Контрольная работа: Социология трудовой деятельности
|
Название: Социология трудовой деятельности Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа |
Тема: Социология трудовой деятельности. Содержание: стр Введение........................................................................................................2 Что изучает социология труда…………………………………………….3 Основные проблемы социологии труда………………………………….4 Структура и функции труда………..…………..…………………………6 Динамика трудового процесса.....…………………………………………8 Заключение…………………………………………………………………11 Источники…………………………………………………………………..12 Введение Основным и вечным естественным условием существования человеческой жизни является труд. Он выступает именно таким условием, потому что представляет собой целесообразную деятельность, в процессе которой люди при помощи орудий труда воздействуют на природу и используют ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Вследствие этого труд оказывается фундаментальным социальным фактором и определяет все жизненные отправления общества на всех исторических этапах его развития. Именно им обусловлены экономическая деятельность и социальная структура общества, механизмы власти, господства и подчинения, факторы социализации личности (семья, школа, трудовой коллектив и др.) и культура, а более всего - образ жизни людей и уровень их благополучия. Недаром ведь гениальный писатель и знаток человеческих душ – Лев Николаевич Толстой подчеркивал: "Труд- великий двигатель человеческой природы: он единственный источник земного счастья и добродетели". Социально-экономический уклад нашего общества претерпевает сегодня фундаментальные изменения. И в этой связи закономерно усиливается интерес к тому, как люди относятся к своему труду. Задача данной работы состоит в том, чтобы показать основные проблемы социологии труда, а так же типы ценностно-нормативных и ценностно-мотивационных образований, регулирующих трудовую деятельность населения, - то есть, те, которые задаются официальной идеологией общества, и те, что характеризуют массовые установки людей относительно важности для них труда в целом и отдельных его сторон. Что изучает социология труда. Проблематика трудовой деятельности человека всегда занимала центральное место во всей многогранной жизнедеятельности общества, и возникла одновременно со становлением социологии в качестве самостоятельной науки. Проблематике труда уделяли много внимания и Конт, и Дюркгейм и Маркс, Вебер и все основные создатели социологии: она же занимает одно из центральных мест в современной социологической науке. Как и любая другая наука, социология труда имеет свою предметную область, которую составляет социоло гический анализ процессов трудовой деятельности и отношений, возникающих в ходе ее развертывания между включенными в тру довой процесс людьми. Такой анализ является не одномерным, а многомерным, включает в себя множество взаимосвязанных компонентов. Основные из них сводятся к следующему: [1 : 44] 1.Выяснение отношения индивидов и социальных групп к труду и в процессе труда. 2.Изучение особенностей взаимодействия отдельных личностей и социально-демографических групп в процессах трудовой деятельности, в том числе их интеграции, дифференциации, кооперации и т.п. 3. Определение отношения общества к труду как к специфической ценности, которая сама способна создавать все новые и новые ценности. 4. Выяснение оценки обществом труда в его количественных 5. Исследование сущности и роли организации труда, ее 6. Изучение ситуации, складывающейся на рынке труда, в частности, мотивации трудовой деятельности, ее стимулирования, из 7. Определение направлений, путей и средств социальной защиты трудящихся, в том числе и после выхода их из сферы трудовой деятельности (пенсионеры, безработные, временно не работающие, инвалиды и т.п.). Таким образом, социология труда является не только теоретической наукой, толкующей причины и следствия, но и прикладной общественной дисциплиной. Подобный подход к определению предмета исследования социологии труда предполагает выделение следующих основных областей: изменение содержания и характера труда, социальная импликация таких изменений, трудовая среда и положение человека, человеческий фактор (рабочая сила), право на труд, занятость и безработица, профессиональная подготовка (трудовая квалификация), организация и использование рабочего и внерабочего (особенно свободного) времени, культура труда, влияние внерабочего образа жизни на трудовую деятельность, социологический аспект организации труда (трудовых групп), конфликты в трудовых коллективах. Подробнее рассмотрим некоторые из этих проблем. Основные проблемы социологии труда . Прежде всего, предметом исследования социологии труда является человеческий фактор (рабочая сила). Это возрастная и профессиональная структура рабочей силы, возможности трудоустройства, т.е. осуществления права на труд, а также безработицу; система профессионального обучения специальностям, т.е. получения квалификации для выполнения отдельных операций и заданий в трудовых процессах, диктуемых требованиями научно-технологической революции. Важная область изучения - трудовые отношения . Они начинаются с момента включения человека в трудовой процесс и регулируются, как и общественные отношения, нормами закона, цель которых не только определить условия, обеспечивающие беспрепятственное выполнение трудовых процессов, но и защитить права трудящихся. Правовые нормы, регулирующие трудовые отношения, являются важным фактором, определяющим положение человека в трудовой среде, и одновременно выполняют важную социальную функцию государства. [2.] Стремясь определить закономерности общественных отношений и положение человека в трудовой среде, социология труда изучает также культуру труда . Под трудовой культурой следует понимать ряд мероприятий, направленных на создание рабочей среды, соответствующей человеческой натуре и развитию у участников трудового процесса эстетического чутья, как в отношении к трудовой среде, так в отношении и к выпускаемой продукции. Социология труда изучает и способ использования рабочего времени . В обществе большое значение имеет уменьшение количества рабочих дней в неделе, организация рабочего времени в течение рабочего дня и отношение участников трудового процесса к использованию рабочего времени. Наряду с этим социология труда изучает и формы использования внерабочего времени . Это важно потому, что от способа использования внерабочего времени зависит то, как человек будет использовать рабочее время. В рамках внерабочего времени социология труда особое внимание уделяет изучению свободного времени, которое представляет собой вид существования, добровольно выбранного в качестве наилучшего способа самореализации своего «Я». В круг интересов социологии труда входит изучение трудовой морали и видов ответственности в трудовых группах. Под трудовой моралью подразумевается набор норм поведения человека в процессе труда, основанных на общем понимании положения и значения труда в данном обществе. Кроме всего прочего, социология труда изучает и причины появления основных противоречий в формальной и неформальной организации рабочих групп, формы их проявления и возможные способы их согласования и (или) решения. А именно – в формах организации труда существуют и будут существовать дифференцированные, противоположные интересы, которые не только обусловлены многими общественно историческими причинами, но часто являются и особенностью личности. В неустойчивых условиях проявление интересов, конфликтных ситуаций и их согласование становится специфическим. Таким образом, социология труда, должна служить теоретической основой для общественной практики на микро и макроуровнях. Необходимо согласование общественных потребностей в экономически рациональном развитии производительных сил с общественными и цивилизационными подходами, с гуманизацией положения человека в трудовой среде. [4.63] Структура и функции труда. Труд как сложный социальный процесс обладает определенной структурой. Ее основные компоненты таковы: [1.46] Предметы труда - это вещества природы, на которое человек воздействует при помощи средств труда. Например, земля есть предмет труда, а плуг или трактор, используемые в сельском хозяйстве, - это средства труда. Средства труда подразделяются на: а) сырье (необработанное вещество, например, каменный уголь); б) полуфабрикат (частично обработанный материал); в) естест Средства труда
- вещь или совокупность вещей, которые а) орудия труда (машины, станки, инструменты и т.п.); б) всеобщие материальные условия труда (здания, сооружения, автомобили, железные дороги, средства связи и т.п.). Продукт труда
- это получившее окончательную обработку вещество природы, превращенное трудовой деятельностью в за Существенное значение в социологии придается содержанию труда , которое представляет собой совокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом и средствами труда, технологией производства, его организацией и мастерством работников. Содержание труда воплощает в себе функции в трудовом процессе - исполнительские, управленческие, наблюдения, наладки оборудования, регистрации, контроля и т.д. Оно отражает особенности соединения работника со средствами производства, определяемые уровнем развития производительных сил, главным звеном которых является человек, совершающий трудовую деятельность. Характер труда обусловливается целями общественного производства, господствующими в обществе отношениями собственности, свойственной ему социально-экономической системой. В условиях рабовладельческой и феодальной социально-экономических систем труд носит принудительный характер, причем господствующим здесь является внеэкономическое принуждение. В условиях индустриального общества капиталистического типа труд приобретает юридически свободный характер, однако элементы принуждения здесь сохраняются, приобретая силу экономического давления на работника. Дело в том, что работник, лишенный собственности на средства производства, оказывается вынужденным продавать свою рабочую силу на рынке труда, чтобы посредством участия в трудовой деятельности обеспечить себя и свою семью необходимыми средствами существования. Таким образом, принуждение к труду сохраняется и в этом обществе, но оно приобретает иной, а именно-экономический характер, обеспечивающий экономически стимулируемый, но юридически добровольный приток носителей и продавцов рабочей силы на рынок труда.
-создавать условия и средства жизни человека; -развивать человека как социальное существо, как личность; -приносить удовлетворение человеческой потребности в -приносить удовлетворение (неудовлетворение) общением в Какие же функции выполняет человек, включенный в процесс трудовой деятельности? Таких функций много, но наиболее существенные из них состоят в следующем: [1.46] 1. Человек в процессе труда достигает его основную цель – создание определенного продукта труда, а это предполагает распределение трудовых функций между станочниками, наладчиками, инженерами, менеджерами и т.п. 2. В процессе труда человек осуществляет простое обслуживание производственной деятельности – перемещение, транспортировку, перемещение средств, предметов и продуктов труда, вспомогательные работы (уборку помещений, например). 3. В процессе труда осуществляется и сложное обслуживание 4. Важной функцией является непосредственная организация 5. Существенное значение имеет обслуживание процессов 6. Важную роль выполняет разработка научных основ трудовой деятельности, которой профессионально занимаются специалисты в области эргономики, физиологии, психологии, социологии труда, менеджмента и т.п. 7. Важнейшей функцией, выполняемой в процессе трудовой Динамика трудового процесса Основными мотивами трудового поведения выступают потребности, установки, ценностные ориентации личности, ее функциональные состояния, а также внешние побуждения – стимулы, которые подразделяются на материальные и моральные. Важными мотиваторами активного трудового поведения, кроме перечисленных факторов, являются ожидание достижения в процессе труда значимой цели и удовлетворенность трудом. В наше время, стало очевидным, что, наиболее эффективная мотивация труда осуществляется тогда, когда люди уверены, что их усилия позволят им достичь цели, приведут к желаемому вознаграждению, приведут не только к удовлетворению потребностей (физиологических - в еде, воде, отдыхе и др.; социальных - в социальных связях, идентификации личности, в самоуважении и др.), но и принесут удовлетворенность самим процессом труда и его результатами. [4. 44] Глубокий экономический, социальный и духовный кризис в Беларуси как и в других странах СНГ, начавшийся с резкого спада подъемов и темпов производства в 1992 г. и продолжающийся до сих пор привел к резкому ухудшению условий и содержания труда, к снижению размеров его вознаграждения. В результате этого численность занятого населения сократилась во всех отраслях материального производства, кроме торговли. В непроизводственных отраслях численность занятых несколько увеличилась за счет прироста количества работающих в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, кредитовании и страховании, управлении. В то же время почти вдвое сократилась численность работающих в науке и научном обслуживании, на одну треть – в искусстве.[1. 51] Такие негативные сдвиги при их дальнейшем сохранении неизбежно принесут огромный, может быть даже невосполнимый, урон интеллектуальному потенциалу нации, ее образованию и культуре. В тесной связи с этими и другими тенденциями находится создание рынка труда. Создание и развитие рынка рабочей силы, наряду с финансовым, товарным, информационным и другими его вилами,- неотъемлемая часть процесса становления рыночной экономики. Рынок труда призван выполнять несколько взаимосвязанных задач, основными из которых являются осуществление связи производства и потребления, обеспечение материальных стимулов, качества и общественной полезности, регулирование трудовых ресурсов по различным отраслям народного хозяйства. Именно рынок создает реальную возможность соразмерять результаты труда и вознаграждение работника в соответствии с этими результатами. В большинстве случаев (если речь идет, разумеется, о нормальном, а не кризисном состоянии экономики) хорошо вознаграждается интенсивный и высокоэффективный труд. Естественно, что приспособление к такой системе ставит очень непростые задачи перед работником, включенным в рыночные отношения, где почти всегда в проигрыше оказываются менее квалифицированные, менее старательные, не инициативные. Эти работники, а так же пожилые и не вполне здоровые люди первыми, и сполна, могут почувствовать на себе сложности становления рыночного хозяйства. Они же последними ощутят преимущества такой организации общественной жизни, при которой право на труд обеспечивается не государственной гарантией, сколько способностями, квали Переход к рынку, начавшийся после развала советской системы, по природе своей является процессом вероятностным, а, значит, содержит в себе довольно ощутимые элементы риска. Рынок труда не составляет исключения, а самым существенным элементом риска здесь является опасность в поисках лучшей и более высокооплачиваемой работы потерять ту, которая есть. Разумеется, если все люди будут придерживаться гарантированной работы, а ее может предоставить только государство, то никакого рынка труда создать будет невозможно, а потому и не для кого станет производить разгосударствление и приватизацию собственности. Когда мы говорим о становлении рынка труда, то имеем в виду важнейшие социально-психологические механизмы (наряду с экоомическими) этого многогранного процесса. Наиболее сильнодействующий из них составляют стремление человека к максимальному применению своей способности к труду и соответствие оплате, поиск подходящего места работы, готовность вызвать конкуренцию за более выгодное рабочее место и готовность рисковать. Независимые социологические опросы показывают, что в нынешних условиях только четверо из десяти трудоспособных людей готовы на риск потерять работу ради более высокой оценки и оплаты труда на другом рабочем месте, а более половины предпочитают гарантированную работу, пусть и при невысокой заработной плате. К тому же сегодня "рискоготовность" не получает достаточного развития, поскольку в условиях экономического и социально-политического кризиса у большинства населения резко снизились мотивация к труду и роль его в жизнеобеспечении и переоценка отношения . [1.54] Таким образом, важнейшее значение приобретает повышение эффективности производства, рост рентабельности, прибыльности, повышение качества, конкурентоспособности продукции и как следствие всего этого - рост реальных доходов населения. Такая ориентированность развития экономической сферы даст возможность повысить социальную значимость труда в нашем обществе, усилить социально-экономические механизмы его мотивации и стимулирования, поставить оплату труда в зависимость от квалификации работников и качества выполняемых ими работ. Тем самым труд превратится в основное мерило человеческого достоинства. Заключение В настоящее время, очевидно, что наиболее эффективная мотивация труда осуществляется тогда, когда люди уверены, что их усилия позволят им достичь цели, приведут к желаемому вознаграждению, приведут не только к удовлетворению потребностей (физиологических - в еде, воде, отдыхе и др.; социальных - в социальных связях, идентификации личности, в самоуважении и др.), но и принесут удовлетворенность самим процессом труда и его результатами. В данной работе приведены основные термины и понятия применяемые в социологи труда, показаны основные явления в связи в реформированием рынка труда. Наиболее важным из них, является стремление человека к максимальному применению своей способности к труду и соответствие оплате, поиск подходящего места работы, готовность вызвать конкуренцию за более выгодное рабочее место и готовность рисковать. Независимые социологические опросы показывают, что в нынешних условиях только четверо из десяти трудоспособных людей готовы на риск потерять работу ради более высокой оценки и оплаты труда на другом рабочем месте, а более половины предпочитают гарантированную работу, пусть и при невысокой заработной плате. К тому же сегодня "рискоготовность" не получает достаточного развития, поскольку в условиях экономического и социально-политического кризиса у большинства населения резко снизились мотивация к труду и роль его в жизнеобеспечении и переоценка отношения . Источники 1. Бабосов Е. М. Общая социология. Мн: Тетра-Системс. 2002 г 2. Кравченко А. И. Щербина Н. Проблемы социологии труда. Российская Академия Наук Институт Социологии. М: 1995г. 3. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 4. Маркович. Д. О предмете и задачах социологии труда.// Экономическая социология, с. 63 – 65. 1996. |