Рассматривая причины неадекватной тревожности, A.M. Прихожан отмечает, что она порождается конфликтным строением самооценки, а также внутренним конфликтом ребенка, сходным с тем, что лежит в основе всего комплекса переживаний, обозначаемых как аффект неадекватности, но при особой силе и неосознанности обеих сторон конфликта. Именно сила и неузнаваемость ведут к неустойчивой самооценке, наличию постоянных колебаний между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Эти колебания вызывают двойственность в оценке ситуации и составляют суть переживания неадекватной тревожности[1].

A.M. Прихожан считает тревожность устойчивым свойством личности, которое имеет собственную побудительную силу и оказывает заметное влияние на развитие других личностных образований. Как всякое сложное психологическое образование, тревожность, с точки зрения А.М. Прихожан, имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты, В отличие от представлении о наследуемости тревожности как свойства личности, A.M. Прихожан считает, что тревожность имеет преимущественно социальную природу: при изучении возрастных и половых характеристик таких лабильных, подверженных внешним влияниям образований, как тревожность, необходимо учитывать, что эти характеристики могут претерпевать существенные изменения под влиянием не только событий личной жизни человека и его ближайшего окружения, но и макросоциальных явлений[2].

Анализируя вопрос об общей и частной видах тревожности (или о тревожности как свойстве личности и тревожности как отдельной черты), А.М. Прихожан приходит к выводу, что тревожность, диагностируемая и по симптоматическому и по ситуационному показателю, является формой выражения общей тревожности. Частная же тревожность, встречавшаяся всего в 20% случаев, является результатом отчетливого осознания опасности и практически полностью исчезает при обучении испытуемых средствам овладения определенными типами ситуаций. Отсюда следует вывод: в значительной части случаев частная тревожность является лишь специфической формой выражения, привязывания к определенным объектам общей тревожности[3].

Интересны выделенные A.M. Прихожан формы и маски тревожности- Под формой тревожности понимается: особое сочетание хаушегера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения, деятельности[4]. A.M. Прихожан описывает две основные категории тревожности:

  1. открытая -сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
  2. скрытая — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем. через специфические способы поведения,

В свою очередь, открытая тревожность подразделяется на:

  1. острую, нерегулируемую тревожность,
  2. регулируемую и компенсируемую тревожность,
  3. культивируемую тревожность (тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого).

Формами скрытой тревожности являются:

Отмечая влияние тревожности на другие черты личности, A.M. Прихожан указывает на наличие так называемых масок, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне[5]. Наиболее часто встречаемыми оказались агрессивно-тревожный и тревожно-зависимый типы. Спецификой агрессивно-тревожного типа является ярко выраженное чувство опасности,. своеобразная смесь агрессии’ и тревоги:, совершая агрессивный-поступок, индивид одновременно как бы извиняется, сам боится- своей, смелости., Тревожно-зависимый тип характеризуется как позитивными* так и> негативными формами зависимости, повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека, причем, нередко выделяется какая-либо одна значимая фигура,

В отличие от В.М. Астапова, который связывает появление надситуативной активности с тревогой, А.М. Прихожан настаивает на защитно-адаптивной функции тревоги. Показателен в этом отношении пример, когда тревожных детей оценивали воспитатели детских садов и учителя школ. В хорошо структурированных и предсказуемых школьных условиях тревожные дети оцениваются учителями как ответственные и успешные учащиеся. В условиях детского сада воспитатели, наблюдая поведение, детей в значительном количестве неструктурированных и мало структурированных ситуаций, описывают тревожных детей — как слишком неуверенных зажатых, стеклянных. Там же А.М. Прихожан отмечает, что школьная успешность часто достигается нерациональными, не соответствующими возможностям школьников, методами, за счет неоправданно высоких трудовых и временных затрат.

[1] Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. С. 213.

[2] Там же. С. 135.

[3] Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. С. 153.

[4] Там же. С. 153

[5] Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. С. 156.