Курсовая работа: Послесталинская национальная политика
Название: Послесталинская национальная политика Раздел: Рефераты по истории Тип: курсовая работа |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТУДЕНТА 1 КУРСА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА УМАТГЕРЕЕЕВА ДЖАМАЛАЯ ЛОМ-АЛИЕВИЧА СТУДЕНЧЕСКИЙ БИЛЕТ 267 ТЕМА: ПОСЛЕСТАЛИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР. (1953-1985) 2НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: 2ШЕВЛЯКОВ С.Н. МОСКВА,АПРЕЛЬ 1995 ГОДА. . ТЕМА: ПОСЛЕСТАЛИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ПЛАН. 1. Введение. 2. Национальная политика в эру Хрущева и Брежнева. 3. Нации и национальные языки в СССР. 4. Стратегия языковой денационализации. 5. Колонизация и русификация как рычаги денационализации. 6. Конституция СССР и национальный вопрос. 7. Вывод +. 2*** . му-то это нравится больше, можно называть её и установлением консти +ту- +ционного 0 порядка), после развала СССР, после многочисленных + междуусо- +биц 0на территории бывшего государства "рабочих и крестьян" невольно +возникает 0 желание заглянуть в недалекое прошлое и попытаться + разоб- +раться 0, чем вызваны последние события, реальными историческими + 0 +причи- +нами 0, +и 0ли же просто амбициями бывших партаппаратчиков, пытающихся +раз- +делить 0 на всех пирог власти. Почему в "недалекое прошлое"? причин несколько. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что национальный вопрос в России возник не в конце 20 века. И даже не в начале его. Безусловно, эта проблема существует ровно столько сколько существует Российская Империя, СССР, РФ. Надеюсь быть правильно понятым: речь сейчас идет не о политическом аспекте го- сударства, а о его территориальном аспекте. Но по вопросам дореволюци- онной национальной политики все ясно - российские цари открыто про- возглашали свою великорусскую политику. Гораздо сложнее послереволюци- онный период. Но политике Ленина и Сталина в национальном вопросе уде- лено достаточно много внимания и человек думающий легко может отделить зерна от плевел. +Однако 0 на с +л 0едующий период нашей истории + 0не так +часто обращают внимание в контексте национального вопроса. Я имею ввиду правление Хрущевва и Брежнева. Почему я объединяю этих несколько раз- личных по своим делам генсеков? Для большей полноты картины, потому что рассматривая их в отдельности, невозможно уловить характерные чер- ты государственно-правовой политики в национальном вопросе. Кроме то- го, теряются причинно-следственные связи. Что же касается источников для данной работы, то наиболее инте- ресным мне представляется Конституция СССР 1977 года. Ей я посвятил отдельный пункт своей работы. Другие источники - книга Сергея Хрущева "Никита Хрущев: Кризисы и ракеты."; Н.Верт "История советского госу- дарства"; Дж. Хоскинг "История Советского Союза" достаточно известны и комментировать их не представляется необходимым. Нужно правда отме- тить, что Хоскинг допускает некоторые неточности, мелкие и незначи- тельные, я бы сказал неудивительные для западного человека. Но их кор- ректировку взял на себя переводчик, поэтому это источник достаточно хороший. Отдельно необходимо оговорить еще один источник. Он попал ко мне в руки совершенно случайно уже тогда, когда значительная часть этой работы была написана в черновике. Это монография А. Авторханова по национальному вопросу "Империя Кремля. Советский тип колониализма." Я считаю, что его выводы носят спекулятивный характер, придают его ра- боте оттенок скандальности и сенсации. Видимо коньюктура западного ли- тературного рынка такова, что нормальные и серьезные исследования не проходят на ура. Не смотря на все это, работа его представляет значи- тельный интерес, более того, выводы его, если убрать из них некоторую претенциозность, вполне логичны и правильны по сути дела. В реферате также исп +о 0льзуются и другие источники,но они случайны и изучение их не носило систематического характера в отличие от выше перечисленных. В частности это БСЭ, ПСС Ленина и другие. Цитаты из них используются как справочный материал по некоторым интересующим вопросам. 2*** 2НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЭПОХУ ХРУЩЕВА И БРЕЖНЕВА. "Сталин был холодный, скурпулезный и терпеливый калькулятор в по- литике, который знал не только + 0 границы + 0 своих + 0 возмож +н 0остей, но и природу объекта, на который направлена его политика. Политик среди уголовников и уголовник среди политиков, Сталин нашел в синтезе поли- тики с уголовщиной тот универсальный и магический рецепт, при помощи которого он действовал как в общей, так и в национальной политике, В его богатой уголовно-политической карьере нет ни одной предпринятой им политической акции, в ко- торой он потерпел бы поражение. Даже став неограниченным диктато- ром, он не позволял себе не эмоциональных взрывов, ни импровизирован- ных решений. Как новые решения, так и пересмотр уже принятых, подго- товлялись с расчетом на абсолютный успех. Во всем этом его преемник Хрущев был антиподом своего предшест- венника. Сталин ликвидировал ленинский НЭП и непманов - и уцелел, Сталин ликвидировал свободное крестьянство, составлявшее 80 процентов населе- ния страны, - уцелел, Сталин ликвидировал ленинскую партию, организа- тора победы в Октябрьской революции и гражданской войне - уцелел. Но когда он подошел к проблеме ликвидации национальных республик и слия- нию нерусских народов с русским в одну коммунистическую нацию с одним общим русским языком, то тогда Сталин остановился, словно почуяв, что тут уж не уцелеет. Хрущев решил: на что не осмелился Сталин, может отважиться он. По его поручению идеологический аппарат партии под руководством Суслова разработал целую комплексную программу денационализации нерусских на- ций СССР, чтобы подготовить их слияние с русской нацией. В программе этой нет элементов прямого насилия, да и названа она фарисейски и идиллически одновременно: "Расцвет и сближение наций". Но "расцвет" понимался как привитие нерусским народам русской культуры, а "сближе- ние" - как слияние. Стержень программы: превратить русский язык в род- ной язык всех нерусских народов - как предварительное условие создания единой коммунистической нации. Методы и каналы руссификации предусматривались многообразные. Главные из них: 1. В связи со школьными реформами 1958 года был при- нят закон, согласно которому изучение национального языка и +обучение +на 0 национальном языке в национальных школах считались делом добро +воль- +ным. 0 От родителей зависело, в какую школу - русскую или национальную +- +отдать 0 своих детей. Родители также решают, на каком языке в националь- +ной школе 0 должно вестись обучение - на русском или на родном языке. +Разумеется 0, родители, думая об успешной карьере своих детей и + хорошо +зная 0, что дорога "наверх" идет через русскую школу +, 0 отдают + 0своих +детей +туда. 2. В словарный фонд национальных языков намеренно щедро вносятся русские слова и русская терминология, несмотря на наличие в этих