Курсовая работа: Программа по литературе 10—11-е классы. Профильный уровень

Название: Программа по литературе 10—11-е классы. Профильный уровень
Раздел: психология, педагогика
Тип: курсовая работа

Е.С.Абелюк, З.А.Блюмина, К.М.Поливанов

I. Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в классах гуманитарного профиля

В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Современная школа продолжает ставить перед собой те же задачи. Однако решает их несколько иначе, чем прежде.

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности.

Владение читательской культурой подразумевает, что ученик к концу старшей школы:

умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове);

проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова);

умеет найти в произведении непонятные для себя, “тёмные”, места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения);

ощущает литературное произведение как неповторимый художественный мир;

умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора;

в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

Таким образом, проблемный разговор о литературе, ведущий к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, идёт на уроке не поверх текста, а на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы.

Преподавание литературы становится более конкретным, филологическим по сути. А важнейшая задача преподавания курса литературы определяется как задача понимания. Таким образом, такая глобальная цель образования, как воспитание личности средствами литературы, решается через формирование читательской культуры школьника.

Развитие читательской культуры, разумеется, предполагает, что все эти навыки проявляются не только при чтении произведений, разбираемых на школьных уроках литературы, но и при чтении любой другой художественной литературы, как современной, так и классической, русской и зарубежной.

Преподавание литературы в профильной школе имеет и другие, более специальные задачи. Так, выпускник профильной школы видит как своеобразие художественного произведения, так и его традиционность, проявляющиеся на разных уровнях художественного текста (не только в словоупотреблении и стиле, но в сюжете и композиции, системе персонажей, в особенностях таких категорий, как пространство и время, и так далее); стремится осмыслить произведение в литературном, историко-культурном и историко-социальном контексте, в его историко-литературных и историко-художественных связях.

В связи с этим возникает необходимость интегрирования курсов литературы и русского языка, литературы и других школьных предметов, прежде всего курсов литературы и мировой художественной культуры (МХК), истории, обществоведения, иностранных языков, других гуманитарных дисциплин (как обязательных, так и элективных).

II. Дидактические и методологические основы программы

Дидактические и методологические основы программы определяются мировоззренческими приоритетами современной российской педагогики, а также целями и задачами преподавания литературы как школьного предмета.

Это следующие приоритеты:

1. Принцип демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности, веротерпимости и способности к диалогу. Принцип “со-чувствия” как педагогический метод и результат деятельности.

Весь процесс обучения нацелен на воспитание широты взглядов личности, формирование её эмоциональной сферы, её умения почувствовать чужую боль, выслушать другую сторону, понять иную точку зрения, формулировать собственную позицию с учётом чужой; на воспитание толерантности, благожелательности, самокритичности.

2. Принцип самостоятельности мышления учеников.

В процессе обучения каждый ребёнок учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

3. Принцип “Учитель и ученик — единомышленники. . . ”

Ученик — субъект познания, а не объект обучения. Процесс обучения рассматривается как диалог и совместный поиск учеников и учителя.

В основу данной программы положены следующие принципы дидактики и методики:

1. Принцип преемственности обучения с основной школой.

На последней ступени школьного литературного образования закрепляются и углубляются читательские навыки, во многом сложившиеся к старшей школе.

2. Принцип деятельностного обучения.

Деятельностный принцип обучения помогает формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве. Это означает, что кроме работ аналитического характера школьники выполняют и творческие задания, в том числе учатся работать в жанре рецензии. Именно в этом направлении они могут в наибольшей мере проявить своё умение свободно оценивать литературное явление, не попадая под власть готовых схем и стереотипов.

При этом в обучении учитываются возрастные и психологические возможности учеников, развивается и реализуется их индивидуальный творческий потенциал.

Реализация деятельностного подхода в ходе школьного литературного образования (впрочем, как и школьного образования в целом) будет способствовать развитию сильных и выравниванию слабых сторон личности ребёнка; позволит уже на ранних этапах обучения выявить одарённых учеников, а также воспитывать одарённость.

3. Принцип “Обучение в школьном курсе идёт параллельно с исследованием”.

К учебно-исследовательской деятельности привлекаются учащиеся старших классов профильной школы. Это означает, что обучение в каждой рассматриваемой теме выходит за пределы изучаемых по школьной программе явлений, побуждает учеников к самостоятельному чтению, размышлению и привлечению (прежде всего под руководством учителя) внепрограммных материалов. Индивидуальная и коллективная учебно-исследовательская деятельность школьников продолжается во внешкольной деятельности и реализуется в проблемных учебно-исследовательских работах.

Подобный вид учебной деятельности стимулируется и постоянно развивающейся в России системой научно-практических конференций учащихся.

Внедрение этого принципа в школьную практику ставит перед учителем, преподающим литературу в профильных классах, новые задачи. В качестве исследователя по отношению к каждому разбираемому произведению литературы выступает прежде всего преподаватель литературы; он должен уметь анализировать произведение в самых неожиданных для себя направлениях прямо в классе, всесторонне привлекая к этому процессу школьников и учитывая самые разнообразные (нередко противоречивые) суждения, вместе с учениками искать ответы на возникающие у них вопросы.

4. Принцип реальной индивидуализации образования. Основы вариативного преподавания литературы в современной школе.

Поставив перед собой такую серьёзную задачу, как задача понимания неоднозначных художественных смыслов, учитель не может не осознавать, что имеет дело с учениками разной степени мотивированности и “продвинутости” в предмете. Отсюда вытекает принцип необходимости реальной индивидуализации, которая может быть осуществлена в ходе многоуровневого подхода к преподаванию курса литературы.

По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения, которые и следует учитывать при преподавании литературы.

Первый уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. Особенности такого восприятия были содержательно определены в работах Г. А. Гуковского: его отличает восприятие художественного произведения как реальной житейской истории; такое восприятие, будучи непосредственным и эмоциональным, создаёт основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но ещё не является достаточным.

Второй уровень характеризуется умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным.

Третий уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, то есть видеть в “сопряжении” художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел.

Четвёртый уровень восприятия литературного произведения характеризуется умением воспринимать это произведение в историко-литературном контексте — как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной и культурной традицией. Речь идёт о видении воплощённой в произведении традиции (выражающейся в общих темах, проблемах, художественных мотивах, типах художественных образов, реминисценциях, аллюзиях, ритмических и иных цитатах) и о трансформации этой традиции, а также о полемике с современниками и предшественниками. Кроме того, этот уровень восприятия произведения характеризуется умением критически оценивать художественно-концептуальные построения автора (то есть умением на основе анализа художественного произведения рецензировать этот текст).

