4.6. Воображение
Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Своеобразным «строительным материалом» для воображения являются знания, мысли, образы предметов, явлений, ситуации, удерживаемые памятью человека. С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
Различение видов воображения производится по степени активности и осознанности создания человеком новых образов. В зависимости от этого выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение. Произвольное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое, а непроизвольное — на преднамеренное и непреднамеренное (рис. 20).
Произвольное (активное) воображение — это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности. Человек, воображая, ищет, отбирает, комбинирует и преобразует мысленно свои представления, проявляет сознательные усилия.
Это воображение основано на волевом усилии и активности сознания. Оно связано с деятельностью второй сигнальной системы.
Рис. 20. Классификация видов воображения
Воссоздающее воображение складывается на основе описания, рассказа, словесного портрета человека, схемы, чертежа, символа, знака и т.д. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. В этом смысле человек как бы наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоздает достаточно полно картину ситуации.
Творческое воображение — это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Оно базируется на самостоятельном создании образов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления. Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого, неотъемлемая сторона технического, художественного или иного творчества. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Творческое воображение способствует развитию инициативности, самостоятельности человека. Оно носит профессиональный характер.
Непроизвольное (пассивное) воображение — это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко непроизвольное воображение выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации. Агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов, например, образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования агглютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон — сочетание фортепьяно и баяна. Гиперболизация (акцентирование) — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения — литотой, например, различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.). Заострение — подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п. Схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе, например, типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и другие наделены чертами, типичными для своей эпохи).
В психологической науке, кроме видов воображения, различают формы воображения: мечты, фантазии, грезы.
Мечта — своеобразный вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами. Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.
Грезы — мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.
Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека
Назад | Содержание | Вперед |