языках соответствующих эквивалентов. Даже русское новое словооб- разование в связи с развитием техники предлагается включить в нацио- нальный язык, хотя национальное словообразование сразу дало бы понять, о чем речь. 3. Массовая колонизация славянским населением Туркеста- на и Кавказа с установкой создания там славянского большинства в общем национальном составе республик. Такая практика русификации нерусских языков началась еще при Ста- лине, но широко проводилась в эру Хрущева. Поэтому неудивительно, что,например, по данным специалистов, в тюрко-татарском словаре за 1958 год в два раза больше русских слов, чем это было в словаре 1929 года, а в узбекском словаре словаре зарегистрировано за тот же период 20 процентов слов русского происхождения." Если в школах к литературе партия применяет прямые и открытые ме- тоды русификации, то существуют сферы, где она прибегает к косвенным и скрытым методам для достижения той же цели: 1. Массовая миграция сла- вянского, преимущественно русского населения в нерусские республики; 2. новостройки - заводы, фабрики, совхозы - в национальных республиках создаются со смешанным "интернациональным" контингентом рабочих из разных народов, чтобы они между собой вынуждены были говорить по-русс- ки;3. в армии нет национальных формирований не только из-за недоверия к националам, но еще для того, чтобы, смешивая национальных солдат с русскими, поставить их в условия необходимости изучения русского язы- ка; 4. места заключения(тюрьмы, лагеря, ссылки) тоже являлись и явля- ются школой "интернационального воспитания" наций на русском языке. В 1959 году Хрущев захотел узнать, каких же успехов достигла по- литика "интернационализации" на русской основе за сорок с лишним лет существования советского государства. Была проведена впервые после 1926 года, всесоюзная перепись населения СССР, где специально был пос- тавлен вопрос о том, как велик процент среди нерусских, считающих русский язык своим родным языком. Успехи языковой политики языковой политики оказались скромными, если сравнить их с большими усилиями партии, с её неограниченной властью. Так, если по переписи 1926 года нерусских, признавших русский язык своим родным языком, было 6.6 мил- лиона человек, то в 1959 году их стало 10.2 миллиона. Языковая ассими- ляция чувствительно коснулась главным образом маленьких народов и на- родов, не имеющих своей территории . У более крупных народов её успехи незначительны. Если брать союзные республики, то только среди славянс- ких народов, живущих в городах со смешанным населением, число людей, считающих русский своим родным языком, составило в 1959 году от 10 до 15 процентов, среди балтийских народов и молдаван оно не доходило и до пяти процентов, в то время как во всех туркестанских республиках и Грузии этот процент не ниже двух, а в Азербайджане выше двух и т.д.На- ибольший успех языковой ассимиляции среди русских немцев(25 процен- тов), поляков(45 процентов), среди евреев(78 процентов)." Отказ от коренизации в 30-е годы означал провозглашение нового курса в национальной политике, состоящего из двух частей - языковая денационализация снизу и декоренизация органов власти сверху. О первом аспекте нового курса было сказано выше. Теперь речь о втором аспекте. Еще при Сталине были введены в национальных республиках институты "вторых секретарей" партии и "первых заместителей" главы правительст- ва, назначаемых прямо из Москвы. Существовало неписанное правило, что первого секретаря партии, председателей правительства и "парламента" назначают из представителей коренной национальности республики(кроме Украины и Белоруссии). С 30-х годов это новое положение стало законом с уточнением функций вторых секретарей, которые отныне руководили дву- мя отраслями партийной работы: распределением кадров и "интернациона- лизацией"республик. Этот пост не мог занимать местный национал или да- же местный русский. Его занимал партаапаратчик, непосредственно назна- чаемый из ЦК КПСС и только перед ним ответственный. Второй секретарь - не только московское бдительное око, но и фак- тический правитель. Юридический правитель - первый секретарь - нацио- нал - это знает точно, знает также, что при малейшем нарушении правил игры его бесцеремонно высадят из кресла первого. Хрущев сначала придерживался этого сталинского порядка, но вносил коррективы в непоследовательную политику Сталина.Сталин не разрешал назначать вторых секретарей в Грузию, Азербайджан и Армению из Моск- вы,и назначать первыми секретарями Украины и Белоруссии украинцев и белорусов. Хрущев сделал все это. Вскрыв уголовные преступления Стали- на, граничащие с народоубийством на 20 съезде партии - поголовную де- портацию в Среднюю Азию и Казахстан чеченцев, ингушей, карачаев- цев,балкар, калмыков, и восстановил их автономию. Хрущев и в этом не был последователен, не реабилитировав крымских татар, месхов, немцев. Не был он последователен и в проведении старой кадровой политики в туркестанских республиках - первыми секретарями назначать местных людей." Но, несмотря на все это именно при Хрущеве произошла некоторая либерализация общественной жизни. Более того, в других источниках го- ворится, что несмотря на все вышеперечисленное все же какая-то свобода у местных национальных властей была. Вот что пишет по этому поводу Дж. Хоскинг:"... Как только они(партийные лидеры национальных республик) стали посредниками между Москвой и своими национальными элитами, кото- рые оказ +ы 0вали на них постоянное давление,они стали отдавать предпочте- ние последним. После того, как в конце 50-х начале 60-х в города стали проникать бывшие деревенские жители, там создался значительный резерв "национального сознания". Рабочие, служащие, студенты столь ярко де- монстрировали свою приверженность национальной культуре, что это нача- ло изменять саму жизнь в городах. В той или иной степени это происхо- дило в прибалтийских республиках, в Белоруссии, на Украине, в Молда- вии, в Грузии, Армении и Азербайджане. В мусульманских и азиатских ре- гионах этот процесс имел менее выраженный характер, так как патриар- хальная большая семья, сельское производство и деревенская культура все еще были очень сильны. Следует также принять во внимание, что кое-где, особенно в Э +с 0тонии, Латвии, Казахстане и восточной Украине, переселенцев из России было больше, чем местных жителей 1. +Петр Шелест, первый секретарь Украинской Коммунистической партии +в 1963-1972 годах показал удивительный пример того, как пост этот мож- +но использовать для укрепления экономического, культурного и, в целом, +политического положения "своей" республики . Главным в его политике +был рост численности Украинской коммунистической партии, а следова- +тельно и влияния украинцев в партии. Но в 1972 году он был смещен и на +его место Брежнев поставил Щербицкого, который проводил более "мос- +кальскую" политику. +Аналогичная полуавтономная политика проводилась и в других рес- +публиках с большим или меньшим успехом - смотря по обстоятельствам" +Таким образом, несмотря на некоторую противоречивость источников, +мы видим, что национальная политика была неоднозначной. И воспринима- +лась она также неоднозначно. Русскими, живущими в национальных респуб- +ликах - как благо, националами- как зло. +Советские правители(Ленин, Сталин) собирались создать единое +неделимое государство. Причины объективные и субъективные вынуждали их +отказываться от этого формально. Но внутренне их цели оставались неиз- +менными- единое государство, подчиненное центру, то есть Москве. Но с +точки зрения Конституции 1936 года СССР был федеративным государс- +твом. Сталин предпочитал проформу, сохраняя федерацию квазисуверенных +национальных республик. Хрущев пришел к выводу, что наступило время +подумать не только о конкретных сроках наступления коммунизма, но и о +слиянии наций, как это предусматривает сама цель коммунизма. Обе эти +проблеммы Хрущев поставил в Третьей Программе партии. 