Институты государственной власти в России

Содержание

1. ВведениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж2

2. Процесс становления института президентства в РФ.3

3. Государство тАУ ведущий институт политической системы.

  • Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государстватАжтАж5
  • 4. ЗаключениетАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж10

      

    Введение

       

         Понятие Влполитический институтВ» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

         Словом, политический институт тАУ это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии тАУ суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

         Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов , которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической  ситуации.

    Процесс становления института президентства в РФ

         Президентство тАУ принципиально новый государственный институт в России, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990 тАУ 1991 гг. Был закреплен пост Президента Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В1991 г. учрежден пост Президента РФ, создание этого института мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Президентская власть была призвана наладить действенное государственное управление, исполнение законов. Ее определенная самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление ее с помощью единой системы исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость системы управления обществом, предпосылку стабилизации  обстановки в стране.     

         Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам  не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие. Не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

         При создании института президентства в России использовался зарубежный опыт. Этот институт распространен в мире, имея заметные особенности в разных странах. В одних государствах тАУ президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других тАУ это парламентарные республики тАУ президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти. В мировой практике встречается сочетание черт парламентарной и президентской республик тАУ смешанные формы правления, которые оказали влияние на конструирование института президентства в России.

         Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве. При организации президентской власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но естественно, в Российской Федерации она имеет свои особенности.

         Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993г. заметно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент Российской Федерации рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда Народных Депутатов Российской Федерации у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранились положения о полновластии высшего представительного органа, его всеобъемлющей компетенции оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

              Понятие Конституции Российской Федерации 1993г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для смешаной формы правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей. Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента Российской Федерации, он усилен.

    Государство тАУ ведущий институт политической системы

    1.Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства.

         В научной литературе существует несколько концепций происхожВндения государства. Теократическая концепция связывает возникВнновение государства с божьим установлением.    

         Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соВнединения родов в племена, племен в общности.    

         Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организаВнции общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

         В XIX в. возникла Влтеория завоеванияВ», основателем которой был Л. Гумплович. Он считал, что государство возникло как резульВнтат порабощения слабых групп более организованными и более сильными. Марксизм объясняет возникновение государства, развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и поВнлитически. Переходной формой к государству признается выделеВнние прослойки вождей.

         Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определенВнной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения междунаВнродного права.

         Термином ВлгосударствоВ» обозначается особый тип социальВнных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и подчинения; б) монопольным исВнпользованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юриВндического порядка; г) относительным постоянством; д) институциоВннальным измерением. Основными элементами государства являются: территория, население, власть.

         Вторым составляющим элементом государства является население,  т.е. человеческое сообщество, проживающее на его территоВнрии и подчиняющееся его власти. Население государства может соВнстоять из одного народа или быть многонациональным.

         Третьим составляющим элементом государства  является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общестВнва. Политическая элита принудительно навязывает власть, испольВнзуя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Исходя из этого, М. Вебер утверждает, что ВлгоВнсударство.. -  это отношение господства людей над людьми, основыВнвающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство суВнществовало, те, над кем осуществляется господство, должны приВнзнавать власть тех, кто господствует в данный моментВ».  

         Итак, государство тАФ это политическая целостность, образуеВнмая национальной или многонациональной общностью, закрепленВнной на определенной территории, где поддерживается юридичесВнкий порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

         В современной политологии настойчиво подчеркивается инВнституциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство тАФ это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основныВнми сферами общественной жизни.

         К таким учреждениям и организациям относятся: 1) предстаВнвительные учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны общественного порядка; 4) вооруженные силы.

         Наиболее общими признаками государства являются:

    1) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживаюВнщих на определенной территории;        

    2) политически самоопределяющаяся нация как субстанциоВннальный элемент государственности;

    3) организация политической публичной власти, означающая ее отделение от общества, наличие у нее особого аппарата принужВндения (армии, служб охраны порядка и безопасности);

    4) суверенитет как политико-правовое свойство, выражающееВнся в независимости государственной власти от всякой другой, внутри

    страны и в международном общении;

    5) право на нормирование жизни всего общества, право на изВндание законов и норм, регулирующих общественную жизнь и имеюВнщих общеобязательный характер;

    6) налоги, взимаемые с населения для покрытия расходов гоВнсударства при осуществлении своих функций.

    Государство выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Функции государства -  это обяВнзанности, круг деятельности, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме. 

