Статья: Путь Чая

Название: Путь Чая
Раздел: Остальные рефераты
Тип: статья

Бронислав Виногродский

Что такое Чай? На этот вопрос разные люди ответят по-разному… Врач традиционной медицины скажет, что чай - это лекарство от множества болезней. Обычный человек - что это - его ежедневный утренний напиток. Торговец - что это товар, продавая который, он зарабатывает себе на жизнь. Диетолог - что это уникальный набор витаминов, аминокислот и других полезных организму веществ. Англичанин - что это обычай, индиец - что это традиция и 40- национального дохода, китаец - что это культура.

Я понял, что Чай - это миф, Чай - это легенда, Чай - это еда, Чай - это религиозный ритуал, Чай - это искусство, Чай - это "великая милость, данная Небом", Чай это - Путь. Путь чая проходит через время и начинается почти пять тысяч лет тому назад во времена мифического правителя Шэнь Нуна. Путь чая проходит через человека и начинается в любой момент, когда ты понимаешь, что находишься на пути саморазвития, когда Чай начинает помогать осознавать себя ясно в этом мельтешении предметов, явлений, желаний, эмоций. И каждый глоток промывает сознание, промывает взор, который ты направляешь вовне и вовнутрь, ровно, спокойно и радостно.

Чай и благородный человек, Чай и здоровое долголетие, Чай и тонкое искусство - эти понятия всегда неразрывно существовали в традиционной культуре. После того как в XVII-XVIII веках чай попал на Запад, стали делать чай, подходящий для транспортировки, который в силу разных причин и недоразумений стал считаться традиционным объектом чайной культуры на Западе. В конце XX века наступил новый этап в распространении чайной культуры. Появилась возможность опять отнестись к Чаю спокойно и внимательно, превратить его из средства запивания еды в средство питания жизни во всех смыслах.

Вот мнение современной медицины о чае: чай является уникальным растением, несущим в себе огромный спектр различных веществ, оказывающих, при правильном употреблении, ощутимое воздействие на организм человека. Безусловно, конкретное содержание тех или иных веществ может меняться в зависимости от места произрастания и времени сбора урожая, технологии приготовления из свежих листьев готового продукта, срока хранения и условий заварки. При заварке не весь состав чайного листа переходит в настой (воду), а только его растворимая часть. Поэтому при дальнейшем обсуждении будет иметься в виду именно она. Стоит отметить, что зеленые чаи богаче растворимыми веществами, чем черные.

Дубильные вещества (танины). Именно эти вещества придают чаю характерный терпкий вкус. В среднем их содержание в чайном листе составляет от 8% до 30% и является основной составляющей всех находящихся в чайном растворе веществ. Дубильные вещества представляют собой сложную смесь танина и катехинов, полифенолов и их производных. Кофеин в соединении с танинами, а также теакатехины обладают свойствами витамина Р (биофлавоноиды), который обладает капилляроукрепляющим и гипотензивным (снижающим давление) действием, стабилизирует коллаген сосудистых стенок, способствует лучшей активности витамина С (аскорбиновой кислоты). Благодаря танину чай для человека является основным поставщиком витамина Р.

Эфирные масла. Количественное содержание эфирных масел в чае незначительно (0,006% в сухом чайном листе), но именно благодаря им мы можем наслаждаться ароматом чая. При изготовлении чая из свежего листа часть масел разрушается, но часть их создается заново, поэтому можно, используя разные технологии приготовления, получать с одного куста чаи с разными ароматами. Аромат приятен сам по себе, и к тому же вещества, вызывающие его ощущение, действуют определенным образом на организм - создают особый эмоциональный фон.

Алкалоиды. Главным чайным алкалоидом является кофеин, однако в чае он соединен с дубильными веществами (танинами) и образует теин, который действует более мягко. Он стимулирует умственную деятельность, процессы мышения. Кофеин в форме теина не накапливается в организме человека. Стоит обратить внимание, что теин образуется в чайных листьях в процессе роста и развития растения, поэтому его больше содержится в качественных сортах чая молодого сбора. Кроме теина чай содержит и некоторые другие алкалоиды, например, теобромин и теофиллин, которые обладают сосудорасширяющим и мочегонным действием.

