Реферат: История возникновения и деятельности некоторых популярных отечественных печатных изданий СМИ
Название: История возникновения и деятельности некоторых популярных отечественных печатных изданий СМИ Раздел: Рефераты по журналистике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||
РЕФЕРАТ: История отечественной и зарубежной журналистики ТЕМА: «История возникновения и деятельности популярных отечественных печатных изданий СМИ» Содержание 1. Краткая история «Московская Правда» 2. Краткая история «Московские Новости» 3. Краткая история «Санкт-Петербургские ведомости» 4. Краткая история «Комсомольская правда» 5. Краткая история «Аргументы и Факты» 6. Краткая история «Огонек» 7. Список литературы Краткая история «Московская Правда» Первый номер газеты вышел 18 июля 1918 года в Москве под названием "Вечерние Известия Московского Совета Рабочих и Красноармейских депутатов". Вот основные вехи в истории "Московской Правды" С 18 марта 1920 года газета называется "Коммунистический Труд" и становится органом Московского комитета РКП и Московского совета. 7 февраля 1922 года название опять меняется - на "Рабочую Москву". 1 марта 1939 года название меняется еще раз. Теперь это "Московский Большевик". Только с 19 февраля 1950 года газета выходит с тем же названием, что и сейчас, - "Московская правда". Еще одно изменение, причем принципиальное, произошло 1 февраля 1958 года. С этого дня газета, сохранив прежнее название, становится сугубо городской (Прежде в сфере ее влияния были и Москва, и Московская область, причем в первые годы Советской власти Московская область включала в себя территории, которые затем были выделены в отдельные, самостоятельные области. Теперь же прежняя "Московская правда" разделилась надвое: городскую - с прежним названием - и областную - "Ленинское знамя".) И наконец последнее изменение. Через несколько дней после закрытия в августе 1991 года "Московской правды" - печатного органа МГК КПСС и исполкома Моссовета, поддержавшего путчистов, газета была перерегистрирована, и 28 августа вышел первый номер "Московской правды" - независимого издания, хозяином которого стал трудовой коллектив редакции. В этом качестве "МП" поступает подписчикам и в розницу. Краткая история «Московские Новости» "Московские новости" ведут свою родословную от англоязычной газеты "Moscow News", первый номер которой вышел 5 октября 1930 года. Эта газета была создана как газета иностранных специалистов в СССР. С начала "Moscow News" выходила один раз в пять дней, затем стала еженедельным изданием, некоторое время выходила в ежедневном режиме. С 1949 по 1955 год газета была закрыта по решению Политбюро ЦК ВКП (б), главный редактор был снят с работы и предан суду по делу "Еврейского антифашистского комитета". С 1955 года газета была восстановлена. В разное время "МН" являлась органом Всесоюзного общества по культурным связям с заграницей, а впоследствии органом Агентства печати "Новости" и Союза советских обществ дружбы с народами зарубежных стран. В этот период "МН" выходила помимо английского на других языках - французском, немецком, итальянском, испанском, арабском, эстонском, греческом, венгерском, финском, международном языке "эсперанто" и ряде других. В связи с проведением в Москве Олимпийских игр (1980 год) Политбюро ЦК КПСС приняло решение об организации выпуска "МН" на русском языке. "Пилотные" выпуски были подготовлены в марте-мае 1980 года, регулярно начала выходить с июля 1980 года. В 70-80-е годы помимо основного выпуска "МН" редакция готовила справочно-информационные приложения к газете, содержавшие тексты основных документов высшего советского руководства, статистические и прочие документы. В 1986 году главным редактором газеты был назначен известный публицист Егор Владимирович Яковлев, при котором "МН" стала одним из главных защитников политики Михаила Сергеевича Горбачева с его идеями "перестройки" и "гласности". Именно в тот период и отмечается расцвет издания, распространявшегося в 140 странах на разных языках мира. В середине 90-х годов "МН" на русском языке выпускалась в еженедельном режиме. Кроме основного выпуска, выпускалась газета "МН- воскресное приложение" и "МН- Коллекция", посвященные прогнозированию будущего, развитию компьютерного бизнеса, путешествиям и женским вопросам. В настоящее время "МН" выходит на русском и английском языках, печатается в России, США, Израиле, Германии и Австралии. Распространяются издания "МН" в 54 странах. Краткая история «Санкт-Петербугские ведомости» История "Санкт-Петербургских ведомостей" обширна. В первое столетие городской истории это была единственная газета северной столицы; да и позже "Ведомости" играли заметную роль в жизни города. Рассказать обо всем невозможно, поэтому на нашей странице - лишь основные вехи газетной истории 1728
1730
Среди тех, чей вклад можно вполне назвать особым, был и Якоб Штелин, историк российских искусств и собиратель "анекдотов" из жизни Петра Великого. Он стал редактором газеты в середине 1730-х годов, и опубликовал в "Санкт-Петербургских ведомостях" и в "Примечаниях" к ним немало интересных статей. В их числе "Историческое описание оного театрального действия, которое называется опера" - первое опубликованное в России сочинение о музыке. 1748
Главное, что внес Ломоносов в газету за три года своей работы - это более простой, легкий, понятный читателю язык. Витиеватые обороты стали уступать место более прозрачным построениям; в заметках появлялись и просторечия. 1775
