<< Пред.           стр. 1 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 OCR: Ихтик (г.Уфа)
 ihtik.lib.ru, ihtik@ufacom.ru
 Вычитка: 23.09.2004
 
 
 Д. Антисери и Дж. Реале
 А 31 Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-Петербург, "Пневма", 2002, Книга3.
 
 ISBN 5-901151-054
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 Часть первая
 ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
 
 Глава первая
 МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
 Историографическое значение термина "гуманизм"........................................... 2
 Историографическое значение термина "Возрождение"..................................... 9
 Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода............................................................13
 
 Восточные и языческие "пророки" и "маги" как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей.............................15
 Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции отгреческой (15). Гермес Трисмегист и "Corpus Hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации (16). Зороастризм эпохи Ренессанса (21). Орфей Ренессанса (22)
 
 Глава вторая
 ИДЕИ И ТЕНДЕНЦИИ ГУМАНИСТИКО-ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
 Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство.........................................24
 Начала гуманизма (24). Франческо Петрарка (24). Колюччо Салютати (26). Этико-политические дебаты гуманистов кватроченто Л. Бруни, П. Браччолини. Л. Б. Альберти (27). Леонардо Бруни (27). Поджо Браччолини (29). Леон Баггиста Альберти (30). Другие гуманисты кватроченто (31). Неоэпикуреизм Лоренцо Валла (32)
 
 Возрожденческий неоплатонизм........................................................................34
 Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века (34). Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному (36). Жизнь, работы и культурные связи Кузанского (36). Ученое незнание (37). Отношение между Богом и универсумом (40). Значение принципа "все во всем" (41). Человек как микрокосм (42). Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции (44). Место Фичино в культуре Возрождения (44). Фичино в качестве переводчика (45). Достижения философской мысли Фичино (45). Достижения магической доктрины Фичино (48). Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией (50). Позиция Пико (50). Пико и Каббала (51). Пико и доктрина достоинства человека (54). Франческо Патрици (56)
 
 Аристотелизм эпохи Возрождения.....................................................................57
 Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма (57). Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии (59)
 
 Возрождение скептицизма..................................................................................63
 Новая жизнь эллинистической философии (63). Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости (64)
 
 
 Глава третья
 ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
 
 Возрождение и религия ......................................................................................67
 Эразм Роттердамский и "философия Христа" (67). Гуманистическая концепция христианской философии (68). Концепция "глупости" Эразма (69). Мартин Лютер (71). Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму (71). Черты теологии Лютера (73). Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера 176). Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха (77). Кальвин и Женевская реформа (79). Другие теологи реформации и представители протестантизма (81)
 
 Контрреформация и католическая реформа.......................................................83
 Историографические концепции контрреформации и католической реформы (83). Тридентский Собор (85). Новое появление схоластики (88)
 
 Возрождение и политика....................................................................................89
 Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики (89). Реализм Макиавелли (90). Свобода и "судьба" (93). "Добродетель" древней римской республики (93). Макиавелли (тексты) (94). Гвиччардини и Ботеро (98). Томас Мор и "Утопия" (98). Жан Боден и абсолютизм власти государства (101). Гуго Гроций и обоснование естественного права (102)
 
 Томас Мюнцер (тексты)....................................................................................104
 
 
 Часть вторая
 ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
 
 Глава четвертая
 ЧЕТЫРЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО, ДЖОРДАНО БРУНО И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
 
 Леонардо: природа, наука и искусство .............................................................108
 Механическое строение природы (108). Леонардо между Возрождением и Новым временем (110). "Умозрительное рассуждение" и "опыт" (111)
 
 Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам ....................114
 Жизнь и творчество (114). Новизна физики Телезио (115). Собственные принципы природы (117). Человек как природная реальность (118). Природная мораль (этика) (119). Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо (120)
 
 Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и "героический энтузиазм"............................121
 Жизнь и творчество (121). Характеристика основных идей Бруно (123). Искусство запоминания (мнемотехника) и магико-герметическое искусство (125). Вселенная Бруно и ее значение (127). Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции (130). "Героические энтузиасты" (131). Заключение (132)
 
 Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы .................133
 Жизнь и творчество (133). Природа и смысл философского познания и переосмысление сенсуализма Телезио (135). Самопознание (138). Метафизика Кампанеллы: три первоосновы бытия (140). Панпсихизм и магия (141). "Город Солнца" (143). Заключение (144)
 
 
 Часть третья
 НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
 
 Глава пятая
 НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
 
 Общая характеристика.....................................................................................146
 Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники (151). Ученые и ремесленники (152). Новая "форма знания" и новая "фигура ученого" (154). Оформление научного инструментария и его использования (156)
 
 Научная революция и магико-герметическая традиция ...................................158
 Присутствие и отторжение магико-герметической традиции (158). Характеристики астрологии и магии (161). И. Рейхлин и каббалистическая традиция; Агриппа: "белая магия" и "черная магия" (163). Ятрохимическая программа Парацельса (165). Три итальянских "мага": Фракасторо, Кардано, делла Порта (167)
 
 Николай Коперник и новая парадигма гелиоцентрической теории..................171
 Философское значение "коперниканской революции" (171). Николай Коперник: формирование ученого (173). Коперник: общественная деятельность (175). "Первое повествование" Ретика и инструментальная интерпретация Оссиандером деятельности Коперника (177). Реализм и неоплатонизм Коперника (178). Проблемы астрономии до Коперника (180). Теория Коперника (182). Коперник и отношения между традицией и революцией (183)
 
 Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника...................185
 Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдении (185). Тихо Браге отрицает существование материальных сфер (186). Ни Птолемей, ни Коперник (187). Система Тихо Браге: реставрация с семенами революции (189)
 
 Иоган Кеплер: переход от "круга" к "эллипсу" и математическая систематизация теории Коперника...................191
 Кеплер - преподаватель в Граце: Mysterium cosmographicum (191). Кеплер - придворный математик в Праге: "Новая астрономия" и "Диоптрика" (193). Кеплер в Линце: "Рудольфинские "таблицы" и "Гармония мира" (195). "Космографическая тайна": в поисках божественного математического порядка небес (197). От "круга" к "эллипсу". "Три закона Кеплера" (199). Солнце как причина движения планет (200)
 
 Драма Галилея и основание современной науки ..............................................202
 Галилео Галилей: жизнь и творчество (202). Галилей и вера в подзорную трубу (206). "Звездный вестник" и подтверждение системы Коперника (209). Эпистемологические корни разногласия между Галилеем и Церковью (212). Реализм Галилея против инструментализма Беллармино (214). Несоразмерность науки и веры (216). Первый суд (219). "Диалог о двух главнейших системах" и поражение космологии Аристотеля (221). Второй суд: осуждение и отречение (225). Последняя большая работа (228). Галилеевский образ науки (231). Проблема метода: "чувственный опыт" и (или?) "необходимые доказательства" (236). "Опыт" - это "эксперимент" (239). Роль мысленных экспериментов (240)
 
 Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона....................242
 Философское значение творчества Ньютона (242). Жизнь и творчество (243). "Правила философствования" и "онтология", которую они предполагают (247). Порядок мира и существование Бога (249). "Гипотез не измышляю" (251). Великий мировой механизм (252). Механика Ньютона как программа исследований (254). Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем (255)
 
 Ньютон (тексты)...............................................................................................259
 
 Науки о жизни..................................................................................................262
 Развитие анатомических исследований (262). Уильям Гарвей: открытие кровообращения и биологический механицизм (263). Франческо Реди против теории самозарождения (265)
 
 Академии и научные общества .........................................................................266
 Академия Линчей и академия Чименто (266). Лондонское Королевское общество и Королевская академия наук во Франции (269)
 
 
 Часть четвертая
 БЭКОН И ДЕКАРТ
 РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
 
 Глава шестая
 ФРЭНСИС БЭКОН, ФИЛОСОФ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ
 Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность.............................................................272
 Почему Бэкон критикует магов и алхимиков ...................................................277
 Почему Бэкон критикует традиционную философию.......................................279
 Почему Бэкон критикует традиционную логику ..............................................281
 "Антиципации" и "интерпретации природы"....................................................282
 Теория "идолов" ...............................................................................................284
 Социология познания, герменевтика и эпистемология ....................................287
 Цель науки: открытие "форм" ..........................................................................288
 Индукция путем элиминации............................................................................290
 Experimentum crucis ("Решающий аргумент").................................................292
 Бэкон против чистого техницизма....................................................................294
 
