<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 Некишев В.Л. Философия права.
 20.05.2003 22:54 | В.В.Ванчугов
 Министерство юстиции России
 Владимирский юридический институт
 кафедра гуманитарных дисциплин
 
  Философия права
 учебно-методическое пособие для курсантов и слушателей ФЗО
 Некишев В.Л.
 
 Философия права: Учебно-методическое пособие для курсантов дневной формы обучения и слушателей ФЗО. Владимир: Владимирский юридический институт Минюста России, 2000. 47 с.
 Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 02.11.00 - "Юриспруденция". В пособие включены методические материалы, необходимые для организации самостоятельной работы курсантов и слушателей по дисциплине "Философия права"
 
 Рецензенты:
 Мамчун В.В. начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Минюста России, кандидат юридических наук;
  Попов В.Н. доцент кафедры социологии и политологии Владимирского государственного педагогического университета, кандидат философских наук, доцент
 
 Учебно-методическое пособие обсуждено и одобренона заседании кафедры гуманитарных дисциплин Владимирского юридического института Минюста России. Протокол № 32 от 6 апреля 2000 г.
 
 (c) Владимирский юридический институтМинюста России, 2000
 
 
 Философия права в системе подготовки сотрудников правоохранительных органов
 
 Сегодня в условиях глобальной трансформации всего уклада общественной (в том числе и юридической) жизни России Философское осмысление правовых процессов необходимо как никогда. Именно философско-правовой анализ позволяет выявить культурно-историческую специфику отечественной правовой системы; особенности правового мышления русского народа; внести смысл в достаточно хаотичный и непоследовательный процесс изменения российской правовой системы, задав его магистральные ориентиры; обосновать принципы, способы формулирования нравственных, справедливых правовых установлений.
 Признавая несомненную гносеологическую и методологическую ценность философии права как науки, необходимо ответить на вопрос о ее дидактической ценности для студентов, курсантов и слушателей юридических вузов.
 Стратегической целью работы с кадрами и кадровой политики правоохранительных органов является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи, поставленные перед ними обществом и государством.
 Решающая роль в этом процессе принадлежит учебным заведениям системы МВД и Минюста России. А в структуре учебных дисциплин данных вузов важнейшее место сегодня занимает философия права.
 Во-первых, философия права может помочь сформулировать подлинно гуманистическое юридическое мировоззрение будущего правоведа. Право должно осмысливаться будущими специалистами не только как средство достижения определенных прагматических социальных целей - но и как духовный феномен, опирающийся на всю систему человеческих ценностей и эти ценности утверждающий. Важнейшая цель философии права как учебной дисциплины - способствовать формированию "нравственного" правосознания будущих юристов, базирующегося на мировоззренческих истоках национальной российской культуры.
 Во-вторых, в последнее время высшее юридическое образование становится все более специализированным, насыщенным разнообразной информацией. Как следствие, усвоенные слушателями знания превращаются в механическое, бессистемное, слабо связанное соединение сведений. Выпускники вузов скользят по поверхности правовых явлений, не понимая их внутренних причин. Именно философия права способна внести систематизирующие начала в конгломерат сведений, структурировать их, вооружить студента методологией познания правовых явлений. Тем самым обеспечивается фундаментализация юридического образования.
 В-третьих, являясь интегральной наукой, она обеспечивает междисциплинарные связи юридических наук между собой и с другими гуманитарными науками. В частности, "снабжает" общую философию, обыкновенно несколько упрощенно трактующую сложный мир юридических явлений, их корректным описанием, тщательно разработанным, своеобразным категориальным аппаратом. В то же время основные категории юридической науки также испытывают на себе влияние философской мысли. Процесс взаимовлияния обогащает эти две области знаний: позволяет увидеть право в контексте общей человеческой культуры, и наоборот, отразить влияние права на неюридическую жизнь общества. Это способствует всестороннему, комплексному изучению права.
 Опыт преподавания философии права в Росси имеет богатые традиции. Данный учебный курс стал преподаваться в российских учебных заведениях еще в начале 18 века. Расцвет русской философско-правовой мысли приходится на 19 век. Этот период освещен творчеством выдающихся мыслителей, внесших неоценимый вклад в развитие правовой философии, - Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др.
 Сегодня философия права должна стать одним из основных предметов, изучаемых на юридических факультетах российских вузов, обеспечивая преемственность лучших традиций отечественной философско-правовой мысли. Ибо философское осмысление сущности права, его возникновения и связи с другими явлениями объективного духа, исследование соизмеримости сформулированных кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и ценностями, органично вырастающими из логики отечественной истории и культуры, столь же актуальны сейчас для современной Росси, как и на рубеже 19 и 20 столетий.
 Все сказанное выше позволяет, на наш взгляд, сделать вывод о необходимости усилить внимание к преподаванию философии права в рамках подготовки сотрудников правоохранительных органов.
 Свидетельством повышения внимания к данной учебной дисциплине является Всероссийская научная конференция "Философия права как учебная и научная дисциплина", состоявшаяся 28-29 апреля 1999 года на базе Ростовского юридического института МВД России, а также выход в свет с 2000 года журнала "Философия права" - печатного органа всероссийского уровня.
 