Подобное видение художественного произведения следует расценивать как профессиональный взгляд на литературу. Однако элементы такого подхода можно и следует формировать у учеников с развитой читательской культурой, в особенности ориентированных на углублённое или профильное изучение литературы.

Ни один из этих уровней художественного восприятия не реализуется в чистом виде. Тем не менее современное преподавание литературы учитывает все названные его типы, что позволяет реально осуществлять в школе разноуровневый подход к учащимся.

Проблемное восприятие произведения, анализ его художественного своеобразия будут способствовать формированию мотивации к чтению и расширению читательского опыта ученика, его продвижению на новый уровень восприятия произведения.

Настоящая программа литературного образования может быть адаптирована к каждому уровню восприятия; вместе с тем, определив “зону ближайшего развития” ученика (принцип Л. С. Выготского), учитель может адаптировать её и к каждому старшекласснику.

III. Содержание программы

1. Содержание программы историко-литературного курса профильной школы определяется принципом научности. Программа представляет целостную и объективную картину мира русской литературы XIX и XX веков в контексте истории и истории культуры и во взаимосвязи с традицией. Вопросы периодизации решаются в программе на современном уровне.

Отбор художественного материала, рассматриваемого в программе, осуществляется с учётом следующих идей:

литература в старших классах школы изучается интенсивно, а не экстенсивно;

курс литературы для старших классов гуманитарного профиля строится на максимально углублённом изучении небольшого числа произведений.

Такое изучение предполагает всестороннее рассмотрение языка произведения (от звука и стиля до своеобразия собственно художественного языка и стиля), содержательности его художественных форм и, наконец, своеобразия мировоззрения писателя, воплотившегося в художественном мире изучаемого произведения, в традиционности и художественном новаторстве этого произведения.

Вместе с тем курс литературы строится на разумном сочетании анализа отдельных, наиболее сложных художественных произведений и материала, знакомящего учеников с историко-литературным, историко-культурным и историко-социальным контекстом (для такого знакомства используются биографический очерк, историко-литературные очерки, очерки литературных нравов, знакомство с литературной критикой, фрагментами некоторых лучших работ российских литературоведов).

Реально это приводит к тому, что даже при углублённом изучении программа не превышает значительно содержательный минимум по предмету.

Ученики, изучающие литературу углублённо в классе, получают возможность свободное время истратить на продуктивное и самостоятельное чтение того, что выберут сами. Вместе с тем круг чтения школьников, выстраиваемый учителем, может расширяться за счёт проектной учебно-исследовательской деятельности.

2. Перегрузка программы переводными произведениями рассматривается как нерациональная. Вместе с тем курс литературы для старших классов профильной школы может дополняться элективным курсом, в котором рассматриваются контекстуальные связи русской литературы с зарубежными литературами, или специальными курсами западноевропейской или мировой литературы. В профильных школах с углублённым изучением иностранных языков целесообразно сочетать настоящий курс русской литературы с элективным курсом, в котором школьникам предлагается чтение художественных произведений иностранной литературы в оригинале.

3. Литература последних тридцати лет рассматривается как необязательная для изучения, так как она ещё не вполне является фактом научной истории литературы. Вместе с тем по усмотрению учителя она может стать предметом историко-критического изучения.

Историко-литературные принципы организации содержания программы

1. Содержание программы — отбор, последовательность и глубина изучения литературного материала — определяется современным состоянием историко-литературных представлений о значимости тех или иных произведений в общей картине культуры рассматриваемой эпохи.

В настоящей программе историко-литературный материал используется для комментирования различных аспектов изучаемых произведений и некоторых вопросов биографии автора, а не для создания полной историко-литературной картины. Таким образом, историко-литературные сведения служат задаче глубокого понимания отдельного художественного произведения.

Сама по себе достаточно полная картина истории литературы требует привлечения существенно большего объёма сведений, чем обычно самостоятельно располагает школьник.

При ином подходе к изучению истории литературы школьный курс литературы превратится в лекционный курс, а ученики — в слушателей.

2. Любая научная периодизация историко-литературного процесса является достаточно условной и схематичной: очевидна искусственность определения границ между романтизмом и реализмом (это касается как творчества отдельных писателей, так и литературного процесса в целом). Условна и периодизация литературы XX века: так, более двух десятилетий ведущие учёные России и зарубежные слависты спорят о том, каковы рубежи литературы Серебряного века.

В связи с этим приоритеты настоящей программы распределяются следующим образом:

на первом плане оказываются важнейшие литературные произведения и главные литературные фигуры, определяющие своеобразие историко-литературного процесса;

представления школьников о литературном процессе в целом складываются не благодаря построению жёсткой историко-литературной периодизации, а на материале анализа литературного материала, который рассматривается в его связях с современностью и литературной традицией;

одновременно школьники знакомятся с представлениями о характере историко-литературного процесса, сложившимися в литературоведческой науке.

Принципы подачи теоретико-литературного материала в программе

Во всех действующих программах и учебниках теоретико-литературным понятиям уделяется серьёзное внимание. Это связано с тем, что в последние десятилетия преподавание литературы в школе базируется на анализе литературного произведения, и содержательность художественных форм перестаёт игнорироваться школьным литературоведением.

В настоящей программе изучению теоретико-литературных понятий также уделяется существенное место.

В процессе изучения курса активно используются те теоретико-литературные понятия, с которыми школьники познакомились уже в основной школе.

На этапе обучения в средней профильной школе старшеклассники знакомятся и с новыми теоретико-литературными понятиями. Так, вводятся понятия “реминисценция” и “аллюзия”, необходимые при изучении связей литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом и литературной традицией.

Вместе с тем в настоящей программе теоретико-литературный материал рассматривается не как специальный предмет изучения, а как инструмент для понимания литературно-художественного произведения. Таким образом, характер знаний по теории литературы оказывается операционным.

Десятый класс

Повторение

А. С. Пушкин. Личность и творческий путь. Принципы периодизации. Эволюция гражданских мотивов, философских мотивов и принципов изображения природы (от «ВоспоминанийвЦарскомСеле» до «Вновьяпосетил. . . », от «Вольности» до «ПираПетра I»). Эволюция жанровой системы пушкинской лирики (от Пушкина — ученика элегической школы Жуковского, Батюшкова до Пушкина 1830-х годов), разрушение жанровых границ. «ЕвгенийОнегин» как этап творческой эволюции поэта. Способы создания “поэзии действительности” (точки зрения, детали бытовой и духовной жизни эпохи, литературные параллели и другие). Темы частной жизни, истории и судьбы в творчестве Пушкина 1830-х годов («Капитанскаядочка», «МедныйВсадник», «ИзПиндемонти»).

