Лабораторная работа: Модуляция и детектирование электромагнитных колебаний
|
Название: Модуляция и детектирование электромагнитных колебаний Раздел: Рефераты по физике Тип: лабораторная работа | |||
Лабораторная работа Модуляция и детектирование электромагнитных колебаний. Цель работы: Углубить представления о принципах радиосвязи, провести экспериментальные наблюдения процессов модуляции и детектирования. Оборудование: Учебно-лабораторный стенд по теме работы. Ход работы. Работа выполняется на стенде, содержащим четыре блока: блок питания, генератор незатухающих колебаний высокой частоты, модулятор и демодулятор (детектор) наблюдения производят при помощи электронного осциллографа.
Часть 1. Модуляция. Процесс управления высокочастотными колебаниями при передаче речи, музыки или телевизионных сигналов называется модуляцией
. Переменный ток в антенне передатчика называется током несущей частоты,
его зависимость от времени выражается через уравнение Передаваемый сигнал может воздействовать на одну из этих величин, в соответствии с этим различают амплитудную (АМ) , частотную (ЧМ) и фазовую (ФМ) модуляцию. Амплитудная модуляция. Она наиболее часто применяется при передаче сигналов звуковой частоты. Амплитуда тока высокой частоты Jm 0 изменяется под воздействием звуковых колебаний, как это показано на рисунке
Как видно из рисунка 1, несущая частота остается неизменной, а амплитуда изменяется в такт со звуком. Для количественной оценки применяют коэффициент модуляции, равный отношению прироста амплитуды Δ
Jm
тока несущей частоты к амплитуде тока до модуляции: Процесс амплитудной модуляции не является простым сложением двух колебаний, он значительно сложнее. Состав модулированного колебания можно представить как сумму нескольких высокочастотных колебаний с разными частотами и амплитудами. В простейшем случае, когда низкочастотное модулирующее колебание имеет частоту F и синусоидальную форму, модулирование (результирующее колебание) содержит три составляющих: несущую частоту f ; колебание ( f + F ) и колебание ( f - F ). Если звук содержит множество частот (музыка, оркестр), то это приводит к расширению полосы частот. Так например, при передаче звука речи (Δ F ≈ 3000 Гц ) полоса частот передатчика достигает 6кГц, для высококачественной передачи музыки (частота до 15кГц ) спектр частот расширяется до 30кГц . Схема амплитудной модуляции. Амплитудная модуляция осуществляется в одном из каскадов передатчика (рис. 2 ) Высокую (несущую) частоту вырабатывает генератор незатухающих колебаний, собранный на базе транзистора по трехточечной схеме. Его колебательный контур состоит из катушки индуктивности L г и конденсатораС г . Меняя индуктивность перемещением сердечника в катушке, можно изменять частоту генерации в пределах 15 – 25кГц . Электропитание схемы генератора осуществляется от источника постоянного тока 10 – 12В. В цепи питания генератора располагается вторичная обмотка трансформатора Тр2 , а на его первичную обмотку подается низкочастотное модулирующее напряжение с трансформатора Тр1 . РезисторR 3 выполняет роль регулятора глубины модуляции, поскольку он определяет величину переменного напряжения на первичной, а, следовательно, и на вторичной обмотке трансформатора Тр2 . В свою очередь напряжение вторичной обмотки (≈ 15 В ) снимается с вторичной обмотки сетевого трансформатора Тр1 . Это же напряжение выпрямляется мостовой полупроводниковой схемой, его пульсации сглаживаются фильтром на основе резистора и двух конденсаторов, и в качестве питания подается на генератор несущей частоты. Задание 1.1. Наблюдение формы и частоты колебаний. Подключите вход осциллографа к клеммам генератора В и О при отсутствии напряжения на трансформаторе Тр2 (ползунок реостатаR 3 в нижнем положении) пронаблюдайте форму и измерьте частоту колебаний в генераторе. Проверьте соответствует ли она формуле Задание 1.2. Наблюдение модуляции колебаний. Подайте на вход осциллографа напряжение точек В и О , при помощи реостата R 3 меняйте напряжение модуляции. Для двух–трёх напряжений зарисуйте вид модулированных колебания и рассчитайте для каждого случая коэффициент модуляции. Часть 2. Детектирование. Детектор является одним из главных элементов любого приемника ЭМВ. Его назначение - преобразовать высоко частотные колебания в колебания низкой модулирующей частоты, т. е. отделить конечную информацию от несущей частоты. Для осуществления процесса детектирования применяют диоды – устройства, обладающие односторонней проводимостью. Это могут быть вакуумные ламповые, но чаще - полупроводниковые диоды. Схема детекторной ступени с полупроводниковым диодом выделена на рисунке 2. Работает она следующим образом. Модулированные колебания высокой частоты поступают в цепь, содержащую диод D 1 , благодаря чему ток в ней существует только в течении одного полупериода напряжения. Ток имеет импульсную форму и содержит в себе постоянную составляющую J пост , переменную составляющую высокой частоты J выс и переменную составляющую низкой (звуковой) частоты J низ . Нагрузкой ступени является сопротивление R
(0,1 – 0,5МОм)
. Параллельно этому сопротивлению включен конденсатор С1
, имеющий емкость 100 – 200пФ.
Для токов высокой частоты он имеет малое сопротивление
Задание 2.1. Наблюдение последовательности преобразования напряжения. - в отсутствии диода D ; - при наличии диода D в отсутствии С1 ; - при наличии D и С1 , без С2 и с ним. Отчет __________________________________________ о выполнении лабораторной работы № 3 Модуляция и детектирование электромагнитных колебаний. Задание 1.1. Форма и частота колебаний в генераторе высокой частоты.
Ск
= …………мкФ; Ттеор.
= L к = …………мГн; Тнабл. = …………………….мс; Ттеор. = (≠) Тнабл.. Причина? …………………… Задание 1.2. Наблюдение модуляции колебаний Напряжение на генераторе В.Ч. Модулирующие колебания, клеммы Клеммы О и В. Тр2 отключен С и D, Тр2 включен
Промодулированные колебания. Пределы глубины модуляции Клеммы О и В. Тр2 включен (управление с помощью R 3 )
Задание 2.1. Наблюдение демодуляции колебаний Входное напряжение Детектирование, клеммы А и О , Клеммы О и В. ключ К разомкнут
Напряжение на выходе при Напряжение на выходе после включенном С1 . конденсатора С2 .
|

Рис.1. 


