовку реформы 1832 г. Следует отметить содержательную книгу Элизабет Лонгфорд о Веллингтоне[6] , которая позволила получить более точное и объективное представление об этом государственном деятеле Великобритании При работе над данной темой важное значение имели работы, которые, хотя и не имеют прямого отношения к конкретной проблеме нашего дипломного исследования но крайне интересны с точки зрения существенных вопросов национальной духовной культуры, интеллектуальных потребностей англичан. Для понимания особенностей британских политических институтов, большую помощь нам оказал труд Бутли Э. "Опыт политической психологии английского народа в XIX в Пг, 1914. Предисловие к этой работе написал Е. В. Тарле. Интересными и полезными оказались работа Э. К. Пименовой " Политические вожди современной Англии и Ирландии" Спб, 1914 и другая книга этого же автора - "Англичане и их страна" Спб, 1905 г. Эти работы позволили нам увидеть определенную связь и зависимость достоинств английской системы правления, которой свойственны терпимость, дух свободы, и особенностей национальной психологии англичан. Источниковая база дипломного исследования
В процессе работы над дипломным сочинением изучены следующие виды источников. Прежде всего следует указать на сборник документов "Новая история в документах и материалах", изданный под редакцией Н. М. Лукина и В. М. Далина, содержащий материалы по важнейшим проблемам общественно-политической жизни Великобритании первой трети XIX в. Особенно важным для нас являются тексты Акта об изменении народного представительства в Англии и Уэльсе (1832г), закона о рабочих коалициях, а также фрагментов политической публицистики того времени. Кроме того, при работе по теме дипломного исследования привлекались исторические документы, помещенные в "Сборнике документов по истории нового времени. "Буржуазные революции XVII - XVIII вв" Под редакцией В. Г. Сироткина - М. 1990, а также изданный в 1957 году сборник "Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв." Хрестоматия по новой истории т.2 под редакцией А. А. Губера и А. В. Ефимова также содержит некоторые документы, которые помогают выделить вопросы по которым шла борьба в парламенте в изучаемый период. Особенностью указанных источников является их фрагментарность, что, естественно затрудняет создание целостной картины политической жизни Англии первой трети XIX в. Следующая группа источников, как мы уже указывали, представлена статьями К. Маркса и Ф. Энгельса, публиковавшимися в тот период, как отклик на важнейшие политические события. В них содержатся оценки, раскрывающие подлинные мотивы деятельности парламентских лидеров партий, они дают возможность выяснить как изменялись позиции партий, изучить идеологию партий тори и вигов. В совокупности исследованные источники дают возможность создать более или менее цельную картину политической жизни Англии первой трети XIX в. Дипломная работа состоит из введения, глав, заключения и списка библиографии. Глава 1 Британская монархия в конце XVIII – первой трети XIX века1.1 Особенности государственного строяПрежде чем приступить к вопросу о том, как непосредственно готовился биль о реформе 1832г, как проходила его реализация в парламенте, я считаю необходимым рассмотреть в общих чертах состояние избирательной системы в Англии. Это представляется важным в силу нескольких причин: во-первых, позволит доказать актуальность требования реформы избирательного права, выдвигаемого в тот период, необходимость безотлагательного решения этого вопроса, во-вторых, лучше понять существо, содержание самого закона о парламенте, который, как указывал М. Острогорский, "справедливо считается гранью, отделяющей старую Англию от новой". Необходимо доказать, что избирательная система в Англии до закона 1832г. подвергалась лишь немногим изменениям. Революция 18в. положила начало оформлению конституционной монархии в Англии, как одной из форм буржуазного государства. Важнейшие конституционные акты Англии впервые в истории утвердили принципы разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), выразившийся в: а) верховенстве законодательного органа - парламента; б) ответственности министров перед парламентом; в) независимости судей. Процесс формирования конституционной монархии, основы которой были заложены в принятых в результате " Славной революции " актах, носил длительный характер. Укажем наиболее важные конституционные документы Англии того периода: во-первых, это "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями" от 26 мая 1679. Этот акт закреплял гарантии неприкосновенности личности. Согласно акту, любое лицо, задержанное и заключенное в тюрьму, имело право лично или через своих представителей обратиться в королевский суд с просьбой выдать приказ " привести тело", в котором предписывалось должностным лицам в течение трех дней по предъявлении приказа доставить арестованного или задержанного в суд для проверки оснований его ареста " откуда будет выдан