ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ “ПОЛИТОЛОГИЯ”
Симферополь
1998
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Утверждено на заседании
кафедры политологии ТЭИ
Протокол № 5 от 20 января 1998 г.
Авторский коллектив: П.В. Кузьмин -
кандидат философских наук,
доцент - руководитель
В.Н. Крет
- кандидат философских наук,
доцент
Студенты политологического факультета:
Н.Ю. Булгаков
В.В. Попова
П.Э. Тагинцев
В.Г. Федоровский
Н.М. Чепурко
Научный консультант
- Л.Ф. Малафеев
- доктор философских наук,
профессор
Рецензент - Г.И. Мельников
- доктор философских наук,
профессор
Редактор
- В.Н. Крет
- кандидат философских наук, доцент
Учебное пособие содержит структурно-логические схемы, таблицы и определения по актуальным проблемам учебного курса “Политология”, читаемого в Таврическом экологическом институте.
Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам - в самостоятельной работе над осмыслением политологических вопросов, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по политологии.
При подготовке пособия использованы труды, учебники, учебные пособия украинских, российских и белорусских ученых, политологов, а также словари - Политология. Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1993; Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. Ред. Борцов Ю.С., науч. Ред. Коротец И.Д. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ
.
Таблица Стр.
№
Тема 1. Политология как наука и учебная
дисциплина. 1-5 3
Тема 2. Политика и её роль в жизни общества. 6-12 8
Тема 3. Теория демократии и историческая
практика.13-19 15
Тема 4. Основы теории власти. 20-24 22
Тема 5. Политическая система общества. 25-27 27
Тема 6. Государство в политической системе
общества.28-34 30
Тема 7. Политические партии.35-38 37
Тема 8. Политические режимы.39-43 43
Тема 9. Личность и политика. Политическое
лидерство. 44-51 47
Тема 10. Политическое сознание .52-56 55
Тема 11. Политическая культура .57-61 60
Тема 12. Политический процесс.62-66 65
Тема 13. Политические конфликты.67-71 70
Тема 14. Политические идеологии . 72-78 75
Тема 15. Политическое прогнозирование. 79-81 82
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
.
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
Таблица № 1

| ПОЛИТОЛОГИЯ
|
  |
 Теоретическая полито-
|
Прикладная политология -
|
| логия
-
решает научные |
изучает проблемы,связанные: |
| проблемы, связанные: |
| а) с преобразованием поли- |
| а) с формированием фунда- |
тической действительности, |
| ментального знания о поли |
анализом путей и средств |
| тической сфере и жизни; |
воздействия на политиче- |
| ские процессы; |
| б) с объяснением процессов |
| политического развития; |
б) с изучением общественно- |
| го мнения, особенностей по- |
| в) с разработкоц концеп- |
литической ориентации и по- |
| туального аппарата полито- |
литического поведения раз- |
| логии, методологии и мето- |
личных социальных групп. |
| дов политических исследо- |
| ваний. |
Таблица № 2

| ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
|
| ПОЛИТОЛОГИЕЙ
.
|
  |
 Категории других
|
| социально-экономических
|
Собственные категории
|
| и гуманитарных наук
|
  |

   |
Общество |
Политика |
 |
  |
Свобода |
 |
Политическая власть |
 |
  |
Власть |
 |
Политические отношения |
 |
  |
Государство |
 |
Политическая сфера |
 |
  |
Правовое государство |
 |
Политическая система |
 |
 |
Общественное мнение |
 |
Политический режим |
 |
 |
Гражданское общество |
 |
Политические интересы |
 |
 |
Большие и малые социальные |
 |
Политическая партия |
  |
группы |
 |
Политическая культура |
  |
Общественное мнение |
 |
Политическое сознание |
  |
Демократия |
 |
Политическая идеология |
  |
Диктатура |
 |
Политический плюрализм |
  |
Идеология |
 |
Политический конфликт |
  |
Культура |
 |
Политическая стабильность |
  |
Оппозиция |
 |
Политическая деятельность |
 |
Плюрализм |
и другие и другие
Таблица № 3
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
 
| Познавательная
функция |
Инструменталистская
|
| призвана познавать полити- |
функция призвана исполь- |
| ческую реальность и давать |
зовать научные выводы в |
| знания о природе и источ- |
политической практике, |
никах властных отношений, |
государственном управле- |
| способах их рациональной |
нии, партийной стратегии и |
| организации |
тактике, в процессах при- |
| нятия решений и техноло- |
| гиях их реализации |
 
 
| Воспитательно- социали-
|
Диагностическая
функ- |
| зационная -
призвана |
ция призвана определять |
| формировать демократичес- |
соответствие программ по- |
| кую политическую культуру |
литических курсов как тен- |
| граждан, воспитывать инди- |
денциям социального про- |
| вида как гражданина своей |
гресса, так и реальным воз- |
| страны и как вообще “по- |
можностям и состоянию |
| литического человека” |
развития конкретного об- |
| щества |


 
| Функция политической
|
Прогностическая
функция |
| рефлексии
призвана выра- |
призвана разрабатывать |
| батывать способность раци- |
желаемые и возможные ва- |
| онально-критически оцени- |
 |
рианты развития полити- |
| вать политические процес- |
ческих процессов, учиты- |
| сы, свободно самоопреде- |
вая действие различных |
| ляться в политической |
факторов |
| жизни. |
Таблица № 4
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
| Методы |
На чем акцентируют |
Как изучают политику |
| политологии |
внимание |
| Институци-
|
На функционировании и |
Анализ официальных |
| ональный
|
взаимодействии политичес- |
структур и формаль- |
| ких институтов: права, госу- |
ных правил принятия |
| дарства, политических пар- |
решений |
| тий и движений и т.д. |
| Историче-
|
На политических явлениях |
Анализ изменений по- |
| ский
|
и процессах во времени и |
литических норм, от- |
| пространстве |
ношений, институтов в |
| контексте связи прош- |
| лого, настоящего и бу- |
| дущего |
| Социологи-
|
На зависимости политики |
Анализ политики как |
| ческий
|
от социальных факторов: |
сферы целенаправлен- |
| экономики, социальной |
ных взаимодействий |
| структуры, культуры и т.д. |
социальных групп, |
| преследующих свои |
| интересы |
| Бихевио-
|
На личностном измерении |
Анализ систематичес- |
| ристский
|
политики, поведении от- |
ки наблюдаемого по- |
| дельного человека |
ведения индивида, воз- |
| можность измерения |
| его мотивации |
| Психологи-
|
На субъективных механиз- |
Анализ индивидуаль- |
| ческий
|
мах политического поведе- |
ных качеств, черт ха- |
| ния: побуждения, желания, |
рактера, бессознатель- |
| страсти и т.д. |
ных психических про- |
| цессов, влияющих на |
| политическое пове- |
| дение |
| Системный
|
На целостности политики и |
Анализ характера вну- |
| характере ее взаимоотноше- |
тренних связей между |
| ний с внешней средой |
составляющими поли- |
| тику элементами |
Таблица № 5
 |
    |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ |
 |
| ПОЛИТОЛОГИИ |
 Фундаментальные
|
Прикладные
|
| исследования
|
исследования
|
 |
 |
 
