5.2. Классификация методов обучения
В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций [8] (рис. 10). Оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным [9, 10]. В ней за основу берется самостоятельная и творческая учебная деятельность обучающихся в изучении ими СУИ. Эта классификация включает в себя пять методов:
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учебная цель достигается в результате предъявления обучающимся готовой информации, объяснения, иллюстрирования словами, изображением, действиями на лекциях, в процессе рассказа, беседы, трудовых операций, демонстрации опытов и др. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Знания могут быть усвоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания. Это первый уровень усвоения (знания - знакомства). В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Рис. 10. Классификация методов обучения
2. Репродуктивный метод. Призван передать обучающемуся в готовом виде (образец, правило) основную часть фонда способов деятельности, накопленных человечеством. Метод осуществляется через систему упражнений, устное воспроизведение, решение типовых задач, воспроизведение знаковых моделей, рисование схем, чертежей, выполнение лабораторных работ по готовой инструкции. Деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, т.е. выполняется поинструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуации. Уровень усвоения знаний второй (действие по образцу и в вариативных и легко опознаваемых ситуациях). При этом методе формируются «знания-копии».
Первый и второй методы - самые быстрые и экономные в обеспечении усвоения готовых знаний, умений и навыков. Они часто реализуются в традиционной модели обучения и сводятся к передаче готовых известных знаний.
3. Метод проблемного изложения формирует творческий потенциал обучающихся и существенно отличается от первых двух уже рассмотренных. Он осуществляется через проблемное изложение. Педагог ставит проблему и раскрывает доказательные пути её решения. Обучающийся осознает знания и проблемы, внимателен к последовательности и контролю за степенью убедительности решения проблемы. Осуществляет мысленное прогнозирование определенных шагов логики решения, работает непроизвольное запоминание. Уровень усвоения знаний третий (знание - умение).
4. Частично-поисковый метод. Педагог ставит проблему, составляет и предъявляет задания на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблем, планирует шаги решения, руководит деятельностью обучающегося, создает промежуточные проблемные ситуации. Обучающийся осмысливает условия, актуализирует знания о путях решения сходных задач, самостоятельно решает часть задач, осуществляет в процессе решения самоконтроль и самооценку, самостоятельно мотивирует деятельность, проявляет интерес, что способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению. Уровень усвоения знаний третий и четвертый (знания - умения и знания - трансформация).
5. Исследовательский метод. По мнению специалистов, он наиболее продуктивный. Педагог составляет и предъявляет обучающемуся проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, осуществляет контроль за ходом решения. Обучающийся воспринимает проблему или самостоятельно её усматривает, планирует этапы решения, определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение, оценивает результаты. Преобладает непроизвольное запоминание, воспроизведение хода исследования, мотивировка деятельности. Уровень усвоения знаний третий и четвертый (знания - умения и знания - трансформация).
Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов [11] (рис.11).
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности обучающимися: а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации); б) индуктивный и дедуктивный (логический аспект); в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); г) самостоятельной работы и индивидуальной работы под руководством педагога (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: а) интереса к учению; б) долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный, письменный, лабораторно-практический.
Рис. 11. Методы педагогического процесса
В педагогической практике методы обучения могут применяться в различной комбинации при решении различных педагогических задач. В табл. 1 показан пример использования методов участниками процесса обучения.
Деятельность педагога при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов: мотивация учебной деятельности тЖТ целевая установка тЖТ определение содержания и порядка учебной деятельности обучающихся (создание ориентировочной основы их действий) тЖТ собственно обучающая деятельность педагога тЖТ руководство учебнопознавательной деятельностью обучающихся тЖТ подведение итогов тЖТ прогноз по совершенствованию выбора методов обучения.
Назад | Содержание | Вперед |