означенный приказ... и одновременно удостоверить истинные причины задержания или заключения" Важнейшим конституционным документом Англии является " Биль о правах" 13 февраля 1679г. "Билль о правах" состоит из органически связанных между собой положений, относящихся: 1) к перечню злоупотреблений английского короля Якова!!; 2) тринадцати пунктам, декларирующим права и " вольности" народа и парламента; 3) положений о порядке наследования престола; 4) запрещающих занимать престол католику. "Билль о правах" был дополнен постановлением палаты общин от 20 марта 1679г. "О цивильном месте королю". Помимо указанных законов, важное значение имели следующие парламентские акты: "Трехгодичный акт" 1694г, "Акт о должностях" 1707г., "Акт об обеспечении свободы парламентов путем дальнейшего установления членства для заседаний в палате общин" 1710г., "Акт об устроении" 1701г.[7] Эти законы определяли ответственность министров перед парламентом за все правительственные действия, место кабинета министров по отношению к парламенту, утверждали принцип "господства парламента" или принцип парламентаризма. Как указывал В.Беджгот, в Англии сложился тот тип монархии, когда "короне принадлежит только первое место в величественном элементе конституции; первый министр стоит во главе деятельного элемента конституции. Корона, как говорят, - "источник почестей, но казначейство -пружина дела"[8] Политический строй Англии в начале19 столетия в своих основных чертах почти не изменился по сравнению с предыдущим веком. Королевская власть не может прибегать к чрезвычайным мерам, приостанавливать действия парламентских законов или освобождать от повинности им. Монархия стала в полном смысле конституционной, ограниченной законами, принятыми парламентом. Английский парламент разделялся еще с 14в., как известно, на две палаты, которые в течение всей английской истории в громадном большинстве случаев поступали совершенно солидарно. С одной стороны, это объясняет нам отчасти, почему в Англии не победил абсолютизм повсюду извлекавший выгоду из сословной розни, а, с другой, стороны само это обстоятельство объясняется тем, что общественная жизнь Англии не выработала резких сословных рамок, а потому верхняя и нижняя палаты вовсе не были отдельными представительствами каких-либо враждебных сословий."[9] Верхнюю палату, или палату лордов в парламенте не возможно назвать представительным учреждением. Назначенная из состава наиболее знатных дворянских фамилий, с небольшим добавлением духовных лордов, то есть высших сановников церкви), и становились лордами в силу своего сана), и избирательных пэров Шотландии и Ирландии, палата лордов являлась цитаделью аристократии, упорно противившейся проникновению в ее среду "выскочек из числа финансовой, торговой и промышленной буржуазии."[10] Нижняя палата наполнялась представителями графств и городов. В графствах правом избрания пользовались фригольдеры, имевшие сорок шиллингов дохода в год, но они находились очень часто в зависимости у ленд-лордов. "Ахиллесовой пятой" парламента, по выражению Р. Гнейста, было представительство городов.[11] Избирательные порядки установились в Англии еще в средние века и поэтому парламентским представительством были наделены в основном старые города юга Англии, а вот растущие промышленные и торговые центры центральной и западной Англии не участвовали в парламентских выборах. Палата общин ни в коей мере не представляла английское общество и превратилась в "борцовскую арену", где в роли борцов выступали различные клики земельной аристократии. Где тот или иной местный землевладелец не мог оказать прямого давления на выборах, там пускался в ход подкуп избирателей, и этим средством пользовались, чтобы попадать в нижнюю палату преимущественно богатые коммерсанты, обогатившиеся при помощи колониальной торговли. Они платили громадные деньги во время выборов и затем в качестве членов парламента преследовали уже доставшиеся им полномочия в своих корыстных целях. Таким образом британский парламент является коррумпированным учреждением. Депутаты не редко торговали своими голосами, например избрание в члены парламента в графстве Йорк стоило сто пятьдесят тысяч фунтов стерлингов, в Нортгомптоне - тридцать тысяч.[12] Всесилие дворянства не ограничивалось центральными учреждениями, оно проявлялось и в местном управлении. Мировой судья, всех должностных лиц прихода - сборщиков налога, надзирателя за бедными и других "специальностей " назначал самостоятельно, он же творил суд и расправу. Назначение мировых судей находилось в руках лорда - лейтенанта, то есть представителя королевской власти в графстве; на этот пост назначался крупнейший землевладелец графства.