Курсовая работа: Коммерческий риск и способы его страхования
|
Название: Коммерческий риск и способы его страхования Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реферат Курсовая работа: 35 с, 8 табл., 26 источника. коммерческий РИСК, УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ, механизмы нейтрализации коммерческих рисков, Анализ рисков. Объектом исследования является предприятие ОАО «Полесье». Предметом является процесс профилактики и нейтрализации предпринимательских рисков. Целью курсовой работы является изучение коммерческого риска и страхование рисков, как один из основных механизмов нейтрализации коммерческих рисков на ОАО «Полесье». Методы исследования: общенаучные методы исследований (диалектика, синтез, системность и другие), специальные методы и приемы бухгалтерского учета и анализа. Результаты проведенного исследования рекомендованы к использованию в практической деятельности завода ОАО «Полесье». Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно- аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Показатели | 2007г. | 2008г. | 2009г | Отклонение (цепной способ) | Темпы роста (снижения), % | ||
| 2008г. к 2007г. | 2009г. к 2008г. | 2008г. к 2007г. | 2009г. к 2008г. | ||||
| 1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг): | |||||||
| 1.1. В сумме, млн. р. | 4046 | -612 | -3098 | -4658 | -2486 | -15,13 | 506,21 |
| 1.2. к выручке от реализации (рентабельность продаж), % | 0,05 | -0,01 | -0,03 | -0,06 | -0,02 | -17,16 | 380,78 |
| 2. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн. р. | 497 | 397 | 263 | -100 | -134 | 79,88 | 66,24 |
| 3. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн. р. | -2338 | -3586 | -5196 | -1248 | -1610 | 153,38 | 144,90 |
| 4. Прибыль (убыток) организации, млн. р. | 2205 | -3801 | -8031 | -6006 | -4230 | -172,38 | 211,29 |
| 5. Чистая прибыль (убыток), млн. р. | 495 | -4774 | -8949 | -5269 | -4175 | -964,44 | 187,45 |
Примечание – Источник: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»
Анализируя данные таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что к концу 2009 года предприятие пришло ещё с большими убытками, чем к концу 2008 года. В основном, убытки ОАО несёт от своей основной деятельности и эти убытки не покрываются прибылью от прочей деятельности, доходы от которой также снижаются из года в год. Рентабельность продаж катастрофически падает. Рентабельность деятельности более подробно рассмотрим в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Данные о рентабельности ОАО «Полесье» за 2008-2009 гг.
| Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Откло-нение | Темп роста (снижения), % |
| 1. Средняя стоимость совокупных активов, млн. р. | 119640 | 163501 | 43861 | 136,66 |
| 2. Средняя величина источников собственных средств, млн. р. | 65631 | 56686 | -8945 | 86,37 |
| 3. Средняя величина источников привлеченных и заемных средств, млн. р. | 54009 | 106815 | 52806 | 197,77 |
| 4. Средняя стоимость внеоборотных активов, млн. р. | 53131 | 64471 | 11340 | 121,34 |
| 5. Средняя стоимость оборотных активов, млн. р. | 66509 | 99030 | 32521 | 148,90 |
| 6. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. р. | 77888 | 100854 | 22966 | 129,49 |
Окончание таблицы 2.2
| 7. Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. р. | -612 | -3098 | -2486 | 506,21 |
| 8. Прибыль, млн. р. | -3801 | -8031 | -4230 | 211,29 |
| 9. Чистая прибыль, млн. р. | -4774 | -8949 | -4175 | 187,45 |
| 10. Показатели рентабельности: | ||||
| 10.1. Рентабельность продаж, % | -0,79 | -3,07 | -2,28 | 388,61 |
| 10.2. Рентабельность совокупных активов, рассчитанная по следующим показателям: | ||||
| 10.2.1. Прибыли, % | -3,18 | -4,91 | -1,73 | 154,40 |
| 10.2.2. Чистой прибыли, % | -3,99 | -5,47 | -1,48 | 137,09 |
| 10.3. Рентабельность источников собственных средств, % | -7,27 | -15,79 | -8,52 | 217,19 |
| 10.4. Рентабельность внеоборотных активов, исчисленная по следующим показателям: | ||||
| 10.4.1. Прибыли, % | -7,15 | -12,46 | -5,31 | 174,27 |
| 10.4.2. Чистой прибыли, % | -8,99 | -13,88 | -4,89 | 154,39 |
| 10.5. Рентабельность оборотных активов, определенная по следующим показателям: | ||||
| 10.5.1. Прибыли, % | -5,72 | -8,11 | -2,39 | 141,78 |
| 10.5.2. Чистой прибыли, % | -7,18 | -9,04 | -1,86 | 125,90 |
Примечание – Источник: форма №1 «Бухгалтерский баланс»
В 2008-2009 годах финансовое положение предприятия оставалось очень сложным. В 2009 году за счет снижения объемов реализации продукции, увеличения запасов готовой продукции на складах, предприятие получило убыток в размере 8031 млн. руб. При этом, на фоне данного положения происходит дальнейший рост кредиторской и дебиторской задолженности предприятия.