| -
объективные условия, обеспечи- |
- динамика политических про- |
| вающие устойчивость общества в |
цессов и систем; |
| целом, политической системы в |
- разработка концепций и мето- |
| частности; |
дик современного государствен- |
| - диалектическое соотношение ко- |
ного управления; |
| личественных и качественных пере |
- процесс принятия политических |
| ходов и взаимопереходов в поли- |
решений на различных уровнях |
| тической жизни; |
управления; |
| - закономерности возникновения, |
- электоральный процесс,полити- |
| развития и совершенствования |
ческий менеджмент и маркетинг; |
| политической системы; |
- влияние политической культуры |
| - о степени, глубине и форме вме- |
на политические процессы и дея- |
| шательства политики в объектив- |
тельность людей; |
| тивный процесс развития госу- |
- содержание, направленность и |
| дарства и общества; |
эффективность политико-комму- |
| - диалектика взаимотоношений |
никационных процессов в об- |
| государства и гражданского об- |
ществе; |
| щества; |
- политологическая экспертиза |
| - тенденции развития политичес- |
социально - экономических и |
| кой культуры; |
иных программ развития; |
| - методология исследования поли- |
- тенденции политического учас- |
| тических систем, партий и орга- |
тия и др. |
| низаций, политического поведения |
| граждан; |
| - разработка нового типа научных |
| категорий и понятий и др. |
Тема 2. ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
.
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Таблица № 6
 
| Участие в делах государства, |
Деятельность в сфере отношений |
| определение форм, задач, со- |
между большими социальными |
| держания его деятельности |
группами, связанная с регулиро- |
| ванием интересов путем исполь- |
| зования политической власти |
  |
 |
| П О Л И Т И К А
|
 |
  
 Характеристика образа дей- |
Совокупность вопросов или |
| ствий, направленных на до- |
событий текущей государст- |
| стижение определенных це- |
венной или общественной |
| лей в отношениях людей |
жизни |
| между собой |

| В истории - виды, намерения, цели и образ |
| действий правителей и их приближенных, |
| нередко искусно скрываемые ими |
Таблица № 7

  |
СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ
|
| Политический интерес - первопричина, осознанный источ- |
 |
ник политического поведения |
 |
| Политические отношения - взаимосвязи и взаимодействия |
  |
субъектов политики и власти |
 |
Политическая организация, отражающая роль институтов, |
| публичной власти как центров управления и регулирования |
 |
общественными процессами |
| Политическое сознание - ориентации либо на сохранение |
| данной политической системы, власти, либо на её |
| дестабилизацию и изменение |
 |
 |
 Политическая деятельность - активность, направленная на |
| изменение или сохранение существующих политических |
| отношений |
Таблица № 8
Таблица № 9

| Организованные действия социаль- |
 |
ных групп и представляющих их |
| учреждений власти по управлению |
| общественной жизнью |
 |
Общественные отношения между |
| социальными группами и сообщест- |
 |
вами людей по поводу государст- |
| венной власти, её завоевания, удер- |
 |
жания и использования |
| Политика
|
| как
|
| деятельность
|
Научно обоснованную теорию, |
   охватывает
|
ориентирующую политику, опре- |
| комплекс
|
деляющую её цели, стратегию, так- |
| взаимосвязан-
|
тику |
| ных явлений
|
| и процессов
|
Политическую идеологию, совокуп- |
| ность идеологических ценностей и |
| норм |
 |
| Профессиональное политическое |
| руководство |
Таблица № 10
 |
| ПОЛИТИКА КАК НАУКА
|
| Главная задача - моделирование, прогнозирование различных |
| аспектов политической деятельности, определение целей и |
| задач политики |

| Наличие четкой теоретической основы |
 |
и следование ей на практике |
 |
 |
Гибкость, умение находить политиче- |
| ские компромиссы с учетом изменчи- |
 |
вости политической ситуации |
| Принципы
|
 |
| научной
|
Умение и стремление перенимать опыт |
 |
у более опытного и сильного, в т.ч. и |
| политики
|
идейного противника |
  |
 |
| Приоритет решения общих вопросов |
| перед частными |
 |
| Соответствие форм, методов и средств |
| осуществления политики целям и зада- |
| чам |
Критерий научности политики - соответствие политической |
| линии (государства, партии) объективным законам общест- |
| венного развития |
Таблица № 11
  
| Умение разби- |
Умелый, творче- |
Умение работать |
| раться в полити- |
ский и критиче- |
с людьми, прислу- |
| ческой психоло- |
ский подход к |
шиваться к голосу |
| гии и политиче- |
подбору, расста- |
масс |
| ском поведении |
новке и воспита- |
| масс |
нию кадров |
  
   |
| Направление и |
Умение делать |
| регулирование |
ПОЛИТИКА
|
выводы не только |
 деятельности |
КАК
|
из успехов и по- |
| политических |
ИСКУССТВО
|
бед, но и из не- |
| институтов |
удач, поражений |
 
 
| Определение форм, методов |
| Разработка и творческое про- |
и средств политической дея- |
| ведение в жизнь научно-обо- |
тельности с помощью кото- |
| снованной политики с опре- |
рых намеченные цели могут |
| делением ближайших и пер- |
быть достигнуты оптималь- |
| спективных целей |
ным образом |
Таблица № 12

Тема 3. ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Таблица № 13
 |
Демократия
(греч. demos - народ, kratos - власть) - народо- |
| властие, форма правления государства, характеризующаяся |
| признанием народа источником власти, равноправием |
| граждан, выборностью основных органов государственной |
| власти, соблюдением прав и свобод человека. |
 |
  |
ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ |
  |
Признание в качестве источника власти народа или его |
| определенной части |
  |
Выборность представительных органов власти |

 |
Постоянное влияние общества на государственную власть |
  |
Равноправие граждан в смысле участия в политической |
| жизни |
  |
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина |
  |
Подчинение меньшинства большинству при принятии реше- |
| ний и признание ценности мнений, интересов меньшинства |
 |
Политический плюрализм |
 |
Таблица № 14
 |
  |
Институты представительной и прямой демократии |

| Органы законодательной, исполнительной |
| и судебной власти |

 |
Институт права |

| Политические партии и другие |
 |
общественно - политические организации |

 |
Средства массовой информации |

 |
Система местного самоуправления |
 

|
В многосоставных обществах - институт федерализма |
Таблица № 15
  |
 |
ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ |
| Ч
|
Малые размеры государства по |
 |
территории и населению |
| Е
|
Прямое участие граждан в решении |
 |
государственных дел |
| Р
|
Большинство населения из демократии исключалось. |
 |
Участвовали лишь полноправные граждане. |
Т
|
| Организация политической жизни носила |
 |
монистический характер, отсутствовали |
| политические партии, общественные организации |
Ы
|
 |
Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные |
| права и свободы человека |
Таблица № 16
 |
  |
ДЕМОКРАТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ |
 |
| Возникает институт представительства, |
 |
политический процесс получил возможность |
| Ч
|
распространения на огромные территории |
Ограничиваются возможности |
 |
прямого законотворчества населения |
| Е
|
 |
| Демократия стала приемлема в странах, имеющих |
 |
этническое, языковое, религиозное, имущественное |
| Р
|
разнообразие населения |
Значительное расширение круга лиц, |
 |
причастных к решению государственных дел |
| Т
|
Появляются политические организации, |
 |
партии, ассоциации |
| Ы
|
Расширяются индивидуальные права человека, |
 |
защищенные конституцией |
Таблица № 17

  |
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ |
 |
| Гражданские и политические права |
 |
предоставляются самому широкому |
| Ч
|
кругу людей |
 |
 |
Свободные, всеобщие выборы |
Е
|
| Право баллотироваться на любую |
 |
государственную должность |
 |
| Р
|
 |
Право на оппозицию |
 |
| Т
|
 |
Контроль над правительственными решениями |
 |
| Право критиковать правительство, режим, |
 |
идеологию, которая в данный момент |
| Ы
|
является господствующей |