[13] Таким образом местное управление, как и центральное полностью захватили представители землевладельческих групп. Все эти обстоятельства, естественно вызывали негодование народа и во многом благодаря этому, с новой силой вспыхивает борьба за парламентскую реформу о которой речь пойдет ниже. Еще один институт государственной власти в Англии, явление, которого характерно и для других западноевропейских стран, был кабинет. Кабинет возник еще до буржуазной революции XVII века на основе тайного совета, как узкая коллегия, помогающая королю быстро решать важные вопросы управления страной. Название свое он получил от маленькой комнаты, в которой проходили заседания.[14] Сначала этот орган полностью зависел от воли монарха. Далее, к концу XVIII в . - начала XIX в. он перестал быть вспомогательным органом королевского управления и должен был опираться на поддержку парламента. К концу XVIII в было признано, что кабинет должен располагать большинством голосов в парламенте.[15] Но вопрос о том, является ли кабинет ответственным перед парламентом или королем, о его судьбе в случае расхождения с парламентом, еще не был решен окончательно. Главный человек в кабинете - премьер-министр. Тем не менее, принцип опоры кабинета на парламент вел к предоставлению власти большинству, а самая необходимость часто прибегать к голосованию в парламенте при решении важнейших вопросов содействовала укреплению партийной организации среди парламентариев и консолидации на этой основе двух партий, сложившихся в конце XVII в. Вообще-то названия "тори" и "виги" возникли во время выборов 1690 года как бранные клички.[16] В разные века партии являются перед нами с разными наименованиями и с не вполне сходными из одной эпохи в другую стремлениями, но то, что их разделяло долгое время, в сущности, было одно и тоже - различное понимание королевской прерогативы и привилегии парламента. [17] Известно, что партия тори стояла на точке зрения божественного происхождения королевской власти и пассивного повиновения ей, тогда как виги признавали происхождение королевской власти из народной воли, отстаивали права парламента и допускали активное сопротивление в случае нарушения правительством законов страны. В зависимости от политической ситуации партии почти регулярно сменяли друг друга у кормила власти. Богатый исторический материал, касающийся особенностей политического развития Англии, его глубокой приверженностью традициям содержится в работах В. Беджгота, С. Лоу, Ш. Сеньобоса, Лоуэлла и других.[18] Труды этих авторов доказывают, что жизнеспособность английской политической системы обеспечивается историческими особенностями народа, гармоничными отношениями между классами и сословиями. Уместным нам кажется привести здесь мнение Ф. Энгельса, который, сопоставляя национальные характеры англичан, французов и немцев в статье 1844 г. отмечал, что англичанин имеет только частные интересы, он видит неустранимое противоречие между частным и всеобщими интересами и фактически не верит в последние; объединяется же с другими гражданами англичанин лишь для защиты индивидуальных интересов. В отличие от англичанина немец постоянно стремится представить свои частные интересы в абстрактно-всеобщей, философской форме, а француз - в национально - всеобщей, государственной.[19] Обозревая процесс политического развития Великобритании с конца XVII в. - до 1832 г., можно заключить, что в Англии, стране, которая, как говорил Беджгот, была проникнута "духом почтительности"[20] , многие государственно-правовые институты нуждались в реформировании. Беджгот писал, что "номинальные избиратели не были действительными избирателями... Фактическим образом, массой избирателей руководили более образованные классы"[21] Очень важный этап конституционного развития Великобритании был связан с формированием партийной системы и борьбой за избирательную реформу 1832 г. Накануне реформы "корона уже стушевалась перед парламентом, парламент стал всемогущ, но он представлял не нацию, а небольшое число территориальных магнатов".[22] Они были представлены не только в наследственной палате лордов, но и в палате общин. " Из 658 членов 424 обязаны были своим избранием патронам, их рекомендации или их прямому назначению."[23] Независимые депутаты могли купить свое депутатское звание за деньги в городах, где избрание депутатов являлось наследственной привилегией небольшой группы лиц. Избирательное право было ограничено незначительной группой лиц, оно принадлежало членам муниципальной корпорации, в других случаях - лордам владельцам земли, на которой находился город. Представительство в парламенте Англии закреплялось за определенными местностями, которые некогда получили его, преимущественно в Южной Англии, ранее самой населенной и богатой части страны, одним словом, избирательное право сложилось "в течение нескольких сот лет на самых разнообразных и причудливых основаниях"[24] До 1832г. избирательное право принадлежало, таким образом, определенным группам лиц и определенным местностям, в некоторых случаях на началах наследственности, например в муниципальных корпорациях оно могло переходить к сыну или зятю, в других случаях, оно принадлежало в силу происхождения или брака, независимо от обладания собственностью. Важно, что "избирательное право было личной привилегией, именным правом"[25] . Постепенное превращение Англии в главную мировую промышленную страну, увеличение населения страны, развитие индустрии сделали очевидным архаичность существовавшей избирательной системы. Возникли новые промышленные центры - Манчестер, Лидс, Бирмингем. Ни один из них не имел представителей в парламенте. 