Правоохранительные органы РФ
![]()
ГЛАВА 2 ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
![]()
1. Понятие предварительного расследования. 2. Следственный аппарат органов внутренних дел. 3. Следственный аппарат прокуратуры. 4. Следственный аппарат органов налоговой полиции. 5. Следственный аппарат органов безопасности. 6. Органы дознания. Н О Р М А Т И В Н Ы Е И С Т О Ч Н И К И Конституция РФ. М., 1999. Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.91 с изм. и доп. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, №16, ст. 503; 1993, №33, ст.1316; Собрание Законодательства РФ, 1995, №25, ст.2964; 1999, № 14, ст.1666. Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 1.04.93 // Ведомости Верховного Совета РФ,1993, №17, ст.594; Собрание Законодательства РФ,1994, №16,ст.1861; 1995,№50, ст.5610; 1997, №29, ст.3507; 1998, №31, ст.3805; 1999, №23, ст.2808. Федеральный закон "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.93 с изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ", 1993, № 29, ст.1114; Собрание Законодательства РФ, 1995, № 51, ст.4973. Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 03.04.95 // Собрание Законодательства РФ, 1995, № 15, ст. 1269. Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17.11.95 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 47, ст.4472; 1999, №7, ст.878. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Принят 27.10.60. Таможенный кодекс РФ. Утвержден 18.06.93. ЛИТЕРАТУРА Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. М., 1998. Зажицкий В. Таможенные органы - органы дознания // Российская юстиция,1994, №11. Налоговая полиция / Под ред. Бабаева В.К. М., 1994. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. Лебедева В.М. и Божьева В.П. М., 1998. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. Тула, 1996.
1.Понятие предварительного расследования Предварительное расследование - это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите нарушенных преступлением прав и свобод лчности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Принято различать две его формы: Предварительное следствие и дознание. Предварительное следствие производится по большинству уголовных дел о наиболее сложных преступлениях следователями 4-х ведомств: - органов внутренних дел; - Федеральной службы безопасности; - прокуратуры; - Федеральной службы налоговой полиции. Дознание проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти - органами дознания. Согласно ст.117 УПК РСФСР органами дознания являются: 1.милиция; 2.командиры воинских частей,соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях,совершенных подчиненными им военнослужащими,а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов;по делам о преступлениях,совершенных рабочими и служащими вооруженных сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,соединения,учреждения; 3.органы федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; 4.начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов,лечебно-трудовых профилакториев по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы,совершенных в расположении указанных учреждений; 5.органы государственного пожарного надзора по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; 6.органы пограничной службы РФ - по делам о нарушении режима государственной границы; 7.капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 8.федеральные органы налоговой полиции - по делам,отнесенным законом к их ведению; 9.таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188,189,190,193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанный в законе перечень органов дознания является исчерпывающим. Иные государственные учреждения или должностные лица проводят только ведомственные проверки, а не дознание. Они не вправе осуществлять процессуальную деятельность, а могут лишь требовать от подчиненных им лиц объяснения, проверять эти объяснения , т.е. проводить ведомственное расследование в форме ревизии или проверки, а также решать вопросы о передаче материалов органам расследования или прокуратуры. Дейстующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида дознания: - дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия - дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Подследственность уголовных дел и форма предварительного расследования определяются ст. 126 УПК РСФСР. Основныи задачами следственных подразделений являются: 1. быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона; 2. принятие в ходе следствия мер по возмещению гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями; 3. осуществление предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Рассмотрим систему и структуру следственных подразделений органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ РФ. 2.Следственный аппарат органов внутренних дел Систему следственных подразделений составляют: - Следстенный комитет при МВД РФ; - Главные следственные управления МВД, УВД субъектов РФ и им равные при УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, при УВД режимных объектов МВД России; - Следственные управления (отделы, отделения, группы) при Управлениях (отделах) внутренних дел района, города, района в городе и им равные. Постановлением Правительства РФ "О численности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и оплате труда их сотрудников" от 5 февраля 1999 года. N 126 установлена численность органов предварительного следствия в количестве 52230 единиц, в том числе аппарата Следственного комитета при Министерстве Внутренних дел Российской Федерации - в количестве 254 единиц. Предоставлено Министру внутренних дел РФ право устанавливать сотрудникам органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ надбавку в размере до 50 процентов должностного оклада за службу в указанных органах. Следственный комитет МВД РФ Начальник Заместители Оперативное совещание Организационное управление Контрольно-методическое управление Следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности Отдел кадров Секретариат 1. Анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия. Разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию следственной работы. 2. Изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный, в том числе зарубежный опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений, организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары по проблемам предварительного следствия; издает Информационный бюллетень. 3. Организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам. 4. Осуществляет ведомственный процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказывает помощь в их расследовании. Ведет контрольные производства по этим делам. 5. Оказывает практическую и методическую помощь органам предварительного следствия, проверяет их работу, осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков. 6. Координирует расследование преступлений, носящих межрегиональный и международный характер, производимое следователями органов внутренних дел, создает в необходимых случаях межрегиональные следственные группы. 7. Организует взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции - с другими правоохранительными органами, министерствами, учреждениями и организациями. 8. Изучает правоприменительную практику и осуществляет разработку предложений в проекты законодательных, подзаконных, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к деятельности органов предварительного следствия. Участвует в проведении экспертиз проектов правовых актов. В установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведет систематизированный учет действующего законодательства, информирует подчиненные органы о его изменениях и дополнениях. 9.Организует производство непосредственного расследования наиболее сложных, носящих межрегиональный и международный характер организованных преступлений. 10. Обращается в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации и организует исполнение аналогичных запросов. 11. Разрабатывает нормативы нагрузки, штатной численности и материально-технического обеспечения следователей органов внутренних дел, типовые положения и типовые структуры органов предварительного следствия. 12. Осуществляет подбор руководящих кадров, организацию профессиональной подготовки и повышение квалификации следственных работников, участвует в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой. Деятельность Главного следственного управления при МВД субъекта федерации направлена на организационно-методическое руководство, подчиненными органами предварительного следствия и осуществляется по предметно-зональному принципу на основе текущих и перспективных планов. Начальник главного следственного управления назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел по представлению начальника Следственного комитета. Заместители назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД субъекта федерации по представлению начальника главного следственного управления. Кроме того, эти кандидатуры согласуются с начальником Следственного комитета. Начальник Главного следственного управления проводит аттестацию сотрудников, представляет их к присвоению специальных званий, назначает на должность, перемещает, освобождает от должности и увольняет сотрудников, государственных служащих и работников главного следственного управления, следственного управления, отдела и подчиненных ему органов предварительного следствия за исключением лиц, назначаемых министром внутренних дел, начальником ГУВД. Следственное управление (отдел, отделение, группа) Это низовое звено организует и обеспечивает: 1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел. 2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан. 3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам. 4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений. 5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств. 6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др. 7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам. 8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей. В зависимости от оперативной обстановки и штатных возможностей распределением служебных обязанностей следственных работников осуществляется посредством: - закрепления определенных территориалных зон (участков); - установления специализации на расследование отдельных категорий преступлений. На следственное подразделение не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными актами МВД РФ. Приказом МВД РФ № 1 от 04.01.99 г. определены функциональные обязанности руководителей следстенных подразделений, следователей и помощников следователя, порядок их назначения на должность и освобождения от нее, порядок наложения дисциплинарных взысканий и поощрения. Помощник следователя. Помощник следователя - должностное лицо, состоящее на службе в органах внутренних дел в должности младшего начальствующего состава в органе предварительного следствия и имеющее специальное звание. На должность помощника следователя может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеющий образование не ниже общего среднего, способный по состоянию здоровья и моральным качествам служить в органах внутренних дел. Лицо, назначенное на должность помощника следователя, проходит первоначальную подготовку в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по программе милиционеров с учетом примерного тематического плана переподготовки помощников следователей. Функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Обязанности помощника следователя - совместно со следователем осуществляет проверку материалов для решения вопросов о возбуждении уголовного дела, в связи с чем имеет право выполнять весь комплекс мероприятий, предусмотренных законодателством для доследстенной проверки поступивших заявлений, сообщений о преступлениях; - выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел; - осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступлений; - поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела в трудовых коллективах; - по указанию следователя и под его контролем выполняет отдельные несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы. 3.Следственный аппарат прокуратуры Систему следственных подразделений прокуратуры РФ составляют: - Следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ - следователи городских, районных и межрайонных прокуратур
