Контрольная работа: Маркетинговые иследования
|
Название: Маркетинговые иследования Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа №__________ Вариант №___________ По дисциплине______________________________________________________ Курс_____________Специальность_____________________________________ Группа_____________Шифр___________________________________________ Ф.И.О._______________________________________________________________ Домашний адрес______________________________________________________ Место работы_________________________________________________________ Ф.И.О. преподавателя__________________________________________________ Дата проверки Оценка Подпись преподавателя (1,12,30,35) 1. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России. 2. Потребители:понятие,классификация.Факторы,влияющие на поведение потребителя на рынке,модели потребительского поведения. 3. Международный маркетинг:понятие,назначение,особенности его структурных элементов.Методы выхода на внешний рынок.Структура служб международного маркетинга. 4. Оцените конкурентоспособность вашего предприятия,дайте предложения по ее повышению.Результаты оформите в таблицу. 1. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России. Переход России на рыночную экономику внёс существенные изменения в производство и потребление продовольственных товаров населением страны,что нашло отражение и на состояние соответствующего рынка. В настоящее время всё отчётливее проявляются такие тенденции развития рынка продовольственных товаров,как создание и поддержание конкурентной среды между организациями – изготовителями и продовцами,конкуренция между товарами,превышение предложения над спросом,нерегулируемые цены,быстро меняющаяся конъюктура.Всё это требует от специалистов умения анализировать и оценивать состояние рынка,прогнозировать его дальнейшее развитие.Важшейшими критериями оценки состояния продовольственного рынка являются характеристики источников его насыщения,влияющие на объём и структуру предложения товаров,степень насыщенности рынка,а также спрос,зависящий от численности потребителей и их доходов.Источниками насыщения рынка продвольственными товарами служат отечественная пищевая и табачная промышленность,сельскохозяственное производство сырья,необходимого для переработки в пищевые продукты,табачные изделия,а также предприятия общественного питания,зарубежные производители,импортирующие в Россию продукты питания.Отечественное поизводство продовольственных товаров за последние пять лет имеет тенденцию устойчивого роста.Спад производства по большинству отраслей пищевой промышленности преодолён,в результате чего рынок в основном насыщается отечественным продвольствием.Все производимые отечественные продовольственные товары можно условно подразделить на два типа: *товары традиционных российских марок(например шоколад Алёнка,Гвардейский,Бабаевский,водка Столичная,колбаса Московская,Докторская и т.п.); *товары зарубежных торговых марок,производимые в России(напитки Пепси-кола и Кока-кола,пиво Бавария и т.п.). Следует отметить,что за последние годы отечественные производители существенно расширили и модернизировали ассортимент выпускаемых товаров.В результате этого появились относительно новые для российского рынка виды пищевых продуктов(например питьевая бутылируемая вода,йогурты,молокосодержащие продукты,в том числе комбинируемое масло и т.п.).Кроме того,в стране выпускается огромное количество аналогичных или даже одинаковых товаров под разными торговыми марками,незначительно отличающихся по сырью,рецептуре и технологии производства.Поэтому потребителю таких товаров трудно выявить различия между ними и отдать предпочтения определенным торговым маркам.Для обеспечения конкурентных преимуществ производители таких товаров прибегают к различным средствам и методам формирования спроса и стимулирования сбыта,в том числе и за счёт их импорта.Многие импортные товары создают конкуренцию аналогичным отечественным товарам,однако не все.В этой связи целесообразно разделить все импортные товары на слеющие типы: *товары,для производства которых в стране нет условий(например кофе,экзотические плоды и овощи,особые сорта табака); *товары,для производства которых в России отсутствует сырьё(например кокао-бобы) или оно производится в недостаточном количестве(сахар,птица,мясо и мясные товары); *товары,анлогичные производимым в стране,но отличющиеся от них качесвом и/или торговой маркой(например французкие,испанские и тому подрбные вина,французкий коньяк,финское или новозенландское сливочное масло). Российский продовольственный рынок характеризуется широким ассортиментом отечественных и импортных товаров:до 100 тыс.наименований и торговых марок.В этих условиях чрезвычайно важно,чтобы специалисты магазина –товароведы- знали товарные характеристики основных групп и видов товаров,а главное,сами могли находить необходимую информацию о них с помощью маркировки и иных средств информации. Перспективы развития продовольственного рынка России. Перспективными направлениями остаются обеспечение качества,безопасности и конкурентоспособности продовольственных товаров,предотвращение выпуска и реализации фальсифицированной,конрафактной и некачественной продукции. Обеспечение продовольственной безопасности страны может быть достигнуто путём оптимизации соотношения между отечественными и импортными товарами.При этом доля последних не должна превышать примерно 1\3 всех товаров при условии достаточности их отечественного производства. Поддержка отечественного производителя должна осуществляться на государственном уровне путём регулирования экспертно-импортных операций(установление определённого размера квот на ввоз импортных продуктов и сырья,таможенных тарифов и других нетаможеннных мер:сертификация,декларирование соответствия и т.