ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУ «ГОРОДСКОЕ ЖИЛИЩНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Г. ИЖЕВСКА»
2.1 История создания Городского жилищного управления
Датой
основания жилищно-коммунального
хозяйства УР считается февраль
В состав отрасли тогда вошло несколько небольших предприятий, которые обслуживали около 500 тыс. кв. м. жилья деревянной постройки с печным отоплением. Канализации практически не было. Большинство улиц не имело твердого покрытия и не освещалось.
16 ноября
В
В
В
В
В
2.2. Имущество предприятия. Правовой статус
Городское жилищное управление учреждается администрацией города Ижевска, является отраслевым подразделением - органом управления Администрации города, осуществляет полномочия Администрации города по управлению содержанием и эксплуатацией жилищного фонда города Ижевска.
ГЖУ в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ и УР, решениями представительного органа государственной власти города, постановлениями и распоряжениями мэра города Ижевска, вице-мэра.
ГЖУ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием.
Источником формирования имущества ГЖУ является муниципальное имущество, переданное ГЖУ в оперативное управление.
Источником формирования основных средств ГЖУ являются:
- средства бюджета города и внебюджетные средства, выделенные на финансирование деятельности ГЖУ;
- средства, поступившие за жилищные и коммунальные услуги;
- прибыль, иные источники.
Имущество ГЖУ является собственностью города, полномочиями по распоряжению которой обладает администрация города, и закрепляется за учреждением Комитетов по управлению имуществом города Ижевска на праве оперативного управления по договору согласно актам приемо-передачи.
Расходование средств ГЖУ осуществляется по утвержденной смете.
ГЖУ в отношении переданного ему на праве оперативного управления имуществом обязано:
- эффективно его использовать;
- обеспечивать сохранность и использовать имущество строго по целевому назначению;
- поддерживать техническое состояние имущества и осуществлять его текущий и капитальный ремонт в соответствии с выделяемыми средствами.
Списание основных средств ГЖУ до полного износа проводится при согласии Учредителя - администрации города Ижевска.
ГЖУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Собственник в праве изъять имущество ГЖУ в следующих случаях:
- не целевое использование имущества;
- реорганизация предприятия;
- ликвидация предприятия;
- угроза сохранности имущества.
Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины.
Расчеты ГЖУ по своим обязательствам с другими предприятиями проводятся в безналичном порядке через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами с отдельными гражданами осуществляются в соответствии с Правилами совершения расчетных и кассовых операций, утвержденных Госбанком.
2.3. Виды выполняемых работ и оказываемых услуг
Городское жилищное управление осуществляет деятельность на основании Устава - основного документа, регламентирующего организацию производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Задачами деятельности ГЖУ является управление жилищным фондом города Ижевска, предприятиями и организациями, осуществляющими содержание, эксплуатацию, ремонт, обмен и приватизацию жилищного фонда, оказание услуг населению и юридическим лицам.
ГЖУ осуществляет следующие виды деятельности:
- формирует, размещает и обеспечивает выполнение заказа на содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт жилищного фонда г.Ижевска;
- -заключает договоры с юридическими лицами, независимо от форм собственности, на предоставление жилищных и коммунальных услуг. В этом случае ГЖУ является своего рода посредником между теми, с кем заключает договор, и потребителями. Потребители определенного вида услуг оказывают услугу Городскому жилищному управлению, а последние, в свою очередь, расплачиваются с контрагентом по условиям договора;
- формирует и защищает бюджетную заявку;
- организует и проводит сбор платежей от потребителей за предоставляемые жилищные и коммунальные услуги. На данный момент все платежи за указанные выше услуги поступают на расчетный счет ГЖУ, обходя жилищно-ремонтные предприятия. Для удобства плательщиков, перерасчеты за услуги проводят представители ГЖУ, рабочее место которых находится в ЖРП соответствующих районов;
- вносит в установленном порядке проекты постановлений, распоряжений мэра города Ижевска, Вице-мэра по вопросам, входящим в компетенцию ГЖУ;
- осуществляет технический надзор за использованием жилищного фонда и потребленем жилищных и коммунальных услуг. В ГЖУ существует отдел, который следит за состоянием домов и придомовых территорий;
- осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами обязательств по содержанию, обслуживанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, нежилых и подвальных помещений. Заключает договор с юридическим или физическим лицом на указанную выше тему, подрядчик выполняет работу в сроки и на указанных в договоре условиях, выставляет счет на оплату на основании акта выполненных работ. Качество и объем работ, указанные в акте, проверяются специалистом отдела, за которым закреплен данный вид работы;
- организуют работы по подготовке жилищного фонда, жилищно-ремонтных предприятий к работе в зимних условиях;
- проводит работу по приему ведомственного жилищного фонда в установленном порядке. Некоторые предприятия в силу финансовых трудностей не могут содержать дома, находящиеся на их балансе, поэтому они передают дома в муниципальную собственность;
- осуществляет координацию деятельности предприятий, обслуживающих городской жилищный фонд;
- рассматривает предложения, заявления, жалобы потребителей жилищных и коммунальных услуг и принимает меры по ним в пределах своей компетенции;
- осуществляет заключение, изменение и расторжение договоров найма, жилых помещений в установленном законодательством порядке;
- заключает договоры с жилищно-ремонтными предприятиями на содержание, обслуживание жилищного фонда;
- разрабатывает нормативную базу и иные нормативные документы для подведомственных предприятий;
- заключает хозяйственные договоры с физическими и юридическими лицами в пределах компетенции ГЖУ. Это договоры на определенный вид работы (или конкретную работу) на короткий срок;
- оказывает жилищно-коммунальные услуги юридическим и физическим лицам на договорной основе в соответствии с действующим законодательством;
- ведет полный реестр жилищного фонда города Ижевска;
- заключает договоры найма на освободившиеся (свободные) жилые помещения по планам администрации города в установленном порядке;
- заключает договоры аренды на жилые помещения муниципального жилищного фонда;
- производит расселение и снос ветхого жилья в установленном законом порядке.
2.4. Структура управления предприятием
Организационная структура ГЖУ является линейно-функциональной структурой соподчинения, которая на сегодняшний день является одной из самых эффективных структур. Она предполагает, что руководителю при решении конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает созданный для этих целей аппарат управления – директора департаментов. Они проводят свои решения через начальника или непосредственно через отделы, находящиеся в их подчинении, но наиболее важные и принципиальные вопросы остаются в ведении начальника Управления.
Структура управления ГЖУ приведена в приложении 1. Во главе ГЖУ стоит начальник, у которого пять заместителей – 1 первый и 4 по направлениям деятельности. Начальник ГЖУ назначается и освобождается от должности распоряжением Главы Администрации г. Ижевска и в его полномочия входит:
1. Осуществлять в пределах своей компетенции руководство деятельностью Городского жилищного управления, издает приказы.
2. Без доверенности действовать от имени ГЖУ и представляет его интересы в других предприятиях, учреждениях, организациях.
3. Распоряжается имуществом ГЖУ в пределах, определенных договором «О закреплении имущества за ГЖУ на праве оперативного управления».
4. Заключать различные соглашения и договора, имеет право первой подписи.
Начальник Городского жилищного управления персонально отвечает за выполнение ГЖУ своих задач и функций как органа местного самоуправления и муниципального заказчика.
Остановимся на более подробном рассмотрении функциональных обязанностей и взаимодействии отделов финансово-экономического департамента.
Финансовый отдел
Всю работу финансового отдела можно разделить на три больших направления:
1. Финансово-кредитное планирование:
- разработка проектов финансовых планов Управления;
- составление и защита кредитных заявок;
- участие совместно с планово-экономическим отделом в составлении смет расходов ГЖУ за период;
- составление планов распределения балансовой прибыли (совместно с бухгалтерией);
- составление планов научно-исследовательских работ и определение источников их финансирования;
- составление и защита бюджета Управления;
- обеспечение выполнения финансовых планов.
2. Финансово-оперативная работа:
- обеспечение проведения расчетов с кредиторами ГЖУ, персоналом и бюджетом;
- оформление и обслуживание кредитов;
- осуществление операций по счетам Управления в банках;
- ведение ежедневного оперативного учета;
- составление отчетов установленных форм в вышестоящие организации, финансовым органам и банкам;
- операции с ценными бумагами.
3. Контрольно-аналитическая работа:
- контроль за обеспечением выполнения показателей бюджета Управления и оперативных финансовых планов;
- контроль за выполнением сметы доходов и расходов ГЖУ;
- контроль за использованием по назначению бюджетных ассигнований, собственных и заемных средств.
- осуществление анализа бухгалтерской и финансовой отчетности и подготовка отчетов в установленной форме.
