Горьковская железная дорога

        Горьковская железная дорога ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, первые проекты строительства которой относятся к 30-м годам 19 века. Полностью Московско-Нижегородская железная дорога была открыта для движения в августе 1862 года. В настоящих границах Горьковская железная дорога образована в 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской железных дорог.

Горьковская железная дорога пролегает в основном по территории Нижегородской, Владимирской, Кировской областей, частично республик Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, а также Рязанской, Пермской, Свердловской областей. Управление дорогой осуществляется из Нижнего Новгорода.                                  Горьковская дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью.                                                                            Дорога обслуживает транспортными перевозками 6 республик в составе Российской Федерации (Мордовию, Чувашию, Удмуртию, Татарстан, Марий-Эл, Башкортостан) и 8 областей (Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Кировскую, Пермскую, Екатиренбургскую, Вологодскую, Рязанскую). Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек.

В состав Горьковской железной дороги входят 6 отделений: Муромское, Горьковское (Нижегородское), Кировское, Казанское, Ижевское, Владимирское.                             

Магистраль имеет 432 станции, в том числе 7 крупных сортировочных.       

Количество остановочных пунктов

337

- с павильонами

220

- с посадочными платформами

117

Отделения дороги

6

Локомотивные депо

19

Вагонные груз.и пас. депо

13+5 и ППС Зелецино

Дистанции пути

29

Основные узловые станции железной дороги: Владимир, Новки, Ковров, Горький-Сортировочный, Котельнич, Киров, Лянгасово, Муром, Арзамас, Красный Узел, Канаш, Свияжск, Зелёный Дол, Юдино, Агрыз.

Общая протяженность дороги - 5589,1 км - приходится на два параллельных широтных направления: Москва-Нижний Новгород-Киров и Москва-Казань-Екатеринбург, связанные между собой рокадами. Оба направления электрифицированы. Удельный вес электротяги в перевозках составляет 88 %. Остальные перевозки осуществляются тепловозами.

Эксплуатационная длина

5,589 тыс.км

Протяженность электрифицированных линий

2,84 тыс.км

Отправление грузов

38,8 млн.т.

Грузооборот

81,4 млрд. т. км

Отправление пассажиров

99,1 млн.чел.

Пассажирооборот

15,3 млрд.пасс.км

Объём грузовых перевозок Горьковской железной дороги превысил грузооборот вместе взятых железных дорог Англии, Франции, Италии, Голландии, Бельгии. Горьковская железная дорога занимает третье место в Российской Федерации по объёму грузооборота.                                                                                               Наиболее массовыми грузами являются: нефтяные и химические, минеральные удобрения, автомобили, строительные и лесные материалы.                                          Дорога обслуживает крупные промышленные предприятия, такие как Горьковский, Ижевский и Павловский автомобильные заводы, крупные машиностроительные заводы в Нижнем Новгороде, Кирове, Казани, Ижевске, Владимире, химические предприятия, производящие сельскохозяйственные удобрения в городах Дзержинске и Кирове-Чепецке, Кстовский нефтеперерабатывающий завод, предприятия металлургического комплекса и по заготовке и переработке лесной продукции, месторождения строительных материалов, торфа, а также сельскохозяйственные районы по производству зерна, льна и районы развитого животноводства.                                                                                                                   В общем объёме грузооборота транзит составляет 35%, ввоз 25%, вывоз 21% и местное сообщение 18%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют каменный уголь, лесоматериалы, чёрные металлы, руда, нефтегрузы, продукция машиностроения и хлебные грузы. Ввоз: уголь, металлы, строительные материалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукция лёгкой и пищевой промышленности. Вывоз: лесоматериалы, автомобили, нефтегрузы, продукция машиностроения. В местном сообщении перевозятся преимущественно строительные грузы, торф, лесоматериалы, грузы сельского хозяйства. Через Горьковскую железную дорогу транзитом следуют поезда из Москвы и Санкт-Петербурга на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Сейчас Горьковская магистраль переживает период если не подъема, то финансового оздоровления. До 80 % доходов собирается живыми деньгами.

Перспективы развития. Горьковская магистраль является одной из наиболее технически оснащенных дорог Российской Федерации. Разработана "Программа развития телекоммуникаций и информатизации Горьковской железной дороги на период 2000-2005 годы", в которой определены следующие приоритетные направления развития телекоммуникаций:

  • строительство и эксплуатация единой магистральной цифровой сети связи МПС на основе волоконно-оптических линий связи (ВОЛС);
  • модернизация оперативно-технологической кабельной и радиосвязи на основе ВОЛС и цифровых систем связи; внедрение цифровых АТС;
  • создание инфраструктуры информатизации;
  • внедрение современных комплексов управляющих информационных технологий.

Все проводимые в рамках программы мероприятия направлены на повышение качества и надежности связи с целью повышения безопасности движения и эффективности работы железной дороги в целом.

Выполнение программы позволит соединить все отделения, железнодорожные узлы и основные станции дороги цифровой сетью оперативно-технологической связи (466 станций ОТС), организованной по волоконно-оптическим линиям протяженностью 4934 км.

Были осуществлены крупные капитальные вложения, направленные на повышение качества ремонта и текущего содержания пути. В результате скорость движения поездов на участке Москва - Нижний Новгород в настоящий момент составляет 140 км в час, а к 2004г. увеличится до 200 км/ч. Инвестиции должны быть направлены на обеспечение железных дорог мощной техникой. Сегодня на ГЖД работают 12 лицензионных путейных машин, эффективно применяются машинные комплексы и ресурсосберегающие технологии. Главная задача - оптимизация расходов без ущерба для безопасности движения. На совещании, посвященном Второму Международному транспортному коридору (МТК-2), проходящему по маршруту "Берлин-Варшава - Минск - Москва" общей протяженностью 1830 км, было одобрено его продление до Нижнего Новгорода. Участники совещания признали, что Нижегородская область готова стать центром транспортной политики государства и объединить два великих транспортных пути

континента: с Запада на Восток и с Юга на Север. Западные инвесторы готовы вложить в реализацию проекта около 800 млн. долларов.ГЖД имеет необходимую технику, технологии и инфраструктуру для совместных международных перевозок, и готова возглавить все работы по подготовке и последующей эксплуатации транспортного коридора в рамках Приволжского Федерального округа. За последние два года руководство ГЖД осуществило ряд крупномасштабных проектов, связанных с ремонтом, реконструкцией и модернизацией железнодорожной инфраструктуры. В Нижнем Новгороде был создан региональный диспетчерский центр управления перевозками, где на сегодняшний день автоматизированы все процессы диспетчеризации и управления. В эксплуатацию вводятся современные информационные и телекоммуникационные технологии.

Библиография

  1. Большая советская энциклопедия
  2. Интернет-сайт Горьковской железной дороги http://" onclick="return false">
  3. РИА-Новости
  4. Нижегородское Телеграфное Агентство
  5. Информационно-издательский центр "CONNECT!"
  6. Интернет-агентство МПС России

Вместе с этим смотрят:

Грузовой план морского судна
Двигатели внутреннего сгорания
Дифференциал КамАЗа. Устройство и принцип действия
Железнодорожный транспорт при открытой разработке рудных месторождений