6. Маоизм и современный китайский марксизм
Присущий большевизму революционный радикализм был характерен и для маоизма - левацкого националистического течения, доминировавшего в Китае в 40-70-х гг. ХХ века. Его адепты, утилитарно используя марксистскую фразеологию, пытались выдать маоизм за «марксизм-ленинизм современной эпохи». Основные постулаты этого течения состояли в следующем:
1) рабочий класс Запада утратил революционные качества и «обуржуазился»;
2) компартии Запада, выражающие интересы «обуржуазившегося» рабочего класса, также перестали быть революционными и «интегрировались» в капиталистическую систему;
3) вооруженное насилие и война представляют собой универсальное средство решения всех социальных проблем;
4) социалистические страны во главе с СССР заинтересованы в мирном сосуществовании с Западом и поэтому не могут быть авангардом мировой революции;
5) революционность присуща лишь народам бывших колоний, чья борьба против империализма может привести к ликвидации эксплуатации и победе социализма.
6) Китай - естественный лидер стран третьего мира в борьбе против гегемонии сверхдержав - СССР и США.
В течение нескольких десятилетий идеология маоизма была популярна в бывших колониях с преобладающим крестьянским населением. Она получила определенное распространение и в среде леворадикально настроенной молодежи стран Запада, которую привлекали ультрареволюционная риторика тогдашней китайской пропаганды, призывы к бескомпромиссной борьбе против империализма. Маоистские идеи вдохновляли многих участников студенческих волнений конца 60-х гг. в Западной Европе и Северной Америке. К настоящему времени влияние маоизма в мире является незначительным, а в Западной Европе сошло на нет.
Нынешнее китайское руководство, учтя опыт собственной страны периода «большого скачка» (1958-1960 гг.) и «культурной революции» (1966-1976 гг.), в противоположность чрезмерному упору Мао Цзедуна на классовую борьбу считает, что в определенных рамках она будет долго продолжаться и при известных условиях даже обостряться, но в целом перестала быть главным противоречием китайского общества. Заслугой Мао-Цзедуна в Китае считается китаизация марксизма, т.е. соединение общих принципов марксизма с конкретной практикой китайской революции.
В настоящее время оформленной концепции китайского марксизма не существует. Ее теоретическую основу составляют взгляды Дэн Сяопина, чьи суждения о марксизме и социализме содержатся в выступлениях и беседах. Их смысл заключается в осознании специфики Китая и направленности необходимых стране преобразований. Достигнутую Китаем стадию социализма бывший глава партийного руководства оценивал как начальную и не пытался (или не считал нужным) определять ее продолжительность.
Несмотря на сохранившиеся идеологические шаблоны, КПК в своей практической деятельности далеко отошла от догматических представлений о социализме, бытовавших в СССР, странах Восточной Европы и самом Китае. Курс, проводимый ею в течение последних десятилетий можно свести к следующим положениям:
- отказ от общественной собственности на средства производства как единственной формы собственности;
- предоставление крестьянам земли в длительное пользование;
- наличие индивидуальных крестьянских хозяйств как преобладающей формы хозяйствования в деревне;
- признание возможности существования нетрудовых доходов, полученных законным путем;
- использование инструментов хозяйствования, характерных для капитализма (акции, биржи и т.п.);
- признание законным неравенства в доходах;
- наличие на территории страны смешанных (с участием иностранного капитала) и полностью иностранных предприятий;
- регулирование деятельности предприятий, банков, финансовых кампаний по международным правилам (в связи с вступлением Китая в ВТО);
- расширение социального состава компартии за счет приема в нее частных предпринимателей и торговцев;
- признание законным существование частных промышленных предприятий в больших масштабах;
- привлечение иностранных инвестиций;
- создание специальных экономических зон с преференциями для промышленных предприятий (в том числе частных и иностранных);
- широкое использование иностранного опыта и специалистов;
- внедрение передового опыта в области науки и техники;
- «раскрепощение сознания», т.е. культивирование приоритетности практики над теорией.
Проводя политику, во многом напоминающую нэп, КПК ориентируется на построение «самобытного (своеобразного) китайского социализма». В партийных документах последних лет (нередко без упоминания К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина) проводится мысль о необходимости творческого подхода к марксистской теории, соединения ее с конкретными условиями Китая. Сущностным свойством «китайского социализма» объявлена «социальная гармония», предполагающая всестороннее, сбалансированное развитие общества с акцентом на экономике, демократическое управление на основе законов, обеспечение социальной справедливости, гарантий прав и свобод граждан.
Внимание акцентируется на решении таких задач, как создание «среднезажиточного общества», достижение «единства экономического эффекта с социальным», преодоление существенной имущественной дифференциации населения, формирование экологической культуры, усиление внимания к человеку как важнейшее условие модернизации, обеспечение мирного развития и гармонизации международных отношений, продвижение в мир достижений китайской культуры, создание позитивного цивилизационного образа Китая.
Можно утверждать, что модель модернизационного развития, избранная руководством КПК, в целом не соответствует общим принципам классического марксизма и его учению о социализме. Представляется неправомерным отождествление лидерами КПРФ китайского опыта реформ с марксистскими представлениями о социализме. По ряду параметров (прежде всего экономических) просматривается сходство этой модели с путем развития, пройденным Японией, Южной Кореей, Сингапуром и Тайванем.
При всей грандиозности успехов и достижений Китая за годы реформ он остается перенаселенной бедной страной с гигантскими масштабами социального расслоения и безработицы, диспропорциями в развитии западных и восточных регионов, во многом неразвитой инфраструктурой, высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Неясно, сможет ли существующая политическая система адаптироваться к росту социального плюрализма и появлению многочисленного среднего класса. Существует и вероятность внутренней дестабилизации страны, которая будет иметь глобальные последствия.
Назад | Содержание | Вперед |