Курсовая работа: Проектирование редуктора
|
Название: Проектирование редуктора Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||
Содержание1. Выбор электродвигателя. 3 1.1 Общий коэффициент полезного действия. 3 1.2 Мощность электродвигателя(предварительная) 3 1.3 Частота вращения. 4 1.4 Найдем передаточные числа ступеней. 4 2. Определение мощности, частоты вращения и крутящего момента валов редуктора. 5 2.1 Определим мощности. 5 2.2 Определим частоту вращения. 5 2.3 Определим крутящие моменты.. 6 3. Проектный и проверочный расчет зубчатых передач. 7 3.1 Тихоходная ступень. 7 3.2 Быстроходная ступень. 13 4. Предварительный расчёт валов редуктора. 20 5. Конструктивные размеры корпуса редуктора. 22 6. Крышки подшипников. 23 6.1. Крышка на быстроходный вал. 23 6.2. Крышка на тихоходный вал. 23 6.3 Крышка на промежуточный вал. 24 6.4 Выбор посадок для внутреннего кольца подшипника. 24 7. Смазывание зубчатой передачи. 25 8. Выбор муфт. 26 9. Расчет подшипников. 27 9.1 Реакции в горизонтальной плоскости. 27 9.2 Реакции в вертикальной плоскости. 28 9.3 Реакции от консольной силы.. 28 9.4 Полная реакция в опорах. 29 10. Проверочный расчет вала. 31 10.1 Проверочный расчёт вала на усталостную прочность. 31 10.2 Проверочный расчёт вала по перегрузкам.. 33 10.3. Проверочный расчёт вала на жёсткость. 34 11. Расчет шпоночного соединения. 35 Список используемой литературы.. 36 1. Выбор электродвигателя1.1 Общий коэффициент полезного действия
Где:
1.2 Мощность электродвигателя(предварительная)
где Р΄эл – предварительная мощность э/д, [кВт] ; Рвых – мощность на выходе, [кВт] ;
где Ft = 1700 Н – окружная сила; v = 0,9 м/с – скорость ленты; Из таблицы определяем тип и параметры электродвигателя: Тип 100LB6; частота вращения мощность электродвигателя 1.3 Частота вращенияЧастота вращения вала электродвигателя равна частоте вращения вала быстроходной ступени редуктора Частота вращения вала тихоходной ступени 1.4 Найдем передаточные числа ступенейОбщее передаточное число Примем передаточное число тихоходной ступени Uт=4 Передаточное число быстроходной ступени 2. Определение мощности, частоты вращения и крутящего момента валов редуктора2.1 Определим мощности
где 2.2 Определим частоту вращения
где 2.3 Определим крутящие моменты
где Получившиеся результаты расчётов занесём в таблицу 1. Таблица 1.
3. Проектный и проверочный расчет зубчатых передач3.1 Тихоходная ступеньМатериал колеса – сталь 40X(термообработка-улучшение). Материал шестерни – сталь 40ХН(термообработка-закалка ТВЧ). По таблице 3.1 имеем: для шестерни: для колеса: Отметим что шестерня входит в зацепление 3 раза, колесо 1 раз. где Определим коэффициенты приведения на контактную выносливость Определим число циклов перемены напряжений на контактную и изгибную выносливость соответственно по графику 4: Ресурс передачи, т.е. суммарное время работы, задано в расчёте, и имеет следующее значение: Определим суммарное число циклов перемены напряжений для шестерни и колеса соответственно:
Рассчитаем эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчёта на контактную выносливость:
Найдём эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчёта на изгибную выносливость:
Определим предельные допускаемые напряжения при действии пиковых нагрузок: при расчете на контактную выносливость
при расчете на изгибную выносливость
Определим допускаемые напряжения для расчёта на контактную выносливость: Определим допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость:
Так как HBср1-HBср2=505-285=220>70 и HBср2=285<350, то расчетное допускаемое напряжение:
Принимаем меньшее значение [σ] H=762,6 МПа Определим коэффициенты нагрузки на контактную и изгибную выносливость по формулам:
где Определим относительную ширину венца:
где
По таблице 5.2. и 5.3, схемы 7 расположения зубчатых колёс относительно опор и варианта соотношения термических обработок находим Значения
Для 8-й степени точности изготовления передачи получим, что
Находим значения коэффициентов нагрузки:
Определим предварительное значение межосевого расстояния:
где ψа = 0,35 – коэффициент ширины передачи.