1800
1836
Преобразования имели успех коммерческий и читательский: тираж вырос до весомой тогда отметки в 4000 экземпляров. 1847
Первым арендатором газеты стал известный издатель и книгопродавец М. Д. Ольхин; редактором при нем - все тот же Очкин. За дело он взялся с новыми силами; отзыв взыскательного В. Г. Белинского, напечатанный в 1847 году, не случайно так одобрителен: "Теперь "Санкт-Петербургские ведомости" так далеко оставили за собой все другие издания одного с ними рода, что сделали невозможным всякое сравнение между собою и ими. Нельзя надивиться довольно богатству и полноте внутренних известий в каждом нумере..." 1851
Краевскому пришлось ощутить на себе и власть тогдашней цензуры. Поводом для одного из столкновений стал написанный И. С. Тургеневым отклик на смерть Гоголя. Некролог предназначался для "Санкт-Петербургских ведомостей" - но глава столичного цензурного комитета "не устыдился назвать Гоголя публично писателем лакейским" и запретил публикацию. После этого Тургенев переправил некролог в "Московские ведомости", а московские цензоры оказались менее строгими - и статья была напечатана. Результатом стал арест Тургенева, а затем и ссылка его в родное Спасское. Впрочем, цензурные препоны не смущали Краевского. При нем тираж газеты рос все больше - и поднялся в конце концов втрое. Не случайно профессор А. В. Никитенко, перечисляя в 1859 году "умственных кормильцев общества", назвал несколько журналов и одну-единственную газету: "Санкт-Петербургские ведомости". 1863
При Корше в газете появились постоянные политический и литературный отделы, была создана обширная корреспондентская сеть. Число авторов газеты пополнили Марко Вовчок, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, В. В. Стасов (в его майской, 1867 года, статье в "Ведомостях" впервые прозвучало знаменитое определение "могучая кучка": "сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов"). Но особую роль в развитии газеты сыграли два ее молодых сотрудника - Виктор Буренин и Алексей Суворин. Историк Б. Б. Глинский писал: "Коршевская газета - блестящая страница в истории пореформенной России; к ней, этой газете, примкнули лучшие литературные силы, и здесь заложены были задатки того обновленного ее типа, который установился у нас и доднесь. В этом отношении именно Суворин и Буренин понесли немало труда, разгрузивши газету от того тяжелого, что мешало ей проникать в широкие круги читателей. Оба названных писателя перенесли центр тяжести из неуклюжих тогдашних передовиц в область живого, остроумного фельетона, где, как в калейдоскопе, перед обывателями запестрели страницы отечественной жизни, имена, факты..." Легко о злободневном: конечно, публика стала читать фельетоны с увлечением. Читательскому успеху сопутствовал финансовый. Газета расходилась тиражом до одиннадцати тысяч экземпляров, а чистая ежегодная прибыль достигала сорока тысяч рублей. Годы, проведенные газетой под руководством Корша, можно по праву назвать золотым временем "Санкт-Петербургских ведомостей". Увы, безоблачной жизни не бывает - особенно у либеральных, фрондирующих изданий. 21 августа 1865 года "Санкт-Петербургские ведомости" получили предупреждение - первое предупреждение в истории российской печати. Трех таких предупреждений хватало, чтобы издание было приостановлено или закрыто. "Ведомости" получили три уже к 1866 году, и потом три месяца не выходили. Но - вывернулись. И все-таки окрыленный успехами газеты Корш не рассчитал свои силы. В 1874 году "Ведомости" выступили против министра народного просвещения Д. А. Толстого и затеянной им реформы образования. Оппонент стал бороться за передачу газеты из ведения Академии наук в ведение своего министерства. Император такое решение одобрил; тут же Толстой объявил Коршу, что позволяет ему редактировать газету только до конца 1874 года - несмотря на то, что срок аренды еще не истек. 1875
А в конце 1876 года завершилась и эта глава: банкирская контора Баймакова была объявлена обанкротившейся. 1877
1883
1896
1914
1917
29 октября 1917 года издание "Ведомостей" было прекращено по решению петроградского Военно-революционного комитета. 1991
2000
Краткая история "Комсомольская правда" · Орден Ленина под номером 1 был вручен этой газете. · Корреспонденты «КП» первыми вели репортаж из квартиры первого космонавта планеты Юрия Гагарина. · Александр Солженицын выбрал "Комсомольскую правду" для публикации своей знаменитой статьи "Как нам обустроить Россию". · Знаменитые "Прямые линии" "Комсомольской правды" помогали и помогают читателям газеты напрямую общаться с самыми известными людьми. · Идея напечатать полный список солдат, погибших в Чечне, тоже принадлежит газете. В результате редакция выпустила уникальную "Книгу памяти". Первый адрес
комсомолки Староваганьковский, 5. Этот адрес вводил читателей в заблуждение. Отправляя письма в редакцию они иногда писали на конвертах: Москва, Ваганьковское кладбище «Комсомольской правде». На самом деле переулок был совсем в другом месте, в центре города. На Ваганьковском холме стоит первый дом Пашкова – государственная российская библиотека. Рядом, в узком переулке, в двухэтажном здании и рождались первые номера комсомолки. Рост тиража по годам
(газету выписывают за рубежом на всех континентах). Включена в книгу рекордов Гиннеса как самая многотиражное в мире издание ежедневной газеты.
