Популярные законы Закон о курении

Трудовой кодекс РФ

Закон о контрактной системе закупок

Закон о защите прав потребителей

Закон о такси

Закон об ОСАГО

Закон о счетной палате

Таможенный кодекс Таможенного союза

Закон о денежном довольствии военнослужащих

Закон о полиции

Закон о саморегулируемых организациях

Кодексы 1 часть Гражданский кодекс РФ

2 часть Гражданский кодекс РФ

3 часть Гражданский кодекс РФ

4 часть Гражданский кодекс РФ

1 часть Налоговый кодекс РФ

2 часть Налоговый кодекс РФ

ФЗ 2013 Федеральный закон N 98-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 95-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 94-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 92-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 83-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 82-ФЗ от 07.05.2013

Федеральный закон N 63-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 62-ФЗ от 22.04.2013

Федеральный закон N 60-ФЗ от 05.04.2013

Федеральный закон N 57-ФЗ от 05.04.2013

все законы
Федеральные законы РФ
Постановления
Приказы
Распоряжения
Указы

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.12.2002 № 4452

 П Р И К А З
 Министерства образования Российской Федерации
 от 18 декабря 2002 г. N 4452
 Об утверждении Методики применения дистанционных
 образовательных технологий (дистанционного обучения)
 в образовательных учреждениях высшего, среднего
 и дополнительного профессионального образования
 Российской Федерации
 Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
 24 декабря 2002 г. Регистрационный N 4071
 С целью оказания методической помощи учреждениям высшего,
среднего и дополнительного профессионального образования в
использовании при организации образовательного процесса современных
информационных технологий приказываю:
 1. Утвердить прилагаемую Методику применения дистанционных
образовательных технологий (дистанционного обучения) в
образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного
профессионального образования Российской Федерации.
 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра Л.С.Гребнева.
 ____________
 М Е Т О Д И К А
 применения дистанционных образовательных технологий
 (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего,
 среднего и дополнительного профессионального образования
 Российской Федерации
 Утверждена приказом Минобразования России
 от 18 декабря 2002 г. N 4452
 1. Дистанционное обучение обеспечивается применением
совокупности образовательных технологий, при которых
целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное
взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется
независимо от места их нахождения и распределения во времени на
основе педагогически организованных информационных технологий,
прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
 Основными дистанционными образовательными технологиями
являются кейсовая технология, интернет-технология,
телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных
видов технологий.
 2. Целью дистанционного обучения является предоставление
обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их
пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных
профессиональных образовательных программ высшего и среднего
профессионального образования (далее - образовательные программы)
соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования (далее -
образовательные учреждения).
 3. Образовательный процесс с использованием дистанционного
обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной,
очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в
форме экстерната или при сочетании указанных форм.
 Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации
проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным
отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения<1>.
 Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс
как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных структурных
подразделений - филиалов и представительств<2>.
 4. Филиал образовательного учреждения осуществляет свои
функции в установленном порядке.
 5. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме
обучения, помощи в освоении образовательных программ
непосредственно по месту их работы и месту жительства высшее
учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем
привлечения штатных научно-педагогических работников высшего
учебного заведения на основе учебно-материальной базы
представительства<3>.
 Указанная деятельность осуществляется с согласия органа
управления образованием субъекта Российской Федерации и органа
местного самоуправления, на территории которых находится
представительство.
 6. Образовательное учреждение может реализовать одну или
несколько образовательных программ с использованием в частичном или
полном объеме дистанционного обучения. По отдельным направлениям
(специальностям)<4> и профилям программ дополнительного
профессионального образования может вводиться ограничение на их
освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
 Образовательные программы признаются реализуемыми с
использованием в полном объеме дистанционного обучения в том
случае, если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся
осваивают посредством дистанционных образовательных технологий. При
этом для образовательных программ высшего и среднего
профессионального образования посредством дистанционных
образовательных технологий реализуется не менее 80% объема часов
общих гуманитарных и социально-экономических, математических и
общих естественно-научных дисциплин.
 Организация учебного процесса по очной форме получения
образования с использованием в полном объеме дистанционного
обучения допускается с учетом установленных требований к
организации учебного процесса по данной форме получения
образования.
 7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение
по образовательным программам, реализация которых осуществляется с
использованием в полном объеме дистанционного обучения,
предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.
 8. Права и обязанности обучающихся, осваивающих
образовательные программы с использованием дистанционного обучения,
определяются законодательством Российской Федерации в соответствии
с той формой получения образования, на которую они зачислены.
 9. Наряду с традиционными информационными ресурсами для
обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие
средства дистанционного обучения: специализированные учебники с
мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические
комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия,
тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные
практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы,
аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по
телекоммуникационным каналам связи.
 10. В качестве основного информационного ресурса в учебном
процессе используются методически (дидактически) проработанные
информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие
современный уровень требований на момент их использования, по
своему объему и содержанию соответствующие требованиям
государственных образовательных стандартов основных образовательных
программ определенного уровня или требованиям к содержанию
дополнительных профессиональных образовательных программ.
 База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на
различных типах носителей фонд основной учебной и
учебно-методической литературы; фонд периодических изданий,
укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям
подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми
центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд
научной литературы, представленный монографиями и периодическими
научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
 11. При дистанционном обучении образовательное учреждение
обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам
дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в
объеме часов учебного плана, необходимых для освоения
соответствующей образовательной программы или ее части.
 С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных
дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения в