Структура Следственного управления Генеральной прокуратуры РФ
начальник(старший помощник генерального прокурора)
Заместитель (начальник организационно-методического отдела) Заместители (начальники отделов, которые являются помощниками Генерального прокурора) Специализированные отдела по расследованию:- преступлений и происшествий чрезвычайного характера (отдел оперативного реагирования);- преступлений в сфере экономики; - бандитизма и умышленных убийств. Организационно-методический отдел Канцелярия Склад вещественных доказательств
Могут создаваться другие специализированные подразделения. Должностной состав: - старшие следователи и следователи по особо важным делам, - старшие прокуроры и прокуроры организационно-методического отдела, - помощники следователей, - ведущий специалист, - главный специалист (экономист), - старшие инспектора, - специалисты 1 категории - заведующая складом вещественных доказательств. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В Прокуратуре субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах на должности следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников, назначают и освбождают от дожности прокуроры субъектов РФ. В Прокуратурах городов и районов устанаваливаются должности старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним прокурорами. В системе военной прокуратуры следователи состоят: в Главной военной прокуратуре, прокуратурах военных округов, групп войск, флотов, прокуратуре ракетных войск стратегического назначения, прокуратуре Федеральной пограничной службы, прокуратурах других войск, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации; прокуратурах гарнизонов, объединений и соединений, приравненных к прокуратурам городов и районов. В вышестоящем звене устанавливаются должности следователей по особо важным делам и старших следователей, а в низовом звене - должности старших следователей и следователей. На должности военных следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу, имеющие высшее юридическое образование, отвечающие возрастным требованиям, а также требованиям состояния здоровья, профессионализма и моральных качеств. Следователи Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором. Прокуроры военных округов, групп войск, флотов назначают на должность и освобождают от должности следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах. Установлен статус военного следователя. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 10.02.99 г. определен статус следователя прокуратуры, порядок дисциплинарной ответственности и поощрения. Установлен особый порядок привлечения следователей прокуратуры к уголовной и административной ответственности. Лицо, впервые назначаемое на должность следователя, принимает Присягу. 4. Следственный аппарат органов налоговой полиции Систему следственных органов ФСНП РФ составляют: - Следстенное управление ФСНП РФ - следственные службы (отделы) территориальных органов налоговой полиции. Следственное управление ФСНП РФ Следственное управление (СУ) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной службы налоговой полиции РФ. Руководящим документов является Положение о Следственном Управлении ФСНП РФ (с изменениями, внесенными приказом 376 от 17 декабря 1996 года). Приложение 1 к приказу ФСНП России от 22 апреля 1996 - 128. Структуру и штатное расписание Следственного управления утверждает Директор ФСНП России. Следственное управление возглавляет начальник, который подчиняется Директору ФСНП России и его заместителю, курирующему предварительное следствие. Начальник СУ ФСНП России назначается на должность и освобождается от должности приказом Директора ФСНП России. Функции Следственного управления 1. Проведение по решению Директора ФСНП России, начальника Следственного управления ФСНП России и поручению Генерального прокурора РФ предварительного следствия по уголовным делам: особой важности, имеющим межрегиональный или международный характер; о коррупции и организованной преступности, взаимосвязанным с преступлениями, подследственными следователям федеральных органов налоговой полиции. 2. Осуществление взаимодействия по вопросам предварительного следствия с подразделениями МВД РФ, ФСБ РФ и Генеральной прокуратуры РФ, участие в работе межведомственных следственно-оперативных групп. 3 Методико-криминалистическое обеспечение предварительного следствия и дознания по уголовным делам, отнесенным законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, сотрудничество по данному вопросу с экспертными и научно-исследовательскими подразделениями и учреждениями. 4. Систематический учет и анализ следственной практики, результатов деятельности следственных подразделений федеральных органов налоговой полиции, ведение статистической отчетности; разработка мер по повышению качества расследования уголовных дел и обеспечению законности при его производстве; обобщение и распространение положительного опыта. 