Указанные нормативные правовые акты были направлены на установление ограничений цены договора найма жилья. Так, лицам, сдававшим в наем квартиры, комнаты, койки, углы, было воспрещено взимать со съемщиков этих помещений плату, превышающую плату, которая взималась за эти помещения до 19 июля 1914 г., с возможностью прибавления к ней сумм от 10 до 45% названной платы. При сдаче в наем помещений с отоплением, с услугами дворников, швейцаров и т.п. в цене договора найма жилья могло быть учтено также и повышение стоимости этих услуг.
Домовладельцу было запрещено в одностороннем порядке прекращать договор найма жилья даже по истечении срока договора. Договор мог быть прекращен лишь по воле нанимателя. Домовладелец был вправе отказать нанимателю в продлении договора найма жилья лишь при нарушении им условий договора и при доказанной необходимости использования жилья наймодателем и (или) его семьей.
События 1917 г. привели к принципиальному изменению правового регулирования жилищных отношений. Если до революции жилищные отношения, как уже было отмечено, регулировались гражданско-правовыми нормами. После революции правовое регулирование жилищных отношений стало осуществляться в рамках административной юрисдикции, посредством жесткого регулирования с использованием императивных предписаний.
Серьезной трансформации после революции были подвергнуты все правовые конструкции, применявшиеся в жилищной сфере. В частности, была отменена частная собственность на недвижимость, в том числе и на жилье.
К 1920 г. большая часть жилья оказалась в ведении местных Советов, которые занимались распределением жилья, взиманием квартирной платы, выселением, расселением, уплотнением граждан. Отношения, складывающиеся между местными Советами и жильцами, лишь напоминали отношения имущественного найма. Вместе с тем эти отношения явно носили административно-правовой характер.
Следовательно история становления жилищного права развивалась под воздействием факторов политического, экономического и социального характера. На первых этапах развития советского общества определяющими факторами с политической точки зрения являются провозглашение рабочего класса как господствующего и, соответственно, установление ограничений для отдельных категорий граждан. Экономическими причинами, оказавшими свое влияние на становление жилищного права, можно считать ликвидацию частной собственности, установление приоритета государственной собственности, «формирование качественно новых имущественных отношений, связанных с уравнительным обеспечением трудящихся жильем»[1]. Изменение социальной структуры общества (деление на трудящихся и эксплуататоров) повлияло и на субъектный состав жилищных отношений. При этом первая группа улучшает свои жилищные условия за счет ограничений или лишения жилищных прав второй социальной группы.
М.Г. Меерович отмечает, что данные тенденции следует признать основными и в период с 1917 по 1941 год «государственная жилищная политика и обеспечивающая ее система жилищного законодательства сложились в своих основных чертах и в принципиально законченном виде…»[2].
Не имела практического значения товарно-денежная форма отношений и для пользования жилыми помещениями в государственном жилом фонде. В Основах 1961 г. и в ГК 1964 г. было много сделано для того, чтобы представить эти отношения как договорные и расширить и укрепить права граждан-нанимателей. Однако несмотря на многочисленные и в целом прогрессивные изменения советского жилищного законодательства за время его существования, в основе его сохранялась система административного распределения жилых помещений с жестким нормированием размера этих помещений, строго ограниченными основаниями лишения права на помещение и символической квартирной платой[3]. По сути дела, в этой области отношений в стране с первых месяцев революции и вплоть до разрешения в начале 90-х годов приватизировать жилые помещения существовала система распределения жилья, не имевшая отношения к товарно-денежному гражданскому обороту.
[1] Верещак С.Б. Становление и развитие жилищного права в Советской России (1917 — 1991): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Чебоксары, 2006. С. 16-18.
[2] Меерович М.Г. Социально-культурные основы осуществления государственной жилищной политики в РСФСР (1917 — 1941 гг.): Дис. … д-ра истор. наук. Иркутск, 2004. С. 12, 13.
[3] Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 — 2006). М.: Статут, 2010. С. 54.