 |
Право на автономную, независимую информацию |
 |
| Право граждан создавать ассоциации, партии, |
 |
группы по интересам |
Таблица № 18
 |
  |
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ |
 |
| Традиционно - либеральная.
|
 |
Главная идея - приоритет личности, индивида над |
| обществом, над государством. |
 |
| Теория плюралистической демократии.
|
 |
Исходит из возможности более полной представленности |
| в системе политической власти и управления интересов |
| различных социальных групп и мнений политических сил. |
 |
| Концепция элитарной демократии.
|
| Утверждает, что народ представляет в системе политичес- |
 |
кой власти господствующую элиту. Демократия состоит в |
| открытости формирования элит и подконтрольности их |
| деятельности по осуществлению власти и управления. |
 |
| Теория партиципальной демократии.
|
| Исходит из необходимости участия большинства народа |
 |
не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и |
| в других видах политического процесса, включая формиро- |
| вание правящих групп и выдвижение политических лидеров |
 |
 |
Социалистическая ( марксистско - ленинская
|
| концепция демократии ).
|
  |
Представляет альтернативу традиционно- либеральной и др. |
| концепциям конкурентной демократии. Базируется на при- |
| знании социально и политически единого народа, как |
| основы его власти. |
Таблица № 19

| П Р О Т И В О Р Е Ч И Я
|
  |
СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В У К Р А И Н Е
|
 |
| Между провозглашением Украины демократическим, |
 |
социальным, правовым государством и существующими |
| социально - экономическими, политическими, духовно- |
| идеологическими предпосылками. |
 |
| Между конституционными правами человека и |
 |
гражданина и социальной незащищенностью |
| населения. |
 |
| Между политическими притязаниями управленческой |
 |
элиты и ее интеллектуальным и профессиональным |
| потенциалом. |
 |
| Между объективной потребностью демократизации |
 |
общества и уровнем его гражданской |
| зрелости. |
  |
| Между декларированным характером прямой и предста- |
 |
вительной демократии и механизмом ее реализации, |
| возможностью рядовых граждан быть избранными в |
| органы государственной власти |
Тема 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЛАСТИ
Таблица № 20

| Власть:
|
| 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, |
| чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, пове- |
| дение и деятельность людей с помощью различного рода |
| средств - права, авторитета, воли, принуждения; |
| 2) политическое господство над людьми; |
| 3) система государственных органов; |
| 4) лица, органы, облеченные соответствующими государствен- |
| ными, административными полномочиями. |
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
· суверенитет,
что означает независимость и неделимость власти.
· авторитетность
власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
· волевой характер
власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;
· принудительный характер
власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
· всеобщность
власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
Таблица № 21

| Ресурсы власти - средства, использование которых
|
  |
обеспечивает влияние на объект власти в соответствии
|
| с целями субъекта
|
 |
Экономические
: |
| - материальные ценности,необходимые для общественного |
 |
производства и потребления; |
| - деньги; |
| - плодородные земли; |
| - полезные ископаемые и т.п. |
 |
| Социально-политические:
|
| - численность населения, его качество; |
 |
- социальное единство; |
| - социальная стабильность и порядок; |
| - демократизм общественных отношений; |
| - участие населения в политике; |
| - патриотизм гражданского общества и т.п. |
| Морально-идеологические:
|
 |
- идеалы, интересы, убеждения людей; |
| - идеология, вера, доверие, общественное настроение; |
 |
- чувства (патриотические, национальные, религиозные), |
| эмоции людей и т.п. |
| Информационно-культурные:
|
| - знания и информация; |
 |
- институты науки и образования; |
| - язык; |
| - пропаганда во всех её формах; |
 |
- средства массовой информации и т.п. |
| Силовые:
|
 |
- оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми- |
| лиция, службы безопасности, суд, прокуратура) |
 |
:
|
Таблица № 22
|
   |
МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ
|
 |
| Господство
, т.е. подчинение одних социальных групп |
 |
другим, что закрепляется в государственных нормативно- |
| правовых актах |
 |
| Руководство
, т.е. определение и законодательное закрепле- |
 |
ние стратегии развития общества, политической системы, |
| выбор средств осуществления основных задач и целей |
 |
| Управление и организация
, т.е. принятие конкретных уп- |
| равленческих решений, согласование, упорядочивание |
 |
деятельности различных социальных групп,личностей,дей- |
| ствий политических и неполитических организаций и уч- |
| реждений |
 |
| Контроль
как обратная связь, с помощью которой власть |
 |
следит за тем, какие результаты имеют те или иные управ- |
| ленческие решения |
Таблица № 23

| Легитимность власти
- соответствие власти законно установ- |
| ленным нормам, а также основополагающим целям государств |
| и общепринятым принципам и ценностям |
 |
  |
Типы легитимности власти
|
 |
| Легальный
- власть узаконена нормами права, основана на |
 |
признанных обществом конституционных принципах государ- |
| ства |
 |
| Идеологическая
легитимность - власть признается обоснован- |
 |
ной в силу внутренней убежденности или веры в правильности |
| тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены |
 |
| Традиционная
легитимность - власть признается легитимной, |
 |
поскольку она действует по правилам, закрепленным в тради- |
| циях, и соответствует традиционным ценностям масс |
 |
| Структурная
легитимность - правомочность власти вытекает |
 |
из убеждения в законности и ценности установленных струк- |
| тур норм, регулирующих политические отношения |
 |
| Харизматическая
легитимность - признание власти основывает |
 |
ся на вере масс в особые способности политического лидера, |
| вождя |
Таблица № 24

  |
ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ
|
| ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
|
 |
| Совершенствование законодательства и государственного |
 |
управления в соответствии с новыми требованиями |
 |
Создание такой политической cистемы, легитимность которой |
 |
основана на традициях населения, и потому не только более |
| стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан |
 |
| Личные харизматические черты политического лидера |
 |
 |
| Успешное осуществление государственной политики, поддер- |
 |
жание законности и правопорядка |
Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Таблица № 25
 |
| СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
|
  |
 
| Системный подход
|
Структурно-функциональ-
|
  |
ный подход
|
С р еда |
Институциональная подсисте-
 |
ма
- совокупность институтов, |
| “вход” “выход” |
связанных с функционировани |
| ем политической власти: госу- |
  Требо- |
Поли- |
Реше- |
дар ство, политическая инфра- |
| вания, |
тиче- |
ния и |
структура, СМИ, церковь |
 под- |
ская |
дейст- |
держка |
сист-ма |
вия |
| Идеологическая подсистема -
|
| Обратная связь |
политические идеи, взгляды, |
   |
представления, чувства участ- |
С р е д а ников политической жизни об-
Таблица № 26
  |
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
|
 |
| Определение целей, задач общества, выработка программ |
 |
его жизнедеятельности |
 |
| Мобилизация ресурсов общества на достижение поставлен- |
| ных целей |
 |
 |
| Интеграция всех элементов общества вокруг общих |
 |
социально-политических целей и ценностей |
 |
| Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста- |
| бильности общества, его политического строя |
 |
 |
 |
Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности |
Таблица № 27