Изучая показатели рентабельности предприятия, видна тенденция к снижению.
В таблице 2.3 представлены показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.
Таблица 2.3 – Показатели финансового состояния ОАО «Полесье»
| Показатели | На 01.01.2008 г. | На 01.01.2009 г. | На 01.01.2009 г. | Норматив |
| Коэффициент текущей ликвидности | 1,44 | 1,38 | 2,49 | >=1,3 |
| Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,01 | 0,06 | 0,44 | >=0,2 |
| Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,30 | 0,19 | -0,08 | >=0,2 |
| Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,12 | 0,45 | 0,65 | <=0,85 |
Примечание – Источник: форма №1 «Бухгалтерский баланс»
Из таблицы 2.3 видно, что предприятие повысило свою ликвидность, погасив часть краткосрочных обязательств, в том числе и просроченных, что также благоприятно сказалось на коэффициенте обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами. При этом предприятие на данный момент имеет дефицит собственных оборотных средств и у него существенно возросли долгосрочные обязательства. Данные о финансовой устойчивости предприятия представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Показатели финансовой устойчивости ОАО «Полесье» за 2009 г.
| Показатели | На 01.01.2009 г. | На 01.01.2009 г. | Отклоне-ние | Темп роста (снижения), % |
| 1. Совокупные активы, млн. р. | 119640 | 165501 | 45861 | 138,33 |
| 2. Капитал и резервы, млн. р. | 65631 | 56686 | -8945 | 86,37 |
| 3. Обязательства, всего, млн. р. | 54009 | 106815 | 52806 | 197,77 |
| 3.1. Долгосрочные обязательства, млн. р. | 5768 | 67014 | 61246 | 1161,82 |
| 3.2. Краткосрочные обязательства всего, млн. р. | 48241 | 39801 | -8440 | 82,50 |
| 3.2.1. В том числе кредиторская задолженность, млн. р. | 25265 | 12334 | -12931 | 48,82 |
| 4. Собственные оборотные средства, млн. руб. | 66509 | 99030 | 32521 | 148,90 |
| 5. Просроченная кредиторская задолженность, млн. р. | 10386 | 3065 | -7321 | 29,51 |
| 6. Показатели финансовой устойчивости: | ||||
| 6.1. Коэффициент автономии | 0,55 | 0,34 | -0,21 | 61,82 |
| 6.2. Коэффициент финансовой зависимости | 0,45 | 0,64 | 0,19 | 142,22 |
| 6.3. Коэффициент финансового риска | 0,82 | 1,88 | 1,06 | 229,27 |
| 6.4. Коэффициент маневренности собственных средств | 1,01 | 1,75 | 0,74 | 173,27 |
| 6.5. Коэффициент структуры обязательств | 0,89 | 0,37 | -0,52 | 41,57 |
Примечание – Источник: форма №1 «Бухгалтерский баланс»
Снижение коэффициента автономии на 61,8 %, увеличение коэффициента финансового риска на 229,3 %, увеличение коэффициента финансовой зависимости на 142,2 % отрицательно характеризуют финансовое положение организации. Платежеспособность предприятия снизилась; у предприятия отсутствуют средства для покрытия своих обязательств. Существует угроза банкротства предприятия.