"Комсомольская правда" - «лаборатория идей и инициативных начинаний»
Послевоенные годы
Так же хотелось бы отметить и совсем молодое издание, но, тем не менее, заслужившее уже всеобщее признание. Речь пойдет о газете «Аргументы и Факты». Краткая история «Аргументы и Факты» "АиФ" - еженедельная газета, выходящая на 24 полосах, в России, на русском языке. Самая тиражная газета в мире. В 1990 году за фантастический тираж (33,5 млн. экземпляров) была внесена в книгу рекордов Гиннеса. По оценкам социологов, сегодня читательская аудитория "АиФ" составляет не менее 10 млн. человек. Среди них - рабочие и деловые люди, творческая и техническая интеллигенция, политики и работники сферы управления. ''Аргументы и Факты'' - газета, позиции которой определяются ее названием. И даже если люди не разделяют позиции газеты, все равно вынуждены к ней обращаться - факты вещь упрямая. "Аргументы и Факты'' сравнительно молодое периодическое издание. В 1978 году Всероссийское Общество "3нание" в помощь лекторам-пропагандистам стало издавать методическое пособие, содержащее некоторую информацию, статистические данные и другие цифры, которые в официальной прессе найти было трудно. Через два года - в 1980 году "АиФ" стал выходить в виде еженедельной газеты. В розницу тогда газета не продавалась, подписка на еженедельник также была весьма ограничена - за ним долго сохранялась функция полузакрытого издания в помощь политинформаторам. Все материалы, конечно, строго отбирались и подвергались жесткой цензуре. После 1985 года, с началом перестройки, появилась надежда, что положение будет меняться. Но главный редактор и журналисты "АиФ" опередили свое время, начав работать по принципам гласности. В результате конфликт с ЦК КПСС и лично с Михаилом Горбачевым по поводу увольнения главного редактора "АиФ" Владислава Старкова. Впервые в истории прессы коллектив редакции не подчинился вышестоящему идеологическому органу, встал на защиту своего редактора, что явилось предвестником краха тоталитарного режима. А через год, в 1990 году, еженедельник "Аргументы и факты" был внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самое тиражное издание в мире. В 1995 году на втором международном фестивале прессы "Гонг-95" "Аргументы и факты" признаны"Лучшей газетой года". В 1996 Союз журналистов РФ присудил еженедельнику и главному редактору "АиФ" приз "Лучший редактор и газета года". В этом же году еженедельник получил международную премию, как "Лучшее неанглоязычное издание мира''. В 1998-м году еженедельник "Аргументы и факты" отметил 20-летие своего существования. Большие успехи газеты за столь непродолжительный период времени говорят о ее огромном потенциале. Этому способствуют большие творческие возможности журналистов редакции и стабильный, дружный коллектив в целом. Кроме газетных изданий существуют и журналы, хотелось бы отметить своим вниманием один из старейших русских журналов - «Огонек». Краткая история журнала «Огонек» Можно читать или не читать «Огонек», любить или не любить его, но неоспорим факт: «Огонек» - уникальный журнал, читая который, выросло несколько поколений нашей страны. В 1899 году вышел первый номер журнала, которому суждено было на протяжении целого века выполнять роль единственного еженедельника, который у нас в стране совмещал традиции «Лайфа» и «Тайма», «Пари матч» и «Шпигеля». С этим журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты. Подшивки «Огонька» бережно сохранялись и передавались от старших читателей к подрастающим младшим. Статьи в «Огоньке» обсуждались, пересказывались. На мнение, высказанное в журнале, ссылались как на неоспоримый авторитет. Из цветных вкладок первого в России иллюстрированного журнала читатели «Огонька» составляли альбомы и украшали этими скромными репродукциями свое бытие, развешивая картинки по стенам... Все годы существования «Огонек», как в зеркале, четко отражал на страницах журнала реальную жизнь с ее многообразием событий. Менялась страна, менялись и люди: «Огонек» становился другим вместе с ними, но всегда оставался «своим» журналом для огромного круга читателей. И для каждого читателя он публиковал что-то очень важное. П ервый номер «Огонька» вышел в свет в четверг 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С.М.Проппер. с 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров, отставая по тиражу только от ежемесячной «Нивы». В начале века «Огонек» выходил на восьми страницах в 1/8 печатного листа. Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. В революцию выпуск «Огонька», как и многих других газет и журналов, прекратился. И хотя в начале двадцатых годов в российской журналистике началось оживление, ни одно из новых изданий не смогло заменить такой родной и знакомый «старорежимный» «Огонек»... В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг Михаила Кольцова, одного из самых ярких очеркистов и главных редакторов первых двух десятилетий советской власти, поддержав его идею о возрождении «Огонька». Кольцов говорил: «Мы решили попробовать, удастся ли со старым названием поставить советский журнал». Удалось! Вся редакция помещалась в тесной комнате в одном из московских переулков. Журнал выходил на шероховатой бумаге, то раз в неделю, то раз в десять дней... На конец 1923 года тираж «Огонька» составил 42 тысячи экземпляров. Через год тираж вырос до 125 тысяч, а уже в 1925 году достиг полумиллиона экземпляров! Тогда же сформировались основные принципы: хороший литературный язык, сдобренный известной долей консервативного официоза, ставка на иллюстративный ряд, на классический макет, на присутствие в каждом номере обязательных элементов (довольно скоро таким элементом стал кроссворд). Уже после репрессированного Кольцова, в частности, при Алексее Суркове окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке, рассказ и стихи в каждом номере, иногда - детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие декоративный характер, а также так называемая «вкладка», имевшая в истории советской культуры уникальную функцию - с помощью цветных репродукций громадные массы людей знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и... с официозной советской живописью. Так с помощью «Огонька» очень активно и действенно формировались эстетические вкусы поколений, «эстетика миллионов», с которой потом пришлось сражаться в 60-е годы советской интеллигенции и которая была одним из самых твердых базисных опор консервативного общества брежневского периода. Консерватизм, сухость и ограниченность - к сожалению, стали такими же «фирменными» чертами «Огонька» при Анатолии Софронове, преемнике Суркова, как веселая обложка, лирические стихи и сочная иллюстрация. Школа «Огонька», давшая образцы добротной журналистики и хорошего стиля, превратилась в школу выхолощенных, выжатых как лимон статей. Однако с приходом Виталия Коротича журнал повернул на 180 градусов. Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонек» эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонек». Открывший на этом пути к читателю множество ярких имен, талантливых авторов, замечательных художников - он закономерно пришел к финалу этой, наиболее славной страницы своей истории. К концу 1994-го года экономическая ситуация не позволяла выжить на газетном рынке такому дорогому, громоздкому и старомодному культурному продукту. П оследняя революция в «Огоньке» в начале 1995 года наиболее приблизила его к стандартам западных иллюстрированных изданий - и объем, и информационая насыщенность, и использование всех полиграфических приемов, известных на сегодняшний день в мире компьютерной графики, а теперь и «интернетовский вариант» - сделали журнал совершенно другим. Однако многое осталось по-старому. Журнал по-прежнему стоит на жестких политических позициях, поддерживая нынешнее правительство только в рамках проводимых им демократических реформ. Он по-прежнему много места уделяет культуре и литературе. Возрождаются традиции огоньковского репортажа. Осталось неизменным «любимое» лицо на обложке, кроссворд и принцип макетирования «от иллюстрации». Новый «Огонек» для новой страны остается вместе с тем наиболее старым изданием со старыми традициями в отборе текстов и формировании своего стиля. Преемственность журналистского коллектива помогла не потерять то качество, которое всегда было неизменным в журнале, несмотря на все потери и «лихие годы». Список литературы 1. Макаренко Яков «Строки из огня»: Издательство политической литературы, М-, 1985 год. 2. http://www.mospravda.ru/ 3. http://elmech.mpei.ac.ru/mirrors/www.mn.ru/publishing-house/bigtop.html 4. http://www.spbvedomosti.ru/ 5. http://www.kppublish.ru/ 6. http://www.aif.ru/?REC=0 7. http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/welcome.html |