 Глава седьмая
 ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.......................295
 Жизнь и творчество..........................................................................................296
 Опыт крушения культуры.................................................................................301
 Правила метода.................................................................................................304
 Сомнение как метод..........................................................................................307
 Cogito ergo sum.................................................................................................309
 Существование и роль Бога..............................................................................313
 Мир как машина...............................................................................................316
 Революционные последствия механицизма......................................................320
 Рождение "аналитической геометрии".............................................................322
 Душа и тело ......................................................................................................324
 Правила морали................................................................................................327
 Декарт (тексты)................................................................................................329
 
 
 Часть пятая
 ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ
 
 Глава восьмая
 МЕТАФИЗИКА ОККАЗИОНАЛИЗМА И МАЛЬБРАНШ..............................................................................................334
 
 Предшественники окказионализма..................................................................334
 
 Мальбранш и развитие окказионализма...........................................................336
 Жизнь и сочинения Мальбранша (336). Постижение истины и видение вещей в Боге (337). Отношения между душой и телом (341). Всё в Боге (344). Значение философии Мальбранша (345)
 
 Глава девятая
 СПИНОЗА И МЕТАФИЗИКА МОНИЗМА И ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ИММАНТЕИЗМА
 
 Жизнь и сочинения Спинозы............................................................................347
 Поиск истины, придающей смысл жизни..........................................................349
 
 Концепция Бога как ось философии Спинозы .................................................353
 Геометрический порядок (353). "Субстанция", или Бог Спинозы (354). "Атрибуты" (357). Модусы (358). Бог и мир, или же natura naturans и natura naturata (359)
 
 Спиноза о параллелизме между ordo idearum и ordo rerum..............................360
 
 Познание...........................................................................................................363
 Три рода познания (363). Адекватное познание любой реальности подразумевает Бога (365). В формах адекватного познания нет места для случайности, все оказывается необходимым (366). Моральные следствия адекватного познания (367)
 
 Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis.....................................368
 Геометрический анализ страстей (368). Попытка Спинозы встать "по ту сторону добра и зла" (370). Познание как освобождение от страстей и основа добродетели (371). Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis (372)
 
 Концепции религии и государства Спинозы...............................................373
 Государство как гарантия свободы (375)
 
 
 Глава десятая
 ЛЕЙБНИЦ: МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
 
 Жизнь и сочинения Лейбница..........................................................................378
 Вечная философия и новые философы .............................................................381
 
 "Финализм" и "субстанциальные формы"........................................................383
 Новое значение "финализма" (383). Новое значение субстанциальных форм (386). Опровержение механицизма и учение о монадах (388). "Примечательная ошибка" Декарта (388). Следствия из открытия Лейбница (390)
 
 Основы монадологической метафизики............................................................392
 Природа монады (392). Каждая монада представляет вселенную (395). Принцип тождества неразличимых (397). Закон непрерывности и его метафизическое значение (399). Монады и строение вселенной (399). Объяснение материальности и телесности монад (400). Объяснение строения живых организмов (401). Отличие духовных монад от остальных (403)
 
 Предустановленная гармония...........................................................................404
 Бог и лучший из возможных миров...................................................................408
 Истины разума, истины факта и принцип достаточного основания..................410
 Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма "припоминания" .............412
 Человек и его судьба............................................................................414
 
 
 Часть шестая
 РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА
 
 Глава одиннадцатая
 ТОМАС ГОББС: ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
 Жизнь и сочинения Гоббса..............................................................418
 Концепция философии и ее разделов...............................................420
 Номинализм, конвенцианализм и чувственный опыт у Гоббса...........................................................425
 Принцип телесности и механицизм.................................................429
 Теория абсолютного государства......................................................................432
 "Левиафан" и выводы из философии Гоббса ....................................................437
 Гоббс (тексты) ..................................................................................................439
 