Отдел расчетов
Создан в целях реструктуризации и снижения дебиторской и кредиторской задолженности ГЖУ и других предприятий и организаций, входящих в систему городского хозяйства г. Ижевска. В связи с возложенными на него задачами Центр неденежных расчетов:
- осуществляет деятельность по погашению дебиторской и кредиторской задолженности Городского жилищного управления а также организаций жилищно-коммунального хозяйства г. Ижевска;
- создает и обновляет базу данных дебиторской и кредиторской задолженности в системе ЖКХ (более 35 предприятий);
- ведет подготовку, обработку и учет документов по неденежным расчетам.
Договорный отдел
Работает по договорам на оказание коммунальных услуг и техническое обслуживание помещений муниципального жилого фонда.
Договорной отдел создан в связи с передачей Управлению функций Управления коммунально-энергетического хозяйства по организации эффективной работы по договорам на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения. Основными задачами отдела являются разработка, пролонгация, расторжение и внесение изменений в договора, заключаемые ГЖУ по направлениям, указанным выше, а также учет реализации тепловой энергии и холодной воды для нужд горячего водоснабжения, учет и начисление ежемесячных платежей. На основании вышеперечисленных задач можно выделить следующие основные функции отдела:
- разработка и заключение договоров на поставку тепловой энергии и холодное водоснабжение (ХВС) для нужд горячего водоснабжения (ГВС);
- разработка и заключение договоров с подрядными организациями - поставщиками тепловой энергии, ХВС для нужд ГВС;
- обработка ведомостей расхода теплоносителя в разрезе поставщиков и потребителей теплоэнергии, предоставляемых МП «Горкоммунтеплосеть»;
- учет реализации и выставление платежных требований и счетов-фактур потребителям тепла;
- расчет претензий по несвоевременной оплате потребленных энергоресурсов (совместно с юридическим отделом);
- предоставление в ЦНР и финансовый отдел оперативных данных о задолженности потребителей энергоресурсов.
Бухгалтерия
Задачами бухгалтерии является своевременное, полное и точное отражение всех бухгалтерских операций Управления, а также обработка и хранение первичных финансовых документов.
2.5. Характеристика персонала, система оплаты труда и материального стимулирования
На 01.01.2006 в управляющей компании работало 506 человек. В течение 1 полугодия принято на работу 8 человек, в том числе временных работников – 19 человек, переведены на другие должности 25 чел, в том числе с понижением в должности 3 чел, уволено – 23 человека.
Служба управления персоналом ведет постоянный отбор кандидатур специалистов в банк данных, проводит тестирование и собеседование с кандидатами на работу в компании.
На рис.2.1 показано соотношение уровня образования работников Управления.
![]() |
Рис.2.1. Уровень образования работников ГЖУ
Из диаграммы видно, что большинство - 81% всех сотрудников ГЖУ квалифицированные специалисты с профессиональным образованием.
Службой управления персоналом проводится работа в направлении дальнейшего повышения образовательного уровня работников, а также получения ими дополнительного образования в соответствии со спецификой деятельности управляющей компании.
Возраст «среднестатистического» работника ГЖУ составляет 37 лет - 61% всех служащих приходится на этот возраст. Процент сотрудников предпенсионного возраста составляет 10%, сотрудников до 29 лет - 28%. Это является большим преимуществом и позволяет сказать о том, что служба персонала ГЖУ не боится принимать на работу молодых специалистов и способствует их профессиональному росту. Поэтому потенциал сотрудников ГЖУ очень велик. На рис.2.2 показано соотношение возрастных категорий работников ГЖУ.
![]() |
Рис.2.2. Соотношение возрастных категорий работников ГЖУ
Большое внимание уделяется кадровой политике. При приеме на работу кандидат на вакантную должность обязательно проходит психологическое тестирование, которое позволяет определить способности будущего сотрудника по отношению к работе, которую он будет выполнять. Введено обязательное для всех специалистов ГЖУ тестирование и аттестацию на соответствие занимаемым должностям один раз в год.
В
Организация оплаты труда должна обеспечивать эффективное решение следующих задач:
- установить, обоснованны ли соотношения в оплате труда работников различных категорий в зависимости от уровня их квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ;
- повысить материальную заинтересованность каждого работника в выявлении и использовании резервов эффективности своего труда;
- устранить уравнительность в оплате труда, достичь прямой зависимости заработной платы работников от их индивидуальных деловых качеств.
Оплата труда в Горжилуправлении производится на основании Трудового Кодекса РФ, Устава ГЖУ, а также Положения по оплате труда работников ГЖУ, разработанного Службой управления персоналом ГЖУ.
