У студентов есть два крайних лагеря. Первые — это апостолы тайм-менеджмента: у них тетради в клеточку, маркеры пяти цветов, ежедневник и любимый трекер задач. Они тщательно выписывают «повторить тему до среды», «спросить у преподавателя про формулу» и даже «не забыть шоколадку на экзамен». Их стол выглядит как штаб-квартира стартапа: чисто, системно и будто завтра придёт инвестор.

Вторые — сторонники хаотичной гениальности. Их ежедневник — это память, а закладки — это вкладки браузера, открытые с сентября. Они живут по принципу «завтра всё наверстаю» и удивительным образом действительно иногда наверстывают. Для них план — это скорее угроза, чем помощь. Если написать расписание, значит, придётся ему соответствовать, а это уже лишает жизнь приятного адреналина.

Пройди мини-тест:

  1. У тебя завтра экзамен. Что ты делаешь?
    А) Достаёшь блокнот с планом повторения, включаешь таймер «Помодоро» и по графику вгрызаешься в материал.
    Б) Открываешь конспект на случайной странице, начинаешь читать с середины и надеешься, что «оно как-то сложится».
  2. Дедлайн через три дня. Твои действия?
    А) Ты уже сделал половину, вторую доделаешь спокойно.
    Б) Ты вспоминаешь об этом, только когда преподаватель спрашивает: «Ну что, готово?»
  3. Твои заметки выглядят так:
    А) Чёткие списки, заголовки, стрелочки и схемы.
    Б) Каракули, которые понимаешь только ты, и пара рисунков драконов на полях.

Если у тебя больше «А» — поздравляю, ты стратег. Твой планер — продолжение мозга, а учёба для тебя похожа на проект в корпорации.
Если больше «Б» — ты импровизатор. У тебя учёба как джаз: вроде хаос, но в нужный момент всё складывается в гармонию.

И правда в том, что выживают оба типа. Просто первым проще сдавать всё вовремя, а вторым — рассказывать потом детям легенды о том, как они готовились к экзамену за ночь и всё равно получили четвёрку.