Содержание
1. Этапы процесса маркетинговых исследований. 3
2. Виды организационных структур маркетинга и их выбор. 7
3. Практический вопрос. 10
Список литературы.. 14
Вариант 5
1. Этапы процесса маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть знакомы с их спецификой и знать технологию исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной информации.
Схема маркетинговых исследований представлена на рис.1.1.[1]
|
Выявление проблем и формулировка целей |
![]()
|
выбор места исследования; подготовка орудий исследования; составление плана выборки; выбор способа связи с аудиторией |
|
опрос, наблюдение, панель, эксперимент |
|
Анализ собранной информации: Составление таблиц, графиков; Определение средних уровней распределения частотности, дисперсии; Обработка информации с помощью статистических методов и моделей принятия решения |
![]()
|
Представление собранной информации |
Рис.1.1. Схема маркетингового исследования
Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация данных (эксперимент представляет только специфический план исследований), панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет). Перечень способов получения информации и некоторые их характеристики приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Способы получения информации
|
Метод |
Определение |
Формы |
Экономический пример |
Преимущества и проблемы |
|
||||
|
1. Первичные исследования |
Сбор данных при их возникновении |
|
|
|
|
||||
|
Наблюдение |
Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения |
Полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и без него |
Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами |
Часто объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются объяснению. Высоки расходы. |
|
||||
|
Интервью |
Опрос участников рынка и экспертов |
Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное |
Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации |
Исследование не воспринимаемых обстоятельств (мотивы, например) Надежность интервью, влияние интервьюера, проблемы репрезентативности выборки |
|
||||
|
Панель |
Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени |
Торговая, потребительская, специальная |
Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов |
Выявление развития во времени. Смертность панели, эффект панели |
|||||
|
Эксперимент |
Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов |
Полевые, лабораторные |
Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы |
Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени и денег |
|||||
|
2. Вторичные исследования |
Обработка уже имеющихся данных |
|
Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики |
Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных |
|||||
Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос - самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно в 90% исследований используется этот метод. Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются:
- по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
- по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
- по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус));
- по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизованная);
- по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению.
Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. Научное наблюдение понимается при этом как процесс, который:
- служит определенной исследовательской цели;
- проходит планомерно и систематически;
- служит для обобщающих суждений, не представляет только собирание интересных фактов;
- подвержен постоянному контролю, с точки зрения надежности и точности.
Преимуществами этого метода, по сравнению с опросом, являются следующие:
- независимость от желания объекта к сотрудничеству, от способности исследуемых к словесному выражению сути дела;
- возможность обеспечить более высокую объективность;
- возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине);
- возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью приборов.
Наблюдение имеет наряду с этим и недостатки:
- трудно обеспечить репрезентативность;
- субъективность восприятия наблюдающего;
- поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения).
Можно выделить следующие формы наблюдения:
- по характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым - это означает, что процессы проходят в естественной обстановке (магазин, у витрины) или лабораторным, то есть проводящимся в искусственно созданной ситуации. Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения. Вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и делает возможным применение ряда технических средств.
- по месту наблюдающего различают процесс с непосредственным участием исследователя и наблюдением со стороны;
- по форме восприятия объекта можно выделить персональное наблюдение (непосредственно наблюдающим) и не персональное - через приборы или с помощью регистрации следов поведения;
- по степени стандартизации различают стандартизованное и свободное наблюдение. Стандартизация подразумевает здесь задание определенных категорий поведения схем поступков. Например, для наблюдения действенности рекламы в витрине можно выделить следующие варианты поведения прохожих: человек вошел в магазин, не взглянув на рекламу:
- человек вошел в магазин, взглянув предварительно на рекламу;
- взглянул на витрину, не вошел в магазин.
- прошел, не взглянув на витрину.
Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменения одной или нескольких независимых переменных влияют на одну (или многие) зависимую переменную. Существенные признаки эксперимента:
- изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть, насколько возможно, постоянными);
- исследователь активно вмешивается в процесс возникновения данных;
- проверяются причинно-следственные связи (например, влияние цвета упаковки на сбыт продукта).[2]
2. Виды организационных структур маркетинга и их выбор
Для реализации планов маркетинга создается на предприятии служба маркетинга по одной из ниже приведенных схем.
Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга (рис. 2.1.).
![]() |
Рис. 2.1. Функциональная организация
Эта схема обладает простотой управления, однако по мере роста товарного ассортимента и рынков затрудняется составление планов по каждому товару и рынку и координация маркетинга фирмы в целом.
Для компаний, торгующих по всей территории страны, используется другой подход: координация по географическому принципу (рис. 2.2.).
![]() |
Рис.2. 2. Организация по географическому принципу
Преимущество этой схемы в том, что торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, могут лучше узнавать клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.[3]
Фирмы с широкой товарной номенклатурой используют организацию по товарному или товарно-марочному производству. Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления (рис.2.3.).
![]() |
Рис. 2.3. Организация по товарному принципу
Преимущества этой организационной структуры в том, что управляющие по товару, в том числе по второстепенным товарам, координируют весь комплекс маркетинга по своему товару, быстро реагируют на возникающие на рынке проблемы, и это хорошая школа для молодых руководителей.
Недостатки в том, что часто возникают конфликты из-за недостаточности прав у управляющих по товарам и система обходится дороже, чем предполагается вначале.
Суть оргструктуры по рыночному типу в том, что вместо товара, управление организовано по рынкам сбыта (отраслям), как показано на рис. 2.4.
![]() |
Рис.2. 4. Организация по рыночному типу
Достоинство этой системы в ориентации фирмы на нужды потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка.
Организация по товарно-рыночному типу или матричному принципу представлена на рис. 2.5.
![]() |
Рис.2. 5. Организация по матричному принципу
Система обладает преимуществами товарной и рыночной структур, однако основными ее недостатками являются большие затраты и частые конфликты. Однако большинство управляющих считают, что достоинства матричной системы перевешивают ее недостатки.
Для того, чтобы быть уверенным в эффективности деятельности фирмы, осуществляется маркетинговый контроль. Выделяют три типа маркетингового контроля:
- контроль за выполнением планов;
- контроль прибыльности;
- стратегический контроль.[4]
3. Практический вопрос
ООО “Косметик Люкс” (зарегистрировано в Торгово-Промышленной палате РФ, номер лицензии 1897235)
Адрес: Россия, г. Хабаровск, Тихоокеанская, д.33, оф. 11
ООО “Косметик Люкс” обладает складскими площадями 500 кв. м и производственные площади 1000 кв. м
Род деятельности
Производство и реализация косметических средств по уходу за кожей.
Общая характеристика товара:
Продукция фирмы занимает заслуженное место среди косметических средств, выпускаемых в России, что подтверждается спросом на нашу продукцию, выданными, отзывами покупателей и многочисленными сертификатами качества.
Используемые фирмой высококачественное исключительно натуральное сырье и оригинальные запатентованные технологии изготовления продукции фирмы, обеспечили нам известность и хороший сбыт.
Сегментом рынка для косметики, производимой ООО “Косметик Люкс”, с географической точки зрения будет рынок города Хабаровска и близко расположенных к нему городов, в которых не существует фирм, занимающихся производством высококлассной эксклюзивной косметики.
В ассортименте продукции ООО “Косметик Люкс” присутствуют:
- Кремы для лица.
- Тонизирующие кремы.
- Противовоспалительные кремы.
Отличительной особенностью продукции ООО “Косметик Люкс” является экологическая чистота и высокое качество. Следовательно, позиционироваться товар ООО “Косметик Люкс” должна, прежде всего, по цене (потому что в этом основное преимущество фирмы перед конкурентами).
Сегмент рынка, для которого предназначен наш товар
В качестве стратегии охвата рынка ООО “Косметик Люкс” изберем концентрированный маркетинг (так как ООО “Косметик Люкс” обладает средней мощностью и средства ООО “Косметик Люкс” ограничены). ООО “Косметик Люкс” необходимо выбрать один, наиболее благоприятный для ООО “Косметик Люкс” сегмент рынка и сосредоточить на нем все усилия.
При сегментировании будем рассматривать население Хабаровска и близлежащих городов (@ 2 млн. человек). Для простоты расчетов поступим следующим образом. Взрослое население в возрасте от 21 года до 70 лет составляет 60%, что в абсолютных величинах составит:
2000000 чел.*0.6=1200000 человек.