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин механизмов и как результат – объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Состав и структура персонала показаны в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Структура персонала ОАО «Полесье»
| Категория работников | Количество, человек |
Удельный вес, % |
| Рабочие | 3930 | 83,6 |
| Руководители | 286 | 6,1 |
| Специалисты | 484 | 10,3 |
| Итого: | 4700 | 100,0 |
Примечание – Статистическая отчетность
Как показывают данные таблицы 2.6, доля рабочих составляет 83,6 %, руководители составляют 6,1 %, специалисты – 10,3 %.
Образовательный уровень персонала предприятия проанализирован в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Образовательный уровень персонала ОАО «Полесье»
Категория работников |
Высшее, чел. | Среднее специальное, чел. |
Профессионально- техническое, чел. |
Среднее, чел. | Неполное среднее, чел. |
| Руководители | 153 | 109 | 16 | 8 | ‑ |
| Специалисты | 268 | 166 | 27 | 23 | ‑ |
| Рабочие | 61 | 618 | 1413 | 1825 | 13 |
| Итого: | 482 | 893 | 1456 | 1856 | 13 |
| % от общего числа: | 10,2 | 19,0 | 31,0 | 39,5 | 0,3 |
Примечание – Статистическая отчетность
Как видно из таблицы 2.6, более половины руководителей и специалистов имеют высшее образование, рабочие в основном имеют профессионально – техническое и среднее образование.
В 2009 году на предприятие принято 442 человека, уволено по различным причинам 823 человека, из них 186 человек - по уважительным причинам, 616 человек - по собственному желанию, 21 человек - за нарушение трудовой дисциплины (прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии).
Среднесписочная численность персонала за 2009 г. составила 4891 человек.
Коэффициент выбытия кадров составил 823/4891 = 16,8 %, коэффициент приема 442 / 4891 = 9,0 %. Текучесть кадров в 2009 г. составила (616+21)/4891 = 13,0 %.
Основной причиной высокой текучести кадров является неэффективная система мотивации персонала, низкий уровень заработной платы.
В соответствии с определением издержек производства и себестоимости следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве приходятся на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей.
Рассмотрим методику анализа общей суммы затрат по данным за 2008–2009 гг. на примере предприятия ОАО «Полесье».
Таблица 2.7 - Анализ затрат по элементам
| № п/п | Элементы затрат | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение | |||
| млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | ||
| 1. | Материальные затраты | 47371 | 66,27 | 59041 | 64,58 | 11670 | 124,63 |
| 2. | Затраты на оплату труда | 16515 | 23,11 | 22514 | 24,63 | 5999 | 136,32 |
| 3. | Отчисления на соц. нужды | 6094 | 8,52 | 7929 | 8,67 | 1835 | 130,11 |
| 4. | Амортизация | 1324 | 1,85 | 1660 | 1,82 | 336 | 125,38 |
| 5. | Прочие производственные расходы | 177 | 0,25 | 276 | 0,30 | 99 | 155,93 |
| Всего затрат | 71481 | 100 | 91420 | 100 | 19939 | 127,89 | |
Примечание – Источник: форма 5-З «Отчет о затратах на производство продукции»
Данные таблицы 2.7 свидетельствуют о том, что в отчетном году, равно как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (64,58 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.
За рассматриваемый период удельный вес заработной платы производственных рабочих увеличился на 36,32 %, соответственно и отчисления — на 30,11 %. Это увеличение связано с увеличением трудоемкости на базе внедрения новой техники, совершенствованием технологии, а также с заменой деталей и узлов собственного производства покупными изделиями и полуфабрикатами.