По стандартному ряду принимаем а = 100 мм Определяем рабочую ширину колеса:
Ширина шестерни: Вычислим модуль передачи по формуле:
где Минимально возможный угол наклона зубьев для косозубой передачи
Рассчитываем предварительное суммарное число зубьев: Определяем действительное значение угла
Найдём число зубьев шестерни Итак получим: Найдём фактическое передаточное число тихоходной ступени: Проверим зубья колёс на изгибную выносливость. Для колеса получим: где
Сравниваем полученное значение напряжения с допускаемым напряжением при расчёте на изгиб зубьев колеса: Определим диаметры делительных окружностей шестерни и колеса соответственно.
где
Проверка: Определим диаметры окружностей вершин зубьев
Определим силы, действующие на валы косозубых колёс. Окружная сила:
Радиальная сила: где Осевая сила: 3.2 Быстроходная ступеньОтметим, что поскольку редуктор трехпоточный, то момент на быстроходном валу ТБ=Т2/3=101,77/3=33,923(в данном случае Т2-монент на быстроходной ступени) Материал колеса – сталь 40X(термообработка-улучшение). Материал шестерни – сталь 40ХН(термообработка-закалка ТВЧ). По таблице 3.1 имеем: для шестерни: для колеса: Отметим что колесо входит в зацепление 3 раза, шестерня 1 раз. где Определим коэффициенты приведения на контактную выносливость Определим число циклов перемены напряжений на контактную и изгибную выносливость соответственно по графику 4: Ресурс передачи, т.е. суммарное время работы, задано в расчёте, и имеет следующее значение: Определим суммарное число циклов перемены напряжений для шестерни и колеса соответственно:
Рассчитаем эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчёта на контактную выносливость:
Принимаем NHE1=NHG1=100·106, NHE2=NHG2=20·106. Найдём эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчёта на изгибную выносливость: где Определим предельные допускаемые напряжения при действии пиковых нагрузок: при расчете на контактную выносливость
при расчете на изгибную выносливость
Определим допускаемые напряжения для расчёта на контактную выносливость: Определим допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость:
Так как HBср1-HBср2=505-285=220>70 и HBср2=285<350, то расчетное допускаемое напряжение:
Принимаем меньшее значение [σ] H=658,62 МПа Поскольку редуктор соосный, то дальнеший расчет имеет свои особенности. Определим коэффициенты нагрузки на контактную и изгибную выносливость по формулам:
где Зададимся значением Определим относительную ширину венца:
где При расчете принимается По таблицам определяем
Для 8-й степени точности изготовления передачи получим, что
Находим значения коэффициентов нагрузки:
Межосевое расстояние a=100 мм. Определим коэффициент ширины быстроходной ступени
Принимаем Определяем рабочую ширину колеса:
Ширина шестерни: Вычислим модуль передачи по формуле:
где Минимально возможный угол наклона зубьев для косозубой передачи
Рассчитываем предварительное суммарное число зубьев: Определяем действительное значение угла
Найдём число зубьев шестерни Итак получим: Получим Найдём фактическое передаточное число быстроходной ступени: Проверим зубья колёс на изгибную выносливость. Для колеса получим: где
Сравниваем полученное значение напряжения с допускаемым напряжением при расчёте на изгиб зубьев колеса: Определим диаметры делительных окружностей шестерни и колеса соответственно.
