<< Пред. стр. 1 (из 24) След. >>
OCR: Ихтик (г.Уфа)
ihtik.lib.ru, ihtik@ufacom.ru
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004.
Доступно и четко излагаются основные положения системы философского знания, раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от античности до наших дней. Отдельные разделы посвящены основам философского понимания мира, социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии. По сравнению с первым изданием (М.: Юристъ. 1997) включена глава, раскрывающая реакцию так называемого нового идеализма на классическую немецкую философию и позитивизм, расширены главы, в которых излагаются актуальные проблемы современной философской мысли, философские вопросы информатики, а также современные проблемы философской антропологии.
Адресован студентам и аспирантам вузов и научных учреждений.
УДК 1(075.8)
ББК 87.3
Ф54
ISBN 5-7975-0099-Х (в пер.)
Рецензенты:
А.К. Уледов - доктор философских наук, профессор.
заслуженный деятель науки РФ;
А.В. Федотов - доктор философских наук, профессор.
Авторы:
Г.И. Иконникова - доктор философских наук, профессор;
В.Н. Лавриненко - доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации;
В.П. Ратников - доктор философских наук, профессор.
академик Российской академии социальных наук;
М.М. Сидоров - кандидат философских наук, доцент.
Номер страницы предшествует странице - (прим. сканировщика).
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов...................................................................8
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения....................................9
Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ .......................14
Философия и мировоззрение..............................................14
Вопросы философии.....................................................15
Философия как методология..............................................19
Функции философии.....................................................23
Философия и наука......................................................26
Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ..............30
Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА .....................................30
1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.....................30
2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике ............... 37
Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.....................................42
1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке.....................42
2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития.........43
3. Средневековая арабоязычная философия.................................48
Глава III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ .............................52
1. Основные черты философии эпохи Возрождения - антропоцентризм, гуманизм ............................................................52
2. Натурфилософия эпохи Возрождения....................................59
Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ..................................62
1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени .............62
2. Основные проблемы (онтология и гносеология) ...........................63
3. Социально-философские концепции .....................................72
Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в................................73
1. Просветительский характер философии XVIII в............................73
2. Онтологические и гносеологические проблемы............................75
3. Социально-философские воззрения......................................79
Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.........................82
1. Общая характеристика ................................................82
2. Философия Канта.....................................................85
3. Философия Фихте.................................................... 93
4. Философия Шеллинга ................................................ 95
5. Философия Гегеля ................................................... 98
6. Философия Фейербаха............................................... 107
Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ.................................................. 113
Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ ................................................ 119
Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................... 127
Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ............... 135
1. Развитие русской философии в XI-XVII вв............................. 135
2. Русская философия XVIII в........................................... 141
3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.) ................. 143
4. Русская философия конца XIX - первой половины XX вв................. 158
Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ......................... 169
1. Главные направления современной философии.......................... 169
2. Основные современные модели философского мышления................. 180
3. Ведущие философские течения 60-70-х гг. XX в........................ 193
4. Философские школы 70-90-х гг. XX в................................ 204
Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА .......... 218
Глава I. БЫТИЕ............................................................ 218
Глава II. МАТЕРИЯ ........................................................ 230
Глава III. СОЗНАНИЕ..................................................... 246
Глава IV. ДИАЛЕКТИКА.................................................... 262
Глава V. ПОЗНАНИЕ ...................................................... 277
Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ.................... 295
Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ........................... 305
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА................................................... 305
1. Предмет социальной философии ...................................... 305
2. Материализм и идеализм в социальной философии....................... 308
3. Социальная философия как методология общественных наук............... 311
Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В XIX-XX вв. ............. 316
1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики ...................................................... 316
2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики ...................................................... 325
3. Психологическое направление ........................................ 327
4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского........ 334
5. Неокантианство .................................................... 337
6. Социальная философия М.Вебера..................................... 340
7. Теория круговорота локальных цивилизаций ............................ 343
8. Теоретическая социология П.Сорокина................................. 347
9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ........................ 351
10. Современная социобиология......................................... 355
11. Технологический детерминизм ....................................... 361
Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА....................................... 364
1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества .......................................................... 364
2. Основные сферы жизни общества...................................... 372
3. Социальная структура общества........................................375
4. Политическая система общества........................................380
5. Духовная жизнь общества.............................................383
Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.......................399
Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА...........................................414
1. Философское осмысление проблемы....................................414
2. Экологическая проблема..............................................419
3. Народонаселение ....................................................426
Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ......................................430
1. Понятие культуры и цивилизации.......................................430
2. Человеческое измерение культуры .....................................433
3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре .......................435
4. Культура и цивилизация ..............................................438
5. Технические цивилизации .............................................443
Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ........................... 448
Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ..................448
1. Философия Древнего Востока о человеке................................449
2. Проблема человека в философии Древней Греции ........................452
3. Средневековая христианская концепция человека ........................456
4. Человек Нового времени в европейской философии.......................457
5. Немецкая классическая философия о человеке...........................459
6. Антропологическая проблема в русской философии.......................462
Глава И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА.............465
1. Проблема антропогенеза..............................................465
2. Сущность и существование............................................473
3. Биологическое и социальное в человеке.................................476
4. Бессознательное и сознательное .......................................478
5. Индивид и личность..................................................483
6. Смысл и цель жизни .................................................488
Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ..........................492
1. Понятие и природа ценностей .........................................492
2. Социальные ценности и социализация личности ..........................496
Указатель имен..............................................................506
Указатель терминов..........................................................511
8
От авторов
Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебников по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.
Жизнь доказала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.
Наши представления о современном учебнике нашли отражение в его структуре, прежде всего в сочетании историко-философского и проблемного изложения материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, а также данных современной общественной практики. Излагаются точки зрения, которые воспринимаются нами как научные.
Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Насколько это удалось, судить читателям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.
9
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Вместо введения
Термин "философия" происходит от греческих слов "phileo" - любовь и "sophia" - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос - "что же такое мудрость?" Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, "даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия" [1].
Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор (2-я пол. VI - нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: "Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины" [2]. Итак, согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 - ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа - научить своих
1 Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С. 5.
2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 309.
10
учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм "Рогатый", выраженный в следующем умозаключении: "То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь". Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (384-322 до н.э.), задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания" [1].
Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: "Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют" [2].
1 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 69.
2 Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 403.
11
Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX - XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos - сущее и logos - учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis - знание, познание и logos - учение).
3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
12
4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.
Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.
Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.
В Разделе первом раскрываются более конкретно обозначенные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы - материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности. В связи с этим решаются такие проблемы, как соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.
В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.
13
В Разделе третьем излагаются основы философского понимания мира. Рассматриваются фундаментальные философские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.
В Разделе четвертом раскрываются основные положения социальной философии, т.е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.
В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии - философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в истории философской мысли, включая современные философские учения. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы существования человека в обществе и их решение в современной антропологии.
Данноый учебник подготовили: доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации В.Н. Лавриненко - руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I-V); доктор философских наук, профессор Г.И. Иконникова (Разд. второй, гл. I-IX, XI, разд. четвертый, гл. VI); доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В.П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый); кандидат философских наук, доцент М.М. Сидоров (Разд. третий).
14
Раздел первый
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Философия и мировоззрение
Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие "мировоззрение" шире понятия "философия". Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие "плод" подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие "мировоззрение" нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения - мифологическое, художественное, религиозное и т.д.
Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане - мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение - это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия - это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
15
Наконец, отметим еще один - исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия - это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.
<< Пред. стр. 1 (из 24) След. >>