Рост прочих затрат вызван изменением их структуры: увеличением доли процентов за кредиты банка, арендной платы, налогов, включаемых в себестоимость.
Таким образом, повышение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы почти каждого элемента затрат.
Для анализа себестоимости продукции ОАО «Полесье» по статьям затрат составим следующую таблицу (см. табл. 2.8).
Таблица 2.8 - Анализ себестоимости продукции по статьям затрат на ОАО «Полесье»
| Статьи затрат | Себестоимость товарной продукции, млн.р. | Отклонение от 2008 года |
||
| 2008 г. | 2009 г. | В млн.р. | В % | |
| 1.Сырье и материалы | 38360 | 48458 | 10098 | 126,32 |
| 2.Работы и услуги производственного характера, выполненные другими организациями | 904 | 2177 | 1273 | 240,82 |
| 3.Топливо | 336 | 438 | 102 | 130,36 |
| 4.Электрическая энергия | 5753 | 5761 | 8 | 100,14 |
| 5.Тепловая энергия | 1984 | 2181 | 197 | 109,93 |
| 6.Прочие материальные затраты | 34 | 26 | -8 | 74,19 |
| 7.Затраты на оплату труда | 16515 | 22514 | 5999 | 136,32 |
| 8.Отчисления на социальные нужды | 6094 | 7929 | 1835 | 130,11 |
| 9.Амортизация | 1324 | 1660 | 336 | 125,38 |
| 10.Прочие затраты | 3284 | 5001 | 1717 | 152,28 |
| 11.Услуги других предприятий | 1076 | 1374 | 298 | 127,69 |
| 12. Производственная себестоимость | 75664 | 97519 | 21855 | 128,88 |
Примечание – Источник: форма 5-З «Отчет о затратах на производство продукции»
Из данных таблицы 2.8 видно, что производственная себестоимость увеличилась на 28,9 %. Большой прирост составила дополнительная заработная плата производственных рабочих, что увеличило размеры отчислений в фонд социальной защиты населения на 22,86 %. Из данных анализа следует, что основные резервы снижения себестоимости необходимо искать, прежде всего, в снижении коммерческих расходов.
Самым главным недостатком предприятия является нехватка средств для технического перевооружения, а также пополнения оборотных средств с целью приобретения новых прогрессивных видов сырья, комплектующих и фурнитуры.
Основной причиной падения объемов производства является снижение спроса на трикотажные изделия производства ОАО «Полесье» вследствие повышенной насыщенности рынка импортными товарами (особенно восточно-азиатских производителей), отечественными товарами производства мелких фирм и частных предпринимателей, а также низкая платежеспособность торговли (особенно потребкооперации), повышение тарифов на коммунальные услуги.
На современном этапе развития необходимы реструктуризация, что бы каждая фабрика отвечала за конечный результат своей работы; совершенствование маркетинговых служб, с целью своевременного определения направлений мировых тенденций по моделированию и конструированию конкурентоспособных изделий; принятие комплексных программ по экономии энергетических и материальных ресурсов; расширение товаропроводящей сети с оборудованием промежуточных оптовых складских помещений, а также оборудование при них фирменных магазинов; экономия фонда оплаты труда, сокращение дублирования в управлении производственными подразделениями.
2.2 Анализ рисков на ОАО «Полесье»
В процессе деятельности у предприятия возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями. Следовательно возможны следующие виды рисков:
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.
Наиболее рискованным является производство и реализация при
сложившемся ассортименте продукции шерстяной двухкомпонентной пряжи (операционный рычаг равен 6,25).
Снижение продаж шерстяной двухкомпонентной пряжи всего на 1% увеличит приносимые им убытки, которые составляют более 0,5 млрд. руб., на 6,25%; и наоборот, возможное увеличение выручки до точки безубыточности уменьшает сумму убытка в этой пропорции; выше Tmin прибыль будет расти также интенсивно.
Возможность избежать убытка в 0,5 млрд. руб. дает увеличение выручки от реализации шерстяной двухкомпонентной пряжи до точки безубыточности (на 1 млрд. руб.), в то время какувеличение на эту же величину выручки в целом по предприятию даст дополнительную прибыль только 29,7 млн. руб.