 
 Задачи и цель курса
 I. Онтологические:
 1. Проанализировать два основных направления развития философско-правовой мысли - и того, которое выражает основную и оптимистическую линию развития цивилизации, и, увы, также того направления, которое стало выражением негативного, тупикового пути развития человечества.
 2. Определить магистральную линию развития российской правовой системы.
 II. Методологические:
 1. Сформировать методологию исследования сущности правовых явлений.
 2. Исключить узкопрофессиональный юридический и обеспечить комплексный подход к исследованию правовых явлений, который позволяет выявить их истинную сущность.
 В теории права все заметнее становится господство того, что французский правовед Жак Леклерк назвал "юридизмом", то есть преобладанием узко профессионального юридического подхода к феномену права и, соответственно, признанием приоритета в решении социальных проблем именно за последним. Иными словами, "юридизм" означает попытку отрыва права от политики и от других областей знания и, прежде всего - от философии. А сегодня все более очевидным становится тот факт, что целостное, всестороннее осмысление правовых явлений обеспечивает прежде всего философский подход.
 Характерно, что в историческом аспекте развитие правовых теорий было самым тесным образом связано именно с философией. По крайней мере, вплоть до 19 века теория права развивалась главным образом в лоне философии. Все более или менее значительные философы - от Платона до Гегеля - неизменно обращались к области права и оставили в ней самый глубокий след. Именно философы, а не юристы поставили и пытались решить базовый вопрос: "Что такое право?", иными словами, понять сущность, место и функцию права в человеческом обществе. Сама же эта задача по глубинной своей сути есть задача философская. Не случайно такие философы, как Бэкон, Юм, Гоббс, Локк, Спиноза, Кант, Фихте, Гегель и др., излагали свои взгляды в форме философско-правовых сочинений, одним этим демонстрируя неразрывную связь этих областей знания.
 Однако примечательно, что и в 19 веке, с постепенным переходом права как особого предмета исследования в руки юристов-профессионалов, труды известных правоведов написаны в философском ключе. Даже работы Кельзена, намеренно отгораживавшегося от всего, что не связано прямо и непосредственно с правом, несут в себе большой философский заряд.
 Неразрывная связь теории права и философии права выражается и в понятийном аппарате, и в терминологии, используемой обеими отраслями знания. Эта терминология по существу тождественна, если не принимать во внимание некоторые профессионально-технические аспекты юриспруденции, связанные главным образом с узкой спецификой собственно юриспруденции.
 3. Преодолеть реальную на сегодняшний день негативную тенденцию отрыва правовой теории от реальной действительности.
 Сегодня между реальным правом и традиционными правовыми категориями и понятиями образовалась пропасть, которая постоянно увеличивалась.
 III. Аксиологическая - выявление нравственного потенциала права как хранителя и защитника фундаментальных ценностей человеческого бытия.
 Все, что относится к социальной действительности и ее познанию в принципе не может носить ценностно-нейтрального характера. На наш взгляд, ни одна теория права не свободна от такого "плена". И это положение касается в равной мере как самих социальных явлений и институтов, так и наших суждений о них. В разные времена и разными мыслителями объявлялись в качестве высших ценностей и целей права, - свобода и равенство, права человека, социальная гармония, соответствие воле бога, законность и правопорядок.
 Философия права стремится исследовать тенденции развития общества и права, сопоставить их с определенными социальными идеалами и выявить меру их соответствия последним, воздействуя тем самым на этот процесс.
 IV. Просветительски-образовательная - ознакомление слушателей с достижениями мировой философско-правовой мысли.
 
 Подытоживая, можно следующим образом сформулировать центральную задачу курса - философское осмысление наиболее общих закономерностей правовых явлений в органическом единстве с сущностью и природой человека, различных сторон его социального бытия. Именно поэтому содержание курса находится на стыке юридических, политологических, культурологических и философских знаний.
 