0 Он хотел не больше и не меньше, как превращения национальных республик в географи- ческие понятия. Вместо сталинской формулы "расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур", Хрущев и его шеф-иде- олог Суслов выдвинули новую формулу, о которой уже говорилось: "Расц- вет и сближение наций". Из этой формулы намеренно была исключена "на- циональная форма" Сталина, то есть национальный язык как главное ору- дие любой национальной культуры. Причина ясна: когда произойдет "слия- ние наций" через "сближение", то и язык будет для всех один - русский. Первой ступенью к слиянию наций и созданию единой коммунистичес- кой нации и является новая социальная общность - так называемый "со- ветский народ" Избегая упоминать дореволюционную формулу Ленина "целью социализ- ма является не только сближение наций, но и слияние их"(Ленин- Соч.,т.22, стр.135-136),"Программа КПСС" говорит, что задача партии - дальнейшее сближение наций и достижение их полного единства"(Программа КПСС, 1961 год,стр.112-113). Необходимо, однако, отметить очень важную деталь: 1Текущая нацио- 1нальная политика Хрущева в вопросах управления, как и его общая поли- 1тика была более либеральная, более умеренная и более терпимая после 1тридцатилетней тирании Сталина. +В ряде законов и актов 1957 года значительно были расширены права +союзных республик. Однако в главном и решающем положение не измени- +лось: суверенитет союзных республик как был, так и остался фиктивным. +Им расширили круг административных полномочий, не трогая их вассальный +статус. Ведь в законоинициативе и законотворческой деятельности между +"суверенной" союзной республикой, скажем, Узбекистан и простой адми- +нистративно-территориальной единицей(скажем, Орловская область) ника- +кой абсолютно разницы не было. ЦК партии Узбекистана имеет те же права +и обязанности, что и Орловский обком партии(сам Устав КПСС ставил +центральные комитеты компартии союзных республик в один ряд с обычными +обкомами РСФСР в отношении их прав и обязанностей). +Органы верховной власти в Узбекистане - Верховный Совет и Совет +Министров - осуществляют ту же "законодательную" и административную +власть, что Орловский областной совет и облисполком, с той только раз- +ницей, что в Узбекистане дублируют уже принятые в Москве законы, как +свои собственные, а Орловская область проводит их в жизнь без дублиро- +вания. Поэтому не было ничего удивительного и неожиданного, когда +Кремль записал в свою программу следующее положение: +"Развернутое коммунистическое строительство означает новый этап в +развитии национальных отношений в СССР, характеризующийся дальнейшим +сближением наций и достижением их полного единства... Границы между +советскими республиками в пределах СССР все более теряют свое былое +значение"(Программа КПСС,1961,стр. 20). В программе сказано и об общем +языке для всех наций СССР: "Русский язык фактически стал общим языком +общения и сотрудничества всех народов СССР"(там же, стр.22) +Что в программе речь шла о ликвидации давно не существующей феде- +рации союзных республик в ближайшем будущем, было видно из интерприта- +ции Программы авторитетным органом Академии наук СССР - журналом "Со- +ветское государство и право". Вот что писал названный журнал по свежим +следам принятия программы: +" ¦стоящее время вопрос о национальных взаимоотношениях в СССР име- ¦ет лишь прямо коммунистическую постановку - достижение всестороннего ¦единства советских наций с конечной перспективой их полного слияния... ¦если раньше степень федерирования, характер национальной государствен- ¦ности, юридическое содержание национально-государственных границ имели ¦значение гаранта национальной свободы, то теперь они по существу не ¦имеют больше такого смысла...Уже сейчас можно с уверенностью сказать, ¦что с этой стороны национальная государственность и федерация в целом ¦выполнили свою историческую миссию"("Советское государство и пра- ¦во",1961,#12, стр.15,23). Другими словами, поскольку федерация и феде- ¦рированные республики уже выполнили свою историческую миссию, они ¦подлежат упразднению. Вероятно, 0в качестве подготовительной меры по реорганизации союзных республик в административно-территориальные еди- ницы обычного русского типа хрущевское руководство задумало и новые филиалы ЦК КПСС - Среднеазиатское бюро ЦК КПСС и Закавказское бюро ЦК КПСС. Такое же бюро, видимо, планировали создать и в Прибалтике. Во главе этих бюро ЦК были поставлены московские партаппаратчики среднего ранга, не являющиеся ни членами, ни кандидатами ЦК. Они руководили центральными комитетами союзных республик Средней Азии и Закавказья, первые секретари которых были членами ЦК КПСС, два из них даже канди- датами в члены Политбюро(Мджаванадзе, Рашидов). Так, секретарю одного из московских райкомов Ломоносову было поручено руководить, как пред- седателю Среденазиатского бюро ЦК КПСС, четырьмя союзными республиками - Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией и Туркменией. Таким образом, союзные республики, находящиеся по конституции между собой и Москвой в прямой федеративной связи, к тому же, согласно той же конституции, "суверенные" в осуществлении власти в пределах своей территории, были лишены своих, пусть даже бумажных, но все же конституционных прав и поставлены под надзор московского наместника с чрезвычайными правами. Грубо был нарушен и устав партии, согласно которому центральные комитеты компартий союзных республик находятся в прямой связи и непос- редственном подчинении ЦК КПСС. Не было никакого сомнения, что эта акция находится в общей связи с подготовкой ликвидации федерации и преобразования союзных республик в административно-экономические регионы. К этому выводу приходишь, когда знакомишься с персональным составом названных бюро ЦК. Вот сос- тав Среденазиатского бюро. В нем представлены четыре национала - пер- вые секретари центральных комитетов перечисленных республик и пять русских чиновников: председатель Среднеазиатского совнархоза, началь- ник главного управления по ирригации, начальник Среденазиатского уп- равления по хлопководству, управляющий Среднеазстроем и сам председа- тель бюро ЦК КПСС. Из этого состава видны функции бюро ЦК - завершить экономическое районирование в Сред +ней 0 Азии, в результате которого исчезнет их нацио- нально-государственный статус. Это должно было произойти в те же сроки, которые Программа КПСС назвала для построения коммунизма в СССР, - до 1980 года. К этой дате должно было завершиться и слияние всех наций СССР в одну коммунисти- ческую нацию. Цитированный автор из Академии наук СССР писал на этот счет: " 1Взаимная ассимиляция наций по сути дела денационализирует наци- 1онально-территориальные автономии и даже союзные республики, приближая 1и с этой стороны советское общество к пункту, за которым полное госу- 1дарственно-правовое слияние наций станет делом обозримого будущего" +Думаю, что лучше чем он, сказать я не могу и поэтому выделил слова +курсивом. 