Основными признаками сегментирования выберем демографические:
-уровень доходов;
-потребление кремов на душу населения (» 100 гр. в год).
Наиболее благоприятным сегментом для ООО “Косметик Люкс” будет группа потребителей, недовольных существующим ассортиментом (не удовлетворены товарами конкурентов) и со сравнительно высоким уровнем доходов и высокой заинтересованностью в высококлассной косметике. ООО “Косметик Люкс” выбрала его, учитывая следующие критерии:
-потенциальная емкость рынка;
-неудовлетворенность покупателей существующим предложением (»10%);
Nпотенц = 1200000 * 10% = 120000 потребителей
Vпотенц = 120000 * 0.100 » 12 тонн / год.
Основные конкуренты
Анализируя ситуацию на рынке сбыта косметической продукции, приходим к выводу, что основными конкурентами являются зарубежные производители косметики. Их продукция почти всегда отличается высоким качеством, широким ассортиментом, разнообразием упаковки. Основной недостаток – высокие цены и не полностью натуральное сырье.
Судя по объемам сбыта, можно сказать, что эти товары, в целом, не полностью удовлетворяют потребности покупателей. Стратегия конкурентов агрессивна и в охвате рынка они используют методы дифференцированного маркетинга.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у ООО “Косметик Люкс” есть довольно перспективная маркетинговая возможность сбыта продукции высокого качества по низким ценам.
Для вступления на рынок ООО “Косметик Люкс” делает основной упор в маркетинговой стратегии на активность дистрибьюторов. От этого зависит успех продвижения товара. Основной упор в рекламе делается на наличие уникальных свойств товара, тестирование его независимыми лабораториями и получения сертификата соответствия № 987120.
Реализация рекламы:
- Устный индивидуальный рассказ.
- Проведение "ликбезов" по продукции.
Таблица 3.1. Факторы микросреды, влияющие на сбыт.
|
Положительные факторы |
Отрицательные факторы |
|
1. Стабильность поставок сырья |
1. Нестабильность поставок сырья |
|
2. Бесперебойность работы предприятия |
2. Забастовка рабочих нашего предприятия |
|
3. Привлечение новых распространителей |
3. Потеря распространителей или прекращение вовлечения новых распространителей |
|
4. Удовлетворенность качеством нашей продукции |
4. Неудовлетворённость потребителя качеством нашей продукции |
|
5. Увеличение числа потенциальных покупателей. |
5.Уменьшение числа потенциальных покупателей. |
Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом:
1. Создать запасы сырья, наладить контакты с новыми поставщиками;
2. Постоянно контролировать настроение рабочих, свести к минимуму вероятность забастовок, повышение заработной платы.
3. Постоянный поиск новых распространителей и проведение разъяснительных и рекламационных занятия с распространителями продукции.
4. Постоянный контроль за качеством продукции.
5. Переход на другой вид продукции, развертывание производства в других регионах.
Таблица Факторы макросреды, влияющие на сбыт.
|
Положительные факторы |
Отрицательные факторы |
|
1. Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей |
1. Принятие законов, ущемляющих права производителей |
|
2. Спад инфляции |
2. Рост инфляции |
|
3. Удешевление энергии и сырья |
3. Удорожание энергии и сырья |
|
4. Повышение общего уровня покупательной способности |
4. Снижение общего уровня покупательной способности |
При отрицательном влиянии факторов макросреды ООО “Косметик Люкс” сделать практически ни чего не может.[5]
Список литературы
1. Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2000. – 387 с.
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. - М.: Финпресс, 2002. – 486 с.
3. Маркетинг /Под ред. И.К. Беляевского. - М.: МЭСИ, 2002. – 340 с.
4. Современный маркетинг /Под ред. Хруцкого В.Е. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 338 с.
5. Эванс Дж. Маркетинг. - СПб.: Литера плюс, 2001. – 369 с.
[1] Эванс Дж. Маркетинг. - СПб.: Литера плюс, 2001. – С. 174.
[2] Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. - М.: Финпресс, 2002. – С. 129
[3] Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2000. – С. 193
[4] Маркетинг /Под ред. И.К. Беляевского. - М.: МЭСИ, 2002. – С. 94
[5] Современный маркетинг /Под ред. Хруцкого В.Е. - М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 105