 
 Структура курса
 Структурно учебный курс состоит из двух основных частей.
 Историко-философской части, целью которой является воспроизведение процесса исторического развития права, смену одних правовых систем другими. Без исторического воспроизведения правового развития исключается возможность логического осознания его закономерностей. Историческое исследование, воспроизводящее фактическое развертывание правовой жизни, является первичным по отношению к ее логическому исследованию.
 Теоретической части, в которой рассматриваются такие философско-правовые проблемы общественной жизни, как выявление закономерностей влияния права на социальную активность личности, диалектической взаимосвязи права, морали и религии, формирование гражданского общества и правового государства и др.
 
 Тематические планы по данной учебной дисциплине предусматривают:
 Чтение лекций, в ходе которых раскрывается содержание основных проблем курса, актуальность этих проблем для сотрудников правоохранительных органов, даются рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов и слушателей, отрабатывается категориально-понятийный аппарат философии права.
 Самостоятельную работу курсантов и слушателей, которая необходима для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, подготовки к предстоящим семинарским занятиям, выработки навыков самостоятельного активного поиска новых, дополнительных знаний.
 Семинарские занятия (для курсантов), на которых вырабатываются и развиваются самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, умение публичных выступлений, культура речи, навыки ведения полемики.
 Подготовка к семинарскому занятию должна осуществляться во время, отведенное для самостоятельного обучения слушателей. Прежде всего, необходимо перечитать свой конспект соответствующей лекции, расшифровать сокращенные записи, внести необходимые поправки и дополнения, вытекающие из одновременного изучения соответствующих разделов учебной и рекомендованной специальной литературы. Заканчивается подготовка к семинарскому занятию составлением краткой рабочей записи, раскрывающей содержание всех вопросов, выносимых на очередное занятие.
 Во время семинарского занятия необходимо внимательно слушать выступления своих товарищей по учебной группе, быть готовым к вступлению в дискуссию, приведению доводов, обосновывающих или опровергающих данный тезис. Не следует из чувства ложно понимаемой солидарности воздерживаться от анализа ошибок и пробелов в выступлениях своих коллег по обучению. Преподаватель, ведущий занятие, замечает эти недостатки, поэтому воздержание от их анализа не оказывает положительного влияния на оценку знаний других слушателей.
 В процессе обсуждения очередного вопроса семинарского занятия и подведения итогов целесообразно вносить в свои рабочие записи дополнения, исправлять обнаруженные ошибки.
 Зачет как итоговую форму контроля знаний, на котором курсанты и слушатели должны обнаружить:
 
  знание:
 - закономерностей, направлений и течений философско-правового процесса;
 - актуальных проблем философии права и путей их решения;
 - основных философских-правовых терминов и понятий;
  умение:
 - раскрыть методологическое и мировоззренческое значение философских положений для изучения общеюридических и специальных дисциплин;
 - тесно увязывать теоретический материал с практической деятельностью правоохранительных органов
  навыки:
 - последовательного, грамотного и логического изложения предлагаемых философско-правовых проблем;
 - ведения аргументированной полемики.
 
 При оценке знаний учитывается качество реферата, работа на семинарских занятиях, посещение лекций и т.д.
 
 
 
 Тематический план
 по курсу "Философия права"для курсантов дневного отделения
 
 
 NN
 аименование тем
 сего часов
 екций
 ем. зан.
 1.
 ема 1. Правовая сфера жизни общества как объект философского осмысления.
 
 
 
 4
 
 
 2
 
 
 2
 2.
 ема 2. Идея права в истории философско-правовой мысли.
 
 12
 
 
 3.
 ема 3. Философский анализ правового общества.
 
 
 4
 
 2
 
 2
 5.
 ема 4. Современные философско-правовые проблемы общественной жизни.
 
 
 
 12
 
 
 6
 
 
 6
 6.
 ема 5. Россия: трудный путь к праву.
 
 
 8
 
 4
 
 4
 7.
 ачет.
 
