Курсовая работа: Привод люлечного элеватора
|
Название: Привод люлечного элеватора Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||
| Министерство образования и науки Российской Федерации Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Кафедра прикладной механики и деталей машин
Курсовой проект по дисциплине "Детали машин"
"Привод люлечного элеватора" Исходные данные Тяговая сила цепи F, кН – 2,8 Скорость тяговой цепи V, м/с – 1,2 Шаг тяговой цепи р, мм – 80 Число зубьев звездочки – 9 Допускаемое отклонение скорости тяговой цепи δ, % - 6 Срок службы привода Lr , лет – 5. 1. Выбор электродвигателя. Кинематический расчет привода Определим потребляемую мощность привода (мощность на выходе):
Определим общий КПД привода: η = η1 · η2 · η3 · η4 , η1 = ηпер = 0,95; η2 = ηред = ηпер · ηподш 2 = 0,98·0,982 = 0,96; η3 = ηсоед.муфт = 0,98; η4 = ηподш.опор = 0,992 = 0,98; η = 0,95·0,96·0,98·0,98 = 0,88. Требуемая мощность электродвигателя:
Определим угловую скорость вала люлечного элеватора:
Определим частоту вращения приводного вала рабочей машины (число оборотов на выходе):
Общее передаточное число привода:
Частота вращения вала электродвигателя (число оборотов на входе):
Выбираем электродвигатель АИР 112МВ6/950 ТУ 16-525564-84 с мощностью 4кВт и синхронной частотой вращения 1000 об/мин. Номинальная частота вращения:
Определяем фактическое передаточное число привода:
Поскольку по условию задачи не заданы передаточные числа, то по ГОСТ2185–86 принимаем: Uред = 2,5, Uпер
= Определим частоту вращения и угловую скорость валов редуктора
Определим вращающие моменты на валах привода:
Т1 = Тдв
2. Расчет зубчатых колес редуктора
Принимаем для шестерни марку стали Ст45,улучшение; для зубчатого колеса Ст45, улучшение, термообработка.
НВср = 0,5(НВ1 + НВ2 ) НВср = 0,5(235 + 262) = 248,5 – зубчатое колесо, НВср = 0,5(269 + 302) = 285,5 – шестерня. Определяем допускаемое контактное напряжение колеса:
Шестерни:
Допускаемое контактное напряжение:
Определим межосевое расстояние редуктора из условия контактной выносливости поверхностей зубьев:
Определяем нормальный модуль зацепления:
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 100 и определим количество зубьев шестерни и зубчатого колеса:
Уточненное значение угла наклона зубьев:
β = 90 . Основные размеры шестерни и колеса: Диаметры делительные:
Проверка:
Диаметры вершин зубьев:
Ширина колеса:
Ширина шестерни:
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Диаметры впадин:
Окружная скорость колес и степень точности передачи:
Коэффициент нагрузки:
Проверка контактных напряжений:
Условие прочности по контактным напряжениям выполняется, материал зубчатых колес подобран верно. Определяем силы, действующие в зацеплении: Окружная сила:
Радиальная сила:
Осевая сила:
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
У шестерни
У колеса
Определим допускаемое напряжение:
Находим отношение для колеса:
3. Предварительный расчет валов редуктора. Выбор подшипников Ведущий вал: Диаметр выходного конца
Для ведущего вала выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники № 306 средней серии по ГОСТ 8338–75: d = 30 мм; D = 72 мм; В = 19 мм; r = 2 мм; С = 28,1 кН; С0 = 14,6 кН. Ведомый вал: Диаметр выходного конца вала
Для ведомого вала выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники № 308 средней серии по ГОСТ 8338–75: d = 40 мм; D = 90 мм; В = 23 мм; r = 2,5 мм; С = 41 кН; С0 = 22,4 кН. 4. Конструктивные размеры шестерни и колеса Шестерню выполняем за одно целое с валом. Ее размеры определены выше: d1 = 57 мм, da 1 = 59 мм, b1 = 45 мм. Колесо кованое: d2 = 143мм, da 2 = 145,5мм, b2 = 40мм. Диаметр ступицы: dст = 1,6 dk 2 = 1,6 · 45 = 72 мм, Длина ступицы: lст = (1,2 ÷ 1,5)dк2 = 63 мм, Толщина обода: Толщина диска С = 0,3b2 = 0,3 · 40 = 12 мм. 5. Конструктивные размеры корпуса редуктора Толщина стенок корпуса и крышки:
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
Верхний пояс корпуса и пояс крышки:
Диаметр болтов: Фундаментальных - Крепящих крышку к корпусу у подшипников - Соединяющих крышку с корпусом - 6. Расчет цепной передачи Т3 = Т2 = 166,1·103 Нм Uц = 3,8
Принимаем Z3 = 23, Z4 = 89. Тогда фактическое Uц
= Расчетный коэффициент нагрузки:
n3 = 99,89 об/мин, Р = 24 МПа. Шаг однорядной цепи:
Окружная сила:
Проверяем давление в шарнире:
Определим число звеньев цепи:
Определим диаметры делительных окружностей звездочек:
Определим диаметры наружных окружностей звездочек:
Силы, действующие на цепь: Окружная Ft ц = 2344 Н, От центробежных сил
От провисания
Расчетная нагрузка на валы:
Проверим коэффициент запаса прочности цепи:
Это больше, чем нормативный коэффициент запаса Размеры ведущей звездочки: Ступица звездочки -
Толщина диска звездочки - Размеры ведомой звездочки: dст = 1,6·25 = 40 мм, lст = 38 мм. 7. Первый этап компоновки редуктора Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса: а) б) в) расстояние между наружными кольцами подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса Габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников dп1 = 30 мм и dп2 = 40 мм. Смазка подшипников: Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Мазеудерживающие кольца – их ширину определяет размер y = 8÷12 мм. Расстояние на ведущем валу l1 = 49 мм, Расстояние на ведомом валу l2 = 51 мм. Примем окончательно l1 = l2 = 51 мм. Глубина гнезда подшипника lГ = 1,5В; для подшипника № 308 В = 23 мм, lГ = 1,5 · 23 = 34,5 мм. Толщина фланца Δ = d0 = 12 мм. Высота головки болта 0,7 d0 = 0,7·12 = 8,4 мм. Устанавливаем зазор между головкой болта и торцом соединительного пальца цепи в 10 мм. Длину пальца l примем на 5 мм больше шага t. Таким образом, l = t + 5 = 16 + 5 = 21 мм. 8. Проверка долговечности подшипника Ведущий вал: Ft = 2653 H; Fr = 978 H; Fa = 420 H. Реакции опор: В плоскости XZ:
В плоскости YZ:
Проверка:
Суммарные реакции:
Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1. Намечаем радиальные шариковые подшипники № 306: d = 30 мм; D = 72 мм; В = 19 мм; r = 2 мм; С = 28,1 кН; С0 = 14,6 кН. Эквивалентная нагрузка:
где Pr 1 = 1452 H – радиальная нагрузка; осевая нагрузка Pa = Fa = 420 H; V = 1 (вращается внутреннее кольцо), коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров Kδ = 1, KT = 1. Отношение Отношение
Расчетная долговечность, млн.об:
Расчетная долговечность, ч:
Ведомый вал: Несет такие же нагрузки, как и ведущий вал. Ft = 2653 H; Fr = 978 H; Fa = 420 H, FB = 2362 Н. Составляющие этой нагрузки:
Реакции опор: В плоскости XZ –
Проверка:
В плоскости YZ –
Проверка:
Суммарные реакции:
Выбираем подшипники по более нагруженной опоре 4. Шариковые радиальные подшипники № 308 средней серии: d = 40 мм; D = 90 мм; В = 23 мм; r = 2,5 мм; С = 41 кН; С0 = 22,4 кН. Отношение Отношение
Расчетная долговечность, млн.об:
Расчетная долговечность, ч:
9. Второй этап компоновки редуктора Второй этап компоновки имеет целью конструктивно оформить зубчатые колеса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей. 10. Проверка прочности шпоночных соединений Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок – по ГОСТ 23360–78. Материал шпонок – Ст45 нормализованная. Напряжение смятия и условие прочности:
Ведущий вал:
(материал полумуфт МУВП – чугун марки СЧ20). Ведомый вал:
11. Уточненный расчет валов Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по пульсирующему. Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) значениями Будем проводить расчет для предположительно опасных сечений каждого из валов. Ведущий вал: Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), т.е. Ст45, термическая обработка – улучшение. da 1 = 59,4 мм, σВ = 780 МПа. Предел выносливости при симметричном цикле изгиба:
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:
Сечение А-А: Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. Коэффициент запаса прочности:
где амплитуда и среднее напряжение от нулевого цикла:
При в = 25мм, b = 8мм, t1 = 4 мм:
принимаем ГОСТ 16168–78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия радиальной консольной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина этой нагрузки для одноступенчатых зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть 2,5 Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту, равной длине полумуфт l = 50мм (муфта УВП для валов диаметром 30 мм), получили изгибающий момент в сечении А-А от консольной нагрузки Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
получился близким к коэффициенту запаса Такой большой коэффициент запаса прочности объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его стандартной муфтой с валом электродвигателя. По той же причине проверять прочность в сечениях Б-Б и В-В нет необходимости. Ведомый вал: Материал вала – Ст45 нормализованная, Пределы выносливости Сечение А-А: Диаметр вала в этом сечении 45 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки:
Крутящий момент Т2 = 166,1·103 Н·мм. Изгибающий момент в горизонтальной плоскости:
Изгибающий момент в вертикальной плоскости:
Суммарный изгибающий момент в сечении А-А:
Момент сопротивления кручению (d = 45мм, b = 14мм, t1 = 5,5мм):
Момент сопротивления изгибу:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Среднее напряжение Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А:
Сечение К-К: Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом
Принимаем Изгибающий момент: Осевой момент сопротивления:
Амплитуда нормальных напряжений:
Полярный момент сопротивления:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения К-К:
Сечение Л-Л: Концентрация напряжений обусловлена переходом от 40 мм к 35 мм при
Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения К-К. Осевой момент сопротивления сечения:
Амплитуда нормальных напряжений Полярный момент сопротивления:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Коэффициент запаса прочности:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Л-Л:
Сечение Б-Б: Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки.
Изгибающий момент (положение X1 = 50мм):
Момент сопротивления сечения нетто при b = 10мм, t1 = 5 мм:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Момент сопротивления кручению сечения нетто:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Коэффициент запаса прочности:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б-Б:
Сведем результаты проверки в таблицу
12. Выбор сорта масла Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1кВт передаваемой мощности: V = 0,25·3,818 = 0,95 дм3 . При контактных напряжениях Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ–1, периодически пополняем его шприцем через пресс-масленки. Список литературы
1. "Курсовое проектирование деталей машин" – Чернавский С.А. – М.: Машиностроение,1988. 2. "Руководство по курсовому проектированию деталей машин" – Блинов В.С – Магнитогорск, МГТУ, 2003. |
мм.
МПа.
мм,
мм,
мм.
мм,
мм.
;
,
.
.
.
,
.