Н.В. Зубаревич предлагает проводить отбор показателей для интегральной оценки качества жизни на основе следующих принципов:

А.Г. Базарова обосновывает позиции, на которые должен опираться эколого-географический подход к исследованию территориальной дифференциации качества жизни[2]:

Н.В. Трофимова исходит из того, что важнейшими структурообразующими компонентами формирования качества жизни населения региона являются как уровень, так и условия жизни (уровень жизни отражает материальное благосостояние и степень потребления благ и услуг населением, а условия – комфортность проживания населения на определенной территории: жилищные условия, уровень социальной напряженности, обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры, а также уровень загрязнения окружающей природной среды)[3].

Сопоставление основных концепций качества жизни позволяет выделить объединяющие их общие подходы, которые могут быть сведены к следующим положениям:

В международных сопоставлениях качества жизни преимущественно используется показатель ИРЧП. Приводимые в литературе значения индексов показывают его значительное снижение в Российской Федерации в период экономического застоя и кризиса. По этому показателю страна на протяжении нескольких последних лет входит в седьмой десяток из 174 стран, для которых показатель рассчитывается.

В документах Программы развития ООН, чтобы оценить воздействие социально-экономических факторов на воспроизводство трудового потенциала, за образец взяты показатели ИРЧП, построенного по воспроизводственному принципу: средняя ожидаемая продолжительность жизни, образовательные характеристики взрослого населения и душевой ВВП. Речь идет об интегральном показателе, рассчитываемом как среднеарифметическое значение трех обобщающих индикаторов:

ИРЧП рассчитывается для более чем 120 стран, включая РФ. В зависимости от результатов расчетов каждая из них получает свой ранг. Каждый из частных индексов и индекс человеческого развития лежат в пределах от нуля до единицы.

[1] Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

[2] Базарова А.Г. Территориальная дифференциация качества жизни населения республики Бурятия: Автореф. дис. … канд. геогр. наук. — Улан-Удэ, 2001.

[3] Трофимова Н.В. Индикаторы качества жизни: сущность и оценка взаимосвязей // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. №8(58).

[4] Мюллер Е., Гагаринская Г., Гагаринский А. Как оценить качество жизни // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2008, N 11.

[5] Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. — 2004, N 9-10.