Финансовое моделирование дает возможность изучить планируемые действия без потери вложенных средств, что делает его незаменимым инструментом для менеджмента компании при оценке различных вариантов развития бизнеса, включая расширение действующего или создание нового производства, выход на новые рынки, развитие сбытовой сети, реструктуризацию, сделки M&A, возможную продажу бизнеса.

Финансово-экономическая модель — это совокупность всех существенных финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность компании и функционально увязанных между собой[1]. Эти показатели можно сгруппировать следующим образом:

  1. имущество (активы);
  2. обязательства (пассивы);
  3. денежные потоки (поступления и платежи денежных средств);
  4. доходы;
  5. расходы.

Данные показатели представлены в трех стандартных формах финансовой отчетности: балансе, отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств. Из этого следует логичный вывод, что результатом работы модели должно явиться получение трех вышеуказанных форм по состоянию на произвольную дату или произвольный период в будущем.

Построить финансово-экономическую модель можно двигаясь по трем векторам:

Для создания финансовой модели необходимо последовательное выполнение таких шагов, как[2]:

Модель в обязательном порядке включает:

Исходные допущения для финансовой модели компании можно классифицировать по следующим областям:

[1] Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И.Ушвицкий. — М.: Финансы и статистика, 2006. С. 245.

[2] Опарина Н.И. Финансовое моделирование в условиях финансового кризиса // Банковское кредитование, 2009, N 2.