  |
ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
|
 |
| В структурном отношении:
|
| образуется новая система властных органов, формируется |
 |
многопартийность, в то же время отсутствует целостность, |
| единство и согласованность элементов политической сис-мы |
 |
| В плане регулирующих норм:
|
| принята новая Конституция Украины,создается новое законо- |
| дательство, однако механизм реализации Конституции, зако- |
 |
нодательных актов практически не работает или же работает
неэффективно
|
| В смысле политических отношений:
|
| неустойчивость, конфликтность, противостояние политиче- |
 |
ских интересов ряда социальных групп и слоев, неудовлетво- |
| ренность большинства общества эффективностью деятельно- |
| сти государственной власти |
 |
 |
| По поводу идеологии:
|
 |
возник идеологический вакуум - разрушена социалистичес-каяидеология, ценности либеральной идеологии невоспри- |
| нимаются большинством населения |
 |
| По форме государства и по политическому режиму:
|
 |
формируется смешанная президентско-парламентская форма |
| правления, политический режим характеризуется превалиро- |
| ванием авторитарных форм и средств правления |
Тема 6. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Таблица № 28
 |
ГОСУДАРСТВО
|
| Основной институт политической системы, организующий, |
| направляющий и контролирующий совместную деятельность |
| и отношения индивидов, общественных групп, классов. |
  |
 
| Концепции происхождения |
Атрибуты |
| государства |
государства |
 |
 |
| - патриархальная |
- территория |
| - теократическая |
- население |
| - теория насилия |
- публичная власть |
| - общественный договор |
- суверенитет |
| - социально-экономическая |
- монополия на легальное |
| - психологическая |
применение силы |
| - антропологическая |
- исключительное право на |
| издание законов |
| - всеобщность |
| - право на взимание налогов |
| и сборов с населения |
ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА
Таблица № 29
    |
  |
| Представи- |
а) аппарат |
б) гражда- |
Исполнит.- |
| тельные ор- |
управ- |
не |
распорядитель- |
  ганы (парла- |
ления |
ные органы: |
мент) |
президент, |
  |
премьер, |
| правительство |
  Надзорно- |
 контрольные |
| органы |
Судебная |
| система |
  |
Органы |
Органы госу- |
| охраны об- |
Вооруженные |
дарственной |
| щественного |
силы |
безопасности |
| порядка |
Таблица № 30

   
| По полити- |
По админи- |
По форме |
По соци- |
| ческому |
стративно- |
правления |
ально-клас- |
| режиму |
территори- |
совым от- |
| альному |
ношениям |
| устройству |
(К. Маркс) |
    |
Монархия: |
| тотали- |
- абсолют- |
рабовла- |
тарное |
унитарное |
ная; |
дельческое |
| - консти- |
 |
  |
туционная |
феодальное |
 |
 |
| автори- |
федерация |
Республи- |
| тарное |
ка: |
буржуаз- |
| - президен- |
ное |
  |
 |
тская: |
| демокра- |
конфедера- |
- парла- |
тическое |
ция |
ментская; |
социали- |
| - смешан- |
стическое |
| ная |

| Дополни- |
| тельно выде- |
ляют: |
| стабильные и |
| нестабильные |
| государства |
военные и |
| правовые го- |
сударства |
| социальное |
| государство |
Таблица № 31
 |
| Правовое государство
- государство, в котором |
| функционирует режим конституционного правле- |
  |
ния, существует развитая и непротиворечивая |
| правовая система, обеспечивается реализация прав |
| и свобод личности |

  |
Верховенство права и закона |
 |
| Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, |
| П
|
 |
высокий уровень защищенности личности |
| Р
|
 |
| И
|
Взаимная ответственность гражданина |
 |
и государства |
| Н
|
Ц
|
 |
Разделение властей |
| И
|
П
|
 |
Равенство всех перед законом и судом |
| Ы
|
 |
 |
Самостоятельность, независимость суда, |
| подчиненного только закону |
Таблица № 32
 
| Внутренние
|
Внешние
|
  |
| · законотворческая |
· обеспечение внешней бе- |
| зопасности и целостности |
| · экономическая |
государства, его независи- |
| (государство-предпринима- |
мости |
| тель, координирующий эко- |
| номический процесс) |
· сотрудничество с другими |
| государствами |
| · социальная |
| (организация социальной |
· участие в решении глобаль- |
| жизни) |
ных проблем |
| · обеспечение правопорядка |
| · защита существующего об- |
| щественного строя от внут- |
| ренних деструктивных сил |
| · культурно-воспитательная, |
| пропагандистская |
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Таблица № 33
 |
| Государство
|
| C
одержание
: сфера реализации |
| общезначимых ин- |
| тересов социаль- |
| ных групп, классов, |
| этносов |
| Средства
конституция, власть, |
| реализации
: принуждение, право |
| Основа
политические инсти- |
| государства
: туты, органы власти, |
лидеры, элита |
| Политические силы:
|
| партии, движения, группа дав- |
| ления, которые представляют |
| интересы граждан |
| Гражданское общество
|
| Содержание
: сфера реализации пов- |
| седневных интересов |
| индивидов |
| Средства
убеждение, правовые |
| реализации
: и моральные нормы, |
| традиции, обычаи и т.д. |
| Основа
свободный индивид |
| гражданско-
с неотъемлемыми пра- |
| го обще
- вами и неполитиче- |
| ства
: ские организации |
Таблица 34
 |
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
|
| Понятие, воозникшее в послевоенной политической и общественной |
| теории для обозначения государства современного демократического |
| типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики |
     |
| движение к |
ослабление |
предоставле- |
сохранение |
формирова- |
| утвержде- |
социального |
ние каждому |
мира и со- |
ние благо- |
| нию в обще- |
неравенства |
человеку ра- |
гласия в об- |
приятной для |
| стве со- |
боты или |
ществе |
человека |
| циальной |
иного источ- |
жизненной |
| справедли- |
ника суще- |
среды |
| вости |
ствования |
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.
Таблица № 35
 |
  |
ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ |
 |
Организация, т.е. относительно продолжительное |
 |
во времени объединение людей. |

| Существование устойчивых местных организаций, |
 |
поддерживающих регулярные связи с национальным |
| руководством. |

 |
Цель партии - завоевание и осуществление власти. |

 |
Стремление обеспечить себе поддержку народа с по- |
| мощью выборов или других способов. |

| Партия - носитель определенной идеологии, |
 |
мировосприятия . |
Таблица № 36

  |
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ |

| Представительство интересов социальных |
 |
групп и слоев общества. |
 |
Борьба за обладание государственной властью, |
 |
за политическое руководство или упрочение своего |
| руководящего положения. |

| Идеологическая |
 |
( а) деятельность, направленная на производство идей; |
| ( б) политическая социализация личности). |