п.).Кроме того,такую поддержку могут оказывать и потребители,отдавая свои предпочтения отечественным товарам. Повышение качества,безопасности и конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров позволит создать им потребительские предпочтения и решить такие глобальные проблемы,как обеспечение здоровья потребителей,рациональное использование природных ресурсов и повышение качества жизни людей в целом.Кроме того ,улучшение конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой на внутреннем и внешнем рынках продукции стимулирует её сбыт и способствует увелечению рентабельности предприятий пищевой промышленности. Важным перспективным направлением является предотвращение реализации потребителям фальсифицированной и контрафактной продукции.Реализация этого направления возможна путём внедрения производственного контроля на всех этапах товародвижения и включения в него в качестве обязательных процедур идентификации и прослеживаемости продукции.Без этого невозможно выявить и предпринять корректирующие меры,противодействующие появлению на рынке фальсифицированных,некачественных или контрафактных товаров. 2. Потребители:понятие,классификация.Факторы,влияющие на поведение потребителя на рынке,модели потребительского поведения. Потребитель-гражданин,имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий,приобретающий или использующий товары(работы,услуги)исключительно для личных,семейных,домашних и иных нужд,не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Классификация потребителей - отнесения некоторой группы потребителей к тому или иному классу – множеству, характеризуемому одним или несколькими существенными признаками. Классификация потребителей производится по факторам, устанавливающим определенные зависимости: например разделение по половому признаку, по возрасту, уровню образования, профессии, доходу. Целью классификации потребителя является выявление потребительских групп с различными, ярко выраженными, требованиями к потребительским свойствам товаров. Классификация потребителей, выстроенная по выбранным типообразующим факторам, отвечающая определенным зависимостям между ними называется типологией потребителя. В основе данной классификации потребителей стоит ориентация не на среднего или приближенного к среднему потребителя, а на конкретную группу потребителей, со сходными социально-экономическими условиями и мотивацией поведения. Существует 7 типов потребителей. Кроме того, важным фактором для них является статусность потребления. Эта группа людей хорошо реагирует на такие идеи потребительского общества, как качество жизни, а значит, и того, что они потребляют, забота о здоровье, активный образ жизни, который влечет за собой и более активное потребление. СТАБИЛЬНЫЕ СПОНТАННЫЕ СТРЕМЯЩИЕСЯ ВВЕРХ Надежность и качество — неактуальные ценности для "стремящихся вверх": для них важна не глубинная суть товара, а его оболочка, миф. Но если они в силу каких-то причин не могут, скажем, носить брендированную дорогую одежду, то будут пытаться носить одежду, похожую на нее. При этом экономность - не их конек. Они не будут искать скидок. Скорее купят товар через интернет. ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ Модель потребительского поведения представляет взаимосвязь процесса решения потребителя о покупке и факторов, его определяющих, и исходит из ряда предпосылок: исходной точкой потребительского поведения является жизненный (организационный) стиль, или образ жизни. Потребитель (или организация) покупает/потребляет продукты для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль, который находится во взаимодействии с рядом факторов. Потребитель имеет двойственную сущность. С одной стороны, член нескольких социальных групп и потому подвержен влиянию социальных, или внешних, факторов. С другой стороны, потребитель индивидуален, а потому его жизненный стиль испытывает воздействие ряда внутренних, психологических, факторов. Внутренние, психологические, факторы рассматриваются как процессы реакции потребителя на внешнее воздействие;
стремление сохранить или улучшить свой жизненный стиль формирует отношения и потребности потребителя. В определенной ситуации потребитель осознает проблему (необходимость или возможность улучшения или поддержки своего жизненного стиля), тем самым запускается процесс решения о покупке. Процесс принятия решений потребителя рассматривается, как правило, в составе следующих этапов: осознание потребителем наличия проблемы, информационный поиск, оценка и выбор альтернатив покупки, покупка, использование покупки и оценка решения. Факторы потребительского поведения делятся на внешние (социальные), т.