где
Проверка: Определим диаметры окружностей вершин зубьев
Определим силы, действующие на валы косозубых колёс. Окружная сила:
Радиальная сила: где Осевая сила: 4. Предварительный расчёт валов редуктораРасчет валов производится по ранее найденным значениям крутящего момента: Для быстроходного вала определим диаметр посадочной поверхности:
Из таблицы определяем:
Для быстроходного вала определим диаметр посадочной поверхности:
Из таблицы определяем:
Для промежуточного вала определим:
Из таблицы определяем:
Диаметр буртика, ограничивающего колесо:
В данном случае целесообразно нарезать зубья шестерен непосредственно на валах ввиду незначительной разницы диаметров колеса и вала. Рассчитаем ступицы для валов. Расчет заключается в определении диаметра и длины ступицы. Для быстроходного вала:
Для тихоходного вала:
Для промежуточного вала:
5. Конструктивные размеры корпуса редуктораТолщина стенок корпуса редуктора.
Толщина фланцев корпуса Ширина фланца корпуса Определим расстояние между зубчатыми колёсами и боковыми стенками редуктора.
Минимальное расстояние между зубчатыми колёсами, дном и крышкой предполагается равным Корпус редуктора имеет две боковые и одну верхнюю крышки. Боковые крышки крепятся к корпусу винтами с потайной головкой, диаметры которых определяются по формуле: 6. Крышки подшипников6.1. Крышка на быстроходный валКрышки подшипников изготовляют из чугуна марки СЧ-15. Определяющим при конструировании крышки является диаметр отверстия в крышке под подшипник, и все остальные параметры принимают по таблице после определения этого параметра. По таблице определим параметры для крышки быстроходного вала:
Креплении крышки к корпусу осуществляется винтами с потайной головкой. Толщина фланца при креплении крышки винтами
Толщина центрирующего пояска Диаметр фланца крышки определяем по формуле Расстояния от поверхности отверстия под подшипник до оси крепёжного болта принимается приблизительно равным диаметру винта:
6.2. Крышка на тихоходный валОпределим параметры для крышки тихоходного вала по таблице:
Толщина фланца при креплении крышки винтами:
Толщина центрирующего пояска Диаметр фланца крышки определяем по формуле:
Расстояние от поверхности отверстия под подшипник до оси крепежного болта:
6.3 Крышка на промежуточный валКонструктивные размеры крышек промежуточного вала принимаются равными размерам крышки быстроходного вала. Отличительной чертой является отсутствие сквозного отверстия под выход вала, а также отсутствие дополнительного места под манжету. 6.4 Выбор посадок для внутреннего кольца подшипникаПоле допуска внутреннего кольца подшипника, выбирается по ГОСТ 520-71. Так как в редукторе внутренние кольца подшипников всех валов вращаются, а наружные стоят на месте, то имеет место местное нагружение, следовательно подшипник монтируют с зазором, что позволяет уменьшить износ внутренних дорожек. Для внутреннего кольца подшипника быстроходного вала принимаем размер Для внутреннего кольца подшипника тихоходного вала принимаем размер Для внутреннего кольца подшипника промежуточного вала принимаем размер 7. Смазывание зубчатой передачиДля смазывания передач широко применяют картерную систему. В корпус редуктора заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. Колеса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла и чем выше контактные давления в зацеплении, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес. Контактные напряжения:
Частота вращения промежуточного вала Круговая частота и окружная скорость.