![]()
Средневзвешенный коэффициент вклада на покрытие должен быть использован для прогноза изменения прибыли при изменении объема продаж, если структура выпускаемой продукции останется неизменной во времени и если нет отклонений от плановых показателей.
Увеличение объемов продаж трикотажных изделий в перспективе планируется за счет развития экспорта, в основном в регионы Российской Федерации. Рынок России для ОАО «Полесье» является одним из наиболее перспективных, за период 2009-2015г.г. планируется увеличить поставку на данный рынок почти в 2 раза.
ОАО «Полесье» старается развивать уже имеющиеся сбытовые каналы, делая упор на торговые предприятия и индивидуальных предпринимателей (нерезидентов РБ), основным видом деятельности которых является оптовая торговля товарами легкой промышленности. Особое внимание будет уделено созданию и развитию собственной товаропроводящей сети на рынке РФ за счет заключения дилерских договоров и открытия собственных торговых представительств.
Другие страны Ближнего Зарубежья также имеют высокую потенциальную привлекательность в силу своей неполной освоенности. Сдерживающим фактором поставки продукции являются таможенные барьеры. В перспективе планируется продолжить работу по поиску новых покупателей и увеличить объемы реализации на данные рынки.
Поиск новых покупателей и расширение рынков сбыта продукции ОАО «Полесье» предполагает развитие и укрепление контактов с представителями администраций городов, торгово-промышленной палаты регионов РФ и стран Ближнего зарубежья, участие в международных выставках-ярмарках, использование преимуществ Интернет-маркетинга.
Возможно снижение плановых объемов производства и реализации продукции вследствие уменьшения производительности труда, простоя оборудования или недоиспользования производственных мощностей, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, ведет к недополучению запланированной выручки.
Уровень инфляции и его тенденции тщательно отслеживаются национальным банком. Средством борьбы с инфляцией является повышение процентных ставок. Рост ставок отвлекает часть наличных средств из оборота, так как финансовые активы становятся более привлекательными, а кредиты – более дорогими.
Ведут к потерям и повышенные материальные затраты, высокие транспортные расходы, торговые издержки, накладные и другие расходы. Возможна также уплата повышенных отчислений и налогов, если в процессе бизнеса ставки отчислений и налогов изменятся в неблагоприятную для предприятия сторону. Также актуальна возможность потерь в виде штрафов, естественной убыли.
Неблагоприятное изменение (повышение) закупочной цены товара, не оговоренное условиями договора о закупке, непредвиденное снижение объема закупки вызывает уменьшение объема реализации.
Также важны для определения финансового риска потери товара в процессе обращения (транспортировки, хранения) или потери качества, потребительской ценности товара. Среди возможных причин повышения издержек могут быть непредвиденные пошлины, отчисления, штрафы, дополнительные расходы.
При оценке риска необходимо учитывать такие факторы, как уменьшение объема реализации, неплатежеспособность, изменение курса денег, ограничения на валютно-денежные операции.
Поскольку цены реализации определяются рынком, то реальнаявыручка от продаж каждого продукта будет отличаться от плановой. Учтем, что часть продукции каждого вида продается как напрямую,так и через дилерскую сеть.
ГЛАВА 3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПОСОБОВ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ
Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров ОАО «Полесье» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема товара. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата товаров и т. п.
Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже изготовленной продукции и идти на прочие дополнительные затраты. Кроме того, может измениться и объем произведенной продукции.
Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность поставщиков сырья, материалов и покупателей произведенной продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или путем приобретения акций, создавать резервные запасы исходных материалов и пр.
Кроме того, страхование может использоваться для снижения рисков возникновения непредвиденных расходов. Существует целый ряд видов страхования на случай перерыва в хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, могут, например, заключить договор страхования на случай перерывов в своей деятельности в связи с поломками оборудования. Такое страхование проводится в дополнение к страхованию оборудования и прочих установок из-за воздействия воды, сырости, злоумышленных действий третьих лиц и других непредвиденных обстоятельств.