13 местечек Корнваллийского графства на юго-западе Англии посылали в парламент больше депутатов, чем все промышленные города Великобритании вместе взятые. Актуальным звучало требование закрытого голосования, т.к. подача голосов оставалась открытой, что, по мнению П.Г. Мижуева, представляло "совершенное искажение идеи народного представительства"[26] . У этого историка мы находим характеристику такого [27] специфического явления, свойственного избирательной системе Англии, как "гнилых местечек". В них часто голоса избирателей покупались, к такому способу получения парламентских полномочий часто прибегали разбогатевшие на торговле в Индии коммерсанты, часто покупателем голосов в "гнилых местечках" было само правительство. Иногда знатный лорд, покровительствуя кандидатуре того или иного подающего надежды человека, мог оказывать давление на избирателей. Именно так попал в парламент в 1832г. (последние выборы согласно старому закону) 22-летний Уильям Гладстон. Протекция лорда Ньюкасленского сыграла в этом решающую роль. Существовала также особая категория "гнилых местечек", когда практически ненаселенные пункты посылали представителей в парламент. На практике это представляло следующее: лицо, которому принадлежало данное местечко, само назначало представителей в парламент. В городских и сельских избирательных округах к числу лиц, имевших право участвовать в выборах, относились плательщики налога на бедных, домохозяева. Следует указать, что существовали серьезные различия между городами и сельскими округами. Накануне реформы 1832г. состав членов парламента выглядел следующим образом. Мы сошлемся здесь на данные, которые содержатся в исследовании П.Г.Мижуева, он же, в свою очередь, характеризует картину дел в английском парламенте на основании, как он сам выразился, "превосходного сочинения Е.Порритта "Переформированная палата общин", которое вышло в 1903г. "Из 658 членов парламента семьдесят или более 10% являлись представителями 35 местечек, где почти вовсе не было избирателей, 90 членов парламента были посланы 46 местечками, в каждом из которых было не более 50 избирателей, 37 представителей посылались19 местами с числом избирателей не более 100, 52 члена парламента представляли 26 мест, где число избирателей не превосходило 200. В общем, благодаря всем этим аномалиям, оказывалось что 15000 привилегированных избирателей посылали в парламент большую часть его членов; значительное число таких представителей было обязано своим избранием прямому или косвенному содействию поземельной аристократии, из которой как известно состояла тогда и (в меньшей мере ) состоит теперь палата лордов. Иначе сказать, палата общин, которая считалась выразительницей народных желаний и защитницей народных прав, состояла в значительной мере из прямых или косвенных ставленников палаты лордов. В самом деле, по некоторым данным, до 276 членов палаты общин были такими ставленниками аристократии: 203 члена обязаны были своими полномочиями покровительству торийской аристократии и 73 - аристократии из палаты вигов"[28] . Мы привели столь обширный отрывок из книги П.Г.Мижуева, чтобы показать в полной мере несовершенство избирательной системы Англии, где из 14 млн. населения право голоса имели не более 300 тысяч человек. Интересы дальнейшего развития государства требовали либерализации системы представительства в Англии. Это и должна была решить реформа. 1.2 Радикализация общественного движения в начале XIX векаВ 1832г. в Англии был принят первый в истории этой страны биль о парламентской реформе, который явился важнейшим событием в английской истории. В результате принятия парламентом Билля о реформе, доступ к власти получила промышленная буржуазия, ибо до этого в представительном органе страны господствовала лишь землевладельческая, церковная аристократия и торгово-промышленная буржуазия. Как указывает Л.Е.