 |
Разработка и осуществление политического курса . |
 |
 |
Организаторская (деятельность по подбору, расстановке |
| кадров в самой партии и в других государственных |
 |
и общественных организациях). |
  |
 |
Обеспечение связи масс с государственными структурами, |
| институализация политического участия граждан . |
 |
 |
Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование |
 |
интересов борющихся сил, политическая стабилизация |
| общества). |
Таблица № 37
| КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ |
  |
УКРАИНЫ, КРИТЕРИЙ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ |
| ОРИЕНТАЦИЯ. |
| Национал - радикальные партии У к р а и н ы .
|
| - Социал - национальная партия Украины (Я.Андрушкив, |
| Ю. Криворучко); |
| - Украинская Национальная Ассамблея - Украинская Народ- |
| ная Самооборона (О. Витович, Д. Корчинский); |
| - Конгресс Украинских Националистов (Я. Стецько); |
| - Украинская консервативно-республиканская партия |
| (С. Хмара). |
| - Всеукраинское политическое объединение “Государст- |
| венная самостийность Украины (Р.Коваль) и нек. др. |
| Черты: - идеологическая основа -
интегральный национа- |
 |
лизм (доминанта национального интереса над какими - |
| либо иными). |
| - Государственное устройство
- самостийное национальное |
| унитарное, централизованное государство. |
| - Экономическая платформа -
разработана слабо, стремле- |
| ние стать полностью и ни от кого независимыми, почти |
| абсолютный экономический изоляционизм. |
| - Внешняя политика
- выход Украины из СНГ, ориентация |
| на европейские страны, прежде всего Германию. |
| Национал - демократические партии У к р а и н ы.
|
| - Народный Рух Украины (В.Черновил); |
| - Демократическая партия Украины (В. Яворивский); |
| - Украинская республиканская партия (Б. Ярошинский); |
| - Христианско-демократическая партия Украины |
 |
(В. Журавский); |
| - Крестьянская демократическая партия Украины (С. Пла- |
 |
чинда) и нек. др. |
 |
Черты: - идеологическая основа
- консерватизм с нацио- |
| нальной спецификой; |
| демократический национализм, что в понимании национал- |
| демократов означает баланс интересов нации и личности, |
 |
единство прав нации и прав человека. |
| - Государственное устройство
-унитарная децентрализован- |
| ная Украина (выступают за расширение прав местного |
| самоуправления); |
| поддерживают идею сильной исполнительной вертикали; |
| сторонники сильной армии. |
| - Экономическая платформа
- выступают за радикальное |
| реформирование экономики, за форсированную, преимуще- |
| ственно бесплатную приватизацию, признание частной соб- |
| ственности на землю, развитие фермерства, предприни- |
| мательства. |
| - Внешняя политика
- выходУкраины из СНГ, ориентация на |
| 2-х сторонние отношения с Россией, вхождение в |
| европейские структуры, в НАТО. |
| Центристские партии и объединения либерально-
|
| -демократической направленности
.
|
| - Либерально - демократическая партия Украины (В.Климчук) |
| - Либеральная партия Украины (В. Щербань); |
| - Межрегиональный блок реформ ( В. Гринев); |
| - Народно - демократическая партия Украины (А.Матвиенко); |
| - Конституционно-демократическая партия (В. Золотарев) |
| и нек. Др. |
| Черты:- идеологическая основа -
либерализм. |
 |
-Государственное устройство
- президентско-парламентская |
| республика с эффективной законодательной, исполнитель- |
| ной и судебной властью. |
| -Экономическая платформа
- ускоренная рыночная транс- |
| формация экономики, разгосударствление, приватизация. |
| - Внешняя политика
- вхождение Украины в европейские |
| структуры, укрепление СНГ. |
| Социал-демократические партии У к р а и н ы.
|
| - Социал - демократическая партия Украины (объединенная) |
| - В.Онопенко |
 |
- Социал - демократическая партия Украины (Н. Буздуган); |
| - Партия труда (В. Ландык); |
| - Гражданский конгресс Украины (А. Базилюк); |
| -партия Славянского единства Украины (П. Баукин) и нек.др |
| Черты:- идеологическая основа
- социальная демократия |
| (приоритет прав человека; разделение властей; привержен- |
| ность политической, экономической, социальной демокра- |
| тии; социальная справедливость); |
| - Государственное устройство
- разброс мнений: |
| административная автономия - СДПУ; |
| федерально-земельное устройство - ГКУ. |
| - Экономическая платформа
- выступают за социально ори- |
| ентированную экономику; |
| за сочетание рынка с государственным регулированием. |
| - Внешняя политика
- вхождение Украины в европейские |
| структуры, укрепление СНГ; |
| ПСЕУ выступает за объединение Украины, России и Бе- |
| лорусии. |
| Социалистические и коммунистические
|
| партии У к р а и н ы.
|
| - Селянская партия Украины (С. Довгань); |
| - Социалистическая партия Украины (А. Мороз); |
| - Прогрессивная социалистическая партия Украины |
| (Н. Витренко и В. Марченко); |
| - Коммунистическая партия Украины (П. Симоненко) |
| - Объединение “Трудовая Украина” и нек. др. |
| Черты: идеологическая основа -
марксизм - ленинизм, но |
 |
разные партии отдают предпочтение разным его сторонам. |
| - Государственное устройство
- унитарное государство с |
| широкими правами местного самоуправления; против пре- |
| зиденсткой формы правления; коммунисты выступают за |
| обновленный союз народов. |
| - Экономическая платформа
- большинство левых призна- |
| ют рыночную экономику, но подчеркивают, что рынок |
| должен быть цивилизованным, частная собственность - |
| трудовой, государственный сектор - приоритетным; высту- |
| пают против частной собственности на землю. |
| - Внешняя политика
- укрепление СНГ, тесное сотрудни- |
| чество со славянскими народами. |
Таблица № 38

  |
ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ |
| У К Р А И Н Ы. |
 |
| По критерию политического опыта
- практически все |
 |
партии находятся в процессе становления и не имеют |
| политического опыта. |
 |
| По критерию численности
- большинство партий малочис- |
| ленны, сравнительно многочисленны - КПУ, СПУ, УРП, |
 |
СДПУ, УХДП, РУХ и нек. др. |
 |
По критерию программных целей и установок
- а) многие |
 |
партии имеют сходные программы, стоят на позициях возрож- |
| дения национального украинского государства; б) у части пар- |
| тий отсутствуют четкие позитивные программы, до конца ос- |
| мысленные и сформулированные идеологические концепции. |
 |
| По критерию идеологии
- в Украине есть партии всего спектра. |
| Левый фланг представлен КПУ, СПУ, Сел ПУ и нек. др., |
 |
правый -Конгрессом Украинских Националистов, Консерватив-но- республиканской партией, Украинской Национальной Ассам-блеей - Украинской Народной Самообороной, РУХом |
 |
| По организационному критерию
- большинство партий |
 |
являются промежуточными между централизованными и |
| децентрализованными. |
 |
| По влиянию в обществе
- усталость граждан от проводимой |
| политики, разочарование в способности партий выразить и |
 |
защищать социальные интересы масс, малочисленность партий, |
| отсутствие в них ярких лидеров приводят к тому, что партии |
| маловлиятельны в украинском обществе. |
Тема 9. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Таблица № 44
    |
| Социальный |
Политическая |
Характер |
Интеллект |
| опыт |
направлен- |
| ность |
    |
 |
 |
    |
  |
| Социальная подструктура |
Психологическая подстуктура |
  |
 |
| Личность - политический субъект
|
 
  |
| биологичес- |
духовная подструктура |
| кая |
| подструктура |
    |
    |
| темперамент |
образован- |
культура |
нравст- |
| ность |
венность |
Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.
Таблица 45
 |
 |
ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ
|
 |
ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
|
 |
| Материальные предпосылки
|
| · чем богаче общество, тем более оно открыто демократиче- |
| ским формам вовлечения личности в политику; |
 |
· уровень благосостояния оказывает влияние на политические |
| убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои |
| общества являются более либеральными, а более бедные - |
| нетерпимыми. |
 |
| Социально-культурные предпосылки
|
| Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, |
| определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм |
| поведения. |
| Образование. Чем выше уровень образования личности, тем бо- |
 |
лее она политически ориентирована, предрасположена к ис- |
| пользованию демократических, легитимных форм политичес- |
| кого участия. Участие политически неграмотного человека |
| обычно протекает в экстремальных формах или же он становит- |
| ся объектом манипулирования. |
 |
| Политико-правовые предпосылки
|
| · определенный политический режим; |
 |
· доминирующая в обществе политическая культура; |
 |
· правовая обеспеченность демократических процедур форми- |
| рования власти; |
| · гарантированность политических прав личности. |
НА ВКЛЮЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВЛИЯЮТ:
Таблица № 46