Отдельно стоит рассматривать страхование временной прибыли и страхование от потери дохода в результате изменения конъюнктуры рынка. По таким договорам страховая компания несет ответственность в случае возникновения у страхователя убытков, если он не смог из-за страхового случая обеспечить поставку продукции или оказать услуги в тот период, когда спрос на них был максимальным. Потеря прибыли может произойти в результате замены на предприятии устаревшего оборудования, внедрения новой техники, выплаты штрафных санкций и арбитражных судебных издержек.
Перед ОАО «Полесье» стоит риск хищения интеллектуальной собственности предприятия особенно в условиях недостаточной патентной защищенности производимой продукции и технологии изготовления. Данный риск также можно переложить на страховую компанию.
Кроме того, для предупреждения рисков или их минимизации необходимо установить на предприятии жесткую имущественную ответственность материально ответственных лиц, организовать охрану территории производственного предприятия.
Помимо страхования предприятию целесообразно использовать такой метод минимизации рисков как самострахование или резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.
На ОАО «Полесье» создан резервный фонд, однако его размер ничтожен.
1. Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются:
- формирование резервного фонда предприятия. Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия;
- формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования могут служить фонд страхования ценового риска; фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности и т.п.;
- формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов устанавливается в процессе их нормирования;
- нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде
Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе определения непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы производства.
Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных в следствии неудовлетворительной работы.
Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков.
При осуществлении нового производственного проекта может быть использован способ определения структуры резерва непредвиденных расходов путем его деления на общий резерв, который должен покрывать изменения в смете, доставки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы и специальный резерв, включающий в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.
После выполнения работы, для которых выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв проекта.
Для эффективного управления дебиторской задолженностью, ликвидностью и заемной политикой для данного предприятия рекомендуется использовать такой способ снижения риска хозяйственной деятельности как лимитирование. Лимитирование может применяться при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.
Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, должна включать:
- предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности;
- минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме;
- максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю;
- максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность.
На исследуемом предприятии применяются некоторые виды такого способа снижения риска как диверсификация. Однако возможности этого способа минимизации риска в ОАО «Полесье» не исчерпаны. Так целесообразным будет применение диверсификации финансовой деятельности при одновременном увеличении масштабов последней. В частности увеличение краткосрочных финансовых вложений приведет к росту ликвидности, а их диверсификация к снижению риска.
ОАО «Полесье» необходимо учитывать риск неоптимального распределения ресурсов, экономические колебания и изменения вкуса клиентов и действия конкурентов. Для данного предприятия эти риски имеют особенное значение, т. к. характеризуется наличием острой конкурентной борьбы как между отечественными, так и западными компаниями.
Управлять данными рисками можно с помощью маркетинговых исследований. Так целесообразно провести исследование для определения точного количества производства продукции, изучения возможных действий конкурентов и предпочтений клиентов. Результаты данных исследований могут быть использованы производственным и коммерческим отделами для определения приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия, прогноза вкусов клиентов и с учетом действий конкурентов в производственной и маркетинговой политике.
Кроме вышеперечисленных рекомендаций по снижению рисков ОАО «Полесье» могут быть использованы методы минимизации рисков, связанные с включением дополнительных пунктов в контракты с контрагентами, таких как:
- обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск;
- получение от контрагентов определенных гарантий;
- сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами;
- обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций.
На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом, в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях политической и экономической неустойчивости степень риска значительно возрастает. В средствах массовой информации постоянно рекламируются предложения мелких и средних фирм, пытающихся поправить свои дела за счет операций на рынке, используя неосведомленность предпринимателей. Чтобы преодолеть последствия риска, нужны не только смекалка и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства, да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска.