5. Координация следственной работы по уголовным делам, имеющим межрегиональный характер, оказание практической и методической помощи следственным подразделениям органов налоговой полиции в организации расследования уголовных дел, по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, нормативных актов ФСНП России, регламентирующих деятельность следственных подразделений. 6. Рассмотрение обоснованности ходатайств следователей территориальных органов налоговой полиции о продлении по уголовным делам сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей свыше 6 месяцев, осуществление контроля за ходом и результатом расследования по таким делам. 7. Проведение проверок территориальных органов налоговой полиции по вопросам, отнесенным к компетенции Следственного управления, в том числе в рамках комплексных инспекторских и контрольных проверок, организации контроля за устранением выявленных недостатков. 8. Рассмотрение и законное разрешение жалоб, писем, заявлений граждан и юридических лиц, иной информации, связанной с расследованием уголовных дел, прием по этим вопросам граждан и представителей юридических лиц. 9. Организация исполнения поступающих поручений, в том числе международных, о производстве следственных действий по уголовным делам, отнесенным к ведению федеральных органов налоговой полиции. Надзор за законностью предварительного следствия в Следственном управлении ФСНП России осуществляет надзирающий прокурор, а ведомственный контроль за организацией работы следственного аппарата - Директор ФСНП России и его заместитель, курирующий предварительное следствие. Следственными подразделениями территориальных органов налоговой полиции осуществляется предварительное следствие по уголовным делам, процессуальный контроль за деятельностью подчиненных следственных подразделений и следователей местных органов налоговой полиции, а также ее организационно-методическое обеспечение. В местных органах налоговой полиции с малым объемом уголовно-процессуальной деятельности предварительное следствие осуществляет единолично следователь. Следственные подразделения возглавляются начальниками, которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника соответствующего территориального органа налоговой полиции по согласованию с начальником Следственного управления и Управления кадров ФСНП РФ. 5.Следственный аппарат органов безопасности В соответствии с Указом Президента РФ № 2406 от 22.11.94 г. "О создании Следственного управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и следственных подразделений в органах контрразведки Российской Федерации" в органах ФСБ был воссодан следственный аппарат, система которого определяется ситемой органов ФСБ (смотрите главу 3). В ФСБ РФ создано следственное управление, а в подчиненных органах следственные подразедления. На них возложена организация и производство предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов государственной безопасности (ч. 4 ст. 126 УПК РСФСР). Независимо о того в каком ведомстве работает следователь, процессуальное положение у всех следователей одинаково. При производстве предварительного следствия следователи всех перечисленных ведомств руководствуютсяч нормами УПК РСФСР, предусматривающими полномочия органов предварительного следствия. Следователям присваиваются классные чины и специальные звания.
6.Органы дознания Перечень органов дозанния был уже упомянут выше в соответствии со ст. 117 УПК РСФСР. Производство дознания основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия. Компетенция органов дознания зависит от вида дознания. Если производство предварительного следствия не обязательно, органы дознания производят расследование в полном объеме. Завершается такой вид дознания направлением дела в суд с обвинительным заключением или постановлением о прекращении уголвного дела. Органы дознания руководствуются УПК РСФСР, уполномочены выполнять все необхоидмые следственные действия. Учитывается то, что дознаватели не обладают такой процессуальной независимостью как следователь. Следует различать "орган дознания" и "лицо, производящее дознание". Основным органом дознания является милиция. Структуру милции рассматриваем в главе 3. Не все структурные подразделения милиции наделяются правом производства дознания. В криминальной милции производство дознания может быть поручено начальником криминальной милиции оперативному уполномоченному уголовного розыска, отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с организованной преступностью. В МОБ начальник может поручить дознание участковому инспектору милиции, инспектору ГИБДД (чаще - это специализированные подразделения дознания) и специализированным подразделениям дознания. В РОВД созданы специализированные подразделения дознания, возглавляемые начальником отдела (отделения) дознания и в составе старших групп дознания, старших дознавателей и дознавателей. На специализированные подразделения дознания возложены следующие функции: - рассмотрение и проверка без применения оперативно-розыскных средств и методов заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и принятия по ним решения (ст.108-115 УПК РСФСР); - выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст.127,132 - УПК РСФСР); - производство дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст.118-119 УПК РСФСР); - производство по делам, направляемым в суд без возбуждения уголовного дела (ст.415 УПК РСФСР). Деятельность дознавателя по уголовным делам о преступлениях подследственных органам дознания осуществляется в соответствии с требованиями УПК РСФСР, приказа МВД РФ от 16.10.92 года N 368 и инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений объявленной приказом МВД РФ N 334 от 20 июля 1996 года. Деятельность других органов дознания, перечисленных в ст. 117 УПК РСФСР, осуществляется в соответствии с УПК РСФСР (ст. 119, 120) специально уполномоченными на то лицами.