Вз 27. Обретения и потери культуры переходного периода. Свобода в культуре
Основной вектор перемен. Переходный период, наступивший после провала августовского путча 1991 г. и конца Перестройки, проходит под лозунгом рыночных реформ и политического плюрализма либеральнозападного образца. Если Перестройка начиналась в политической сфере (в «надстройке», как говорят философы), то в переходный период на первое место поставили экономические преобразования (в «базисе» общества). Глубинные экономические и политические перемены в нашем обществе затронули социальные основы жизни и мироощущение огромного числа людей, меняют содержание и облик культурных процессов.
Свобода в культуре. Существенные положительные перемены коснулись духовной жизни общества. Они явились результатом отказа от государственной регламентации этой сферы общественной жизни. Свободно издаются ранее запрещенные книги М. Булгакова, И. Бродского, А. Солженицына и других авторов, наследие мыслителей Русского зарубежья (С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, С. Л. Франк и др.).
Вернулся из эмиграции А. И. Солженицын (1995), периодически приезжают на родину виолончелист М. Л. Ростропович и певица Г. П. Вишневская, художник-эмигрант М. М. Шемякин устраивает выставки своих работ в самых престижных залах Петербурга (Эрмитаж, Манеж) и дарит свои скульптуры родному городу (памятники Петру I, «Первым строителям и архитекторам Санкт-Петербурга», «Жертвам политических репрессий»).
Созданы обелиск Победы и многофигурная композиция «Трагедия народов» на Поклонной горе в Москве, памятники маршалу Г. К. Жукову в Москве и Санкт-Петербурге, памятник Николаю II в подмосковном селе Тайнинское и др. К 100-летию С. А. Есенина в Таврическом саду Петербурга установлена скульптура поэта (1995) и др.
Переживает возрождение религиозная литература, издаются работы религиозных философов (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и др.). Восстанавливаются разрушенные в тоталитарную эпоху храмы (соборы Христа Спасителя и Казанский в Москве), возводятся новые (церковь Георгия Победоносца в Петербурге и др.) и передаются Православной церкви ранее принадлежавшие государству культовые сооружения (Владимирский собор, Чесменская часовня в Петербурге и др.).
Искусство и художественная культура. В сфере художественной культуры происходит коммерциализация искусства, когда мерилом творческих достижений стал коммерческий успех произведения. Потакая массовому потребителю, российское искусство в целом резко снизило свой художественный уровень, переориентировалось на западные «эстетические» стандарты. Телевидение, ставшее ныне «самым массовым из искусств», делает ставку на сериалы и разнообразные шоу (лотереи, игры с призами и т. д.). Отечественный кинематограф (производство и прокат кинокартин) переживает упадок. Кинопрокат закупает и демонстрирует в основном зарубежные (чаще американские) фильмы. Их основные жанры - остросюжетные фильмы (приключения, боевик, триллер, фильмы ужасов и катастроф); драма, мелодрама, невзыскательные комедии различных разновидностей (криминальная, «черная» комедия, трагикомедия, комедийная мелодрама), фантастика, эротика. Схожая ситуация и на телеэкране. Производство российских кинокартин дорого и сокращается. Повышение цен на билеты, изменение структуры кинорепертуара и конкуренция телевидения и видеопроката привели к массовому оттоку кинозрителей, сеансы проходят почти при пустых залах. Театр перестал быть духовным наставником.
С другой стороны, снятие идеологических запретов в культуре предоставило простор для свободы творчества. В театре работают такие разные по творческой манере режиссеры, как В. Н. Плучек, М. А. Захаров, Л. А. Додин, П. Н. Фоменко, В. В. Фокин, К. А. Райкин, в музыкальном театре - В. А. Г ергиев, Д. А. Брянцев, Б. Я. Эйфман и др. Некоторые российские артисты включились в мировую художественную жизнь: певец Д. А. Хворостовский, ансамбль «Виртуозы Москвы» В. Т. Спивакова и др. На западный кинорынок проникают отечественные киноленты Н. С. Михалкова («Очи черные» и «Утомленные солнцем», премия «Оскар», 1995 г.) и др.
Распались творческие союзы (за исключением Союза театральных деятелей), бывшие государственно-профессиональной формой сплочения работников литературы и искусства. Ныне творческое общение и материальное поощрение людей искусства осуществляется в ходе организуемых на деньги спонсоров фестивалей, конкурсов, выставок. Проводятся ежегодные кинофестивали «Кинотавр» (для мэтров) и «Киношок» (для молодых кинематографистов), фестиваль телевизионных программ «Бархатный сезон» и др. Некоторые банки собирают коллекции картин, вкладывают деньги в дизайнерские разработки. Подлинному искусству удается сохраниться, найдя покровителей, меценатов.