Таблица № 47

| ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
|
| ЛИЧНОСТИ
|
1) Личность с высокой политической активностью
, принимающая постоянное участие в политической жизни:
а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни;
б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.
2) Личность, принимающая эпизодическое участие
в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).
3) Личность, проявляющая интерес к политике,
но лично практически не участвующая в ней.
4) Личность пассивная к политике.
5) Аполитичная и отчужденная личность,
негативно относящаяся к своему участию в политике.
Таблица № 48

| Политическое лидерство
- личностная способность влиять |
на политическое поведение и политическую деятельность
людей, обусловленная системой социально-политических и
|
| психологических взаимоотношений и ориентаций в |
| группе, организации, обществе. |

  |
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
|
 |
| “Теория черт”.
Лидерство - феномен, порождаемый |
 |
особыми чертами лидера (ум, волевые качества, |
| энергия и т.д.). |
 |
 |
| “Ситуативная теория”.
Лидерство - функция ситуации, |
 |
сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, от- |
| дается предпочтение условиям, принижается активность |
| личности. |
 |
| Психологические концепции (напр. По З.Фрейду) в основе |
  |
лидерства лежит преимущественно бессознательное |
| влечение сексуального характера. |
 |
| Теория конституентов.
Лидерство - фунция от ожидания |
 |
ведомых, принимающих или отвергающих лидера |
| последователей. |
 |
| Интерактивный анализ
- попытка осуществить |
 |
комплексное исследование лидерства, используя все его |
| компоненты. |
Таблица № 49

  |
ТИПОЛОГИЯ
|
| ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
|
 |
| По типу авторитета:
|
 |
· традиционное; |
| · рационально-легальное; |
 |
· харизматическое. |
 |
 |
По характеру влияния:
|
| · конструктивное; |
| · деструктивное. |
 |
| По стилю руководства:
|
  |
· авторитарное; |
| · демократическое. |
 |
По форме влияния:
|
 |
· формальное; |
| · неформальное. |
 |
В зависимости от имиджа лидера:
|
  |
· лидер-знаменосец; |
| · лидер-служитель; |
| · лидер-торговец; |
| · лидер-пожарный. |
Таблица № 50
 |
| ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ
|
 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
|
 |
Наличие собственной политической программы или новаторской |
| стратегии и политики. |
Способность выражать и отстаивать интересы той или иной соци- |
| альной группы. |
Определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по |
| реализации программы и объединении своих сторонников (настой- |
чивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и др.).
|
Необходимый уровень политической культуры. |
 |
Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в |
| данном обществе, группе. |
Популярность, ораторские способности. |
Наличие “команды” помощников и исполнителей. |
Наличие поддержки со стороны народных масс,властных структур |
| Умение быть подобным своим сторонникам или избирателям. |
 |
Таблица 51
 |
 |
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО
|
 |
ЛИДЕРА
|
 |
| Интегративная:
объединение и согласование различных групп |
| и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признан- |
| ных обществом. |
 |
 |
 |
| Ориентационная:
выработка политического курса, отражающе- |
| го тенденции прогресса и потребности групп населения. |
 |
| Инструментальная:
определение способов и методов осущест- |
| вления поставленных перед обществом задач. |
 |
| Мобилизационная:
инициирование необходимых изменений с |
  |
помощью создания развитых стимулов для населения. |
 |
| Коммуникативная:
поддержание связей власти и масс с целью |
 |
предупреждения отчуждения граждан от власти. |
 |
  |
 |
Гаранта справедливости, законности и порядка
.
|
Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Таблица 52
 |
| Правовое |
| сознание |
 |
  |
  Экономическое |
Эстетическое |
| сознание |
сознание |
| Общественное |
| сознание |
    |
| Нравственное |
Религиозное |
| сознание |
сознание |
 |
 |
Политическое |
 |
сознание |
| Сфера общественного сознания, образуемая сово- |
| купностью социальных чувств, представлений, |
| взглядов, отражающих реальные политические |
| отношения |
 |
Функции |
| политического сознания |
   |
   |
| Познавательная |
Оценочная |
Регулятивная |
   |
   |
| Интегративная |
Прогностическая |
Нормативная |
Таблица № 53

| КОМПОНЕНТЫ |
| ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ |
   |
  |
| Психологические
|
Идеолого-
|
  |
теоретические
|
| совокупность чувств, |
система знаний, пред- |
| переживаний, умона- |
ставлений, оценок, |
 строений и ориента- |
понятий, теорий, |
| ций, связанных с по- |
принципов, идеалов |
| литической деятель- |
| ностью и отношени- |
| ями |
  |
 |
Менталитет
|
 |
| устойчивые эмоции, |
| настроения, установ- |
| ки и связанные с ни- |
| ми модели политиче- |
| ского поведения, |
| имеющие религиоз- |
| ные и национальные |
особенности.
|
Таблица № 54

| УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО |
| СОЗНАНИЯ |
  |
  |
| С точки зрения
|
По глубине отражения
|
| субъекта
|
действительности
|
 |
| Реально дей- |
  |
| ствующее |
  |
массовое |
политическое |
| сознание |
| массовой об- |
 |
   |
щности |
 |
  |
Формируется |
 |
обыден- |
на базе жиз- |
| ное |
ненного опы- |
   |
та человека |
| Сознание |
  |
| больших и |
  |
группо- |
малых групп: |
| вое |
классов, по- |
| литической |
 |
 |
элиты, свя- |
 |
  |
занных с по- |
Формируется |
| литикой |
социальными |
   |
научное |
группами на |
| основе иссле- |
  |
дования по- литических |
 |
процессов |
| Система мо- |
    |
тиваций и |
 |
ценностных |
| индиви- |
компонентов, |
| дуальное |
обеспечиваю- |
  |
щих познание |
| личностью |
| политики |
Таблица № 55

 |
По содержанию политическое сознание может быть:
|
 |
 |
 |
Демократическое или авторитарно-тоталитарное |
  |
 |
Революционное или реформаторское |
 |
 |
| Религиозное или атеистическое |
 |
 |
Радикальное, либеральное, консервативное |
 |
 |
Национальное или интернациональное |
 |
 |
 |
Традиционное или нормативное |
Таблица № 56

  |
Особенности политического сознания украинского
|
 |
общества
|
 |
| Коренная ломка устоявшихся идеалов, стереотипов и |
 |
поиск новых политических и духовных ориентиров |
 |
  |
| Неоднородность, неустойчивость, противоречивость, |
 |
дифференциация массового политического сознания |
 |
 |
Поляризация взглядов в оценке исторического прошлого |
| Украины и современных реформ в ней |
 |
Низкий рейтинг государства, отдельных его органов |
 |
(МВД, армия), а также политической и управленческой |
| элиты |
 |
 |
Неавторитетность политических партий и их лидеров |
Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Таблица № 57
Политическая культура - исторически сложившиеся устойчивые |
| политические представления, убеждения, ориентации, а также |
| обусловленные ими модели и нормы политического поведения лю- |
| дей, стили деятельности политических институтов. |
 |
| СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: |
| - степень знания и использования гражданами гражданских прав; |
| - степень понимания и осуществления массами политики |
| государства; |
| - степень включенности граждан в политическую жизнь общества; |
-степень развитости политических институтов и участие масс в них ;
|
| - наличие демократических основ реализации политики государства; |
| - формы и методы функционирования политических институтов; |
| - накопленный социально - политический опыт, существующие по- |
| литические традиции и обычаи; |
| - стиль и методы общения субъектов политики в политическом |
| процессе; |
| - обоснованность подготовки и деловитость осуществления полити- |
| ческих решений. |
Таблица № 58
  |
 |
С Т Р У К Т У Р А |
| ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
 |
| Культура политического сознани
я
:
|
| - политические установки; |
 |
- политические представления и убеждения; |
| - политические традиции, обычаи, нормы. |
 |
| Культура политического поведения
:
|
 |
- культура политического участия; |
| - культура политической деятельности. |
 |
| Культура функционирования
|
| политических институтов
:
|
 |
- культура принятия и реализации политических решений; |
| - культура электорального процесса; |
| - культура восприятия и регулирования социально - |
| политических конфликтов. |
Таблица № 59
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