         Принято выделять внутренние и внешние функции. К внутВнренним функциям относятся политическая, правовая, организаторВнская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-восВнпитательная.

         Политическая функция связана с осуществлением политичеВнской власти: поддержанием политического господства доминируюВнщего в экономике класса или социальной группы, обеспечением поВнлитической стабильности, установлением отношении с политичесВнкими партиями, общественными институтами, а также выработкой программных целей и задач развития общества, регулированием наВнциональных отношений.        

         Правовая функция всецело принадлежит государству, котоВнрое осуществляет нормотворчество, устанавливая правовые нормы и принимая законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

         Организаторская функция государства состоит в использоВнвании организационных рычагов для осуществления властных полВнномочии, реализации выработанной политики: исполнения решений формирования и использования кадрового корпуса управленВнцев, осуществления контроля исполнения решений, предписаний, информационного обеспечения политики, осуществления мер коорВндинации деятельности, различных субъектов политической системы и др.

         Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином общеВнстве и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осущеВнствлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использоваВннии долгосрочного планирования, программирования и др.     

         Социальная функция государства включает: удовлетворение . потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуВнществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодеВнжи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности.

         Образовательная функция государства. Многие государства стоят перед задачей: осуществление кардиВннальной реформы в сфере образования, выработки политики, охваВнтывающей весь процесс образования от дошкольного до универсиВнтетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократиВнзацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, качественную подготовку моВнлодежи к активной жизни.                          

        Культурно-воспитательная функция государства направлеВнна на создание условия для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Тем не менее государственное финансирование, налоговое обложение, официальная государственная идеология - механизмы государственного воздействия, продуктивно влияющие на духовную жизнь общества, сферу культуры.                            

         Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны, вмешательством в дела других гоВнсударств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совместВнной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах и др.

         Форма правления тАФ внешнее выражение содержания госуВндарства, обусловленное структурой и правовым положением оргаВннов государственной власти. От положения и характера высшего орВнгана государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления -  монархией (абсоВнлютной, конституционной) и республикой (президентской, парлаВнментской).                                           

         Форма государственного устройства тАФ это национально-терВнриториальная организация государства и взаимоотношения центВнральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том: из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение: соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства.

         Существуют две основные формы: унитарная и федеративная.

         Для унитарного государства свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самостоВнятельности у административно-территориальных единиц.

         Федеративная форма государственного устройства это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъекВнтами федерации и имеют собственное административно-территоВнриальное деление,   

         Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-администраВнтивном отношении. Субъект федеВнрации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в преВнделах установленной компетенции, издание законодательных акВнтов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федераВнции характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

         Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преВнемственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов.

         Государства могут быть типологизированы и по выполняеВнмым ими функциям. Так, можно выВнделить военное или полицейское государство, характеризуемое гиВнпертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия тАФ армии, военно-промышленного комВнплекса, органов охраны, порядка и безопасности. Основное назначение правового государства усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества.

    Социальное государство сосредоточивается на проведении активной социальной политики, содействующей смягчению и предуВнпреждению социальных конфликтов. Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место. Государство, облаВндая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основВнные функции по управлению делами общества, поддержанию общеВнственного порядка.

    Заключение

         Каждый политический институт, будь то учреждение государственной власти или общественно-политическое объединение, обладает специфическими элементами. К ним относятся оформленные цели (круг вопросов, составляющих сферу его деятельности), функции и роли, вытекающие из целей, средства (материальные, символические или идеальные), учреждения, санкции, применяемые как к субъектам тАУ носителям институциональных функций, так к людям и объединениям, являющимся объектом воздействия института.

    Министерство общего и профессионального образования РФ

    Ростовский государственный строительный университет

    КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

    Реферат по политологии

    на тему: ВлИнституты государственной          

               власти в РоссииВ»

                                                                          Выполнила студентка

                                                                          1 курса  гр. Б-182

                                                       Пипник Елена

                                                       Проверил преподаватель

                                                       Малышев А. В.

    2000 г.

    Список литературы:

    1. Атанян С.В.,Визнер Д. В., Основы государства и права, Ростов-на-Дону, 1998 г.
    2. Зеркин Д.П., Основы политологии, Ростов-на-Дону, 1996 г.
    3. Радугин А.А., Политология. М.,1997 г.

    Вместе с этим смотрят:

    История социалистических учений
    Кириенко С. В. как государственный и политический деятель
    Консерватизм - история и современность
    Конституционное право