8Когда собственные выдвиженцы Хрущева свергли его путем заговора, 8то все предпринятые и намечаемые им реформы были объявлены плодом его 8необузданной фантазии, плодом субъективизма и волюнтаризма. Этим объ- 8яснили даже его всемирно-историческую заслугу - разоблачение культа и 8преступлений сталина, что доказала частичная ресталинизация в эру Бре- 8ж +не 8ва. Была объявлена ошибочной и его установка на ликвидацию нацио- 8нальных республик в ближайшем будущем. О +т 8сюда и решение брежневского 8руководства распустить Среднеазиатское и Закавказское бюро ЦК КПСС. 8Вернулись к испытанной сталинской великодержавной политике денациона- 8лизации национальностей,рас +с 8читанной на длительный исторический период. 2*** 2НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ В СССР. +На своем 24 съезде партия провозгласила 0 , что термин "советский народ" означает не то, что люди до сих пор считали(обобщающее понятие для людей различных национальностей, живущих при общем для всех со- ветском режим +е 0), а некое принципиально новое и даже феноменальное яв- ление: "советский народ" - интернациональная нация! Читайте официаль- ное определение партии, что такое "советский народ", в котором при- сутствуют все признаки нормальной нации: "Советский народ - новая ис- торическая , социальная и интернациональная общность людей, имеющая единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммуниз- ма... Общим языком... является русский язык" и тут же приведена цитата из Ленина, что он еще в 1914 году предвидел "уничтожение теперешних национальных перегородок"(БСЭ,т.24,ч.1,стр. 25) Сталин говорил лишь о "социалистических нациях" Советского Союза, Брежнев пошел дальше Сталина, провозгласив новую единую нацию, которая исчезнет только вместе с исчезновением советской власти. Не страшна была новая догма, страшными оказались её последствия. После 24 съезда последовал ряд решений ЦК КПСС и центральных комитетов компартий союз- ных республик о расширении программы изучения русского языка в школах за счет резкого сокращения родного языка. Вот тогда впервые появилась идея не только о постепенно переводе всех типов школ на русский язык обучения, но и о создании специальной сети детских садов в националь- ных республиках для нерусских детей на русском языке. В ход пустили и демагогию: "великий русский язык - это язык великого Ленина!" Кто же из националов посмеет не учить язык великого Ленина! Хотя конечной целью языковой политики всегда оставалось превращение русского языка в общий язык для всех нерусских народов, все же такой известный языко- вед, как Сталин(работа "Марксизм и языкознание"), решил, что путь к этому лежит через национальную консолидацию, то есть через слияние родственных наций и народностей в отдельные "зональные нации" со свои- ми "зональными языками". По лингвистическим признакам языки народов Советского Союза ученые делят на следующие группы: 1. Славянская группа(русские, украинцы, белорусы плюс националь- ные подгруппы из западных славян). 2. Тюркская группа(узбеки, казахи, азербайджанцы, туркмены, кара- чаевцы, балкарцы, хакасы, алтайцы, гагаузы, кумыки, ногайцы, уйгуры, шорцы, крымчаки, киргизы, татары, чуваши, башкиры, якуты, каракалпаки, тувинцы и др.) 3. Угро-финская группа(эстонцы, мордва, удмурты, марийцы,коми, карелы и др.) 4. Летто-литовская группа(литовцы, латыши) 5. Армянская группа. 6. Картвельская группа(в основном грузины). 7. Романская группа(в основном молдаване). 8. Евреи 9. Иранская группа( таджики, осетины, курды) 10.Чечено-дагестанская группа( чеченцы, ингуши,бацбитцы, аврцы, лезгины, даргинцы, лакцы и другие) 11.Германская группа(немцы) 12. Абхазо-адыгейская группа(абхазцы, адыгейцы, кабардинцы, чер- кесы, абазинцы) Языковая политика Кремля в отношении каждой из названных групп первоначально ориентировалась на завершение внутригрупповой языковой консолидации и создание для некоторых групп общего литературного языка на основе диалекта ведущего народа. "В условиях социализма могут про- исходить частичные процессы добровольного слияния небольших этнических и экстерриториальных национальных групп, вкрапленных в крупные социа- листические нации, с этими национальностями... Особенно важным в этом процессе является усвоение сливающимися этнографическими и экстеррито- риальными национальными группами языка крупной передовой социалисти- ческой нации, среди которых эти националы живут"("Вопросы филосо- фии,#9,1961). "Сближение и расцвет наций ... протекает не стихийно, а планомерно... В нашем многонациональном государстве это осуществляется в процессе единого государственного планирования"(там же) Руководство Бреж +не 0ва отошло от политики окольной русификации че- рез промежуточный этап "зональных языков" и "зональной ассимиляции". Оно предпочло прямой путь "интернационализации" всех языков на основе русского языка. Пропаганда и навязывание русского языка нерусским народам сопро- вождалось немеренным унижением национальных языков, как "бесписьмен- ных", "младописьменных" или "бесперспективных" языков. Если Хрущев объявил изучение родного языка делом добровольным, то Брежнев сделал еще один шаг вперед в политике руссификации - он объ- явил русский язык не только межгосударственным языком для национальных республик, но и государственным языком для самих республик и их жите- лей, хотя формально и нет, по крайней мере, опубликованных, юридичес- ких актов такого содержания. Третий его шаг был не менее антинацио- нальным: именно брежневское руководство заставило советских историков заново переписать всю историю нерусских народов, положив в её основу новую историческую концепцию. Новая историческая концеп +ц 0ия была не только антинаучной, но и кричаще антиисторической. Сверху были заданы три принципа, которые легли в основу этой концепции: 1. Все нерусские народы присоединились к царской империи якобы сами, добровольно; 2. Все национально-освободительные движения, противодействовавшие этому, были реакционными движениями; 3.