| Познавательная,
которая состоит в вооружении субъектов знани- |
| ями, необходимыми для политической деятельности, |
| обеспечении исторической преемственности, накоплении |
| и передаче опыта от поколения к поколению. |
| Регулирующая,
обеспечивает посредством идеалов, правовых и |
| политических норм определенные взаимоотношения |
| между социальными общностями, гражданами и госу- |
| дарством. |
| Воспитательная
, способствует интеллектуальному развитию лич- |
| ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор- |
| мированию интереса к политической жизни, выработке |
| определенных установок на общественно-политическую |
| деятельность. |
| Информационная
, направлена на удовлетворение потребностей |
| личности в политических сведениях, освещающих проис- |
| ходящие в мире события, явления, процессы. |
| Прогностическая
, заключается в том , что знание ценностных ори- |
| ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз- |
| вития событий. |
Таблица № 60
 
| Политические субъекты:
|
Неполитические субъекты:
|
| - государство; |
- семья; |
| - политические партии и |
- система образования; |
| политические движения; |
- церковь; |
| - средства массовой ин- |
- деловые круги, мир |
| информации. |
бизнеса; |
| - научная и культурная |
| элита общества. |
  |
  |
 |
| Политическая |
Субъекты и
|
| символика |
факторы
|
 (гимн, герб, флаг), |
формирования
|
Я з ы к |
| государственные |
политической
|
| ритуалы |
культуры
|
   |
  |
| Политический |
Географический |
| р е ж и м |
ф а к т о р |
| с т р а н ы |
 |
| Характер внешних |
| отношений страны |
Таблица № 61

| ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ |
  |
КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА |
 |
| Невысокий уровень политической грамотности |
 |
населения, низкий статус личных притязаний на |
| участие в политической жизни. |
 |
 |
Дифференциация политических |
| идеалов, взглядов, настроений. |
 |
| Предрасположенность к конформизму, легковерности |
 |
и подвижности политических взглядов. |
 |
 |
Правовой нигилизм. |
 |
 |
Слабая развитость гражданских позиций. |
Таблица № 65

  |
Специфика политической модернизации
|
 |
в Украине
.
|
 |
 |
Имеет вторичный, догоняющий характер. |
 |
  |
| Происходит переход от одной социально-политической |
 |
системы к другой. |
 |
 |
Осуществляется в условиях строительства независимого |
| государства. |
 |
Протекает в сложных условиях, страна находится в со- |
 |
стоянии кризиса, охватившем все сферы жизни общества. |
Таблица № 66
 |
| ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА
|
| ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
|
 |
В УКРАИНЕ
.
|
 |
 |
 |
Отсутствие научно-обоснованной концепции |
| политической модернизации. |
  |
| Декларативный характер независимости Украины, |
 |
отсутствие необходимой экономической и |
| социальной базы политической модернизации. |
 |
Снобизм, аморальность и отрыв господствующей |
 |
элиты от интересов народа, её неспособность |
| осуществлять политическую модернизацию |
| последовательно. |
 |
Неэффективность функционирования |
 |
государственной власти, усиление её кризиса . |
 |
 |
Незрелость и неавторитетность политических партий, |
 |
их лидеров в Украине и неспособность стать |
| субъектами политической модернизации . |
 |
| Несоответствие замысла политической модернизации |
 |
уровню гражданской зрелости и политической |
| культуры общества . |
Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Таблица № 67
 |
Политический конфликт - столкновение, противоборство раз- |
| личных социально-политических сил, субъектов политики в |
| их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные |
| прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспре- |
| деление, изменение своего политического статуса, с полити- |
| ческими перспективами развития общества. |
 |
  |
С Т Р У К Т У Р А |
 |
Конфликтная ситуация, т. е. база конфликта, |
 |
его скрытое состояние. |
 |
| Участники конфликта, которые не всегда могут быть |
 |
противниками, но всегда иметь различные цели и интересы. |
 |
 |
Сила оппонентов в конфликте. |
 |
Средства и способы, используемые конфликтующими сто- |
 |
ронами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения. |
 |
Объект конфликта - это право кого-либо на что-либо, |
 |
желания, интересы группы. |
 |
Характер конфликта. |
 |
  |
Пространственно - временные параметры. |
 |
 |
Последствия и результаты. |
Таблица № 68

  |
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. |
 |
| - объективного выражения неудовлетворенности; |
| - разрядки напряженности; |
| - достижения внутригрупповой сплоченности; |
| - коммуникативно - информационная; |
| - стимуляция социальных изменеий. |
 |
 |
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
.
|
 |
 |
НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ |
 |
| - создает угрозу интеграции общества, ликвидации |
| данной политической системы; |
| - может отрицательно влиять на авторитет и |
| функционирование власти; |
| - материально- разрушительная и жизненно-опасная; |
| - духовно - деградирующая. |
Таблица № 69
 |
| Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной |
| ситуации и достижение консенсуса между участниками |
| конфликта. |
| Э т о в о з м о ж н о: |
| - с помощью переговоров (общения); |
| - с помощью сотрудничества; |
| - путем угрозы или насилия. |
 |
  |
СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. |
 |
 |
Подготовительная - анализ участниками конфликта |
| существующей конфликтной ситуации. |
 |
| Переговоры - непосредственный контакт |
| участников конфликта или их доверенных лиц. |
| Успех переговоров зависит от: |
 |
а) степени проработки вопросов на предварительной |
 |
стадии; |
| б) умения посредника создать из участников конфликта |
| коллектив, способный к решению задач, к совместной |
| работе. |
 |
Вывод участников переговоров из конфликтной |
 |
ситуации и определение объективных критериев |
| контроля за реализацией принятых решений |
Таблица № 70
  |
 |
   |
| Конкуренция, т. е. |
Уклонение, т. е. |
| Соперничество с отста- |
попытка уйти из поля |
| иванием собственных |
конфликта. |
| позиций. |
 