По таблице 11.2 [2 c.173] выбирается марка масла И-Г-А-32. И – индустриальное Г – для гидравлических систем А – масло без присадок 32 – класс кинематической вязкости В соосных редукторах при расположении валов в горизонтальной плоскости в масло погружают колеса быстроходной и тихоходной ступеней. 8. Выбор муфтДля передачи крутящего момента от вала электродвигателя к быстроходному валу и предотвращения перекоса вала выбираем упругую втулочно-пальцевую муфту, крутящий момент которой передается пальцами и упругими втулками. Ее размеры стандартизированы и зависят от величины крутящего момента и диаметра вала. Используя ранее рассчитанные диаметр выходного вала редуктора и величину крутящего момента на нем, выбираем для передачи крутящего момента от выходного вала редуктора на приводной вал зубчатую муфту. Ее размеры стандартизованы по ГОСТ 5006-55. 9. Расчет подшипниковРассчитаем подшипники на тихоходном валу, для этого определим силы нагружающие подшипник. Силы действующие в зацеплении:
Т=394.8Нм Определим радиальную нагрузку на вал от втулочно-пальцевой муфты
Где l-расстояние от зубчатого сочленения до торца муфты 9.1 Реакции в горизонтальной плоскости
Так как нагрузка приложена точно к середине вала то
9.2 Реакции в вертикальной плоскости
9.3 Реакции от консольной силы
Консольная нагрузка:
Реакции опор от консольной нагрузки
9.4 Полная реакция в опорахВ расчете принимаем наихудший вариант действия консольной силы
Предварительный выбор подшипника
Линия симметрии шестерни совпадает с линией симметрии относительно которой установлен подшипник, а значит суммарную реакцию опоры на один подшипник можно найти как:
Эквивалентная нагрузка в этом случае вычисляется как:
Базовую долговечность работы подшипника определяют по формуле:
Итак 10. Проверочный расчет вала10.1 Проверочный расчёт вала на усталостную прочностьНеобходимые данные: Определим реакции опор в вертикальной плоскости. 1. 2. Определим реакции опор в горизонтальной плоскости: 3. 4. Эпюры моментов от сил будут иметь вид:
Суммарный изгибающий момент:
Нормальные напряжения изменяется по симметричному циклу, а касательные по пульсирующему. Для симметричного цикла амплитуду нормальных напряжений можно найти по формуле:
Для определения касательных напряжений воспользуемся формулой:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба: Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений в опасном сечении:
Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
Где
Коэффициенты чувствительности к асимметрии цикла примем равными: Коэффициент влияния поверхностного упрочнения, для закалки в ТВЧ: По таблицам приложения выбираем:
Общий коэффициент усталостной прочности: Допустимое значение для S=1.5 .2.5 Можно сделать вывод, что запас прочности вала значительно превышает допустимое значение прочности. 10.2 Проверочный расчёт вала по перегрузкамПроверим статическую прочность при перегрузках, определим её по формуле:
Эквивалентное напряжение в опасном сечении:
10.3. Проверочный расчёт вала на жёсткостьИз условий работы зубчатого зацепления получаем наибольшее напряжение под колесом. Поскольку из конструктивных соображений был принят диаметр вала больше расчетного, то расчет на жесткость проводить нецелесообразно. 11. Расчет шпоночного соединенияПри передачи с вала крутящего момента возникают напряжения сечения σсм, а в продольном сечении шпонки напряжение среза τ. У стандартных шпонок размеры b и h подобранны так, что нагрузку соединения ограничивают не напряжение среза, а напряжение смятия. Поэтому расчет шпонок проведем на напряжение смятия. Рассчитаем шпоночное соединение наиболее нагруженного вала редуктора – тихоходного вала, где установлена шпонка 10х8х40 ГОСТ 23360-78. σсм=Ft/h*lp≤ [σсм], где Ft=2T/db [σсм] =0.5στ=0.5*320=160 МПа. Тогда σсм=4T/db*h*lp≤ [σсм], где σсм - расчетное напряжение смятия Т – крутящий момент db - диаметр вала lp – рабочая длина шпонки h – высота шпонки [σсм] – допускаемое напряжение смятия στ – предел текучести материала σсм=4*395000/35*8*40=121 МПа < [σсм] =160 МПа Условия несмятия шпонки выполняются, следовательно шпонка выбрана правильно. Список используемой литературы1. М.: М.Н. Иванов. Детали машин. М.: "Машиностроение", 1991. 2. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов – Конструирование узлов и деталей машин. "Высшая школа", 1985. 3. В.И. Анурьев – Справочник коструктора-машиностроителя, т.1. М.: "Машиностроение", 1980. 4. В.И. Анурьев – Справочник коструктора-машиностроителя, т.2. М.: "Машиностроение", 1980. 5. В.И. Анурьев – Справочник коструктора-машиностроителя, т.3. М.: "Машиностроение", 1980. |



<15, где
,
,
. Тогда
. Из стандартного ряда значений


<15, где
,
,
. Тогда
. Из стандартного ряда значений








, где
. Степень три выбираем для шарикового подшипника. Тогда 
; 
; 