базовом образовательном учреждении, филиалах, представительствах и
индивидуально образовательное учреждение использует средства
телекоммуникации.
 При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у
обучающегося индивидуально образовательное учреждение может
предоставлять ему эти средства на условиях и в порядке,
предусмотренных действующим законодательством.
 12. При дистанционном обучении образовательное учреждение
осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через
консультации квалифицированных преподавателей с использованием
средств телекоммуникации.
 13. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся
осуществляются образовательным учреждением или традиционными
методами, или с использованием электронных средств (электронное
тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности.
Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется
традиционными методами.
 14. Профессорско-преподавательский и преподавательский состав,
осуществляющий дистанционное обучение, может состоять из
педагогических работников образовательного учреждения, его
филиалов, проживающих в различных городах и населенных пунктах,
объединенных организационно и методически средствами
телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в филиалах и
осуществляющих консультации, текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в
представительствах в сетевом режиме с использованием
телекоммуникационных и иных средств, независимо от места нахождения
педагогических работников.
 15. Образовательное учреждение может по одной или нескольким
реализуемым им образовательным программам организовать
образовательный процесс с использованием в полном объеме
дистанционного обучения в сети своих филиалов и осуществлять
консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в
представительствах, обеспечив единство образовательного процесса.
 16. Для подтверждения возможности реализации одной или
нескольких образовательных программ с использованием в полном
объеме дистанционного обучения образовательное учреждение<5> может
обратиться в Минобразование России с заявлением о проведении
проверки такой готовности в соответствии со следующими и иными
требованиями настоящей Методики:
 наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой
учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных
комплектов учебно-методических материалов с использованием
мультимедийных средств);
 наличие специальной корпоративной информационной системы
документооборота (в т. ч. электронного), полностью обеспечивающей
администрирование образовательного процесса;
 наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в
новой информационно-образовательной среде;
 наличие специальных (в т. ч. электронных) форм проверки знаний
обучающихся.
 В этом случае объем требований, предъявляемых к
образовательным учреждениям, при проведении проверки и порядок ее
проведения устанавливаются Минобразованием России с учетом типа
образовательного учреждения и особенностей используемой
дистанционной образовательной технологии.
 При организации проверки целесообразно участие государственных
органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а
для образовательных учреждений дополнительного профессионального
образования - также федеральных ведомственных органов управления
образованием, в ведении которых находятся образовательные
учреждения.
 Отсутствие подтверждения такой готовности не лишает
образовательное учреждение права реализовывать образовательные
программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
 17. Образовательное учреждение осуществляет в установленном
порядке прием на обучение по образовательным программам, переводы и
отчисление обучающихся.
 18. При организации дистанционного обучения целесообразно учет
результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести в
электронном виде с применением положений Федерального закона от
10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
 19. Количество и пропускная способность каналов
телекоммуникации, оснащенность учебного процесса специализированным
и лабораторным оборудованием (как собственным, так и арендованным),
средствами доставки знаний обучающимся в образовательном
учреждении, филиалах и индивидуально должны в реальном режиме
времени или в записи обеспечивать возможность реализации
дистанционного обучения.
 20. Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем
аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению
(специальности) подготовки с применением занятий, имеющих
дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных,
компьютерных, сетевых и других средах.
 При этом все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими
местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом
сменности.
 Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают обучающимся
возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным
информационным ресурсам.
 21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных
и практических занятий образовательное учреждение предоставляет
обучающимся возможность участия в этих занятиях реально либо с
применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная
работа или работа в лаборатории удаленного доступа).
 22. В зависимости от принятой дистанционной образовательной
технологии образовательному учреждению необходимо располагать
набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих
проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в
соответствии с государственными образовательными стандартами. Все
помещения и рабочие места должны соответствовать установленным
требованиям.
 23. Образовательное учреждение обеспечивает обучающимся
возможность прохождения учебных и производственных практик,
предусмотренных государственными образовательными стандартами.
Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной
технологии и (или) дистанционного обучения. Производственные
практики (включая технологические и преддипломные) обучающиеся
проходят, как правило, традиционно.
 24. Образовательному учреждению рекомендуется организовывать
профессиональную переподготовку или повышение квалификации
профессорско-преподавательского состава - для преподавания в новой
информационно-образовательной среде, преподавателей и
учебно-вспомогательного персонала - для работы с дистанционной
образовательной технологией в филиалах и представительствах, с
объемом обучения не менее 72 часов и контроль за качеством
обучения.
 25. Для образовательного учреждения (филиала), реализующего
образовательные программы с использованием в полном объеме
дистанционного обучения, предельная численность контингента
обучающихся рассчитывается и фиксируется в лицензии
образовательного учреждения с учетом применяемой дистанционной
образовательной технологии.
 ____________
 <1> Постановление Правительства Российской Федерации
от 26.06.1995 N 610 "Об утверждении Типового положения об
образовательном учреждении дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2580).
 <2> Здесь и далее понятие "представительство" образовательного
учреждения относится исключительно к представительствам высших
учебных заведений.
 <3> Постановление Правительства Российской Федерации от
5.04.2001 N 264 "Об утверждении Типового положения об
образовательном учреждении высшего профессионального образования
(высшем образовательном учреждении) Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1595).
 <4> Из числа тех, по которым получение высшего
профессионального образования в форме экстерната не допускается.
 <5> Из образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования Минобразование России может
подтверждать готовность реализовать образовательные программы с
использованием в полном объеме дистанционного обучения тех
образовательных учреждений, которые находятся в ведении федеральных
органов исполнительной власти, а также иных образовательных
учреждений дополнительного профессионального образования по
аккредитованным образовательным программам.
 ____________
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.12.2002 № 3428-III ГД
Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 19.12.2002 № БГ-3-09/722