 |
| Формы
|
| урегулирования
|
| конфликта
.
|
   |
  |
| Приспособление - |
Сотрудничество, т.е. |
| действие, направленное |
поиск совместного реше- |
| на самостоятельную |
ния обеими сторонами, |
| выработку решения од- |
удовлетворяющего обе |
| ной из сторон, но |
стороны. |
| удовлетворяющее обе |
| стороны. |
 |
| Компромисс - поиск |
| решения, основанного |
| на взаимных уступках. |
Таблица № 71
 |
  |
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. |
 |
| Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим- |
 |
ного моратория на действия, обостряющие конфликт. |
  |
Стремление к выработке у участников кооперативных |
| ориентаций, отношений делового партнерства и доверия. |
 |
Установление честного, открытого процесса взаимных |
 |
коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.) |
 |
 |
Выработка альтернативных подходов. |
 |
Обязательное соблюдение норм, правил, законов |
 |
международного права. |
 |
| Учет психологических аспектов конфликта (теории |
 |
восприятия, теории личности, учет возможных эффектов |
| на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы |
| конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.). |
 |
Подключение арбитров, беспристрастность которых не |
 |
вызывает сомнения у обеих сторон. |
Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.
Таблица № 72
 |
| Политическая идеология
- форма политического сознания, |
| определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление |
| политического бытия с точки зрения интересов, целей и иде- |
| алов определенных социальных групп и слоев, национальных |
| образований. |
  |
| Легитимация власти определенных |
 |
политических сил и режимов. |
 |
 |
Мобилизующая и интеграционная. |
| ФУНКЦИИ
|
 |
| ПОЛИТИ-
|
 |
К р и т и ч е с к а я. |
| ЧЕСКОЙ
|
 |
| К о г н и т и в н а я. |
ИДЕОЛОГИИ
|
 |
 |
Н о р м а т и в н а я. |
 |
 |
К о м п е н с а т о р н а я. |
Таблица № 73
 |
| Л и б е р а л и з м
- идейно - политическое движение, |
| объединяющее сторонников буржуазно - парламентского |
| строя, выступающих против любых форм контроля за его |
| экономической и духовной деятельностью со стороны |
| светской и церковной власти. |
| Ведущие идеологи классического либерализма: |
| Д. Локк ( 1632 - 1704 гг. ), А. Смитт ( 1723 -1790 гг. ), |
| Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), |
| А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.) |
 |
 |
О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы : |
   |
| Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль- |
 |
ное (от рождения) равенство всех людей.
|
 |
| Признание определенных неотчуждаемых прав человека |
| ( право на жизнь, свободу, собственность ). |
  |
| Теория и практика правового государства. |
 |
Главные условия процветания государства: |
| - господство частной собственности; |
| - невмешательство государства в экономику; |
 |
- простор для личной инициативы. |
 |
| Идея гражданского общества, как общества экономического |
| основанного на частной собственности и рынке, и |
 |
независимого от государства и политических институтов |
 |
 |
Концепция социального прогресса |
 |
 |
Идея “естественного неравенства людей”. |
 |
Неравенство
- естественный биологический, социальный и |
| исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия. |
Таблица № 74
 |
 |
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ |
 |
ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА. |
 |
| Целью общества провозглашается прогресс человечества |
 |
на основе конституционного закона и порядка. |
 |
| Признание допустимости и необходимости |
 |
вмешательства государства в экономическую сферу. |
 |
| Расширение деятельности государства в |
 |
социальной сфере.. |
 |
| Особое внимание уделяется правам и свободам |
 |
человека, а в государственном устройстве - принципу |
| разделения властей. |
 |
| Поддерживается многообразие интересов и плюрализм |
| мнений, реализуемых через многопартийность. В то же |
 |
время равенство и участие рассматриваются не как |
| императив, а только как возможность, реализуемая при |
| наличии благоприятных условий, в целом же приоритет |
| отдается компетентости. |
Таблица № 75
 |
| К о н с е р в а т и з м
- политическая идеология, выступаю- |
| щая за сохранение традиций и устоев государственного и |
| общественного устройства. |
| Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр |
| (1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.) |
 |
  |
П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И : |
 |
 |
Преклонение перед традициями и историческим прошлым. |
 |
| Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив- |
 |
ное отношение только к тем изменениям, которые согла- |
| суются с существующим порядком и развиваются подконт- |
| рольно, а не стихийно. |
 |
| Критическое отношение к потенциальным возможностям |
| совершенствования человека и общества с помощью поли- |
 |
тических средств и методов: только религиозная вера может |
| сделать человека лучше, политические законы лишь не |
| позволяют ему поступать плохо. |
 |
| Государство и правящая элита должны не только управлять |
 |
обществом, но и воплощать мудрость нации. |
 |
| Оправдание решительных мер в защиту консервативных |
 |
ценностей. |
Таблица № 76
 |
| Н е о к о н с е р в а т и з м
- это политическое течение, в |
| основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к |
  |
новым условиям общественного развития. |
| Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Ге- |
| лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др. |
 |
| В мировоззренческом плане
: |
| - приоритетность принципа свободы над принципом равенства. |
| Равенство возможно только как равенство возможностей, но не |
 |
как равенство условий и результатов; |
| - защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима- |
| ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. |
 |
| В экономической области
: |
| - ограничение вмешательства государства в рыночную экономику ; |
 |
- содействие частной инициативе с помощью предоставления |
| налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и |
| предложения на рынке. |
 |
| В политической сфере
: |
| - функционирование политических институтов представитель- |
| ной демократии; |
 |
- демократия должна быть вертикальной, элитарной; |
| - политическая деятельность - профессия, доступная каждому, |
| но лишь при наличии у него соответствующих способностей, |
| призвания и специального образования; |
 |
 |
Суть социальной политики
- создание условий, позволяю- |
| щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от |
  |
государственного “социального попечительства”. |
Таблица № 77
 |
| С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я
- |
| доктрина постепенного реформирования буржуазного |
| общества путем утверждения демократии во всех сферах |
| жизни - политической, экономической, социальной и |
| международной. |
 |
| ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ |
  |
(Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989) |
 |
| Свобода
. Каждый человек имеет право быть свободным |
| от политического принуждения, действовать в силу |
 |
своих личных целей и индивидуальных возможностей. |
 |
| Равенство
. Оно предполагает равную ценность всех |
 |
людей и служит условием свободного развития личности |
| и социального прогресса. |
 |
| Солидарность
. Она носит всеобъемлющий и глобальный |
| характер. Это выражение общности человечества и чув- |
 |
ства сострадания к жертвам несправедливости, моральная |
| и материальная поддержка. |
Таблица № 78
 |
| ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ . |
  |
О с н о в н ы е п о л о ж е н и я . |
 |
| Политическая демократия :
|
| - наличие свободных выборов; |
| - предоставление гражданам действительного выбора |
| между различными политическими альтернативами; |
 |
- возможность смены правительства мирными средствами; |
| - гарантия прав личности и меньшинства; |
| - существование независимой судебной системы, основан- |
| ной на верховенстве закона. |
 |
| Экономическая демократия
|
| - “плюралистическая экономика, основанная на началах |
| самоуправления, предполагающая элементы планирования |
| и сохранение рынка, как регулятора производства”; |
 |
- государство регулирует рынок в интересах людей; |
| - развитие “соучастия” представителей трудящихся в уп- |
| равлении капиталистическими фирмами, а также развитие |
| “самоуправления”. |
 |
| Социальная демократия
|
| Борьба за социальную демократию - это борьба за более |
| высокое качество жизни, которое характеризует степень |
 |
социальной свободы человека, условия и содержание его |
| труда, доступность системы образования и духовных цен- |
| ностей, состояние окружающей среды. |
 |
 |
Международная демократия
|
| Мир и сотрудничество государств. |
Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
.
Таблица № 79

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
|
| Процесс разработки научно обоснованных суждений о возмож - |
| ных вариантах развития политических событий, о сроках, путях |
| изменений политических явлений и выработка конкретных реко - |
| мендаций для практической деятельности. |
Таблица № 80
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ:


Внутриполитическая

Внешнеполитическая

Военно-политическая
   Идеологическая

Социальная

Экономическая

Экологическая
Продолжение табл. № 80
 |
| ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
|
  |
    |
Принципы
|
Методы
|
  |
   |
Достоверность |
Статистические |
  |
 |
Проверяемость |
Фактографические |
 |
  |
 |
Непрерывность |
Математические |
| аналогии |
 |
  |
Системность |
| Исторические |
  |
аналогии |
 |
Многоплановость |
 |
    |
Экстраполяция |
 |
Точность |
 |
 |
Опрос |
| Наличие обратной |
  |
связи |
| Анкетирование |
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
.
Таблица № 81
 |
| ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
|
| ßßß |
 |
| Определение объекта, цели, методов прогноза. |
 |
Сбор данных, влияющих на объект. |
 |
 |
| Разработка поисковой модели. |
 |
 |
| Составление нескольких возможных вариантов |
| развития событий. |
 |
 |
| Выработка рекомендаций для принятия |
| политических решений. |
|