М. Ю. Лермонтов. Традиции пушкинской лирики в лирике Лермонтова («Пророк», «Узник», «Кинжал», «Демон»). Единство романтической личности лирического героя Лермонтова.

«Геройнашеговремени». Принципы композиции первого психологического романа (система точек зрения и другое). Особенности изображения Востока и Запада в романе. Отличие героя романа от героя лирики Лермонтова. Критика “романтической личности” в образе Печорина.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Закрепляются и углубляются представления о творческом пути писателя, о лирическом герое, “точке зрения” в произведении, о поэтических жанрах, романе и повести, о своеобразии сюжета и композиции, об особенностях повествования, о литературной традиции и новаторстве, о художественном стиле писателя.

Н. В. Гоголь. Эволюция гоголевского творчества (от «ВечеровнахутореблизДиканьки» до «Мёртвыхдуш»). Значимость сквозных мотивов в творчестве Гоголя для понимания поздних произведений. Эволюция мистико-фантастического взгляда на мир (от беззаботной сказочности «Вечеров» к распаду мира в «Петербургскихповестях»; соединение того и другого художественного взгляда в «Мёртвыхдушах»). Принципы создания многозначности отдельных образов и в целом произведений Гоголя: соединение абсурда с трагизмом, комического с драматическим и так далее. Особенности образов России, русского языка, национального характера в сложном художественном мире гоголевских произведений. Использование художественного пространства для создания фантастического, абсурдного, гротескного (Петербург, в том числе Петербург в «Повести о капитане Копейкине»). Гоголевская деталь: на первый взгляд избыточные и случайные детали и их постепенное складывание в целостную систему на протяжении произведения; вещь и человек, живое и мёртвое, бытовое и философско-символическое.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Углубление представлений о стиле, гротеске, комическом, сатирическом и публицистическом пафосе, о фантастическом и его функциях, о жанрах романа-путешествия, авантюрного романа, поэмы.

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

Сны в русской литературе первой и второй половины XIX века. Сходства и различия функций. Черты преемственности.

Влияние изображения стихии и истории у Пушкина на литературу XX века.

Традиция Лермонтова в изображении психологии героя в романах Достоевского (рекомендуется обратить внимание учеников не только на программные произведения Достоевского).

Гоголь и Гофман.

Соединение в произведениях Гоголя социальной сатиры, эсхатологии и “беззаботного” смеха.

Многоаспектность и многозначность образов и произведений Гоголя.

Особенности русской литературы второй половины XIX века

Общая характеристика периода. Общественно-политическая, философская проблематика в литературе этого времени (художественное воплощение жизненной, религиозной и исторической философии в творчестве Гончарова, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого, Чехова). Споры о злободневном в поэзии. Развитие и становление русского романа. Поэзия как форма публицистики (Н. А. Некрасов и его школа). Становление театра как полноценного поля для обсуждения больных вопросов современности и глобальных вопросов мироустройства (А. Н. Островский и его школа).

В. Г. Белинский. Интерпретация Пушкина и Гоголя и становление русской прозы 1840-х годов («Орусскойповестииповестяхг. Гоголя»).

И. А. Гончаров. «Обломов». История создания романа. Система персонажей в “романе одного героя”. Роман «Обломов» как социально-бытовой и психологический роман. Сон Обломова в композиции романа. Черты полемики с романтической литературой в изображении природы, любовных переживаний, народных поверий фольклора, отношений Востока и Запада (халат Обломова, Обломов и Штольц и другие). Судьба России и национальный тип в изображении Гончарова. Проблема счастья в романе, проблема воспитания в романе («Обломов» как российский роман воспитания). Традиция “натуральной школы” в первой главе романа. Традиция Пушкина и Гоголя (прежде всего «Капитанской дочки» и «Мёртвых душ») в романе Гончарова. Значение детали и своеобразие художественного пространства (сон, сказка, Петербург) в романе.

И. С. Тургенев. «Отцыидети». Раскол в «Современнике» как одна из причин формирования особенностей героя романа. Проблема временного и вечного в романе. Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, мужчин и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным поколениям). Место природы, искусства (в особенности музыки и поэзии), семейных связей, стремления к взаимопониманию в гармоническом устройстве мира. Система персонажей в романе. Мастерство Тургенева в смысловой нагруженности деталей внешности, речи, одежды, интерьера. Композиция романа и её художественная функция. Значение последней главы романа. Особенности выражения авторской позиции в романе.

Полемика в русской критике вокруг романа Тургенева (критики об авторской позиции).

Историко- и теоретико-литературные понятия

Понятие “натуральной школы” («Физиология Петербурга»). Черты “натуральной школы” в «Запискахохотника» Тургенева, «Бедныхлюдях» Достоевского, в изображении сатирических персонажей романа Гончарова «Обломов». Углубление представлений о литературной полемике средствами художественной литературы. Социальная и историософская проблематика, выражаемая литературными средствами.

Ф. И. Тютчев. Человеческая и литературная судьба Тютчева: поэт пушкинского поколения в эпоху превращения литературы в поле выяснения, в том числе и публицистических вопросов, в эпоху становления русского психологического и философского романа; самоощущение поэта-“дилетанта” в эпоху профессионализации литературного труда. Натурфилософский характер лирики Тютчева («Весенняягроза», «Весенниеводы», «Видение», «Певучестьестьвморскихволнах. . . », «Нето, чтомнитевы, природа. . . », «Когдапробьётпоследнийчасприроды. . . », «Деньиночь»). Единство личности и вселенной как одна из центральных тем Тютчева* («Фонтан», «Какокеанобъемлетшарземной. . . », «Тенисизыесмесились. . . », «Очёмтывоешь, ветрночной?»). Поэт о человеческой истории и жизни вселенной («Цицерон», «Отжизнитой, чтобушевалаздесь. . . »). Тютчев о России («Этибедныеселенья. . . », «Слёзылюдские, ослёзылюдские. . . », «УмомРоссиюнепонять. . . »). Соотношение мысли и драматизма переживания лирического героя Тютчева («Silentium!», «Душамоя — Элизиумтеней. . . »). Любовная лирика поэта: любовь как трагический конфликт, изображение психологии женщины в любовной лирике Тютчева («Япомнювремязолотое. . . », «О, какубийственномылюбим. . . », «Неразтыслушалапризнанье. . . », «Предопределение», «Неговори: меняон, какипрежде, любит. . . », «Естьивмоёмстрадальческомзастое. . . », «Чемумолиласьтыслюбовью. . . », «Последняялюбовь», «Любовь, любовь, — гласитпреданье…»).