Белки и аминокислоты. Их содержание в чае от 16% до 25%. Особенно богаты белками зеленые чаи. И по содержанию и по качеству такие белки не уступают белкам бобовых культур.

Витамины В чае в разных количествах присутствуют практически все основные витамины. Самым основным является витамин Р, который укрепляет стенки сосудов, стабилизирует мембраны клеток. Широко представлены витамины группы В. В свежем чайном листе витмаина С (аскорбиновой кислоты) содержится больше, чем в свежевыжатом соке лимона или апельсина. Естественно, при обработке чая часть витамина теряется, но остается на нужном для человека уровне. В чае присутствуют жирорастворимые витамины А, D, Е, К, которые могут попасть в организм, если съедать чайную заварку непосредственно или добавлять ее в салаты и другие блюда.

Кроме того, в чай входят еще минеральные вещества (соли железа, соединения магния, марганца, натрия, кремния, кальция, калия, фтора, меди, йода, золота), которые служат для регулирования тонких процессов нашего организма. Органические кислоты (щавелевая, лимонная, яблочная, пировиноградная, янтарная) придают чаю различные оттенки вкуса. Пектиновые вещества обеспечивают чаю сохранность - они покрывают чайный лист тонкой желеобразной пленкой, предохраняя от излишнего намокания и порчи.

Нужно сказать, что на самом деле невозможно выразить конкретные свойства чая с помощью формул и процентов, так как все вышеперечисленные вещества воздейтсвуют на организм человека в совокупности. Кроме того, существуют различные технологии заварки, посуда разного качества из разных материалов, настроение и отношение к Чаю человека, заваривающего и человека пьющего. Употребление Чая - это отдельное осознанное действие, чайное действо, настраивающее человека (его тело, дыхание, сознание) на определенный лад.

Есть обычные действия и есть действо, которое тоже ничем внешне не отличается от всех остальных движений. Действо - это качество осознания происходящего. Действо подразумевает целостность, связь данного процесса со всеми остальными (одновременно происходящими) движениями в моей вселенной. Горит огонь, льется вода, текут предметы сознания в потоке восприятия. Это происходит здесь и сейчас, это происходит всегда и везде. Действие происходит, ты в нем принимаешь участие, а действо деется, варится, ты его ведущий. Оно тебя ведет, а ты его ведаешь. Вот так.

Сам по себе напиток этот хорош и интересен, он дает энергию, несет здоровье, обостряет восприятие, улучшает состояние духа. Только, в этом перечне качеств можно забыть о носителе чайной традиции, от которого все и зависит. Потому что сам по себе чай не существует, сам по себе воздействия не оказывает и не бытует в отрыве от человека, который с чаем взаимодействует, который взаимодействует с другими людьми. Чай кто-то предлагает, чай предлагает себя через кого-то. Чай - это средство для взаимодействия с самим собой и с миром. Он создает состояние тонкой восприимчивости и внимательности, что позволяет более полно видеть происходящее, и точнее реагировать на приходящие в твое сознание волны бытия.

Традиция, время, сознание, волны. Сознание качается на волнах времени, тело колышется на волнах сознания, традиция передается от человека к человеку, и пребывает род человеческий, и уже очень много веков люди пьют чай.

***

Чай живет во времени и в восприятии людей, которые его выращивают и делают для людей, которые его употребляют. Я буду говорить о Пути чая с точки зрения человека, который его потребляет. Потребляет много лет, с нескрываемым удовольствием, и очень желает, чтобы как можно больше людей на этой планете могли бы разделить это удовольствие, полезное и приятное, как бы это ни банально звучало.