Кертман, история парламентской реформы явилась " лишь первым робким шагом на пути к буржуазной демократии"[29] Реформа избирательной системы предшествовала длительная борьба, которую начали английские радикалы в 60-70г.18 века. Именно тогда вопрос о реформе становится важным фактором политической борьбы, привлекая внимание политических деятелей и широкой общественности. В последней трети 18 века в нее вовлекаются представители различных слоев английского общества, и она принимает форму широкого общественно - политического движения. В это время окончательно определяется и программа парламентской реформы, поэтапно осуществленная в 19 веке. Наиболее благоприятная ситуация для проведения реформы сложилась в конце 60-тых годов 18 века. Завершился период относительной политической стабильности, установившийся с воцарением Ганноверской династии. " Восстание Георга III против вигской олигархии, поддержанное торийскими кругами, привело к обострению противоречий между короной и парламентом, и в самом парламенте. Борьба парламентских фракций, "дело Уилкса " взбудоражившее страну, социальные конфликты - и все это на фоне резкого ухудшения отношений с североамериканскими колониями - привели к политическому кризису. В осложнившихся условиях парламентская реформа представлялась средством выхода из него. Даже часть вигских лидеров, оказавшихся в оппозиции, готова была поддержать некоторые пункты ее программы. Развернувшаяся на рубеже 60-70-тых годов 18 века в обществе и парламенте политическая борьба поставила вопрос о реформе в повестку дня. Именно тогда радикалы выступили с рядом политических требований демократического характера : расширение избирательного права и перераспределение избирательных округов, сокращение сроков полномочия парламента, изгнание из палаты общин лиц, получающих пенсии из королевской казны. В 1776г. один из лидеров радикального движения Джон Картрайт сформулировал конкретные конституционные реформы, которые необходимо провести в интересах демократизации страны. Им было выдвинуто требование всеобщего избирательного права, провозглашенное еще левеллерами в годы революции 17 века, требование равного представительства от всех избирательных округов, ликвидации "гнилых местечек", ежегодного переизбрания палаты общин. Эта программа радикалов, как мы полагаем, выражала более ярко тенденцию демократизации всей политической системы Англии, т.к. одно из основных требований Картрайта вело к расширению электората - ведь он настаивал на всеобщем избирательном праве. Программа парламентской реформы выдвигались и представителями радикальной части торгово-промышленной буржуазии, а также и некоторой частью дворянства. Эти группы господствующего класса также стремились к реорганизации политической системы. Во второй половине 18-го века интересные проекты парламентской реформы предлагал Уильям Питт Младший. Еще будучи просто членом парламента, он поставил в 1782г. вопрос об изменении самой системы парламентских выборов. Эта попытка была отвергнута парламентом. В 1783г. вновь Питт внес в парламент резолюцию с предложением избирательной реформы - это случилось за несколько месяцев до вступления Питта в должность первого министра. Эта попытка также оказалась безуспешной. Наконец в 1785г. Питт в третий раз поднял вопрос об избирательной реформы. Проект избирательной реформы предусматривал устранение отдельных серьезных недостатков избирательной системы. Питт предлагал уничтожить представительство в парламенте 36 "гнилых местечек". Такое название давали местностям, которые когда-то были достаточно населены, но впоследствии совершенно обезлюдили и тем не менее сохраняли право посылать одного или даже двух представителей в парламент. Фактически выбор этих представителей зависел от земельных магнатов. Уничтожая представительство "гнилых местечек" Питт предлагал освободившиеся 72 вакансии предоставить крупным административным единицам, на которые делилась Англия. П.Г.Мижуев указывал , что в случае успеха реформ Питта "число избирателей увеличилось бы, вероятно, тысяч на сто, т.е.на четверть или даже на треть"[30] . После первого чтения проект Питта был отклонен. Таким образом, третья попытка Питта внести изменения в избирательную систему завершилась столь же неудачно, как и две первые. Тори и виги отрицательно отнеслись к робким попыткам "посягательства на освященную временем избирательную систему".[31] Таким образом, на основании краткого обзора первого этапа борьбы за реформу, можно сделать вывод о том, что, несмотря на видимые успехи движения за реформу, результата достичь не удалось. Представляется, что главная причина заключалась в отсутствии достаточной социальной базы для проведения реформы. Радикальная программа и программа буржуазии не могли тогда еще, на наш взгляд, удовлетворить обе стороны. Не возникла еще мощная политическая сила в лице их союза. Второй этап борьбы за парламентскую реформу приходится на 1816 - 1820-е гг. Он связан с именами таких выдающихся мелкобуржуазных радикалов, как У. Кобетт, Карлийль и Г. Хант. Поражение Франции, подписание 20 ноября 1815 г. Парижского мирного договора явились своеобразным рубежом не только в истории Европы, но и фактически в истории каждой европейской страны. Период после окончания наполеоновских войн (1816 - 1823 гг.) принято традиционно считать годами реакции. Они характеризуются ухудшением общего экономического положения страны, положения народных масс. Продолжительные войны с Наполеоном чрезвычайно увеличили государственный долг Англии - страна только по процентам уплачивала ежегодно 33 миллиона фунтов стерлингов.