е. представляющие преимущественно внешнее воздействие на потребителя, и внутренние (психологические). К внешним факторам потребительского поведения относятся: собственно маркетинговая деятельность, а также влияния, формируемые социальным окружением; культура, ценности, социальный статус, референтные группы, семья и домохозяйство. В качестве внутренних факторов потребительских решений рассматриваются характеристики, внутренне присущие потребителю как индивидууму: Восприятие Каждый день нас атакуют раздражители: лица, разговоры, здания, реклама, передачи новостей, — даже если учесть, что мы видим или слышим из этого малую часть. Почему? Ответ — восприятие. Восприятие — это процесс получения информации посредством наших пяти чувств, осознания и придания ей смысла. Обучение Восприятие ведет к обучению — это означает, что мы не можем изучить что-то до тех пор, пока полностью не воспримем информацию и не осмыслим ее. Обучение является часто неосознанной деятельностью; потребитель обычно даже не знает, когда это происходит. Если рекламодатели понимают, как происходит обучение, они могут создавать рекламу, по которой потребитель может легко изучить такие основные элементы рекламы, как наименование торговой марки, характеристики продукта и цена. Они также могут использовать различные отношения. Убеждения, предпочтения, ценности и стандарты влияют на обучение и покупательское поведение. Привычка Когда мы повторяем какой-либо процесс много раз и остаемся удовлетворенными результатом, мы достигаем того, что называется привычкой. Привычка — это сокращенный процесс принятия решения: мы экономим время и усилия, поскольку мы не ищем информации об альтернативах. Кроме того, покупки по привычке снижают риск. Новые покупки той же марки уменьшают возможность неудачного выбора продукта и потерю денег. Конечно, рекламодатели хотели бы, чтобы у потребителей появилась привычка пользоваться их товарами. Достижение этой цели требует сильного обращения, подкрепленного продуктом высокого качества. Мотивы Мотив — это внутренняя сила, побуждающая человека вести себя определенным образом. Эта движущая сила является результатом состояния напряжения, которое возникает в результате неудовлетворенных потребностей. Люди стараются сознательно и бессознательно снизить это напряжение, удовлетворяя свои потребности и тем самым облегчая ощущаемый стресс. Индивидуальность Все перечисленные личные и психологические качества участвуют в создании вашей уникальной индивидуальности. Индивидуальность — это особенности характера и психического склада, отличающие одного человека от другого. То, как вы смотрите на мир, как воспринимаете и интерпретируете то, что происходит вокруг вас, как реагируете интеллектуально и эмоционально, как формируете ваше мнение и позиции, — все это характеризует вашу индивидуальность. Ваша индивидуальность — это то, что делает вас личностью. Стиль жизни Факторы стиля жизни в психографическом исследовании часто рассматриваются как основные. Обычно при исследовании стиля жизни смотрят на то, как люди тратят свое время, энергию и деньги. Маркетологи исследуют человеческую деятельность, интересы и мнения — другими словами, то, что они обычно делают и как ведут себя, что интересует или очаровывает их, во что они верят или воспринимают в окружающем их мире Отношения Отношение — устойчивая позиция; чувство, испытываемое к объекту, персоне или идее, формирующееся на основе ваших представлений и чувств и ведущее к определенному поведению. Отношение обычно бывает весьма стойким — может сохраняться месяцы и годы. Управление потребительским поведением состоит в использовании маркетологом факторного влияния на каждую из стадий процесса решения потребителем о покупке. Маркетолог должен разработать комплекс маркетинга, позволяющий успешно провести потребителя через каждый из этапов процесса решения о покупке. При этом желательно, чтобы процесс решения превратился в цикл, т.е. первая покупка привела к последующей, а потребитель превратился бы в постоянного клиента. Рост значимости потребительского поведения как области теоретических знаний, методических и практических решений, несомненно, обусловлен становлением маркетинга. Производители идей, товаров и услуг стремятся влиять на поведение потребителей, строя свою деятельность на основе концепции маркетинга. 3. Международный маркетинг:понятие,назначение,особенности его структурных элементов.Методы выхода на внешний рынок.Структура служб международного маркетинга. Международный маркетинг — комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. Особенности международного маркетинга состоят в том, что его организация и методы проведения должны учитывать такие факторы, как независимость государств, национальные валютные системы, национальное законодательство, экономическую политику государства, языковые, культурные, религиозные, бытовые и другие обычаи. Это означает, что международный маркетинг более широкий от национального, поскольку он охватывает большую гамму факторов. Методы выхода на внешний рынок:
МАРКЕТИНГОВЫЕ СЛУЖБЫ-Структурные элементы управления маркетингом, среди которых основное место занимает специализированный отдел маркетинга. Маркетинговые службы охватывают следующие направления: по функциям, по товарам, по рынкам и покупателям, по регионам, по функциям и товарам, по функциям и рынкам, по функциям и регионам. Фирмы организуют управление своей деятельностью по международному маркетингу как минимум тремя разными способами. Большинство сначала создают у себя экспортный отдел, затем международный филиал и в конце концов превращаются в транснациональные компании. 4. Оцените конкурентоспособность вашего предприятия,дайте предложения по ее повышению.Результаты оформите в таблицу.
10-бальная система оценки. Итоги показывают,что наше предприятие вполне конкурентоспособное.Но это не означает,что надо стоять на месте. Надо постоянно изучать спрос,проводить мониторинг цен. Возможно,мы подумаем о введении дополнительных бесплатных услуг,поработаем над качеством обслуживания,чтобы покупатель получал не только нужный товар,но и хорошее настроение,положительные эмоции. Литература: 1) Р.Б. Ноздрева Международный маркетинг;Экономистъ,2005 г. 2) И.Л. Акулич Международный маркетинг; БГЭУ.2007 г. 3) Основы маркетигна.Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
