содержание
содержание. 2
ЗАДАЧА 1. 3
1.1. Обозначения и принципы расчетов. 3
1.2. Результаты расчетов. 6
1.3. Анализ результатов. 6
задача 2. 7
2.1. Обозначения и принцип расчетов. 7
2.2. Результаты расчетов. 7
список литературы.. 9
ЗАДАЧА 1
В городе Хабаровске имеется 6 предприятий пищевой промышленности, выпускающих ликероводочную продукцию. Данные о размерах производства и численности персонала представлены в таблице:

Определить средний размер производства и средний размер предприятия в отрасли, долю крупных предприятий в общем числе предприятий и в объёмах производства и численности, а также показатели концентрации в отрасли (коэффициент концентрации, коэффициент Хиршмана-Херфиндаля), по которым определить состояние данной отрасли.
1.1. Обозначения и принципы расчетов.
Пусть
- количество
предприятий отрасли,
- среднегодовой объем
реализации продукции предприятия
в тыс. руб.,
- среднегодовая
численность промышленно-производственного персонала в чел.
Тогда средний объём реализации в отрасли можно определить двумя способами:
1)
Усреднённый объем реализации предприятий без учета размера –
простое арифметическое среднее объёмов
:

2)
Средний объём реализации предприятий с учетом их размера –
арифметическое среднее объёмов реализации
, взвешенное по численности занятых на предприятиях
:
.
Средний размер предприятия отрасли отражает средняя численность производственно-промышленного персонала:
.
Для анализа состояния отрасли, определения крупнейших фирм и степени концентрации необходимо сортировать предприятия по размеру:

Пусть
,
- отсортированные в
порядке убывания размера предприятия показатели среднегодовой численности
промышленно-производственного персонала и среднегодового объёма реализации,
т.е.
- численность
промышленно-производственного персонала крупнейшей фирмы,
- её объем реализации.
Будем считать крупными те фирмы, размер которых превышает средний размер
предприятия отрасли
. Пусть таких фирм
. Тогда доля крупных предприятий в общем числе предприятий
составит:
.
Доля численности промышленно-производственного персонала крупных предприятий составляет:
,
а доля объёма реализации крупных предприятий в общем объеме реализации отрасли определяется двумя способами, аналогично среднему объёму реализации:
1) Без учета размера предприятий:
;
2) С учетом размера предприятий:
.
Иначе этот показатель называют коэффициентом концентрации отрасли. Другой показатель степени концентрации отрасли – индекс Херфиндаля-Хиршмана – представляет собой сумму квадратов долей предприятий в общем объёме реализации отрасли:
.
Коэффициент
принимает значения от
0 до 1, и считается, что отрасль является высокомонополизированной, если
в ней превышает,
например, значение 0.16 (в США к таким отраслям применяют антимонопольное
законодательство).
1.2. Результаты расчетов.
В соответствии с данными и выбранными принципами расчетов среднее предприятие отрасли характеризуется следующими показателями:
,
,
.
Количество крупных фирм в отрасли составляет
(это Предприятия 2, 6
и 4). Доля крупных фирм в общем количестве предприятий составляет:
,
доля численности занятых крупных предприятий в общем количестве занятых в отрасли составляет:
,
и доля их реализации в общем объёме реализации отрасли (коэффициент концентрации) составляет:
,
.
Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана в отрасли составляет:
.
1.3. Анализ результатов.
Данную отрасль можно считать высоко концентрированной.
Во-первых, об этом говорит соотношение
- большие
фирмы производят непропорционально больший объём, при том, что половину фирм
отрасли можно считать крупными (
). Во-вторых, это подтверждает высокое значение коэффициента
концентрации
- 90% реализации
отрасли (с учетом размера предприятий) сосредоточено в 50% фирм. Наконец,
значение индекса Херфиндаля-Хиршмана
также является слишком высоким, чтобы считать данную отрасль
немонополизированной.
задача 2.
Станкостроительное предприятие имеет возможность заключить договор на поставку по кооперации станин для станков с тремя предприятиями, которые находятся в различных районах. Известно, что масса одной станины – 1 тонна, стоимость транспортировки одной тонны на расстояние 1 км составляет 20 рублей.
Обоснуйте выбор поставщика. Целесообразно ли заключать договор с данным поставщиком, если известно, что тарифы должны повысится до 25 рублей за тонну?

2.1. Обозначения и принцип расчетов.
Будем выбирать поставщика на основе минимума затрат
в расчете на одну станину. Пусть
- количество
потенциальных поставщиков,
- цена одного изделия
поставщика
,
- вес изделия
поставщика
,
- расстояние доставки
от поставщика
,
- тариф перевозки от
поставщика
в расчете на единицу
веса.
Тогда задача выбора поставщика имеет следующий вид:
.
Таким образом, оптимальность того или иного поставщика является относительной, и при изменении параметров необходимо оценивать изменение значений затрат для всех поставщиков.
2.2. Результаты расчетов.
В данной ситуации поставщики отличаются только
расстоянием
и ценой изделия
. Вес всех изделий составляет
, тариф перевозки за единицу веса составляет
. Соответствующие затраты
составляют:

При изменении тарифа перевозки (
) затраты изменяются следующим образом:
,
откуда видно, что оптимальным по-прежнему остается поставщик из Благовещенска.
список литературы
1. Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. М. – “Дело”, 2000.
2. Соломенникова Е.А. и др. Экономика предприятия. Новосибирск – НГУ, 2003.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. – “Дело”, 2001.
4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х тт. СПб – Экономическая школа, 2000.
5. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. Новосибирск, 2000.