[32] В 1815 г парламент принял знаменитые хлебные законы о пошлинах на ввозной хлеб. Они гарантировали землевладельцам, что цена на хлеб, а следовательно и их доходы, будут держаться примерно на том же высоком уровне, какого они достигли в годы войны благодаря вызванными ею затруднениями в ввозе хлеба из России и других европейских стран. Результатом этой политики явилось подорожание жизни, огромные лишения, выпавшие на долю английского народа. Одним из ближайших последствий войны явилось также закрытие многих фабрик из-за сокращения вывоза продукции. Появилась огромная армия безработных, которая постоянно увеличивалась вследствие того, что английская армия, сражавшаяся с Наполеоном на континенте, была распущена. Представляется заслуживающим внимания, на наш взгляд, мнение известного английского историка Нормана Гэша, который, не отрицая общей негативной оценки этого периода в жизни страны, все же пытается увидеть и некоторые положительные моменты. В своей книге "Аристократия и народ. Британия 1815 - 1865 гг." он целиком поддерживает концепцию двух наций, которая была разработана английскими социальными писателями. Отмечая, что "литературные традиция была в этом отношении выражена сильнее, чем историческая",[33] он с сожалением указывает, что социальные писатели создавали свои произведения в 40-е годы, а не в период 1815 - 1825 гг., когда специфические проблемы промышленного пролетариата требовали своего изучения".[34] Н. Гэш замечает, что роман Б. Дизраэли "Сицилла" был опубликован лишь в 1845 г - "через 10 лет после того, как велись дебаты по проблемам бедности, как следствия индустриальной революции, когда постепенно умирал чартизм и рабочий клан начинал видеть постепенное улучшение своего жизненного уровня".[35] Тем не менее, автор пишет о таких фактах, как весьма значительный рост населения: в 1821г. - 14, 5 млн. человек.[36] Особенно быстро росло население Уэльса и Шотландии. Улучшение демографической ситуации было в значительной степени связано с успехами медицины - уничтожены были проказа и бубонная чума, оспа, тиф. Н. Гэш отмечает и такую особенность английского общества, как его молодость. Он пишет: "Это было молодое общество. В начале XIX половине населения страны было менее 20 лет".[37] Характеризуя социальный состав населения, Гэш особенно подчеркивает значение земельной аристократии. В 1815 г она была представлена 4000 семьями, которые по - прежнему представляли традиционную правительственную элиту. "1688 г они господствовали в политической жизни королевства - контролировали электорат, имели преобладание в обеих палатах парламента, составляли оплот церкви, офицерского корпуса и флота, занимали высшие посты в дипломатической службе. Одним словом, они составили закрытую касту". [38] Это имело своим следствием обстоятельство, о котором в своей книге "Конституционная эволюция Англии" М. Острогорский писал: "До 1832г. государственное управление, хотя и прикрытое парламентарными реформами, было чисто олигархическое; власть находилась всецело в руках земельной аристократии".[39] Такова была в общих чертах действительность, почва, на которой возникали в этот период аграрные и фабричные беспорядки. Период 1811-1816 гг. - это годы луддистского движения. Наибольшего подъема движение достигло в 1811 - 1812 гг., когда страна переживала экономический кризис, связанный с континентальной блокадой. В мае 1812 г. секретный комитет палаты лордов отмечал в своем отчете о движении луддистов в Ланкамире: "Дух недовольства быстро распространился по соседним округам, расклеивались пламенные воззвания, призывающие народ ко всеобщему восстанию… Действия мятежников обнаруживали необычайную согласованность, конспиративность и организованность". [40] В 1812 г. граф Эльдон, тори, член палаты лордов, внес билль о наказании смертью разрушителей машин. Соавтором билля был также министр внутренних дел в период 1809 - 1812 гг. барон Горроби, один из главных организаторов разгрома луддистского движения. Как указывает Л. Е. Кертман "этот чудовищный закон прошел почти без возражений в обеих палатах парламента" [41] и только Байрон в палате лордов в качестве ее члена (левый виг) произнес речь в защиту разрушителей машин. Именно в этот период происходит подъем политического радикализма, который, по мнению Л. Е. Кертмана, "находил опору только в низах народа, среди рабочих, ремесленников, мелкой буржуазии". [42] Наиболее выдающимся идеологом и вождем радикальных элементов был Уильям Кобетт, которого К. Маркс считал "одновременно и самым консервативным и самым радикальным человеком в Великобритании - чистейшим воплощением старой Англии и наиболее смелым провозвестником молодой Англии".