А. А. Фет*. Лирический герой поэзии А. Фета, его погружённость в природу. Чувственность, вещественность мира, изображённого в поэзии Фета. Образ одухотворённой природы, в том числе в безглагольных стихах поэта («Печальнаяберёза», «Япришёлктебесприветом. . . » (повторение), «Ещёвесна — какбудтонеземной. . . », «Шёпот, робкоедыханье. . . », «Осень»). Представление Фета о творчестве («Однимтолчкомсогнатьладьюживую. . . »). Медитативная лирика* («Настогесенаночьююжной. . . », «Измученяжизнью, коварствомнадежды. . . »). “Невыразимость” и “непостижимость” как темы поэзии Фета («Учисьуних — удуба, уберёзы. . . »).

Н. А. Некрасов. Журнал «Современник» в биографии Некрасова. Круг авторов журнала «Современник». Формирование общественного мнения вокруг журнала. Некрасов-журналист и поэт. Публицистичность, повествовательность, “сюжетность”, прозаизмы. “Непоэтические” темы и образы. “Антиэстетизм” как поэтическая программа Некрасова в сочетании с изысканностью и мастерством поэтической техники (перебои ритма, многообразие размеров, игра с фонетической благозвучностью и неблагозвучностью. Цикл «Вдороге», «Едулиночью. . . ». Некрасов о поэте и поэзии («Праздникжизни — молодостигоды», «Блаженнезлобивыйпоэт. . . », «Поэтигражданин»). Петербург Пушкина и Гоголя в цикле стихотворений «Опогоде»; связь этого цикла с творчеством Достоевского (бедный Макар Некрасова и сон Раскольникова о лошади у Достоевского). Антиромантизм в некрасовском изображении русской деревни, Петербурга и человеческих, в том числе любовных, отношений («Секрет», «Мыстобойбестолковыелюди. . . »).

«КомунаРусижитьхорошо». Послереформенная Россия глазами крестьян — стилистика и сюжетные черты фольклорных жанров в поэме (песня, сказка, пословица, примета и другие).

Эмоциональный накал как характерная черта лирики и поэм Некрасова. Влияние поэзии Некрасова на русскую поэзию XX века.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Противопоставление гражданской лирики и поэзии “чистого искусства”. Психологизм в лирике. Углубление представлений о философской лирике, о значении и характерности пейзажа в лирике. Понятие поэтического цикла. Дальнейшее формирование представлений о реалистическом стиле, народности, национальном своеобразии, значение традиции и новаторства в литературе.

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

Понятие о композиции пейзажа в лирическом стихотворении.

Философские основы лирики Ф. Тютчева.

Тютчев и Мандельштам.

Некрасовский город в прозе Достоевского (или лирике А. Блока; или в поэзии В. Маяковского).

Героини любовной лирики Тютчева и Некрасова в сопоставлении с героинями Достоевского.

Ф. М. Достоевский. Биография и литературный путь.

«Преступлениеинаказание». Связь понятий — “преступление”, “грех”, “наказание”, “искупление” — в романе Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания. Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова (от Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и Порфирия Петровича) как параллели к духовному пути и психологии главного героя. Сны Раскольникова как средство создания психологического портрета героя. Средства создания противоречивости внутреннего мира персонажа. Своеобразие образа и место Петербурга в романе. Психологические, социальные и идейные причины преступления Раскольникова.

Полемическое начало романа Достоевского. Высмеивание примитивных социалистических идей (Лебезятников). Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское начало). Категорическое отрицание принципа “цель оправдывает средства”. Идея всеобщего братства (“сестринства”): Алёна Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников. Символика романа, в том числе евангельские образы (воскрешение Лазаря). Полемика с романтическим представлением о противостоянии “толпы” и “нестандартной личности”.

«Идиот»*. Сквозные темы романов Достоевского: тема денег, Петербург, болезнь и выздоровление, влюблённость и красота, Россия и Запад.

«РечьоПушкине»*. Своеобразие прочтения Пушкина Достоевским. Стремление к достижению общего счастья всех людей как определяющее движение русской литературы в целом.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Углубление представлений о сказе. Понятие “двойник”. Психологизм Достоевского в сопоставлении с психологизмом в лирике Некрасова и Тютчева.

А. Н. Островский. Творческий путь Островского. Жанровое многообразие драматургического наследия Островского.

«Гроза». Художественное пространство, система персонажей, своеобразие конфликта драмы. Русская критика о пьесе Островского. Перспектива изображённого Островским мира русской провинции и купечества (от «Грозы» к «Бесприданнице»). Смена власти традиции властью денег.

«Лес». Разрушение мира русской усадьбы в комедийном изображении Островского. Судьба русского дворянства. Искренность, фальшь и театральность как категории измерения человеческих отношений и качеств личности.

«Бесприданница»*. Эволюция образа героини у Островского (от Катерины и Кабанихи к Ларисе и Огудаловой). Появление нового типа героя (Карандышев и герои Достоевского).

Историко- и теоретико-литературные понятия

Углубление представлений о драматическом роде литературы и драматургических жанрах. Психологизм и драматургия. Решение современной социальной проблематики.

Л. Н. Толстой. «Севастопольскиерассказы»* («Севастопольвмае», «Севастопольвавгусте 1855-го», «Севастопольвдекабре»). Изображение войны в повестях. Неприятие официально-шаблонных или наивно-романтических представлений о героизме.

«Войнаимир». История создания романа. Черты эпопеи в романе «Война и мир». Принципы композиции романа: противопоставление и сопоставление в романе противоположных начал: мира и войны, Москвы и Петербурга, отдельных персонажей и так далее. Принципы создания портретов персонажей (значение детали). Толстой-психолог. Различные приёмы изображения героев, любимых писателем и не принимаемых им. Принципы изображения истории в романе. История как “семейная хроника”. Принципы изображения семей Ростовых — Курагиных — Болконских в романе. Философская и историософская позиция автора. Средства полемики с романтическим представлением о роли личности в истории. Изображение Наполеона как полководца, человека и кумира России и Европы начала XIX века. Изображение Кутузова. Понятия музыкальности и гармонии у Толстого, воплощённых в отдельном персонаже, в семье, в законах мироустройства (сны Пети и Пьера), в национальном характере (Платон Каратаев и танец Наташи у дядюшки). Исторический фатализм Толстого и война и мир как состояния жизни (при неприемлемости для автора войны как таковой). Семейное, мирное начало в военных сценах (батареи Тушина, Раевского и другие).

«СмертьИванаИльича»*. Сюжетно-композиционные особенности повести. Духовный переворот в сознании Ивана Ильича. Тема смерти у Толстого (в сравнении с темой смерти в романе «Война и мир»).

Историко- и теоретико-литературные понятия

Понятие о романе-эпопее. Законы соединения психологического романа и историософского сочинения. Решение исторических и философских проблем художественными средствами.