Оплата труда осуществляется на основании сметы, утвержденной Главой Администрации г. Ижевска, и включает в себя:
- основной оклад;
- надбавка к заработной плате;
- дополнительная оплата;
- прочие выплаты.
Заработная плата работников ГЖУ состоит из следующих составных частей:
Основной оклад. Его величина устанавливается каждому работнику в индивидуальном порядке в соответствии со штатным расписанием.
Надбавка к заработной плате:
- оплата времени простоя не по вине работников производится в размере 100% основного оклада;
- оплата сверхурочных работ производится в двойном размере;
- доплата за работу в выходные и праздничные дни;
- за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
- за выслугу лет.
Дополнительная оплата включает в себя:
- премия - 30%;
- персональная надбавка – до 50%;
- выслуга лет – от 10 % до 40%.
Прочие денежные выплаты:
- единовременные поощрительные выплаты;
- выплаты социального характера;
- единовременные поощрения в связи с юбилеями;
- материальная помощь к отпуску.
2.6. Взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками
Всех подрядчиков ГЖУ можно подразделить на следующие основные группы в соответствии с бюджетной классификацией ГЖУ:
Предприятия, выполняющие работы по обслуживанию муниципального жилого фонда (МЖФ) по следующим направлениям:
- обслуживание МЖФ - жилищно-ремонтные предприятия и прочие организации, создаваемые на базе принимаемых жилищно-коммунальных отделов предприятий г. Ижевска;
- вывоз мусора и ТБО - МП Спецавтохозяйство;
- обслуживание и диспетчерская связь лифтов - ГУП «Удмуртлифт», МП «Ижлифт», прочие подрядчики;
- поставщики электроэнергии (в основном - МП Ижевские электрические сети);
- поставщик холодной воды - МП Ижводоканал, который также обслуживает канализацию и водопровод;
- поставщики сетевого и сжиженного газа - МП «Ижевксгаз», ОАО «Межрегионгаз»;
- обслуживание антенн - ПФК «Плад», «Гарант»;
- прочие расходы по содержанию МЖФ - МП Горсвет, МП «Ремонтно- аварийная служба» и т.д.
Предприятия-подрядчики, выполняющие работы по текущему и капитальному ремонту.
Предприятия - поставщики теплоэнергии - ОАО «Удмуртэнерго», МП «Горкоммунтеплосети», ОАО «Ижмашэнерго», КПП УС-18 и др.
Предприятия и организации, осуществляющие капитальный ремонт и обслуживание тепловых сетей, проектирование и реконструкцию ЦТП а также восстановление перекопов и асфальтирование.
Как уже отмечалось выше, отношения ГЖУ с поставщиками и подрядчиками носят договорной характер.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся в основном в режиме текущего предъявления.
Одним из главных условий перехода сферы ЖКХ на «рельсы» рыночной экономики является непрерывный контакт с потребителями ЖКУ – населением. Ввиду того, что непосредственные поставщики ЖКУ не имеют опыта осуществления обратной связи с населением в силу узко технической направленности своей деятельности, ГЖУ обязано по характеру своей деятельности «рассматривать предложения, заявления и жалобы, возникающие по поводу низкого качества жилищно-коммунального обслуживания населения, и принимает по ним решения в пределах своей компетенции». В ГЖУ создан отдел социальных коммуникаций, деятельность которого должна быть направлена на всестороннее освещение работы ГЖУ. Особенно важно то, что в силу своей ангажированности ГЖУ постоянно становится предметом нападок со стороны депутатов, Администрации города, населения и т.д. Поэтому, на мой взгляд, при размещении материалов в СМИ необходимо основываться, прежде всего, на популярности СМИ в целях охвата как можно большей аудитории, а не гнаться за количеством в малотиражных и специализированных изданиях. При этом не стоит вступать в полемику с критиками деятельности ГЖУ, т.к. на это не хватит ни денег, ни времени, но размещать каждый материал для четко определенных целей. Например, в целях повышения сбора платежей с населения (задолженность населения на 01.01.2006г. составляет около 200 млн. р.) целесообразно, согласовав с Администрацией города, разместить материал в популярном издании о том, что в ГЖУ есть планы расселения должников в менее благоустроенное и просторное жилье. Эффект можно посчитать элементарно, т.к. затраты на статью четко определены, а процесс погашения задолженности будет сразу же отмечен центром расчетов за ЖКУ. То же самое касается и новых тарифов и их обоснования, новых услуг и т.п.