Включение этих народов в состав старой царской империи было ис- торически прогрессивным актом для них. Таким образом, последователи Ленина вернулись к старому его тези- су о слиянии всех наций в одну нацию, тогда как сам он от него отка- зался как только встал во главе нового государства. Андропов сделал этот тезис центральным пунктом своей национальной программы в своем докладе к 60-летию образования СССР. 2*** 2СТРАТЕГИЯ ЯЗЫКОВОЙ ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИИ. +Итак, как я уже сказал, наследники Ленина, сохраняя ленинскую +ширму, решили вернуться к дореволюционному Ленину и стать на новый +"советский" путь "перемалывания народов", чтобы создать одну общую +коммунистическую нацию с одним общим языком. Для этой цели была разра- +ботана новая национальная стратегия, в которой четыре компонента игра- +ли решающую роль: во-первых, вместо федерации, не меняя её формы, про- +вести во всех сферах государственной жизни иерархический принцип абсо- +лютистского централизма, превращающий союзные республики в чисто адми- +нистративно-географические понятия; во-вторых, отказаться от прежней +концепции национальной экономики республик, допуская в этих республи- +ках только такие "стройки коммунизма", которые составляют интегральную +часть общесоюзной экономики, и называя это "разделением труда" между +союзными республиками; в-третьих, проводить в союзных республиках та- +кую социальную политику, которая способствует максимальной, не только +классовой, но и национальной нивелировке, для чего практиковать массо- +вую миграцию славянского населения в прибалтийские, кавказские и вос- +точноазиатские регионы; в-четвертых, держать курс на перевод всех пар- +тийных, государственных, хозяйственных, научных учреждений и школ на +русский язык, ограничив действие местных языков только сферой пропа- +ганды, художественной литературы и искусства. +Отцом этой стратегии был сам Сталин. Эту национальную стратегию +последовательно и методически проводят и наследники Сталина. +В отношении первых двух компонентов "национальная стратегия" Ста- +лина имела полный успех по одной общеизвестной причине: он начисто +уничтожил местные национальные кадры, которые считал потенциальными +врагами новой стратегии, и выдвигал на их место нерасуждающих карь- +еристов. Что же касается последних двух компонентов - национального +лица и национальных языков, то тут дело оказалось сложнее, чем себе +его представлял Сталин и сменяющиеся лидеры партии. Уже из определе- +ния, которое дал Сталин нации, видно, почему партия потерпела пораже- +ние в этом вопросе. +По Сталину, "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общ- +ность людей, возникающая на базе общности четырех основных признаков, +а именно: на базе общности языка, общности территории, общности эконо- +мической жизни и общности психического склада, проявляющегося в общ- +ности специфических особенностей национальной культуры"(Сталин. Нацио- +нальный вопрос и ленинизм). +Как раз из этого, далеко не полного, определения нации видно, что +если территория есть величина данная, то все другие признаки нации +сложились тысячелетиями,а потому не только "устойчивы", но и не истре- +бимы какими-либо декретами. +Чтобы создать общую коммунистическую нацию, надо создать главный +и ведущий принцип нации и национальной культуры - один общий для всех +язык. Таким языком в условиях России мог быть только русский язык. Эту +проблему поставил тоже сам Сталин еще в конце 20-х годов в статье "На- +циональный вопрос и ленининзм", заявив, что на первом этапе развития +советской культуры преобладал приоритет расцвета национальных языков, +а вот на втором этапе, по словам Сталина, сами нерусские нации почувс- +твуют необходимость иметь наряду со своим национальным языком, "один +общий, межнациональный язык", то есть нерусские народы сами объявят +русский язык сначала вторым, а потом и первым родным языком. Практи- +ческая языковая политика Кремля отныне переключается на осуществление +сталинской идеи создания одного общего языка для всех национальных +республик. Значительный вклад в теорию Сталина внес здесь Хрущев, объ- +явив, что изучение родного языка и обучение детей в школах на родном +языке - дело добровольное. После этого стали переводить все школы на +русский язык, сохранив родной язык только предметом добровольного изу- +чения. +Вот как обосновывал орган ЦК КПСС журнал "Вопросы истории КПСС" +новый языковый курс партии: "Все большее число родителей нерусской на- +циональности совершенно добровольно отдают детей в русские школы или +ставят вопрос о переводе обучения на русский язык... Опыт показывает, +что обучение нерусских детей на русском языке с младшего возраста +значительно облегчает им изучение основ наук"("Вопросы истории +КПСС",#4,1959) +Эту установку Хрущева и 21 съезда партии последовательно и интен- +сивно проводил в жизнь Брежнев. Плоды этой языковой политики сказались +очень скоро. 1Вне всякого сомнения, родители добровольно отдавали своих детей 1не в национальные школы, а в школы на русском языке, по одной, всем 1известной причине:только для тех детей открыта была возможность успеш- 1ной жизненной карьеры, кто окончил русскую школу. + Для такой карьеры +необязательно даже знать родной язык в собственной республике. Таким +образом, Tдобровольность выбора языка + обучения - русского или родного - +на деле выявляется как замаскированная форма русификации. +Во всех программах партия проповедовала расцвет наций и националь- +ных культур, а на деле проводила планомерную и систематическую денаци- +онализацию. Объявляя русский язык государственным языком нерусских со- +ветских союзных республик, также ссылаются на Ленина и на ленинскую +национальную политику. Между тем в статье "Нужен ли обязательный госу- +дарственный язык?" Ленин четко и безаппеляционно утверждал: "Русские +марксисты говорят, что необходимо - _ отсутствие .(подчеркнуто Лени- +ным) обязательного государственного языка, при обеспечении населению +школ на местных языках и при включении в конституцию основного закона, +объявляющего недействительными какие-либо привелегии одной из на- +ций"(Ленин. О национально-колониальном вопросе, стр. 148) +Вся языковая политика советских правителей является кричащим оп- +ровержением этих установок Ленина. 0 2*** 2КОЛОНИЗАЦИЯ И РУССИФИКАЦИЯ КАК РЫЧАГИ ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИИ. Цари посылали на завоеванные ими национальные окраины не колонис- тов, а армию и бюрократию. Поэтому русское население составляло там еще в 1926 году только пять процентов. Советское правительство, помимо армии и бюрократии, взяло курс еще на массовое заселение национальных республик представителями некоренных национальностей, преимущественно русско-украинским населением. Проводился этот курс колонизации под ло- зунгом "постоянного обмена кадрами между нациями", как это записано в третьей "Программе КПСС" Хрущева. Эту программную установку наиболее интенсивно проводил Брежнев в течение 18 лет. Результаты такой прави- тельственной политики сказались на деле: на момент 1988 года некорен- ное население в национальных республиках составляло более 20 процен- тов, а в некоторых даже большинство. Советский философский журнал еще при Хрущеве оценил факт денационализации национальных республик как положительное явление. "В ходе социалистического строительства, в осо- бенно отсталых до революции... республиках, ясно проявляется тенден- ция к уменьшению удельного веса коренных национальностей...