Итак, живя во времени, чай в первую очередь взаимодействует со временем в восприятии человека, который его употребляет. Чай привносит в сознание этого самого человека, в его восприятие такое качество, которое меняет ощущение времени в пространстве сознания. Это изменение ощущения является одновременно и субъективным, и объективным, как и свойства самого времени. А китайскую культуру можно назвать культурой восприятия времени. Ее главные тексты посвящены как раз философии времени и практике отношений с временем.

Время в китайской культуре - это иерархия, система циклов, проходящих через все множество предметов, составляющих вселенную, вселенную волн времени, вселенную иерархии циклов. И потому у человека, познающего вселенную, есть одна единственная возможность познания - познание структуры ощутимого времени. Вот про это вся китайская культура.

А чай в китайской культуре с глубокой древности ассоциируется с процессами тонкого постижения реальности. Чай употребляют горные анахореты, используя его энергию для активации внутренних субстанций, составляющих пилюлю бессмертия. Чай используют в ритуалах, связанных с обращением к силам родовых образований, к энергии предков. Чай помогает создавать более интенсивное поле общения людей с целью совместного любования произведениями искусства или проявлениями природы, такими как мы их видим в утонченных произведениях китайской живописи. Чай применяется просто для того, чтобы выразить почтение гостю, пришедшему в дом.

Чай - замечательный природный резонатор. Он соединяет тебя с длинными волнами времени. Он делает тебя резонансным посредством проведения через тебя длинных волн, воплощением которых он сам является. Ты начинаешь чувствовать и переживать реальность тоньше и длиннее, то есть медленнее. Появляется возможность задержать взгляд (и внутренний, и внешний) на деталях, составляющих текучую, эфемерную картину нашего бытия.

Чай существует как живая традиция, чай издавна и до сих пор выращивается, чай продается, чай пьется, чай эстетизируется, обожествляется, изучается, предстает в виде текстов, музыки, интерьеров, посуды, обрядов, обычаев, истории, книг, скульптур и картин. Это - издавна и до сих пор живое явление во времени и в сознании человечества. Мы создаем текст про чай, мы рассказываем о пути чая, рассказывая про тексты, представляя его в виде текстов, которые также суть отражения временных волн, которые в свою очередь суть отражения системы описания традиционного китайского мировоззрения, в котором есть три основных категории волн - волны Неба, волны Человека и волны Земли.

Все эти волны проходят через наше сознание и находятся в органичном гармоническом резонансе друг с другом. Все они несут специфическую информацию, а вместе отражают мир в максимально доступной для отражений полноте. Чисто информационные тексты, излагающие и классифицирующие, дающие статистические сводки и документальные описания представляют в сознании короткие волны. Это волны Земли, это материальное описание материальной реальности. Средние волны - волны Человека. Соответствующие им тексты создают личностный контекст для темы чая. А тексты длинных волн, волн Неба, раздвигают границы темы до горизонта культуры в целом и позволяют понять, где и как существует это многогранное, глубокое и объемное явление, которое мы называем чай.

Таким образом, задача человека, как пьющего чай, так и собирающегося его пить, то есть, просто человеческая задача состоит в сонастройке, в попадании в резонанс длинных, средних и коротких волн Неба, Человека и Земли через правильное сочетание духовного и физического начал в пространстве жизни отдельного индивида. Для этого надо правильно воспринять основные составляющие системы описания, в данном случае эта система описания называется "Чайной культурой". Целостное и непротиворечивое понимание всех связей между компонентами, составляющими систему, позволяет правильно переживать состояния, которые она предлагает, и выносить ценный опыт из этих состояний, который, накапливаясь в тебе, превращается в устойчивое ощущение переживания здоровья, мира и долголетия.

Волны информации сливаются в целостный голографический образ чайной культуры, живущей во времени, живущей в состояниях и действиях проводников этой культуры, одним из которых неизбежно становитесь Вы, почтенный читатель, обращая взор на тексты, составляющих стихию этой книги.

С почтением, Бронислав Виногродский.