[43] С 1802 г. он издавал радикальную газету "Политический еженедельник" - "The Weekly Political Register". В силу своей дешивизны газета была доступна широким народным массам. У. Кобетт выступает на страницах газеты с горячей пропагандой радикальных реформ государственного строя, системы парламентских выборов. Важной приметой этого этапа борьбы за парламентскую реформу явилось создание политических клубов, которые также выступали с программами политической реформы. Эти политические клубы обладали разной степенью радикализма своих проектов, но все они были заинтересованы в реформе, все занимались пропагандой ее идеи. В клубах, принявших название den Clubs объединились умеренные сторонники реформы; клубы, называвшиеся Union Clubs имели более либеральный характер. Создавались и так называемые Spencean Clubs, которые занимали более левые позиции в этом вопросе. Одной из наиболее ярких фигур лондонского общества "Spencian Philanthropist" был Г. Хант - организатор митинга в Spa Fields 2 декабря 1816 г. Одним из ближайших следствий этого события явилась, как известно, приостановка на 4 месяца - до 1 июля 1817 г Habeas Carpus Act. Приостановка Habeas Carpus Act была вотирована парламентом большинством голосов: в палате лордов за нее подали голоса 150 человек, против - 35, в палате общин за - 265, против - 103. В июне 1817 года парламент продлил приостановку Habeas Carpus Act до 1 марта 1918 года. Борьба за реформу усилилась к лету 1819 года. Кульминационным пунктом был многотысячный митинг ланкаширских сторонников реформы на поле св. Петра (неподалеку от Манчестера) и других городов Ланкшира в июне 1819 года. В августе 1819 года произошло событие, которое вошло в историю страны под печальным названием "Манчестерская кровавая баня" - для подавления митинга правительство использовало военную силу. Вот как описывает эту картину П. Г. Мижуев: "результаты паники такой густой толпы, среди которой действовали палашами солдаты - иногда плашмя, иногда и лезвием - были ужасны: Около 30 человек пришлось тотчас отнести в госпиталь, еще до 40 отправились в госпиталь в течение дня сами. Гент и несколько других лиц были арестованы… Правительство вскоре отказалось от обвинения их в государственной измене и потому их пришлось отпустить до суда под денежное обеспечение". [44] Поскольку эти события прошли всего через 4 года после знаменитого сражения при Ватерлоо, то они были названы по аналогии битвой при Питерлоо, т.к. митинг происходил на St. Peter Sfields. Правительство провело чрезвычайную сессию парламента и в течение ноября и декабря 1919 года добилось утверждения серии законодательных мероприятий, имевших целью облегчение борьбы с революционными настроениями. Были приняты известные "шесть актов" - "The six acts ", одним из них был акт, ограничивающий право публичных собраний на открытом воздухе. Как мы уже указывали, период 1916 - начала 20х гг. считается периодом реакции "Шесть актов" совершенно обоснованно являются апогеем этой реакции. Один из "шести законов для затыкания рта" разрешал ускорение судопроизводства по уголовным делам, но не вводил изменений в обычных судебных делах. Другой акт усиливал наказание за преступления по делам печати, которые по-прежнему рассматривались судами присяжных; третий закон запрещал массовое обучение употреблению оружия и военным упражнениям. Следующий акт разрешал мировым судьям в некоторых местах, рассматривавшихся с точки зрения властей беспокойными, издавать приказы о конфискации запасов оружия. Пятый акт распространялся на брошюры, закон об обложении гербовым сбором, которым ранее были обложены только газеты. О содержании шестого закона мы писали выше. Таким образом, для этого этапа борьбы за реформу избирательного права характерно: форма массовых демонстраций; принятие правительством лорда Ливерпуля крайних мер для подавления движения за реформу. Третий этап борьбы за парламентскую реформу падает на 1824 -1832 гг. Мы считаем, что этот период имеет свою внутреннюю периодизацию, основанную на участии различных сил в движении, борьба за реформу внутри парламента, тех изменениях, которые произошли в экономическом и политическом положении Англии. Условно началом данного, третьего, этапа движения можно считать 1924г. Подчеркиваем условность этой даты, однако она нам представляется целесообразной, т.к. примерно к этому времени происходят некоторые изменения в самой торийской партии, формируется направление "умеренных" тори и, как следствие этого, заметными стали и определенные изменения в экономике и политике; во-вторых, в 1824 г. происходит отмена антипрофсоюзного закона 1799 г., что существенно облегчало борьбу рабочего класса за реформу. Завершением этого периода можно считать 1827 г. - это был год смерти лорда Ливерпуля, главы кабинета тори. На наш взгляд, его смерть вышла за рамки личной биографии и явилась событием, приобретшим значение серьезного рубежа в политической жизни страны. Торийское министерство Ливерпуля находилось у власти в течение 1912-1927 гг. Ливерпулю удавалось сохранить единство торийской партии, находить компромисс между крайними и либеральными тори. В 1822 г. пригласил в кабинет в качестве министра внутренних дел Роберта Пиля. Пиль заменил на этом посту крайне непопулярного лорда Сидмауса, "который играл весьма заметную роль в проведении через парламент "Шести актов".