Высокая степень риска какого-либо проекта заставляет разработчика искать способы его снижения. Основными способами уменьшения риска могут быть:
• привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов;
• глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;
• прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги;
• распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями;
• страхование;
• резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
Распределение риска состоит в том, что ответственным за риск должен стать тот компаньон проекта, который лучше других может рассчитывать и контролировать риски.
Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. Распределение риска между участниками проекта может быть качественным и количественным. При количественном распределении риска можно использовать концептуальную модель, базирующуюся на стандартных методах решений, основой которых является дерево вероятностей и решений, используемое для установления их последовательности.
Качественное распределение риска предусматривает принятие ряда решений участниками проекта, направленных на увеличение или уменьшение числа потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую участники хотят возложить на инвесторов. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечение опытных инвесторов. Участники переговоров должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доли риска, который они согласны принять на себя.
1. Необоснованный риск, как правило, оказывает отрицательное влияние на качество проекта и его осуществление.
2. Необоснованный риск в некоторых случаях может соблазнить предпринимателя принять проект к реализации и на первом этапе получить счастливый исход.
3. В экономической литературе недостаточно разработаны методы и критерии оценки предпринимательского риска применительно к конкретным ситуациям и видам деятельности.
4. В рыночных отношениях процессы производства, потребления, кооперирования, обращения продукции ориентируют предпринимателей на соответствующее поведение в условиях неопределенности и риска. Удачные решения вознаграждают предпринимателя хорошей прибылью, а неудачные - банкротством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Альгин А. П. Риск в предпринимательстве. С.-П., 1992.
2. Баканов М.И., Шеримет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208с.
3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М., 1994.
4. Ворст И., Ривентлоу П. Экономика фирмы. Пер. с дат. М., 1994.
5. Коваленко Н.Н.: Правовое регулирование страхования в Республике Беларусь: Учеб. пособие, Мн.:РИВШ,1999,400с.
6. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 264с.
7. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. проф. В. М. Власовой. М., 1994.
8. Петрович И.М. Атаманчук Р.П. Производственная мощность и экономика предприятия. – М., 2005.
9. Производственный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. проф. Ильенковой С. Д.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 461с.
10. Прохоров С.А. Экономика предприятия. – М.: Наука, 2001.
11. Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством. – М.: Владос, 2002.- 329с.
12. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. - 304 с.
13. Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
14. Страховое дело: Учеб. пособие/М. А. Зайцева, Л. Н. Литвинова/, Мн.:БГЭУ, 2001,286с.
15. Тамбавский К.К., Петренко Е.С. Экономический анализ предприятия. – М.: Инфра-М, 2002.
16. Умнова Н.Т. Анализ предпринимательского риска. М., 1996
17. Ушакова Н. Н., Кукурудза Л. А. и др. Экономическая стратегия деятельности торгового предприятия в условиях рыночной экономики. Киев, 1997.
18. Финансовый менеджмент. Учебно-практическое руководство. М., 1993.
19. Хизрич Роберт, Петерс Майкл. Предпринимательство. Выпуски 1-5. М., 1993.
20. Экономика предприятия /В.Я. Хрипач, А.С. Головачёв, И.В. Головачёва и др.; Под ред. В.Я. Хрипача; Академия управления при Президенте Республики Белорусь. Кафедра экономики и организации производства. – Мн., 2006. – 448с.
21. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. В.И.Попкова, Ю.В. Новикова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002. – 143 с.
22. «Экономика предприятия» / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова - Москва: «Банки и биржи», издательское объединение «Юнити», 2006.
23. «Экономика предприятия» / под редакцией В.Я. Хрипача - Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2004.
24. «Экономика предприятия» / под редакцией О.И. Волкова - Москва: «Инфра-М», 2002.
25. «Экономика промышленности» в трех томах / под редакцией А.И. Барановского, Н.Н. Кожевникова, Н.В. Пирадовой, Том 1 «Общие вопросы экономики» - Москва: издательство МЭИ, 2000.
26. «Экономическая эффективность промышленного производства» В.И. Выборнов, В.С. Маврищев.-М, 2005