1.2. Тепловой расчёт цикла модернизируемого дизеля
В качестве топлива для рассчитываемого двигателя принимаем дизельное топливо следующего элементарного состава:
– углерода C – 86%;
– водорода H – 13%;
– кислорода O – 1%.
Низшая теплотворная способность топлива принимается равной:
ккал/кг
кДж/кг.
Теоретическое количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива принятого состава, определяется по формуле:
моль/кг.
Коэффициент
избытка воздуха при горении для двигателя с неразделенной камерой сгорания
принимается равным
.
Действительное количество воздуха в цилиндре на 1 кг топлива:
моль/кг.
Количество продуктов сгорания 1 кг топлива:
моль/кг.
Теоретический коэффициент молекулярного изменения:
.
Для более правильного выбора средней скорости поршня, величину которой необходимо знать для дальнейшего расчета цикла, производим предварительное определение основных размеров двигателя.
Диаметр цилиндра определяется по формуле:
м,
где
л.с. – номинальная
эффективная мощность двигателя;
кгс/см2
МПа – среднее эффективное
давление;
об/мин – номинальная частота
вращения коленчатого вала;
– коэффициент, учитывающий
тактность двигателя;
– число цилиндров;
.
Ход поршня будет равен:
м.
Средняя скорость поршня:
м/сек.
Для дальнейших расчётов принимаю:
–
давление и температура наружного воздуха –
кгс/см2
МПа;
К;
–
среднее значение показателя политропы сжатия –
;
–
среднее значение показателя политропы расширения –
;
–
отношение площади сечения цилиндра к площади проходного сечения
впускного клапана –
;
–
cтепень сжатия –
;
–
давление воздуха после нагнетателя –
кгс/см2
МПа.
Средняя скорость протекания воздуха в проходном сечении впускного клапана равна:
м/сек.
Температуру наддувочного воздуха определяют по формуле:
К,
где
– адиабатный КПД
компрессора.
Для снижения температуры наддувочного воздуха устанавливаем холодильник. Принимаем:
К.
Давление в начале сжатия при работе двигателя с наддувом, определяется по формуле:
кгс/см2
МПа,
где
– коэффициент,
учитывающий вредные сопротивления во впускном тракте.
Температура воздуха в начале сжатия:
К,
где
К – величина подогрева
воздуха от стенок рабочего цилиндра;
К – температура
остаточных газов;
– коэффициент
остаточных газов.
Давление и температура в конце сжатия определяются по формулам:
кгс/см2
МПа;
K.
Коэффициент наполнения цилиндра определяется по формуле:
.
Эффективный КПД двигателя определяется по формуле:
.
Удельный эффективный расход топлива равен:
кг/(э.л.с..ч)
кг/(кВт.ч).
Действительный коэффициент молекулярного изменения будет равен:
.
Количество молей смеси свежего заряда воздуха с остаточными газами до горения равно:
моль/кг.
Количество молей продуктов сгорания 1кг топлива:
– водяных паров:
моль/кг;
– углекислого газа:
моль/кг;
– кислорода:
моль/кг;
– азота:
моль/кг.
Их сумма:
![]()
моль/кг.
Средняя мольная изохорная
теплоёмкость воздуха в интервале температур от 0 до
будет равна:
![]()
ккал/моль.град
кДж/(моль.град).
Средняя мольная изобарная теплоёмкость смеси продуктов сгорания 1кг топлива определяется по формуле:
![]()
![]()
,
где
моль.
Температура в конце сгорания
определяется из
уравнения:
.
В целях упрощения расчета
для двигателей с небольшим коэффициентом остаточных газов
можно принять, что
теплоёмкость остаточных газов, обозначенная в уравнении сгорания
, равна теплоёмкости воздуха, и приняв
, уравнение сгорания примет упрощённый вид:![]()
.
Степень повышения давления
при сгорании
, входящая в уравнение сгорания, определяется в зависимости
от принимаемой величины максимального давления цикла
.
Принимаем:
кг/см2
МПа.
Тогда:
.
Также принимаю:
ккал/кг
кДж/кг;
.
Таким образом, получается квадратное уравнение относительно
:
К.
Степень предварительного расширения:
.
Температура и давление в конце расширения
определяются с учётом
по формулам:
K;
кгс/см2
МПа.
Среднее индикаторное давление расчётного цикла определяю по формуле:


кгс/см2
МПа.
Учитывая неполноту индикаторной диаграммы, среднее индикаторное давление будет равно:
кгс/см2
МПа,![]()
где
– коэффициент полноты
диаграммы.
Принимаем механический КПД дизеля:
.
Определяем среднее эффективное давление:
кгс/см2
МПа.
Удельный индикаторный расход топлива определяется по формуле:
![]()
кг/(и.л.с..ч)
кг/(кВт.ч).
Удельный эффективный расход топлива:
кг/(э.л.с..ч)
кг/(кВт.ч).
Соответственно индикаторный и эффективный КПД будут равны:
;
,
где 632 – тепловой эквивалент работы 1 л.с. в течение часа.
Окончательное значение диаметра цилиндра двигателя определяется по формуле:
м.
Окончательно принимаем:
мм.
Тогда длина хода поршня:
м
мм.
Следовательно:
.
Среднее значение тепловой нагрузки цилиндра можно определить по формуле:
![]()
![]()
ккал/(м2.ч)
кВт/м2.
где
– коэффициент,
показывающий, какая часть выделенного в цилиндре тепла передаётся охлаждающей
жидкости.
При газотурбинном наддуве двигателя, когда турбонаддувочный агрегат кинематически не связан с валом двигателя, мощность газовой турбины, работающей на отработавших газах двигателя, равна мощности наддувочного компрессора.
Расход воздуха двигателем:
кг/сек,
где
– коэффициент избытка
продувочного воздуха.
Работа
адиабатного сжатия 1 кг воздуха в наддувочном компрессоре от давления
до давления
:

кгс.м/кг
кДж/кг,
где
– показатель
адиабатного сжатия в компрессоре.
Действительная работа сжатия в наддувочном компрессоре:
кгс.м/кг
кДж/кг,
где
– КПД компрессора.
Окружная скорость на наружном диаметре рабочего колеса:
м/с.
Наружный диаметр рабочего колеса компрессора:
м.
Частота вращения ротора турбокомпрессора:
об/мин.
Мощность, затрачиваемая на приведение в действие наддувочного компрессора:
л.с.
кВт.
Расход газов через турбину:
![]()
кг/сек.
Работа адиабатного
расширения 1 кг газов от давления перед турбиной
до давления за
турбиной
равна:

ккал/кг
кДж/кг,
где
ккал/(кг.град)
кДж/(кг.град) – средняя весовая
теплоемкость газов;
кгс/см2
МПа – давление газов
перед турбиной;
кгс/см2
МПа – давление газов
за турбиной;
– показатель
адиабатного расширения газов в турбине;
– температура смеси газов
в выпускном коллекторе, которая определяется по формуле:
![]()
К,
где
ккал/(кг.град)
кДж/(кг.град) – средняя мольная
теплоёмкость воздуха при температуре
К;
ккал/(кг.град)
кДж/(кг.град) – средняя мольная
теплоёмкость продуктов сгорания при температуре газов в выпускном коллекторе:
К;
– средняя мольная теплоёмкость смеси газов с воздухом:
![]()
ккал/(кг.град)
кДж/(кг.град).
Мощность газовой турбины:
л.с.
кВт,
где
– эффективный КПД
газовой турбины.
Таким образом:
кВт.