Книжный рынок и библиотеки. Коренные перемены коснулись и издательского дела. Государство перестало поддерживать издание научной литературы, появилось большое число частных издательств, ориентированных в первую очередь на коммерческий интерес. Российский книгоиздательский бизнес активно монополизируется (40-45 % книжного рынка контролируется 6-7 крупными издателями) и сосредоточен в Москве (83,5 % суммарного тиража всех российских книг, 56,4 % - по количеству наименований). Доля петербургского книгоиздательского бизнеса в общем объеме выпуска в стране составляет 9,55 % и 6,89 % соответственно. Книжный рынок откликается на широкое распространение компьютерной техники - ряд изданий выходит в свет не только на традиционном бумажном носителе, но также и в электронном виде - вместе с CD-ROM (с компакт-диском). Многие издательства в коммерческих интересах нарушают Закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» (эту практику ввела еще Екатерина II) - их книжная продукция не попадает в ведущие библиотеки страны. Крупные федеральные книгохранилища (РГБ, РНБ, ГПИБ) сегодня не в состоянии проследить за всем потоком информации, издающимся на территории страны. Это свидетельствует о пренебрежении многими издателями ответственностью перед будущим поколением в деле сохранения культуры и интеллектуального достояния.
По сравнению с 1992 г. в несколько раз увеличилось количество наименований книг, но при этом происходит сокращение совокупного тиража изданий. Кардинально изменился и значительно расширился книжный репертуар издательств. С книжных полок исчезла пропагандистско-идеологическая литература; безвозвратно ушло в прошлое время, когда произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов правящей партии, речи партийных руководителей составляли обязательное содержание книжных магазинов. Но в книжном деле налицо явное вытеснение духовных интересов коммерческими: как и в кино- и телеискусстве, в литературе на первое место вышли детективы, мистика, эротика, скандальная хроника и скороспелые мемуары политиков, женские романы и второсортные сказки в жанре фэнтези, различные советы целителей, магов и пр. В этом море произведений массовой культуры нередко со смещенными нравственными ориентирами не всегда легко найти настоящую книгу из разряда художественной, научной и учебной литературы.
При этом книга (особенно в твердом переплете) стала дорогой, а поэтому часто недоступной для главного потребителя - читающей бюджетной интеллигенции, в первую очередь - ученых и преподавателей, для которых книга - профессиональная необходимость. Невысокая стипендия затрудняет приобретение книжных новинок и учащейся молодежью.
Сокращается комплектование научных библиотек отечественной и зарубежной научной литературой. Это приводит к сокращению библиотечного фонда, ограничению доступа ученых к мировой научной информации. Из-за недостатка средств на комплектование ухудшается и содержание фондов массовых библиотек. Многие из них закрываются. Снижается и читательский интерес, в том числе к периодике, который после перестроечного читательского бума переживает спад.
Образование и наука. В системе среднего образования возникли гимназии, лицеи, колледжи, платные элитарные школы. В авторских школах педагоги проводят занятия по собственным творческим программам. Ношение учениками стандартной школьной формы перестало быть обязательным требованием. Но по-прежнему не обеспечено бюджетное финансирование принимаемых законодательных актов в области образования, в результате чего не полностью (лишь на 90 %) укомплектованы учителями образовательные учреждения, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. С 1996 г. ежегодно проходят всероссийские акции протеста школьных учителей.
В системе высшей школы большинство учебных институтов стало университетами или академиями. В государственных вузах (государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - ГОУ ВПО) растет доля студентов, обучающихся по контракту на платной основе. Возникли альтернативные негосударственные образовательные учреждения (НОУ ВПО) с платным обучением, различного рода богословские факультеты и университеты. Вместе с тем высшая школа переживает сложный период. Государственные вузы испытывают значительные затруднения в связи с сокращением бюджетного (государственного) финансирования и планами правительства по сокращению числа госвузов в несколько раз.
Негосударственные же, то есть коммерческие, вузы, во множестве возникшие сравнительно недавно, переживают период становления.
У них еще нет прочных традиций, стабильного преподавательского корпуса (по преимуществу в НОУ преподают совместители, занятые на основном месте работы в госвузах), своих научных школ и в подавляющем большинстве не ведется научная работа. НОУ не ведут подготовку кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). Перед НОУ тоже стоит финансовая проблема, которая усугубляется дороговизной аренды помещений и нехваткой средств на приобретение собственного здания для ведения учебного процесса.