В то же время удельный вес представителей других народов в населении нацио- нальных республик и областей неуклонно увеличивался"("Вопросы филосо- фии,#6, 1963, стр. 6). Такой вывод журнал сделал из переписи населения 1959 года, согласно которой в двух союзных республиках, а именно в Ка- захстане и Киргизии, коренное население составило, соответственно, 30 и 40 процентов, а в семи национальных союзных республиках некоренное население, главным образом славянское, составило от 33 до 47 процен- тов. Еще интенсивнее этот процесс шел в автономных республиках и об- ластях. В семи автономных республиках русское население составляло тогда 39 процентов, а в десяти автономных республиках и областях еще больше - 65 процентов. Массовое, в порядке "оргнабора рабочей силы", заселение национальных окраин русским населением советское правитель- ство и называет "интернационализацией". Цитированный журнал писал: "Ныне не только республики, но и города и районы, тысячи и тысячи кол- лективов предприятий, строек, совхозов и колхозов и даже отдельных бригад стали подлинно интернациональными"(там же) В чем же стратегический с +м 0ысл этого "подлинно интернационализма"? Политическая цель - постоянная денационализация республик, военная цель - создание имперских баз со славянским населением в важнейших ра- йонов национальных республик, чтобы опереться на них в случае нацио- нальных восстаний. Однако в своей стратегии советское правительство не учло двух факторов: во-первых, растущая нехватка рабочей силы в самой России, связанная с последствиями войны(большие людские потери, замедление прироста русского населения), во-вторых, фактор совсем непредвиденный и с точки зрения марксизма, даже иррациональный, ибо, по марксизму, одинаковые социальные условия имеют одинаковые последствия, - этот фактор - феноменальный демографический взрыв в советских мусульманских республиках, куда было направлено острие "интернационализации". И это в то время, когда в славянских республиках прирост народонаселения имел тенденцию к спаду. Вот официальные данные прироста населения в мусульманских республиках. В 1959 году мусульманское население состав- ляло 24 миллиона человек, в 1970 году -35 миллионов, а в 1979 году оно поднялось до 43 миллионов, то есть за 20 лет мусульманское население увеличилось на 20 миллионов человек, тогда как за этот же промежуток времени удельный вес русских в составе населения СССР начал падать. Удельный вес русских в СССР в 1959 году составлял почти 55 процентов, а на 1988 год он колеблется вокруг 50 процентов, а по некоторым оце- ночным данным он опустился даже ниже пятидесяти процентов. Все это затрудняло "интернационализацию" на основе "обмена кадрами", но не ос- танавливало её. На 27 съезде партии Лигачев сообщил, в чем заключалась сущность национальной политики горбачевского руководства. Он сказал, что при прежних местных руководителях в национальных республиках "бра- ли верх местнические, земляческие настроения. Они мешали выдвижению к руководству представителей всех национальностей, мешали межрегиональ- ному обмену кадрами, обмену опытными работниками между республиками и центром..."("Правда",28.2.86). Естественно, что под понятиями "местни- чество и землячество" он имел в виду старания национальных кадров пе- ред Москвой защищать интересы национальных республик, что же касается того, что националы "мешают обмену опытными кадрами между республиками и центром", то тут все ясно: центр хотел "интернационализировать" на- циональные республики сверху "опытными кадрами", как это потом случи- лось в Казахстане, а в ряде обкомов других республик, где раньше во главе сидели националы, теперь поставлены были "интернационалис- ты"-славяне. Какие же кадры эти республики должны были дать в обмен? Рабочих, которые категорически не хотели покидать свои республики. Ко- нечно, нашлись бы коммунисты и среди среднеазиатских народов, которые согласились бы уехать, чтобы занять командные должности где-нибудь в России, но вот вопрос: согласился бы на это сам "интернационалист" Ли- гачев - назначить первыми секретарями русских обкомов узбека, киргиза, таджика, туркмена, казаха? 1 Таких случаев в истории советской "интерна- 1циональной" власти никогда не было и не могло быть. + Поэтому разговор +об "обмене кадрами" не что иное, как лицемерие, призванное прикрывать +нечистую "интернациональную" совесть чистейших руссификаторов. +Стратегическая цель миграции - денационализация наций, в конце +которой коренное население республик составит национальное меньшинство +в собственных республиках. Отсюда ясно, что пришлое население, став +большинством в республике, будет претендовать на занятие всех руково- +дящих постов, да и само существование национальных республик с русским +большинством станет анахронизмом. +Русский язык - язык этого большинства - должен был бы заменить во +всех сферах жизни местные языки. Что именно такова 0 языковая цель миг- рации, сообщил тот же журнал "Вопросы философии": "Растущая подвиж- ность населения... способствует постепенному языковому сближению наций и народностей как по линии взаимослияния и взаимообогащения националь- ных языков, так и по линии превращения одного из них - 1 русского -в об- 1щий язык всех социалистических наций" +(#6,1963 1, +стр.11). +"Взаимообогащение сводилось к массовому засорению национальных +языков русскими словами, что же касается превращения русского языка в +"общий язык всех", то эта достаточно утопическая цель советского госу- +дарства не была выполнена. и вот почему. По переписи населения 1979 +года русский язык своим родным языком назвали в Средней Азии меньше +одного процента населения, в Казахстане два процента, в Балтийских +странах около трех процентов, в Азербайджане и Грузии менее двух про- +центов. Даже а славянских республиках с родственными языками - на Ук- +раине и Белоруссии, где число школ на национальном языке приближается +к нулю, русский язык признан родным языком, соответственно,17 и 25 +процентами. _ При таких скромных успехах задача по превращению русского _ +языка в общий для всех язык потребовала бы тысячи лет. . Вероятно, к +этому выводу пришло и советское правительство, когда придумало новый +метод руссификации, который обещал выполнение данной цели в одно-два +поколения. Это воспитание нерусских детей в детских садах на русском +языке. И этот метод оказался очень действенным. Но время "перестройки +и гласности" уже было не за горами. Сдерживаемая много лет волна выр- +валась на свободу,сметая все на своем пути. 2*** КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 ГОДА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС. 8С + тех пор, как существуют конституционные