ПРЕДИСЛОВИЕ

  По прочтении названия книги - «Методология» - у многих читателей возникнет вполне естественный вопрос: «Методология чего?». Как-то исторически сложилось, что слово «методология» употребляется в сочетании с какими-то другими словами: «методология науки», или «методология физики» и т.д.
  В предлагаемой книге речь пойдет об общей методологии и ее применении в различных областях человеческой деятельности. Авторы видели свою задачу в том, чтобы определить предмет методологии, ее основания, ее структуру и с этих единых позиций описать методологию основных видов человеческой деятельности: научного исследования, практической деятельности, художественной деятельности, учебной деятельности и игровой деятельности.
  Книга имеет двоякий жанр. С одной стороны, по содержанию - это монография - как «научный труд, посвященный исследованию одной темы» [227, С. 752]. С другой стороны, по целевому назначению - это учебно-методическое пособие для научных работников, а также для практических работников: учителей, врачей, инженеров, технологов и т. д., интересующихся или вовлеченных в инновационную деятельность. Авторы также надеются, что, в первую очередь, эта книга будет полезна преподавателям ВУЗов и институтов повышения квалификации при подготовке к чтению учебных курсов, циклов занятий по методологии и методам научных исследований, по вопросам организации научно-экспериментальной работы, по управлению социально-экономическими системами и вообще по вопросам любой инновационной деятельности.
  Необходимо признать, что по тексту настоящей работы проявляются как бы два стиля изложения, с различной степенью детализации. С одной стороны, это - нормативный стиль, характерный для учебно-методических пособий. С другой стороны, строгий «научный» стиль, стиль монографии. Объясняется это тем обстоятельством, что различные проблемы и разделы методологии на сегодняшний день исследованы с разной степенью глубины.
  Написанию данной книги предшествовало создание авторами серии методологических пособий: «Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении» [161]; «Как работать над диссертацией» [158]; «Докторская диссертация?» [157], «Методология образования» [159], «Методология учебной деятельности» [160], «Образовательный проект/Методология практической образовательной деятельности» [162], «Введение в методологию игровой деятельности» [156], «Как управлять проектами» [27], «Теория управления организационными системами» [172], «Активный прогноз» [173], «Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы» [166], «Статистические методы в педагогических исследованиях» [169], «Статистические методы в медико-биологическом эксперименте» [168], «Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах» [171], «Рефлексивные игры» [174] и др. Немалую роль сыграли как опыт научного руководства аспирантами и докторантами по педагогическим, экономическим, техническим и физико-математическим наукам, так и опыт научно-организационной деятельности авторов.
  На перечисленные выше книги поступили многочисленные отзывы. Большинство из них были положительными. Но имели место и отзывы критического характера.
  Критические замечания различных авторов в основном обусловлены следующими причинами:
  - бытующей до сих пор в научной литературе неопределенностью (точнее сказать - запутанностью) самого понятия «методология» и ее предмета;
  - сложившемуся устойчивому представлению, что методология может относиться только к научноисследовательской деятельности, но никак не к другим видам человеческой деятельности;
  - недостаточным вниманием многих авторов к достижениям кибернетики, теории систем, системного анализа, теории управления и т.д., которые могут (и должны!) быть применены в построении методологии.
  Но в целом, как положительные оценки, так и критика, убедили авторов в правильности выбранных подходов.
  Подготовка данного издания была непростой задачей. Авторам пришлось подробно изучать литературу по науковедению, в том числе по гносеологии и методологии науки, анализировать сотни публикаций и диссертаций по психологии, педагогике, системному анализу, кибернетике, многим другим отраслям научного знания. Необходимо подчеркнуть, что позиции авторов данного издания зачастую расходятся с позициями других авторов работ, как по общей методологии, так и по методологии отдельных наук, по методологии практической деятельности. Это представляется вполне естественным, так как единой, общепринятой, устоявшейся и полной системы взглядов на такую находящуюся на этапе становления науку, как методология, на сегодняшний день не существует.
  Книга имеет достаточно сложную архитектуру. Для того чтобы полностью понять замысел авторов, читателям, интересующимся методологией как таковой, желательно ознакомиться с книгой целиком. В то же время, для других категорий читателей могут быть предложены «облегченные маршруты»:
  - для читателей, интересующихся только вопросами методологии научного исследования: введение, главы 1, 2 и 7;
  - для читателей, интересующихся только вопросами методологии практической деятельности: введение, раздел 1.1, главы 3 и 7;
  - для читателей, интересующихся только вопросами методологии художественной деятельности: введение, раздел 1.1 и глава 4;
  - для читателей, интересующихся только вопросами методологии учебной деятельности: введение, раздел 1.1 и глава 5;
  - для читателей, интересующихся только вопросами методологии игровой деятельности: введение, раздел 1.1 и глава 6.
  Преподаватели ВУЗов и Институтов повышения квалификации (ИПК) для подготовки программ учебных курсов могут взять за основу Табл. 15-Табл. 17, где в сжатой форме раскрыта вся структура методологии, а также воспользоваться материалами главы 8.
  Авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам и научному редактору за внимательное прочтение рукописи и сделанные ценные замечания и предложения по ее содержанию. Что же касается недостатков книги, авторы целиком относят их на свой счет.

Назад Содержание Вперед