Общей для обоих типов вузов является проблема старения и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС). Молодежь с неохотой идет преподавать в вузы (особенно государственные) из-за незначительности оплаты труда.
Вместе с тем растет престижность образования и понимание его социальной необходимости: если в 1992 г. лишь 20 % старшеклассников считали, что знания им нужны для будущего, то в 1998 г. - уже более 50 %. В последние годы увеличились конкурсы в вузы, в школах появляются профильные классы: математические, гуманитарные, естественные.
Переход к рынку резко изменил условия существования учреждений науки и культуры. Они переживают кризис недофинансирования, вынуждены сдавать помещения в аренду и оказывать населению коммерческие услуги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. Материальная база культуры, в том числе из-за приватизации, оказалась подорванной.
Наука, особенно академическая и фундаментальная, не дающая быстрой отдачи, переживает кризисный период. Сокращается число ученых и научных учреждений. Правительство рассматривает вариант сокращения числа научных учреждений в системе Академии наук чуть ли не в 20 раз.
Экономический прогресс России невозможен без существенного повышения доли его научной составляющей, без собственной фундаментальной науки. Ни одна действительно экономически развитая и сильная в военном отношении страна никогда не обходилась без своей фундаментальной науки. Ошибочно считать, что в фундаментальной науке можно выделить несколько «самых перспективных» направлений и ограничиться их поддержкой. Опыт мировой науки показывает, что только системный подход к развитию науки обеспечивает эффективное развитие научной и технологической базы независимости государства. Неверно также выдвигать в качестве критерия деятельности в области фундаментальной науки «конкретные результаты» в виде внедренных технологий, экономического эффекта от тех или иных разработок и т. п., как это делает правительство.
Критерии достижений в области фундаментальных наук (в отличие от наук прикладных) могут лежать только в области самой науки.
Из-за крайне недостаточного финансирования инструментальная база научных исследований отстает от мирового уровня, все труднее доступ российских ученых к новейшей научной литературе, прежде всего периодике. Средняя оплата труда работников бюджетных научных учреждений, прежде всего институтов РАН, не достигает даже прожиточного минимума.
Сегодня на науку отпускается 1,6 % расходной части государственного бюджета, к 2010 г. ожидается увеличение этой цифры до 4 %. На самом деле необходимо уже теперь выделять на науку не менее 6 % госбюджета, довести среднюю заработную плату научных работников (прежде всего, низшего и среднего звена) до уровня хотя бы средней зарплаты по Москве, модернизировать материально-техническую базу научных учреждений, оборудовать ведущие библиотеки и архивы страны современной оргтехникой.
Пока это не будет выполнено, мы обречены на прогрессирующее отставание российской науки от мирового уровня.
Лишь 8-10 % российских научных работ и конструкций соответствуют мировому уровню. Отсутствие должного государственного управления и контроля, упование на рыночные механизмы регулирования науки, недостаточное финансирование и крайне низкие зарплаты научных сотрудников приводят к оттоку из науки наиболее молодых и перспективных сил, миграции квалифицированных ученых в другие отрасли народного хозяйства, коммерческие структуры и за границу («утечка умов»). В настоящее время в большинстве институтов РАН более половины докторов наук достигли пенсионного возраста. Перед научными учреждениями, как и перед вузами, стоит серьезная проблема старения кадров.
Причины тяжелого положения в науке заключаются во многом в политике, приведшей к падению социального статуса науки и ученого. Наряду с этим имеют место недостаточность усилий высших административных органов науки, отсутствие авторитетных научных лидеров, способных отстаивать интересы науки. Оценка политики государства как «разрушительной по отношению к науке» - весьма характерна для ученых.
Акционирование, приватизация и коммерциализация промышленности и связанной с ним прикладной науки производства привели к резкому сокращению наукоемкого производства. Например, в Петербурге только за 10 лет (1985-1995) электронная индустрия сократилась в 20 раз.
Культура быта. Существенные изменения произошли в культуре быта, традициях и повседневной жизни людей. Из-за увеличения сферы платности, продолжающейся инфляции и постоянно растущей дороговизны (в том числе жилья, квартплаты и общественного транспорта) многие медицинские, культурно-просветительские и коммунальные услуги стали почти недоступны для малообеспеченных слоев населения. Сокращаются общение и досуговая деятельность людей. Многие перестали выписывать и читать периодику, посещать театры и кино, сократились переписка и взаимные поездки в гости.
Особенно трудно приходится пенсионерам и бюджетным работникам.
Назад | Содержание | Вперед |