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

Актуальность исторической проблематики (событий 1812 года) в 1860-е годы.

Актуальность фигуры Наполеона в общественной жизни второй половины XIX века и в творчестве Достоевского и Толстого.

Россия и Европа у Толстого и Достоевского.

Христианские идеи Достоевского.

Н. С. Лесков*. «Левша». Стилистические особенности сказа, стилизация под народную легенду. Близость повествователя и героев сказа. Авторское видение героя и событий повести. Пародийное осмысление исторических персонажей и реалий времени в сказе Лескова. Трагический пафос произведения. Проблема национального характера в повести: “маленькие великие люди” (Лесков) в изображении автора.

«Очарованныйстранник». Житийное начало повести. Проблема русского характера. Образ Ивана Флягина в художественной системе повести. Иван Флягин — герой и повествователь. Своеобразие стиля повести.

Проблема русского национального характера в творчестве Лескова. Развитие традиции сказа в русской литературе XX века*.

М. Е. Салтыков-Щедрин*. Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина (обзор). «Историяодногогорода»: фельетон, пародийное описание русской истории, использование гротеска. Совмещение исторических времён в «Истории одного города». Идея принципиальной невозможности перемен в России. Сравнение сатирического изображения истории Салтыковым-Щедриным и пародийной поэмы А. К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва».

А. П. Чехов. ЭтапытворческогопутиЧехова. Юмористические рассказы. Своеобразие темы “маленького человека” в рассказах раннего Чехова. Современный мир и его социальная иерархия; “маленький человек” как жертва несправедливости и как её носитель. Проза зрелого Чехова. Проблема отчуждения человека в творчестве Чехова. Разрыв человеческих связей как характерная примета времени в изображении Чехова. «Студент». Особенности категории времени и пространства в рассказе. Идея преемственности в человеческой истории и реальный жизненный опыт человека. Маленькая трилогия («Человеквфутляре», «Крыжовник», «Олюбви»). Композиционное единство цикла. Несводимость жизни к тем определениям, которые дают ей рассказчики. Живая жизнь и абсурдность попыток жёстко её регламентировать. «Ионыч». Идеалы русской интеллигенции конца XIX века в изображении Чехова. Характер чеховской детали, повторяемость её; “случайная” и мотивированная деталь.

Принципиальный отказ автора от морализирования в повествовании. Значение случайности в человеческой судьбе (например, «Дамассобачкой»).

Театр Чехова. «Вишнёвыйсад». Своеобразие драматургического конфликта, лежащего в основе чеховской драмы. Новаторская система персонажей. Значение эпизодических и внесценических персонажей. Своеобразие диалогов. Значение эмоциональной атмосферы в пьесах Чехова. Символическое значение образа вишнёвого сада, роль ремарок. Традиции русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый сад». Комическое и его роль в пьесе.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Возникновение драматургии нового типа. Драматургия настроения. Понятие внутреннего и внешнего действия. Углубление представлений о системе персонажей драматургического произведения.

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

Маленький человек у Чехова и его предшественников.

Нетрадиционность соединения героев и философской проблематики у Чехова.

Драматургия “без действия” или “бездействия” — Чехов и Ибсен, Чехов и Горький.

Средства создания настроения в драматургии Чехова и Горького.

Одиннадцатый класс

Особенности реализма конца XIX — начала XX века

И. А. Бунин. «Антоновскиеяблоки». Лирическое преображение быта в повествовании. Образ повествователя и его стилистическое воплощение. Ностальгические мотивы в рассказе и их значение; единство мира, основанное на памяти, хранящей живой облик ушедшего. Противопоставление вечного и временного. Значение символической детали в прозе Бунина.

«Лёгкоедыхание». Необычность, иррациональность поведения героини, её природная сущность. Парадоксальность изображения любви, привязанности, восхищения у Бунина.

«ГосподинизСан-Франциско». Противопоставление сиюминутных ценностей цивилизации и вечных ценностей культуры. Образы современной цивилизации (американское богатство; пароход и его устройство; времяпрепровождение туристов на пароходе и в Италии; итальянские отели для богатых туристов). Мотивы живой и мёртвой жизни в рассказе. Формы воплощения мёртвой (псевдоживой) жизни: образы дьявольского в рассказе. Апокалиптические мотивы и образы в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Реалистическое и символическое в рассказе.

«Чистыйпонедельник»*. Конкретное и символическое в рассказе. Образы героев и образ России в рассказе.

«Окаянныедни»*. Своеобразие жанра записок, стилизованных под дневник. История глазами “пристрастного” свидетеля. Гармоничность прежней жизни и бесформенность современной. Символы прошлого и их значение в записках. Невосполнимая утрата красоты. Значение подлинного документа в структуре произведения. Портреты знаменитых современников писателя. Тема разрушения слова как разрушения смысла в записках.

А. И. Куприн*. «Гранатовыйбраслет». Своеобразие главного героя повести, его несоответствие традиционной роли “маленького человека”. Несовпадение “романтической” таинственности, к которой стремится герой, и его социальной роли (телеграфист Желтков). Противопоставление понимания любви Желтковым и обществом, собирающимся в доме Шеиных. Тема высоты истинной любви в «Гранатовом браслете».

М. Горький. «Надне». Место творчества М. Горького в культуре конца XIX — начала XX века. Черты драматургии рубежа XIX и XX веков в пьесе. Драматургическое новаторство М. Горького. Своеобразие места действия и социальной принадлежности персонажей. Своеобразие системы персонажей: отсутствие главных и второстепенных действующих лиц. Особенности драматического конфликта. Житейский и философский смысл пьесы. Спор о человеке. Понятие правды в драме. Возможности символического прочтения драмы.

«Мать»*. Изображение социалистического революционного движения как новой религии. Черты жанра жития в романе Горького. Роман Горького в контексте духовного осмысления революционного движения в русской литературе конца XIX — начала XX века.

«Несвоевременныемысли»*. Анархическое начало революции (по Горькому, крестьянское), грозящее уничтожением культуры. Неприятие Горьким заигрывания политиков с разрушительными стихийными силами.

Теоретико-литературные понятия

Своеобразие реализма начала XX века. Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования. Особенности жанра рассказа рубежа веков. О творческих перекличках Чехова и Горького. Расширение представлений о творческом пути писателя, традициях и новаторстве в литературе.

Важнейшие особенности поэзии серебряного века

Постоянное стремление к расширению и обновлению художественных средств в поэзии, к всевозможным литературным экспериментам: от Брюсова (“старшие символисты”) до Маяковского, Хлебникова (футуризма 1910-х годов) и особенностей поэтического языка М. Цветаевой в 1920-х годах.

А. А. Блок. Значение идей В. Соловьёва для мировоззрения и творчества молодого Блока. «СтихиоПрекраснойДаме». Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя. «Вступление» («Отдыхнапрасен. Дорогакрута. . . »), «Вхожуявтёмныехрамы. . . », «Мывстречалисьстобойназакате. . . », «Предчувствуютебя. . . »*, «Яотрок, зажигаюсвечи. . . », «Девушкапелавцерковномхоре. . . »*. Символизм Блока.

Принципы циклизации поэтических книг Блока. Три тома лирики как путь и судьба лирического героя. «Город», «Снежнаямаска»*, «Страшныймир» и «Возмездие»* («Ночь, улица, фонарь, аптека. . . », «Наостровах»*, «Одоблестях, оподвигах, ославе. . . »).

Блок о поэте и его назначении — «Поэты» («Загородомвыроспустынныйквартал…»), «Незнакомка», «Клеопатра»*, «Соловьиныйсад». Использование литературной традиции в создании поэтических символов.

Россия в творчестве Блока. Основные мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность, положение между Востоком и Западом, женский облик) — «Русь», цикл «Родина» («НаполеКуликовом», «Нажелезнойдороге», «Родина», «Россия»). Куликовская битва — “символическое событие русской истории”.

«Двенадцать». Многообразие жанровых истоков поэмы (частушка, марш, романс, песня, заупокойная молитва и другие). Контраст как основной принцип построения поэмы: контраст образов, цвета, стихового ритма, языковых стилей (просторечие — книжный). Контрастная природа революции. Ветер и метель как символы революционной стихии. Символические образы в поэме. Разнообразные толкования образа Двенадцати. Особенности композиции поэмы. Значение финала поэмы, его принципиальная непрояснённость.

А. А. Ахматова. Книги: «Вечер», «Чётки», «Белаястая», «Подорожник», «Anno Domini».

Многоликость лирической героини. Конкретность образов, “дневниковость” и психологизм ранней лирики: цикл «ВЦарскомСеле», «Сжаларукиподтёмнойвуалью. . . ».

Формирование эпического взгляда на мир (от стихотворений 1914 года до стихов начала 1920-х годов) — «Июль 1914», «Нестемия, ктобросилземлю. . . », «Всёрасхищено, предано, продано. . . », «Ягибельнакликаламилым. . . », «Длятогольтебяносила. . . », «АСмоленскаянынчеименинница. . . », «Когдавтоскесамоубийства. . . », «Ты — отступник: заостровзелёный. . . ».

Значение темы памяти в поэзии Ахматовой: «Всороковомгоду», «Мужество», «Реквием», «Северныеэлегии»*, «Поэмабезгероя»*.

Ахматова о поэте и поэзии («Тайныремесла»). Влияние классической традиции русской лирики на творчество поэта.

О. Э. Мандельштам*. Книги: «Камень» и «Tristia».

Сиюминутное — вечное у раннего Мандельштама («Даномнетело»). Трагическое ощущение хрупкости смертного и холодности, безликости вечного («Нет, нелуна, асветлыйциферблат. . . »). Воплощение темы творчества (в том числе и поэтического) в конкретно-осязаемых образах (камня, дерева, ласточки и другом). Значимость архитектурных мотивов («Notre Dame», «Айя-София»), в том числе в связи с темой культурной преемственности («ЯнеслыхалрассказовОссиана», «Silentium», «Золотистогомёдаструяизбутылкитекла…», «Век»). Мотивы Тютчева в поэзии Мандельштама и их переосмысление. Образ Петербурга в стихотворениях Мандельштама. Тема гибели культуры, апокалиптические мотивы («Петербургскиестрофы», «Адмиралтейство», «ВПетрополепрозрачноммыумрём», «Сумеркисвободы», «Нет, никогданичейянебылсовременник. . . », «Загремучуюдоблесть…», «Мыживём, подсобоюнечуястраны…»).

В. В. Маяковский. Предреволюционнаялирика. Своеобразие поэтического языка. Единство противоположностей в характере лирического героя: грубость–нежность, ненависть–любовь. Резкое неприятие буржуазного мира, его представлений о любви, красоте, поэзии. Ощущение себя поэтом улицы. Связь поэзии Маяковского с изобразительным искусством. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы. Своеобразие и функция художественных средств. Особенности стихосложения. Ритмическое своеобразие поэзии Маяковского. Новаторство Маяковского — «Авымоглибы?. . », «Любовь» («Девушкапугливокуталасьвболото. . . »), «Послушайте!», «Авсё-таки», «Адищегорода», «Нате!», «Скрипкаинемножконервно», «Вам!», «Облаковштанах». Своеобразие послереволюционного творчества. Работа в Окнах РОСТА. Понятие акцентного стиха*. Маяковский о назначении поэзии. «Разговорсфининспекторомопоэзии», «Необычайноеприключение, бывшеесВладимиромМаяковскимнадаче», «Вовесьголос».

Современность в зеркале сатиры Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся». Сатирическая драматургия Маяковского* («Баня», «Клоп»).

С. А. Есенин. Блоковские мотивы в ранней поэзии С. Есенина («Запелитёсаныедроги»). Цельность и гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина («Гойты, Русьмояродная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия деревни и родины в лирике Есенина («Крайтымойзаброшенный», «Какзахожийбогомолецясмотрютвоиполя. . . »*, «Отговориларощазолотая. . . »). Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и другие («Япокинулродимыйдом», «По-осеннемукычетсова»). Противопоставление цивилизации и природы («Япоследнийпоэтдеревни», «Песньохлебе»*). Есенин о месте поэта в послереволюционной России («Возвращениенародину», «Русьсоветская», «Спитковыль. Равнинадорогая», «Сторональтымоя, сторона!», «Нежалею, незову, неплачу», «Сорокоуст»*, «Несказанное, синее, нежное», «Русьуходящая»*, «АннаСнегина»). Поздняя любовная лирика (цикл «Персидскиемотивы»).

Трагическое мироощущение поэта в поэме «Чёрныйчеловек»*.

М. И. Цветаева*. Романтическое мироощущение Цветаевой. «СтихиоМоскве». Романтические поэтические портреты современников (цикл «СтихикБлоку»; «СтихикАхматовой»). Мотивы одиночества и их романтического преодоления в лирике Цветаевой (цикл «Провода», «Русскойржиотменяпоклон», «Расстояния: вёрсты, мили»). М. Цветаева о поэте и поэзии — «Поэт» («Поэт — издалеказаводитречь»).

Б. Л. Пастернак. Единство поэзии, жизни и природы в лирике Пастернака («Февраль. Достатьчернилиплакать!», «Марбург»*, «Определениепоэзии», «Проэтистихи»*, «Поэзия» («Поэзия, ябудуклясться»)*, «Вовсёммнехочетсядойти. . . ». Музыкальные темы и мотивы* («Импровизация»*, «ОпятьШопеннеищетвыгод»*, «Годамикогда-нибудьвзалеконцертной. . . »*).

«ДокторЖиваго»*. Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории. Художественное решение проблемы соотношения жизни и смерти. Роль искусства в бессмертии человека. Образ эпохи в романе. Роман Пастернака в контексте традиций русской классики и литературы ХХ века.

Соотношение прозаической и стихотворной части романа. Законы организации цикла стихотворений Юрия Живаго.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Развитие представлений о литературном направлении и течении. Возникновение понятий символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм в русской поэзии. Представление о реминисценции. Углубление представлений о поэтическом мотиве, лирическом герое, выразительных средствах поэтического языка, прежде всего метафоре, звукописи, словотворчестве. О лирическом сюжете, традиции и новаторстве в литературе; о психологизме лирики, о влиянии музыки на поэзию.

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

Принципы французского символизма и русская поэзия.

Блоковские мотивы в поэзии Юрия Живаго.

Средства создания атмосферы тайны в поэзии Блока.

Вещность и осязаемость поэтического образа у Ахматовой.

Экзотика и традиция в поэзии Н. Гумилёва: особенности темы пути, образ лирического героя.

Языковые эксперименты В. Маяковкого (или В. Хлебникова).

Живописность образов В. Маяковского (или А. Блока).

Поэтический синтаксис Цветаевой.

Детство и отрочество в поэзии и мемуарной прозе Цветаевой.

Принципы поэтического изображения “обстоятельств великолепия” (А. Жолковский) у Б. Пастернака: сверхэмоциональное напряжение в жизни человека, природы, поэзии.

Мифологические образы деревенской Руси в поэзии Н. Клюева и С. Есенина.

ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗЕ 1920–1930-х годов РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, РЕАЛИЙ НОВОЙ ЭПОХИ (“новыйчеловек”, “новыйбыт”, “новыйязык”)

Е. И. Замятин. «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах “идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций*.

НавыбородноилинесколькопроизведенийоГражданскойвойне:

И. Э. Бабель*. «Конармия». Гражданская война в изображении Бабеля. Язык и система ценностей героев «Конармии». Роль интеллигенции в революции. Образ повествователя и главного героя.

А. А. Фадеев*. «Разгром». Своеобразие композиции романа и её художественный смысл (противопоставление путей Морозки и Мечика). Интеллигенты в романе — представители разных политических партий. Социальный состав партизанского отряда. Образ Левинсона как символ военного лидера эпохи Гражданской войны.

М. А. Шолохов*. «ТихийДон». Донское казачество как историческая сила. Мир казачества в романе Шолохова: распад патриархальных семейных связей, разрушение этических представлений как следствие кризиса русского общества накануне революции. Судьба семьи Мелеховых. Жестокость изображённой в романе жизни. Особенности финала романа и его значение. Логическая и историческая неизбежность революции и Гражданской войны в романе.

М. А. Булгаков. «Белаягвардия»*. Изображение истории в романе. Противопоставление дома и города: дом — основа человечности в бесчеловечном мире. Мир культуры в романе: театр, литература, семейные и социальные традиции как основа романа и как условие сохранения возможностей нормальной жизни. Своеобразие пространства и времени в романе. Литературная традиция в романе.

Сатирическое и трагедийное в изображении 1920–1930-х годов

М. А. Булгаков. «Собачьесердце»*. Булгаков об историческом эксперименте. Тема создания нового человека. Литературная традиция как средство создания сатирических образов.

«МастериМаргарита». Философский релятивизм романа: отказ от традиционных представлений о времени, пространстве, границах между истиной и ложью, жизнью и смертью, добром и злом. Особенности композиции романа. Соотношение московских и ершалаимских глав. Полемика с евангельской историей Христа: человеческая природа Иешуа, пародийность образа Левия Матвея, сложность образа Пилата. Пародирование в московских главах элементов церковной службы и христианских таинств. Неоднозначность образа Мастера. Образ Ивана Бездомного и его значение в романе. Образ Воланда и разгул нечистой силы в современной Булгакову Москве. Сатирические мотивы в романе. Музыкальные мотивы в романе. Литературная традиция и её значение для понимания романа.

М. М. Зощенко. «Аристократка», «Баня», «Нервныелюди», «Любовь»*, «Аннанашее»*.

Новый тип героя и новый тип повествования в творчестве Зощенко. Соединения сочувствия и сатиры в авторской позиции. Функция названий и сюжетов классической русской литературы XIX века в прозе Зощенко*.

А. П. Платонов. «Сокровенныйчеловек». Язык как предмет и средство изображения нового мира и нового героя.

«Котлован»*. Платонов об отношениях человека и природы и возникшей между ними дисгармонии. Символический смысл котлована, бездомности ребёнка, сцен раскулачивания, гибели ребёнка. Особенности новой жизни через особенности языка. Традиции русской литературы и философии в романе.

Н. А. Заболоцкий. Книга «Столбцы» («МеркнутзнакиЗодиака», «Движение», «Рыбнаялавка»). Художественная оправданность сочетания высокого и низкого в «Столбцах». Эффект отстранения как результат соединения несоединимого. “Детский” взгляд на мир. Живописность поэзии раннего Заболоцкого.

А. Н. Толстой*. «ПётрПервый». Изображение времени Петра в идеологических, политических и нравственных параллелях с реальностью советского времени 1920–1930-х годов.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Утопия и антиутопия. Понятия “положительный герой”, “отстранение”. Углубление представлений о комическом, сатире, сказе. Содержательная функция языковых экспериментов: использование смешения стилей как основа для изображения особенностей новой жизни (появление этого приёма в поэме А. Блока «Двенадцать»). Новые эксперименты в поэзии конца 1920-х годов, абсурд в поэзии. Обериуты. Углубление представления об актуальном обращении к историческому материалу. Развитие представлений о традициях и новаторстве.

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

Театральность романа Булгакова «Белая гвардия».

«Фауст» Гёте и роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

Традиции Л. Толстого в прозе 1920-х годов о Гражданской войне.

Герои Замятина и традиции изображения художника, поэта в литературе.

Мастер и традиция изображения творца в литературе.

Проблема положительного героя в советской литературе 1920–1930-х годов.

Авангардная живопись (например, П. Филонова) и поэзия Н. Заболоцкого.

Игра в поэзии Д. Хармса.

Литература второй половины XX века рассматривается выборочно в связи с проблемными темами («Человеквсовременноммире», «Человекигосударство», «Противостояниечеловекажестокостиинасилию», «Человекиистория», «Экологическиепроблемысовременногомира», «Ролькультурнойтрадициивформированииновогоискусства»).

Человек и война

А. Т. Твардовский. «ВасилийТёркин»*. Судьба героя, вобравшая в себя судьбы многих. Особенности и значение юмора в поэме. Толстовская традиция изображения “невоенных” эпизодов в войне.

«ЯубитподоРжевом», «Втотдень, когдаокончиласьвойна», «Язнаю, никакоймоейвины. . . ». Воспоминания о войне как сквозной мотив лирики Твардовского.

В. П. Некрасов*. «ВокопахСталинграда». Реализм изображения военного быта. Идея ответственности офицера за отданный приказ.

К. Воробьёв*. «УбитыподМосквой». Цена человеческой жизни и цена жизни солдата в тоталитарном обществе.

В. Быков*. «Обелиск». Тема памяти о войне. Проблема истинного и ложного героизма.

В. П. Астафьев*. «Пастухипастушка». Отсутствие героизации в изображении войны. Война как безликая жестокая сила, не разбирающая ни добра, ни зла, ни своих, ни чужих. Проблема сохранения человечности в этих условиях.

Г. В. Владимов*. «Генералиегоармия». Тема человеческих связей в тоталитарном государстве. Проблема нравственного выбора и предательства. Вопросы цены военной карьеры. Тема прочтения войны XX века через призму идей Толстого. Новаторство в показе нравственных проблем и идейных исканий при изображении людей, разделённых фронтом. Проблема войны против русских, перешедших на сторону Гитлера.

В. С. Высоцкий. «Омоёмстаршине», «Чёрныебушлаты», «Высота», «Мерцалзакат, какблескклинка», «Разведкабоем», «Онвчераневернулсяизбоя», «Песняогоспитале», «Звёзды». Психологически точное изображение Великой Отечественной войны человеком невоенного поколения. «Тот, которыйнестрелял», «ПесенкапроСерёжкуФомина». Превратности жизни при подведении итогов войны.

“Ролевые” песни Высоцкого (лирическое и драматургическое начало песен Высоцкого). Изображение советской реальности. Драматическое и комическое в песнях Высоцкого. «Диалогутелевизора», «Милицейскийпротокол», «Поездкавгород», «Инструкция», «Лекцияомеждународномположении», «Письмовредакциютелепередачи “Очевидное — невероятное”сКанатчиковойдачи», «Охотанаволков».

Б. Ш. Окуджава. «Досвидания, мальчики», «Беришинель, пошлидомой». Лирическое изображение войны в песнях Окуджавы.

«Полночныйтроллейбус», «Гори, огонь, гори», «Песенкаоголубомшарике», «ПесенкаобАрбате», «Живописцы», «НафонеПушкинаснимаетсясемейство», «Молитва», «ОВолодеВысоцком». Романтический мир песен Окуджавы. Идеалы любви, дружбы, верности, благородства, памяти. Значение песен Окуджавы в советском обществе.

Человек и время

А. И. Солженицын*. «ОдинденьИванаДенисовича». Первое произведение о лагерном быте в советской литературе. Иван Денисович — “маленький человек” литературы XX века. Лагерный быт в изображении Солженицына. Воспитанная годами советской истории способность человека приспосабливаться к самым страшным обстоятельствам.

«Матрёниндвор». Мотивы русской литературы XIX века в рассказе: мотивы метели и железной дороги. История советского государства и судьба человека. Образ Матрёны-праведницы. Российский масштаб изображённого.

Ю. В. Трифонов*. «Старик». Историческая основа романа. Соединение документального и художественного. Различные временные пласты в романе. Своеобразие повествования и образ повествователя — Павла Евграфовича Летунова. Художественное значение образа Мигулина. Позиция автора. Художественный смысл финала.

В. М. Шукшин*. «Чудик», «Срезал», «Мильпардон, мадам!», «Верую!», «Выбираюдеревнюнажительство». Герои и антигерои Шукшина. Комическое и трагическое в рассказах писателя. Особенности сюжета, композиции, жанра рассказов Шукшина. Своеобразие повествования. Способы воплощения авторского отношения к героям. Авторский идеал и художественный мир рассказов Шукшина. Скрытое величие души простого человека.

В. Г. Распутин*. «Последнийсрок». Своеобразие повествования. Тема человеческого отчуждения. Патологичность и фантасмагоричность изображённого.

«ПрощаниесМатёрой». Экологическая проблематика повести. Проблема гибели деревенской России и разрушения традиционных этических ценностей.

И. А. Бродский*. Романтический мир в поэзии раннего Бродского и его связь с реальностью. «Рождественскийроманс», «Втвоихчасахнетолькоход, нотишь»*. Автобиографические мотивы в лирике Бродского. «Кактюремныйзасов», «КСеверномукраю»*, «Пророчество». Античные мотивы. Тема изгнания и значение традиции Овидия*. «КЛикомеду, наСкирос»*. Жанр “большого стихотворения”. От пристального, конкретного взгляда на жизнь вокруг к философскому осмыслению жизни. Значение метафоры в поэзии Бродского. «Разговорснебожителем». Саркастические ноты в поэзии Бродского. «НасмертьЖукова». Темы одиночества, изгнанничества, вечной разлуки. «Узнаюэтответер, налетающийнатраву»*, «Яродилсяивыросвбалтийскихболотах, подле. . . », «Ябылтолькотем, чего. . . ». Романтическая ирония в поэзии Бродского. «Явходилвместодикогозверявклетку». Евангельские мотивы. «БегствовЕгипет», «Рождественскаязвезда». Особенности стиха Бродского.

В результате обучения по программе для 10–11-х классов (профильный уровень) школьники овладевают умением:

—воспринимать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы, концептуально осмысливать прочитанное;

—анализировать литературно-художественные произведения разных исторических эпох;

—воспринимать отдельное литературное произведение в контексте эпохи, в его историко-литературных связях;

—находить в произведении черты сложного взаимодействия литературной традиции и новаторства писателя;

—ориентироваться не только в истории, но и в теории литературы, использовать литературоведческий аппарат при разговоре о произведении;

—воспринимать своеобразие и ценность каждого историко-культурного периода;

—находить общие черты в произведениях определённого исторического периода; различать произведения, созданные разными художественными методами, принадлежащие к разным литературным направлениям и течениям;

—улавливать основные тенденции развития литературы, её связь с историей развития общества;

—видеть эволюцию писателя в процессе его творческого пути;

—самостоятельно формулировать тему сочинения;

—оценивать язык современного литературного искусства; ориентироваться в современном литературном процессе;

—писать рецензии на произведения современной литературы.