государствва, в их +конституциях нельзя найти ни одной статьи, которая противоречила бы +конституционной практике. Если же случаются нарушения конституции +конституции исполнительной властью или даже парламентским большинс- +твом, то существует высший конституционный суд, независимый и от пра- +вительства и от парламента, который следит за соблюдением конституции +и обязывает государственные органы ликвидировать допущенные нарушения. +Теперь давайте посмотрим в Конституцию СССР 1977 года. Это единствен- +ная и уникальная Конституция из всех известных в истории, в которой +были 0 +записаны абсолютно фиктивные права союзных национальных респуб- +лик. Вот хотя бы такие права: +"Статья 76. Союзная республика - суверенное советское социалисти- +ческое государство". Но что значит "суверенное государство" в юриди- +ческом смысле этого слова? Возьмем официальное определение из БСЭ: +"Суверенитет государственный - верховенство и независимость государс- +твенной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и +внешнеполитической деятельности государства. Какое же "верховенство" и +"независимость" государственной власти осуществляли союзные националь- +ные республики во внутренней и внешней политике? Стоит так поставить +вопрос, чтобы увидеть всю абсурдность утверждения Конституции, что со- +юзные республики являются "суверенными государствами". Если по Консти- +туции 1924 года в некоторых областях республики были условно "суверен- +ны", например, в области народного просвещения или народного здравоох- +ранения, то теперь и эти отрасли государственной жизни отошли к компе- +тенции центра, где созданы были Министерство Просвещения СССР и Минис- +терство Здравоохранения СССР, которые не предусматривались Конституци- +ей Ленина 1924 года или даже Конституцией 1936 года. +"Статья 80. Союзная республика имеет право вступать в отношения с +иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться +дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в дея- +тельности международных организаций" Какова же конституционная практи- +ка существовала по данной статье? Украина и Белоруссия входили в сос- +тав ООН и имели право голосовать на её заседаниях так, как голосовал +советский посол, а в других "союзных суверенных государствах" дело +обстояло еще проще. В составе правительств один из их членов назывался +"министром иностранных дел", но стоило бы ему и его правительству пос- +тавить вопрос перед центром о желании вступить в дипломатические отно- +шения с иностранными государствами, как такое правительство "суверен- +ного государства" немедленно исчезло бы. +"Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право сво- +бодного выхода из СССР". Эта статья механически перекочевала из Конс- +титуции 1924 года в Конституцию 1936 года, а оттуда и в брежневскую +Конституцию СССР 1977 года. Сотни тысяч представителей национальных +партийных кадров и почти вся старая национальная интеллигенция в союз- +ных республиках были уничтожены в период ежовщины по обвинению в том, +что они якобы хотели воспользоваться этой статьей и вывести свою рес- +публику из состава СССР. Лукьяненко на Украине и Айрикян в Армении, +ссылаясь на Конституцию СССР 1977 года о праве каждой союзной респуб- +лики на выход из СССР, организовали в своих республиках движение за +такой выход. Естественно, что они со своими сторонниками были аресто- +ваны и заключены в концлагеря на долгие сроки. То же самое происходило +в Эстонии, Латвии и Литве, где массовые репрессии за сопротивление со- +ветскому империализму и его грубо руссификаторской политике продолжа- +лись до перестроечных времен и, как я подозреваю, позже. +Структура власти в союзных республиках. По форме "правительство- +вали" местные кадры, а по существу правили московские имперские кадры. +На практике этот имперский принцип руководства осуществлялся так. Во +всех союзных республиках, кроме Казахстана, первые секретари ЦК партий +- люди коренной национальности, а вторые секретари, которые заведуют +кадрами республики, - московские ставленники. Во всех отделах ЦК, где +шеф - национал, его первым заместителем был товарищ из Москвы. Во гла- +ве Совета Министров республики стоял национал, а его первый замести- +тель - из центра. И т.д. +В национальных республиках есть должности, которые вообще не до- +верялись националам: начальники гарнизонов, командующие военными окру- +гами. В Туркестанских республиках, как правило, не назначали туркес- +танцев председателями КГБ и командирами пограничных отрядов. Той же +практики придерживались на Кавказе, в Прибалтийских республиках и Мол- +давии. +Все заседания и собрания высших органов власти в национальных +республиках должны были проводиться на русском языке, ибо русские ра- +ботники, которые работали там иногда десятилетиями, не обязаны изучать +местный язык, а национальные работники, начиная от председателя сель- +совета, обязаны были знать русский язык - иначе нельзя было получить +соответствующей должности. +"Статья 70. СССР - единое союзное многонациональное государство, +образованное на основе принципа социалистического федерализма в ре- +зультате свободного самоопределения наций и добровольного объединения +равноправных советских социалистических республик". Из курса истории +мы можем видеть, что ни одна республика к советской России добровольно +не присоединялась. Все нерусские народы через несколько месяцев после +захвата власти большевиками в Петрограде торжественно объявили о своем +выходе из России и создании своих независимых государств. Ленин, Троц- +кий, Сталин на штыках Красной Армии присоединили их обратно к России. +Что же касается федерализма, то это тоже чистейшая фикция. В ис- +тории еще не было государств, начиная с восточных деспотий и кончая +фашистскими государствами в Европе, где централизм, абсолютизм и тота- +литаризм достигли бы такой вершины совершенства, как именно в Советс- +ком Союзе. +Поэтому и национальный вопрос рассматривался в таком государстве +как колониальный, только его так не называли, а прикрывали бутафорией +федерации, выдавая её за реальность. +Согласно предыдущим советским конституциям, в Совет Национальнос- +тей посылали исключительно представителей коренной национальности со- +юзных республик и областей, чтобы выслушать их специфические нацио- +нальные нужды и национальные 0 +проблемы, теперь же во многих случаях, +иногда наполовину, коренные национальности в республиках и областях +представлены в Совете национальностей русскими, преимущественно руко- +водящими чиновниками из Москвы. Таковы слова и дела Конституции СССР +по национальному вопросу. +Согласно Конституции СССР 1977 года, высшим органом государствен- +ной власти является Верховный Совет СССР, но каждый советский гражда- +нин знал, что высшим органом государственной власти являлся не сам го- +сударственный орган, а партийный орган - Политбюро, которое даже не +указано в Конституции. Согласно той же Конституции, правительством +СССР является Совет Министров СССР, а на деле правительством СССР яв- +лялся Секретариат ЦК и его отделы, которым прямо подчинялись формаль- +ные министры СССР. Так что Верховный Совет СССР - не парламент, не за- +конодатель, как его считает Конституция, а просто-напросто бутафория, +лже-парламент, созданный, чтобы придать коммунистической диктатуре +внешне конституционно-демократический фасад и декорум правового госу- +дарства. _ +Только одна статья в Конституции 1977 года имеет реальную силу и _ +точно соответствует советской действительности. Это статья 6, которая _ +гласит: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром _ +его политической системы, государственных и общественных организаций _ +является Коммунистическая партия Советского Союза". +Таким образом, Верховный Совет СССР сам по себе не имел никакой +власти, если не считать властью его обязанность единодушно голосовать +за законы и решения, которые ему преподносил Политбюро и Пленум ЦК +КПСС. +"Статья 109. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совет Со- +юза и Совет Национальностей... палаты равноправны." В статье 110 ска- +зано: "Совет Союза и Совет Национальностей состоит из равного числа +депутатов... Совет Союза избирается по избирательным округам с равной +численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме 32 +депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автоном- +ной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депу- +тат от каждого автономного округа." Из этого человек, не знакомый с +процедурой формирования Совета Национальностей Верховного Совета СССР, +может заключить, что здесь дело обстояло точно так же, как и в старых +советских конституциях. Иначе говоря, в Совет Национальностей от РСФСР +входили русские, от Украины - украинцы, от Узбекистана - узбеки и.т.д. +Что же касается Совета Союза, то туда входили депутаты пропорционально +численности населения каждой союзной республики. Вот как раз в этом +важнейшем вопросе конституции в многонациональном государстве советс- +кие лидеры сумели противопоставить своей писанной "Конституции" анти- +конституционную практику виртуозного обмана. Вполне нормально, что в +силу того, что русские составляли большинство населения СССР, они по- +сылали большинство депутатов в Совет Союза СССР, плюс еще 32 депутата +от РСФСР. Прямым издевательством над малыми народами является тот +факт, что кроме этих вышеперечисленных депутатов советское правитель- +ство посылало в Совет Национальностей большое число русских депутатов +от всех нерусских республик и областей, абсолютно непропорциональное +численности русского населения там. 0 К примеру, возьмем одни из выборов в ВС СССР - и одну из республик - Узбекистан: в Совет Союза там выбра- но 39 человек, из них 13 русских. В Совет Национальностей выбрано 32 человека, из них 7 русских, если добавить сюда 3 русских, избранных в Кара-Калпакии, то получается, что в ВС СССР посланы от Узбекистана 23 русских депутата, то есть куда больше, чем полагается русскому мень- шинству в Узбекистане. Та же картина и на Кавказе. Вот еще некоторые избранные примеры: от Дагестана в Совет Национальностей избрано 11 де- путатов, из них 4 русских; от Чечено-Ингушетии в СН избрано 11 депута- тов, из них 7 русских; от Северной Осетии - 11 депутатов - 7 русских; от Кабардино-Балкарии - 11 депутатов - 8 русских. Это в автономных республиках. А в автономных областях - Адыгее и Карачаево-Черкесии в СН избраны по пять депутатов, из них, в каждом случае, - трое русс- ких 1. На языке советской пропаганды это называлось: все народы СССР 1равны между собой, но практика показывает, прямо по утопии Оруэлла 1"1984", что "большой брат" "равнее", чем другие. 2*** 2ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 8Изучая материалы по данной теме, я решал один вопрос. Напомню 8его: закономерны или случайны межнациональные конфликты, происходившие 8и происходящие сейчас на территории бывшего СССР. И пришел к очень оп- 8ределенному выводу. Но, чтобы сделать его, пришлось отбросить все мо- 8рально-этические принципы и нормы. Итак, мысль моя такова: все межна- 8циональные конфликты последнего времени происходят из-за крайне непос- 8ледовательной политики большевиков(если кому-то нравится больше, со- 8ветской власти,но я считаю, что советская власть существовала в корот- 8кий период от февраля до октября 1917 года, далее - диктатура пролета- 8риата). Еще раз подчеркну - мой вывод вне всяких морально-этических 8концепций. Так вот, ленинская идея создать денационализированный ком- 8мунистический гибрид - советского человека - не так уж плоха, как ка- 8жется на первый взгляд. Давайте разберемся, что сулила нам её реализа- 8ция - отсутствие всяких конфликтов на национальной почве, централизо- 8ванное государство, власть рабочих и крестьян, в конце концов, а не 8русских рабочих и крестьян,а если говорить точнее, русской коммунист- 8ческой элиты - административно-командной системы(которую все так руга- 8ют и проклинают, забывая тот очевидный факт, что без нее Советский Со- 8юз не победил бы в Великой Отечественной 0 8Войне, ибо, согласно исследо- 8ваниям известного социолога Карла Манхейма, нормальное(демократичес- 8кое) общество не успело бы перестроить страну на военные рельсы так 8быстро). 8Отрицательные последствия таковы - потеря национальной культуры, 8языка, традиций. Но с точки зрения идеи социальной справедливости - 8это мелочь. 8Надеюсь, что в данной работе я освятил все аспекты государствен- 8но-правовой политики в национальном вопросе, кроме одного - я созна- 8тельно оставил за границами этого реферата "интернациональную помощь" 8Афганистану. На мой взгляд, это отдельная и очень широкая тема и ка- 8саться её поверхностно - недопустимо. 8Теперь остается вернуться к тем самым морально-этическим принци- 8пам, которые я сознательно опустил в начале вывода. Так вот, через 8призму общечеловеческих ценностей, в Советском Союзе происходил ги- 8гантский эксперимент, творителей которого можно с чистой совестью наз- 8вать преступниками. Но какой смысл уподобляться Сталину и вешать ярлы- 8ки? 8Есть еще один немаловажный момент - с точки зрения определенного 8круга историков, Советский Союз( в смысле центральной власти) являлся 8тем сдерживающим фактором межнациональных конфликтов, который давил на 8все республики одновременно и заставлял их не вспоминать старые нацио- 8нальные конфликты на почве религии, территории и т.д., а сопротивлять- 8ся давлению именно центра и объединяться на этой почве. 8Исходя из всех этих выводов, я могу утверждать, что межнациональ- 8ные конфликты на территории бывшего СССР являются результатом ломки 8старых отношений и неизбежны просто по определению(и по вышеперечис- 8ленным причинам). Решить их может только время. 2*** СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: +1. Н. Верт "История Советского государства" +2. Дж. Хоскинг "История Советского Союза" +3. С. Хрущев "Никита Хрущев: Кризисы и ракеты" +4. А. Авторханов "Империя Кремля. Советский тип колониализма" +5. Большая Советская Энциклопедия 2*** |