2.7. Характеристика финансовых ресурсов ГЖУ
Источники доходов ГЖУ можно разделить на следующие основные группы:
Плата за коммунальные услуги, поступающая от населения и предприятий-потребителей коммунальных услуг.
В
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа
Таблица 2.1. Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2006 г.
|
Города |
Стоимость, р. |
|
Г.Ижевск |
33,5 |
|
Г.Сарапул |
35,1 |
|
Г.Воткинск |
29,8 |
|
Г.Глазов |
33,5 |
|
Г.Можга |
33,0 |
|
Районы |
|
|
Алнашский |
25,9 |
|
Балезинский |
30,0 |
|
Вавожский |
23,1 |
|
Воткинский |
32,2 |
|
Глазовский |
22,7 |
|
Дебесский |
21,8 |
|
Завьяловский |
29,5 |
|
Игринский |
33,1 |
|
Камбарский |
39,1 |
|
Каракулинский |
35,5 |
|
Кезкий |
38,0 |
|
Кизнерский |
21,7 |
|
Крсногорский |
31,1 |
|
Малопургинский |
25,8 |
|
Можгинский |
27,1 |
|
Сарапульский |
15,1 |
|
Селтинский |
33,8 |
|
Сюмсинский |
30,4 |
|
Увинский |
19,0 |
|
Шарканский |
25,0 |
|
Юкаменский |
27,3 |
|
Якшур-Бодьинский |
25,2 |
|
Ярский |
23,2 |
|
Итого по городам и районам |
32,7 |
В стандарт на оплату ЖКУ входит плата за жилищные услуги (обслуживание МЖФ, мусоропровод, лифт, вывоз мусора), плата за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Новый Жилищный кодекс впервые вводит в российское законодательство понятие структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Общим элементом этой структуры является плата за коммунальные услуги. Другие составляющие разнятся в зависимости от основания, на котором используется жилое помещение (договор найма, в том числе социального, или право собственности), а также от того, что представляет собой жилое помещение: помещение в многоквартирном доме или непосредственно жилой дом (индивидуальный жилой дом).
Плата, взимаемая с нанимателей как по договору социального, так и по договору коммерческого найма, включает в себя:
- плату за пользование жилым помещением;
- плату за коммунальные услуги;
- плату за содержание и ремонт жилого помещения.
С собственников жилых помещений в многоквартирном доме плата за пользование этим помещением (за наем) не взимается.
Положения
о составе платежей уточняются в Федеральном законе от 30 декабря
Плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственников этих помещений и для нанимателей отличается. Во всех случаях в состав этой платы входят расходы по т.н. техническому обслуживанию самого жилого помещения, а также расходы, связанные с управлением многоквартирным домом, содержанием и текущим ремонтом общего имущества в таком доме. Однако собственники жилых помещений несут также расходы по капитальному ремонту общего имущества. Поскольку собственником помещений, предоставляемых по договорам найма в государственном или муниципальном жилищном фонде, является Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование, плата за капитальный ремонт общего имущества в таком жилищном фонде является расходным полномочием соответствующего бюджета. С самих нанимателей отчисления на капитальный ремонт многоквартирного дома не взимаются.
Собственники жилых домов помимо платы за коммунальные услуги несут расходы по содержанию и ремонту своего дома.
Пример структуры тарифа приведен в табл. 2.2.
Таблица 2.2. Структура стоимости услуг по содержанию и ремонту жилья, коммунальных услуг на 2006г., %
Статья расходов |
Доля в общем тарифе |
|
Содержание жилья |
13 |
|
Ремонт жилья |
9 |
Отопление |
37 |
|
Теплоэнергия на ГВС |
18 |
|
Водоснабжение |
7 |
|
Водоотведение |
5 |
|
Газ |
3 |
|
Электроэнергия |
8 |
Структура стоимости тарифа ЖКУ на основании табл. 2.2 (рис. 2.3).

Рис.2.3. Структура стоимости тарифа на ЖКУ
Наибольшую часть в структуре тарифа занимает плата за тепло и горячую воду (55%), что вполне естественно, учитывая географическое положение нашего города.
Федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги утвержден в размере 100% экономически обоснованного тарифа и население г. Ижевска оплачивает 100% фактической стоимости предоставленных ЖКУ. Плата с населения за жилищно-коммунальные услуги является очень важным источником потому, что она поступает в основном в форме денежных средств. К сожалению, плата от населения поступает неравномерно и общая задержка по оплате жилищно-коммунальных услуг составляет 2-3 месяца.