 Глава двенадцатая
 ДЖОН ЛОКК И СОЗДАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЗМА
 Жизнь и сочинения Локка................................................................................443
 Задача и программа "Опыта о человеческом разуме".......................................445
 Принцип опыта и критика теории врожденных идей........................................447
 Учение Локка об идеях и его общая основа......................................................451
 Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки ..................455
 Познание, его значение и границы ...................................................................458
 Вероятность и вера ...........................................................................................462
 Морально-политическая доктрина ...................................................................463
 Религия, разум и вера.......................................................................................465
 Заключение.......................................................................................................467
 Джон Локк (тексты) .........................................................................................468
 
 Глава тринадцатая
 ДЖОРЖ БЕРКЛИ:
 
 ГНОСЕОЛОГИЯ НОМИНАЛИЗМА В РОЛИ ОБНОВЛЕННОЙ ПОЛОГЕТИКИ
 Жизнь и научное наследие Беркли...................................................................472
 "Философские заметки" и "программа исследований" Беркли........................476
 Теория зрения и мысленное конструирование "предметов".............................480
 Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения....................483
 Почему абстрактные идеи являются иллюзией................................................484
 Различие между первичными и вторичными качествами ложно......................486
 Критика идеи материальной субстанции..........................................................488
 Великий принцип: esse est percipi.....................................................................489
 Бог и законы природы.......................................................................................490
 Беркли - предшественник Маха.....................................................................493
 Джорж Беркли (тексты) ...................................................................................497
 
 Глава четырнадцатая
 ДЭВИД ЮМ И ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ ЭМПИРИЗМА
 Жизнь и сочинения Юма ..................................................................................502
 "Новое поприще философии", или "наука о человеческой природе" ...............504
 Впечатления и идеи. Принцип ассоциации.......................................................506
 Отрицание общих понятий и номинализм Юма................................................510
 Отношения между идеями и "факты"...............................................................512
 Критика понятия причинности.........................................................................514
 Критика материальной и духовной субстанций................................................516
 Теория аффектов и отрицание свободы и практического разума......................520
 Внерациональная основа нравственности........................................................522
 Религия и ее иррациональная основа ...............................................................525
 Вырождение эмпиризма в скептический разум................................................527
 
 
 Часть седьмая
 ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
 
 Глава пятнадцатая
 ЛИБЕРТИНИЗМ. ГАССЕНДИ: СКЕПТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЗАЩИТА РЕЛИГИИ. ЯНСЕНИЗМ И ПОР-РОЯЛЬ
 
 Либертинизм.....................................................................................................530
 Либертинизм эрудитов и светский либертинизм (531)
 
 Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии.........................................532
 Полемика против аристотелевско-схоластической традиции (532). Почему мы не знаем сущностей и почему схоластическая философия вредит вере (533). Гассенди против Картезия (534). Почему и как Гассенди возвращается к Эпикуру (535)
 
 Янсенизм и Пор-рояль......................................................................................536
 Янсений и янсенизм (536). Логика и лингвистика Пор-Рояля (537)
 
 
 Глава шестнадцатая
 БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. АВТОНОМИЯ РАЗУМА, НИЧТОЖЕСТВО И ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. ДАР ВЕРЫ И ЕГО РАЗУМНОСТЬ
 
 Страсть к науке..........................................................................................
 "Первое" и "второе" обращение................................................................
 Паскаль в Пор-Рояле..................................................................................
 "Письма к провинциалу" ...........................................................................
 Демаркация научного знания и религиозной веры....................................
 Научный разум между традицией и прогрессом........................................
 Идеал научного знания и правила построения аргументации ...................
 Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности .
 Величие и нищета человека.......................................................................
 "Дивертисмент"........................................................................................
 Беспомощность разума в обосновании ценностей и недоказуемость существования Бога......................................................
 "Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя" ..............
 Против "Картезия, бесполезного и неточного" .........................................
 "Спорим на Бога"?.....................................................................................
 
 
 Глава семнадцатая
 ДЖАМБАТТИСТА ВИКО И ОБОСНОВАНИЕ "СОТВОРЕННОГО ЛЮДЬМИ ГРАЖДАНСКОГО МИРА"

<< Пред.           стр. 1 (из 44)           След. >>

Список литературы по разделу