 
 
 
 
 сего
 0
 0
 0
  Тематический план по курсу "Философия права" для слушателей факультета заочного обучения NN Наименование тем Всего часов Лекций 8 семестр 1. Тема 1. Правовая сфера жизни общества как объект философского осмысления. 2 2 2. Тема 2. Идея права в истории философско-правовой мысли. 2 2 3. Тема 3. Философский анализ правового общества. 2 2 4. Тема 4. Современные философско-правовые проблемы общественной жизни. 2 2 9 семестр 5. Тема 5. Россия: трудный путь к праву. 2 2 6. Зачет. Всего 10 10 Обязательный минимум содержания рабочей программы по курсу "Философия права" (дидактические единицы представлены разделами и понятиями, с помощью которых определяется основное содержание курса) Тема 1 Правовая сфера жизни общества как объект философского осмысления. Право как способ социальной организации и регулирования общественных отношений. Право в узком (юридическом) и широком (философском) смысле. Право как предмет философии. Сущность философского подхода к пониманию права, философская методология познания природы права. Историко-теоретические предпосылки возникновения философии права. Философия права в системе наук. Место и роль философии права в системе подготовки специалистов правоохранительных органов России. В результате изучение данной темы курсант (слушатель) должен: знать: историко-теоретические предпосылки возникновения философии права; сущность и природу философии права;
 
 Тематический план
 по курсу "Философия права"
 для слушателей факультета заочного обучения
 
 
 NN
 аименование тем
 сего
 часов
 екций
 
 8 семестр
  1.
 ема 1. Правовая сфера жизни общества как объект философского осмысления.
 
 
 
 2
 
 
 2
  2.
 ема 2. Идея права в истории философско-правовой мысли.
 
 
 
 2
 
 
 2
  3.
 ема 3. Философский анализ правового общества.
 
 
 2
 
 2
  4.
 ема 4. Современные философско-правовые проблемы общественной жизни.
 
 
 
 2
 
 
 2
 
 9 семестр
  5.
 ема 5. Россия: трудный путь к праву.
 
 
 2
 
 2
  6.
 ачет.
 
 
 
 
 сего
 0
 0
 
 
 
 Обязательный минимум содержания рабочей программы по курсу "Философия права" (дидактические единицы представлены разделами и понятиями, с помощью которых определяется основное содержание курса)
 
 Тема 1
 равовая сфера жизни общества как объект философского осмысления.
 
 Право как способ социальной организации и регулирования общественных отношений.
 Право в узком (юридическом) и широком (философском) смысле. Право как предмет философии. Сущность философского подхода к пониманию права, философская методология познания природы права.
 Историко-теоретические предпосылки возникновения философии права.
 Философия права в системе наук.
 Место и роль философии права в системе подготовки специалистов правоохранительных органов России.
 
 В результате изучение данной темы курсант (слушатель) должен:
 нать:
  историко-теоретические предпосылки возникновения философии права;
  сущность и природу философии права;
  предмет и задачи философии права; уметь: раскрыть место и роль философии права в системе подготовки специалистов правоохранительных органов России.
 
 Тема 2 Идея права в истории философско-правовой мысли.
 I. Философия позитивного права.
 [ВН1] Юридический позитивизм: предпосылки формирования и общая характеристика. Методология классического юридического позитивизма. Юридический неопозитивизм или аналитическая юриспруденция. Сильные и слабые стороны философии позитивного права.
 Коммунистическая философия права. Методология марксистской [ВН2] философии права. [ВН3] Советское [ВН4] право и этапы его становления.
 II. Философия естественного [ВН5] права.
 Этапы становления [ВН6] концепции естественного права.
 Современные естественноправовые концепции (антропологические, базирующиеся на естественных и неотчуждаемых правах человека, экзистенциальная).
 
 В результате изучение данной темы курсант (слушатель) должен: знать: сущность, условия формирования, сильные и слабые стороны и основные теории философии позитивного и естественного права; уметь: дать сравнительную характеристику основных положений позитивного и естественного права.
 Тема 3 Философский анализ правового общества.
 Проблема формирования гражданского общества и его политико-правового оформления. Идея гражданского общества в истории социально-философской мысли. Современные представления о гражданском обществе, его системных качествах и структурных элементах. Социально-философская характеристика первичных общностей, составляющих гражданское общество (семья, общественные организации, профессиональные и творческие ассоциации, религиозные объединения и др.). Структурно-функциональный анализ совокупности негосударственных (неполитических) отношений в гражданском обществе и сферы самопроявления свободных индивидов и их организаций. Главные условия нормальной жизнедеятельности гражданского общества в экономической, социальной, духовной сферах, в развитии человека.
 Государственная власть как объект социально-философского анализа. Идея правового государства в истории философско-правовой мысли. Характерные черты правового государства. Проблемы демократии современных государств, преодоления бюрократизма, усиления правовой защиты граждан.
 
 В результате изучение данной темы курсант (слушатель) должен: знать: генезис, сущность и структуру гражданского общества;

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу