Курсовая работа: Уровень и качество жизни
|
Название: Уровень и качество жизни Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание 1. Уровень и качество жизни: понятие, индекс человеческого развития, качество жизни Индекс человеческого развития Качество жизни 2. Прожиточный минимум и бедность 3. Минимальные социальные стандарты уровня жизни населения 4. Дифференциация доходов Измерение неравенства доходов Неравенство доходов в России Литература 1. Уровень и качество жизни: понятие, индекс человеческого развития, качество жизниОсновными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие. Поэтому при оценке человеческой жизни следует учитывать степень достижения индивидом этих трех целей. В эпоху становления цивилизации, когда продуктов питания и других средств выживания не было в достатке, жизнь человека оценивалась объемом доступных ему средств выживания, т.е. преобладал физиологический подход к оценке человеческой жизни. С развитием производительных сил общества все большее число людей получало в свое распоряжение объем ресурсов, достаточный не только для выживания, но также для развития и получения удовольствий. В течение многих веков цель получения удовольствий доминировала в представлениях людей над целью Развития, т.е. преобладал утилитаристский подход к оценке человеческой жизни. В рыночной экономике цель получения удовольствий трансформировалась в цель максимизации потребления материальных товаров, и общество превратилось в "общество потребления". К началу XXIв. в развитых странах сформировалось информационное общество, котором признается главенство цели развития творческого потенциала человека. Соответствующий подход к оценке человеческой жизни можно определить как "креативный" (от англ. creative - творческий, созидательный). В целях количественной оценки процесса развития общества многие экономисты стремились установить интегральный статистический показатель, характеризующий степень достижения "средним" членом общества основных целей жизнедеятельности. Этот показатель обыч При расчете уровня жизни населения обычно используют частные измерители, характеризующие степень достижения частных целей жизнедеятельности "среднего" члена общества. Так, степень достижения цели выживания может быть оценена удельным весом населения лишенного минимальных средств существования; величиной средней продолжительности жизни и т.д. Степень достижения цели материального потребления оценивается величиной среднего дохода, объемом ВВП на душу населения и т.д. Степень достижения цели развития может быть определена удельным весом населения с высоким уровнем образования, численностью студентов на 1000 человек населения и т.д. При конструировании интегрального показателя уровня жизни возникает ряд сложностей. Во-первых, каждый из трех частных измерителей уровня жизни выбирается из множества однотипных показателей, и на этот выбор не могут не влиять субъективные взгляды экономиста-исследователя. Во-вторых, создавая формулу расчета интегрального показателя уровня жизни, исследователь закладывает в нее некую относительную значимость частных факторов уровня жизни, которая также носит субъективный характер. В-третьих, частные показатели уровня жизни обычно измеряются в различных единицах, что затрудняет использование этих показателей в качестве аргументов функции уровня жизни. В-четвертых, явление развития весьма сложно, поэтому оно не может быть описано каким-либо одним количественным показателем. Развитие человека как социального индивида характеризуется не только его образованием (которое может быть легко измерено), но также уровнем и направленностью его творческих способностей и степенью развития системы его социальных взаимосвязей с другими людьми: семейных, дружеских, профес сиональных, гражданских, политических и т.д. Три из четырех перечисленных выше сложностей успешно преодолены в рамках концепции индекса человеческого развития, которая будет рассмотрена ниже. Что касается проблемы оценки уровня социального развития, то она рассматривается более глубоко в рамках концепции качества жизни. Понятие качества жизни включает в себя как уровень жизни, измеренный тем или иным способом, так и другие количественные и качественные характеристики общественной жизни, отражающие различные аспекты социального развития, в частности состояние преступности, морали, культуры, экологии и т.д. Индекс человеческого развитияИндекс человеческого развития ( HPI - HumanDevelopmentIndex) - наиболее известный показатель уровня жизни, официально используемый в публикациях ООН. Его значения рассчитываются и публикуются с 1990 г. по странам, входящим в эту международную организацию. В соответствии со значением индекса человеческого развития страны подразделяют на три группы: с высоким, средним и низким уровнем развития. Индекс человеческого развития рассчитывается как среднее арифметическое трех частных индексов: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и среднедушевого ВВП. Каждый из частных индексов и индекс человеческого развития лежат в пределах от нуля до единицы. Индекс ожидаемой продолжительности жизни ( LEI - LifeExpectancyIndex) отражает степень достижения целей выживания, он зависит от уровня доходов населения, качества медицинской помощи, ее доступности и т.д. Индекс рассчитывается по следующей формуле: LE- LE min LEI= LE max - L min где LE - фактическая ожидаемая продолжительность жизни при рождении в рассматриваемой стране, aLEmax и LEmin - соответственно максимальное и минимальное значения данного показателя среди всех стран мира. Пример 1. Значения ожидаемой продолжительности жизни при рождении в некотором году составили: максимальное - 85 лет, минимальное - 25 лет, фактическое - 64 года. Тогда индекс ожидаемой продолжительности жизни для рассматриваемой страны составит: LEI= ( 64 - 25): (85 - 25) = 0,65. В России в 2003 г. ожидаемая продолжительность жизни составила 75 лет, а соответствующий индекс - 0,67. Среди 100 наиболее развитых стран мира Россия по ожидаемой продолжительности жизни занимала 98-место (меньшие значения данного показателя отмечались лишь в Казахстане и Туркменистане). Важнейшим фактором отставания России по показателю ожидаемой продолжительности жизни является недостаточный объем государственного финансирования сферы здравоохранения. Так, в 2000 г. удельный вес расходов на здравоохранение в процентах к ВВП составил: в России - 2%, Великобритании - 5,9, Германии - 8, Франции - 7,2%. Кроме того, на уровеньсмертности в России существенное влияние оказывает уровень преступности. Численность населения России в 2020 году составит 144,1 млн человек, в 2012 - 142 млн, в 2009 - 141,9 млн человек. Такая оценка содержится в Материалах к Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, опубликованных Минэкономразвития РФ, сообщает ИТАР-ТАСС. При этом, считают эксперты Минэкономразвития РФ, ожидаемая средняя продолжительность жизни в 2009 году составит 68 лет, в 2012 - 68,9 лет, а в 2020 - 72 года. Суммарный коэффициент рождаемости оценивается в 2009 году - 11,7-11,9 рождений на 1000 человек, в 2012 году - 12-12,4, в 2020 году - 12,5-13 рождений. В то же время уровень смертности в 2009 году прогнозируется в 13,2-13,5 умерших на 1000 тыс человек, в 2012 - 11,8-12,8, в 2020 году - 10-11. Индекс уровня образования ( EI - EducationIndex) отражает степень достижения целей развития, он зависит от уровня развития производительных сил страны, уровня культуры, политики государства в области образования и науки и т.д. Индекс рассчитывается по следующей формуле: EI= GI*2/3+ HI*1/3, где GI - индекс грамотности взрослого населения, a HI - индекс участия молодежи в обучении. Индекс грамотности рассчитывается по следующей формуле: G- G min ___ GI= Gmax - Gmin где G - фактический уровень грамотности взрослого населения в стране, aGmax иGmin - соответственно максимальное и минимальное значение данного показателя среди стран мира. Индекс участия молодежи в обучении рассчитывается по следующей формуле: H- H min ___ HI= Hmax - Hmin где Н - удельный вес учащихся среди населения в возрасте до 24 лет, а Н max и Hmin - соответственно максимальное и минимальное значение данного показателя среди стран мира. Пример 2. Удельный вес грамотных в численности взрослого населения страны составляет 98,4%. Максимальное и минимальное значения этого показателя приняты равными 100% и 0% соответственно. Тогда индекс грамотности равен: G/ = (98,4 - 0): (100 - 0) = 0,984. Пример 3. Индекс грамотности равен 0,984, а индекс участия молодежи в обучении - 0,491. Тогда индекс уровня образования равен: EI = 0,984 * 2/3 + 0,491 * 1/3 = 0,819. В России индекс уровня образования принимает достаточно высокие значения на протяжении длительного периода времени. В 2003 г. значение этого показателя было приблизительно одинаковым в России, Швейцарии, Австрии, Германии, Аргентине, Венгрии, Польше (около 0,96). Важнейшим фактором успешного развития сферы образования в России является традиционный относительно высокий уровень государственного финансирования данной отрасли экономики. Так, в 2000 г. удельный вес государственных расходов на образование в процентах к ВВП составил: в России - 3,1%, Великобритании - 4,7, Германии - 4,4, Франции - 5,9%. Индекс среднедушевого ВВП ( GDPI - GrossDomesticProductIndex) отражает степень достижения целей потребления, он зависит от уровня развития производительных сил страны, объема ее природных богатств, экспортных возможностей, предпринимательского климата и т.д. Индекс рассчитывается по следующей формуле: GDP- GDP min GDPI= GDPmax - GDPmin где GDP - фактическое значение среднедушевого ВВП в рассматриваемой стране, скорректированное по паритету покупательной способности, aGDPmax и GDPmin - соответственно максимальное и минимальное значение этого показателя в странах мира. В 2003 г. Россия занимала 56-е место среди 100 наиболее развитых стран мира по индексу среднедушевого ВВП, данный показатель составлял 0,76. Таблица 7.1 Индекс человеческого развития в 2003 г.
HDI= ( LEI+ Е I+ GDPI): 3. В России в 2003 г данный показатель составил 0,795, что обеспечило стране 63-е место в мире и 5-е место в группе стран со средним уровнем человеческого развития. В последние 15 лет ранг человеческого развития России (место в списке стран) существенно изменялся, приэтом какая-либо устойчивая тенденция его уменьшения или увеличения не обозначилась. Так, Россия занимала следующие места в рейтинге стран: 1992 г. - 52-е, 1994 г. - 119-е, 1997 г. - 67-е, 1998 г. - 72-е. Россия занимает 67 место в списке с индексом развития = 0,802 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2008 год хуже, чем в Белоруссии и прибалтийских республиках). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 - 114, в 2004 - 57, в 2005 - 62 с индексом 0,795, в 2006 - 65 с индексом 0,797, в 2008 году - 67 место с индексом 0,802. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2008 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и очень высоким уровнем образования. Таким образом, главным фактором, мешающим России поднять свой ИР, является низкая продолжительность жизни. Индекс сильно варьируется по регионам России. По данным Независимого Института Социальной Политики, в 2007 году наивысший среди российских регионов ИР у города Москвы - 0,907 (что сопоставимо с такими странами как Германия, Италия и др.), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы - 0,691 (сопоставим с Киргизией, Таджикистаном и др.). При этом важно отметить, что индекс для Москвы и Санкт-Петербурга завышен, в то время как занижен для Московской и Ленинградской областей. Такая ситуация получается из-за того, что отдельная часть Индекса РЧП считается как отношение студентов ВУЗов к общему числу учащихся. Однако значительная (если не подавляющая) часть студентов-жителей соответствующих областей учится в двух федеральных городах, внося тем самым вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП индекса образования - 0,999, для Санкт-Петербурга - 0,985). Большинство же российских регионов относятся к категории со значением индекса 0,750-0,799, что вполне сопоставимо с такими странами, как Казахстан, Украина и др. Качество жизниКачество жизни - комплексная оценка условий человеческого существования, которые включают обеспеченность материальными благами, безопасность, доступность и качество медицинской помощи, возможности для образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения. Показателями качества жизни служат рассмотренные ранее измерители уровня жизни (индекс человеческого развития, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, среднедушевой ВВП), а также следующие показатели: · уровень денежных доходов населения; · фактическое конечное потребление домашних хозяйств; · наличие у населения предметов длительного пользования; · уровень сбережений; · уровень бедности; · уровень безработицы; · дифференциация доходов населения; · · степень распространения опасных инфекционных заболеваний (СПИДа, туберкулеза и др.); · коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших ввозрасте до одного года, на 1000 родившихся живыми); · число прерываний беременности (абортов); · смертность населения по причине внешних воздействий (несчастные случаи, убийства, самоубийства и т.д.); · уровень преступности; · выбросы в атмосферу вредных веществ и т.д. Некоторые показатели качества жизни в России и ряде зарубежных стран приведены в табл.7.3. В 1980 г. Совет организации экономического сотрудничества утвердил список социальных индикаторов с целью оценить качество жизни в различных странах. Этот список содержит следующие группы показателей: · здоровье: ожидаемая продолжительность жизни, уровень материнской смертности, временная нетрудоспособность, длительная нетрудоспособность; · образование: непрерывное образование, обучение взрослых, грамотность; · занятость: безработица, вынужденная неполная занятость, отчаявшиеся найти работу; · досуг: свободное время, его использование; · доход: распределение дохода, распределение богатства, бедность, необеспеченность, доступность определенных услуг; · жилье: внутренняя жилая площадь, владение прилегающей территорией, основные удобства; · окружающая среда: загрязнение атмосферы, влияние шумов; · социальная среда: самоубийства, смертельные случаи, серьезные травмы, страх за личную безопасность; · качество трудовой жизни: средняя продолжительность рабочего времени, время на дорогу на работу, оплачиваемый ежегодный отпуск, гибкий рабочий график, распределение заработков, смертность на рабочем месте, нарушение нормальных условий труда. Таблица 7.3 Некоторые показатели качества жизни
Помимо перечисленных выше социальных индикаторов для оценки качества трудовой жизни используют также показатели, характеризующие содержательность труда, такие, как удельный вес работников с высшим и средним профессиональным образованием в общей численности работников предприятия или отрасли и т.д. Основные показатели качества трудовой жизни в трех отраслях экономики России представлены в табл.7.4. Таблица 7.4 Качество трудовой жизни в отраслях экономики России
Таблица 7.5 Уровень жизни за 2009 г.
По оценке ЮНЕСКО, по показателю качества жизни Россия занимает 56 место, а по эффективности использования ресурсов отстает от развитых стран в 2,8 раза, фактически находясь на периферии мирового процесса. Жизненный уровень каждого пятого гражданина РФ ниже официально прожиточного. Доходы 10% "самой богатой верхушки" в 15-20 раз выше доходов "бедной части населения, а с учетом "теневых" средств этот параметр вообще "зашкаливает" за 30%, что 4-5 раза выше, чем в Европе и США, и фактически приравнивает нашу страну к экономически отсталым государствам Африки и Латинской Америки. 2. Прожиточный минимум и бедностьВажнейшим частным показателем уровня жизни является денежный доход, поэтому государство обычно устанавливает некоторый минимальный уровень доходов, который обеспечивает нормальное воспроизводство населения, т.е. обеспечивает нормальный уровень жизни. Данный уровень дохода называют величиной прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума включает стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Состав потребительской корзины пересматривается раз в несколько лет, а ее стоимость - ежеквартально. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством РФ в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ - в соответствующих субъектах РФ. Правовой основой для установления величины прожиточного минимума служит Федеральный закон № 134 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (1997). В период 1992-1999 гг. расчеты величины прожиточного минимума производились на основе Методических рекомендаций Минтруда России, разработанных в соответствии с Указом Президента РФ № 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" (1992) - Начиная с 2000 г. расчеты величины прожиточного минимума в целом по России производятся на основе данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительски корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного мин шума по Российской Федерации, утвержденной в 2000 г. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России № 36/34. Таблица 7.2 Величина прожиточного минимума в регионах и социальных групп в 2004
Величина прожиточного минимума дифференцируется по регионам и следующим социальным группам: все население, трудоспособное население, пенсионеры и дети. Как следует из табл.7.2, величина прожиточного минимума существенно различается по регионам. Поэтому при сравнении уровня доходов в разных регионах обычно рассматривают показатель реального дохода, равный отношению номинального дохода к величине прожиточного минимума в регионе. Так, в 2004 г. в Санкт-Петербурге средняя начисленная заработная плата была больше, чем в Вологодской области (7931 против 6971 руб.). При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения составляла 3334 руб. и 2587 руб. соответственно. На основе приведенных данных рассчитаем реальную заработную плату в регионах. Данный показатель в Санкт-Петербурге составил 238%, в Вологодской области - 269%. Таким образом, реальная заработная плата в Санкт-Петербурге оказалась меньше, чем в Вологодской области. Более полный набор (в стоимостной и натуральной форме) материальных и духовных благ отражает другой показатель - минимальный потребительский бюджет - баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни групп населения с минимальными доходами. Именно этот показатель должен быть социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товарам и услугам. Следовательно, минимальный потребительский бюджет представляет собою денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Минимальный размер оплаты труда
устанавливается на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, что закреплено в ст.133 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем в ст.421 Трудового кодекса указано, что порядок и сроки поэтапного повышения Таблица 7.3 Минимальный размер оплаты труда в период с 2000-2009 г .
Более полный набор (в стоимостной и натуральной форме) материальных и духовных благ отражает другой показатель - минимальный потребительский бюджет - баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни групп населения с минимальными доходами. Именно этот показатель должен быть социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товарам и услугам. Следовательно, минимальный потребительский бюджет представляет собою денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Бедность - недостаток жизненных средств у человека, имеющего доход ниже прожиточного минимума. Обычно рассматривают два уровня бедности. Малоимущие домашние хозяйства - домашние хозяйства с уровнем среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума. Крайне бедные домашние хозяйства - домашние хозяйства с уровнем среднедушевого дохода в два и более раза ниже прожиточного минимума. Бедность в стране характеризуют следующие показатели: · численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В России в период 2000-2004 гг. данный показатель снизился с 42,3 млн человек до 25,5 млн человек, а удельный вес данной категории граждан в общей численности населения - с 29 до 17,8%; · дефицит денежного дохода, т.е. сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума до величины прожиточного минимума. В период 2000-2004 гг. дефицит денежного дохода в процентах от общего объема денежных доходов населения снизился с 5 до 2,1 %; · структура малоимущих домохозяйств. В России в 2004 г. из числа всех малоимущих граждан в сельских поселениях проживало 36,1%, члены домохозяйств, включавших четырех и более человек, составляли 50,2%, дети до 16 лет - 21,9%, относились к экономически неактивному населению - 39,8%; · структура крайне бедных домохозяйств. В России в 2004 г. из числа всех крайне бедных граждан проживало в сельских поселениях 49,9%, члены домохозяйств, включавших четырех и более человек, составляли 64,4%, дети - до 16 лет - 27,1%, относились к экономически неактивному населению - 42,8%; · отношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионере- В России оно составляло: в 2000 г. - 90,5%, в 2001 г. - 99,5%, а в последующие годы данный показатель превышал 100%. Тем не менее имеете ряд регионов, в которых пенсия остается на уровне ниже прожиточной · минимума. В 2004 г. к таким регионам относилась треть всех субъектов федерации, в том числе: Костромская область (86,7%), г. Москва 19,2,1%), Мурманская область (87%), Республика Ингушетия (89,6%), Чеченская Республика (75,5%), большинство субъектов Сибирского федерального округа, все субъекты Дальневосточного федерального округа; · распределение по отраслям и должностям работников, получающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума. В 2000 г. в трех отраслях экономики России средняя начисленная заработная плата была ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека. Отношение данных показателей по отраслям составило: образование - 93,5%, культура и искусство - 93,1, сельское хозяйство - 67,5%. В период 2001-2003 гг. единственной отраслью, в которой уровень оплаты труда оставался ниже величины прожиточного минимума, было сельское хозяйство. С 2004 г. средняя заработная плата во всех крупных отраслях экономики превышает величину прожиточного минимума; · распределение по регионам населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В России в 2004 г. удельный вес этой категории населения в общей численности населения региона составил: в Тюменской области - 12,8%, г. Санкт-Петербурге - 13,5, г. Москве - 16, Владимирской области - 30,9, Ивановской области - 53, Республике Ингушетия - 73%. Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. В 2000 - 2004 годах действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ, приведенная в данной справочной информации. Новый Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 03.04.2006, в "Российской газете" - 04.04.2006), и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Прожиточный минимум за период с 2000 г. до 2009 г. показан в таблице 7.4 Табл.7.4 Прожиточный минимум
3. Минимальные социальные стандарты уровня жизни населенияПомимо прожиточного минимума в числе минимальных стандартов уровня жизни населения, обеспечивающих минимально необходимую степень удовлетворения основных потребностей человека, экономическая наука называет устанавливаемые в законодательном порядке нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды. Конституцией Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления призваны в соответствии с законом поощрять жилищное строительство и создавать условия для реализации права на жилье. Малоимущим, а также иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, такое право предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным нормам. В качестве минимально допустимого норматива обеспеченности жильем на период преодоления экономического спада в России принята так называемая жилищно-санитарная норма, на которую в дореформенный период ориентировалось государство при предоставлении населению жилья, в общественном жилищном фонде, при оплате так называемых излишков жилой площади и т.п. Накануне распада СССР в стране действовала жилищно-санитарная норма - 9 м2 на человека, которая, как показали исследования, обеспечивает нормальное осуществление физиологических функций человека. Исходным при этом является "воздушный куб в расчете на человека". Нижним его пределом, как признано мировой наукой и практикой, являются 25-30 м3 воздуха на человека. При минимальной высоте жилого помещения в 2,8 м в расчете на одного человека получаем площадь - 8,93 м2 (округленно - 9 м2 ). В перспективе, по мере выхода России из социально-экономического кризиса, названная норма может и должна быть увеличена и, видимо, дифференцирована применительно к местным природно-климатическим условиям. В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями. Министерством экономики России утверждены "Социальные нормы и нормативы", подготовленные федеральными министерствами и ведомствами, функционирующими в социальной сфере, в том числе и в здравоохранении. Эти нормы и нормативы органы исполнительной власти субъектов Федерации используют в работе по финансовому и бюджетному планированию. В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности медицинских услуг в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации гарантируется бесплатность для населения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием таких услуг, покрываются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Кроме того, согласно Конституции РФ в стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной медицинской и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, обеспечение экономического и санитарно-эпидемиологического благополучия. В области образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии. Установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями используются: число мест в дошкольных учреждениях, нормы наполняемости классов в общеобразовательных школах разных типов и др. Федеральными стандартами призваны служить и общероссийские программы обучения по конкретным дисциплинам. Аналогичны подходы к установлению социальных нормативов в области культуры. Здесь роль стандартов призваны играть нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности и т.п. В сфере условий охраны труда и состояния окружающей среды в качестве государственных стандартов принимаются установленные законодательством показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания химических и других отрицательно влияющих на работо- и трудоспособность граждан веществ в воде, воздухе и на рабочих местах производственных предприятий. Используются также нормы перемещения грузов, их подъема на определенную высоту и другие нормы предельно допустимой тяжести и вредности производственной среды. Законодательство об улучшении условий труда и производственной среды предусматривает проведение профилактических мероприятий с тем, чтобы труд стал более гуманным. Здесь прежде всего имеется в виду создание условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, обеспечение безопасности и здоровой производственной среды, включающей применение эргономических принципов при проектировании орудий и организации труда и предотвращение состояний чрезмерных перегрузок и утомляемости. На основе исследований и обобщения мирового опыта разработаны типовые инструкции по данным проблемам. Они относятся либо к отдельным отраслям (горнорудная промышленность, лесное хозяйство, транспорт и др.), либо к областям особого риска (радиация, шумы, вибрация и т.п.). В настоящее время существенное внимание уделяется исследованиям, касающимся отдаленных последствий (т.е. влияния на трудо- и работоспособность человека, на его здоровье) неблагоприятных факторов условий труда и состояния окружающей среды. Результаты исследований также должны использоваться при разработке социальных нормативов в сфере охраны труда. В современных условиях важное значение приобретает установление гарантий (нормативов) занятости населения, поскольку положение работников на рынке труда далеко не всегда устойчиво. Предпринятые наукой попытки разработать минимальные показатели предельно допустимого уровня безработицы по регионам страны не получили законодательного (или хотя бы рекомендательного) статуса. В этой связи можно считать, что минимальных стандартов в области занятости практически не существует. Между тем без них оценивать положение дел на рынке труда и его влияния на уровень жизни населения весьма затруднительно.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Показатель | Получатель дохода | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
| Коэффициент Джини, % | Все население | 39,7 | 39,7 | 40,2 | 40,7 |
| Квинтильный коэффициент | Все население | 8,0 | 8,0 | 8,4 | 8,6 |
| Децильный коэффициент | Все население | 13,9 | 13,9 | 14,5 | 15,0 |
| Децильный коэффициент | Работники промышленности | 25,4 | 21,2 | 19,5 | 19,7 |
| Децильный коэффициент | Работники образования | 18,6 | 13,5 | 14,8 | 14,2 |
| Децильный коэффициент | Работники г. Москва | 40,5 | 29,7 | 32,6 | 30,8 |
| Децильный коэффициент | Работники г. Санкт-Петербург | 24,2 | 20,2 | 19,6 | 17,0 |
Неравенство заработной платы в отраслевом аспекте характеризуется значениями децильного коэффициента, рассчитанными для каждой отрасли экономики России. В 2009 г. наименьшая степень неравенства заработной платы была отмечена в химической и нефтехимической промышленности (9,9), наибольшая - в розничной торговле (31,1). Данные о динамике неравенства заработной платы работников промышленности и образования представлены в табл.7.5 В период 2006-2009 гг. неравенство в оплате труда сокращалось в абсолютном большинстве отраслей российской экономики.
В последние годы степень неравенства в оплате труда наемных работников постоянно сокращалась, что иллюстрируют приведенные выше данные по регионам и отраслям. Вместе с тем в тот же период времени степень неравенства доходов в целом по стране увеличивалась (см. табл.7.5). Из этого следует, что в указанный период либо возросло неравенство предпринимательских доходов ( в сообществе предпринимателей), либо увеличился разрыв между уровнем предпринимательских доходов и уровнем оплаты труда наемных работников, либо оба фактора неравенства доходов воздействовали одновременно. В любом случае для снижения степени дифференциации доходов в России до уровня развитых стран необходимо последовательно осуществлять меры государственной политики, направленные на достижение более справедливого перераспределения предпринимательских доходов.
Литература
1. Экономика труда: учеб. пособие/ Б.В. Корнейчук. - М.: Гардарики, 2007. - 286 с.: ил.
2. Экономика труда: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 268 с. - (Серия "Высшее образование").
3. Экономика труда: учебник для вузов / под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова. - М.: Экономика, 1992.
4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда (экономическая теория труда): учебное пособие. - М., 2000.
5. Экономика труда: учебное пособие для вузов / под ред. Н.А. Иванова, Г.И. Мечковского. - М.: Высшая школа, 1976.