[45] В 1923 г. Ливерпуль ввел в кабинет нового министра торговли Гескинсона, который был известным к тому времени экономистом, и придерживался либеральных взглядов. Экономический курс Гескинсона ознаменовался ослаблением знаменитого "навигационного акта", снижением пошлин на шелк - сырец и шерсть. В 1822 г. лорд Ливерпуль предложил пост министра иностранных дел Георгу Каннингу, человеку более энергичному и либеральному, чем Кэстрли. Каннинг возглавлял внешнеполитическое ведомство до 1927 г., при нем позиции английской буржуазии на мировом рынке значительно укрепились. Кроме того, что особенно важно, Англия приобрела репутацию защитницы демократии. Мы же ставим здесь своей целью раскрыть содержание внешней политики Каннинга, таможенных реформ Гескинсона и деятельности Роберта Пиля. Мы указываем на них лишь в связи с тем, чтобы показать, что лорд Ливерпуль пытался ослабить в начале 20-х гг. ультраторийский характер своего правительства. Следующий период последнего этапа борьбы за реформу парламента, по нашему мнению, приходится на 1827 г. (смерти Ливерпуля и прихода к власти крайних тори) - 1832 г. Существенной особенностью этого периода было широкое участие в нем рабочего класса. В этой борьбе рабочий класс стал выступать как независимая от буржуазных радикалов сила. Как отмечают Мортон и Тейт, "в борьбе, развернувшейся вокруг билля о реформе, мы видим первые признаки тех новых клаввовых отношений которые характерны для периода чартизма".[46] Крупной буржуазной организацией, отстаивающей дело реформы был Политический союз, созданный в декабре 1829 г. Томасом Атвудом. В марте 1830 г. был образован лондонский Столичный политический союз во главе с Плейсом. В октябре 1831 г. был образован Национальный политический союз, "который направлял из единого центра всю деятельность буржуазных кругов в пользу реформы".[47] Еще в 1828 г. под руководством рабочего Уильяма Ловетта возникла Британская ассоциация для распространения кооперативных знаний, а в мае - июне 1831 г. был организован в Лондоне Национальный союз рабочего класса. "Его организаторами и лидерами были ремесленные рабочие Генри Гетерингтон (1792 -1848) и Вильям Ловетт (1800 - 1876). Союз пытался добиться избирательных прав для рабочих, действуя совместно с радикалами".[48] Программа национального союза рабочего класса не выходила за рамки общедемократических требований, но в этих рамках она была последовательней любой из программ существовавших тогда организаций. В ноябре 1831 года Национальный союз рабочего класса выпустил декларацию, излагавшую основные требования. Рабочие заявляли: 1. Всякая собственность (приобретенная частным путем) священна и неприкосновенна. 2. Все люди рождаются одинаково свободными и имеют определенные естественные и неотъемлемые права. 3. Все правительства должны быть основаны на этих правах, и все законы установлены для общего блага, защиты и безопасности всего народа, а не для вознаграждения или выгоды какого - либо отдельного лица, семьи или группы людей. 4. Все наследственные различия неестественны и противны равным правам человека и поэтому должны быть уничтожены. 5. Каждый человек достигший 21 года, находящийся в здравом уме и не запятнавший себя преступлением, имеет право лично или через своего представителя свободно голосовать при установлении того или иного закона, необходимости общественных налогов, их распределения, их количества, способа обложения и длительности. 6. Для того, чтобы обеспечить беспристрастный выбор надлежащих лиц в качестве представителей головование должно вестись путем баллотировки, причем нужно руководствоваться умственными и моральными качествами представителей, а не количеством собственности, которой они обладают; продолжительность парламента должна быть только один год. 7. Мы заявляем, что эти принципы необходимы для защиты нас как рабочих и что они являются единственной верной гарантией для обеспечения нам продуктов нашего труда и что мы никогда не будем удовлетворены проведением какого-либо закона или законов, которые не будут признавать прав, перечисленных в этой декларации".[49] Соотношения сил между рабочими и буржуазными организациями было неодинаковым, но в целом сторонники борьбы за реформу парламента вокруг тех политических союзов, которыми руководили умеренные радикалы, имевшие влияние среди радикальной буржуазии и тесно связанные с некоторыми видными депутатами парламента. Таким образом, обозревая процесс борьбы в Англии за реформу избирательной системы, мы можем сделать вывод о том, что он прошел три основных этапа: I - 60 - 70 гг XVIII в - 1815 г.; II - 1816 -1823-24 гг.; III - 1824 - 1832 гг. Каждый из указанных периодов имел характерные особенности, связанные с соотношением общественно-политических сил, зависел от взаимоотношений основных политических течений. К 1832 г в Англии были созданы условия для превращения английского парламента в орган, обеспечивающий политическое лидерство английской промышленной буржуазии.
1.3 Разработка концепции правового государства
|