Реферат: Ценообразование и его особенности в малом бизнесе
Название: Ценообразование и его особенности в малом бизнесе Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица и другими субъектами ценообразования [7]. Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования установлены в специальном Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г.[7]. Кроме указанного закона, в законодательство Республики Беларусь о ценообразовании включают и иные актов законодательства. Ст. 3 Закона устанавливает ряд понятий и их определений. Так, цена определяется как денежная оценка стоимости единицы товара. Тариф – это денежная оценка стоимости единицы работы, услуги. Закон также выделяет две разновидности цены (тарифа): свободная цена (тариф) и регулируемая цена (тариф). Соответственно, свободная цена (тариф) - цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных Законом, применяются свободные цены (тарифы). Регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину. Регулируeмые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр; а также отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь [8, с.55]. Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством. Регулирование ценообразования, в соответствии с законом, это воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования. Субъектами ценообразования являются: юридические лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы [11, с.17]. Основными принципами ценообразования являются: определение основ государственной политики в области ценообразования; сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов) [11, с.17]. Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством являются: республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы [7]. Республиканским органом государственного управления Республики Беларусь, действующим под непосредственным управлением Министерства экономики и осуществляющим специальные функции по реализации государственной политики в области ценообразования является Комитет цен при Министерстве экономики Республики Беларусь. В целях выработки научно обоснованных решений по проблемам ценообразования, координации экономических исследований при Комитете цен создается экспертный совет, состав и положение о котором утверждаются председателем Комитета цен. Согласно ст. 12 Закона «О ценообразовании», юридическое лицо, предприниматель имеют право: самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование; обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании. Обжалование в установленном законодательством порядке решений не приостанавливает их выполнения [7]. Ст. 13 устанавливает ряд обязанностей юридического лица, предпринимателя в области ценообразования. Так, при установлении и применении цен юридическое лицо, предприниматель обязаны: выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством; соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования; представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования [7]. Юридические и должностные лица, предприниматели несут ответственность за: нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов), в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения; применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование; нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов); нарушение установленного порядка декларирования и применения цен (тарифов). К юридическим лицам, предпринимателям, допустившим указанные выше нарушения, применяются санкции в виде взыскания в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, и наложения штрафа в таком же размере. Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, и наложение штрафа в двукратном размере такой выручки (суммы средств). Руководители юридического лица и другие должностные лица, предприниматели несут иную ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, ценообразование представляет собой процесс по установлению, регулированию цен и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица и другими субъектами ценообразования. Список литературы Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник -М.: "Дело и Сервис", 2002. - 256с. Акулич И.Л. Маркетинг. – Учебник. – Мн.: Высш. шк., 2000. – 447с. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство “Финпресс”, 1999. – 656с. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. – 464с. Ильющенко Е.В. Основы маркетинга – Мн.: УП “ИВЦ Минфина”, 2002. – 304с. Котлер, Филип, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ.изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом “Вильямс”, 2000. – 944с.: ил. – Парал. Тит. Англ. Уч. пос. О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 37. – Ст. 2/30. Паршин В.Ф. Государственное регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. - 2003. - № 2. - С.54-58. Полещук И.И.. Ценообразование: Учебник для вузов / И.И. Полещук, В.В. Терешина. - Мн.: БГЭУ, 2001. – 303с. Попов Е., Крючкова О. Ценообразование: методы установления цен и их классификация // Маркетинг. - 2002. - № 5. - С.111-120. Прохорчик А. Ценообразование в условиях государственного регулирования // Директор. - 2004. - № 10. - С.17-19. Смирнов Н.Г. Государственное регулирование ценообразования на продукцию, поставляемую на экспорт в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ. - 2002. - № 10. - С.39-41. Цены и ценообразование: Учеб. пособ. / Т.В. Емельянова, Н.Я. Скорик, В.В. Куриленко. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2002. – 112с. Шаркова О.А. Ценообразование: Курс лекций / О.Э. Шаркова, О.А. Карякина; Академия управления при Президенте Республики Беларусь -Мн., 2002. - 176с. |